Научная статья на тему 'Тенденции развития на российском и мировом рынках интернет-рекламы'

Тенденции развития на российском и мировом рынках интернет-рекламы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1145
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / ЛОГОТИП / ИМИДЖ / КОМПАНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бессонова Екатерина Игоревна

Теоретической основой работы послужили литературные статьи, очерки и книги по истории и разработке фирменного стиля. Содержание работы раскрывает понятие «интернет-реклама», рассказывает о ее особенностях и основных тенденциях развития на рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Бессонова Екатерина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития на российском и мировом рынках интернет-рекламы»

DOI: 10.24411/2070-0717-2019-10210

Е. И. Бессонова

Липецкий государственный технический университет

Липецк (Россия)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НА РОССИЙСКОМ И МИРОВОМ РЫНКАХ

ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ

Теоретической основой работы послужили литературные статьи, очерки и книги по истории и разработке фирменного стиля.

Содержание работы раскрывает понятие «интернет-реклама», рассказывает о ее особенностях и основных тенденциях развития на рынках.

Ключевые слова: фирменный стиль, товарный знак, логотип, имидж, компания.

Реклама представляет собой вид деятельности или произведенную в ее результате продукцию, целью которой является осуществление сбытовых или иных задач, промышленных, сервисных организаций и общественных учреждений при помощи распространения оплаченной ими информации, разработанной таким образом, чтобы оказать усиленное влияние на массовое или индивидуальное сознание, вызывая нужную реакцию отобранной потребительской аудитории.

Интернет-реклама является наиболее оперативной и актуальной. Классические средства массовой информации при всей их наглядности и привычности уже не могут сохранить требуемый уровень оперативности, который нужен современному человеку. Следовательно, большая часть потребителей заходит в глобальную сеть, чтобы приобрести самые свежие данные: об услугах и ценах, курсах валют, погоде, просто новостях. На веб-сайте есть возможность изменять сведения несколько раз в день. В печатных изданиях нужно заказать рекламу минимум за неделю, а то и больше. А в Интернете все быстро: новейшие продукты или услуги, новейшая скидка или новейший поставщик - уже завтра об этом знают потребители. Не существует надобности ожидать, пока будет издан следующий выпуск печатной рекламы. Данные на сайте будут всегда актуальными, самыми свежими. Именно это ценят, именно это привлекает в глобальной сети миллионов пользователей.

Интернет-реклама является одной из наиболее перспективных форм рекламы. Уже и в нашей стране масштабы интернет-рекламы достигли миллионов долларов. Реклама в глобальной сети, во-первых, дешевле рекламы в печатных изданиях, во-вторых, она распространяется на более активную долю жителей с наиболее высоким уровнем дохода. Реклама в глобальной сети напоминает рекламу по телевизору: желаем мы того или нет -мы всё равно её видим. Размещая рекламу в глобальной сети, мы получаем преимущества телевещания, а цены меньше, чем в печатных изданиях. Если рассмотреть, к примеру, газету «Купи-продай» - много организаций размещают рекламу в ней. Выделиться там очень сложно, а чтобы это сделать, потребуется всё больше и больше средств. В глобальной сети пока еще мало предприятий, которые ведут целенаправленную рекламу своих собственных услуг и продуктов. Если уяснить это, то станет понятно, что необходимо срочно оказаться в их числе, пока это еще не очень дорого.

Выгода размещения данных о предприятии в Интернете и его рекламы очевидна. Потенциальный потребитель или клиент может узнать о предприятии и его предложениях во всех тонкостях, освещение которых в рекламных изданиях или на телевидении требовало бы больших расходов. Здесь говорится о практически неограниченном размере данных, которые предприятие считает нужным представить потребителю. Формы же предоставления этих сведений являются ограниченными лишь фантазией.

Интернет-реклама представляет собой эффективный способ репрезентации предприятия. Было бы ошибкой предложить использование глобальной сети только в качестве средства рекламы. Применяя новые технологии, есть возможность предлагать своим партнёрам эксклюзивные разделы, которые закрыты от массовой аудитории, позволяющие им быстро приобрести нужную информацию, сделать заказ и отследить их состояние, не отрывая работников от деятельности продолжительными телефонными переговорами. В таких разделах сайта будет находиться информация об условиях деятельности, состояниях заказов партнёров. Там же будут размещены специализированные электронные формы для заказа продуктов и услуг. При этом данные о присутствии той или иной продукции и состоянии определенного заказа могут автоматически экспортироваться из корпоративной информационной системы.

В этом году наша страна имеет возможность войти в десятку стран с наиболее развитыми рекламными рынками в мире. В 2018 году вложения в рекламный рынок России увеличились более чем на двадцать процентов и достигли 6,5 миллиардов долларов, что сделало нашу страну тринадцатым по размеру рекламным рынком в мире. Данный прогноз предоставлен аналитической компанией GroupM. Максимальное развитие демонстрирует сектор интернет-рекламы, в 2015 году он повысился на восемьдесят семь процентов в сравнении с 2014 годом, а в текущем году рост составит 76,5 %.

«В Российской Федерации - шестидесяти процентный рост вложений в медийную интернет-рекламу - при помощи активности в этой сфере FMCG-брендов», - полагают в GroupM. Главными движущими силами развития медийной интернет-рекламы представляются:

1. Выход на рынок медийной интернет-рекламы компании Video International (агентство IMHO VI), что переменило схему сбыта медийной рекламы, сделав её более похожей на реализацию рекламы на телевидении. Все больше предприятий разрабатывают годовые планы траты рекламных средств, а не дают средства на отдельные кампании.

2. Запуск TNS Web Index. Раньше отсутствие точной статистики останавливало FMCG-бренды от инвестиций в интернет-рекламу.

3. Приход на рынок новейших инвесторов, включая иностранных организаций.

Основной категорией в интернет-рекламе в нашей стране являются автодилеры

и автопроизводители (на них приходится восемнадцать процентов всех измеряемых баннеропоказов), телекоммуникационные компании (пятнадцать процентов) и сектор финансовых услуг (тринадцать процентов). Доля FMCG-брендов в интернет-рекламе подрастет до двенадцати процентов. Напомним, в прошлом году на них пришлось только девять процентов всех доходов от рамещения рекламы в Интернете.

Особенное внимание уделено динамике рынка, интересу рекламодателей разных областей экономики к предоставлению в Интернете продукции и услуг, а также достоинствам и недостаткам онлайн-рекламы как с точки зрения рекламодателей, так и потребителей.

Основные показатели рынка интернет-рекламы в нашей стране:

1. Рынок интернет-рекламы в 2018 вырос на пятьдесят пять процентов и составил порядка 600 миллионов долларов.

2. Доля контекстной рекламы в Интернете составила 58-59 %. В 2018 - рост доли до 62-65 %.

3. Рынок контекстной рекламы поделили между собой Yandex и Бегун, оставив другим селлерам около восьми процентов.

4. Конкурентная борьба на рынке медийной рекламы сохраняется, но два основных селлера удерживают около половины рынка (IMHO VI и Индекс 20).

5. Основными рекламодателями в сети (как контекст, так и медиа) остаются автомобильные бренды и сотовые операторы.

6. На нестандартные рекламные коммуникации в Рунете в 2017 году было затрачено больше миллиарда рублей, в 2018-м их прирост ещё на 50 %.

7. 3,4 % пользователей переходят по рекламным объявлениям для заказа продукта или услуги

8. 4 % пользователей не раздражает ни один из видов интернет-рекламы, даже раскрывающиеся и всплывающие окна.

Сведения о размерах интернет-рекламы в Рунете в 2016-2018 годах у различных источников отличаются достаточно сильно. Многие компании приводят в отчетах данные о медийной интернет-рекламе и не берут во внимание контекстную. Однако контекстная реклама, а также новейшие направления продвижения в сети весьма активно завоевывают рынок и составляют ощутимую конкуренцию медиаформатам.

По оценкам J'son & Partners, российский рынок интернет-рекламы подрос на пятьдесят пять процентов в 2018 году. В денежном выражении размер рынка составил порядка 600620 миллионов долларов. По прогнозам J&P, рост рынка интернет-рекламы в 2018 году составил 16-18%.

В текущем году интернет-реклама является единственным направлением, которое ждет рост. Об этом говорят сорок три процента опрошенных рекламодателей. По сведениям исследования IMHO VI, уменьшить на неё затраты решили только два процента, порядка трети оставляют всё на прежнем уровне. Главными направлениями интернет-рекламы в Рунете продолжают оставаться контекстная (тематические ссылки в итогах поиска и на профильных ресурсах) и медийная (баннеры, всплывающие окна и другие форматы) реклама. Видеореклама, SMO и SEO-продвижение, PR в Интернете и иные направления, хотя и набирают обороты, однако до лидеров им ещё очень далеко.

Как говорят итоги исследований IMHO VI, 93 % респондентов проинформированы о достоинствах Интернета в качестве рекламного носителя и намерены применять их в своей деятельности. При наиболее подробном исследовании рекламодатели особо отмечают такие моменты деятельности онлайн, как: возможность адресовать свое собственное рекламное обращение к тщательно выбранной и рассмотренной целевой аудитории (таргетинг) - 28 % рекламодателей; возможность вести в одно и тоже время несколько спецпроектов - 15%; интерактивность - 13%.

В качестве «раздражителя» интернет-реклама находится приблизительно на одном уровне с иными видами рекламы - четыре процента потребителей не раздражает ни один из видов интернет-рекламы, даже раскрывающиеся и всплывающие поп-ап окна.

По сведениям онлайн-опроса, который проведен RUметрикой, больше всего потребителей раздражает поп-ап реклама и раскрывающиеся окна (семьдесят восемь процентов), к остальным форматам потребители относятся сдержанно, в особенности по отношению к контекстной рекламе (этот вид рекламы раздражает всего 3,6 % опрошенных).

По контекстной рекламе кликают 12,7 %, по баннерной - 11,1 % респондентов, не кликать по рекламе стараются 66 % респондентов. При этом, главным побуждением к переходу (клику) по рекламному сообщению в Интернете представляется не сам баннер/ объявление/ролик, на что зачастую указывают креативщики (всего 12,4 %), а то, чем заинтересовали сами сведения в объявлении - 45 % переходов осуществляется по этому мотиву. А вот интерес к сайту, на который ссылается рекламное сообщение, стимулирует к активным действиям лишь порядка десяти процентов респондентов.

Причем, после перехода по рекламному сообщению зачастую потребители что-то читают (новости, обзоры и так далее) или смотрят на сайте (58 %), 8 % уточняют данные (контакты, адреса, консультируются), а 3,4 % в основном переходят по рекламным сообщениям для заказа продукта или услуги. Приблизительно половина потребителей закрыли страницу браузера, когда увидели не то, что ожидали.

Итоги опроса RUметрики доказывают сведения других исследований: контекстная реклама в фаворе не только у рекламодателей, но и у пользователей сети - она менее раздражает, дает большее представление о продукте и из-за этого процент переходов у неё больше. Именно в контекстной рекламе в большей мере проявляется искусство таргетинга и представление рекламных сообщений определенным типам аудитории.

Несмотря на понижение темпов экономического роста на рынках запада, общемировой объём затрат на интернет-рекламу будет увеличиваться в среднем на тринадцать процентов в год вплоть до 2023 года, прогнозируют исследователи. Главной движущей силой рынка интернет-рекламы будут развивающиеся рынки, включая Россию, а также сегменты мультимедийной и видеорекламы.

Российскийрынокинтернет-рекламыэкспертыименуютоднимизсамыхперспективных и быстрорастущих в мире. Интернет-реклама лидирует по темпам роста на отечественном рекламном рынке Норвегии и Британии самые большие в Европе затраты на интернет-рекламу в пересчете на одного пользователя (отчёт Европейской ассоциации интернет-рекламы и PricewaterhouseCoopers). Рынок, с точки зрения экспертов, увеличивается прежде всего из-за появления новых рекламодателей и издателей, а также новейших форматов рекламы, в числе которых видеореклама.

Интернет-пользователи Норвегии и Великобритании оказались самыми ценными для рекламодателей среди европейских жителей, указано в новом отчёте Европейской ассоциации интернет-рекламы (Interactive Advertising Bureau Europe) и компании PricewaterhouseCoopers. Опрос доказал, что в Норвегии расходы на интернет-рекламу в пересчете на одного пользователи Интернета составили 207 долларов - это самый большой показатель в Европе. Затем в списке идут Британия и Дания.

Крупным европейским рынком интернет-рекламы остаётся Британия — её доля составляет 34,2 % от общих затрат на рекламу в Евросоюзе. Затем идут Германия - 22,3 % и Франция - 8,9 %.

Помимо этого, специалисты отмечают, что росту затрат на интернет-рекламу помогает развитие технологий таргетинга. Программные инструменты, могущие отделять определённую целевую аудиторию рекламы, представляются идеальной мечтой всех маркетологов.

Делая вывод, можно сказать, что реклама в Интернете является инструментом, применение которого представляется необходимым условием для успеха и популярности абсолютно любого интернет-ресурса, для эффективного формирования и поддержания имиджа предприятия или мероприятия, для продвижения торговой марки на рынке. Уровень российской и международной (западной) рекламы в Интернете несоизмерим. Дело в разном уровне развития технических средств и материальной базе населения. В ближайшее время есть возможность спрогнозировать бурный рост сети Интернет и рекламного рынка.

Список литературы

1. Алексеев, А., Однолетков, П. О качественной оценке эффективности рекламы в Интернете. Записки наблюдателей [Текст] / А. Алексеев, П. Однолетков // Интернет-маркетинг. - 2018. - № 1.

2. Асеева, Е. Н. Организация рекламной кампании [Текст] / Е. Н. Асеева. - М. : ПРИОР, 2018. - 112 с.

3. Ахметгареев, А. Золотой пример сбыта, или разработка комплексных рекламно-сбытовых акций [Текст] / А. Ахметгареев // Реклама. Теория и практика. - 2018. - № 1.

4. Васильев, А. А., Поляков, В. А. Разработка рекламного продукта [Текст] / А. А. Васильев, В. А. Поляков. - М. : Экономистъ, 2017. - 256 с.

5. Викентьев, И. Приёмы рекламы и Public Relation [Текст] / И. Викентьев. - 8-е допол. издание. - СПб. : «ТРИЗ-ШАНС» и «Бизнес-пресса», 2017. - 407 с.

6. Вилькин, А. Разработка стратегии продвижения товаров и услуг в Интернете [Текст] / А. Вилькин // Интернет-маркетинг. - 2017. - № 3.

7. Гермогенова, Л. Ю. Эффективная реклама в России: Практика и рекомендации[Текст] / Л. Ю. Гермогенова. - М. : «РусПартнер Лтд.», 2019. - 252 с.

8. Гольман, И. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности [Текст] / И. Гольман. - М. : Гелла-Принт, 2017. - 85 с.

9. Дмитриева, Л. М. Разработка и технология производства рекламного продукта [Текст] / Л. М. Дмитриева. - М. : Экономистъ, 2018. - 639 с.

10. Котернюк, А. В. Современные рекламные технологии: Коммерческая реклама [Текст] : учеб. пособие / А. В. Котернюк. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2014. - 78 с.

Бессонова Екатерина Игоревна - студент направления «Реклама и связи с общественностью» Липецкого государственного технического университета.

Электронная почта: [email protected]

Научный руководитель: Качалова Светлана Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра культуры, заместитель декана ЗФ Липецкого государственного технического университета.

Электронная почта: smkachalovamail.ru

DOI: 10.24411/2070-0717-2019-10211

Е. К. Ивандаева

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

ВИРУСНЫЙ МАРКЕТИНГ В ПАБЛИКЕ BURGER KING RUSSIA В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ВКОНТАКТЕ КАК СПОСОБ ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРА

Крупные компании все чаще следуют трендам при создании рекламных кампаний. Мемы являются сегодня одной из ведущих форм в сфере развитияи распространения медиа. Довольно часто мемы выступают и в рекламе в качестве способа продвижения продукта в социальных сетях. Для нашей страны характерно использование мемов при продвижении товаров на площадках социальной сети ВКонтакте. В качестве материала исследования мы выбрали посты паблика Burger King Russia социальной сети ВКонтакте в период с 1 сентября 2018 года по 31 марта 2019.

Ключевые слова: вирусный маркетинг,мемы, интернет-реклама, рекламная кампания, BurgerKing, социальная сеть ВКонтакте.

Компанией, которая чаще всего использует мемы в своей рекламе, является сеть ресторанов быстрого питания BurgerKing. Мы выбрали именно эту компанию для исследования, так как ее паблик ВКонтакте по данным аналитического ресурса «Косса» [10] имеет наибольшую активную аудиторию среди других ресторанов быстрого питания (KFC, Subway, McDonald's). В паблике Burger King Russia более 2-х миллионов подписчиков.

Рекламные акции этой компании становятся предметом споров в обществе из-за их дерзости и резкости. Мы говорим о рекламе, к примеру, на улице. Однако

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.