Научная статья на тему 'Тенденции развития международного туризма'

Тенденции развития международного туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3622
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИНДУСТРИЯ / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Побирченко В. В., Шутаева Е. А.

Рассматривается определение туризма как социально-экономической категории. Указаны подходы к определению туризма. Выделены основные тенденции развития туризма на современном этапе глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития международного туризма»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070

УДК 339.9

Побирченко В. В.

к.геогр.н., доцент Шутаева Е. А.

к.э.н., доцент

Институт экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Российская Федерация

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

Аннотация

Рассматривается определение туризма как социально-экономической категории. Указаны подходы к определению туризма. Выделены основные тенденции развития туризма на современном этапе глобализации.

Ключевые слова

Туризм, туриндустрия, индустрия туризма и гостеприимства, глобализация.

Путешествия и туристическая активность населения выступают неотъемлемым элементом жизнедеятельности современного мирового сообщества. Сегодня международный туризм трансформирует прежде закрытые общества в открытые универсальные общества, где контакты между людьми из разных стран становятся повседневной реальностью. Что, безусловно, удовлетворяет потребности людей во встречах и обменах с другими культурами. Более того, туризм рассматривается как социально-экономическое явление, оказывающее как прямое, так и опосредованное влияние на развитие всей связанной с ним инфраструктуры.

Имея длительную историю, туризм как социально-экономическое и духовно-культурное явление до сих пор не получил универсального, единого, повсеместно признанного и всеобъемлющего определения, да и сама наука о туризме не имеет единообразного названия, повсеместно принятого в академических и научных кругах в России и за рубежом. Основными туристскими организациями, различными научными школами и отдельными экспертами «туризм» по-прежнему трактуется по-разному. Более того, туристская терминология претерпевает существенные изменения сообразно стремительному росту индустрии туризма и гостеприимства, его секторов, видов и форм, технологий и инноваций, появления и распространения новых туристских реалий. В широком смысле признается существование двух подходов к определению туризма со своими рациональными смыслами и использованием: концептуальные и технические. Концептуальный подход выстраивает теоретические рамки туризма для выявления его базовых характеристик, позволяющих разграничить туризм и другие смежные с ним понятия. К таким концептуальным (научным) определениям относится дефиниция, предложенная американским исследователем Джафаром Джафари: туризм - это изучение человека, находящегося за пределами территории его постоянного проживания, индустрии, удовлетворяющей его потребности, и воздействий, которые и человек, и индустрия оказывают на социокультурную, экономическую и физическую среду. Технические определения имеют целью обеспечить стандартизированную информацию о туризме для национальных и международных статистических и правовых потребностей. В российской теории и практике туризма используется классическое определение туризма, то есть туризм понимается как временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или на другую территорию в пределах своей страны в свободное время в целях отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте.

Помимо тенденций последних десятилетий, обусловленных эпохой глобализации, которые проявляются в расширении и реструктуризации рынка, консолидации и конверсии, горизонтальной и вертикальной интеграции, широком распространении сетевого бизнеса между различными секторами

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070

туризма, в мировом туризме получили отражение тенденции, обусловленные новым обществом информации, знаний и коммуникации. И если глобализация размывала границы национального, трансформировала культурную идентичность, нивелировала своеобразие этнокультур и вела к унификации норм и стандартов, то встречный процесс, называемый сегодня "глокализацией" (глобальной регионализацией) продвигает на мировой рынок уникальный, национально и регионально идентифицируемый туристский продукт. В связи с чем, заметной тенденцией на мировом туристском рынке выступает диверсификация, проявляющаяся в развитии широкого разнообразия видов и форм туристской деятельности, а так же связанных с ними новых услуг и "философий" туризма. К своеобразным современным идеологическим подходам в туризме относят устойчивость туризма (англ., Sustainable Tourism), ответственность туризма (англ., Responsible Tourism) и доступность туризма (англ., Accessible Tourism). Другими словами, несмотря на всеобщую доступность, современный туризм восприимчивый, мягкий, бережный, социально ответственный, оказывающий щадящее воздействие на природную и культурную среду дестинации. Современному туризму присуща также философия этического туризма (англ., ethical tourism), которая подразумевает этическое поведение туристов, турбизнеса и туристских администраций по отношению к природе и культуре дестинации. Туристы становятся все более образованными, знающими, имеющими более широкий и разнообразный туристский опыт, и потому, стремящиеся к получению нового уникального опыта путешествий прослеживается переход от "массового" туризма к "индивидуальному". Кроме всеохватывающей либерализации, проявляется в туризме и тенденция технологизации. Электронные технологии проникают во все сектора туриндустрии и становятся частью повседневной жизни современного путешественника. Рост электронного позиционирования и продвижения турпродукта привел к появлению понятий "электронный туризм" (англ., E-Tourism) и "мобильный туризм" (англ., m-tourism).

Интересной современной тенденцией является виртуализация туризма. В реальности происходит "виртуальная консолидация" туристских компаний и компаний информационных технологий, с последующей передачей основных функций туристских компаний представительствам в сети Интернет. Вполне ожидаемо в недалеком будущем появление рынка виртуальных туристов, которые не будут иметь потребности путешествовать в реальности как таковой. Изменение восприятия человеком окружающей реальности в целом и туристской картины мира в частности в последнее время связано с тенденцией постмодернизма. Фактически у современного туриста происходит переориентация с материального и духовного преимущественно на чувственный опыт познания. Стремление к получению удовольствий и наслаждений заставляет туриста воспользоваться услугами нишевого туризма (англ., niche tourism) (фотографический, археологический, ретротуризм, гастрономический, геотуризм, кинотуризм и т.п.). Доминирующей тенденцией развития мирового туризма является формирование и развитие туриндустрии как индустрии опыта и впечатлений. Среди новых видов туризма: идентичностный (англ., identity tourism), который мотивирован поиском и познанием истоков и корней своей национальной, этнической и культурной идентичности; наследный (англ., heritage tourism), состоит в познании своего и чужого природного и культурного наследия, в поиске культурного опыта и т.п.; примиренческий (англ., reconciliation tourism), изучение событий, которые привели к конфликтам и разделению народов, этносов и т.п.; межкультурный (англ., intercultural tourism); коммуникативный (англ., communicative tourism), нацелен на общение гостей и хозяев или гостей из разных культур на территории хозяев; жизнеознакомительный (англ., lifeseeing), цель которого погружение в живую культуру посещаемой дестинации, знакомство с бытом жителей сообщества изнутри.

Неоспоримо, туризм является одним из влиятельнейших феноменов экономического, социального и культурного развития общества. Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта. При этом, основным направлением развития туризма является его диверсификация в разрезе тематического, устойчивого и социально ответственного туризма.

Список использованной литературы: 1. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ [Электронный

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070

ресурс]. - Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/

2. Мошняга Е.В. Основные тенденции развития туризма в современном мире // Вестник РМАТ. - 2013. - №3 (9). - С. 20-34.

3. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-Ф3 "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/136248/1/#block_100#ixzz4IzT5f875

© Побирченко В В., Шутаева Е.А., 2016

УДК 657.3

Д.А. Ратанина

бакалавр 4 курса учетно-финансового факультета

М.В. Бессараб

бакалавр 4 курса учетно-финансового факультета

С.А. Муллинова к.э.н., доцент

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина»

г. Краснодар, Российская Федерация

ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ: СОСТАВЛЕНИЕ И РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ПО ТРЕБОВАНИЯМ МСФО

Аннотация

В последние годы в РФ проходит процесс реформирования бухгалтерского учета, форм бухгалтерской отчетности к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Одной из обязательных форм отчетности по МСФО является Отчет о движении денежных средств (ОДДС). Он позволяет пользователю финансовой отчетности оценить способность компании генерировать денежные потоки, а также определить, на какие цели она направляет денежные средства и какие потребности по их использованию имеются.

Ключевые слова

МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств», трансформация, операционная деятельность, инвестиционная деятельность, финансовая деятельность, прямой метод, косвенный метод.

Необходимость определения принципов построения Отчета о движении денежных средств по требованиям МСФО во многом обусловлена экономическими причинами. Это связано с тем, что ни одна из форм отчетности, составленная по МСФО, не раскрывает информацию для пользователей финансовой отчетности об источниках поступления денежных средств и основных направлениях их использования [3, 11].

Международные стандарты предусматривают два метода составления Отчета о движении денежных средств:

- прямой;

- косвенный [1, 12].

При этом действующая версия МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств» поощряет использование прямого метода [10]. Однако большинство компаний на практике применяют косвенный метод. Считается, что он более простой. К тому же многим компаниям сложно собрать всю необходимую информацию для подготовки ОДДС прямым методом.

Составление ОДДС предполагает представление всех денежных потоков компании по видам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.