А.И. Орланова
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ИММИГРАНТОВ:
ВЫЗОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Орланова Анна Ивановна - кандидат социологических наук,
доцент Академии труда и социальных отношений.
Глобализация имеет не только информационное и экономическое, но и миграционное лицо. Существенно понизив влиятельность государственных регламентов, она привела мир в беспрецедентное миграционное движение -высвободила огромные потоки трудовой, туристической и иной миграции. Безусловно, туристы приносят экономическую выгоду стране въезда, и немало стран живет за счет въездного туризма. Однако развитые экономики, испытывающие в настоящее время давление, с одной стороны, ускорения мирового социально-экономического процесса, а с другой - долгосрочных демографических проблем, связанных с постарением и сокращением населения, больше нуждаются не в туристах, а массовых трудовых мигрантах, способных удовлетворять национальный спрос на рабочую силу в условиях ее растущего национального дефицита. Тем более что пока в мире существует неравенство стран по качеству жизни в них, массовые потоки трудовых мигрантов из стран с низким качеством жизни в страны, где качество жизни выше, не иссякнут.
Так почему же странам со стареющим и убывающим населением не воспользоваться «миграционной» услугой глобализации для решения этих грозных на обозримое будущее проблем своего социально-экономического развития? Социологи и социальные психологи констатируют, что в потоках мигрантов преобладают активные и трудоспособного возраста люди. Такие люди, при соответствующей политике принимающего государства, могут способствовать более динамичному социально-экономическому развитию страны въезда. Британский социолог Р. Бреннер именно фактором международной миграции населения объясняет «экономические чуда», случившиеся в
разное время в разных странах. Так, по Р. Бреннеру, «экономические чуда» были сотворены:
- в Амстердаме XVII в. - образованными и предприимчивыми иммигрантами, имевшими торговых партнеров по всему миру (фактор социальных сетей - социального капитала);
- в открытых экономиках Сингапура и Гонконга с XIX в. - иммигрантами из Индонезии и Китая, а затем, после 1949 г., из Шанхая и Европы;
- в Шотландии середины XIX в. - иммигрантами, хлынувшими в страну из-за открытости в то время ее экономики и терпимости государства к предпринимательству;
- в Западной Германии после Второй мировой войны - иммигрантами (а вовсе не благодаря плану Маршалла, как принято считать), приток которых составил в Западную Германию с 1945 по 1961 г. 12 млн. человек, в основном квалифицированных работников из Центральной Европы и Средиземноморья (9).
Собственно, идею Р. Бреннера об иммигрантах как чрезвычайно эффективных «инвестициях» в национальное социально-экономическое развитие наглядно подтверждают США - страна иммигрантов, демонстрирующая устойчивую способность к инновационному развитию, которую и поддерживают непрерывные иммигрантские вливания, не дающие стране «расслабиться». По словам президента США Б. Обамы: «Постоянный поток иммигрантов помог Америке стать тем, чем она стала» (12).
Разумеется, иммигранты могут быть разными - представлять спектр от экспертов высокого класса до преступников, - и ясно, что стране въезда мигрантов нужны эксперты, человеческий капитал и не нужны преступники. Иммигрантские США самим своим устойчивым, на протяжении вот уже более века, мировым экономическим лидерством доказывают первостепенную важность условий, которыми встречает массовых мигрантов страна въезда. В США к иммигрантам предъявляется безусловное требование их ассимиляции, обеспеченное соответствующими научно выверенными и технологичными (исполнимыми) программами. По опыту США, именно ассимиляционная стратегия гораздо эффективнее любой полицейской стратегии в распознавании в общем иммиграционном потоке нежелательных иммигрантов - нелегалов, социальных иждивенцев, криминалитет. При том, что стратегия ассимиляции иммигрантов нужна и для решения важнейшей задачи поддержания социального мира в стране массового въезда мигрантов. Иммигранты как представители других культур в принимающем их обществе создают для себя и принимающего общества психологическую проблему столкновения разных культур. Массовое сознание принимающего общества относится к иммигрантам как к «чужакам». Отсюда - необходимость для принимающей страны иметь эффективную государственную программу ассимиляции иммигрантов. Иначе, если пустить ситуацию столкновения раз-
ных культурных кодов, разных образов жизни на самотек, в обществе, наверняка, дадут о себе знать ксенофобия и расизм, нетерпимость и агрессия, причем и со стороны коренного населения, и со стороны иммигрантов (13).
И именно опыт США подсказывает, что наиболее эффективная стратегия ассимиляции иммигрантов - это их ассимиляция через образование. В США -иммигрантской стране - система образования исторически складывалась прежде всего как система образования для иммигрантов, как инструмент «плавильного котла», что всегда имело чрезвычайное значение для самосохранения общества, скрепляемого адресным обращением образования к этнически разным группам учащихся с целью превратить их в единую нацию. Поэтому образование в США от средней до высшей школы всегда имело сверхзадачу обеспечения гражданского единства в стране на основе этнической и расовой терпимости. Без такой терпимости иммигрантская страна, куда непрерывно устремляются представители всех этносов и рас, просто не могла бы существовать.
Глобализация вызвала небывалую волну международной миграции1, о чем свидетельствует, например, таблица.
Эта беспрецедентная миграционная волна сделала стратегию США по ассимиляции иммигрантов через образование актуальной для многих стран, которые стали странами массового въезда мигрантов. В настоящее время лидеры по приему мигрантов - США (35 млн.), Россия (13,3 млн.) и Германия (7,3 млн.). Правда, Россия как иммигрантская страна сильно проигрывает в сравнении с иммигрантскими США и Германией. В отличие от США и Германии, Россия - не только иммигрантская, но и эмигрантская страна. По официальным данным Счетной палаты РФ, за последние годы из России уехали 1 250 000 человек - немногим меньше, чем после 1917 г. Эти данные подтверждает Федеральная миграционная служба, указывая, что порядка 300-350 тыс. россиян ежегодно уезжают за рубеж. При том, что уезжает из России в основном образованная и предприимчивая часть общества, а въезжают, практически исключительно из бывших советских республик, трудовые мигранты для неквалифицированных работ. Так что качество иммигрантской России - низкое.
1. К началу 1993 г в мире насчитывалось 30 млн. трудовых мигрантов, между тем как в I960 г. таковых было 3,2 млн. И это — официально учтенные мигранты. А если принять во внимание членов их семей, мигрантов-сезонников, нелегальных иммигрантов, беженцев и так далее, то цифра, по мнению социологов, возрастает в 5—6раз. В 2005 г. мигранты составляли только в Европе (включая европейскую часть бывшего СССР) 7,7% населения. В Северной Америке их было 40,8 млн. (12,9% населения региона), в Азии — 49,9 млн. (1,4), в Африке — 16,3 млн. (2), в Латинской Америке — 5,9 млн. (1,1), в Австралии — 5,8 млн. (18,7%). Есть и такие страны — Андорра, Катар, ОАЭ и др., — где мигранты составляют более 60% населения. — Источники: Washington ProFile. — 2005. — 7 июля; Washington ProFile. — 2005. — 6 октября. 82
Таблица
ИНОСТРАННОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ (%)
1998 г. 2000 г. 2007 г. Изменения за период с 1998 по 2007 г., %
Австралия 23,2 23,0 25,0 8,0
Австрия 11,2 10,5 14,2 26,4
Бельгия 10,0 10,3 13,0 29,6
Канада 17,8 18,1 20,1 12,5
Дания 5,4 5,8 6,9 27,9
Франция (а) - 7,4 8,5 14,0
Германия (Ь) 12,2 12,5 - 5,8
Ирландия 7,8 8,7 15,7 101,8
Новая Зеландия 16,5 17,2 21,6 30,9
Норвегия 6,1 6,8 9,5 55,0
Испания 3,2 4,9 13,4 321,6
Швеция 11,0 11,3 13,4 22,0
Великобритания 7,4 7,9 10,2 37,0
Примечание: (а) 2000-2007 гг.; (Ь) 1998-2003 гг. Источник: ОЭСР - 2009 г.
Именно низкое качество иммиграции в России тем более требует изучения опыта США по ассимиляции иммигрантов через образование - поскольку и первые волны переселенцев из Европы в Северную Америку далеко не были готовыми специалистами сплошь с университетскими дипломами. Следует исходить из того, что современная Россия де-факто иммигрантская страна, и использовать приток населения в стратегических интересах национального социально-экономического развития, развернув для иммигрантов направленные на их ассимиляцию образовательные программы.
В конце концов, в современной России сама динамика контингента образовательных учреждений требует от национальной системы образования учитывать быстрый рост доли детей мигрантов в этом контингенте. Так, по данным официальной статистики, с 1991 по 2006 г. в Россию приехали на постоянное жительство 8,6 млн. человек и предполагается, что доля детей иммигрантов в ближайшее время достигнет в целом по России 5%, а в Москве и Московской области - 30-40%. Согласно данным Министерства образования Московской области, уже к концу 2009 г. в школах Москвы и Московской области фактическая доля детей иммигрантов составила 20-25%, хотя еще в 2006 г. она не превышала 10%. В Санкт-Петербурге, по оценкам городского комитета по образованию, 50% первоклассников - дети иммигрантов (1; 5).
Эта динамика указывает на необходимость для российской системы образования становиться инструментом ассимиляции иммиграционных потоков в русскоязычной культурной среде, которая благодаря этим потокам носит характер этнически многообразной среды. Перед Россией, как и любой дру-
гой иммигрантской страной, встала насущная задача освоить американский опыт «плавильного котла», для чего необходимо соответствующим образом перестроить национальную систему образования. Задача подобного реформирования национального образования чрезвычайно сложна, поскольку предусматривает переход к новой образовательной парадигме, отвечающей формированию глобального «плавильного котла». Моделью формирующегося в настоящее время глобального «плавильного котла» и выступили, до глобализации, США, а глобализация породила новые иммигрантские страны вроде Германии, Великобритании, Франции, Испании, той же России. Иммигрантскими стали и ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт, где к 1990-м годам 70% рабочей силы составляли иностранцы2.
В иммигрантских странах эпохи глобализации требуется ясное правительственное понимание необходимости перейти к стратегии «плавильного котла» с помощью адаптированного к такой стратегии инструмента образования. Вероятно, на путь подобного понимания уже готовы встать правительства Германии, Испании, Франции, коль скоро первые лица этих государств выступили с признанием провала в своих странах политики невмешательства в процессы самоорганизации иммигрантов, поставившей под вопрос само существование единой нации. Иммигрантскую страну уже нельзя вернуть в моноэтническое состояние, не выгнав из нее всех иностранцев и не запретив им массовый в нее въезд. Поэтому единственной разумной альтернативой провалившейся в Европе миграционной политики остается политика «плавильного котла» - либеральная к въезду мигрантов, но требовательная к ним как будущим представителям единой (принимающей) нации. Это - путь США, и на нем обязателен переход к парадигме «образования для иммигрантов» как основному инструменту политики «плавильного котла».
Современная Россия как иммигрантская страна, безотносительно к качеству своего иммигрантского контингента, тоже не имеет иного выбора, как только переходить к миграционной политике «плавильного котла» с проведением соответствующей реформы национального образования. В России иммигранты уже оказывают ощутимое давление на всю национальную систему социализации, в первую очередь на образование. По данным департамента образования Москвы, в которой обучаются около 70 тыс. детей разных возрастных групп из семей мигрантов, эта категория имеет проблему своей социализации из-за слабого знания русского языка. Социологические обследования показывают, что иммигрантские дети с недостаточным знанием языка страны пребывания отстают в учебе от детей коренных жителей. То есть ситуация такого неравенства требует от образования дополнительных усилий
2. Washington ProFile. — 2005. — 7 июля; Washington ProFile. — 2005. — 6 октября. 84
по формированию у всей массы школьников, не только иммигрантов, чувства языка страны, а вместе с ним - понимание ее культурных кодов и смыслов. Суть в том, чтобы не изолировать иммигрантских детей от остальных школьников - для этого и должны быть внесены в единую школьную программу указанные усиления (по воспитанию чувства языка как основы способности обучаться вообще). Есть и такое свидетельство (Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ): среди московских беспризорников - 99% либо дети мигрантов, либо сами по себе мигранты, «кочевники». И это - прямое следствие того, что школьное образование в России не соответствует ситуации иммигрантской страны. Иммигрантские дети получают образование по остаточному принципу, чаще всего отправляясь не в школы с повышенным статусом, но в те, где есть проблемы с набором учеников и где, в условиях подушного финансирования, материально заинтересованы в каждом ребенке (3, 4).
Между тем правительства многих стран побуждаются давлением миграционных процессов к превращению образовательной политики в ключевой инструмент ассимиляции иммигрантов. Важно, что выравнивание образовательных возможностей для иммигрантов предполагается осуществлять в рамках единой политики образования - ориентированной, благодаря иммигрантам, на стандарты образования, которые учат не столько «сумме знаний», сколько самой способности обучаться, приобретать знания. Эта образовательная модель - не только для иммигрантской страны, но и для любой страны в современных условиях формирования глобального «плавильного котла». Так современная, связанная с глобализацией, волна международной миграции стала одним из основных факторов перехода в мире к новой модели, парадигме образования - образованию, которое обучает образованию, дает навыки непрерывного самообразования. Почему толчок смене образовательных парадигм наряду с другими факторами дали и иммигранты? Потому что именно этот контингент объективно нуждается в жизненно важных для него навыках овладения смыслами и кодами чужой культуры, а такие навыки и обозначают модель образования интенсивного (проникающего в смыслы), в отличие от экстенсивного (энциклопедического) образования (11).
Детализированное представление об «иммигрантской» образовательной модели с ее базой в школьном образовании лучше всего получить из США, где школьное образование исторически сложилось и функционирует по настоящее время по «иммигрантской» модели. Опыт ассимиляции иммигрантов в США с помощью системы образования действительно поучителен, поскольку эта система - американских общественных школ - была опробована уже на многих поколениях детей иммигрантов. Она предоставляла и предоставляет иммигрантским детям жесткий выбор: «идти ко дну» при отказе иммигрантской семьи от шанса войти в новое общество через обучение своих детей или «плыть» в случае принятия противоположного решения.
Правительство США всегда рассматривало образование как инструмент ассимиляции прибывающих в страну людей. Школы в США - довольно точный социологический показатель исторического оседания иммигрантов в тех или иных штатах страны. Так, этническая характеристика учащихся городских и сельских школ Среднего Запада показывает (в подтверждение демографической статистики), что штат Висконсин облюбовали немцы, а штат Миннесоту - скандинавы. Согласно проведенному в 1908 г. исследованию, в Нью-Йорке у 71% учащихся отцы - выходцы из других стран.
Ситуация не изменилась и в настоящее время - городские и сельские школы США по-прежнему отличаются высокой неоднородностью состава учащихся, выполняя свою работу по трансформации иммигрантских потоков в единую нацию. Более того, сегодня языковое многообразие в американских школах на порядок выше, чем прежде. Например, в ряде поселений в штатах Мэриленд, Вирджиния, семьи говорят на более чем трех десятках языков. Причем, не только стал более разнообразным иммигрантский состав, но и изменилась сама иммиграционная политика США - именно в сторону поощрения сохранения иммигрантами своего языка и своей культуры. Политика ассимиляции иммигрантов стала более тонкой. Школы по-прежнему нацелены на приоритет англоязычной грамотности, вливание иммигрантов в единую нацию на основе сохранения многообразия культур и поощрения между ними толерантности. Инструментами этой политики служат освещение культурного многообразия в учебниках, обеспечение большего этнического разнообразия учителей, введенные Министерством образования США программ «двойного погружения» - в англоязычную культуру и культуры других языков - как англоговорящих, так и представителей языковых меньшинств.
Показательно также следующее. Раньше в США руководство школ подходило к расово и этнически неоднородному контингенту учащихся дифференцированно в отношении требований успеваемости - снижало планку образовательных требований для некоторых этнических групп. Сейчас эта планка одинаково высока для любого учащегося, независимо от его расовой и этнической принадлежности. Тем самым элиминируется различие между иммигрантами и коренным населением. В результате иммигрантское подрастающее поколение автоматически получает доступ к важным федеральным программам социальной направленности, а также образовательным программам для наиболее одаренных и талантливых учеников. Программы углубленного изучения искусств, гуманитарных и естественных наук вроде общенациональных программ «Решение проблем будущего», «Одиссея разума» или «Чтение великих книг» действуют на уровне и начальных, и средних школ.
В школах США специально воспитывается толерантность по так называемому Титулу IX - поправке к Федеральному закону «О высшем образовании» 1972 г., запрещающей всякую дискриминацию, что облегчает адапта-86
цию и ассимиляцию иммигрантов. Воспитание толерантного сознания в системе школьного образования выражается в конкретных технологиях, например в осуществлении программы «Партнерство по воспитанию личности» (ПВЛ). Концепция ПВЛ прямо предусматривает привитие подрастающему поколению ценностей справедливости, честности, сострадания, ответственности и уважения к себе и другим - не дидактически, «факультативно», но через погружение школьников в соответствующую среду.
Наконец, проведенные в США социологические исследования подтверждают, что компьютеризация школ расширила возможности приобретения знаний учащимися и, главное, изменила само отношение школьников и преподавательского состава к знаниям - именно в сторону понимания образовательного процесса как творчества, поиска, коммуникации, прямо способствующей развитию личности. Рост уровня массового сознания - наиболее значимый эффект компьютеризации школ.
Нельзя сказать, что в России ничего не делается по формированию «иммигрантской» модели школьного образования. В Москве создана сеть специализированных общеобразовательных учреждений, осуществляющих первичную адаптацию иммигрантов. На базе 68 образовательных учреждений работают школы русского языка, где ежегодно обучаются более 30 тыс. детей иммигрантов. Для таких детей дошкольного возраста при 23 московских школах созданы детские сады с углубленным усвоением русского этнокультурного компонента. Для каждой из возрастных групп учащихся, слабо владеющих или не владеющих русским языком, разрабатываются отдельные программы, методики и учебные пособия. Курсы повышения квалификации учителей средних школ включают обучение специальности «Русский язык как иностранный», и в системе среднего образования за счет бюджетного финансирования уже начали создаваться специализированные группы по изучению русского языка как иностранного. В Санкт-Петербурге с детьми иммигрантов занимаются детские психологи. В Екатеринбурге в настоящее время обучаются более 1,5 тыс. детей иммигрантов, для которых организованы специализированный детский сад и центр психолого-педагогической поддержки «Диалог» с целью содействия полноценному включению этих детей в школьное образование (см.: 1; 3; 5).
Однако свидетельствует ли этот опыт крупных российских городов о существовании в России соответствующей образовательной политики? Едва ли, поскольку, например, в ходе обсуждения проекта Федерального закона «Об образовании» тема образования для иммигрантов вообще не затрагивалась. А это, подчеркнем еще раз, - реальная для страны проблема. Согласно социологическим опросам, до 70% трудовых мигрантов из Азербайджана, Узбекистана, Туркмении, Украины и некоторых других стран, отдающих своих детей в российские школы, хотели бы, чтобы их дети, получая образование
на русском языке, могли бы также учить свой родной язык и изучать на нем некоторые учебные предметы (национальную историю, культуру, литературу). Между прочим, такое пожелание соответствует Закону РФ «Об образовании», статья 6 которого указывает на право учащихся получать образование на родном языке и право выбора языка обучения, но в пределах возможностей, предоставляемых системой образования (1; 2).
В России образование иммигрантов не регламентируется федеральным законодательством, хотя необходимость адаптации и ассимиляции иммигрантов подчеркивается в Концепции регулирования миграционных процессов в РФ (2003) и в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (2006). Все еще не принято выделять иммигрантов в качестве специфической целевой категории в образовательной системе. Так, не удается выявить специфические направления работы с иммигрантами в московской городской целевой программе развития образования на 2009-2011 гг. (см.: 8), в докладе Департамента образования Правительства Санкт-Петербурга по развитию образования (7). На сайтах комитетов по образованию Москвы и Санкт-Петербурга на запрос «обучение (адаптация, интеграция) мигрантов» дается ответ: «ничего не найдено».
В России - иммигрантской стране, где иммигрантский контингент в целом невысокого качества, как воздух нужна образовательная политика в отношении иммигрантов, притом ориентированная на результат. Политика, которая благодаря непрерывному мониторингу учитывает: 1) улучшается ли доступ иммигрантов (их детей) к качественному образованию; 2) увеличивается ли участие иммигрантов-студентов в качественном образовании, уменьшается ли их отсев из образования; 3) повышается ли занятость иммигрантов. Тем более что существует международный проект «Оценка качества образования школ с миграционным компонентом», нацеленный на разработку системы критериев для оценки качества образования в образовательных учреждениях с большим количеством иммигрантских детей. Проект открыт для участия в нем любой страны и имеет соответствующие материалы, доступные через Интернет (3; 6; 10).
Формирование в России образовательной политики в отношении иммигрантов даст направление реформированию национальной системы образования, отвечающее мировой тенденции перехода к новой образовательной парадигме в условиях глобализации. Эта новая парадигма призвана поставлять динамичному обществу не только и не столько «энциклопедистов», сколько аналитиков, способных решать актуальные проблемы общественного развития.
Литература
1. Арефьев А. Л. Дети из семей иностранных мигрантов как новое явление в российских школах: Социолингвистические и экономические аспекты. (http://demoscope.ru/weekly/ 2010/0441/analit01.php).
2. Баранова В. Итоги семинара «Междисциплинарные исследования этничности» // http://slon.hse.spb. ru/novosti/novosti/2010-10-29. html
3. Власти Москвы в новом учебном году проведут мониторинг образовательных потребностей детей из семей мигрантов // Российская газета. - М., 2010. - 25 августа.
4. Коллективный проект «Изучение детей-мигрантов в школе» // http://slon.hse.spb.ru/ topics/more/more-migration.html
5. Мостоцкий Ф. В Питере 50% первоклассников - дети мигрантов // Золотой лев. -2005. - № 67-68. (http://www.zlev.ru/67_45.html).
6. Отчет о международной и межрегиональной деятельности Комитета по образованию за 2009-2010 учебный год (77.312Kb) // http://www.k-obr.spb.ru/page/219/
7. Петербургская школа в 2009/2010 учебном году: Публичный доклад / Под ред. Н.А. Заиченко. - СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб. «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2010. - 100 с.
8. Приложение к постановлению Правительства Москвы от 12 августа 2008 г., № 737-ПП.
9. Brenner R. The causes of economic growth // Cato policy report. - 1998. - Vol. 20, № 3.
10. OECD review of migrant education // Country background report for Denmark // www.oecd.org/dataoecd/8/24/42485270.pdf; OECD review of migrant education // Country background report for Ireland. - 2009 // www.oecd.org/dataoecd/8/22/42485332.pdf; OECD review of migrant education // Country background report for Norway. - 2008 // www.oecd.org/dataoecd/8/44/42485380.pdf
11. OECD reviews of migrant education - closing the gap for immigrant students: Policies, practice and performance // OECD. - 2010 // http://www.oecd.org/dataoecd/5/63/45012915.pdf
12. Remarks by the President on comprehensive immigration reform, July 01, 2010 // The White House // http://www.whitehouse.gov/the-press-office/remarks-president-comprehensive-immigration-reform
13. Turner B. Discipline // Theory, culture and society. - Cleveland, 2006. - Vol. 23, N 2-3. -P. 183-186.