Научная статья на тему 'Тенденции развития механизма финансово-правового регулирования некредитных финансовых организаций'

Тенденции развития механизма финансово-правового регулирования некредитных финансовых организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
688
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК РОССИИ / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ БАНКА РОССИИ / НЕКРЕДИТНАЯ ФИНАНСОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СИСТЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕКРЕДИТНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / BANK OF RUSSIA / BANK OF RUSSIA REGULATIONS / NON-CREDIT FINANCIAL INSTITUTION / LEGAL REGULATION OF NON-CREDIT FINANCIAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карташов Александр Викторович

В статье рассматриваются отдельные акты, имеющие существенное значение для целей регулирования деятельности некредитных финансовых организаций. При этом отмечается, что в настоящее время присутствует два ключевых направления принятия актов, регламентирующих соответствующие финансовые отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE MECHANISM OF FINANCIAL AND LEGAL REGULATION OF NON-CREDIT FINANCIAL ORGANIZATIONS

The author notes the trend of legal regulation of activities of noncredit financial organizations. In the article, the author examines individual acts that are important for the purposes of regulating the activities of non credit financial organizations. This article involves two main areas of adoption of acts regulating financial relations.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития механизма финансово-правового регулирования некредитных финансовых организаций»

112 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

J )\

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

Правовое регулирование банковского и страхового дела, денежного обращения, рынка ценных бумаг и валютных отношений

Александр Викторович КАРТАШОВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) avkartashov@msal.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕКРЕДИТНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ1

Аннотация. Автор отмечает ключевые тенденции правового регулирования деятельности некредитных финансовых организаций. В статье рассматриваются отдельные акты, имеющие существенное значение для целей регулирования деятельности некредитных финансовых организаций. При этом отмечается, что в настоящее время присутствует два ключевых направления принятия актов, регламентирующих соответствующие финансовые отношения. Ключевые слова: Банк России, нормативные акты Банка России, некредитная финансовая организация, система правового регулирования некредитных финансовых организаций.

DOI: 10.17803/2311-5998.2019.59.7.112-116

A. V. KARTASHOV, PhD in Law, Associate Professor of the Department of Financial Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) avkartashov@msal.ru 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9 TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE MECHANISM OF FINANCIAL AND LEGAL REGULATION OF NON-CREDIT FINANCIAL ORGANIZATIONS Abstract. The author notes the trend of legal regulation of activities of non-credit financial organizations. In the article, the author examines individual acts that are important for the purposes of regulating the activities of non-

1 Статья подготовлена на основе материалов, использованных в ходе выступления автора на II Международной научно-практической конференции «Современное административное и финансовое право», посвященной памяти заслуженного юриста России, доктора юридических наук, профессора И. И. Веремеенко, проходившей 22.03.2019 в МГИМО © А. В. Карташов, 2019 (У) МИД России.

Карташов А. В. ЩЪ

^ \ УНИВЕРСИТЕТА Тенденции развития механизма финансово-правового L_имени o.e. кугафина(мгюА) регулирования некредитных финансовых организаций

credit financial organizations. This article involves two main areas of adoption of acts regulating financial relations. Keywords: Bank of Russia, Bank of Russia regulations, non-credit financial institution, legal regulation of non-credit financial institutions.

Необходимо отметить, что финансовый рынок является в настоящее время неотъемлемой частью финансовой системы государства. Будучи одной из основополагающих подсистем, финансовый рынок во многом определяет развитие содержания и методологию финансовой деятельности государства и существенно влияет на выбор модели общегосударственного управления. В последние годы структура и круг участников финансового рынка меняются, что, в свою очередь, определяет необходимость изменения механизмов регуляторного воздействия на соответствующие группы финансовых отношений.

Следует отметить, что общее количество актов, действующих в сфере регулирования кредитных и некредитных финансовых организаций (за исключением соответствующих федеральных законов2, отдельных актов, регламентирующих порядок и особенности выпуска ценных бумаг публично-правовых образований, актов информационного свойства, методических рекомендаций, писем, приказов Банка России, ФКЦБ, ФСФР) превышает 3 0 003.

См.: Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 28.11.2018) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 2. Ст. 56 ; Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-Ф3 (ред. от 03.08.2018) «О сельскохозяйственной кооперации» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870 ; Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3 (ред. от 27.12.2018) «О рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. № 17. 1996. Ст. 1918 ; Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О негосударственных пенсионных фондах» // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2071 ; Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об инвестиционных фондах» // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4562 ; Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О жилищных накопительных кооперативах» // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. I).

СП А

Ст. 41 ; Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О кредитных д1

историях» // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. I). Ст. 44 ; Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ т °

(ред. от 23.04.2018) «О ломбардах» // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 3992 ; Федеральный закон от Цтп

18.07.2009 № 190-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О кредитной кооперации» // СЗ РФ. 20.07.2009. НЖлр

№ 29. Ст. 3627 ; Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О ми- Т"ОнВ

крофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» // СЗ РФ. 2010. № 27. ^п □ °

Ст. 3435 ; Федеральный закон от 07.02.2011 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О клиринге, тС)И[] клиринговой деятельности и центральном контрагенте» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 904 ; □

Федеральный закон от 07.12.2011 № 414-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О центральном депо- гААЕ

зитарии» // СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7356 ; Федеральный закон от 13.07.2015 № 222-ФЗ И-Ео<

«О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении □ НщЛ

изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Фе- ЛЯПр

дерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законо- д р □ □

дательных актов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 29 (ч. I). Ст. 4348. Т [Д А

Здесь и далее приведена статистика о количестве нормативных актов Банка России, ¡ГдЛИ

полученная в результате осуществления запроса при использовании СПС «Консультант- X А □ т

Плюс» по состоянию на 22.03.2019. ОТНОШЕНИЙ

>

2

3

114

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

в Я УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

При этом следует отметить, что количество принятых с 2004 г. по настоящее время актов ЦБ РФ, ФСФР, ФКЦБ, Правительства РФ, в рамках которых прямо упоминаются некредитные финансовые организации, превышает 240.

С учетом того обстоятельства, что Банк России в настоящее время консолидирует полномочия по регулированию деятельности организаций финансового сектора, с момента передачи ему полномочий Федеральной службы по финансовым рынкам в период с 01.10.2013 по 22.03.2019 было принято довольно большое количество нормативных актов Банка России, включая 54 положения, 152 указания (76 указаний вносят изменения в действующие акты) и 11 инструкций.

Более подробно статистические данные о количестве принятых нормативных актов Банка России приведены в таблице.

Таблица

Нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, регламентирующие деятельность некредитных финансовых организаций

Вид акта Количество актов Год принятия

1 2019

21 2018

Указание Банка России 16 2017

17 2016

9 2015

11 2014

1 2013

6 2018

Положение Банка России 9 2017

5 2016

22 2015

9 2014

5 2018

Инструкция 1 2017

Банка России 2 2016

2 2014

Анализ представленных актов дает возможность выявить ряд направлений развития механизма правового регулирования деятельности некредитных финансовых организаций, к которым, по мнению автора, следует отнести:

1) уточнение требований к деятельности некредитных финансовых организаций и их определенная унификация;

2) универсализация требований к осуществлению надзора над деятельностью некредитных финансовых организаций.

Рассмотрим указанные направления более подробно. Прежде всего речь идет об ужесточении требований к финансовым показателям, что получает свое выражение в установлении иных значений уставного капитала и резервов, и методике их оценки и их раскрытию в отчетности.

^^р'ЩС^тШ Карташов А. В.

^ \ УНИВЕРСИТЕТА Тенденции развития механизма финансово-правового II^J

L_имени o.e. кугафина(мгюА) регулирования некредитных финансовых организаций

В частности, в соответствии с п. 2.1 ст. 26 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 28.11.2018) «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а также положениями Указания Банка России от 03.09.2018 № 4896-У «О методике определения величины собственных средств (капитала) страховщика (за исключением общества взаимного страхования)» в целях определения величины сформированных страховых резервов страховщика Банк России проводит их оценку и выдает предписание об указании страховщиком в отчетности данных4.

Следует также отметить, что анализ нормативных актов Банка России позволяет прийти к выводу о том, что происходит определенная унификация процесса регулирования деятельности некредитных финансовых организаций. Так, например, Указание Банка России от 29.11.2018 № 4993-У «О требованиях к сведениям и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела, об их типовых формах и о порядке и способах представления в Банк России документов для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела», вступившее в силу 01.01.2019, устанавливает в определенной степени унифицированные требования к раскрытию информации об учредителях (акционерах, участниках), исполнительном органе, лицах, уполномоченных осуществлять внутренний финансовый контроль, о физических лицах, имеющих право прямо или косвенно оказывать влияние на процесс функционирования субъекта страхового дела.

Одним из направлений развития финансового законодательства в рассматриваемой сфере является совершенствование системы правового регулирования бухгалтерского учета некредитных организаций.

Это выражается в разработке и принятии системы отраслевых стандартов бухгалтерского учета, которые органично встраиваются в систему правового регулирования бухгалтерского учета Российской Федерации.

В данном случае необходимо учесть, что положения ст. 2—4, 21, 22 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О бухгалтерском учете» предполагают разработку и принятие стандартов бухгалтерского учета, закрепляющих требования к его ведению для некредитных финансовых организаций5. В этой связи следует отметить, что в период с 2015 г. Банком России были приняты и вступили в силу 18 соответствующих отраслевых стандартов бухгалтерского учета6. Н

В настоящее время происходит выработка требований, связанных с необхо- Ео

димостью регламентации моделей рисков, которые влияют на деятельность не- цЕ§ кредитных финансовых организаций. При этом регламентация указанных рисков н^ДР

производится с учетом требований, закрепленных в рамках рекомендаций, выра- jlO^

батываемых Базельским комитетом банковского надзора7. В этой связи следует ХО □ О

учесть, например, что Концепция внедрения риск-ориентированного подхода к ре- m □ ИВ

гулированию страхового сектора в Российской Федерации (утв. Банком России)8 МтТ □

О>>Е

4 Вестник Банка России. 2018. № 77. X п

5 СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7344. □

6 См., например: Положение «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета вознаграждений >ЯОр работникам некредитными финансовыми организациями» (утв. Банком России 04.09.2015 3 - °О № 489-П) (ред. от 28.11.2016) // Вестник Банка России. 2015. № 97—98. ТЕГД>

7 См.: Sound practices for backtesting counterparty credit risk models (Basel committee on ЫдЛИ Banking Supervision) // URL: https://www.bis.org/publ/bcbs185.pdf. X>-„m

8 URL: https://www.cbr.ru/content/document/file/16975/concept_of _implementation .pdf. ОТНОШЕНИЙ

СП

>

116 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

Jf 1

'И 1

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кугафина(МГЮА)

(2017 г.) предполагает, что одними из ключевых условий устойчивого развития страхового рынка являются адекватная и всеобъемлющая оценка рисков деятельности страховой организации, соответствие величины капитала уровню и профилю принимаемых рисков, а также прозрачность и раскрытие информации о деятельности9.

Общее описание моделей рисков, которые должны учитываться некредитными организациями в процессе деятельности, во многом расширяет контрольно-надзорные полномочия Банка России и закладывает дополнительные основания для применения мер ответственности в случае выявления нарушений. Так, например, согласно п. 2.2.2. Положения о требованиях к порядку обеспечения бесперебойности функционирования платежной системы, показателям бесперебойности функционирования платежной системы и методикам анализа рисков в платежной системе, включая профили рисков (утв. Банком России 03.10.2017 № 607-П) оператор платежной системы должен проводить оценку рисков в платежной системе не реже одного раза в год с использованием методик анализа рисков в платежной системе, включая профили рисков10.

Таким образом, при выявлении нарушений обязанность по подтверждению правомерности действий не только оператора, но и всех прочих участников платежной системы возложена на оператора платежной системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При рассмотрении механизма правового регулирования надзора деятельности некредитных финансовых организаций следует отметить фрагментарное «копирование» модели контроля (надзора). В этой связи необходимо отметить существенное значение таких принятых Банком России актов, как Инструкция Банка России от 05.12.2013 № 147-И (ред. от 19.12.2018) «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)11, Инструкция Банка России от 24.04.2014 № 151-И (ред. от 28.06.2018) «О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)»12, Указание Банка России от 11.08.2017 № 4488-У «Об организации и осуществлении в Банке России деятельности кураторов некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка»13.

Анализ представленных актов свидетельствует об унификации методологии осуществления контрольно-надзорных мероприятий Банка России в отношении как кредитных, так и некредитных финансовых организаций.

9 См.: письмо Банка России от 29.06.2012 № 94-Т «О документе Комитета по платежным и расчетным системам "Принципы для инфраструктур финансового рынка"» // Вестник Банка России. 2012. № 38—39.

10 Вестник Банка России. 2018. № 2. См. также, например: Признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента (утв. приказом Банка России от 27.09.2018 № ОД-2525) // URL: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 01.10.2018).

11 Вестник Банка России. 2014. № 23—24.

12 Вестник Банка России. 2014. № 68.

13 Вестник Банка России. 2017. № 73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.