112 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
J )\
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина(МГЮА)
Правовое регулирование банковского и страхового дела, денежного обращения, рынка ценных бумаг и валютных отношений
Александр Викторович КАРТАШОВ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕКРЕДИТНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ1
Аннотация. Автор отмечает ключевые тенденции правового регулирования деятельности некредитных финансовых организаций. В статье рассматриваются отдельные акты, имеющие существенное значение для целей регулирования деятельности некредитных финансовых организаций. При этом отмечается, что в настоящее время присутствует два ключевых направления принятия актов, регламентирующих соответствующие финансовые отношения. Ключевые слова: Банк России, нормативные акты Банка России, некредитная финансовая организация, система правового регулирования некредитных финансовых организаций.
DOI: 10.17803/2311-5998.2019.59.7.112-116
A. V. KARTASHOV, PhD in Law, Associate Professor of the Department of Financial Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected] 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9 TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE MECHANISM OF FINANCIAL AND LEGAL REGULATION OF NON-CREDIT FINANCIAL ORGANIZATIONS Abstract. The author notes the trend of legal regulation of activities of non-credit financial organizations. In the article, the author examines individual acts that are important for the purposes of regulating the activities of non-
1 Статья подготовлена на основе материалов, использованных в ходе выступления автора на II Международной научно-практической конференции «Современное административное и финансовое право», посвященной памяти заслуженного юриста России, доктора юридических наук, профессора И. И. Веремеенко, проходившей 22.03.2019 в МГИМО © А. В. Карташов, 2019 (У) МИД России.
Карташов А. В. ЩЪ
^ \ УНИВЕРСИТЕТА Тенденции развития механизма финансово-правового L_имени o.e. кугафина(мгюА) регулирования некредитных финансовых организаций
credit financial organizations. This article involves two main areas of adoption of acts regulating financial relations. Keywords: Bank of Russia, Bank of Russia regulations, non-credit financial institution, legal regulation of non-credit financial institutions.
Необходимо отметить, что финансовый рынок является в настоящее время неотъемлемой частью финансовой системы государства. Будучи одной из основополагающих подсистем, финансовый рынок во многом определяет развитие содержания и методологию финансовой деятельности государства и существенно влияет на выбор модели общегосударственного управления. В последние годы структура и круг участников финансового рынка меняются, что, в свою очередь, определяет необходимость изменения механизмов регуляторного воздействия на соответствующие группы финансовых отношений.
Следует отметить, что общее количество актов, действующих в сфере регулирования кредитных и некредитных финансовых организаций (за исключением соответствующих федеральных законов2, отдельных актов, регламентирующих порядок и особенности выпуска ценных бумаг публично-правовых образований, актов информационного свойства, методических рекомендаций, писем, приказов Банка России, ФКЦБ, ФСФР) превышает 3 0 003.
См.: Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 28.11.2018) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 2. Ст. 56 ; Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-Ф3 (ред. от 03.08.2018) «О сельскохозяйственной кооперации» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870 ; Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3 (ред. от 27.12.2018) «О рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. № 17. 1996. Ст. 1918 ; Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О негосударственных пенсионных фондах» // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2071 ; Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об инвестиционных фондах» // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4562 ; Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О жилищных накопительных кооперативах» // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. I).
СП А
Ст. 41 ; Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О кредитных д1
историях» // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. I). Ст. 44 ; Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ т °
(ред. от 23.04.2018) «О ломбардах» // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 3992 ; Федеральный закон от Цтп
18.07.2009 № 190-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О кредитной кооперации» // СЗ РФ. 20.07.2009. НЖлр
№ 29. Ст. 3627 ; Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О ми- Т"ОнВ
крофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» // СЗ РФ. 2010. № 27. ^п □ °
Ст. 3435 ; Федеральный закон от 07.02.2011 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О клиринге, тС)И[] клиринговой деятельности и центральном контрагенте» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 904 ; □
Федеральный закон от 07.12.2011 № 414-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О центральном депо- гААЕ
зитарии» // СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7356 ; Федеральный закон от 13.07.2015 № 222-ФЗ И-Ео<
«О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении □ НщЛ
изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Фе- ЛЯПр
дерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законо- д р □ □
дательных актов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 29 (ч. I). Ст. 4348. Т [Д А
Здесь и далее приведена статистика о количестве нормативных актов Банка России, ¡ГдЛИ
полученная в результате осуществления запроса при использовании СПС «Консультант- X А □ т
Плюс» по состоянию на 22.03.2019. ОТНОШЕНИЙ
>
2
3
114
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
"Т^ЕСТНИК
в Я УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
При этом следует отметить, что количество принятых с 2004 г. по настоящее время актов ЦБ РФ, ФСФР, ФКЦБ, Правительства РФ, в рамках которых прямо упоминаются некредитные финансовые организации, превышает 240.
С учетом того обстоятельства, что Банк России в настоящее время консолидирует полномочия по регулированию деятельности организаций финансового сектора, с момента передачи ему полномочий Федеральной службы по финансовым рынкам в период с 01.10.2013 по 22.03.2019 было принято довольно большое количество нормативных актов Банка России, включая 54 положения, 152 указания (76 указаний вносят изменения в действующие акты) и 11 инструкций.
Более подробно статистические данные о количестве принятых нормативных актов Банка России приведены в таблице.
Таблица
Нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, регламентирующие деятельность некредитных финансовых организаций
Вид акта Количество актов Год принятия
1 2019
21 2018
Указание Банка России 16 2017
17 2016
9 2015
11 2014
1 2013
6 2018
Положение Банка России 9 2017
5 2016
22 2015
9 2014
5 2018
Инструкция 1 2017
Банка России 2 2016
2 2014
Анализ представленных актов дает возможность выявить ряд направлений развития механизма правового регулирования деятельности некредитных финансовых организаций, к которым, по мнению автора, следует отнести:
1) уточнение требований к деятельности некредитных финансовых организаций и их определенная унификация;
2) универсализация требований к осуществлению надзора над деятельностью некредитных финансовых организаций.
Рассмотрим указанные направления более подробно. Прежде всего речь идет об ужесточении требований к финансовым показателям, что получает свое выражение в установлении иных значений уставного капитала и резервов, и методике их оценки и их раскрытию в отчетности.
^^р'ЩС^тШ Карташов А. В.
^ \ УНИВЕРСИТЕТА Тенденции развития механизма финансово-правового II^J
L_имени o.e. кугафина(мгюА) регулирования некредитных финансовых организаций
В частности, в соответствии с п. 2.1 ст. 26 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 28.11.2018) «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а также положениями Указания Банка России от 03.09.2018 № 4896-У «О методике определения величины собственных средств (капитала) страховщика (за исключением общества взаимного страхования)» в целях определения величины сформированных страховых резервов страховщика Банк России проводит их оценку и выдает предписание об указании страховщиком в отчетности данных4.
Следует также отметить, что анализ нормативных актов Банка России позволяет прийти к выводу о том, что происходит определенная унификация процесса регулирования деятельности некредитных финансовых организаций. Так, например, Указание Банка России от 29.11.2018 № 4993-У «О требованиях к сведениям и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела, об их типовых формах и о порядке и способах представления в Банк России документов для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела», вступившее в силу 01.01.2019, устанавливает в определенной степени унифицированные требования к раскрытию информации об учредителях (акционерах, участниках), исполнительном органе, лицах, уполномоченных осуществлять внутренний финансовый контроль, о физических лицах, имеющих право прямо или косвенно оказывать влияние на процесс функционирования субъекта страхового дела.
Одним из направлений развития финансового законодательства в рассматриваемой сфере является совершенствование системы правового регулирования бухгалтерского учета некредитных организаций.
Это выражается в разработке и принятии системы отраслевых стандартов бухгалтерского учета, которые органично встраиваются в систему правового регулирования бухгалтерского учета Российской Федерации.
В данном случае необходимо учесть, что положения ст. 2—4, 21, 22 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О бухгалтерском учете» предполагают разработку и принятие стандартов бухгалтерского учета, закрепляющих требования к его ведению для некредитных финансовых организаций5. В этой связи следует отметить, что в период с 2015 г. Банком России были приняты и вступили в силу 18 соответствующих отраслевых стандартов бухгалтерского учета6. Н
В настоящее время происходит выработка требований, связанных с необхо- Ео
димостью регламентации моделей рисков, которые влияют на деятельность не- цЕ§ кредитных финансовых организаций. При этом регламентация указанных рисков н^ДР
производится с учетом требований, закрепленных в рамках рекомендаций, выра- jlO^
батываемых Базельским комитетом банковского надзора7. В этой связи следует ХО □ О
учесть, например, что Концепция внедрения риск-ориентированного подхода к ре- m □ ИВ
гулированию страхового сектора в Российской Федерации (утв. Банком России)8 МтТ □
О>>Е
4 Вестник Банка России. 2018. № 77. X п
5 СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7344. □
6 См., например: Положение «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета вознаграждений >ЯОр работникам некредитными финансовыми организациями» (утв. Банком России 04.09.2015 3 - °О № 489-П) (ред. от 28.11.2016) // Вестник Банка России. 2015. № 97—98. ТЕГД>
7 См.: Sound practices for backtesting counterparty credit risk models (Basel committee on ЫдЛИ Banking Supervision) // URL: https://www.bis.org/publ/bcbs185.pdf. X>-„m
8 URL: https://www.cbr.ru/content/document/file/16975/concept_of _implementation .pdf. ОТНОШЕНИЙ
СП
>
116 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
Jf 1
'И 1
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кугафина(МГЮА)
(2017 г.) предполагает, что одними из ключевых условий устойчивого развития страхового рынка являются адекватная и всеобъемлющая оценка рисков деятельности страховой организации, соответствие величины капитала уровню и профилю принимаемых рисков, а также прозрачность и раскрытие информации о деятельности9.
Общее описание моделей рисков, которые должны учитываться некредитными организациями в процессе деятельности, во многом расширяет контрольно-надзорные полномочия Банка России и закладывает дополнительные основания для применения мер ответственности в случае выявления нарушений. Так, например, согласно п. 2.2.2. Положения о требованиях к порядку обеспечения бесперебойности функционирования платежной системы, показателям бесперебойности функционирования платежной системы и методикам анализа рисков в платежной системе, включая профили рисков (утв. Банком России 03.10.2017 № 607-П) оператор платежной системы должен проводить оценку рисков в платежной системе не реже одного раза в год с использованием методик анализа рисков в платежной системе, включая профили рисков10.
Таким образом, при выявлении нарушений обязанность по подтверждению правомерности действий не только оператора, но и всех прочих участников платежной системы возложена на оператора платежной системы.
При рассмотрении механизма правового регулирования надзора деятельности некредитных финансовых организаций следует отметить фрагментарное «копирование» модели контроля (надзора). В этой связи необходимо отметить существенное значение таких принятых Банком России актов, как Инструкция Банка России от 05.12.2013 № 147-И (ред. от 19.12.2018) «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)11, Инструкция Банка России от 24.04.2014 № 151-И (ред. от 28.06.2018) «О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)»12, Указание Банка России от 11.08.2017 № 4488-У «Об организации и осуществлении в Банке России деятельности кураторов некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка»13.
Анализ представленных актов свидетельствует об унификации методологии осуществления контрольно-надзорных мероприятий Банка России в отношении как кредитных, так и некредитных финансовых организаций.
9 См.: письмо Банка России от 29.06.2012 № 94-Т «О документе Комитета по платежным и расчетным системам "Принципы для инфраструктур финансового рынка"» // Вестник Банка России. 2012. № 38—39.
10 Вестник Банка России. 2018. № 2. См. также, например: Признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента (утв. приказом Банка России от 27.09.2018 № ОД-2525) // URL: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 01.10.2018).
11 Вестник Банка России. 2014. № 23—24.
12 Вестник Банка России. 2014. № 68.
13 Вестник Банка России. 2017. № 73.