Научная статья на тему 'Проблемы финансирования деятельности малых предприятий'

Проблемы финансирования деятельности малых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL ENTREPRENEURSHIP / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ / FINANCE RECOURSES / SOURCE OF FINANCE / CREDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Румянцева Анна Юрьевна

В статье анализируются основные тенденции в области развития малого предпринимательства в России, систематизированы источники финансирования деятельности малых предприят

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financing Problems of Small Businesses

The article provides an analysis of main tendencies of small entrepreneurship development in Russia, the systematization of finance recourses for small enterprises.

Текст научной работы на тему «Проблемы финансирования деятельности малых предприятий»

Таким образом, обоснована необходимость совместной экономической деятельности государства и частных строительных организаций на принципах государственно-частного предпринимательства, отличающихся паритетностью, социально-экономической направленностью и юридическим оформлением. Такая кооперация государства и частного бизнеса на основе объединения материальных и трудовых ресурсов позволит снизить риски недобросовестной конкуренции, уровень коррупции, обеспечит открытость реализации проекта, исключит случаи невыполнения взаимных обязательств, позволит разделить риски реализации строительного проекта.

литература

1. Асаул В. В. и др. Управление рисками в строительстве на основе теории самоорганизации / В. В. Асаул, Е. Б. Александрова, В. И. Кришталь. СПб.: Издание Ин-та проблем экономического возрождения, 2007.

2. Есаул А. н. Риски в деятельности строительной организации: Сб. науч. тр. Вып. 2, Т. 1. СПб.: СПбГАСУ, 2004.

3. Песоцкая е. В. и др. Менеджмент / Е. В. Песоцкая, О. В. Русецкая, Л. А. Трафимова. СПб.: Юрайт, 2011.

4. смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007.

5. кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Эксмо, 2007.

6. Александров В. т., Ардзинов В. Д. Оценка недвижимости и ценообразование в строительстве. М.: Стройинформиздат, 2012.

7. Ардзинов В. Д. Основы предпринимательской деятельности. СПб.: Изд-во ПГУПС, 2007.

УДК 334.7:336

А. Ю. Румянцева

Проблемы финансирования деятельности малых предприятий

A. Yu. Rumyantseva. Financing Problems of small Businesses

В статье анализируются основные тенденции в области развития малого предпринимательства в России, систематизированы источники финансирования деятельности малых предприятий.

ключевые слова: малое предпринимательство, финансовые ресурсы, источники финансирования, банковский кредит

контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

The article provides an analysis of main tendencies of small entrepreneurship development in Russia, the systematization of finance recourses for small enterprises.

Keywords: small entrepreneurship, finance recourses, source of finance, credit

Contacts: Lermontovskiy Ave 44, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Анна Юрьевна Румянцева — заведующий кафедрой Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат экономических наук, доцент. © А. Ю. Румянцева, 2015

Учитывая важность и значимость малого бизнеса для развития экономики страны, правовое регулирование развития данного сектора экономики осуществляется на федеральном уровне. В 2007 г. Правительством РФ был принят федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российский Федерации» [1], который устанавливает критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к категории субъектов малого предпринимательства, фиксирует цели и принципы государственной политики в области малого бизнеса, определяет формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Статьей 4 данного закона установлены условия определения субъектов экономических отношений как малых предприятий.

К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать 25%; доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:

♦ до 100 человек включительно — для малых предприятий;

♦ среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации. Значение выручки определено в следующем размере: 400 млн руб. — для малых предприятий, 60 млн руб. — для микропредприятий [2].

Критерии выделения малых предприятий, установленные законом, можно считать количественными, статистическими, поскольку они позволяют вести формализованный учет деятельности данной группы экономических субъектов.

Категория «малое предпринимательство» и критерии отнесения тех или иных субъектов народного хозяйства к малому предпринимательству исследовались разными авторами. При этом в научной литературе термины «малый бизнес» и «малое предпринимательство» зачастую используются как тождественные. По мнению Л. Т. Ибадовой, отличие между ними заключается в том, что термин «малое предпринимательство» носит скорее юридический характер, поскольку употребляется преимущественно в нормативных актах, тогда как «малый бизнес» — термин экономический [3, с. 6]. Отсюда следует вывод о том, что оба термина описывают одно и то же явление.

Некоторые авторы рассматривают эти два понятия как отличные друг от друга. Т. Н. Кошелева в своих исследованиях отмечает, что понятие «бизнес» подразумевает прежде всего доходность конкретного вида деятельности с точки зрения его владельца, т. е. любую предпринимательскую деятельность, осуществляемую на свой страх и риск и приносящую прибыль. Более правильным автор считает понятие «малое предпринимательство», под которым понимается целенаправленная предпринимательская деятельность, связанная с повышенным риском, основная цель которой — получение и максимизация прибыли владельца предприятия. Обязательной характеристикой такой деятельности является соблюдение норм и правил федерального законодательства, а также соответствие критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства. Кроме того, предпринимательская деятельность (но не бизнес) учитывает социальную и экологическую компоненты хозяйственной деятельности предпринимателя [4, с. 28]. Таким образом, понятие «бизнес» является более широким по сравнению с понятием «предпринимательство» и, по мнению автора, не совсем корректным по отношению к законопослушным субъектам хозяйствования, поскольку может подразумевать и незаконную с точки зрения государства деятельность.

Е. М. Осипов в своем монографическом исследовании приводит три подхода к трактовке понятий «бизнес» и «предпринимательство» [5, с. 32-34]:

1) первый подход — рассматривать оба понятия как тождественные;

2) сторонники второго подхода считают, что предпринимательству присущи принципы новаторства, инициативы, ориентация на нововведения, тогда как бизнес лишен инновационного духа и представляет собой лишь простую «репродуктивную деятельность», осуществление одного и того же производства или сбыта в рамках устоявшихся технологий;

3) сторонники третьего подхода полагают, что понятие «бизнес» уже, чем понятие «предпринимательство», и относится только к торговой, коммерческой или финансовой деятельности.

Обращает на себя внимание глубоко аналитическая точка зрения А. В. Вилен-ского, который рассматривает две трактовки данного понятия: управленческую и аналитическую. В управленческой трактовке субъектами МБ являются субъекты некрупных форм хозяйства, работающие под патронажем государства и общества в особом благоприятном режиме. Государство считает, что эта группа хозяйствующих субъектов имеет важное значение для решения ряда экономических и социальных проблем страны, поэтому деятельность данных субъектов поощряется целой системой мер государственной поддержки. Таким образом, согласно управленческой трактовке, хозяйствующие субъекты рассматриваются с точки зрения выполняемых ими функций, особо существенных для народного хозяйства [6, с. 22-23].

Аналитическая трактовка обычно применяется в исследовательских целях и поэтому использует любые характеристики, имеющие отношение к малым предприятиям. В аналитической трактовке предприятия подразделяются на малые, средние и крупные по таким признакам, как объем производства, занимаемая площадь, объем капитала, число занятых и т. д. [Там же, с. 27]. Аналитические критерии определяются в первую очередь целями и задачами, поставленными перед исследователем.

Следует отметить, что управленческая и аналитическая трактовки категории малого бизнеса взаимосвязаны: в основе управленческих критериев определения роли субъектов МБ в народном хозяйстве лежит глубокий и разносторонний анализ малого предпринимательства. Аналитически обоснуются инструменты государственной политики в сфере МБ и необходимость осуществления государственной поддержки отдельных групп субъектов малого предпринимательства.

Точки зрения отдельных исследователей отличаются разным фокусом рассмотрения и детальностью. Несмотря на это, принято считать, что категория «малое предпринимательство» может быть описана через три основных признака, ее характеризующих; признаки эти были описаны в докладе комитета парламента Великобритании по исследованию малых предприятий в 1971 г. (так называемый комитет Болтона):

• небольшой рынок сбыта, не позволяющий фирме оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара;

• предприятие управляется не через формализованную управленческую структуру, а собственником лично, собственник участвует во всех аспектах процесса управления бизнесом и свободен от внешнего давления;

• правовая независимость: предприятие не входит в структуру более крупного предприятия.

Приведенное определение считается одним из наиболее цитируемых в зарубежной литературе [7; 8], к нему также обращаются и отечественные авторы [3; 4; 9].

Данное определение можно назвать экономическим (или качественным) в противовес статистическим (количественным) критериям выделения малых предприятий. Таким образом, основным качественным критерием определения категории предприятий является отношение владельца предприятия к труду и управлению предприятием, а также степень его контакта с персоналом [9, с. 32]. Качественные критерии позволяют дополнить формальные признаки понятия «малое предпринимательство» сущностным, смысловым содержанием, что создает целостное представление об исследуемой экономической категории.

В настоящей работе понятия «малое предпринимательство» и «малый бизнес» применяются в качестве тождественных и согласно критериям, определенным в федеральном законе № 209-ФЗ.

По мнению исследователей и экономистов, малые формы ведения предпринимательской деятельности играют важную роль в развитии экономики. Их значение обусловлено именно небольшим размером предприятий, поскольку малая форма имеет серьезные преимущества по сравнению с крупными компаниями. Рассмотрим некоторые экономические и управленческие достоинства малых предприятий [5, с. 43-44]:

• отсутствие лишнего управленческого аппарата дает возможность для принятия более гибких и оперативных управленческих решений, для быстрой адаптации к изменениям внешней среды, предпочтений потребителей и проч., для облегченного маневрирования финансовыми, материальными, трудовыми ресурсами;

• непосредственное воздействие руководства компаний на деятельность работников позволяет организовать более эффективный и производительный труд, направленный на решение конкретных и понятных работникам задач;

• малые предприятия требуют меньший объем инвестиций в основные средства, меньшие объемы строительства и модернизации, меньшие сроки внедрения новых технологий и техники, чем крупные корпорации;

• деятельность на местных рынках и знание местного рыночного спроса обуславливают достаточно быстрое расширение, обновление производимых продуктов;

• малые предприятия привлекают к своей деятельности экономически неактивное население — студентов, выпускников, пенсионеров; это дает таким категориям работников не только дополнительный доход, но и, в частности, студентам и выпускникам необходимый опыт трудовой деятельности.

Очевидно, что наличие преимуществ не избавляет малое предпринимательство от трудностей и недостатков, которые также достаточно серьезны и не всегда позволяют малым компаниям занять должное место на рынке:

• высокий уровень предпринимательского риска, неустойчивость на рынке, значительное число неудач и банкротств;

• значительные трудности с привлечением финансовых ресурсов, в особенности заемных, что не позволяет развивать деятельность до желаемых масштабов;

• низкая компетентность руководства, отсутствие управленческого опыта, трудности с привлечением высококвалифицированного персонала, который предпочитает более престижную работу и более высокую заработную плату, чем может предложить малое предприятие;

• значительное влияние предпринимательской деятельности на семейную жизнь: неудачи в бизнесе отражаются на жизненном уровне семьи, груз ответственности за бизнес и постоянные трудности способны оказать отрицательное влияние на личную сферу жизни предпринимателя.

Следует отметить, что теоретические исследования трудностей малого предпринимательства находят себе подтверждение со стороны предпринимателей, практически осуществляющих свою деятельность. Так, исследование общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ», проводимое среди руководителей малых и средних предприятий, показывает, что низкая доступность квалифицированного персонала и финансирования — одно из самых серьезных препятствий, с которыми сталкиваются предприниматели [10, с. 6].

Безусловно, выше приведены не все трудности, с которыми может столкнуться малое предприятие. В целом, указанные слабости малого предпринимательства требуют своего решения путем создания определенных институтов поддержки, для того чтобы малый бизнес успешно развивался и стал опорой отечественной экономики. К таким институтам поддержки относятся специализированные организации, помогающие разработке и реализации государственной политики по развитию малого предпринимательства: инвестиционные фонды, технопарки и промышленные зоны, бизнес-инкубаторы, страховые учреждения, учебные, консультационные, информационные центры, программы государственной поддержки и т. п.

Анализ статистических данных и сравнение их с данными других стран свидетельствуют о том, что в разрезе показателей малого бизнеса российская экономика значительно уступает как европейским и азиатским государствам, так и США. Однако следует отметить, что частные критерии отнесения предприятий к категории малых различаются в разных странах. Официальные категории субъектов МБ определяются в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации в каждом отдельном государстве. По этой причине сравнение малого бизнеса в различных странах представляет определенные сложности и требует ряда оговорок.

В настоящее время в России преобладают крупные формы хозяйственной деятельности, сектор малого предпринимательства (включая микропредприятия) за последние 4 года насчитывает от 34 до 41% от общего числа предприятий и организаций1. В то же время в Европейском союзе в целом около 87% предприятий (около 21 млн фирм) являются малыми; в США зарегистрировано около 20 млн малых предприятий; в Китае, Индии, Бразилии, Южной Корее от 80 до 90%

1 Расчеты автора на основе данных «Российского статистического ежегодника — 2013».

предприятий относятся к малым. Обращает на себя внимание Болгария, где до 99% всех компаний являются малыми. Эти данные приводятся Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП).

Сравнение численности занятых в малом бизнесе в разных странах также оказывается не в пользу российского МБ. За последние 5 лет в России данный показатель составил 21% от общего числа трудоспособного населения, тогда как во Франции — 54%, в Италии — 73%, в Германии и США — 70%.

Напомним, что в России малым предприятием считается фирма с численностью персонала до 100 человек; если на предприятии работает до 15 человек, то такая фирма классифицируется как микропредприятие. Для сравнения: во Франции малое предприятие насчитывает до 50 человек; в Германии — только до девяти человек; в Швейцарии — до 200 человек.

Рассмотрим некоторые примеры развития западного малого бизнеса.

Одна из ведущих европейских экономик — Германия — демонстрирует высокий уровень развития малого предпринимательства. 80% немецких предприятий являются малыми, на них занято около 70% трудоспособного населения. Малый бизнес Германии производит около 50% всего ВВП страны, при этом годовой доход малого предприятия ограничен 700 000 евро.

В США критерии малого бизнеса устанавливаются отдельно для различных отраслей хозяйства. Число занятых на малом предприятии может достигать 1500 человек: в торговле данный показатель составляет 50 человек, в промышленности — 500 человек, в производстве компьютерной техники — 1000 человек, в нефтеперерабатывающей промышленности — 1500 человек [6, с. 25]. Годовой оборот малой компании не должен превышать 15 млн долл. Как и в европейских экономиках, малые компании в США (с численностью занятых до 100 человек) обеспечивают трудоустройство более 50% работоспособного населения.

Восточные страны также показывают высокий уровень развития малого предпринимательства. В Индии насчитывается около 3 млн малых компаний, на которых занято порядка 80% работников национальной промышленности. На небольшой территории высокоразвитой Японии функционируют 8 млн малых предприятий.

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что российский малый бизнес не достиг уровня не только развитых мировых экономик, но и развивающихся стран. Декларируемый Правительством РФ путь на интенсивное развитие национальной экономики не принес пока существенного вклада в развитие малого предпринимательства, который мог бы поставить российский МБ на одну ступень с малым бизнесом ведущих и развивающихся экономик.

Проблема финансирования возникает на пути малых (и не только) предприятий с самого начала их деятельности. Уже на этапе становления малое предприятие может сталкиваться с нехваткой финансовых ресурсов, необходимых для закупки оборудования, материалов, оплаты труда работников, оснащения оргтехникой — в целом, для образования основного и оборотного капитала.

В дальнейшем развитие предприятия требует дополнительных финансовых вложений на расширение деятельности, увеличение основных средств, приобретение или аренду производственных площадей, а также иные статьи расходов. Зачастую развитие деятельности предприятия является ресурсоемким — требует значительных финансовых вложений, которыми предприятие не располагает в нужном объеме и в нужное время. Как следствие, перед предпринимателем встает проблема поиска источника финансирования.

Не все источники финансовых ресурсов доступны малым предприятиям. В исследованиях, посвященных проблемам малого предпринимательства, рассма-

триваются различные перечни источников финансирования, доступных именно данным субъектам экономических отношений. Анализ различных исследований [3; 10; 11] позволил выделить наиболее распространенные источники финансовых ресурсов для малого предпринимательства.

Финансирование за счет собственных средств

Данный вид финансирования можно назвать наиболее безопасным с точки зрения финансовой независимости предприятия. По этой причине собственные средства занимают одно из ведущих мест среди основных источников финансовых ресурсов, согласно данным статистики: в исследовании [11, с. 39] отмечается, что до 70% финансирования осуществляется за счет собственных средств предприятия. В то же время авторитетное исследование общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» [10, с. 42] показывает, что лишь 30% опрошенных предпринимателей (было опрошено более 6000 собственников и руководителей малых и средних компаний) отметили достаточность внутренних фондов предприятий, вследствие чего не прибегали к иным источникам финансирования.

Финансирование за счет заемных средств

Недостаток собственных средств вынуждает предпринимателей обращаться к внешним источникам финансирования, различного рода заимствованиям. Состояние современной мировой экономики требует от предприятий, производителей оперативного реагирования на потребности рынка, но ограниченные внутренние ресурсы не всегда позволяют с должной быстротой перестроиться под новые требования. Внешнее финансирование представляется, с одной стороны, простым способом получения необходимых средств, но, с другой стороны, также ставит перед предпринимателями ряд проблем.

Для малых предприятий наиболее доступными представляются следующие источники заемных средств: банковские кредиты, коммерческие кредиты, займы частных лиц, лизинг.

В том же исследовании [11, с. 39] приводятся следующие данные: банковские кредиты составляют около 20% от всех источников финансирования МП, из них 17,4% приходится на краткосрочные кредиты.

Интерес представляют данные, приведенные в исследовании организации «ОПОРА РОССИИ» — отчете «Индекс ОПОРЫ — 2012». Исследование было проведено на основании опроса более 6000 собственников и руководителей малых и средних предприятий. Одна из проблем, затронутых в исследовании, — доступность финансирования деятельности предприятий, в частности заемного. По результатам опроса были получены данные, приведенные на рис. 1.

Анализ показывает, что наиболее востребованным источником заемных средств остается банковский кредит, несмотря на все сложности с его получением. Значительна доля заимствований от частных лиц и других компаний — 19%; с минимальным отрывом за ними следует коммерческий кредит — 18%. Указанные три источника финансовых ресурсов охватывают около двух третей всех заемных средств, доступных малому предпринимательству, поэтому их можно назвать основными. Другие виды заемного финансирования — лизинг, кредитная линия и проч. — не играют столь заметной роли в финансировании деятельности малых предприятий.

Банковский кредит

27

Заимствования от частных лиц, других компаний

19

Коммерческий кредит

18

Лизинг, покупка в рассрочку, факторинг

12

Кредитная линия, овердрафт

11

Другие источники

13

О 10 20 30 Доля, %

Рис. 1. Источники заемного финансирования МСП

Источник: [10, с. 41]

Несмотря на преобладание банковского кредитования среди источников заемного финансирования, получение кредита связано с рядом проблем.

Во-первых, многие малые предприятия не обращаются за кредитом или отзывают свои заявки в связи с чрезмерно высокими процентными ставками по кредитам. Это является ключевым препятствием для получения банковского кредита [10, с. 44].

Во-вторых, банки отказывают в выдаче кредита из-за отсутствия кредитной истории у малого предприятия, из-за рискованного финансового положения или несоответствия предприятия-заявителя параметрам кредитоспособности, установленным банком. Кредитоспособность потенциального заемщика оценивается по ряду критериев, которые устанавливаются согласно внутренней кредитной политике банка. В первую очередь оцениваются финансовое состояние предприятия, риски по невозврату ссуженных средств, а также иные критерии, по которым принимается решение о выдаче или отказе в выдаче кредита. Если финансовое положение может быть оценено самим собственником или руководителем предприятия и в случае неудовлетворительной оценки принимается решение не обращаться за кредитом, то отсутствие кредитной истории создает еще одну проблему, особенно для начинающих предпринимателей: им необходимы заемные средства на начало деятельности предприятия, однако они не могут получить кредит, поскольку ранее не брали кредитов. Образуется замкнутый круг, вырваться из которого возможно, лишь прибегнув к другим источникам финансирования.

В-третьих, ряд малых предприятий не могут предоставить требуемый банком залог или гарантии, что также не дает возможности получить необходимые финансовые ресурсы.

В-четвертых, значительная часть кредитов выдается на краткосрочной основе (на срок до 1 года) и в относительно небольшом размере (до 1 млн руб.). Очевидно, что не все малые предприятия могут возвратить инвестированные средства в такой короткий срок по причине, например, длительного производственного цикла. Кроме того, в производственной сфере нередки ситуации, когда вложения в основные средства требуют гораздо большего объема финансовых ресурсов, чем банки готовы ссудить.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вследствие указанных и иных проблем значительная доля малых предприятий избегает привлечения кредитных источников финансирования бизнеса. Возможна

также ситуация, когда предприниматели берут банковские кредиты как физические лица, с целью использования данных средств для развития своего бизнеса. В этом случае кредитные средства могут обходиться даже дешевле, чем кредит для компании.

Еще один источник заемных средств — коммерческий кредит. В соответствии со ст. 823 Гражданского кодекса РФ [12] коммерческий кредит предоставляется в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг. Таким образом, данный вид заемных средств также используется на беспроцентной основе, поэтому является достаточно распространенным среди малых предприятий (18% согласно рис. 1). Но, как и в случае с займом частных лиц, небольшие размеры платежей, осуществленных авансом или с отсрочкой, позволяют использовать данные средства только в качестве оборотных [13, с. 188].

Как было отмечено выше, другие источники финансовых ресурсов — лизинг, факторинг, кредитная линия и др. — не столь распространены среди малых предприятий, однако имеют свои преимущества для субъектов малого предпринимательства.

Использование такого финансового инструмента, как факторинг, подразумевает, что управление дебиторской задолженностью предприятия переходит к банку [14, с. 55]. В ряде случаев малым предприятиям, в частности предприятиям-поставщикам, отгружающим свою продукцию продавцам на условиях отсрочки платежей, выгодны подобные схемы. Они позволяют получить оплату за поставленный товар/услуги без длительного ожидания, увеличить скорость оборота средств, избежать дополнительных банковских кредитов. Вместе с тем размеры факторинговых услуг составляют незначительную долю среди других банковских продуктов, чуть более 4% [11, с. 40]; несмотря на имеющиеся преимущества, данный вид финансирования является достаточно дорогим для предприятий, особенно малых.

Финансирование за счет привлеченных средств

В группу привлеченных финансовых ресурсов, наиболее доступных малому предпринимательству, входят средства от продажи или размещения на фондовом рынке собственных ценных бумаг, бюджетные ассигнования, венчурное финансирование. Данные источники финансов также не могут трактоваться однозначно для малого предпринимательства.

Распространенное среди крупного бизнеса финансирование через выпуск ценных бумаг доступно лишь небольшому числу малых предприятий. Одним из ограничений является отсутствие репутации у малого предприятия, способной привлечь потенциальных акционеров. Кроме того, известно, что значительная часть малого бизнеса занята в сфере торговли и услуг, что не предполагает выпуска каких-либо ценных бумаг. Наконец, выпуск ценных бумаг, в частности акций, представляет собой достаточно длительную процедуру, требующую также затрат на регистрацию выпуска. Таким образом, лишь немногие малые предприятия, которые зарекомендовали себя на рынке как надежные экономические агенты, могут прибегнуть к данному виду финансирования.

Венчурное финансирование характерно в первую очередь для инновационных малых предприятий, которые стремятся выйти на рынок с новым продуктом, представляющим собой результат научно-исследовательских работ. Благодаря внедрению в производство новых технологий и ноу-хау предприятия предполагают занять значительную долю рынка. Для начала деятельности им необходима финансовая

помощь, оказать которую не могут банки и инвестиционные фонды. Они предпочитают инвестировать в стабильные предприятия, не рискуя своими средствами. В этой ситуации источником финансовых ресурсов для выхода на рынок малых предприятий служат венчурные фонды, так называемое рисковое финансирование. Иными словами, венчурные фонды отбирают наиболее интересные и перспективные инновационные проекты, которые могут принести большую прибыль. По этой причине доступность венчурного капитала представляется весьма низкой. Исследование «Индекс ОПОРЫ — 2012» подтверждает этот факт следующими цифрами: лишь 8% опрошенных предпринимателей-руководителей считают, что привлечь деньги из венчурных фондов под рисковые бизнес-проекты — задача реальная; 47% респондентов считают, что получить венчурное финансирование довольно сложно или невозможно. Около половины опрошенных воздержались от ответа [10, с. 29].

Наиболее противоречивым в данной группе источников финансовых ресурсов остается получение государственной финансовой поддержки. Государство разрабатывает региональные и муниципальные целевые программы развития малого предпринимательства, включающие в себя в том числе мероприятия по финансовой поддержке субъектов МБ (субсидирование процентной ставки, гранты начинающим предпринимателям, кредитование, микрофинансирование, предоставление поручительств из средств гарантийных фондов) [15, с. 58]. Однако размер государственной финансовой помощи весьма незначителен, а его получение затруднено многочисленными административными, бюрократическими барьерами. Кроме того, зачастую предприниматели не осведомлены о реализуемых программах поддержки или получают информацию о них слишком поздно, чтобы подать заявку на получение помощи.

По результатам опроса «Индекс ОПОРЫ», лишь 10% опрошенных компаний участвуют в региональных программах поддержки предпринимательства (малого и среднего) и еще меньше — только 7% — в программах, реализуемых муниципальными властями. При этом более половины участников опроса заявили, что региональные власти не уделяют внимания развитию малого бизнеса или внимания уделяется мало [16, с. 43]. Таким образом, получение бюджетных ассигнований, хотя и является очень привлекательным для многих предпринимателей, остается для них недоступным.

Проведенный анализ научной литературы и публикаций позволяет заключить, что малый бизнес в условиях российской экономики нуждается в серьезной поддержке как административно-регулирующего, так и финансового характера. Малое предпринимательство сталкивается с различными трудностями не только на этапе своего становления, но и в процессе развития деятельности. При этом финансовые проблемы и вопросы получения финансовых ресурсов на всех этапах жизненного цикла малых предприятий являются одними из наиболее острых на протяжении многих лет, что подтверждается самими предпринимателями.

Наиболее актуальными и доступными источниками финансовых ресурсов для малого бизнеса являются собственная прибыль, банковские и коммерческие кредиты, займы частных лиц, амортизационные отчисления, кредиторская задолженность. Другие источники остаются менее доступными в силу финансовых, административных и иных барьеров и поэтому используются незначительным числом малых предприятий.

В целом следует отметить, что, несмотря на заявленную Правительством РФ политику поддержки малого предпринимательства и целенаправленного развития данного сектора экономики, реальная ситуация не соответствует ожидаемым результатам. Число малых предприятий в РФ заметно меньше по сравнению не

только с развитыми странами, но и с рядом развивающихся. Следовательно, вклад малого бизнеса в основные экономические показатели также должен быть не столь существенным, что будет показано далее. При этом увеличению количества субъектов малого предпринимательства или расширению масштабов деятельности уже функционирующих предприятий препятствуют как административные барьеры, так и уже упомянутые финансовые трудности.

Таким образом, для того чтобы малый бизнес занял должное место в экономической жизни страны и в формировании национального благосостояния, необходима реализация целого комплекса мер по поддержке этого сектора экономики. Зачастую реализуемые в настоящее время меры не являются исчерпывающими, сохраняются бюрократические преграды, информация о принимаемых мерах не доводится до основной массы предпринимателей, или реализация этих мер остается таковой исключительно на бумаге.

литература

1. о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156924.

2. о предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_141973/#esse.

3. Ибадова Л. т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты / РАН, Ин-т государства и права. М.: Волтерс Клувер, 2006. 122 с.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bookfi.org/g/Ибадова Л.Т.

4. кошелева т. н. Проблемы развития малого предпринимательства и факторы, его определяющие // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2012.№ 1. С.28-32.

5. осипов е. м. Институт социального партнерства как фактор развития малого бизнеса в России / МГУ им. М. В. Ломоносова. М.: Изд-во Московского ун-та, 2012. 208 с.

6. Виленский А. В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства / Ин-т экономики РАН. М.: Наука, 2007. 237 с.

7. Blackburn R. A., Smallbone D. From the Margins to the Mainstream: The Development of Research on Small Business and Entrepreneurship in the UK // Small Business Research Centre, Kingston University, 2007: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// business.kingston.ac.uk/sites/default/files/2_rp_marginstomainstream.pdf.

8. Tonge J. A Review of Small Business Literature // Manchester Metropolitan University Business School, 2011: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ribm.mmu. ac.uk/wps/papers/01-18.pdf.

9. Рубе В. А. Малый бизнес: история, теория, практика / МГУ им. М. В. Ломоносова. М.: ТЕИС, 2000. 231 с.

10. Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ — 2012: Отчет Общерос. Обществ. организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://new.opora.ru/projects/index.

11. морозко н. И. Системные исследования финансовых проблем малого бизнеса // Финансы и кредит. 2008. № 11 (299). С. 33-40.

12. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. Ч. 2 (ред. от 21 июля 2014 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ popular/gkrf2/.

13. Лудинова Ю. В., Румянцева А. Ю. Проблемы управления задолженностью российских предприятий в современных условиях // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2013. № 1 (60). С. 186-190.

14. соколова Ю. А. Анализ мирового рынка факторинга на современном этапе // Ученый записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2010. № 1. С. 54-61.

15. мармылев А. н. Анализ социально-экономической эффективности государственной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 16 (166). С. 54-58.

16. Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ — 2010-2011: Отчет Обще-рос. обществ. организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nisse.ru/business/article/ article 1756.html?effort.

УДК 338.48

О. О. Васильева

развитие внутреннего туризма в российской Федерации в условиях международных санкций

O. O. Vasil'eva. The Development of Domestic Tourism in the Russian Federation in the Conditions of International sanctions

В работе рассматриваются предпосылки развития внутреннего туризма в Российской Федерации в условиях международных экономических санкций и стремительного падения реальных доходов российских граждан.

ключевые слова: внутренний туризм, предпринимательская деятельность, волантиль-ность рубля, антироссийские санкции

контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

The article examines preconditions for the development of domestic tourism in the Russian Federation in the conditions of international economic sanctions and the rapid fall in real incomes of Russian citizens.

Keywords: domestic tourism, business activity, volatility in the ruble, the anti-Russian sanctions

Contacts: Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Анализ статистических показателей зарубежных поездок граждан России на рубеже 2014-2015 гг. вполне убедительно свидетельствует о том, что решение вопроса о замещении зарубежных направлений отдыха российских граждан внутренними становится реальной предпосылкой развития внутреннего туризма в Российской Федерации.

Автором разработана классификация стимулирующих факторов обеспечения внутреннего развития предпринимательской деятельности в туристской сфере, позволяющая выявить предпосылки роста потребления внутреннего туристского продукта и удовлетворения потребностей российских граждан в полноценном отдыхе.

В результате проведенного исследования установлен приоритет развития внутреннего туризма для обеспечения конституционного права российских граждан на полноценный отдых в пределах Российской Федерации.

Ольга Олеговна Васильева — доцент Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат экономических наук. © О. О. Васильева, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.