Научная статья на тему 'Тенденции развития Интернет-коммерции как инновационной формы предпринимательской деятельности'

Тенденции развития Интернет-коммерции как инновационной формы предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максиянова Т. В.

Одним из самых заметных достижений развития информационных технологий становится ведение предпринимательской деятельности в сети Интернет. Наращивание производительности компьютерных систем и совершенствование сетевых технологий привели к формированию нового вида экономической деятельности – Интернет-коммерции – как особой, инновационной, формой бизнеса, реализующейся в значительной степени посредством внедрения технологий сети Интернет в процессы производства, продажи и распределения товаров и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития Интернет-коммерции как инновационной формы предпринимательской деятельности»

неизбежно должна применять для стимулирования развития информационного сектора экономики определенные меры внеэкономического характера, опирающиеся на волевые решения, а не на движение экономических интересов.

Научно-техническая политика Ставропольского края, формирование которой совершается сегодня, должна учитывать, что регулирование информационной сферы экономики представляет собой неотъемлемую составную часть антициклического регулирования экономических процессов. В данном контексте задача формирования информационного рынка в регионе возникает в роли структурной проблемы, решение которой выливается из цикличности экономической динамики. Это обозначает, что наиважнейшие направления научно-технического прогресса необходимо определить, главным образом, согласно общей логике структурной перестройки экономики России. Данный подход приведет к совмещению применяемых административных мер с воздействием на экономические интересы, которое обеспечивает последовательность и комплексность осуществления принимаемых решений.

Список литературы:

1. Проект Стратегии развития инновационной деятельности в Ставропольском крае до 2020 г. - Ставрополь, 2009.

2. Федоренко Т.М., Гофман А.К. Создание благоприятного инновационного климата в регионе - фактор превращения ставропольского края в высокоиндустриальное общество с социально ориентированной и развитой рыночной экономикой // Материалы X региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». -СевКавГТУ, 2006.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-КОММЕРЦИИ КАК ИННОВАЦИОННОЙ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ © Максиянова Т.В.*

Северо-Западная академия государственной службы, г. Санкт-Петербург

Одним из самых заметных достижений развития информационных технологий становится ведение предпринимательской деятельности в сети Интернет. Наращивание производительности компьютерных систем и совершенствование сетевых технологий привели к формированию нового вида экономической деятельности - Интернет-коммерции - как особой,

* Доцент кафедры Мировой и национальной экономики.

инновационной, формой бизнеса, реализующейся в значительной степени посредством внедрения технологий сети Интернет в процессы производства, продажи и распределения товаров и услуг.

На сегодняшний день темпы роста отрасли информационных технологий в России более чем в два раза превышают мировые и составляют порядка 20 процентов в год, однако доля России на мировом рынке информационных технологий составляет не более семи десятых процента.

В настоящее время сеть Интернет уже перестала быть только средством развлечения. Все больше Интернет-пользователей используют Сеть как среду для получения информации и знаний, а также как образовательную среду. По данным фонда «Общественное мнение», опубликованным в 2009 г., пользователями сети Интернет являются порядка 35 % взрослого населения России (39,9 млн человек). Прирост за год (с августа 2008 г.) составил 18,3 % (6,2 млн чел). По прогнозам специалистов, количество Интернет-пользователей в России будет только расти и к 2041 г. доля Интернет-пользователей достигнет 95 % населения.

Государственной статистики учета предприятий, занимающихся Интернет-коммерцией, в настоящее время не существует. Однако можно с уверенностью говорить, что все исследования развития Интернет-коммерции отмечают значительный рост этого вида деятельности как в количественном, так и в качественном выражении. Объемы оборота Интернет-коммерции в России по направлениям В2В, В2С и В2в на основе маркетинговых исследований, проведенных в декабре 2005 г. Национальной ассоциацией участников электронной торговли (НАУЭТ) совместно с независимым маркетинговым агентством РМ-вгоир, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели развития Интернет-коммерции в России в 2001-2005 гг., млн. долл.

Сегмент / Год 2001 2002 2003 2004 2005

В2С 218,3 317,5 480,4 662 1000

В2В 99 189 316,2 442 1300

В2в - 10,8 141 2130 2174

Итого: 317 517 937 3233 4474

В 2005 г. объем рынка Интернет-коммерции составил 4,47 млрд долл., что на 38 % больше, чем в 2004 г. ив 14 раз больше, чем в 2001 г. Быстрее всего в 2005 г. росла торговля в сегменте В2В, составив в 2005 г. 1,3 млрд. долл., что в 2,94 раза больше, чем в 2004 г. Таким образом, объем торговых операций в этом сегменте за один год практически утроился, а за четыре года рост торговых операций в этом сегменте вырос в 13 раз.

В сегменте В2С объем торговли в 2005 г. составил 1 млрд. долл., что в 1,51 раз больше, чем в 2004 г. Во всем мире сегмент В2В значительно пре-

вышает сегмент В2С. В России сегмент В2В до 2005 г. отставал в развитии от сегмента В2С, и только в 2005 г. превзошел его по объему торговых операций на сумму в 300 млн. дол.

Самый слабый рост в течение одного года показал сектор В2в, однако именно этот сектор за четыре года показал самый значительный рост. В 2002 г. объем торговых операций в нем составлял всего 0,01 млрд. дол., а в 2005 г. уже 2,2 млрд. долл., причем в период с 2003 г. по 2004 г. рост торговых операций в этом секторе увеличился более чем в 15 раз.

Динамика развития Интернет-коммерции в секторах В2В, В2С и В2в в период 2001-2005 гг. наглядно представлена на рис. 1.

^ 2500

3

^ 2000

| 1500

£ 1000

О.

ю 500

о

Год

Рис. 1. Динамика развития основных направлений Интернет-коммерции

(2001-2005 гг.)

Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) подвела итоги 2008 г. Наибольшие темпы роста показал российский сектор В2в Объем госзакупок в 2008 г. увеличился на 44 %, составив 14,27 млрд. руб. При этом объем розничной торговли через Интернет (сегмент В2С) вырос только на 35 % и достиг 110 млрд. руб. Показатели электронных торговых площадок (сектор В2В) уменьшились на 5 % и составили 4,04 млрд. руб. Общий оборот российской электронной торговли эксперты НАУЭТ оценили в 128,31 млрд. руб. (в 2007 г. - 95,35 млрд. руб., в 2006 г. -64,62 млрд руб.).

Таблица 2

Показатели развития Интернет-коммерции в России в 2006-2008 гг. (млрд долл.) [3]

Сегмент / Год 2006 2007 2008

В2С 54,6 81,25 110,0

В2В 2,87 4,25 4,04

В2в 7,15 9,85 14,27

Итого: 64,62 95,35 128,31

Динамика развития Интернет-коммерции в секторах В2В, В2С и В2в в период 2006-2008 гг. наглядно представлена на рис. 2.

Рис. 2. Динамика развития основных направлений Интернет-коммерции

(2006-2008 гг.)

По мнению представителей компании «Центр развития экономики», управляющей торговой площадкой «В2В-СеШеп>, данные НАУЭТ некорректны по отношению к участникам рынка Интернет-коммерции в сегменте В2В и не отражают текущей ситуации на рынке в целом. В 2008 г. объем торгов, проведенных в системе «В2В-Сей:ег», составил 104 млрд. руб., что в 25 раз больше показателя, озвученного НАУЭТ. Более того, объем корпоративных торгов за 2008 г., указанный в отчете НАУЭТ, практически сопоставим с данными «В2В-СеШег» за февраль 2009 г., когда объем торгов в системе превысил 4,7 млрд. руб.

Стоит отметить, что экономический кризис затронул российскую Интернет-коммерцию, оказав существенное влияние на активность Интернет-пользователей. Тем не менее, темпы роста отрасли в 2009 г. остались по-прежнему высокими.

В ноябре 2009 суточная посещаемость сайтов категории «Товары и услуги» рейтинга «Рамблер ТОП 100» составила 2,75 млн. пользователей. Годовые темпы прироста аудитории (в сравнении с ноябрем 2008 г.) невелики - всего 8 %. С другой стороны, с декабря 2008 г. по январь 2009 г., когда экономический кризис «заморозил» покупательскую активность россиян, аудитория «торговых» сайтов выросла на 48 %.

Российские потребители стали уделять больше времени поиску выгодных предложений. С мая по ноябрь 2009 г. существенно изменилась структура «ТОП 20» тематики «Товары и услуги»: уменьшилась популярность торговых площадок, досок объявлений и «классических» Интернет-магазинов, однако выросла посещаемость так называемых «скандинавских аукционов» и онлайн-магазинов, принадлежащих крупным розничным сетям. Наивысшая посещаемость в категории «Товары и услуги» - у сайта газеты бесплатных объявлений «Из рук в руки» (в течение суток главную страницу Интернет-проекта посещают порядка 100 тыс. пользователей). Также популярны «онлайн-представительства» торговых сетей «Эльдорадо» и «М.Видео», Интернет-проект «Горбушка.ру» (около 30 тыс. посетителей главной страницы в сутки по каждому сайту).

Вырос уровень конкуренции в российской Интернет-коммерции: в ноябре 2009 г. в категории «Товары и услуги» насчитывалось 37,3 тыс. сайтов, что составляет 12,7 % Интернет-проектов Рунета. С января 2009 г., когда был зарегистрирован годовой минимум численности активных сайтов сектора, их доля выросла на 5 %, а численность - на 31 % (почти на 9 тыс. сайтов). С другой стороны, в стране растет интерес к Интернет-шопингу: в течение года доля запросов Интернет-магазинов в поисковой системе «Рамблер» выросла на 52 %. Доля Интернет-покупателей в 2009 г. выросла до 83 % от общего числа пользователей Рунета. Ранее, в 2008 г., о наличии опыта Интернет-покупок сообщили только 66 % пользователей, участвовавших в опросе проекта «КИметрика».

Положительные тенденции в сфере Интернет-коммерции (2010 г.):

- рост Интернет-покупок бытовой техники (на 15 %, то есть 9,2 % от общего числа Интернет-покупок);

- рост компьютерной техники и комплектующих (на 81 %, 6,7 % от общего числа Интернет-покупок) и прочей электроники (сотовые телефоны, аудио / видео техника, компьютеры, ноутбуки, КПК), программного обеспечения (на 38 %, 2,9 % от общего числа Интернет-покупок);

- рост уровеня потребления электронных товаров (тр3-файлы (на 10 %, 1 %), прочий цифровой контент (на 133 %, 0,7 % от общего числа Интернет-покупок);

- рост услуг доступа к онлайн-играм (на 65 %, 2,8 % от общего числа Интернет-покупок);

- хостинг, домены, интернет-реклама (на 67 %, 1 % от общего числа Интернет-покупок);

- рост заказов билетов на развлекательные мероприятия (на 65 %, 3,3 % от общего числа Интернет-покупок);

- рост заказов путевок и билетов на транспорт (на 31 %, 5,5 % от общего числа Интернет-покупок).

Однако на некоторых категориях товаров кризис отразился негативно. Потребители стали реже покупать книги (бумажные и электронные) - доля приобретений за 2009 г. уменьшилась на 7 %, составив 9,6 % от общего числа покупок. Заметно снизилась частота покупок кинофильмов и видеозаписей на «физических» (СБ / БУБ) носителях - в сравнении с 2008 г. этот показатель снизился на 43 %, составив 2,9 % от общего числа Интернет-покупок. Также уменьшился спрос на СБ и БУБ с музыкой (-6 %, 1,5 %) и играми (-5,5 %, 1,7 % покупок). «Нестандарные» товарные категории также пострадали от кризиса: стали реже покупать медикаменты (-30 %), спорттовары (-19 %), мебель и товары для дома (-14 %), платежные карты (-9 %), алкоголь и продукты питания (-4 %).

В исследованиях «КИметрики» отмечается постепенный рост расходов на онлайн-шопинг. Если в 2008 г. доля потребителей, тратящих на по-

купки в Интернет от 10 до 15 тыс. руб., составляла 8 % опрошенных, то в 2009 г. этот показатель составил 10 %. Наиболее существенно выросла доля Интернет-пользователей, готовых оставить в Интернет-магазина более 100 тыс. руб. (рост на 220 %), и тех, чей бюджет онлайн-шопинга составляет от 30 до 100 тыс. (рост на 170 %). А вот доля «мелких» расходов (до 500 руб., до 3 тыс. руб.) существенно уменьшилась (-51 % и -29 % соответственно).

Кроме того, в 2009 г. заметно выросла популярность электронных платежных систем (+71,4 %), банковских карт (+55 %) и платных SMS (+ 50%). Доля Интернет-покупателей, предпочитающих оплачивать заказ курьеру (либо продавцу в пункте самовывоза) уменьшилась на 21,5 %, также на 6 % снизилась доля приверженцев банковских переводов. С другой стороны, аудитория пользователей моментальных способ оплаты по-прежнему невелика - только 12 % Интернет-покупателей пользуются электронными деньгами, только 14 % - банковскими картами.

Ранее Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) оценивала годовые темпы роста интернет-продаж в России в 2009 г., как минимум, в 40 %.

По оценкам Be6Creds, в 2009 г. оборот российской интернет-торговли вырастет примерно на 46 %, достигнув 190 млрд. руб. Предполагаемые темпы роста на 2010 г. - минимум 30 %.

Таким образом, продолжить развитие даже в кризис Интернет-магазинам позволила их мобильность, оперативное реагирование на изменение потребительского спроса.

Кроме того, стоимость товаров в Интернете действительно на 10-20 % ниже, чем в оффлайн-магазинах. Объясняется это тем, что Интернет-компании тратят меньше денег на аренду помещений, им не требуется орудовать витрины и они могут обходиться меньшим количеством продавцов и другого обслуживающего персонала. Именно это позволяет значительно сократить их издержки.

С середины 2009 г. оборот российского рынка Интернет-коммерции ежемесячно увеличивался. Дальнейший рост Интернет-коммерции ожидается ив 2010 г. Способствует развитию рынка Интернет-коммерции и дальнейшее проникновение широкополосного высокоскоростного Интернета в российские регионы.

Сегодня в приоритетах у крупных Интернет-компаний стоит дальнейшая автоматизация бизнес-процессов, расширение видов продукции и активное развитие в регионах, усиление оперативности работы. Перспективные Интернет-магазины отличает высокая технологичность, желание постоянно развиваться, наличие собственных разработок в IT-сфере, постоянное расширение логистической сети, большие call-центры и более высокая квалификация персонала. Высокая конкуренция в сети Интернет и дальше будет способствовать тому, что Интернет-магазины все больше будут ориентироваться на перспективные потребности Интернет-покупателей.

Список литературы:

1. Васильева Т.В. Информационно-коммуникационные технологии в системе высшего профессионального образования. - СПб.: Изд-во ИМЦ «НВШ-СПб», 2009. - 166 с.

2. Максиянова Т.В. Инновационные технологии в современной экономике: Учебное пособие - СПб.: Изд-во ИМЦ «НВШ-СПб», 2010. - 316 с.

3. Розничная интернет-торговля - рост на 35 % [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.oborot.ru/news/6871/24, свободный. - Загл. с экрана.

РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЗДАНИЯ ОСОСБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «КАМСКИЕ ПОЛЯНЫ» В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН © Новиков А.В.*

Казанский государственный технологический университет, г. Казань

В статье представлен расчет экономической эффективности особой экономической зоны «Камские Поляны», отражающий дисконтированные доходы для бюджетов всех уровней и резидентов на весь период окупаемости проекта.

Проведенный нами анализ экономических эффектов от функционирования особых экономических зон (Далее - ОЭЗ) как инфраструктурных факторов инновационного развития позволил разделить их на две группы: статические и динамические. При этом наиболее сложными с точки зрения измерения являются динамические эффекты, которые демонстрируют потенциальную возможность улучшения качественных показателей развития. С этой точки зрения, затраты бюджета в создание и функционирование ОЭЗ нельзя оценивать однозначно. Во многих исследованиях, на наш взгляд, допускается серьезная ошибка в том плане, что акцент делается лишь на общих издержках, а не приростных затратах, связанных с развитием зон и их влиянием на инновационный потенциал регионов. Однако, методик, позволяющих измерить эффекты от создания и функционирования ОЭЗ, пока не существует, несмотря на значительное количество различных методических разработок, позволяющих оценить уровень инновационного развития отдельных субъектов хозяйственной деятельности, региона, национальной экономики. Кроме того, все они применимы только для оценки инновационного потенциала развитых стран и не учитывают специфики стран с развивающейся и переходной экономикой. Комплекс-

* Аспирант кафедры Государственного, муниципального управления и социологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.