Научная статья на тему 'Образование для иммигрантов: вызов глобализации системе образования'

Образование для иммигрантов: вызов глобализации системе образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Орланова А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование для иммигрантов: вызов глобализации системе образования»

2. Проведение исследований качества резьбовых соединений при периодических испытаниях и аварийных ситуациях:

• Машиностроительные предприятия - 50 заявок в год;

• Нефтегазодобывающие предприятия - 200 заявок в год.

Объём объем реализации - 13-15 млн. рублей ежегодно.

3. Предоставление информационных услуг:

Объём реализации - 2-3 млн. рублей ежегодно.

Учитывая, что затраты на создание и сертификацию лаборатории составляют около 300 млн. руб., срок окупаемости проекта составляет не более 4-5 лет. Ближайшие подобные исследовательские лаборатории находятся в Англии, Германии и Китае. Россия, являясь мировым лидером по объему добычи нефти и газа, сегодня не имеет современных технологий в области резьбовых соединений, хотя они повсеместно используются в добыче полезных ископаемых. В условиях, когда главным направлением государственной промышленной и экономической политики является технологическая модернизация, такая ситуация с технологиями в ключевой отрасли экономики страны выглядит несколько странно.

Еще одним направлением для сотрудничества ЗАО «ПКНМ» и Высшей школы могла бы стать работа по трибо-техническому упрочнению высоконагруженных поверхностей деталей на основе технологии ионного азотирования. Рынок азотирования огромен с точки зрения возможностей. По сравнению с традиционными видами упрочнения, азотирование не только не хуже, но и позволяет, во-первых, осуществлять упрочнение вне зависимости от сложности формы изделия, во-вторых, благодаря отсутствию пористости, существенно повышает коррозийную устойчивость металла, в-третьих, упрочненный слой имеет более чем в 2 раза большую износостойкость. Этот проект имеет в своей технологии наносоставляющую и сейчас, для его реализации компания пытается получить финансирование от государственной корпорации нанотехнологий «Роснанотех». Так как ГК «Роснанотех» по сути своей является финансовым учреждением или венчурным фондом, ее сотрудничество с ЗАО «ПКНМ» предполагает лишь финансовую поддержку со стороны государственной корпорации в размере 300 млн. руб. для закупки необходимого оборудования. Учитывая, что такой возможностью и ресурсами сейчас обладают и НИУ, проект мог бы получить развитие и в рамках интеграции ПКНМ с ВУЗом.

Конечно, на пути интеграции инновационных компаний с высшей школой стоит еще множество проблем. Так, плохо регламентированы вопросы взаимодействия с государственными судебными, надзорными и аттестационными органами. Актуальна проблема дефицита специалистов в прикладных науках, предполагающих помимо фундаментальной научной подготовки, опыт в реализации конструкторских разработок в производстве. Кроме того, университеты никогда не занимались созданием инноваций, не в смысле научных изобретений, но в смысле коммерчески реализуемых проектов1.

Тем не менее, все эти проблемы решаемы в рамках создания системы управления инновационными процессами, а реальное инновационное развитие науки на базе университетов возможно, во многом, только на базе интеграции с инновационными компаниями, критериями отбора проектов для которых служит их конкурентоспособность и коммерческая привлекательность.

Орланова А.И.

к.соц.н., доцент Академии труда и социальных отношений

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ИММИГРАНТОВ2: ВЫЗОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Глобализация имеет не только информационное и экономическое, но и миграционное лицо. Существенно понизив влиятельность государственных регламентов, она привела мир в беспрецедентное миграционное движение - высвободила огромные потоки трудовой, туристической и иной миграции. Безусловно, туристы приносят экономическую выгоду стране въезда, и немало стран живет за счет въездного туризма. Однако развитые экономики, испытывающие в настоящее время давление, с одной стороны, ускорения мирового социально-экономического процесса, а с другой - долгосрочных демографических проблем, связанных с постарением и сокращением населения, больше нуждаются не в туристах, а массовых трудовых мигрантах, способных удовлетворять национальный спрос на рабочую силу в условиях ее растущего национального дефицита. Тем более что пока в мире существует неравенство стран по качеству жизни в них, массовые потоки трудовых мигрантов из стран с низким качеством жизни в страны, где качество жизни выше, не иссякнут.

Так почему же странам со стареющим и убывающим населением не воспользоваться «миграционной» услугой глобализации для решения этих грозных на обозримое будущее проблем своего социально-экономического развития? Социологи и социальные психологи констатируют, что в потоках мигрантов преобладают активные и трудоспособного возраста люди. Такие люди, при соответствующей политике принимающего государства, способны обеспечить стране въезда более динамичное социально-экономическое развитие. В частности социолог из Великобритании Р. Брен-

1 Сурин А.В., Молчанова А.П. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2008. -368 с.

2

Иммигрант - мигрант, въезжающий в чужую страну, в отличие от эмигранта - мигранта, покидающего свою страну. -Прим. автора.

нер именно фактором международной миграции населения объясняет «экономические чуда», случившиеся в разное время в разных странах. Так, по Р. Бреннеру, «экономические чуда» были сотворены:

- в Амстердаме XVII века - образованными и предприимчивыми иммигрантами, имевшими торговых партнеров по всему миру (фактор социальных сетей - социального капитала);

- с XIX века в открытых экономиках Сингапура и Гонконга - иммигрантами из Индонезии и Китая, а затем, после 1949 года, из Шанхая и Европы;

- в Шотландии середины XIX века - иммигрантами, хлынувшими в страну из-за открытости в то время ее экономики и терпимости государства к предпринимательству;

- в Западной Германии после второй мировой войны - иммигрантами (а вовсе не благодаря плану Маршалла, как принято считать), приток которых составил в Западную Германию с 1945 по 1961 год 12 миллионов человек, в основном квалифицированных работников из Центральной Европы и Средиземноморья1.

Собственно, идею Р. Бреннера об иммигрантах как чрезвычайно эффективных инвестициях в национальное социально-экономическое развитие наглядно подтверждают США - страна иммигрантов, демонстрирующая устойчивую способность к инновационному развитию, которую и поддерживают непрерывные иммигрантские вливания, не дающие стране «расслабиться». Вот - слова президента США Б. Обамы: «Постоянный поток иммигрантов помог Америке стать тем, чем она стала»2.

Разумеется, иммигранты могут быть разными - представлять спектр от человеческого капитала до преступников, - и ясно, что стране въезда мигрантов нужен человеческий капитал и не нужны преступники. Иммигрантские США самим своим устойчивым, на протяжении вот уже более века, мировым экономическим лидерством доказывают первостепенную важность условий, которыми встречает массовых мигрантов страна въезда. В США иммигрантов встречает безусловное требование их ассимиляции, обеспеченное соответствующими научно выверенными и технологичными (исполнимыми) программами. По опыту США, именно ассимиляционная стратегия гораздо эффективнее любой полицейской стратегии в распознавании в общем иммиграционном потоке нежелательных иммигрантов - нелегалов, социальных иждивенцев, преступников. Притом, что стратегия ассимиляции иммигрантов нужна и для решения важнейшей задачи поддержания социального мира в стране массового въезда мигрантов. Иммигранты как представители других культур в принимающем их обществе создают для себя и принимающего общества психологическую проблему столкновения разных культур. Массовое сознание принимающего общества относится к иммигрантам как к «чужакам». Отсюда - необходимость для принимающей страны иметь эффективную государственную программу ассимиляции иммигрантов. Иначе, если пустить ситуацию столкновения разных культурных кодов, разных образов жизни на самотек, в обществе наверняка дадут о себе знать ксенофобия и расизм, нетерпимость и агрессия, причем и со стороны коренного населения, и со стороны иммигрантов3.

И вновь опыт США подсказывает, что наиболее эффективная стратегия ассимиляции иммигрантов - это их ассимиляция через образование. В США - иммигрантской стране - система образования исторически складывалась именно как система образования для иммигрантов, именно как инструмент «плавильного котла», что всегда имело чрезвычайное значение для самосохранения общества, скрепляемого адресным обращением образования к этнически разным учащимся с целью превратить их в единую нацию. Поэтому образование в США от средней до высшей школы всегда имело сверхзадачу обеспечения гражданского единства в стране на основе этнической и расовой терпимости. Без такой терпимости иммигрантская страна, куда непрерывно устремляются представители всех этносов и рас, просто не могла бы существовать.

Глобализация вызвала небывалую волну международной миграции4, о чем свидетельствует, например, следующая табл. 1.

Эта беспрецедентная миграционная волна сделала стратегию США по ассимиляции иммигрантов через образование актуальной для многих стран, которые стали странами массового въезда мигрантов. В настоящее время лидеры по приему мигрантов - США (35 млн.), Россия (13,3 млн.) и Германия (7,3 млн.). Правда, Россия как иммигрантская страна сильно проигрывает в сравнении с иммигрантскими США и Германией. В отличие от США и Германии, Россия - не только иммигрантская, но и эмигрантская страна. По официальным данным Счетной палаты РФ, за последние годы из России уехали 1 250 000 человек - немногим меньше, чем после 1917 года. Эти данные подтверждает Федеральная миграционная служба, указывая, что порядка 300-350 тысяч россиян ежегодно уезжают за рубеж. Притом, что уезжает из России в основном образованная и предприимчивая часть общества, а въезжают, практически исключительно из бывших советских республик, трудовые мигранты для неквалифицированных работ. Так что качество иммигрантской России - низкое.

1 Brenner R. The causes of economic growth // Cato policy report. - 1998. - Vol. 20, N 3.

2 Remarks by the President on comprehensive immigration reform, July 01, 2010 // The White House // http://www.whitehouse. gov/the-press-office/remarks-president-comprehensive-immigration-reform.

3 Turner B. Discipline // Theory, culture and society. - Cleveland, 2006. - Vol. 23, N 2-3. - P. 183-186.

4 К началу 1993 года в мире насчитывалось 30 млн. трудовых мигрантов, между тем как в 1960 году таковых было 3,2 млн. И это - официально учтенные мигранты. А если принять во внимание членов их семей, мигрантов-сезонников, нелегальных иммигрантов, беженцев и т.д., то цифра, по мнению социологов, возрастает в 5-6 раз. В 2005 году мигранты составляли только в Европе (включая европейскую часть бывшего СССР) 7,7% населения. В Северной Америке их было 40,8 млн. (12,9% населения региона), в Азии - 49,9 млн. (1,4%), в Африке - 16,3 млн. (2%), в Латинской Америке - 5,9 млн. (1,1%), в Австралии - 5,8 млн. (18,7%). Есть и такие страны - Андорра, Катар, ОАЭ и др., - где мигранты составляют более 60% населения. - Источники: Washington ProFile. -2005. - 7 июля; Washington ProFile. - 2005. - 6 октября.

Таблица 1

Иностранное население в отдельных странах (% населения)

1998 г. 2000 г. 2007 г. Изменения за период с 1998 по 2007 год, %

Австралия 23,2 23,0 25,0 8,0

Австрия 11,2 10,5 14,2 26,4

Бельгия 10,0 10,3 13,0 29,6

Канада 17,8 18,1 20,1 12,5

Дания 5,4 5,8 6,9 27,9

Франция (а) 7,4 8,5 14,0

Германия (Ь) 12,2 12,5 5,8

Ирландия 7,8 8,7 15,7 101,8

Новая Зеландия 16,5 17,2 21,6 30,9

Норвегия 6,1 6,8 9,5 55,0

Испания 3,2 4,9 13,4 321,6

Швеция 11,0 11,3 13,4 22,0

Великобритания 7,4 7,9 10,2 37,0

Примечание: (a) 2000-2007 годы; (b) 1998-2003 годы. Источник: ОЭСР - 2009.

Именно низкое качество иммиграции в России тем более требует изучения опыта США по ассимиляции иммигрантов через образование - поскольку и первые волны переселенцев из Европы в Северную Америку далеко не были готовым человеческим капиталом сплошь с университетскими дипломами. Следует исходить из того, что современная Россия де-факто иммигрантская страна и использовать эту прибыль населения в стратегических интересах национального социально-экономического развития, развернув для иммигрантов направленные на их ассимиляцию образовательные программы.

В конце концов, в современной России сама динамика контингента образовательных учреждений требует от национальной системы образования учитывать быстрый рост доли детей мигрантов в этом контингенте. Так, по данным официальной статистики, с 1991 по 2006 год в Россию приехали на постоянное жительство 8,6 миллионов человек, и предполагается, что доля детей иммигрантов в ближайшее время достигнет в целом по России 5%, а в Москве и Московской области - 30-40%. Согласно данным Министерства образования Московской области, уже к концу 2009 года в школах Москвы и Московской области фактическая доля детей иммигрантов составила 20-25%, хотя ещё в 2006 году она не превышала 10%. В Санкт-Петербурге, по оценкам городского комитета по образованию, 50% первоклассников -дети иммигрантов1.

Эта динамика указывает на необходимость для российской системы образования становиться инструментом ассимиляции иммиграционных потоков в русскоязычной культурной среде, во многом создаваемой самими иммигрантскими потоками - как этнически многообразной среды. Перед Россией, как и любой другой иммигрантской страной, встала насущная задача освоить американский опыт «плавильного котла», для чего необходимо соответствующим образом перестроить национальную систему образования. Задача подобного реформирования национального образования чрезвычайно сложная, поскольку предусматривает переход к новой образовательной парадигме, отвечающей формированию глобального «плавильного котла». Моделью формирующегося в настоящее время глобального «плавильного котла» и выступили, до глобализации, США, а глобализация породила новые иммигрантские страны вроде Германии, Великобритании, Франции, Испании, той же России. Иммигрантскими стали и ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт, где к 1990-м годам 70% рабочей силы составляли иностранцы2.

В иммигрантских странах эпохи глобализации требовалось бы ясное правительственное понимание необходимости перейти к стратегии «плавильного котла» с помощью адаптированного к такой стратегии инструмента образования. Вероятно, на путь подобного понимания уже готовы встать правительства Германии, Испании, Франции, коль скоро первые лица этих государств выступили с признанием провала в своих странах политики невмешательства в процессы самоорганизации иммигрантов, поставившей под вопрос само существование единой нации. Иммигрантскую страну уже нельзя вернуть в моноэтническое состояние, не выгнав из нее всех иностранцев и не запретив им массовый в нее въезд. Поэтому единственной разумной альтернативой провалившейся в Европе миграционной политики остается политика «плавильного котла» - либеральная к въезду мигрантов, но требовательная к ним как будущим представителям единой (принимающей) нации. Это - путь США, и на нем обязателен переход к парадигме «образования для иммигрантов» как основному инструменту политики «плавильного котла».

Современная Россия как иммигрантская страна, безотносительно к качеству своего иммигрантского контингента, тоже не имеет иного выбора, как только переходить к миграционной политике «плавильного котла» с проведением соответствующей реформы национального образования. В России иммигранты уже оказывают ощутимое давление на всю национальную систему социализации, в первую очередь на образование. По данным департамента образования Москвы, в которой обучаются около 70 тысяч детей разных возрастных групп из семей мигрантов, эта категория имеет проблему своей социализации из-за слабого знания русского языка. И это серьезнейшее препятствие к интеграции в

1 Арефьев А.Л. Дети из семей иностранных мигрантов как новое явление в российских школах: социолингвистические и экономические аспекты // http://demoscope.ru/weekly/2010/0441/analit01.php; Мостоцкий Ф. В Питере 50% первоклассников - дети мигрантов // Золотой лев. - 2005. - № 67-68 // http://www.zlev.ru/67_45.htm

2 Источники: Washington ProFile. - 2005. - 7 июля; Washington ProFile. - 2005. - 6 октября.

принимающее общество может быть устранено только через школьное образование, внимательное к иммигрантам. Почему нужна ориентация образования на иммигрантов? Потому что социологические обследования показывают, что иммигрантские дети с недостаточным знанием языка страны пребывания отстают в учебе от детей коренных жителей. То есть ситуация такого неравенства требует от образования дополнительных усилий по формированию у всей массы школьников, не только иммигрантов, чувства языка страны, а вместе с ним - понимание ее культурных кодов и смыслов. Суть в том, чтобы не изолировать иммигрантских детей от остальных школьников - для этого и должны быть внесены в единую школьную программу указанные усиления (по воспитанию чувства языка как основы вообще способности обучаться). Есть и такое свидетельство (Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ): среди московских беспризорников - 99% либо дети мигрантов, либо сами по себе мигранты, «кочевники». И это - прямое свидетельство, что школьное образование в России никак не рассчитано на иммигрантскую страну. Иммигрантские дети получают образование по остаточному принципу, чаще всего отправляясь не в школы с повышенным статусом, но в те, где есть проблемы с набором учеников и где, в условиях подушного финансирования, финансово заинтересованы в каждом ребенке1.

Между тем в мире правительства многих стран побуждаются давлением миграционных процессов к превращению усилий по ассимиляции иммигрантов в приоритетное направление образовательной политики. Важно, что выравнивание для иммигрантов образовательных возможностей предполагается осуществлять в рамках единой политики образования - ориентированной, благодаря иммигрантам, на стандарты образования, которые учат не столько «сумме знаний», сколько самой способности обучаться, приобретать знания. Эта образовательная модель - для иммигрантской страны, но и для любой страны в современных условиях формирования глобального «плавильного котла». Так современная, связанная с глобализацией, волна международной миграции стала одним из основных факторов перехода в мире к новой модели, парадигме образования - образованию, которое обучает образованию, дает навыки непрерывного самообразования. Почему толчок смене образовательных парадигм наряду с другими факторами дали и иммигранты? Потому что именно этот контингент объективно нуждается в жизненно важных для него навыках овладения смыслами и кодами чужой культуры, а такие навыки и обозначают модель интенсивного (проникающего в смыслы), в отличие от экстенсивного (энциклопедического) образования2.

Детализированное представление об «иммигрантской» образовательной модели с ее базой в школьном образовании лучше всего получить из США, где школьное образование исторически сложилось и функционирует по настоящее время по «иммигрантской» модели. Опыт США по ассимиляции иммигрантов с помощью системы образования действительно поучителен, поскольку эта система - американских общественных школ - была опробована уже на многих поколениях детей иммигрантов. Система эта предоставляла и предоставляет иммигрантским детям жесткий выбор: «иди ко дну» при отказе иммигрантской семьи от шанса войти в новое общество через обучение своих детей или «плыть» в случае принятия противоположного решения.

Факт, что правительство США всегда рассматривало образование как инструмент ассимиляции прибывающих в страну людей. Уже в ранней истории Соединенных Штатов, в связи с возрастанием иммигрантского потока на запад страны, федеральное правительство потребовало, чтобы в новых населенных пунктах обязательно открывались школы и отводились земельные участки под эти цели. Школы в США - довольно точный социологический показатель исторического оседания иммигрантов, например, из Западной Европы в тех или иных штатах страны. Так, этническая характеристика учащихся городских и сельских школ Среднего Запада показывает, что штат Висконсин облюбовали немцы, а штат Миннесоту - скандинавы. Согласно проведенному в 1908 году исследованию, в Нью-Йорке у 71% учащихся отцы - выходы из других стран.

Ситуация не изменилась и в настоящее время - городские и сельские школы США по-прежнему отличаются высокой неоднородностью состава учащихся, выполняя свою работу по трансформации иммигрантских потоков в единую нацию. Более того, сегодня языковое многообразие в американских школах на порядок выше, чем прежде. Например, в семьях учащихся ряда поселений (в штатах Мэриленд, Виргиния) говорят на более чем трех десятках языков. Причем, не только стал более разнообразным иммигрантский состав, но и изменилась сама иммиграционная политика США - именно в сторону поощрения сохранения иммигрантами своего языка и своей культуры. Политика ассимиляции иммигрантов стала более тонкой. Школы по-прежнему нацелены на приоритет англоязычной грамотности, вливание иммигрантов в единую нацию, однако, и это - нововведение, на основе сохранения многообразия культур и поощрения между ними толерантности через освещение в учебниках культурного многообразия, а также обеспечение большего этнического разнообразия учителей. На этот счет в настоящее время министерством образования США проводятся программы «двойного погружения» - в англоязычную культуру и культуры других языков - одинаково для англо-говорящих и представителей языковых меньшинств.

Показательно также следующее. Раньше в США руководство школ подходило к расово и этнически неоднородному контингенту учащихся дифференцированно в отношении требований успеваемости - снижало планку образовательных требований для некоторых этнических групп, как бы заранее не рассматривая их в качестве человеческого капитала страны. Сейчас планка образовательных требований одинаково высока для любого учащегося, независимо от его расовой и этнической принадлежности. Таким образом, на этом очень важном уровне социализации подрас-

1 См.: Власти Москвы в новом учебном году проведут мониторинг образовательных потребностей детей из семей мигрантов // Российская газета. - М., 2010. - 25 августа; Коллективный проект «Изучение детей-мигрантов в школе» // http://slon.hse.spb.ru/ topics/more/more-migration.html

2 OECD reviews of migrant education - closing the gap for immigrant students: Policies, practice and performance // OECD. - 2010 // http://www.oecd.org/dataoecd/5Z63/45012915.pdf

тающего поколения уничтожается различие между иммигрантами и коренным населением. В результате иммигрантское подрастающее поколение автоматически получает доступ к важным федеральным программам социальной направленности, а также образовательным программам для наиболее одаренных и талантливых учеников. Программы углубленного изучения искусств, гуманитарных и естественных наук вроде общенациональных программ «Решение проблем будущего», «Одиссея разума» или «Чтение великих книг» действуют на уровне и начальных, и средних школ.

В школах США специально воспитывается толерантность по так называемому Титулу IX - поправке к федеральному закону «О высшем образовании» 1972 года, запрещающей всякую дискриминацию, что облегчает адаптацию и ассимиляцию иммигрантов. Воспитание толерантного сознания в системе школьного образования выражается в конкретных технологиях, например, в осуществлении программы «Партнерство по воспитанию личности» (ПВЛ). Концепция ПВЛ прямо предусматривает привитие подрастающему поколению ценностей справедливости, честности, сострадания, ответственности и уважения к себе и другим - не дидактически, «факультативно», но через погружение школьников в соответствующую среду. Потому Программа и называется «Партнерство...», что среда справедливости, честности, сострадания, ответственности, самоуважения и взаимного уважения создается в процессе совместных усилий школьников, учителей и административного руководства школ. В таких школах разрабатывается даже специальный словарь, внедряющий на вербальном уровне в процессе изучения всех предметов, в том числе и точных наук, ценности толерантного сознания.

Наконец, проведенные в США социологические исследования подтверждают, что компьютеризация школ расширила возможности приобретения знаний учащимися и, главное, изменила само отношение школьников и преподавательского состава к знаниям - именно в сторону понимания образовательного процесса как творчества, поиска, коммуникации, прямо способствующей развитию личности. Рост уровня массового сознания - наиболее значимый эффект компьютеризации школ. Крайне важно, что компьютеризованное образование имеет возможности приобщить школьников не только к «книжной», но и практической науке - научному способу освоения мира. Так происходит, поскольку сама по себе компьютерная коммуникация есть индивидуальная работа с информацией, и, значит, такая коммуникация требует большего аналитического напряжения, более быстрой реакции интеллекта, чем коммуникация учителя-ученика, в которой аналитическое усилие ученика ослабляется, находясь под дидактическим воздействием.

Нельзя сказать, что в России ничего не делается по формированию «иммигрантской» модели школьного образования. В Москве создана сеть специализированных общеобразовательных учреждений, осуществляющих первичную адаптацию иммигрантов. На базе 68 образовательных учреждений работают школы русского языка, где ежегодно обучается более 30 тысяч иммигрантских детей. Для таких детей дошкольного возраста при 23 московских школах созданы детские сады с углубленным изучением русского этнокультурного компонента. Для каждой из возрастных групп учащихся, слабо владеющих или не владеющих русским языком, разрабатываются отдельные программы, методики и учебные пособия. Курсы повышения квалификации учителей средних школ включают обучение специальности «Русский язык как иностранный», и в системе среднего образования за счет бюджетного финансирования уже начали создаваться специализированные группы по изучению русского языка как иностранного. Аналогичная работа проводится и в Санкт-Петербурге, где, например, с детьми иммигрантов занимаются детские психологи. А также в Екатеринбурге, где в настоящее время обучается более 1,5 тысячи детей иммигрантов, для которых организованы специализированный детский сад и центр психолого-педагогической поддержки «Диалог» с целью содействия полноценному включению этих детей в школьное образование1.

Однако свидетельствует ли этот опыт крупных российских городов о существовании в России соответствующей образовательной политики? Едва ли, поскольку, например, в ходе обсуждения проекта федерального закона «Об образовании» тема образования для иммигрантов вообще не затрагивалась. А это - реальная для страны проблема. Согласно социологическим опросам, до 70% трудовых мигрантов из Азербайджана, Узбекистана, Туркмении, Украины и некоторых других стран, отдающих своих детей в российские школы, хотели бы, чтобы их дети, получая образование на русском языке, могли бы также учить свой родной язык и изучать на нем некоторые учебные предметы (национальную историю, культуру, литературу). Между прочим, такое пожелание соответствует Закону РФ «Об образовании», статья 6 которого указывает на право учащихся получать образование на родном языке и право выбора языка обучения, но в пределах возможностей, предоставляемых системой образования2.

В России образование иммигрантов не регламентируется федеральным законодательством, хотя необходимость адаптации и ассимиляции иммигрантов подчеркивается в Концепции регулирования миграционных процессов в РФ (2003 года) и в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (2006 год). Все еще не принято выделять иммигрантов в качестве специфической целевой категории в образовательной системе. Так, в московской городской целевой программе развития образования на 2009-2011 годы3, в докладе Департамента образования Правительства Санкт-Петербурга по развитию образования4 не удается выявить специфические направления работы с иммигрантами. На сайтах комитетов

1 См.: Власти Москвы в новом учебном году проведут мониторинг образовательных потребностей детей из семей мигрантов // Российская газета. - М., 2010. - 25 августа; Мостоцкий Ф. В Питере 50% первоклассников - дети мигрантов // Золотой лев. - 2005. - № 67-68 // http://www.zlev.ru/67_45.htm; Арефьев А. Л. Дети из семей иностранных мигрантов как новое явление в российских школах: социолингвистические и экономические аспекты // http://demoscope.ru/weekly/2010/0441/analit01.php

2 Арефьев А.Л. Указ. источник; Баранова В. Итоги семинара «Междисциплинарные исследования этничности» //

http://slon.hse.spb.ru/novosti/novosti/2010-10-29.html.

3

См.: Приложение к постановлению Правительства Москвы от 12 августа 2008 года, № 737-ПП.

4 Петербургская Школа в 2009/2010 учебном году: Публичный доклад / Под ред. Н.А.Заиченко. - СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2010. - 100 с.

по образованию Москвы и Санкт-Петербурга на запрос «обучение (адаптация, интеграция) мигрантов» дается ответ: «ничего не найдено».

В России - иммигрантской стране, где иммигрантский контингент в целом невысокого качества, нужна образовательная политика в отношении иммигрантов, притом ориентированная на результат. Политика, ориентированная на результат, - та, которая постоянно знает (благодаря непрерывному мониторингу) ответы на вопросы: (1) улучшается ли доступ иммигрантов (их детей) к качественному образованию; (2) увеличивается ли участие иммигрантов-студентов в качественном образовании, уменьшается ли их отсев из образования; (3) повышается ли занятость иммигрантов. Тем более что существует международный проект «Оценка качества образования школ с миграционным компонентом», нацеленный на разработку системы критериев для оценки качества образования в образовательных учреждениях с большим количеством иммигрантских детей. Проект открыт для участия в нем любой страны и имеет соответствующие разработки, доступные через Интернет1.

Формирование в России образовательной политики в отношении иммигрантов даст направление реформированию национальной системе образования, отвечающее мировой тенденции перехода к новой образовательной парадигме. Перехода - в ответ на вызовы глобализации в виде мощной волны международной миграции и беспрецедентного ускорения мирового социально-экономического развития. Эти две взаимосвязанные динамики и создали спрос на новую парадигму образования, которая бы поставляла динамичному обществу не «энциклопедистов», а аналитиков, способных решать актуальные проблемы общественного развития.

Пигарева О. С.

аспирант МФТИ

Якимец В.Н.

д.соц.н., к.т.н., гл.н.с. ИСА РАН, профессор МФТИ

ИЗМЕРЕНИЕ СТЕПЕНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА С КОММЕРЧЕСКИМИ СТРУКТУРАМИ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

За последние годы в сфере высшего образования в России в рамках осуществляемой реформы остро назрела потребность в выстраивания ВУЗами новых моделей взаимодействия с бизнес структурами. Это происходит на фоне роста бюджетного финансирования2, а также при настойчивом призыве со стороны Минобрнауки России к расширению возможностей внебюджетного финансирования3. За последние годы разными ВУЗами начали вырабатываться свои специфические модели и линии взаимодействия с бизнесами (Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского4, Национальный исследовательский Томский государственный университет5, Новосибирский государственный университет (НИУ)6 и др.).

Одним из механизмов привлечения внебюджетных средств, закреплённым на законодательном уровне, является механизм Целевого капитала (ЦК)7. Известно, что на конец 2010 г. около 60 организаций в России приняли решение о создании Фондов ЦК8. Отметим, что деятельность этих фондов оценивается неоднозначно9.

Становится актуальной разработка методологии выстраивания и реализации стратегии взаимодействия ВУЗа с бизнесом. Один из возможных подходов основывается на применении принципов и методов теории стейкхолдеров (теории заинтересованных сторон - ТЗС)10. Операционализация использования ТЗС применительно к созданию прикладных методов взаимодействия связана в первую очередь с умением оценивать эффективность участия аффилированных бизнес-структур11 в развитии ВУЗа.

I См.: Власти Москвы в новом учебном году проведут мониторинг... Указ. источник; Отчет о международной и межрегиональной деятельности Комитета по образованию за 2009-2010 учебный год (77.312Kb)// http://www.k-obr.spb.ru/page/219/; Review of migrant education // Country background report for Denmark // www.oecd.org/dataoecd/8/24/42485270.pdf; OECD review of migrant education // Country background report for Ireland. - 2009 // www.oecd.org/dataoecd/8/22/42485332.pdf; OECD review of migrant education // Country background report for Norway. - 2008 // www.oecd.org/dataoecd/8/44/42485380.pdf

Клячко Т. Л. Экономика высшего образования - смена модели. Экспертный канал «Открытая экономика». - М., 2010.

3 При получении бюджетного финансирования выставляется требование привлечения определенной доли внебюджетных средств.URL: http://mon.gov.ru/pro/

4 URL: http://www.unn.ru/general/transfer.html

5 URL: http://www.tsu.ru/WebDesign/tsu/core.nsf/structurl/up

6 URL: http://www.nsu.ru/press/thanks.xml

7 Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» // Российская газета. - М., 2007. - № 4265, 11 января.

8 Дайджест «Целевой капитал». №7(16), декабрь 2010. Некоммерческое партнерство грантодающих организаций «Форум Доноров».

9 Гореткина Е., Помогут ли целевые фонды высшему образованию? // PC Week/RE. 2010. - №45 (747), 30 ноября - 6 декабря.

10 Freeman R. E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. London: Pitman Publishing. 1984.

II Под аффилированными коммерческими структурами понимаются компании, имеющие ту или иную степень участия или вовлеченности в деятельность ВУЗа (НИР, ОКР, образовательный процесс), что должно быть закреплено в соответствующих двухсторонних соглашениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.