Научная статья на тему 'Тенденции развития малого предпринимательства в России (по материалам дискуссии Клуба предпринимателей Санкт-Петербургской академии управления и экономики)'

Тенденции развития малого предпринимательства в России (по материалам дискуссии Клуба предпринимателей Санкт-Петербургской академии управления и экономики) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФОРМАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕСА / АГРАРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОДСОБНОЕ И ДАЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО / БЮРОКРАТИЗАЦИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Добрынин Александр Иванович, Бахарев Вячеслав Олегович

В предлагаемой читателю статье с научно-практических позиций анализируются вопросы значимости малого бизнеса в обеспечении экономического роста и его огромной роли с точки зрения выхода из глобального экономического кризиса. Авторы акцентируют внимание на поиске стратегических путей развития малого бизнеса, регулирования и координации инновационной деятельности, совершенствования системы кредитования субъектов малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития малого предпринимательства в России (по материалам дискуссии Клуба предпринимателей Санкт-Петербургской академии управления и экономики)»

Тенденции развития малого предпринимательства в России

(по материалам дискуссии Клуба предпринимателей Санкт-Петербургской академии управления и экономики)

Development tendencies of small business in Russia (on materials of discussion of businessmen Club of the St.-Petersburg academy of management and economics)

А

Добрынин Александр Иванович

профессор Санкт-Петербургской академии управления и экономики, доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Dobrynin Aleksandr Ivanovich

190103, Sant-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44, lit. A

Бахарев Вячеслав Олегович

декан факультета менеджмента Санкт-Петербургской академии управления и экономики, доктор экономических наук, профессор 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Bakharev Vyacheslav Olegovich

190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44, lit. A

В предлагаемой читателю статье с научно-практических позиций анализируются вопросы значимости малого бизнеса в обеспечении экономического роста и его огромной роли с точки зрения выхода из глобального экономического кризиса. Авторы акцентируют внимание на поиске стратегических путей развития малого бизнеса, регулирования и координации инновационной деятельности, совершенствования системы кредитования субъектов малого предпринимательства.

In the suggested article the authors analyzes based on research and practical positions the issues of small business importance in economic growth provision and its immense role from the point of view of global economic crisis surmounting. The authors accentuate attention on looking for strategic ways of small business development, innovation activity regulation and coordination, improvement of small entrepreneurship crediting system.

Ключевые слова: малое предпринимательство, формализация бизнеса, аграрное предпринимательство, подсобное и дачное хозяйство, бюрократизация малого бизнеса

Keywords: small entrepreneurship, business formalization, agricultural entrepreneurship, household and suburban plots, small business bureaucratization

Одной из важнейших стратегических задач плана инновационного развития факультета менеджмента является переход от формального повышения квалификации профессорско-преподавательского состава к постоянному и непрерывному процессу развития преподавателей — основы развития профессиональных компетенций студентов.

Решение этих задач реализуется, в том числе в работе Клуба предпринимательства, в котором участвуют кроме ведущих профессоров Академии ученые РАН, руководители и менеджеры крупных, средних и малых предприятий.

Ниже предлагается материал дискуссии, посвященной проблемам малого предпринимательства.

Вопросам развития и финансирования малого бизнеса, а также его модернизации посвящено множество научных работ. Но авторы большинства из них лишь формулируют актуальные задачи и не рассма-

тривают конкретных алгоритмов их решения. Они декларируют необходимость развития малого бизнеса на основе оживления инвестиционного процесса, но не предлагают конкретных рекомендаций относительно методов, способов и, в особенности, практических шагов и мер, осуществление которых способствовало бы достижению заявленной цели на основе модернизации.

Вместе с тем ни в научных исследованиях, ни в рамках реализации программ государственной поддержки развития малого предпринимательства остается открытым вопрос — какого уровня развития малого предпринимательства в России необходимо достигнуть? Так, в Греции доля работников, занятых в малых предприятиях составляет 30,2% населения, в Португалии — 20,1%, но в Германии — 4,9%, а в США — 5,7% (2007 г.), при этом за период 19902007 гг. количество работников, занятых в малых предприятиях, имеет тенденцию к сокращению.

Поскольку существенная часть малых предприятий не охвачена статистическим учетом, использовать данные Федеральной службы статистики не представляется возможным. По косвенным оценкам, доля населения РФ, занятого в малом предпринимательстве, составляет на 2009 г. 9%. Учитывая, что крупная промышленность РФ даже не достигла 1990 г., этот уровень развития малого предпринимательства крайне низок для страны.

В последние годы в функционировании малого предпринимательства в России появился целый спектр негативных тенденций. К ним относятся бегство малого капитала из производства в сферу посреднических операций, недолговечность малых фирм, вытеснение их на периферию научно-технического прогресса и увеличение ставок банковских кредитов.

Социально-экономическая значимость малого предпринимательства

Малое предпринимательство, как экономический институт, играет важную роль в национальной экономике, политике и обеспечении благосостояния населе-

ния. Это особый формат бизнеса рыночной экономики, тип хозяйственно-экономического поведения, отличающегося новаторством, способом использования ресурсов и готовностью к рисковому вложению капитала. Малые предприятия не только выполняют вспомогательные функции в интересах крупных предприятий, но и являются важным фактором повышения эффективности производства всего национального хозяйства. Рассматриваемая нами форма бизнеса имеет большое значение с точки зрения преодоления монополизма и расширения масштабов конкурентных отношений, а также решения больших и малых социальных проблем [1, с. 148, с. 184; 2, с. 49].

В формате малого бизнеса работник является непосредственным собственником средств производства и производимого продукта. Это дает ему возможность свободно распоряжаться своим рабочим временем, привлекать к труду членов семьи и наемных работников. Работая на себя, а не на капиталиста, он гораздо более заинтересован в производительном труде, чем наемный рабочий, получающий за свой труд заранее фиксированную заработную плату. Более того, самостоятельный производитель заинтересован в лучшем использовании техники и сырья, поскольку ему непосредственно принадлежит и произведенный продукт. Как правило, в развитых странах фирмы и корпорации передают малому бизнесу некоторые виды работ, требующих особого внимания и индивидуальности. Такая практика широко распространена в Японии, КНР и многих других странах с развитым мелким производством.

К сожалению, в России процесс расширения масштабов мелкого предпринимательства не адекватен задачам экономического роста. По мнению профессора Е. Гонтмахера, заместителя директора Института мировой экономики и международных отношений РАН, лишь 8-10% граждан нашей страны предрасположены к ведению бизнеса, что обусловлено историческими, социальными и экономико-бюрократическими факторами [3, с. 19].

Рассматривая исторические аспекты развития малого бизнеса, например, в Европе, следует отметить, что он изначально формировался в городах в виде ремесленничества и торговли на основе создания гильдий и торговых союзов. Много лет назад свободные русские города Новгород и Псков были одними из самых крупнейших и богатых городов Европы. Однако к концу XVI в. ситуация с развитием малого бизнеса в России претерпела кардинальные изменения. Если в Европе высокими темпами развивались наука, ремесла, культура, искусство, то в России Новгород и Псков утратили было значение, а другие города играли незначительную роль. Города были, а количество горожан, как субъектов ремесленничества и торговли, было невелико. Во многих регионах России была развита кустарная промышленность — преимущественно там, где почва была мало пригодна для земледелия, и населению приходилось прибегать к подсобным заработкам [4, с. 45].

В допетровской Руси промышленный капитализм был развит относительно слабо. Наиболее широкое распространение получил торговый (купеческий) капитал, скупавший изделия мелких промысловиков. В целях вывода общества и государства из застоя Петр I впервые в истории начал проводить массовый рекрутинг человеческих ресурсов, привлекая из Западной Европы специалистов во всех областях знаний, включая науку, культуру, искусство, промышленность, коммерцию, предпринимательство и военное дело.

Вероятно, Петр I был лучшим топ-менеджером своего | времени. Некоторое уменьшение «вмешательства» 5 государства в предпринимательство и использование ^ опыта западного менеджмента явились основой для 2 воспитания нового поколения отечественных пред- < принимателей как в крупном, так и малом бизнесе. ш Аналогичные процессы расширения свободы и ис- Ц пользования зарубежного опыта разворачивались и ^ в других регионах мира при освоении новых терри- ^ торий (например, Америки и Австралии).

В период с 1917 до 1940-х гг. частное предпринимательство рассматривалось в нашей стране как незаконный вид деятельности. Поэтому промышленность и сельское хозяйство, как и в допетровской России, развивались по экстенсивному пути. Вместе с тем, как показали времена «перестройки» 1990-х гг., в стране сохранились активные личности и группы, способные к предпринимательству. К сожалению, либерализация цен, денежная реформа, процессы передела собственности, запущенные через механизм приватизации, нанесли серьезный удар по новому поколению предпринимателей, резко затормозив процессы развития. Поэтому численность малых предприятий в России в 37 раз ниже, чем в США, и в 5-7 раз ниже, чем в странах ЕС. Более того, существенная часть наших малых предприятий не ведет реальной хозяйственной деятельности, а используется в качестве субъектов схем по минимизации налогов. Если в Японии несколько лет назад количество малых и средних предприятий в расчете на тысячу жителей составляет 50, в США — около 75, то в России — лишь 6 [5, с. 369].

Относительно положительная динамика развития малого бизнеса в России сохранялась вплоть до начала глобального экономического кризиса. В кризисный период малое предпринимательство послужило своеобразным амортизатором, смягчившим негативные последствия рецессии. В условиях массового закрытия предприятий, вынужденных отпусков и нарастающей безработицы, малый бизнес «поглотил» значительную часть высвобождавшихся трудовых ресурсов, создал рабочие места, предоставил в тяжелые для многих времена дополнительный, а порой и единственный, источник дохода. Однако в последнее время развитие малого бизнеса затормозилось, а отраслевая структура малых предприятий в течение ряда лет остается практически неизменной по целому ряду причин.

• Во-первых, потенциал роста малого бизнеса, обусловленный развитием торговли, во многом исчерпан. По данным Росстата, на начало 2009 г. почти 48% от общего числа официально зарегистрированных субъектов малого бизнеса было сосредоточено в торговле и общественном питании (больше, чем в странах с развитой рыночной экономикой). Деятельность малых предприятий в этих секторах экономики не требует больших стартовых затрат как по производственным мощностям, так и по оборотному капиталу и обеспечивает быструю отдачу вложенных средств.

• Во-вторых, если обратиться к опыту развитых стран, мы придем к выводу, что объективной экономической основой становления и развития малого бизнеса является развитие крупного производства, наличие крупных и средних предприятий, вокруг которых группируются их контрагенты, малые предприятия-спутники. В современной России подобная основа отсутствует. Многоотраслевая промышленность развивается недостаточно. По данным Мин-

экономразвития, более 30% инвестиций приходится 5 на отрасли топливно-энергетического комплекса.

Высокий износ фондов является главной причиной 2 крайне низкого качества продукции крупных отечественных производителей. Надо отметить, что это ш в известной мере обусловливает направленность Ц деятельности отечественного малого бизнеса. Не-^ значительный производственно-технический потен-^ циал малого бизнеса сосредоточен не в сопредельном крупном производстве, а в многочисленном ремонтно-обслуживающем секторе. По данным Росстата, лишь 14% от общего числа субъектов малого бизнеса занято в промышленном производстве. В то же время количество малых предприятий в секторе ремонта машин, оборудования, бытовой техники и т. д. превышает 200 тыс. Таким образом, малый бизнес фактически иррационально обслуживает крупное производство, выпускающее некачественную продукцию.

• В-третьих, в 2008-2010 г. резко сократились инвестиции в собственно малый бизнес, что было связано с мировым экономическим кризисом.

• В-четвертых, развитие собственного малого бизнеса осложняется рядом недостатков и негативных тенденций. Более 1/3 малых предприятий, прошедших регистрацию, либо вообще не приступали к хозяйственной деятельности, либо вскоре ликвидируются. Остаются низкими конкурентоспособность малых предприятий и качество выпускаемой продукции, а также уровень развития их производственно-технологической базы.

Недостатки и упущения в области налоговой политики государства способствуют уходу малых предприятий в сферу теневой экономики и криминализации их деятельности. Большинство малых предприятий совершают незаконные действия по снижению налогооблагаемой базы, приему работников без официального оформления, выплате заработной платы «черным налом», подкупу чиновников и т. д.

На создании и развитии малых предпринимательских структур негативно отражаются не только последствия экономического кризиса, но и отсутствие целенаправленной и эффективной политики государства в этой области. Особенно это касается инвестиционной поддержки малого предпринимательства в целом. Недостаточность первоначального капитала и собственных оборотных средств, ограниченные возможности получения банковских кредитов и лизинговых услуг, высокая стоимость аренды помещений и оборудования, слабое воздействие процессов приватизации государственного имущества на развитие малого предпринимательства — все это актуальные проблемы инвестиционной поддержки малого бизнеса в РФ. Не следует забывать и о нестабильности правового поля и несовершенстве налогового законодательства, а также коррумпированности представителей многочисленных государственных проверяющих и контролирующих органов. Но наиболее острой проблемой малого предпринимательства является поиск финансовых ресурсов и осуществление инвестиций.

Критической оценки заслуживают и федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства. Анализ региональных программ показывает, что на инвестиционную финансово-кредитную поддержку малого предпринимательства в них предусматривается выделение не более 30% от общего объема финансирования. Федеральные же программы имеют явно выраженную институциональную

направленность: 2/3 всех финансовых средств, выделенных для их реализации, используется на создание различного рода органов и организаций с функциями инфраструктурного обслуживания малого предпринимательства (агентства поддержки малого бизнеса, учебно-методические, учебно-деловые, консалтинговые и информационные центры, бизнес-инкубаторы и т. п.). При всей важности инфраструктуры малого предпринимательства проблема ее создания не столь насущна, как необходимость формирования самих предпринимательских структур и их инвестиционной поддержки.

• В-пятых, обостряется проблема теневой экономики. Дело в том, что, находясь даже частично в тени, субъект малого бизнеса, будь то малое предприятие или частный предприниматель, не может нормально развиваться уже хотя бы потому, что не имеет полноценного доступа к внешним источникам финансирования.

В силу перечисленных причин можно утверждать, что потенциал роста малого бизнеса в России далеко не исчерпан. Достаточно отметить, что в развитых странах малый бизнес формирует 40-50% ВВП и сопоставимую часть в доходах бюджетов. К тому же в нем занято около половины работающих. В РФ, по различным оценкам, на долю малого предпринимательства приходится не более 12-15% ВВП и лишь около 1% доходов консолидированного бюджета.

Если исходить из опыта развития стран с рыночной экономикой, во многих случаях малый бизнес является наиболее эффективной и рациональной формой структуры национального хозяйства, локомотивом экономической динамики производства. Практика свидетельствует о том, что малые предприятия обладают комплексом положительных черт: гибкостью и оперативностью, лучшей приспособляемостью в условиях изменения рыночной конъюнктуры, относительно низкими затратами на управление, возможностью более быстрой реализации идей, высокой оборачиваемостью капитала и др.

Однако малым предприятиям (мы относим к ним и индивидуальных предпринимателей) присущи и серьезные недостатки, такие как малый объем первоначального капитала (отсюда и длительные сроки развития предприятия), финансовые трудности (сложность получения кредита и т. д.), широкий круг обязанностей и высокая занятость руководителя предприятия, проблемы с привлечением высококвалифицированных кадров, относительно низкий уровень менеджмента, высокий уровень риска на первой стадии жизненного цикла предприятия, неуверенность контрагентов при заключении договоров и контрактов.

Небольшой размер предприятия и низкий уровень стартового капитала вкупе с ограниченными возможностями дополнительного привлечения денежных средств приводят к сосредоточению малого бизнеса в менее капиталоемких, но отличающихся высокой оборачиваемостью капитала отраслях, таких как торговля и сфера услуг. Что касается производственной сферы, то малые предприятия стремятся, в основном, в те отрасли, в которых имеются возможности взаимозамены человеческого и финансового факторов производства. Данное обстоятельство представляет собой один из наиболее существенных аспектов производственной стратегии малых фирм, ограниченных в капитале, но стремящихся к наращиванию объемов производства.

В количественном смысле для малого бизнеса наиболее важными являются собственные источники ка-

питала, на которые обычно приходится не менее 75% капиталовложений малых фирм. Значение собственных источников, помимо прочего, определяется трудностями в доступе к альтернативным источникам денежных средств и ассоциирующимися с их приобретением высокими затратами. Поэтому основная финансовая проблема малых фирм, по нашему мнению, состоит в том, что их производственный и экономический рост сдерживается или ограничивается отсутствием эффективного рынка капиталов, который обеспечивал бы предложение инвестиционных ресурсов в нужный срок, в нужных количестве и структуре, в зависимости от внутренних потребностей фирмы и текущих макроэкономических условий.

Федеральным и региональным структурам власти важно определить, в инвестициях какого рода и в каком количестве нуждается фирма, т. е. установить оптимальную для нее структуру капитала. Надо отметить, что проблема того, что следует считать оптимальной структурой капитала, нуждается в дальнейших исследованиях. Однако в результате длительных научных дискуссий была выработана общая позиция, согласно которой при сравнительно низкой доле заемного капитала использование очередного займа обходится дешевле. Следовательно, обращение к заемным средствам является более предпочтительным, чем использование собственного капитала. Доступный по проценту кредит всегда обходится дешевле в силу более низкой степени риска кредитора и из-за того, что процент является обязательным сбором (при наступлении срока платежа он выплачивается независимо от того, выплачены ли дивиденды собственникам предприятия). Однако по мере возрастания удельного веса займов в капитале любой малой фирмы, доля процента в ожидаемой прибыли возрастает, что влечет за собой и повышение риска предоставления кредита. Того обстоятельства, что процент является обязательным сбором, может оказаться недостаточно для получения еще одного займа, поскольку возрастает и вероятность того, что объем полученной прибыли не позволит удовлетворить требования всех кредиторов. Усиление этой тенденции означает, что повышается риск не только кредиторов, но и владельцев малой структуры. Поэтому начиная с определенного критического момента более целесообразным с точки зрения баланса устойчивости и рентабельности малого предприятия признается использование внешних источников капитала.

В условиях посткризисного неолиберального рынка принципиальное решение проблемы инвестиций может быть найдено лишь в расширении доступа малого предпринимательства к ресурсам банковской сферы. Никакие государственные фонды поддержки не обеспечат малый бизнес инвестиционными ресурсами в необходимом ему объеме. Поддержка государства должна заключаться, прежде всего, в создании особого правового и налогового поля, стимулирующего развитие малого предпринимательства.

Что же касается финансирования, то речь должна идти не о каких-то субсидиях или «пожертвованиях» на нужды малого предпринимательства, но об эффективном рыночном механизме, который открыл бы малому бизнесу постоянный доступ к источникам инвестиционных ресурсов. Имеется в виду рыночный механизм, позволяющий кредитовать отнюдь не всех желающих, а лишь тех, кто способен использовать кредит наиболее эффективно, с такой отдачей, которая позволила бы не получить предпринимательскую

прибыль, но и обеспечила бы доход кредитному ин- | ституту в виде рыночного процента. В посткризисный 5 период таким механизмом может и должна стать опти- ^ мально функционирующая банковская система стра- 2 ны. Однако банки начнут вкладывать средства в кре- < диты малому бизнесу только тогда, когда сочтут это ш направление деятельности относительно привлека- Ц тельным. ^

В научно-практическом плане в посткризисный пе- ^ риод необходимо будет систематизировать источники инвестиций в малый бизнес, а также разработать рекомендации по их практическому применению с учетом специфики инвестиционных процессов в российском малом бизнесе.

Государственная поддержка малых предприятий. Регулирующее воздействие государства

На начальных этапах экономических реформ в 1990-х гг государство практически отказалось от применения регулирующих воздействий на развитие экономики, формирования ее структуры, ограничения влияния внешних факторов, исключения монополизации сфер хозяйства. Отсутствие в период трансформации каких-либо регулирующих начал неизбежно привело к нарастанию хаотичных процессов, возрастанию доли добывающих секторов в структуре валового продукта в ущерб позитивной динамике обрабатывающих отраслей и малого предпринимательства. Идеологическую основу такой политики определяла теория либерализации рынка и рыночных отношений.

Экономический кризис 2008-2010 гг. показал, что отсутствие регулирующих начал в условиях глобализации со стороны государства противоречит объективно формирующейся модели неорыночной (неолиберальной) экономики [6, с. 29-38]. Слабая и нерегулярная государственная поддержка имела негативные последствия для развития малого бизнеса в РФ. В предкризисный период обострились финансовые и нефинансовые проблемы, с которыми сталкивались субъекты малых форм хозяйствования. Наиболее актуальными стали проблемы отсутствия надежных правовых гарантий и нестабильности законодательства.

Анализ опыта функционального развития различных стран мира позволяет сделать вывод о том, что масштабы государственного регулирования в них, его конкретные формы и методы существенно различаются. Как правило, они отражают исторические особенности, национальные традиции, развитость культуры, политическое положение страны и многое др. Однако формируются и общесоциальные условия, связанные с увеличением численности среднего класса, повышением его роли в обеспечении динамики валового продукта и укреплении национальной безопасности в условиях глобальной конкуренции.

Стало очевидным, что «невидимая рука» А. Смита уже не оказывает регулирующего воздействия на формирование равновесного спроса и предложения, ценообразование, плановое и прогнозное воздействие на бизнес со стороны государственных структур. Более того, государство становится активным субъектом рынка и все больше моделирует экономические связи через систему государственных системообразующих банков, бюджетные субсидии, импортно-экспортные тарифы, налоговую систему и расширение государственно-частных партнерств. Государственное регулирование становится адекватным элементом

| рыночного регулирования, что отнюдь не исключает 5 либерального начала рыночной системы, а дополня-^ ет его и встраивается в рыночные механизмы. 2 В развитых странах Европы и Азии в посткризисный < период складывается четкое разграничение понятий ш государственного регулирования и государственного Ц вмешательства в экономику [Там же]. Первое соот-^ ветствует объективному развитию бизнеса и требо-^ ваниям либеральной экономической политики. Регулирующее воздействие на рыночную конъюнктуру осуществляется через систему встроенных экономических стабилизаторов, таких как дифференцированные налоговые ставки, налоговые каникулы, субсидирование инновационных процессов, возмещение транспортных расходов, покрытие трансакционных издержек и т. д. В большинстве стран Европы, в США и Японии государство оказывает экономическую помощь малому предпринимательству, что способствует формированию не только экономической основы, но и активного социального базиса в лице обеспеченного среднего класса.

Государственное вмешательство, в свою очередь, связано с введением централизованного директивного планирования, применением законов, ограничивающих конкуренцию, систем различных запретов, усложненной регистрацией и проверками малого бизнеса со стороны различными государственных учреждений. Подобное вмешательство рассматривается нами как рецидив экономического диктата. Как правило, оно приводит к росту численности бюрократического аппарата, правовому нигилизму и экономическому эгоизму, коррупции и произволу.

К сожалению, такого рода вмешательство получило широкое распространение в России. По количеству государственных чиновников РФ занимает первое место в Европе.

Вплоть до 2010 г. количество различных госструктур, якобы обслуживающих малый бизнес, увеличивалось в геометрической прогрессии. Имеются в виду различные регистрирующие, пожарные, санитарно-техни-ческие, налоговые инспекции, «кошмарящие» бизнес. Основным результатом их деятельности становится повышение издержек производства и снижение конкурентоспособности российских товаров не только на мировом, но и на внутренних рынках. Увеличение ставок по банковским кредитам на развитие бизнеса привело к разорению многих предприятий и росту безработицы.

Устранению негативных последствий кризисных сдвигов в структуре экономики призван был способствовать вступивший в силу в мае 2009 г. федеральный закон 294-ФС, предусматривавший ограничение проявления бюрократизма при регистрации и значительное сокращение количества проверок структур малого предпринимательства со стороны государственных учреждений. После этого около половины планируемых чиновниками проверок (570 тысяч) были признаны прокуратурой противоречащими закону.

Несмотря на положительные изменения в законодательстве, разрабатываемые аппаратом федеральных и региональных властей подзаконные акты навязывают бизнесу все новые и новые платные услуги. Например, согласно новым правилам, участники бизнеса должны разработать «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» применительно к конкретному виду бизнеса. Этот документ, предусматривающий список нормативных актов для объекта, экспертные оценки потенциального риска и возможного ущерба от пожара, может быть заполнен

самостоятельно. Однако для его оформления создана огромная по численности служба «пожарных аудиторов». Представителей малого бизнеса принудительно заставляют обращаться к услугам этих «аудиторов» для заполнения бумаг. Стоимость этой услуги в Петербурге составляет от 40 тыс. руб. до 100 тыс. руб. в зависимости от размеров объекта. Собственники арендуемых помещений включают стоимость подготовки документов в арендную плату, что вызвало повышение цен на товары и услуги. В результате, ущерб наносится и собственникам, и арендаторам, и потребителям, и, главное, малому бизнесу.

По такому же пути нарушения закона идет Роспо-требнадзор, который запретил использовать результаты испытаний частных аккредитованных лабораторий в качестве основания для получения санитарно-эпидемиологических заключений, лицензий и прочих государственных разрешений на тот или иной вид деятельности. До недавнего времени в отношении перевозки продуктов питания, бытовой техники, отходов и т. п. действовали отраслевые правила и нормативы обеспечения безопасности при работе с различными видами продукции. Соответствующее эпидемиологическое заключение должно выдаваться бесплатно. Но представителей малого бизнеса вынуждают платить немалые деньги за услуги сторонних лабораторий, в том числе и государственных. Известно множество подобных примеров. Почти 90% оказываемых малому бизнесу услуг государственных учреждений приходится на подготовку соответствующих протоколов и пакетов документов за дополнительную плату под девизом «для ускорения процесса».

В Москве, в целях поддержки безработных граждан, решивших открыть собственное дело, была разработана программа их субсидирования. Она предусматривает, что вместо выплаты безработному годового пособия по безработице в сумме 58,8 тыс. руб. он единовременно получает аналогичную денежную сумму на открытие собственного бизнеса. Источником этих средств является федеральный бюджет. Еще 200 тыс. руб. потенциальный предприниматель может получить от властей города.

Но, как оказалось, получить, а затем потратить эти средства на создание и развитие бизнеса весьма затруднительно, поскольку предпринимателю придется пройти ряд бюрократических препятствий (тестирование, разработка и презентация бизнес-плана будущего малого предприятия и ряд других). Только на государственную регистрацию необходимо потратить 60 тыс. руб. (сумма, превышающая федеральное пособие). Кроме того, предпринимателю придется выделить деньги на закупку сырья, оборудования, аренду помещения. По мнению экспертов, для организации малого предприятия в Москве требуется не менее 1 млн руб. Не случайно с просьбой об открытии своего бизнеса в госорганы обратилось лишь незначительное количество безработных москвичей.

Установлено, что помощь будущим предпринимателям реально может быть оказана в случаях облегчения процесса получения банковского кредита, установления льготной платы при аренде помещений и введения льготной системы налогообложения. Так, в Петербурге ключевой проблемой кредитования малого бизнеса являются вопросы залогового обеспечения кредита. Если бизнесмены не располагают ликвидным залогом, то они могут обратиться в Фонд содействия развитию малого бизнеса, который предоставляет поручительства по недостающей части залогового обеспечения. Кроме того, в этом фонде

действует программа по микрокредитованию на суммы от 50 тыс. руб. до 600 тыс. руб. сроком на один год под 19% годовых. Другие городские программы, направленные на поддержку малого бизнеса, предусматривают частное субсидирование подключения к электрическим сетям.

В соответствии с федеральным законом интересные программы разработаны и в других регионах страны. Прежде всего, они затрагивают организацию проверок функционирующего бизнеса и предусматривают необходимость согласования внеплановых проверок с прокуратурой. В прошлом примерно половина таких проверок проводилась незаконно и за большое «вознаграждение».

В соответствии с законом о малой приватизации только за последнее время свыше 3000 малых и средних российских предприятий смогли выкупить арендуемые у государства и муниципалитетов помещения.

В январе 2010 г. вступила в действие упрощенная система налогообложения при пороге доходности до 60 млн руб. По мнению экспертов, в ближайшее время следует ожидать значительного увеличения числа предприятий, выплачивающих единый налог по упрощенной системе.

Таковы основополагающие меры государственной поддержки в регулировании процесса расширения масштабов малого бизнеса в российской экономике.

К сожалению, в реальной практике не все эти меры были адекватно восприняты предпринимателями. Согласно данным опроса, проведенного в феврале 2010 г. на сайте «Опора России», только 13% респондентов отметили, что количество проверок заметно уменьшилось, а 56% заявили, что «практически ничего не изменилось». К факторам, затрудняющим организацию и функционирование бизнеса, участники опроса относили:

• недоступность финансовых ресурсов (29% респондентов);

• отсутствие механизмов и инструментов государственной поддержки (15%);

• бездействие и негативные действия со стороны местной власти (37%) [7, с. 3].

Увеличение налоговой нагрузки на фонд заработной платы малых предприятий, вводимой с 01.01.2011 г. с 14 до 26 или 34%, резко осложнит жизнь МП, а некоторые поставит под угрозу закрытия.

Многие проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса в стране, остаются неизменными на протяжении длительного времени. Малый бизнес не может развиваться без достаточных кредитов, снижения административных барьеров и смены мотивации чиновников. По нашему глубокому убеждению, оценка деятельности чиновника и оплаты его труда должна определяться на основе показателей развития малого бизнеса на подведомственной ему территории.

Не утратила актуальности и проблема кадрового обеспечения малого предпринимательства. В этой связи весьма настораживают результаты опроса выпускников школ, которые в большинстве своем предпочитают идти работать в государственные органы управления или в структуры, так или иначе связанные с топливно-энергетическим комплексом страны. Самостоятельными предпринимателями готовы стать менее 5% выпускников.

Известно, что способностями для ведения предпринимательской деятельности обладают лишь 510% населения страны. В России, из-за накопленного в 1990-х гг. отрицательного опыта, потенциал пред-

принимательства еще ниже (1-2% населения). В связи | с этим главной проблемой развития предпринима- 5 тельства, на наш взгляд, является недостаток потен- ^ циальных предпринимателей. В значительной мере это 2 является следствием не отсутствия финансовых ресур- < сов, а страха людей перед началом нового дела, не- ш достатка у них соответствующих знаний и навыков Ц организации, неуверенности в своих силах. И здесь не ^ помогут курсы переподготовки, ибо реальному бизне- ^ су можно научиться только в настоящем деле.

Малый бизнес развивается по тем же законам, что и любой другой, только более динамично, поскольку его собственник одновременно является и менеджером, непосредственно отвечающим за эффективность производства.

Для малого предпринимательства характерна частая смена собственников, т. е. купля-продажа бизнеса. Покупателями объектов малого бизнеса во многих случаях становятся представители слоя новых потенциальных предпринимателей, что обусловливает снижение начальных рисков нового бизнеса. В результате, общее количество предпринимателей увеличивается в геометрической прогрессии, так как продавец бизнеса в большинстве своем планирует создание другого нового бизнеса. При этом в хозяйственный оборот вовлекаются новые финансовые ресурсы граждан, ранее хранившиеся в кубышках или банках.

С учетом специфики нашей страны условием ускорения развития малого бизнеса является формирование соответствующего цивилизованного рынка, аналогичного фондовому рынку, причем не только на уровне регионов, но и в масштабах всего государства. Создание такого рынка позволит решить задачи повышения мобильности населения.

Базовые принципы рынка малых бизнесов аналогичны рынку ценных бумаг:

• объективность и достоверность оценки стоимости

бизнеса;

• создание банка данных продавцов малого бизнеса;

• открытость и доступность информации, хранящейся в банке данных о малых бизнесах.

Непосредственной организацией деятельности такого рынка могли бы заниматься уже имеющиеся ассоциации (советы) по малому бизнесу в регионах и региональные торгово-промышленные палаты. Роль региональных и муниципальных органов управления должна состоять исключительно в организационном содействии, финансовой помощи малым предприятиям, деятельность которых соответствует интересам развития региона, и в информационном обеспечении продавцов и покупателей. В дополнение к созданию рынка малых бизнесов целесообразно также организовать систему страхования рисков создания малых предприятий, используя средства государственных фондов поддержки малого бизнеса.

Сверхмалое предпринимательство в аграрной сфере России

К сверхмалому предпринимательству в российской экономике относятся многочисленные малые сельскохозяйственные структуры, личные подсобные хозяйства и подсобные хозяйства владельцев приусадебных участков и дач.

К сожалению, за прошедшие годы реформ количество фермеров и индивидуальных предпринимателей на селе увеличилось относительно незначи-

| тельно, поскольку они не получили своевременной з поддержки со стороны государства. В аграрной сфе-^ ре отсутствовали средства для увеличения поголовья 2 скота, а сложившаяся система ценообразования < (ножницы цен) не стимулировала снижение трудо-ш затрат.

Ц На прошедшем в начале 2010 г. XXI съезде Ас-^ социации крестьянских (фермерских) хозяйств и ^ сельскохозяйственных кооперативов России (АКОР) отмечалось, что в 2009 г. эти сельхозструктуры добились значительного повышения результатов деятельности. Показатели объемов сельскохозяйственного производства превысили выпуск докризисного 2008 г.

На начало 2010 г. в сельском хозяйстве России насчитывалось 285 тыс. малых хозяйств, обрабатывающих земельные площади в размере 29,4 млн га. Только за последнее десятилетие сбор зерновых в них увеличился в 4 раза. Малые хозяйства производят 21% всего собираемого в стране зерна. При этом государственная финансовая поддержка малого предпринимательства на селе практически отсутствует. В прошлом году только 8,8% ФКХ получили субсидированные кредиты. Основной поток государственных субсидий поступает в крупное производство и мегафермы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не решен вопрос передачи земли в собственность хозяйств. Не более 25% хозяйств реально оформили собственность на землю. Такое положение дестабилизирует производство, не стимулирует использование удобрений, проведение эффективных агромеро-приятий и капитальное строительство на селе. Сегодня оформление собственности на землю обходится владельцу дороже, чем сам участок. В результате миллионы гектаров пашни в нашей стране, даже в черноземных зонах, пустуют и зарастают кустарником. Видимо, в ближайшее время центральным и региональным правительствам надо срочно принять институциональные меры. Прежде всего, необходимо предоставить фермеру реальное право собственности на землю. Затем следует обеспечить приоритет крестьянина на земельном рынке, гарантировав ему право выкупа арендуемой земли. И наконец, должен быть установлен реальный контроль за целевым использованием земель. Для этого потребуется введение экономических санкций, прогрессивного налога и создание механизма, препятствующего монополизации. До осуществления этих мер увеличение численности на селе крепкого среднего класса как основы общественного благоденствия и стабильности представляется нам маловероятным.

К сожалению, за прошедшие с начала реформ годы расходы сельских хозяйств на электроэнергию, удобрения, сельхозтехнику постоянно возрастали. Увеличивались и ставки по банковским кредитам, составлявшие в начале 2010 г. 13-18% годовых. Все это увеличивало затраты на производство продукции растениеводства и животноводства. И поныне эти хозяйства балансируют на грани выживания. В перспективе необходимо государственное вмешательство в систему ценообразования и организацию закупок сельхозпродукции на селе. В большинстве развитых стран развита система государственных дотаций в сельское хозяйство. В странах ЕС такого рода субсидии составляют до 40% ВВП, в Республике Беларусь — 27% ВВП, а в России всего 1% ВВП. Предусмотренные национальным проектом «Развитие АПК» субсидии и дотации оказались незначительными и не оказали существенного влияния на динамику закупочных цен, что тормозит экономический рост в фер-

I

мерских структурах аграрного сектора. Сегодня для создания малого бизнеса и фермерского хозяйства необходимо пройти регистрацию (подчас через частные фирмы, что требует высоких расходов), получить кредит на приобретение техники и удобрений и уплатить непомерные налоги.

В сложном положении находятся и владельцы приусадебных участков и дач. И все же в 2009 г. на эти мелкотоварные частные хозяйства населения пришлась значительная часть сельхозпроизводства (они производят 75% картофеля, 40% мяса и свыше 50% молока). К сожалению, эти мелкие производства товарной продукции сельского хозяйства развиваются в условиях диспропорции затрат и закупочных цен. Закупочные структуры мясокомбинатов, молокопе-рерабатывающих заводов скупают у них продукцию по заниженным ценам, часто на уровне себестоимости. Поэтому регулирование госзакупок по приемлемой цене обеспечило бы рентабельность мелкотоварных хозяйств и дополнительные доходы населения.

Требуют решения и вопросы недостатка рабочей силы на селе. Люди уезжают из деревни не только в поисках высокой зарплаты, но и из-за отсутствия водообеспечения, горячего водоснабжения и газоснабжения, современного жилья, школ, поликлиник и т. д. Продолжающийся отток сельского населения увеличивает давление на рынок труда в городах. Назрела острая необходимость разработки государственной программы модернизации всей системы сельхозпроизводства, и в особенности фермерских, дачных и приусадебных хозяйств.

Для стимулирования сельхозпроизводителей государство в специальной программе должно предусмотреть компенсацию цен на электроэнергию, газ, снижение тарифов транспорта по перевозке сельхозпродуктов, введение льготных ставок по кредитам и многое др. Это увеличит доходы населения сельской местности, что будет стимулировать внутренний спрос на товары и услуги.

Проблему формирования модернизированного агрокомплекса на селе и в дачных кооперативах нельзя решать в отрыве от общегосударственных задач формирования пропорциональности промышленного и сельскохозяйственного производства, соотношения спроса и предложения, а также уровня инфляции.

Полагаем, что дальнейшее развертывание мер производственно-технической поддержки малого предпринимательства в рамках государственных программ может проходить по следующим направлениям:

• оснащение малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями;

• создание системы лизинга машин, оборудования и производственных мощностей;

• организация передачи предприятиям новых технологий и «ноу-хау»;

• содействие малым предприятиям в продвижении продукции на международные рынки;

• обучение основам управления производственными процессами в системе подготовки кадров для предпринимательской деятельности;

• развитие сети бизнес-инкубаторов, производственно-технологических и инновационных центров, технопарков, инвестиционных и венчурных предприятий и т. д.

По нашему мнению, одним из важнейших направлений государственной политики, направленной на развитие малого бизнеса, должно стать совершен-

ствование практики межведомственного взаимодействия по усилению мер развития и поддержки малого предпринимательства со стороны соответствующих структур власти субъектов федерации и муниципалитетов, органов содействия занятости, комитетов по управлению имуществом, органов, ответственных за решение социально-экономических проблем населения (молодежи, инвалидов, женщин, бывших военнослужащих и т. д.). Государственная поддержка малого предпринимательства отнюдь не должна ограничиваться рассмотренными нами направлениями, тем более что на каждом этапе развития появляются все новые и новые проблемы.

Литература |

1. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Про- 5 гресс, 1982. ^

2. Мамонтов В. Малое предпринимательство в транзитарной ^ экономике России. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2004.

3. Argumenti.ru. 2010. № 2. £

4. Воронцов В. Судьба капиталистической России. Эконо- ^ мические очерки России. СПб., 1907. ш

5. Российское обозрение малых и средних предприятий. 2 М., 2002. ^

6. Трансформация рыночной модели хозяйства новой экономики / Науч. ред. А. Добрынин, Е. Ивлева. СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2009.

7. Souzveche.ru. 2010. № 6.

Управление инновационной активностью вуза как открытой социально-экономической системы

Management of innovative activity of high school as opened social and economic systems

УДК 334

Савченко Любовь Степановна

декан факультета экономики и финансов Санкт-Петербургской академии управления и экономики, доктор экономических наук, доцент

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит А

Savchenko Lyubov Stepanovna

190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44, lit. A

Сланов Валерий Павлович

заместитель декана факультета экономики и финансов Санкт-Петербургской академии управления и экономики, кандидат экономических наук, доцент 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Valeriy Pavlovich Slanov

190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44, lit. A

В статье рассматриваются вопросы управления инновационной активностью в высшем учебном заведении, анализируются проблемы внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. В ней исследуются принципы внутриорганизацион-ного инновационно-активного поведения и предлагаются меры по повышению эффективности управления инновационной активностью с учетом жизненных циклов нововведений.

In this article questions of management by innovation activity in a higher educational institution are considered, problems connected with introduction of innovation technologies in educational process are analyzed. Principles of organizational innovation and active are investigated and measures connected with increase of management efficiency by innovative activity taking into account life cycles of innovations are offered.

Ключевые слова: инновации, инновационная активность, инновационно-активное поведение, изменения, образовательный процесс, жизненный цикл нововведений, эффективность, система образования, социально-экономическая система

Keywords: Innovations, innovative activity, innovation and active behavior, changes, educational process, life cycle of innovations, efficiency, an education system

Высшее учебное заведение, как открытая социально-экономическая система, предполагает постоянное взаимодействие с окружающим миром. Традиционно

высшее учебное заведение считалось одним из самых консервативных заведений.

Реалии жизни таковы, что не только развиваться, но и просто выживать в условиях той жесточайшей конкуренции, которая сложилась на рынке образовательных услуг и которая к тому же усугубляется демографическим спадом, не применяя инновации, стало невозможным. Осознание этого факта необходимо придти к пониманию того, что в современной социально-экономический ситуации не только содержание, но и формы, технологии обучения жизненно важны для подготовки специалиста, который не только сам будет конкурентоспособен, но к тому же своим успехом, своими достижениями будет работать на имидж вуза.

Традиционный образовательный процесс, который был позволителен еще десять лет назад, давал студентам набор знаний в области избранной профессии, но привязка этих знаний к конкретной профессиональной деятельности происходила эпизодически, во время преддипломной или производственной практик. Возрастание влияния внешней среды, в свою очередь, обусловило ускорение процесса организационных изменений, что является сегодня общей тенденцией. Технологические перемены, изменения в квалификации сотрудников, эволюция предпочтений работода-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.