Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РОССИИ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РОССИИ»

аспектом, так как в данном случае образ оппонента будет дополнен новыми качествами, неизвестными ранее, которые можно использовать, формируя эффективно коммуникацию для управления конфликтом.

С психологической точки зрения важно отметить следующие аспекты коммуникаций в конфликте:

слишком сильная эмоциональная окраска коммуникаций может способствовать снижению их эффективности, такой же эффект будет иметь и противоположная ситуация - безразличие;

употребление одних видов коммуникаций по задачам воздействия (мотивирующие, информационные, эмоциональные и т.д.) может привести к дисбалансу в управлении;

важно не только создавать коммуникацию, но и осуществлять обратную связь с оппонентом;

не менее важным аспектом является достоверность используемой в коммуникации информации;

построение коммуникации должно быть основано на этических принципах и морали.

Таким образом, применяя на практике управления все приведенные выше аспекты, вполне возможно качественно организовать коммуникацию даже в таком взаимодействии людей как конфликт, в результате последний будет выполнять конструктивные функции, что приведет к положительному эффекту.

Использованные источники:

1. Кибанов А. Я. Этика деловых отношений: учебник для вузов / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова - 2-е изд.; исп. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 424 с.

2. Лукичева Л.И. Управление организацией / Л.И. Лукичева - М.: Омега-Л, 2009. - 354 с.

3. Филимонова Е. В. Информационные технологии в экономике: учебник для вузов / Е. В. Филимонова, Н. А. Черненко, А. С. Шубин - Ростов н/Д: «Феникс», 2008 - 443 с.

Томтосов А.Ф. студент

ФГАОУВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» Россия, г. Якутск ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РОССИИ

Около 18% российских пользователей (10,8 млн человек) совершали покупки в интернете хотя бы раз. Аналитики ощутили потенциал рынка онлайн-ритейла в полной мере в период кризиса. Тогда падали розничные оффлайн-продажи и торговля стремительно перемещалась в интернет.

Текущий объем рынка ритейла в этой сфере, по оценкам РБК, составляет

98

366 млрд рублей, 69% из них — рынок товаров.

Основным преимуществом можно считать возможность использовать онлайн-магазин в качестве «точки сбыта» для товаров, при этом, минимизировать затраты на аренду помещения и обслуживающего персонала. Создание и содержание сайта обойдётся вам значительно дешевле аренды помещения в центре города. Проблема местоположение в случае с интернетом отпадает сама собой.

Покупки в интернет-магазинах выгодны как для продавца, так и для покупателя: в отличие от обхода магазинов, человек тратит сравнительно мало времени на поиск нужного наименования по наименьшей цене. Отзывы в комментариях и на специализированных сайтах позволяют быстро сделать выводы о качестве и надёжности магазина (что особенно важно, если магазин работает с кредитными картами). Быстрый мониторинг вынуждает продавцов устанавливать максимально низкие цены на свои товары и бороться за покупателей различными акциями и специальными предложениями.

Еще одной отличительной чертой интернет-бизнеса является его сравнительная простота. Например: Для создания Интернет-магазина не требуется получения многочисленных разрешений и лицензий. Его не проверяет пожарный инспектор, санэпидемстанция и другие. Также Профессионально грамотно созданный Интернет-магазин может работать полностью автономно. Практически без обслуживания. Стоит упомянуть и низкие требования к стартовому капиталу - от 50 000 рублей.

К недостаткам интернет-торговли можно отнести:

1. Безопасность. Владельцу сайта требуется регулярно тестировать сайт на наличие уязвимостей и обновлять защиту базы данных клиентов, в противном случае, произойдёт утечка важных персональных данных. Покупателям следует быть внимательными с выборами продавца, чтобы избежать мошенничества.

2. Удобство оплаты. Обилие способов оплаты (почтовые переводы, интернет-кошельки, почтовые переводы) в большой степени является недостатком, нежели преимуществом. Владелец сайта сам выбирает способы оплаты и, возможно, они не будут удобными для покупателя. Наличие нескольких «кошельков» может понизить внимание покупателя к безопасности.

3. Общедоступность. Отсутствие компьютеров или навыков их использования делают невозможным покупать товары в интернете. Часть людей с недоверием относятся к качеству и надёжности товаров, которые они не могут увидеть в живую.

Отдельным пунктом стоит выделить Правовое регулирование рынка интернет-коммерции. Российские законы написаны для оффлайн-бизнеса

98 Запускалов А. Эксперты оценили перспективы развития интернет-коммерции в России http://cossa.ru/articles/230/8724/ (дата обращения 08.11.12)_

и часто к интернет-коммерции попросту не могут быть применимы. Следует выработать стандарты торговли в сети. Они должны быть понятными, приемлемыми и прогнозируемыми для клиентов.

Таким образом, можно сделать вывод, что все недостатки онлайн-магазинов имеют временный характер и решаются введением компьютерных технологий в самые дальние регионы, принятием упорядочивающих и правовых норм для торговли в интернете. Становится совершенно ясно, что популярность таких магазинов будет идти в ногу с техническим прогрессом.

Предлагаю в процессе сравнения двух крупнейших отечественных и зарубежных интернет-магазинов выявить сильные и слабые стороны обоих сторон и попробовать применить богатый опыт американской компании в местных условиях.

Amazon.com, Inc. — американская компания, крупнейшая в мире по обороту среди продающих товары и услуги через Интернет и один из первых интернет-сервисов, ориентированных на продажу реальных товаров

99

массового спроса.

OZON.ru — российский интернет-магазин. Основан в 1998 году Санкт-Петербургской компанией «Reksoft» и издательством «Terra Fantastica» как торговый сервис для продажи книг и видео через Интернет.100

Компании, появившиеся с временным интервалом в 3 года, связывает не только схожий ассортимент товаров (книги) на начальном этапе, но и введения инновационных функций, которые позволили обеим компаниям занять лидирующие позиции в своих странах.

Например, Amazon.com первым ввел такую опцию, как отзывы клиентов о товаре. Включая негативные. Практика показала, что отзывы только увеличивают продажи.

OZON.ru был первым русскоязычным интернет-магазином, который предлагал пользователю существенное контент-сопровождение предлагаемых товаров (рецензии, обзоры, систему рекомендаций).Еще одним фактором успеха компаний является постоянно развивающаяся партнёрская программа. Такой подход позволяет увеличить объём продаж и, одновременно с этим, создать масштабную рекламу компании, не вкладывая в это множество средств.

Эксклюзивные контракты Amazon с поставщиками позволяют значительно снизить цены на свои наименования, например 18 октября 2011 года Amazon.com анонсировал партнёрство с одним из самых известных издательств комиксов DC Comics. Согласно договорённостям Amazon получит эксклюзивные права на электронные версии самых популярных комиксов включая «Супермена», «Бэтмена» и других.

99 Статья про Amazon (общее описание) - материал из Википедии - свободной энциклопедии URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/Amazon.com (дата обращения 15.11.12)

100 Статья про Ozon (общее описание) URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ozon.ru (дата обращения 15.11.12)

Цены на Ozon.ruзачастую превышают цены в других книжных магазинах (с учётом доставки). Возможно, это связано с определёнными сложностями в процессе доставки.

На Москву приходится целых 47% оборота, а значит нужно содержать большой курьерский штаб. Каждый курьер должен иметь при себе кассовый аппарат, чтобы при Вас пробить чек, а на обслуживание аппаратов идут дополнительные расходы. Этим часто пренебрегают малые онлайн-магазины, когда курьер приходит с товаром и готовым чеком.

В отличие от Amazon, которая могла с самого начала использовать американскую почту и службу доставки UPS, чтобы развиваться, у OZON.ru этого не было. И им приходилось развивать собственную систему доставки. Как правило, предоставляется выбор способов доставки: более медленная и дешевая (standartshipping) и более быстрая и соответственно дорогая (expeditedshipping). В ряде случаев доставка по США вообще бесплатная.Доставка на Ozon.ru является главным недостатком, из-за которого в большинстве случаев теряется целесообразность покупки в этом магазине, так как в сумме цена будет выше, чем в обычном магазине. Исключения составляют редкие книги и книги на иностранных языках. Также выгодно покупать во время специальных акций, которые отечественный магазин проводит регулярно. Иногда можно найти редкие или коллекционные книги, которые не продаются в книжных магазинах, благодаря партнёрской программе для пользователей.

Обе компании одними из первых ввели партнёрскую программу, которая стала одним из главных факторов их успеха. Возможность таким образом пополнять ассортимент магазина в огромных количествах создаёт впечатление, что в этих магазинах есть всё. Но между программами по работе с партнёрами этих двух онлайн-магазинов есть принципиальная разница.

Amazon.com имеет шкалу партнерской комиссии, в зависимости от типа и числа проданных товаров. В сокращенном виде ее можно представить

так:101

Товаров

1-6 4,0%

7-10 б,0%

31-110 б,5%

111-320 7,0%

321-630 7,5%

б31-1570 8,0%

1571-3130 8,25%

3131 и более 8,5%

101 Шкала партнерской комиссии с сайта о программах Amazon URL: http ://ai^iliate -program.amazon.com/gp/associates/join/compensation.html (дата обращения 5.12.12)

Особые проценты: электроника и связь - 4%, Kindle и скачиваемые для него файлы - 15, скачиваемые игры - 20%.

Партнеры OZON.ru получают партнерскую комиссию в зависимости от числа проданных товаров и типа используемых партнерских ссылок:102 Проданных за прошлый месяц товаров, в штуках

Товаров Прямые ссылки Общие ссылки

0-9 6% 2%

10-199 12% 5%

200-499 13% 6%

500-999 14% 6%

1000-3999 15% 7%

4000 и более 20% 10%

Зарубежный онлайн-магазин обладает более широким набором инструментов для помощи партнёрам. Широкий выбор инструментов от шаблона странички интернет-магазина до вебсервисов. Виджеты-крутилки, представляющие товары в различных цветовых оформлениях и форматах: списками, описаниями, тегами, или страницей каталога.

Таким образом, подытожив всё выше описанное можно сделать вывод, что 070п.гиявляется лидером среди отечественных представителей этой сферы, но тем не менее уступает такому гиганту как Amazon. Обладая меньшим ассортиментов товаров, меньшим территориальным охватом, более высокими ценами и менее развитыми условиями для сотрудничества, 0zon.ru имеет преимущество в виде стремительно развивающегося сектора интернет-торговли в России. Можно сказать, что потенциал этого магазина еще не реализован на полную мощность и в будущем времени его доходы будут неуклонно расти.

Список интернет-магазинов в Якутии в основном представлен магазинами с интернет-каталогами и доставкой по республике. Покупка в таких каталогах целесообразна в основном для жителей отдалённых населённых пунктов, поскольку цены в таких магазинах не отличаются от предоставляемых в обычных торговых сетях. Большая часть населения отдаёт предпочтения покупкам в Ozon.ru или в других менее крупных онлайн-магазинах.

Опрос, проведенный 2.12.11 среди студентов, показал следующие данные:

102 Таблица оплаты для крупных партнеров URL: http://www.ozon.ru/context/detail/id/4717193/ (дата обращения 5.12.12)

В опросе приняли участие 50 человек в возрасте 18-26 лет регулярно совершающих покупки через интернет.

- 22 человека заказывают в российских интернет-магазинах (16 человек покупают книги и аксессуары).

- 20 человек заказывают в зарубежных интернет-магазинах (18 человек покупают аудио и видео технику).

- 8 человек заказывают в местных интернет-магазинах (все 8 опрашиваемых покупают компьютеры и комплектующие).

Перспективной кажется идея создания полноценного онлайн-магазинами со всеми преимуществами вышеописанных компаний (низкие цены, широкий ассортимент, сотрудничество с пользователями, наличие маркетинговых акций).

Используя сильные стороны локального бизнеса, а именно быстрая доставка, гарантия в быстром возврате некачественного товара и удобство в оплате, можно открыть цифровой онлайн-магазин с сильной консультационной базой и преимуществами в цене по сравнению с их классическим аналогом.

Улякина Н.А., к.п.н., доцент доцент кафедры экономики и предпринимательства

Ивашина Н.С., к.п.н. доцент кафедры экономики и предпринимательства ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Россия, г. Магнитогорск ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ «МОНОПРОФИЛЬНЫЙ ГОРОД»

В статье представлены различные подходы к определению понятия «монопрофильный город», раскрыты основные критерии отнесения города к категории «монопрофильный».

В настоящее время правительство России подчеркивает необходимость устойчивого развития государства. Устойчивое развитие России в целом возможно в случае обеспечения устойчивого развития всех ее регионов. Структурными элементами региональной системы являются города, среди них особого внимания заслуживают монопрофильные, в которых проживает около четверти населения страны. Негативные для экономики страны процессы в монопрофильных городах проявляются наиболее остро, так как территориальные образования такого типа более чутко реагируют на колебания внешней среды. В условиях экономической нестабильности градообразующее предприятие из источника жизнедеятельности и развития монопрофильного города превращается в источник угроз его существованию.

В исследовании Экспертного института отмечается, что монопрофильные поселения стали возникать в эпоху Петра I. Некоторые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.