Научная статья на тему 'Тенденции развития образовательной политики в мире и России'

Тенденции развития образовательной политики в мире и России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ / ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ / НАЧАЛО ХХI В. / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ И БИЗНЕС / EDUCATION IN THE WORLD / EDUCATION IN RUSSIA / EARLY 21ST CENTURY / EDUCATION POLICY / PRE-SCHOOL TRAINING / EDUCATION AND BUSINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербов Роман Михайлович

На фоне мирового бума высшего образования и растущей мобильности молодежи Россия постепенно утрачивает свои позиции на международном рынке образовательных услуг. Это обусловлено не только проблемой языка обучения и социальными условиями обучающихся, но и спецификой российской системы высшего образования. России необходимо новая образовательная политика, которая бы отвечала требованиям информационного общества, основанного на знаниях и инновационной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Trends of Education Policy in the World and Russia

Against the background of the world boom of higher education and growing youth mobility Russia steadily loses its positions on the international market of educational services. The cause is not only the language problem or social conditions of training, but also the specific features of the Russian higher educational system. Russia needs a new education policy which would conform to the criteria of an information society based on knowledge and an innovative economy.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития образовательной политики в мире и России»

Р.М. Щербов

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В МИРЕ И РОССИИ

Щербов Роман Михайлович - старший менеджер

ООО АКБ «Росбанк».

Современная постиндустриальная парадигма социально-экономического развития связана с формированием глобального информационного общества -общества, основанного на знаниях. Соответственно формируется и экономика постиндустриального типа - «экономика знаний». В развитых странах складывается новая социально-экономическая инфраструктура, одним из базовых элементов которой является образование. Образование сегодня - уже не индивидуальный выбор людей, а результат прямого воздействия социально-экономического механизма, активно побуждающего людей к получению знаний. При этом образование развивается как непрерывный и индивидуализированный процесс, обеспечивающий быструю переквалификацию работника и его конкурентоспособность в условиях рынка. Во всем мире, в том числе и в России, модернизация образования провозглашена сегодня в качестве центральной задачи государственной политики, осознающей необходимость адаптации системы образования к потребностям общества, основанного на знаниях.

* * *

Становление современной системы образования немыслимо без программ развития детей дошкольного возраста. Эти программы пришли на смену ортодоксальной модели воспитания в традиционной семье. Новая модель семейного воспитания стала ответом на повышение доли экономики услуг и приток женщин в сферу оплачиваемой занятости (25).

В экономической литературе приводятся веские аргументы в пользу указанных программ. Это - рост занятости, увеличение налоговых доходов и сокращение социальных расходов на более поздних этапах образования (26; 27;

28). Это также польза для здоровья нации и развития социального партнерства (14). Раннее детство представляет редкую возможность инвестиций в человеческий капитал, поскольку они последовательно увеличивают отдачу на следующей стадии обучения. Расчет нормы прибыли к доллару инвестиций показал, что в юношеском возрасте этот показатель выше, чем в более позднем возрасте (17).

В некоторых исследованиях показана корреляция между годами обучения в раннем детстве и успеваемостью на стадиях последующего обучения. Так, программы развития детей дошкольного возраста в Латинской Америке позволяют добиться более высокого уровня их готовности к школе, более успешно пройти курс обучения в университете или колледже. Эти программы относительно недороги, а отдача от них в 5-19 раз превышает затраты (5). Проведенное недавно в Норвегии исследование подтвердило высокую эффективность посещений детьми детского сада - в результате увеличивается число будущих студентов (23). Исследователи из Новой Зеландии также свидетельствуют о преимуществах раннего обучения, обеспечивающего положительный эффект в 16 лет независимо от условий семьи (29).

Улучшение качества раннего образования стало растущим приоритетом политики в государствах - членах ОЭСР (24). Ее эксперты с 1998 г. публикуют обзоры, где содержится оценка политики, программ и условий образования детей в период от рождения до наступления обязательного школьного возраста. Например, Норвегия гарантирует каждому ребенку в возрасте одно-го-пяти лет из малообеспеченной семьи место в высококачественном детском саду (23).

К сожалению, в России ситуация с дошкольным образованием сложилась весьма непросто. Сегодня очередь в дошкольные учреждения превышает 1,5 млн. человек, в том числе для детей старше полутора лет - более 1 млн. человек (6). Рост рождаемости в последние годы выявил нехватку зданий дошкольных учреждений, которые были распроданы, либо ликвидированы в 1990-е годы. Министерство образования и науки РФ провозгласило развитие дошкольного образования одной из главных задач на 2011-2015 гг.

Долгосрочным императивом на весь XXI век эксперты считают интеллектуализацию образования, которая предполагает усиление курсов по естествознанию и «математики качества» (математика структур, геометрии, топологии и т.п.) (12). Президент США Б. Обама не ежегодном собрании Американской национальной академии наук сообщил о планах реализации инвестиционной программы (более 3% ВВП) в сфере фундаментальных исследований и улучшения математического и естественнонаучного образования (7).

Между тем в России официальная политика в области образования находится в противофазе с тем, что происходит в развитых странах мира. Видные 84

российские ученые - математики, физики, химики (В.А. Садовничий, Ю.С. Осипов, В.В. Козлов, В.И. Арнольд, Ж.И. Алфёров, В.Л. Гинзбург, В.А. Кабанова, А.Ф. Платэ) уже давно говорили о деинтеллектуализации российского образования, о резком падении качества преподавания естественных наук и математики в средней школе, о сокращении предметов естественнонаучного цикла (1; 2; 10). «Создаются поверхностные "кентавры" из физики, химии и биологии. То же самое происходит и в сфере гуманитарных наук, где рожден такой "кентавр", как "обществоведение", склеенный из разных дисциплин» (3).

Но научно-технический прогресс невозможен без смелых научных поисков и рисков, способность к которым воспитывается в системе образования, а если стандарты образования будут снижаться, то и в дальнейшем вряд ли стоит ожидать будущего процветания страны.

В мире неоднократно поднималась проблема справедливости в сфере образования. Это нашло отражение в многочисленных документах. В частности, во Всемирной декларации об образовании для всех (Джомтьен, 1990 г.), Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (Париж, 1960 г.), в документах Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах (1966), Конвенции 1979 г. о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, в решениях Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам социального развития (Копенгаген, 1995 г.), в документах ЮНЕСКО.

Международное сообщество приняло в 1990-х годах обязательства в отношении базового образования. «Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций» провозгласила цели обеспечения всеобщего начального образования и поощрения равенства мужчин и женщин, расширения прав и возможностей женщин. Дакарские рамки действий, принятые на Всемирном форуме по образованию в 2000 г., обозначили следующие цели «образования для всех»: расширение мер по уходу за детьми младшего возраста и их воспитанию, особенно в отношении категории наиболее уязвимых и обездоленных детей; обеспечение к 2015 г. доступа всех детей к бесплатному и обязательному высококачественному начальному образованию; удовлетворение образовательных потребностей всех молодых людей и взрослых; повышение к 2015 г. на 50% уровня грамотности взрослых, особенно женщин; ликвидация разрыва между мальчиками и девочками в начальном и среднем образовании и достижение к 2015 г. равенства мужчин и женщин в области образования.

Как реализуются принципы достижения справедливого образования, провозглашенные международным сообществом? По данным ООН, в мире улучшилось обеспечение всеобщего начального образования. За период

1990 / 91-2001 / 02 уч. гг. доля учащихся начальных классов увеличилась во всех регионах развивающихся стран. Однако школьным образованием по-прежнему не охвачены 121 млн. детей, включая 65 млн. девочек. Число таких детей велико в Африке, Южной Азии, во всех наименее развитых странах мира. Равенство между девочками и мальчиками в сфере начального и среднего образования все еще не достигнуто в странах Африки к югу от Сахары, в Южной и Западной Азии, где среди учащихся средней школы на 100 мальчиков приходится менее 80 девочек (8). Всемирный банк считает необходимым увеличить на 20 млрд. долл. помощь развивающимся странам в условиях мирового финансового кризиса для выполнения обязательств «Целей тысячелетия» (19).

Во многих азиатских и арабских государствах, а также в Европе и Северной Америке растет число функционально неграмотных взрослых. Так, в отчетах ВБРР, Программах развития ООН и Лиги арабских государств подчеркивается, что одной из основных причин отставания арабского мира, обладающего 5% мирового населения и значительной долей мировых запасов нефти и газа, служит так называемая «образовательная бедность». Почти пятая часть общей численности детей школьного возраста, т.е. более 7 млн., в этих странах не посещают школу, причем 60% из них - девочки. В среднем количество лет, которые арабские дети проводят в школе, более чем в 2 раза ниже аналогичного показателя в восточноазиатских странах. Неграмотность населения остается в среднем на уровне 30%, а в некоторых арабских государствах достигает даже 50-60%. Качество арабского образования не отвечает требованиям современного рынка труда. В целом образовательные системы остаются в этих странах традиционными, основанными на заучивании материала наизусть и авторитарной власти учителя (11).

Во многих странах возможность получить качественное образование значительно сужается для таких социально-демографических групп, как бедные, беспризорные и работающие дети, жители сел и отдаленных районов, кочевники и мигранты, этнические, расовые и языковые меньшинства, инвалиды, беженцы, лица, перемещенные в результате военных действий, и люди, живущие в условиях оккупации.

На неофициальной встрече министров просвещения ОЭСР «Улучшение политики образования» (Осло, 2009 г.) подчеркивалось: «Справедливость в образовании означает, что у всех должен быть доступ к минимальному стандарту образования, и каждый ребенок может полностью реализовать свой образовательный потенциал. Справедливость в образовании имеет значение, поскольку образование связано с более высокими доходами, лучшим здоровьем, большей продолжительностью жизни, успешным воспитанием и гражданским участием. Следовательно, справедливое и содержательное об-

разование - один из самых сильных рычагов сообщения обществу устойчивого импульса к развитию» (20).

Проблема справедливости в образовательной политике государств обостряется в связи с усилением в глобальной экономике миграционных процессов. Иммигранты во многих странах ОЭСР составляют сегодня 10-20% от общего числа обучающихся. При этом их доступ к качественному образованию, как правило, ограничен, они чаще досрочно покидают школу и имеют более низкий уровень академической успеваемости, чем коренные жители. Так, уровень образования иммигрантов в Германии ниже, чем у коренных немцев: в числе первых среднего образования не имеют 14,2% жителей, а среди коренных жителей Германии таковых - 1,8% (4). Неравенство образовательных возможностей многие государства пытаются преодолеть расширением поддержки студентов-иммигрантов. Уже в раннем возрасте их детей обучают по специальным программам, включающим, помимо прочего, усиленное изучение языка в школе.

В документах ЕС одобрен опыт социального включения мигрантов через систему образования в Ирландии (15). В этой стране приняты эффективные законы, создано Министерство интеграции, которое должно обеспечивать равный доступ детей иммигрантов к качественному образованию. Оказывается дополнительная финансовая поддержка для обучения английскому языку в школах и в системе высшего образования. Особое внимание уделяют детям мигрантов дошкольного возраста. За ними осуществляется уход, действуют специальные службы заботы о детях, институт нянь и т.д. Услуги по уходу регулируются инструкцией, предусматривающей освобождение от налогообложения воспитателей, работающих на дому. Ранние программы обучения созданы в начальных школах бедных регионов страны и в центрах, где под руководством компетентных учителей и специалистов по охране детства обучаются дети, нуждающиеся в особом подходе для реализации их потенциала. Такие школы посещают до 30 детей, а начальные центры - до 60 детей, достаточных для двух дошкольных классов.

Учитывая важную роль участия родителей в воспитании ребенка в раннем возрасте, особенно в его языковом развитии, в стране развернута инициатива «Связь дома и школы», направленная на установление сотрудничества между родителями, учителями и местными общественными организациями. Широко распространенные в стране услуги, оказываемые в рамках этой инициативы (например, в 2008 / 09 уч. гг. они были предоставлены 651 школе), включают языковую поддержку родителей-иммигрантов, не говорящих на английском языке, вовлечение их в управление учебным заведением, подготовку и перевод учебных материалов на различные языки. Некоторые иммигрантские сообщества помогают детям изучать родной язык в свободное от занятий время. Например, польская и японская общины прово-

дят занятия по родному языку, истории и географии на всех уровнях образования. Координаторы программы налаживают связь между семьями учеников и школой, регулярно посещают дома иммигрантов. Сами школы поддерживают тесные контакты с этническими агентствами, неправительственными организациями, библиотеками и местной властью. О работе ирландской системы образования можно ознакомиться на языках основных групп мигрантов в СМИ (буклетах, DVD и на широкополосном видео), что повышает компетентность родителей иммигрантов при решении вопроса об образовании своих детей. Учебные курсы для взрослых иммигрантов организуют местные комитеты по профессиональному образованию, неправительственные организации и библиотеки. Последние оказывают также компьютерные услуги в изучении языков (21).

Успех образовательной политики обеспечивается в основном усилиями профессиональных педагогов, многие из которых имеют ученые степени. Труд учителей в Ирландии хорошо оплачивается и традиционно высоко ценится в обществе (16). Принимаемые в Ирландии политические, административные и финансовые меры по языковой поддержке и интеграции детей иммигрантов на всех уровнях обучения позволили снизить процент отсева школьников. В 2007 г. только 2% учащихся ушли из школы без свидетельства о неполном среднем образовании, а в 1980 г. таких было 9%. Отсев школьников в Ирландии теперь самый низкий в странах ОЭСР, и студенты - иммигранты первого поколения в среднем достигают тех же результатов в образовании, что и их сверстники - коренные ирландцы (13; 18).

В современной России проблема справедливости в образовании стоит достаточно остро. И хотя введение ЕГЭ обеспечило некоторый рост числа сельских школьников, поступающих в вузы, многие проблемы сельской школы, остаются, на наш взгляд, нерешенными. Это - дефицит бюджетного финансирования, неудовлетворительное материально-техническое обеспечение, нехватка квалифицированных кадров, их слабая подготовка, неразвитость программно-методической и информационной сети и т.д. В целом говорить и сегодня об эффективности экономических механизмов развития школы на селе не приходится.

Введение в сельских школах с 2009 г. нормативно-подушного финансирования вместо максимального сбережения образовательного потенциала действующей школьной сети в большинстве регионов привело к снижению материального обеспечения учителей, сокращению ставки сельских педагогов-воспитателей, массовому закрытию малокомплектных школ, что сегодня создает угрозу исчезновения самих сел и сельского образа жизни. Между тем на селе необходимо развивать модели образовательных учреждений, включающих все ступени общего и профессионального образования, активно использовать компьютерные технологии, совершенствовать подготовку земско-88

го учителя широкого профиля. Проблему сельской школы государство обязано решать с учетом не только экономического эффекта, но и того обстоятельства, что именно вокруг школы должен формироваться уклад российской сельской жизни, ценность которого должна формировать именно школа.

В современной России, как и во всем мире, мигранты являются социально проблемной группой населения. После распада СССР Россия стала одним из мировых лидеров миграционных процессов. За 1991-2006 гг., по данным официальной статистики, в Россию приехали на постоянное жительство 8,6 млн. человек. Она находится в лидирующей группе стран и по масштабам трудовой миграции. Российские иммигранты, как правило, недостаточно владеют русским языком, плохо знакомы с культурным наследием и историей страны, основами российского законодательства и реалиями российского быта. Половина трудовых мигрантов, работающих в России, не знают русского языка. Это приводит не только к нарушениям техники безопасности на предприятиях, но и к межнациональным конфликтам. Сами мигранты далеко не всегда ориентированы на освоение принятых в принимающей стране обычаев и норм поведения.

Проблемы образования детей-мигрантов в России осложняются значительным перерывом в занятиях, слабым знанием русского языка, непониманием требований школы и низкой успеваемостью. Особую тревогу вызывает морально-психологическое состояние прибывших детей, многим из которых присуще чувство подавленности, страха, психическая неуравновешенность.

Субъекты Российской Федерации, принимающие значительные потоки мигрантов, накопили определенный опыт адаптации и интеграции мигрантов через систему образования. В Москве, куда ежегодно прибывают более 1 млн. человек, апробированы некоторые нормативно-организационные подходы, разработаны учебно-методические пособия, организованы курсы повышения квалификации или переподготовки учителей. В общеобразовательных школах, где учатся дети, слабо владеющие русским языком, открываются группы по изучению русского языка как иностранного. В этих группах проводятся дополнительные занятия по два часа в неделю. Работают 12 специализированных общеобразовательных учреждений, осуществляющих первичную адаптацию мигрантов - «школы русского языка», где дети мигрантов получают языковую подготовку в течение одного учебного года, после чего поступают в соответствующий их возрасту и уровню класс общеобразовательной школы. В числе этих 12 школ есть и вечерние, где могут учиться взрослые.

В Санкт-Петербурге издан букварь для детей мигрантов, действует научно-методический центр, разработавший инновационную программу по обучению и помощи детям различных национальностей. Для индивидуальной работы с детьми мигрантов выбрана старая, академическая форма занятий -

продленный день. В центре занимаются не только русским языком, но и математикой, рисованием, трудом, пением. Детей водят на экскурсии и прогулки, они посещают музеи. Некоторые дети от 7 до 15 лет проходят реабилитацию в отделении дневного пребывания несовершеннолетних. Они приходят сюда после школы, примерно в час дня, а уходят в восемь вечера. Как правило, детей, плохо знающих русский язык, сопровождают от двух недель до двух месяцев.

Но этот опыт приобретения навыков социализации - лишь один из способов поддержки, но не стратегическое решение проблемы. Необходима четкая государственная политика адаптации и интеграции мигрантов. Однако в РФ до настоящего времени приоритетные задачи по языковой и социально-культурной адаптации мигрантов даже не были сформулированы на государственном уровне. Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренная в 2003 г., не была подкреплена законодательными нормами и конкретными рекомендациями. Задачи по адаптации и интеграции прибывающих переселенцев были наиболее полно сформулированы в принятой в 2006 г. Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Но конкретные подходы и меры для организации этих процессов на местах оставлены на усмотрение региональных властей.

В России отсутствует образовательная инфраструктура, позволяющая мигрантам из зарубежных стран повысить свой уровень владения русским языком, получить знания в других областях, которые помогли бы им интегрироваться в принимающее сообщество. Освоение подобного учебного курса как обязательное условие получения рабочего места до недавнего времени оставалось лишь рекомендацией отдельных ученых и экспертов.

Что необходимо? Широкая национальная стратегия в области образования мигрантов, ее целевое финансирование, сбор и анализ информации о соответствующем внутреннем и зарубежном опыте. Проведение современной образовательной политики требует укрепления социального партнерства. Планирование, эффективное управление и оценка различных форм образования, связь с рынком труда и реконструкция образовательных учреждений могут быть обеспечены лишь совместными усилиями работников системы образования, родителей, местного сообщества, бизнеса, представительных и неправительственных организаций. Успешное решение проблем образования требует также мобилизации личных возможностей учащихся, превращения их из «объектов обучения» или «лиц, получающих помощь» в равноправных участников процесса обучения. Все члены общества, все социальные партнеры должны внести свой вклад в это дело, осознав, что время, энергия и фи-

нансовые средства, затраченные на образование, представляют собой самые серьезные инвестиции в развитие личности и будущее страны.

Важный элемент партнерства составляет совершенствование материальной инфраструктуры образовательных учреждений. Привлекательная архитектура, современное оборудование и рациональная эксплуатация образовательных учреждений способны повысить качество образования, прочность и безопасность среды обучения даже при дефиците финансирования. Поэтому в мире развивается сотрудничество городов и университетов по созданию объединенной академической, предпринимательской и инновационной окружающей среды. Примером такого сотрудничества служит шведский город Лунд, где 42% жителей - студенты. В Ньюкасле (Великобритания) университет превратился в научный центр, в Бостоне (США) - в деловой центр. Правительство Испании в последние годы посредством финансирования стимулирует создание академической среды, социально объединенной с городской средой.

В России необходимо выстраивать взаимовыгодное партнерство системы образования и бизнеса, для чего руководители образовательных учреждений должны активно изучать профессиональные особенности бизнеса, поддерживать прямые контакты с работодателями, уточнять их потребности в кадрах и в обучении, организовывать производственную практику, а в дальнейшем и трудоустройство выпускников с учетом интересов конкретных компаний. Бизнес, со своей стороны, должен идти по всем вопросам навстречу образовательным учреждениям и всеми мерами способствовать достижению общей цели - удовлетворению потребности граждан, общества и рынка труда в качественном образовании. Однако роль работодателя в выработке требований к выпускникам не стоит преувеличивать. Как правило, его интересы достаточно узки, ориентированы на конкретную отрасль и предприятие. Оптимальное решение в этом случае - найти золотую середину между государственными стандартами образования и стандартами, которые предъявляют работодатели частного сектора, с тем, чтобы учреждения высшего образования готовили высококвалифицированных, востребованных специалистов, способных успешно функционировать на рынке труда.

В России только предстоит разработать систему профессиональных стандартов с учетом требований к уровню квалификации и компетенции по профессиям, предъявляемых работодателями и рынком труда. Необходимо также создать новую национальную систему квалификаций для обеспечения прозрачности, сопоставимости и признания квалификаций, дипломов и свидетельств об образовании и обучении. Для работодателя принципиально важно, каким набором знаний, навыков и компетенций обладает работник в результате завершения обучения. Работник, в свою очередь, должен иметь стимулы для повышения своего профессионального уровня, уметь подтвер-

дить новую квалификацию. Необходимо создать новую систему финансирования учреждений профессионального образования за счет ежегодных доходов от размещения государственных и частных средств без права их использования в коммерческих целях (система «эндаумента»). Следует допускать как государственные, так и частные компании в число учредителей учебных заведений. Именно участие бизнеса в деятельности образовательных учреждений позволит работодателям привлечь дополнительные средства и включиться непосредственно в образовательный процесс и экзаменационные комиссии учебных заведений.

Необходимо сделать экономически выгодным для российского бизнеса развитие внутрикорпоративных систем обучения и подготовки кадров, создание корпоративных университетов и базовых кафедр в вузах. Такая образовательная деятельность компании не должна облагаться налогами наравне с коммерческой деятельностью. Нужно создать условия для развития образовательных и сопутствующих им социальных кредитов в целях расширения доступа способной молодежи к качественному образованию. Продолжить совместно с образовательными учреждениями эксперимент по практическому внедрению системы кредитования образовательных потребностей и оформить ее законодательно. Создать при активном участии экспертного сообщества публичную и независимую систему рейтингов вузов. Кардинально изменить систему финансирования профессионального образования: перейти от бюджетного к подушевому финансированию, используя систему образовательных сертификатов.

В РФ в последнее десятилетие расходы на образование все больше перекладываются с государственного бюджета на самих учащихся и их родителей. В результате стоимость обучения в государственных вузах приближается к существующей во многих частных вузах, что подрывает принцип доступности высшего образования. Требуется законодательно закрепить равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений и предоставить семье на базе современных технологий дистанционного и дополнительного образования более широкие возможности выбора школы, а учащимся -преподавателей. Это особенно актуально для малокомплектных и удаленных школ, вообще - для российской провинции (9).

Современная образовательная политика немыслима в условиях глобализации без усиления международного сотрудничества. Декларации и правовые документы ЮНЕСКО, включая Всемирную декларацию по высшему образованию в XXI в. (1998), Рекомендации о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений 1997 г. и др. определяют круг проблем национальной политики в этой сфере. Региональные конвенции о взаимном признании свидетельств об образовании, которые к настоящему времени ратифицировали свыше 100 государств-членов из всех регионов мира, 92

содействуют международному сотрудничеству в области высшего образования, повышают мобильность студентов и преподавателей. Крупнейшая реформа в сфере высшего образования в Европе, воплотившаяся в «Болонском процессе», определила европейскую зону высшего образования, а сфера европейского профессионального образования и повышения квалификации нашла свое отражение в «Брюжском процессе».

Важным количественным, интернационально сопоставимым индикатором образования стала программа PISA (Programme for International Student Assessment) ОЭСР, нацеленная на выявление базовых знаний, способностей и умений 15-летних учащихся, значимых для полноценного включения в социум. PISA расширяет области оценки (в 2000 г. оценивалась компетентность чтения, в 2003 - математическая грамотность, в 2006 - научная грамотность, в 2009 - способность чтения электронных текстов) и охват стран-участниц. Если в 2000 г. в Программе PISA участвовали 28 стран, то в 2006 - уже 57 стран. В скором времени ОЭСР планирует оценивать высшие учебные заведения (университеты, политехнические школы и колледжи) с помощью нового инструмента - AHELO (Assessment of Higher Education Learning Outcomes), учитывающего различия культур и языков. В 2011 г. предполагается проведение первого этапа Программы PIAAC (Programme for International Assessment of Adult Competencies), предназначенной для многоэтапной оценки профессиональных навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста (16-64 лет) в странах ОЭСР.

На повестке дня определение социальных результатов образования: занятости, производительности, здоровья, гражданства, которые позволят идентифицировать наиболее уязвимые звенья систем образования, будут способствовать более полному использованию возможностей, предлагаемых образованием в интересах отдельного человека и общества в целом.

На фоне мирового бума высшего образования и растущей мобильности молодежи РФ постепенно утрачивает свои позиции на международном рынке образовательных услуг. Это обусловлено не только проблемой языка обучения, условиями проживания и исчерпанием ресурса русскоязычных абитуриентов из бывших республик СССР, но и спецификой российской системы высшего образования. России необходима новая образовательная политика, которая бы отвечала требованиям информационного общества, основанного на знаниях и инновационной экономике.

Литература

1. Алфёров Ж.И. Наука и общество. - СПБ., 2006.

2. Алфёров Ж.И., Садовничий В. А. Образование для России XXI (http://www.mccme.ru/ edu/index.php?ikey=msu-book_alferov).

3. Гинзбург В. Л. Религия и наука. Разум и вера // Наука и жизнь. - 2000. - № 7. - С. 2229.

4. Интеграция мигрантов в Германии (http://btimes.ru/migranty/10-03-2010/migrant).

5. Ломборг Б. Вопросы реформирования стран Латинской Америки // Project Syndicate. -2007 (http://www.project-syndicate.org/commentary/lomborg22/Russian).

6. Материалы к выступлению министра образования и науки А. Фурсенко на встрече с делегатами VI съезда Общероссийского профсоюза образования 30 марта 2010 г. (http:// mon.gov.ru/ruk/ministr/dok/6922/).

7. Обама Б. Мы вернем науке подобающее ей значение. Выступление в Национальной академии наук США (http://polit.ru/science/2009/05/22/obama.html).

8. Осуществление Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций. Доклад Генерального секретаря ООН 27 августа 2004 г. (http://www.un.org/Russian/goals/ development. htm).

9. Послание президента РФ Федеральному Собранию. 12 ноября 2009 г.

10. Садовничий В.А. Пока не поздно - уже опаздываем... // Образование, которые мы можем потерять: Сборник / Под общей ред. В. А. Садовничего. - М., 2002.

11. Салем П. Обучение как средство избавления от экстремизма (http://www/project-syndicate.org/commentary/salem5/Russian).

12. Субетто А.И. Интеллектуализация образования как проблема XXI века // «Академия Тринитаризма». - М., Эл № 77-6567, публ. 10257, 06.03.2003 (http://www.trinitas.ru/rus/doc/ 0012/ 001a/ 00120061.htm).

13. Byrne D. et al. School leavers: Survey report 2007. - Dublin: The Economic and Social Research Institute & Department of Education and Science, 2008 (www.education.ie/servlet/blobservlet/ stat_school_leaver_survey_2007.pdf).

14. Cleveland G., Krashinsky M. Financing ECEC services in OECD countries. - P.: OECD, 2003 (www.oecd.org/document/3/0,2340, en_2649_201185_27000067_1_1_1_1,00.html).

15. Commission of the European Communities (2008). Green paper Migration and Mobility: Challenges and Opportunities for EU Education Systems. Commission Staff Working Documents, COM (2008) (www.lex.unict.it/eurlabor/documentation/com/2008/com(2008)-423en.pdf).

16. Coolahan J. Attracting, developing and retaining effective teachers: Country background report for Ireland // Department of Education and Science. - Dublin, 2003.

17. Cunha F., Heckman J., Lochner., Masterov D.V. Interpreting the evidence of life-cycle skill formation / IZA Discussion Paper Series. - Bonn: Institute for the Study of Labour, 2005. - N 1575 (July).

18. Executive summery and recommendations // OECD reviews of migrant education: Ireland // OECD, 2009.

19. Global monitoring report 2010 - the MDGS after the crisis overview World Bank, International Monetary Fund (http://siteresources.worldbank.org/DEVCOMMINT/Documentation/ 22553960/DC2010-0008(E)GMR2010Overview.pdf).

20. Improving equity in education: Summary by the chair, Norway's Minister of Education, Bard Vegar Solhjell // Informal meeting of OECD Ministers of Education (Oslo 9-10 June 2009) (http://www.oecd.org/dataoecd/28/10/43128478.pdf

21. McGorman E., Sugrue C. Intercultural education: Primary challenges in Dublin 15: Report funded by the Social Inclusion Unit of the Department of Education and Science. - Dublin, 2007.

22. OECD reviews of migrant education - closing the gap for immigrant students: policies, practice and performance. - OECD, 2010 (http://www.oecd.org/dataoecd/5/63/45012915.pdf).

23. Opening speech of Norwegian Minister of Education Bard Vegar Solhjell at the informal meeting of OECD Ministers of Education. - Oslo, 2009. - 9 June (http://www.oecd.org/dataoecd/ 28/10/43128478.pdf).

24. Starting Strong - OECD, 2001; Starting Strong II - OECD, 2006.

25. Tizard B. The care of young children: Implications of recent research. - L., 1986.

26. Vandell D.L. Early child care: The known and the unknown // Merrill Palmer quarterly journal of developmental psychology. 2004. - Vol. 50, N 3. - P. 387^14.

27. Vandell D.L., Wolfe B. Child care quality: Does it matter and does it need to be improved? -Wash. DC: United States Department of Health and Human Services, 2000.

28. Verry D. Some economic aspects of early childhood education and care // International journal of educational research. - 2000. - Vol. 33, N 1. - P. 95-122.

29. Wylie C., at al. Competent learners on the edge of adulthood: A summary of key findings from the competent learners / New Zealand Council for Educational Research (www.educationcounts.gov.nz/publications/ece/2567/35076/4).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.