Научная статья на тему 'Тенденции развития интернет-торговли в России'

Тенденции развития интернет-торговли в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / ИННОВАЦИИ / МАРКЕТИНГ / ТОРГОВЛЯ / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / AMAZON.COM / OZON.RU

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Томтосов А. Ф., Чемезов А. В., Байанаева Д. И., Соловьева С. А., Кочнева А. К.

В статье рассматривается тенденция развития интернет-торговли в России на примере интернет-магазина Ozon.ru, крупнейшего в России и его сравнительный анализ с лидером в этой области, интернет-мага­зином Amazon.com Inc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития интернет-торговли в России»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РОССИИ

© Томтосов А.Ф.*, Чемезов А.В.*, Байанаева Д.И.*,

Соловьева С.А.*, Кочнева А.К.*, Сибилева Е.Л.#

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

В статье рассматривается тенденция развития интернет-торговли в России на примере интернет-магазина Ozon.ru, крупнейшего в России и его сравнительный анализ с лидером в этой области, интернет-магазином Amazon.com Inc.

Ключевые слова: интернет-торговля, инновации, маркетинг, торговля, интернет-магазин, Amazon.com, Ozon.ru.

На современном этапе интернет дарит человеку огромные возможности, на фоне которых идея онлайн-торговли не отличается оригинальностью. Широкое распространение использования интернета в бизнесе началось менее четверти века назад. В 1990 году американское правительство отдало контроль над интернетом в частные руки. Это отразилось на расширении круга потребителей и коммерческих поставщиков услуг Интернета. Сеть связала между собой миллионы компьютеров во всем мире.

Первые шаги в интернет-продажах были сделаны авиакомпаниями, в 1992 году организовавшими онлайн продажу билетов на свои рейсы. Первый интернет-магазин появился в США в 1994 году специализировавшийся на продаже книг, это было связанно с традицией покупать этот товар по печатным каталогам. Преимуществом данного вида продаж является: неограниченный срок хранения, отсутствие порчи, не требуется физический осмотр при покупке и специальные условия доставки, доступность и востребованность.

На начальном этапе становления бизнеса создатель компании Amazon, Д. Бизос, самостоятельно занимался оформлением и наполнением своего интернет-магазина, прорабатывал маркетинговую политику. Главный импульс к такому развитию был дан возможностью оплаты по средствам банковской карты. На данный момент Амазон - самый крупный интернет магазин в мире с огромным ассортиментом. В нём можно купить любую интеллектуальную собственность на любом носителе.

* Студент кафедры Экономики и управления производством.

* Доцент кафедры Экономики и управления производством ФЭИ СВФУ, кандидат экономических наук.

Amazon.com первым ввел такую опцию, как отзывы клиентов о товаре. Включая негативные. Практика показала, что отзывы только увеличивают продажи.

Эксклюзивные контракты Amazon с поставщиками позволяют значительно снизить цены на свои наименования, например 18 октября 2011 года Amazon.com анонсировал партнёрство с одним из самых известных издательств комиксов DC Comics. Согласно договорённостям Amazon получит эксклюзивные права на электронные версии самых популярных комиксов включая «Супермена», «Бэтмена» и других [1].

На территории Российской Федерации сайты, предлагающие ту или иную продукцию, появились практически одновременно с возникновением мировой сети. За начальную дату, согласно одной из версий, следует принять 30 августа 1996 года. Именно в этот день компания «Символ-Плюс» запустила первый интернет-магазин, который добился коммерческого успеха.

OZON.ru - российский интернет-магазин [2]. Основан в 1998 году как торговый сервис для продажи книг и видео через Интернет.

OZON.ru был первым русскоязычным интернет-магазином, который предлагал пользователю существенное контент-сопровождение предлагаемых товаров (рецензии, обзоры, систему рекомендаций). Еще одним фактором успеха компаний является постоянно развивающаяся партнёрская программа. Такой подход позволяет увеличить объем продаж и, одновременно с этим, создать масштабную рекламу компании, не вкладывая в это множество средств.

На Москву приходится 47 % оборота, а значит нужно содержать большой курьерский штаб. Каждый курьер должен иметь при себе кассовый аппарат, чтобы при Вас пробить чек, а на обслуживание аппаратов идут дополнительные расходы. Этим часто пренебрегают малые онлайн-магазины, когда курьер приходит с товаром и готовым чеком.

В отличие от Amazon, которая могла с самого начала использовать американскую почту и службу доставки UPS, чтобы развиваться, у OZON.ru этого не было. И им приходилось развивать собственную систему доставки. Как правило, предоставляется выбор способов доставки: более медленная и дешевая (standart shipping) и более быстрая, и соответственно дорогая (expedited shipping). В ряде случаев доставка по США бесплатная. Доставка на Ozon.ru является главным недостатком, из-за которого в большинстве случаев теряется целесообразность покупки в этом магазине, так как в сумме цена будет выше, чем в обычном магазине.

Обе компании одними из первых ввели партнерскую программу, которая стала одним из главных факторов их успеха. Возможность таким образом пополнять ассортимент магазина в огромных количествах создает впечатление, что в этих магазинах есть все. Но между программами по работе с партерами этих двух онлайн-магазинов есть принципиальная разница.

Таблица 1

Шкала партнерской комиссии Amazon.com [3]

Товаров

1-6 4,0 %

7-10 6,0 %

31-110 6,5 %

111-320 7,0 %

321-630 7,5 %

631-1570 8,0 %

1571-3130 8,25 %

3131 и более 8,5 %

Партнеры OZON.ru также получают партнерскую комиссию в зависимости от числа проданных товаров и типа используемых партнерских ссылок [4]:

Таблица 2

Шкала партнерской комиссии Ozon.ru

Товаров Прямые ссылки Общие ссылки

0-9 6 % 2 %

10-199 12 % 5 %

200-499 13 % 6 %

500-999 14 % 6 %

1000-3999 15 % 7 %

4000 и более 20 % 10 %

Зарубежный онлайн-магазин обладает более широким набором инструментов для помощи партнёрам. Широкий выбор инструментов: от шаблона странички интернет-магазина до веб сервисов.

Сравним ассортимент доступный в данных магазинах через доступное количество категорий товаров, доступных на сайте и общее количество видов товаров1.

У интернет-магазинов есть как похожие категории, так и различные. У Amazon.com особенными являются категории связанные с его собственным электронным продуктом Amazon Kindle (серия электронных книг, выпускаемые компанией Amazon.com, устройства Amazon Kindle позволяют пользователям делать покупки, загружать, просматривать и читать электронные книги, газеты, журналы, блоги и другие цифровые медиаданные через беспроводную сеть [5]) и онлайн-магазин MPS-треков и видеоматериалов. У Ozon.ru также есть собственные категории, связанные с продажей авиабилетов и бронированием отелей (по программе OZON Travel), также категории связанные с сувенирами и антикварными вещами (категория LUXE включает в себя антикварные изделия).

1 Разделы доступные на основных сайтах магазинов Amazon.com [ http://www.amazon.com] и Ozon.ru [http://www.ozon.ru] (05.11.13).

Таблица 3

Сравнение ассортимента Amazon.com и Ozon.ru

Amazon.com Inc. Ozon.ru

Unlimited Instant Videos MP3s & Cloud Player Amazon Cloud Drive Kindle E-readers Kindle Fire Tablets Appstore for Android

Digital Games & Software Books & Audible Movies, Music & Games Electronics & Computers Home, Garden & Tools, Automotive & Industrial Beauty, Health & Grocery Toys, Kids & Baby Clothing, Shoes & Jewelry Sports & Outdoors OZON.digital Книги Софт и игры, DVD и Blu-ray, Музыка Электроника, Бытоваятехника Дом, сад, зоотовары Красота и здоровье Детям и мамам Одежда, обувь, аксессуары Спорт и отдых

Подарки и сувениры Антиквариат, винтаж, искусство Авиабилеты и Ж/Д билеты LUXE

Компании, появившиеся с временным интервалом в 3 года, связывает не только схожий ассортимент товаров (книги) на начальном этапе, но и введения инновационных функций, которые позволили обеим компаниям занять лидирующие позиции в своих странах.

Сравнение цен Amazon.com и Ozon.ru. Для сравнения цен возьмем одинаковые товары представленные в магазинах и переведем цены ozon.ru рублей на доллары. Цены взяты без учета скидок на случайный товар имеющийся в обоих магазинах1.

Таблица 4

Сравнение цен Amazon.com и Ozon.ru

Amazon.com Inc. Цена в долларах Цены,переведённые в доллары Ozon.ru

Digital Games & Software 59,99 39,99 OZON.digital

Books & Audible 7,99 7,49 Книги

Movies, Music & Games 23,99 21,16 Софт и игры, DVD и Blu-ray, Музыка

Electronics & Computers 635,99 766,33 Электроника, Бытоваятехника

Home, Garden & Tools - - Дом, сад, зоотовары

Beauty, Health & Grocery 65,00 83,43 Красота и здоровье

Toys, Kids & Baby 59,99 122,36 Детям и мамам

Clothing, Shoes & Jewelry 160,00 220,66 Одежда, обувь, аксессуары

Sports & Outdoors 55,00 101,06 Спорт и отдых

1 В каждом разделе выбирался случайный товар, находившийся на первых страницах поиска по определенной категории на (05.11.13) [http://www.amazon.com].

Каждый магазин имеет свои преимущества в ценах. Для отечественного интернет-магазина это сфера мультимедиа, а для иностранного это электроника, одежда и обувь, спортивные товары.

Представим преимущества и недостатки отечественного магазина и, на их основе, составим программу для дальнейшего развития.

Таблица 5

Основные преимущества и недостатки Ozon.ru

Преимущества Недостатки

- Структурированный и детализированный каталог товаров, позволяющий быстро найти интересующий товар по лучшей цене и со специальными предложениями. - Прозрачное выполнение заказа, на каждом этапе оформления, покупки и доставки лотов покупатель получает об этом полную информацию. - Качественная и надежная упаковка товаров для безопасной транспортировки. - Наличие системы специальных предложений и скидок, бонусов при покупке товаров одной серии. Оригинальные маркетинговые акции. - Собственный выпускаемый журнал Magazin. - Сравнительно высокие расходы на курьерскую доставку - Отсутствие эксклюзивных договоров с большинством поставщиков. - Сравнительно высокие цены на некоторые виды товаров.

Можно сделать вывод, что Ozon.ru является лидером среди отечественных представителей этой сферы, но уступает такому гиганту как Amazon. Обладая меньшим ассортиментов товаров, меньшим территориальным охватом, более высокими ценами и менее развитыми условиями для сотрудничества, Ozon.ru имеет преимущество в виде стремительно развивающегося сектора интернет-торговли в России.

Потенциал этого магазина еще не реализован на полную мощность и при правильном подходе будет стремительно расти. В связи с высоким уровнем пиратства и доступностью мультимедиа товаров, магазину следует сосредоточиться на коллекционных и подарочных изданиях различных книг и фильмов. На этом следует акцентировать рекламу для привлечения поклонников и коллекционеров книг, фильмов и компьютерных игр. Интернет-магазин должен не только предоставлять удобство интерфейса и выбора, но и привлекать покупателя дополнительными возможностями и эксклюзивными предложениями. Компании следует создать и развить свой уникальный имидж, который не будет копировать зарубежный аналог.

Список литературы:

1. Amazon.com Inc. [Электронный ресурс] // Свободная энциклопедия Wikipedia. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Amazon.com.

2. Ozon.ru [Электронный ресурс] // Свободная энциклопедия Wikipedia. -Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ozon.ru.

3. Условия партнерской программы Amazon.com Inc. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://affiliate-program.amazon.com/gp/associates/ join/landing/referralfees.html.

4. Условия партнерского вознаграждения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ozon.ru/context/detail/id/4307690/#4307713.

5. Amazon Kindle [Электронный ресурс] // Свободная энциклопедия Wi-kipedia. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Amazon_Kindle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.