Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / предпринимательская среда / тенденции развития МСП / small and medium-sized businesses / business environment / trends in SME development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — П Ф. Парамонов, Ю Е. Стукова, Д К. Иваницкий

Для эффективного функционирования экономики любой страны необходимо оптимальное сочетание между крупным, средним и малым бизнесом. Развитие малых и средних форм предпринимательской деятельности – одна из важнейших задач демонополизации российской экономики. В 2017 г. доля малого и среднего предпринимательства составляла 22% ВВП, а 2018 г. она опустилась до 20,2%. Согласно целям нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который стартовал в 2019 г., доля малых и средних предприятий в экономике России должна увеличиться до 32,5%, а число занятых в МСП – до 25 млн человек к концу 2024 г. 11 марта 2020 г. ВОЗ объявила эпидемию, вызванную вирусом CoViD-19, глобальной пандемией. Российские власти для сдерживания распространения вируса ввели карантин и сокращение коммерческой деятельности, включая временное прекращение работы предприятий. Данные меры снизили экономическую активность в стране и оказали негативное влияние на предпринимательскую деятельность. Особенно они отразились на сфере услуг и торговле непродовольственными товарами, где предприятия были вынуждены остановить работу почти на три месяца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — П Ф. Парамонов, Ю Е. Стукова, Д К. Иваницкий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

For the effective functioning of the economy of any country, an optimal combination between large, medium and small businesses is necessary. The development of small and medium-sized businesses is one of the most important tasks of de-monopolization of the Russian economy. In 2017, the share of small and medium-size businesses in GDP was 22%, and in 2018 it fell to 20.2%. According to the goals of the national project "Small and medium-sized enterprises and support for individual entrepreneurship", which started in 2019, the share of small and medium-sized enterprises in the Russian economy should be increased to 32.5%, and the number of employed in SMEs – up to 25 million people by the end of 2024. March 11, 2020 WHO has declared the CoViD-19 virus epidemy a global pandemy. To contain the spread of the virus, Russian authorities imposed a quarantine and reduced commercial activity, including the temporary suspension of of enterprises. These measures reduced economic activity in the country and had a negative impact on business activities. This particularly affected the service sector and non-food trade, where businesses were forced to stop working for almost three months.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20 marta 2019 goda № 287;

5. Udal'cov Ju., Holkin D. Jekspertno-analiticheskij doklad // Rynok sistem nakoplenija jelektrojenergii v Rossii: potencial razvitija // Centr strategicheskih razrabotok, 2018 g.;

6. Robson M., Ullah F. Reinzhiniring biznes-processov: prakticheskoe rukovodstvo / perevod s anglijskogo pod redakciej N.D. Jeriashvili. - M.: JuNITI, 1997 g. - 221 s.;

7. Shul'ga T.Je., Nikolaev P.V. Modelirovanie seti biznes-processov dlja sistem proizvodstvennogo upravlenija na predprijatijah jelektrojenergetiki // Zhurnal Problemy sovremennoj jekonomiki // 2014 g. - № 4(52). - S. 136-140.

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10644

П.Ф. Парамонов - профессор кафедры финансов, д.э.н., Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],

P.F. Paramonov - Professor of the Department of Finance, Doctor of Economics, Kuban state agrarian University;

Ю.Е. Стукова - доцент кафедры финансов, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],

Yu.E . Stukova - associate Professor of the Department of Finance, candidate of Economics, Kuban state agrarian University;

Д.К. Иваницкий - доцент кафедры финансов, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],

D.K. Ivanitsky - associate Professor of the Department of Finance, candidate of Economics, Kuban state agrarian University.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Аннотация. Для эффективного функционирования экономики любой страны необходимо оптимальное сочетание между крупным, средним и малым бизнесом. Развитие малых и средних форм предпринимательской деятельности - одна из важнейших задач демонополизации российской экономики.

В 2017 г. доля малого и среднего предпринимательства составляла 22% ВВП, а 2018 г. она опустилась до 20,2%. Согласно целям нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который стартовал в 2019 г., доля малых и средних предприятий в экономике России должна увеличиться до 32,5%, а число занятых в МСП - до 25 млн человек к концу 2024 г.

11 марта 2020 г. ВОЗ объявила эпидемию, вызванную вирусом CoViD-19, глобальной пандемией. Российские власти для сдерживания распространения вируса ввели карантин и сокращение коммерческой деятельности, включая временное прекращение работы предприятий. Данные меры снизили экономическую активность в стране и оказали негативное влияние на предпринимательскую деятельность. Особенно они отразились на сфере услуг и торговле непродовольственными товарами, где предприятия были вынуждены остановить работу почти на три месяца.

Abstract. For the effective functioning of the economy of any country, an optimal combination between large, medium and small businesses is necessary. The development of small and medium-sized businesses is one of the most important tasks of de-monopolization of the Russian economy.

In 2017, the share of small and medium-size businesses in GDP was 22%, and in 2018 it fell to 20.2%. According to the goals of the national project "Small and medium-sized enterprises and support for individual entrepreneurship", which started in 2019, the share of small and medium-sized enterprises in the Russian economy should be increased to 32.5%, and the number of employed in SMEs - up to 25 million people by the end of 2024.

March 11, 2020 WHO has declared the CoViD-19 virus epidemy a global pandemy. To contain the spread of the virus, Russian authorities imposed a quarantine and reduced commercial activity, including the temporary suspension of of enterprises. These measures reduced economic activity in the country and had a negative impact on business activities. This particularly affected the service sector and non-food trade, where businesses were forced to stop working for almost three months.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, предпринимательская среда, тенденции развития МСП.

Keywords: small and medium-sized businesses, business environment, trends in SME development.

Предпринимательство, равно как и предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В связи с этим, она отражает:

- практическую деятельность по производству продукции или оказанию услуг на основе инноваций с целью извлечения прибыли;

- организационно-управленческую и финансово-экономическую деятельность, которая охватывает весь процесс предпринимательства от зарождения предпринимательской идеи до получения конечного результата в форме предпринимательского дохода;

- интеллектуальную деятельность, которая опирается на искусство деловой активности инициативных, энергичных, решительных людей, использующих свои способности, знания, ресурсы и капитал для организации бизнеса;

- образ жизни предпринимателей, когда полученные доходы и накопленные богатства рассматриваются ими не как конечная цель бытия, а как мерило успеха, превосходства в конкурентной борьбе, как возможность использовать их для расширения бизнеса или реализации других целей предпринимательства, в том числе социальных.

Когда предприниматель регистрирует свой бизнес как юридическое лицо он думает о выгодах, которые получит от такой формы ведения деятельности, но не задумывается о том, что ликвидировать или реорганизовать такое предприятие будет достаточно сложно.

Есть несколько причин, по которым приходится прекращать функционирование юридического лица:

- неисполнение обязательств, которые предприниматель брал на себя, когда регистрировал бизнес;

- денежные затруднения или невыполнение финансовых обязательств перед кредиторами в течение трех и больше месяцев;

- желание самих учредителей избавиться от своего бизнеса по разным причинам: новый проект, прекращение предпринимательской деятельности, смена гражданства и т. д.

Если предприниматель хочет, чтобы покупатель отдал предпочтение его товару, он должен вступить в конкуренцию с другими производителями таких же товаров. При этом особая роль принадлежит конкурентоспособности товара, под которой подразумевается его способность выдержать сравнение с аналогичными товарами других изготовителей. Поэтому в рыночной системе конкуренция выступает как главный механизм, побуждающий к непрерывному совершенствованию производства. Угроза разорения и банкротства заставляет товаропроизводителей проявлять инициативу, предприимчивость, вести поиск резервов. В связи с этим, результативность предпринимательской деятельности определяют ее конкурентоспособность и потенциал делового сотрудничества, степень удовлетворения экономических интересов всех участников деловых отношений.

Участники деловых отношений не изолированы друг от друга, а действуют в определенной среде, от которой зависит их поведение. Предпринимательство осуществляется только при наличии соответствующих внешних и внутренних условий, которые создают благоприятные предпосылки, стимулируют его развитие. Существует определенная система отношений государства с бизнесом, профсоюзами, всеми участниками рынка, различными институтами, с одной стороны, а также структурные параметры, внутрифирменные отношения в самих хозяйствующих субъектах, участниках рынка, с другой. Следовательно, формируется адекватная предпринимательская среда, которая делает предпринимательство как объективно необходимую, органическую часть делового мира, общества и как характеристику рыночного хозяйства.

Предпринимательская среда является совокупностью гражданско-правовых, экономических, технико-технологических, политических и иных условий, обеспечивающих гражданам и хозяйствующим субъектам свободу, доступность и стимулы для занятия предпринимательской деятельностью, возможности для самореализации и достижения успеха в бизнесе и жизни.

Предпринимательская среда состоит из внешнего и внутреннего компонентов (рисунок 1). К внешней предпринимательской среде относится совокупность внешних факторов и условий, регулирующих и воздействующих на предпринимательскую деятельность и деловое поведение предпринимателей. Эти условия не зависят от самих предпринимателей, но предприниматели через соответствующие механизмы могут активно влиять на формирование внешней среды (лоббирование интересов в органах власти, участие в политических процессах, социальном развитии территорий и т. д).

Внешняя макросреда предпринимательства включает: правовую среду, экономическое положение страны, политическую ситуацию, систему государственного регулирования бизнеса, социальную, культурную, научно-техническую среды, наличие природных ресурсов, природно-экономических условий и т. д.

Предпринимательская среда

Внешняя предпринимательская среда

Внутренняя предпринимательская среда

- природно-эконо-мические условия;

- социально-культурные условия;

- правовые условия;

- институциональные условия;

- демографические условия;

- политические условия;

-технологические условия; -экономические условия;

-условия пандемии и др.

партнеры на всех рынках (финансовом, товарном, трудовом, земельном, средств производства и др.); - государственные институты;

конкуренты;

- источники административного и силового давления;

- профсоюзы;

- объединения предпринимателей;

- имидж фирмы и др.

организационно-правовая форма предприятия, вид и масштаб деятельности;

- наличие собственного капитала;

- организация производства, труда и его оплаты, материальное стимулирование;

управление персоналом; структуры производства и управления;

- техника, технология, их уровень

состояние маркетинга; планирование, анализ, контроль и др.

Рисунок 1 - Схема предпринимательской среды

Предприниматель должен постоянно следить за динамикой предпринимательской среды, учитывать ее возможные колебания и изменения, быстро адаптироваться к новым условиям. Для эффективного предпринимательства необходимы гарантии неприкосновенности частной собственности, равноправие хозяйственных укладов и форм предприятий, свободное ценообразование, развитие конкурентной среды, государственная поддержка и регулирование производства и рынка. Кроме того, нужны стабильная общественно-политическая обстановка в стране, социальное партнерство предпринимателей и наемных работников, цивилизованные отношения власти с предпринимателями, исключающие вымогательство и коррупцию.

Предприниматели являются главными, наиболее активными субъектами рыночного хозяйства, рынка. Именно они инициируют производство товаров, услуг, удовлетворяют потребности их потребителей, устанавливают взаимовыгодные отношения с партнерами по бизнесу, взаимодействуют с властями, контролирующими органами. В рамках внешней микросреды имеются многочисленные контакты, в ходе которых решается масса текущих вопросов. От того, насколько оперативно они решаются, во многом зависит привлекательность и эффективность бизнеса. Поэтому внешняя микросреда, ее рациональность, развитость и прозрачность имеет большое значение для предпринимателей.

Все составляющие внешней среды очень важны для предпринимательства, а в совокупности они формируют предпринимательский климат как страны в целом, так и отдельного региона. Он может быть благоприятным и не очень привлекательным, если какие-то элементы среды недостаточно развиты и тормозят развитие бизнеса.

Достижение целей предпринимательства и успех бизнеса зависит также и от внутренней предпринимательской среды, которая представляет собой совокупность внутренних факторов и условий, систему внутрифирменных отношений и производственно-управленческих структур, обеспечивающих эффективное функционирование предприятия.

Внутренняя среда формируется предпринимателем совместно с менеджерами, специалистами и работниками фирмы. Она развивается в соответствии с целями и задачами, которые решает предприниматель. Очень

полезными бывают предложения и мнения членов трудового коллектива по рационализации производства и труда. Такую инициативу работников предпринимателю необходимо поддерживать.

В условиях постоянно меняющейся внешней микро- и макросреды предприниматели сталкиваются с различными проблемами, которые негативно отражаются на динамике демографических показателей организаций. В марте 2020 г. во многих странах была объявлена пандемия, которая повлекла за собой введение ограничений по ведению предпринимательской деятельности и, многие предприниматели столкнулись с серьезными трудностями в развитии своего бизнеса. Это привело к серьезному увеличению количества ликвидированных и уменьшению зарегистрированных организаций как в стране в целом, так и в отдельных регионах. Также, в этих условиях стало происходить существенное сокращение количества вновь созданных организаций, чем в другие аналогичные периоды, что отразилось на динамике коэффициентов рождаемости и официальной ликвидации организаций.

10 9 8 7 6

4

3 • •

Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Август Сент. Окт. Нояб. Дек.

2017 2018 2019 • 2020

Рисунок 2 - Динамика помесячного изменения коэффициентов рождаемости организаций *

в целом по РФ, 2017-2020 гг.

Коэффициент рождаемости организаций - отношение количества зарегистрированных за отчетный период организаций к среднему количеству организаций, учтенных в Статрегистре Росстата, выраженное в промилле.

Очевидно, что в 2017-2018 гг. тенденция изменения коэффициента вновь созданных организаций в целом по РФ одинаковая: в январе коэффициент рождаемости организаций находится на самом низком уровне, в марте отмечается его пиковое значение, затем величина показателя незначительно меняется в сторону уменьшения и к концу года вновь возрастает. Разница между максимальным и минимальным значением коэффициента в указанный период колеблется от 3 до 3,8 пунктов. В 2019 г. динамика коэффициента изменилась, и его максимальная величина пришлась на февраль. Лаг между максимальной и минимальной величиной достиг 4,8 пунктов.

Начало 2020 г. повторило существующую тенденцию и с января по март коэффициент рождаемости организаций возрастал. Но ввиду ограничений по ведению предпринимательской деятельности в связи с распространением болезни, произошло наиболее выраженное падение коэффициента с 6,9 пунктов в марте до 3,2 пунктов в апреле. В мае коэффициент достиг своего минимального значения в размере 3,1 пунктов. Затем в июне-июле прослеживается рост коэффициента до 6,2 пунктов и небольшое снижение до 5,7 пунктов в августе.

35 30 25 20 15 10 5

Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Август Сент. Окт. Нояб. Дек.

2017 2018 2019 2020

Рисунок 3 - Динамика помесячного изменения коэффициентов официальной ликвидации организаций **

в целом по РФ, 2017-2020 гг. Коэффициент официальной ликвидации организаций - отношение количества официально ликвидированных за отчетный период организаций к среднему количеству организаций, учтенных в Статрегистре Росстата, выраженное в промилле.

Говоря о ликвидации организаций, можно отметить, что тенденция изменения коэффициента по годам

отличается. Так, в 2017 г. его значение колебалось от 7,3 пунктов в апреле до 19,1 пункта в октябре. Следует отметить, что именно в 2017 г. были самые высокие показатели создания организаций и самые низкие - по ликвидации организаций. В 2018 г. были выявлены наиболее выраженные колебания коэффициента. Так, в июле было достигнуто наименьшее значение коэффициента официальной ликвидации величиной 7,9 пунктов и наивысшее - 34,7 в декабре. В 2019 г. соответствующие значения колебались от 11,5 пунктов в апреле до 19,6 пунктов в июне. В 2020 г. минимальное значение коэффициента в размере 8,6 пунктов было получено в апреле и максимальное - 18,1 пунктов в июле. Кроме того, прослеживается рост коэффициента ликвидации с апреля по июнь на 9,5 пунктов.

Рассчитав разницу между коэффициентами рождаемости и ликвидации организаций было установлено, что в целом по РФ только в 2017 г. с марта по май были получены положительные значения. То есть в этот период было создано больше организаций, чем ликвидировано (рисунок 4). Но, кроме указанного периода, положительной разницы между коэффициентами за весь период исследования выявлено не было.

2017 г.

20

15

10

Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Август Сент. Окт. Нояб. Дек. Коэффициент рождаемости организаций Коэффициент ликвидации организаций

2020 г.

17 12 7 2

Янв. Фев. Март Апр.

Коэффициент рождаемости организаций

Май Июнь Июль Август

^—Коэффициент ликвидации организаций

Рисунок 4 - Динамика изменения коэффициентов рождаемости и ликвидации организаций

в целом по РФ в 2017 и 2020 гг.

5

Интересно, что в 2017 г. при увеличении коэффициента рождаемости снижается коэффициент ликвидации организаций и наоборот. То есть, в этот период были благоприятные условия для предпринимательской деятельности. Однако, в 2020 г. тенденция изменения одного коэффициента стала повторяться по отношению к колебаниям другого. В ряде случаев темп роста коэффициента ликвидации даже опережал темп роста коэффициента рождаемости организаций.

Ежемесячные данные о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и численности работников в них представлены на сайте Федеральной налоговой службы. Исходя из них, доля микропредприятий в общем числе организаций МСП в 2020 г. в целом по России составила 95,9%, тогда как в 2017 г. она была на уровне 95,2% (рисунок 5).

2017 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Микропредприятия

95,2%

2020 г.

Малые предприятия 3,8%

Средние предприятия 0,3%

Микропредприятия 95,9%

Рисунок 5 - Структура субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ

Удельный вес малых предприятий за три года сократился с 4,5 до 3,8%, в то время как доля средних предприятий не изменилась. А вот структура численности работников, задействованных в МСП за три года, претерпела существенные изменения.

■ Численность работников малых предприятий

■ Численность работников средних предприятий

Рисунок 6 - Структура численности работников малого и среднего предпринимательства РФ

Удельный вес численности работников микропредприятий увеличился с 42% в 2017 г. до 49% в 2020 г. При этом, доля работников малых предприятий снизилась на 6 процентных пунктов и составила 40%. Удельный вес числа работников в средних предприятиях составил в 2020 г. 11%.

В Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в октябре 2020 г. в соответствии с данными Федеральной налоговой службы числилось 5619515 предприятий с числом работников около 15,5 млн чел.

6300000 6200000 6100000 6000000 5900000 5800000 5700000 5600000 5500000 5400000

16300000

16100000

15900000

15700000

15500000

15300000

15100000

888888999999

о

0

3 0

5 0

7 0

9 0

о

0

3 0

5 0

7 0

9 0

о

0

3 0

5 0

7 0

9 0

о

0

3 0

5 0

7 0

9 0

Количество предприятий МСП

Число работников в них

6100000 6050000 6000000 5950000 5900000 5850000 5800000 5750000

■И

16200000

16000000

15800000

15600000

15400000

15200000

15000000

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Количество предприятий в среднем за год Численность работников в среднем за год

Рисунок 7 - Динамика предприятий МСП и числа работников в них в РФ50

В 2018 г. было самое большое количество микро- и малых предприятий, отчасти потому что на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов был размещен проект Указа Президента РФ о проведении в России Года предпринимательства. Целью этого проекта являлось развитие предпринимательства и активного вовлечения населения в предпринимательскую деятельность. Планировалось проведение работы по популяризации предпринимательской деятельности среди широких слоев населения и создание единой информационной среды для российских предпринимателей. Однако, решение было принято в пользу Года добровольца и волонтера.

Существенное сокращение организаций малого и среднего предпринимательства в РФ отмечено в 2020 гг., когда российская экономика оказалась под мощным воздействием двух негативных факторов - распространения пандемии коронавирусной инфекции и ее негативного влияния на глобальную экономику, а также обвала цен на нефть. На этом фоне рубль существенно обесценился по отношению к доллару и евро. Это привело к тому, что РФ потеряла большое количество микро-, малых и средних предприятий. Ликвидация организаций малого бизнеса в наибольшей степени происходила в таких видах деятельности, как: авиа- и автоперевозки, турфирмы, гостиницы, общепит, музеи, розничная торговля непроизводственными товарами и др.

Число работников в целом по Российской Федерации в течении четырех лет менялось неоднозначно по отношению к колебаниям числа субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, при увеличении числа предприятий в РФ с января по август 2017 г., количество работников сократилось со 158,5 до 156,5 млн чел. И, несмотря на то, что в разные периоды численность работников МСП то сокращалось, то увеличивалось, общая тенденция ее изменения отрицательная. Наибольшее увеличение числа работающих в МСП на 385 тыс. чел. было в сентябре 2017 г. по отношению к августу. Существенное сокращение работников произошло в августе 2019 г. по отношению к июлю на 253 тыс. чел. В среднем в 2020 г. в сравнении с 2017 г. количество предприятий малого

50 Составлено по данным Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/statistics.html

и среднего предпринимательства сократилось на 1%, а число работников в них - на 3,1%. В 2020 г. в сравнении с 2018 г. сокращение составило соответственно 3,3 и 4%. В среднем на одно предприятие в 2020 г. приходилось от 2 до 3 работников.

Динамика изменения числа микропредприятий схожая с тенденцией видоизменения в целом субъектов малого и среднего предпринимательства. Это объясняется тем, что в структуре предприятий МСП наибольший удельный вес как раз принадлежит микропредприятиям.

6000000 5900000 5800000 5700000 5600000 5500000 5400000 5300000 5200000

7600000 7400000 7200000 7000000 6800000 6600000 6400000 6200000

2000000 1950000 1900000 1850000 1800000 1750000 1700000 1650000 1600000

7788990

0000000

I Количество микропредприятий Число работников в них

77889900

оооооооо 01 01 01 01 01 01 01 01

Количество малых предприятий Число работников в них

77889900

оооооооо 01 01 01 01 01 01 01 01

■ Количество средних предприятий Число работников в них

Рисунок 8 - Динамика изменения количества микро-, малых и средних предприятий и числа работников в них в целом по РФ

Тенденция изменения числа микропредприятий имеет гребневидную форму: ежегодно с января месяца по июль их количество возрастает, затем происходит резкое сокращение и снова начинается постепенный рост. Число работников в них также, то увеличивается, то снижается. Количество малых организаций ежемесячно сокращается, равно как и число работников в них. Количество средних организаций в целом имеет тенденцию к сокращению, но в 2020 г. их число стало увеличиваться.

N

К

\

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

7400000 7200000 7000000 6800000 6600000 6400000 6200000 6000000 5800000 5600000

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

20500 20000 19500 19000 18500 18000 17500 17000 16500 16000 15500

\

2000000 1950000 1900000 1850000 1800000 1750000 1700000 1650000 1600000

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Количество малых предприятий в среднем за год

Численность работников в среднем за год

Рисунок 9 - Тенденция изменения численности работников в среднем за год в микро-, малых и средних предприятиях РФ

0

Количество работников в микропредприятиях в течение трех лет в среднем возрастало, однако с начала 2020 г. их число стало снижаться. Чего не скажешь о численности работников малых и средних предприятий. Малых предприятий за четыре года стало меньше на 17%, а работников в них - на 15%. Число средних предприятий сократилось за указанный период на 15%, а работников в них - на 11%.

Таким образом, 2020 год стал одним из самых тяжелых для бизнеса, и особенно для малого и среднего

предпринимательства. Многие организации не смогли пережить кризис из-за приостановки предпринимательской деятельности в условиях карантина и тотального падения спроса. В результате были разработаны меры поддержки малому и среднему предпринимательству, которые включают в себя такие меры поддержки, как: гранты на заработную плату, отсрочку по налогам и страховым взносам, беспроцентный кредит на заработную плату сотрудникам, отсрочку арендных платежей, мораторий на взыскание долгов и штрафов, мораторий на банкротство, снижение требований к обеспечению при участии в госконтрактах, программу льготного кредитования.

Кроме того, с 2019 г. действует национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Его основная цель состоит в том, чтобы увеличить рост число занятых с 19 до 25 млн чел. через расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам. Общий бюджет реализации нацпроекта составит 481,5 млрд рублей, из которых 416,2 направят из федерального бюджета, 11,4 - из региональных, а 53,9 будут привлечены из внебюджетных источников. Проект рассчитан на 5 лет и включает в себя пять федеральных проектов: улучшение условий ведения предпринимательской деятельности; расширение доступа субъектов малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию; акселерация субъектов МСП; создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации; популяризация предпринимательства.

Таким образом, чтобы малый бизнес стал движущей силой развития экономики, необходимо предоставлять гранты начинающим предпринимателям; субсидировать затраты предпринимателей, связанные c лизингом оборудования; создавать объекты инфраструктуры поддержки МСП (бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных парков); развивать региональные гарантийные и микрофинансовые организации; реализовывать специальные проекты для поддержки малого и среднего предпринимательства.

Поскольку отдельный предприниматель не в состоянии нейтрализовать действие неблагоприятных элементов и факторов внешней среды, необходимо создавать объединения предпринимателей для защиты и лоббирования своих интересов в органах власти, использования парламентских способов политической борьбы и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источники:

1. Стукова Ю.Е. История развития предпринимательства в России / О.В. Хвойнов, Ю.Е. Стукова // Сборник статей по материалам 74-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2018 год. - 2019. С. 671-674.

2. Стукова Ю.Е. Финансовые и организационные основы инновационного предпринимательства : учебник / П.Ф. Парамонов, Ю.Е. Стукова. - Краснодар : КубГАУ, 2019. - 216 с.

3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/14036

4. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/statistics.html References:

1. Stukova Yu. E. History of entrepreneurship development in Russia / O. V. Hvoynov, Yu. E. Stukova // Collection of articles based on the materials of the 74th scientific and practical conference of students on the results of research in 2018. - 2019. Pp. 671-674.

2. Stukova Yu. E. Financial and organizational foundations of innovative entrepreneurship: textbook / P. F. Paramonov, Yu.E. Stukova. - Krasnodar: KubGAU, 2019. - 216 p.

3. Federal state statistics service [Electronic resource]. - Mode of access: https://rosstat.gov.ru/folder/14036

4. Federal tax service [Electronic resource]. - Mode of access: https://ofd.nalog.ru/statistics.html

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10645

Д.В. Петров - руководитель НИЦ «Академия знаний» г. Краснодара, [email protected], D.V. Petrov - head of SIC «Academy of Knowledge», Krasnodar;

Л.В. Папова - старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],

L.V. Papova - senior lecturer of the Department of accounting theory, Kuban state agrarian University.

ОБЗОРНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВИНОГРАДОВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ НА КУБАНИ OVERVIEW ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE WINE INDUSTRY IN THE KUBAN

Аннотация. Виноградарство и виноделие исторически являются традиционными отраслями для южных регионов Российской Федерации, в частности для Краснодарского края, что обусловлено благоприятными для данной отрасли природно-климатическими условиями. Данные отрасли взаимосвязаны между собой, они обладают значительным потенциалом для динамичного развития, но при этом являются капиталоемкими и рискованными видами экономической деятельности.

В статье представлены основные результаты деятельности виноградовинодельческой отрасли Краснодарского края за период с 2010 г. по 2019 г. Проведенный в статье обзорный анализ развития данной отрасли на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.