Научная статья на тему 'Налогообложение в условиях российской Интернет-экономики'

Налогообложение в условиях российской Интернет-экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
748
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-ЭКОНОМИКА / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / НАЛОГИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толкачев С.А., Шевцова Ю.А.

в статье рассмотрены основные тенденции в сфере интернеткоммерции, требующие трансформации российской системы налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налогообложение в условиях российской Интернет-экономики»

С.А. Толкачев Ю. А. Шевцова

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ИНТЕРНЕТ-ЭКОНОМИКИ

THE TAXATION

IN THE CONDITIONS OF THE RUSSIAN INTERNET

ECONOMY

Аннотация: в статье рассмотрены основные тенденции в сфере интернет-коммерции, требующие трансформации российской системы налогообложения.

Ключевые слова: Интернет, Интернет-экономика, электронная коммерция, налоги, налогообложение.

Abstract: еhe main internet-commerce tendencies demanding transformation of the Russian system of the taxation are considered in the present article.

Keywords: Internet, Internet-economy, Electronic commerce, taxes, taxation.

Темпы роста электронной коммерции увеличиваются с большой скоростью, тем самым создавая все большую конкуренцию традиционному бизнесу. По прогнозам исследователей в ближайшее время процесс торговли окончательно переместится из магазинов в виртуальное киберпространство, в котором необходимый товар можно будет купить из любой страны мира, а большую долю ВВП будут составлять именно продукты и услуги информационного характера. Таким образом, мы становимся свидетелями появления совершенно нового типа экономики - Интернет-экономики. «В будущем на рынке останется два вида компаний: те, кто в Интернет и те, кто вышел из бизнеса», пишет Билл Гейтс [2].

В виду специфики Интернет-торговли даже передовые страны несут налоговые потери, а законотворцы и налоговики всех стран мира поставлены в тупик, причем проблемы возникли как на национальном, так и на международном уровне. По мнению ОЭСР, системам налогообложения может быть нанесен ущерб такого масштаба, что это может привести к ситуации, когда правительства не смогут удовлетворить законные требования своих граждан на социальные услуги.

Рынок электронной коммерции (или интернет-торговли) подразделяется на основные сектора: «Business-to-Business» (В2В) - операции между предприятиями; финансовый сектор - банковские и другие финансовые операции; розничный сектор «Business-to-consumer» (В2С) - операции между конечными потребителями товаров/услуг и предприятиями; сектор «Consumer-to-consumer» (C2C) - операции, совершаемые между собой конечными потребителями.

Вильям Фокс (William Fox) и Дональд Брюс (Donald Bruce), профессора University of Tennessee, еще в 1999 году оценили потерю «налога на пользование» США, который взимается с покупок, совершенных у компаний, не имеющих представительство в штате покупателя, в 1,2 млрд. долл. Один из неожиданных выводов заключался в том, что большую часть этой суммы, 798 млн. долл., принадлежит коммерции сектора В2В. Хотя В2В - покупки беспошлинные, такие приобретения, как, например, офисное оборудование, должны облагаться налогом. В 1999 году объем В2В-сделок составил 107 млрд. долл. или 84% доходов всей Интернет-торговли. Авторы исследования оценили, что потери увеличатся к 2003 году до 10,8 млрд. долл. [3].

Россия не стала исключением. Вскоре и российские предприниматели оценили качества Интернета, как нового бизнес-пространства, с помощью которого можно уходить от налогообложения.

Ситуация с бурным развитием Интернет-экономики в России повторяет ситуацию, сложившуюся на Западе, и прежде всего в США, несмотря на то, что на

данный момент Россия - страна, недостаточно компьютеризированная на уровне персональных пользователей. В мировой шкале Россия занимает 22 место по интенсивности использования Интернета. Согласно исследованию The Boston Consulting Group более 80% российской Интернет-экономики сформировано кругом бизнес-компаний, выручка которых за 2010 год составила 23 млрд. долл., а занятость в них - 130 тыс. чел. Оставшуюся часть формируют сообщества, состоящие из персональных пользователей, которые, с одной стороны, потребляют Интернет-контент (посещая новостные и развлекательные сайты), а с другой - сами являются его производителями на платформах социальных сетей и блогов. Доля Интернета в ВВП составила 2,1% или 19,3 млрд. долл. (без учета нефтегазовой отрасли) в 2009 году, что пока существенно ниже, чем в Великобритании (7,2%) и Дании (5,8%), но близко к уровню Италии (1,9%) и Испании (2,2%) [6].

В России доля покупок в Интернете выросла в 2 раза с 2008 года, при этом рост интереса к Интернет-покупкам значительно опережает рост интереса к покупкам в принципе. С начала 2009 года популярность запроса «купить» выросла в два раза, а «купить онлайн» - в три раза. Еще в 2009 году 88% российских пользователей выбирали товары в Интернете и приобретают их офлайн, 36% пользователей выбирали и приобретали товары в Интернете, а 11% пользователей, выбрав товар офлайн, затем приобретали его онлайн [10].

Эксперты национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) прогнозируют за 2011 год 70% рост интернет-продаж в России. Аудитория Интернета в нашей стране достигла 35,9 млн. Возраст покупателей варьируется от 16 до 60 лет.

По данным исследовательского агентства Data Insight оборот Интернет-торговли в России за 2010 год составил около 240 млрд. руб., т.е. 1,6% всего российского розничного оборота. Темпы роста онлайн-торговли в 6-8 раз превышают темпы роста офлайн-торговли. К 2015 году объем рынка онлайн-торговли в России вырастет в 2,5 раза, покупки в сети будут совершать 13-15 млн. россиян на сумму, примерно равную 50 млрд. руб. в месяц. Годовой оборот Интернет-торговли в России по тому же прогнозу составит 590 млрд. руб. или 20 тыс. долл. [9].

Еще более оптимистичными оказались результаты совместного исследования Ситибанка и Google - они уже показали совокупный объем Интернет-торговли в 600 млрд. руб. в 2010 году и 800 млрд. руб. прогнозируют в 2012 году. По оценкам экспертов Ситибанка и Google, российский Интернет-рынок обладает огромными перспективами роста. Так, например, доля интернет-продаж в обороте розничной торговли России составит за 2011 год всего 1,6%, что в 3,5 раза меньше, чем в Европе, и в 4 раза - чем в США [10].

Исследование PricewaterhouseCoopers в России основано на опросе, проведенном агентством «Ромир». В октябре 2009 года был проведен онлайн-опрос более двух тысяч российских интернет-пользователей в городах с населением свыше одного миллиона человек (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Самара, Уфа, Челябинск). Общий объем российского рынка Интернет-торговли был оценен в 100 млрд. руб. С началом кризиса в традиционных магазинах бытовой техники и электроники было зафиксировано значительное падение продаж. За 2009 год рынок сократился, по разным оценкам, на 25-40%. При этом оборот Интернет-подразделений крупнейших торговых сетей вырос на 40-80%: снизив свои затраты, они получили возможность установить более привлекательные цены, тем самым увеличив объем продаж. Даже торговые сети, позиционирующие себя в качестве дискаунтеров, не в состоянии конкурировать по ценам с Интернет-магазинами. Тем не менее, по состоянию за 2009 год Интернет принес традиционным торговым сетям не больше 2-3% (по данным исследования BCG - до 7% [6]) от всей выручки. На данном этапе эти проекты, скорее, имеют имиджевый статус, являясь дополнительным каналом продаж и отражая стремление торговых сетей не упустить возможностей на стремительно развивающемся и перспективном Интернет-рынке [11].

Все без исключения эксперты, исследующие Интернет-рынок, предсказывают

его активный рост и видят его потенциал в регионах, на которые сегодня приходится лишь 40% покупателей и оборота электронной коммерции. Региональная активность приходится на крупные областные центры. Кроме того, потенциал развития российской Интернет-торговли заключается в появлении новых для онлайн-покупок товарных категорий и, конечно же, благодаря росту благосостояния россиян, так как, согласно исследованию, среди людей, совершающих покупки через Интернет в России, значительно больше профессиональных работников с высокой квалификацией. Среди заядлых Интернет-покупателей - менеджеры среднего и высшего звена и предприниматели, а также владельцы собственного бизнеса. Гораздо меньше среди Интернет-покупателей социальных работников в сфере здравоохранения и образования, а также государственных служащих [10].

Таким образом, Интернет-экономика в России уже существует и имеет огромный потенциал для развития. Тем самым, Россия может оказаться среди тех стран, которые в ближайшие годы понесут огромные налоговые потери, если существующая система налогообложения не будет адаптирована к условиям Интернет-торговли.

В общем, все основные проблемы налогообложения Интернет-торговли в России во многом схожи с проблемами налогообложения Интернет-торговли в США и в ЕС.

Первая проблема касается налогообложения цифровой (нематериальной) продукции и онлайн-услуг в сегменте В2С (бизнес-потребитель) и С2С (потребитель-потребитель). В России такой вопрос пока не вставал. Электронную коммерцию сложно контролировать - личность и место резиденства покупателя сейчас можно установить зачастую только по данным банковской карты, а если оплата производится через электронную платежную систему, такую, как Web-money, то это вообще невозможно.

Проблема неспособности налоговых органов проследить в данном случае электронные сделки остается нерешенной для всех государств. Поэтому без развития новых технологий, которые позволят налоговым органам идентифицировать и отслеживать сделки в киберпространстве, не обойтись.

Кроме того, происходит кардинальное изменение в механизмах оплаты. Например, некоторые творческие личности на своих сайтах или блогах размещают реквизит яндекс-кошелька и предлагают оплатить, «если понравилось». В данном случае оплата происходит исключительно по желанию потребителя, отвергается фундаментальный принцип традиционной оплаты - обязательность. Если такие и подобные принципы получат распространение, авторы смогут зарабатывать без подушевого налогообложения социальных групп, что влечет за собой анархизацию налогообложения [15].

Вторая проблема для России заключается в неполноценности российского налогового законодательства для регулирования налогообложения электронной коммерции, а именно:

1. В российском законодательстве на сегодняшний день определение электронной коммерции, Интернет-торговли пока не закреплено, хотя сами термины неоднократно употреблялись в официальных документах. Поэтому необходимо дать четкое определение понятию «Интернет-торговля» или «электронная коммерция». Также

стоит учесть, что определения данных терминов в разных стран отличаются, но основной отличительной чертой электронной коммерции во многих странах является способ совершения транзакции - сделка должна быть заключена посредством сети связанных между собой компьютеров.

2. В российском законодательстве отсутствует классификация цифровых продуктов, т.е. не определено, относить их к товарам или к услугам. Российский Налоговый кодекс определяет три главные категории сделок: продажа товаров, выполнение работ и оказание услуг. Термин «товары» включает любую собственность, проданную или предназначенную для продажи. Термин «работа» определяет деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут потребляться организацией или человеком. Термин «услуга» включает любую деятельность, результаты которой не имеют материального выражения и потребляются

в процессе исполнения такой деятельности. Некоторые авторы приходят к выводу, что цифровые продукты нельзя считать «работой», так как у них нет материального выражения. Но также они не могут быть расценены как «услуги», потому что эти продукты не потребляются в процессе деятельности. Получается, что все продукты, поставляемые в цифровой форме, должны быть классифицированы как «товары».

Разграничение цифровых продуктов на продажу товаров или поставку услуг имеет огромное значение, потому что, так же как и в США и ЕС, в России установлена дифференцированная ставка для этих двух типов сделок. В частности существуют проблемы относительно экспорта и импорта цифровых продуктов. Если цифровые продукты считать товарами, то, согласно общим правилам, импорт должен облагаться НДС по ставке 18%, тогда как экспорт не будет облагаться. Таким образом, как и в странах ЕС, в этом случае к налогообложению электронных сделок должен быть применен принцип страны назначения. Если цифровые продукты считать услугами, то ставка НДС в случаях импорта и экспорта будет зависеть от того, поставляется ли услуга на территории России или нет.

Законодательство ЕС (Директива 2002/38, позже Директива 2006/112/ЕС [12]) косвенно определяет цифровые и электронные продукты как «электронно-поставляемые услуги» и предусматривает показательный список таких услуг. Поставки цифровых продуктов рассматриваются как определенный вид услуг во всех странах-членах ЕС. Принимая во внимание, что европейские правила успешно работают на практике и соответствуют подходу ОЭСР, такие правила могли бы быть введены в российское налоговое законодательство.

Чтобы отрегулировать налогообложение цифровых товаров, необходимо внести изменения в статьи 38 и 146 российского Налогового кодекса, которые касаются, соответственно, объектов налогообложения вообще и объектов для взимания НДС, в частности. Имеет смысл расширить определение «услуг» посредством включения термина «электронно-поставляемые услуги», который также будет предусматривать список услуг, попадающих под этот термин. Кроме того, в статье 146 также соответственно должно быть определено, что электронно-поставляемые услуги облагаются НДС. Такой подход решил бы проблему приписывания цифровых продуктов или к товарам или к услугам, поскольку все цифровые поставки будут рассматривать как отдельный вид услуг.

3. В российском законодательстве отсутствует четкое определение «место реализации» в Интернет-торговле. Российская система НДС основана на принципе назначения, который распространяется на все виды сделок. Применение принципа назначения для электронных сделок в России, в соответствии с которым «место поставки» должно быть определено местоположением покупателя, совпало бы с международной тенденцией применения этого принципа к косвенному налогообложению. Кроме того, желательно определить «местоположение покупателя», соответствующее определению ЕС. Тогда поставки электронных услуг российским покупателям иностранными продавцами облагались бы НДС по ставке 18%, а экспорт электронных услуг иностранным покупателям не облагался. Следовательно, поставки физических продуктов и поставки цифровых продуктов рассматривались бы одинаково, и принцип нейтралитета, признанный ОЭСР, США и международными организациями для электронной коммерции важнейшим и решающим, был бы соблюден. Для этого необходимо добавить в Налоговый кодекс РФ определение «место реализации» для электронно-предоставляемых услуг.

Проблема отсутствия методов для определения личностей покупателей, их местоположения и статуса (бизнес или потребитель) для того, чтобы проследить электронную сделку еще остается нерешенной и в США и в ЕС. Хотя ОЭСР предложил определенные методы идентификации покупателя, ни один из них не является абсолютно надежным. ОЭСР заявил о цифровых свидетельствах и цифровых подписях для идентификации сторон в будущем, однако их использование среди потребителей еще не распространено. Пока надлежащее решение не найдено, все доступные средства, такие как самодекларация покупателя, расчетный счет и ГР-адрес, должны использоваться в качестве временного решения этой проблемы.

Общая проблема для всех стран заключается в несогласованности национального налогообложения на международном уровне, так как пока слишком противоречивы интересы разных стран. Сбор налогов по всему миру строится на убеждении, что каждое государство имеет право самостоятельно решать, в каком размере ему собирать налоги с предприятий и частных лиц на своей территории, в связи с чем большинство стран самостоятельно занимается разработкой законодательства для налогообложения электронной коммерции, но пока большого результата это не дает, поскольку Интернет-торговля является такой торговой площадкой, для эффективного регулирования которой необходимы международные правила. Единственным решением данной проблемы видится унификация налогового законодательства. Большие надежды в этой сфере возлагаются на международные организации - ОЭСР и ВТО.

Единственная идея, которую обсудили и единодушно отвергли правительства во всем мире, включая США и ЕС, - идея введения новых налогов на электронную коммерцию. Потому Россия должна следовать за международной тенденцией и отрегулировать налогообложение электронной коммерции в пределах структуры существующих налогов, не создавая новые.

Однако, некоторые налоговые новации в сфере Интернет-коммерции в развитых странах все-таки происходят. В конце 2010 года Парламент Франции внес дополнительную доходную статью в проект бюджета на 2011 год - налог за рекламные объявления, размещенные в Интернете, в размере 1%. До этого реклама в сети налогом не облагалась, а основные Интернет-провайдеры, которые занимаются размещением интернет-рекламы, расположены за пределами Франции, поэтому они во французский бюджет налоги не платят. Нововведение, касающееся налога на Интернет-рекламу, рекламные агентства восприняли без особого энтузиазма. Они предполагают, что это снизит спрос на рекламу, продажи упадут, отчего экономика только пострадает. Налог на Интернет-рекламу нацелен в первую очередь на крупных игроков этого поля, среди которых Google и Yahoo, поэтому СМИ уже успели окрестить этот платеж в бюджет «налогом на Google» [5].

В Великобритании Интернет-провайдеров могут заставить платить «налог на пиратство». Предложение последовало в июле 2011 года от Британской организации PRS for Music, отстаивающей интересы музыкальной индустрии. Размер налога будет зависеть от количества пиратской музыки, которую пользователи скачают из Сети. По проекту PRS, налоговые отчисления будут поступать государству или непосредственно правообладателям. Размер налога будет варьироваться в зависимости от объема нелегальной музыки, которую пользователи скачают за определенный период времени. Измерять долю нелегальных файлов в общем объеме интернет-трафика будет специальная программа [8].

В Новой Зеландии с 1 сентября 2011 года с каждого Интернет-провайдера страны взимается дополнительный налог в размере 25 новозеландских долларов (приблизительно 580 рублей) за каждого клиента. Вырученные средства будут передаваться обладателям авторских прав, таким как звукозаписывающие студии и книжные издательства.

Новая Зеландия считается одним из мировых лидеров по объемам передачи информации через пиринговые сети. По статистике Министерства торговли Новой Зеландии, клиенты каждого отдельно взятого провайдера в среднем ежемесячно нарушают закон об авторских правах приблизительно 5 тысяч раз [14].

Россия также предприняла попытки применить новые налоги к цифровой сфере. Проект поправок к закону «О связи» и Гражданскому кодексу России внесла в Госдуму в октябре 2010 года группа депутатов «Единой России» [7]. Были предложены налог на провайдеров и операторов сотовой связи и налог на носители информации в качестве способа решения проблемы авторского права: брать деньги не с потребителя, а 2% от выручки с сотовых операторов и провайдеров, так как именно они поставляют сигнал, посредством которого можно скачать или скопировать цифровую продукцию провайдера. Есть и другой вариант, суть которого в том, что каждый провайдер (а именно он всегда стоит между юзером и контентом), должен будет платить

государству налог, причем вмененный и зависящий от величины трафика частных и корпоративных абонентов [15]. Но реализованными такие налоги не оказались.

По сути, налог на провайдеров, операторов сотовой связи и носителей информации, являются косвенным налогом. Человек платит не за то, что скачал, т.е. потребил, а за саму вероятность этого действия. «Налог вместо оплаты» устраняет из процедуры сам факт потребления, что ломает базовые основы экономики. Оплата вменяется социальным группам, которые могли бы быть причастными к потреблению, причем вменяется через косвенный механизм скрытой оплаты за что-то другое. Происходит огосударствление принципов оплаты за контент [15].

Все рассмотренные трудности и противоречия, возникающие при попытках ввести справедливые и научно обоснованные налоги на Интернет-торговлю, обусловлены сетевой природой этого явления и такими качествами Интернет-торговли, которые формируют высокий уровень обобществления торговых сетей. Совершенно очевидным является тот факт, что растущее обобществление процесса производства на основе процессов углубления общественного разделения труда, горизонтальной и вертикальной интеграции независимых производителей привели уже в начале 20 века к формированию крупных трестов и концернов. Соответственно, происходило сокращение численности самостоятельных бизнес-единиц как налогоплательщиков, при повышении общей собираемости налогов за счет эффекта масштаба. Более того, процессы вертикальной интеграции подталкивались за счет возникающей экономии на косвенных налогах, ибо внутрикорпорационные поставки промежуточной продукции не облагаются НДС.

Интернет-торговля представляет собой определенную ступень в обобществлении процессов распределения, обмена и потребления произведенных товаров и услуг, если мы придерживаемся классической политэкономической схемы движения общественного продукта: производство-распределение-обмен-потребление. Интернет-пространство следует рассматривать как общую (инфраструктурную) торговую площадку (аналогично общей городской рыночной площади, где сходятся продавцы и покупатели) бесконечных размеров. Необозримость площадки и невозможность определить степень выгоды, извлекаемой каждым участником от операций в сфере электронной коммерции, побуждают государство к принятию нецелевых налогов, механизм реализации которых нарушает известные классические принципы налогообложения. Очевидно, что основным препятствием для грамотного методологического обеспечения процесса налогообложения сферы электронной коммерции является теоретическая неопределенность этого феномена. Если базовый инфраструктурный компонент этой сферы представляет собой объект общественной собственности (широко известны утверждения о том, что сеть Интернет - достояние всего человечества), то оценивать его как объект налогообложения будет еще менее приемлемо, чем заводы и фабрики, находившиеся в общенародной собственности во времена СССР, когда, как известно, налоговая система фактически не существовала.

В этом случае, вся система электронной коммерции, базирующаяся на Интернет-инфраструктуре, должна восприниматься в качестве общественного блага и не рассматриваться как объект налогообложения в соответствии с прямой выгодой потребителя. Например, посетитель, купивший билет в городской парк, не платит за часы отдыха на скамейке или лужайке под деревьями, пропорционально времени проведенному на этих объектах, ибо никому в голову не придет измерять степень пользования каждым деревцом и скамейкой в парке каждым конкретным отдыхающим. По такому же принципу взимается плата за пользование всеми видами оборудования в фитнес-центрах, когда посетителям предлагают купить абонемент, своего рода разовый вмененный налог на пользование всеми полезными объектами фитнес-центра. Все тренажеры фитнес-центра для посетителей, купивших абонемент, находятся в своеобразной общественной (коллективной) собственности. Они определяют порядок и очередность пользования этими объектами на основе негласных правил в соответствии с принципами житейской морали, справедливости и самоуважения. Человек, купивший абонемент на право пользования парком или фитнес-центром, не должен расценивать в качестве социальной несправедливости тот факт, что кто-то, имеющий аналогичный

абонемент, пользуется им более интенсивно в пределах оплаченного времени.

Таким образом, нам представляется, что концепция электронной коммерции как общественного блага, основанного на объективной тенденции роста обобществления сфер распределения, обмена и потребления единого воспроизводственного процесса, является наиболее продуктивной основой формирующейся теории налогообложения Интернет-торговли.

Литература

1. Антипина О.Н., «Информационная экономика. Современные технологии и ценообразование», М.: ТЕИС, 2009.

2. Гейтс Б.: «Бизнес со скоростью мысли», М.: Эксмо-Пресс, 2001.

3. http://www.i2r.ru/static/248/out_447.shtml

4. Хартман А. и др. «Стратегии успеха в Интернет-экономике», М.: Лори, 2001.

5. http://binternet.ru/396-francuzy-budut-platit-nalog-na-internet-reklamu-a.html

6. http://img.rg.ru/pril/article/48/57/59/000111333.pdf

7. http://nag.ru/articles/article/20012/nalog-na-vozduh.html

8. http://nnm-club.ru/forum/viewtopic.php?t=218786

9. http://rumetrika.rambler.ru/review/26/4622

10. http://www.citibank.ru/russia/pdf/rus/Citi_Google_Internet_Research_021110.pdf

11. http://www.marketing.spb.ru/mr/it/e_trade.htm

12. http://www.nexus.ua/data/files/Legal_DB/International/EU_VAT_Directive.pdf

13. http://www.securitylab.ru/news/391373.php

15. http://slon.ru/russia/revolyuciya_v_oplate_ Мирошниченко А. «Революция в оплате контента».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.