Научная статья на тему 'Анализ рынка Интернет-торговли в России и за рубежом и пути его совершенствования'

Анализ рынка Интернет-торговли в России и за рубежом и пути его совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4974
452
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / ONLINE SHOP / ИНТЕРНЕТ-ПРОДАЖИ / INTERNET SALES / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ / TRENDS OF E-COMMERCE MARKET / INTERNET COMMERCE / ELECTRONIC COMMERCE (E-COMMERCE)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочкова Елена Владимировна, Пищулина Дарья Сергеевна

Рассмотрены тенденции развития Интернет-торговли в мире и в России. Выявлены основные проблемы, препятствующие развитию электронного бизнеса в Российской Федерации. Определены перспективы развития международного коммерческого электронного розничного рынка в некоторых регионах и нашей стране в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ELECTRONIC COMMERCE MARKET IN RUSSIA AND ABROAD AND WAYS TO IMPROVE IT

Having described the development trends of e-commerce in the world and in Russia, the article identifies the main problems hindering the development of e-business in the Russian Federation. Development prospects of international electronic retail market are identified in some regions and in our country as a whole.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка Интернет-торговли в России и за рубежом и пути его совершенствования»

поддержку производителям, например, компенсировать потери в цене с целью поддержания уровня производителей и их платежеспособности, в том числе для предотвращения угрозы невозврата кредитов и замораживания инвестиционных проектов. ВТО не приветствует прямую поддержку государством своих производителей в рамках «желтой корзины», поэтому, используя опыт развитых стран, следует увеличивать меры поддержки в рамках «зеленой корзины».

Цель внешней и внутренней политики нашего государства сегодня - обеспечение продовольственной безопасности, для этого необходимо, в том числе, предоставление льгот по основным налогам и сборам.

Вступление России в ВТО является процессом изменения и координации существовавших форм поддержки и регулирования сельского хозяйства с учетом требований мирового рынка продовольствия. Пока нельзя сделать однозначного вывода и точного прогноза повышения эффективности агропромышленного комплекса: главное, не стоит забывать о важной составляющей данного формирующегося процесса -создании внутренних условий по стабилизации и устойчивому развитию отрасли с учетом воздействующего влияния внешних факторов функционирования глобального аграрного рынка [3].

В заключение отметим, что сегодня в мире складывается ситуация, характеризующаяся возрастающей ролью государственной поддержки сельского хозяйства как главного двигателя экономического роста. Необходимо сконцентрировать внимание российских законодателей на поиске новых форы и методов оказания помощи сельскому хозяйству.

Со стороны отечественных ученых и практиков к разработке мер, связанных с решением проблем АПР в рамках «зеленой корзины», уделяется недостаточно внимания, что в свою очередь оказывает негативный эффект на систему функционирования АПР в целом.

Во все времена сельское хозяйство должно оставаться фундаментальной, базовой отраслью экономики, ее первоосновой. Особенно это становится очевидным в условиях мирового экономического и продовольственного кризиса.

Используя опыт зарубежных стран, Россия может применить действенные методы поддержки товаропроизводителей, совершенствовать законодательство в области сельского хозяйства, повысить экономическую привлекательность отрасли, обеспечить эффективное развитие агропромышленного комплекса страны в целом.

Статья поступила 12.07.2014 г.

Библиографический список

1. Абакарова Р.Ш. Государственное регулирование сельского хозяйства России с учетом международного опыта // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2012. № 3(3). С. 3-6.

2. Минаев А.М. Международный опыт управления АПР в

условиях членства в ВТО // Транспортное дело России. 2013. № 6 (2). С. 17-19.

3. Старкова О.Я. ВТО и регулирование сельскохозяйственного производства // Пермский аграрный вестник. 2014. № 1 (5). С. 68-73.

УДК 339.13.017:004.738.5

АНАЛИЗ РЫНКА ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Л _ п

© Е.В. Бочкова1, Д.С. Пищулина2

Кубанский государственный университет,

350040, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

Рассмотрены тенденции развития Интернет-торговли в мире и в России. Выявлены основные проблемы, препятствующие развитию электронного бизнеса в Российской Федерации. Определены перспективы развития международного коммерческого электронного розничного рынка в некоторых регионах и нашей стране в целом. Табл. 4. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: Интернет-торговля; Интернет-магазин; Интернет-продажи; электронная коммерция; тенденции рынка Интернет-торговли.

ANALYSIS OF ELECTRONIC COMMERCE MARKET IN RUSSIA AND ABROAD AND WAYS TO IMPROVE IT E.V. Bochkova, D.S. Pishchulina

Kuban State University,

149 Stavropolskaya St., Krasnodar, 350040, Russia.

Having described the development trends of e-commerce in the world and in Russia, the article identifies the main problems hindering the development of e-business in the Russian Federation. Development prospects of international electronic retail market are identified in some regions and in our country as a whole.

1 Бочкова Елена Владимировна, кандидат экономических наук, преподаватель кафедры теоретической экономики, тел.: 89034479237, e-mail: elen-nel@mail.ru

Bochkova Elena, Candidate of Economics, Lecturer of the Department of Theoretical Economics, tel.: 89034479237, e-mail: elen-nel@mail.ru

2Пищулина Дарья Сергеевна, аспирант, тел.: 89615293431, e-mail: dsp.92@mail.ru Pishchulina Daria, Postgraduate, tel.: 89615293431, e-mail: dsp.92@mail.ru

4 figures. 10 sources.

Key words: Internet commerce; online shop; Internet sales; electronic commerce (e-commerce); trends of e-commerce market.

В последние годы доля финансовых и торговых транзакций, осуществляемых при помощи компьютерных сетей, стремительно возрастает. Электронная коммерция становится популярной во многих странах, поскольку Интернет получает все большее распространение. По данным Торговой ассоциации электронной коммерции IMRG (Interactive Media Retail Group), в 2012 г. объем глобального рынка электронной торговли превысил 1 трлн дол., в 2013 г. достиг 1,25 трлн дол., а к 2015 г., по прогнозам аналитиков, составит не менее 2 трлн дол. [8].

Онлайн-продажи увеличиваются практически во всех развитых странах мира, но, если темпы прироста в США и Великобритании достигают в среднем 1015% в год, то, например, в Индии они составляют около 50%, в Бразилии - 80%; в Китае к 2012 г. повышение трафика электронной коммерции достигло 130% в год. На долю Германии приходится 65,7% всего оборота электронной коммерции в Центральной Европе, включающей Австрию, Венгрию, Чехию, Польшу, Словакию, Словению и Швейцарию. Рост онлайн-продаж в этой стране в 2013 г. составил 22% от общего товарооборота. Немецкий новостной мониторинг рынка в 2013 г. выявил крупнейшие Интернет-магазины ФРГ:

список возглавил локализованный Amazon с выручкой 4,8 млрд евро (по стране); второе место у Otto Group (1,7 млрд евро), третье - у магазина электроники Note book sbilliger.de (485 млн евро). Причем, в 2005 г. оборот онлайновой торговли в Германии составлял около 8 млрд евро, а в 2012 г. - почти 32 млрд евро [4].

Одним из крупнейших европейских электронных розничных рынков является также рынок Великобритании, где в 2010 г. более 70% всех домохозяйств имели доступ в Интернет. По данным за январь 2011 г., почти 90% англичан совершали покупки в онлайн-магазинах [10]. В большей степени британцы предпочитают приобретать через Интернет компьютерные игры, различные видео- и аудиодиски.

По мнению ряда специалистов, сегодня Китай -самый перспективный рынок для развития Интернет-торговли. В настоящее время в КНР насчитывается

около 590 млн пользователей Интернета, что свидетельствует о бурном развитии этой информационной среды. По объемам электронной торговли Китай занимает второе место, однако, по оценкам экспертов, уже через год у него есть все шансы стать первым, обогнав США (в США данный сектор растет существенно медленнее, нежели в Поднебесной, - 15% против 35%). В табл. 1 приведены наиболее перспективные, по оценкам специалистов, рынки для развития электронной коммерции.

Предпочтения покупателей во многом зависят от страны проживания. Например, крупнейшие мировые книжные Интернет-магазины стремительно выходят на рынок Средней Азии. В Китае объемы книжных Интернет-продаж составляют 56%, и более 50% - в Южной Корее. Тем временем авиакомпании и туристические агентства расширяют электронный спектр предлагаемых услуг совершенно в другом направлении. Более половины всех продаж туристических путевок приходится на Малайзию, затем на Новую Зеландию, Сингапур и Австралию. Реже всего приобретают книги онлайн Интернет-пользователи в Дании [9].

Что касается способов оплаты покупок в Интернете, то наиболее популярным является использование

Таблица 1

кредитных карт. Исследование Н.А. Скворцовой показало, что это наиболее простой и быстрый способ оплаты, так как 99% всех Интернет-магазинов совершают подобные операции. К примеру, в США оплату кредитными картами предпочитают 64% респондентов, около 26% используют платежную систему Pay Pal. Однако в Европе ситуация иная: на втором месте после кредитных карточек находится «оплата наличными при доставке». Наличными предпочитают платить и большинство Интернет-пользователей в Средней Азии. В Китае, например, этот вид платежа распространен более чем у 34% респондентов. Третье же место занимают банковские переводы [9].

Самая быстрая доставка товаров из Интернет-магазинов - в Голландии. Если в других странах для получения местного заказа на следующий день его нужно разместить не позднее 14:00, то в Нидерландах

Сравнение перспективных рынков электронной коммерции [7]

Страна Привлекательность онлайн-рынка (50 %) Наличие инфраструктуры (20 %) Законодательство (15 %) Развитие ритейла в целом (15 %) Общий балл

Китай 100 56 55 58 78

Бразилия 84 56 67 90 77

Россия 83 39 23 48 60

Чили 35 78 100 71 59

Мексика 53 41 75 26 50

ОАЭ 22 100 77 29 50

Малайзия 27 78 79 46 48

Уругвай 23 40 71 100 45

Турция 25 76 65 33 43

срочная доставка в отдельных случаях может быть гарантирована, если покупка сделана до 21:00 или в течение суток, независимо от времени заказа. Все более значимой для покупателей становится бесплатная доставка внутри страны при размещении заказа на определенную минимальную сумму. Ее предлагают 45% Интернет-магазинов Великобритании и США и 27% - в Нидерландах. В Германии, Австралии, Голландии и Англии бесплатная доставка возможна для 18-20% всех онлайн-покупок, при этом 75% продаж британских электронных магазинов отправляются в другие страны. В США на трансграничную торговлю приходится почти 50% от общего числа Интернет-продаж, в Германии - 40%. За последние три года процесс ускорила услуга самовывоза. Некоторые Интернет-магазины Норвегии, Швеции и Германии построили целые сети пунктов выдачи. Наиболее распространена такая услуга в Нидерландах - ее предлагают здесь 50% магазинов.

В настоящее время лидирует в этой области США. Однако, как уже отмечалось выше, Интернет-торговля успешно развивается во всем мире, особенно в Китае и странах Юго-Восточной Азии, Индии. По прогнозам экспертов, в ближайшие 5 лет азиатский рынок Интернет-торговли займет ведущие позиции в глобальном масштабе за счет ускоренных темпов роста компьютерных коммуникаций. На этот регион к 2018 г. будет приходиться более трети всех онлайн-продаж. Экономическое лидерство США в настоящее время обеспечивается тем, что страна является первопроходцем в Интернете: основные стандарты в сфере информационной индустрии разработаны здесь; 70% сайтов создается в США, а 78% мировых сайтов используют английский язык.

С каждым годом повсеместно происходит увеличение оборота электронной торговли, и Россия не является исключением. В 2000-х гг. темпы роста российского рынка онлайн-торговли в сегменте В2С обгоняли западные. По данным компании «Oborot.ru», с 2005 по 2008 г. в нашей стране отмечался ежегодный устойчивый рост рынка В2С в 40-45%. Для сравнения: в Германии этот показатель в 2003-2009 гг. составил около 20%; в Великобритании - 25%; во Франции - около 40%.

В сложившихся экономических условиях покупатели устремились в сеть в поисках наиболее выгодных предложений. Объем Интернет-торговли в сегменте В2С по итогам 2009 г. вырос в РФ на 17%, в то время как общий оборот розничной торговли сократился на 5,5% [3]. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), начиная с 2003 г., рынок Интернет-торговли в секторе В2С в нашей стране увеличивался в среднем на 63% в год; в 2009 г. рост продолжался, хотя и замедлился до 30-35% [1].

Несмотря на кризис 2008-2009 гг., количество Интернет-покупателей в России продолжало возрастать. На основе рейтинга «Рамблер ТОП100», опубликованного в начале 2010 г., суточная Интернет-аудитория сектора «Товары и услуги», состоящего в основном из ресурсов торговых сетей и каталогов товаров, в ноябре 2009 г. составила 2,75 млн чел. - это

максимальный показатель с ноября 2008 г.; годовой прирост - 8%. Однако в декабре 2008 г.-январе 2009 г., когда кризис начал влиять на покупательский спрос в значительной степени, прирост составил уже 48%. За год численность сайтов сектора «Товары и услуги» выросла более чем на треть, одновременно вдвое увеличилось количество запросов в Интернет-магазинах - до 503 тыс. обращений в месяц. По сравнению с 2008 г., доля совершивших хоть одну покупку через Интернет в 2009 г. повысилась на четверть. С 27 до 52% возросла численность активных сетевых покупателей, совершающих сделки в Интернете как минимум один раз в месяц или чаще. По итогам 2009 г. число россиян, приобретавших товары онлайн, увеличилось на 8% и составило 70% посетителей сайтов Интернет-магазинов [1].

Наиболее востребованы: электроника и бытовая техника, компьютеры и комплектующие, одежда и обувь. Для наглядности представим самые популярные категории товаров в российском Интернете (Рунете) по мониторингу специалистов за 2013 г. в табл. 2 и первую десятку рейтинга российских Интернет-магазинов за 2012 г. в табл. 3.

Таблица2

Материальные товары, продаваемые в россий-

ских Интернет-магазинах в 2013 г. [6]

Группа товаров Доля в общем объеме, %

Электроника и техника 42

Одежда и обувь 13

Автозапчасти 10

Товары для дома и мебель 6

Товары для детей 4

Косметика и парфюмерия 3

Книги и диски 2

Продукты питания 2

Прочее 18

Таблица 3

Рейтинг российских Интернет-магазинов по объему общего оборота в 2012 г. [5]_

Интернет-магазин Объем в общем обороте, млрд р.

mvideo.ru 4,2

kupivip.ru 4,2

quelle.ru 4,5

holodilnik.ru 4,5

svyaznoy.ru 4,7

komus.ru 5,5

lamoda.ru 5,9

utkonos.ru 6,2

wildberries.ru 7,3

ozon.ru 7,6

Как видим, практически половину запросов клиентов составляет категория «Электроника и техника» (42%); на втором месте находится «Одежда и обувь» -(13%); на третьем - «Автозапчасти» (10%).

Лидером среди Интернет-магазинов в 2012 г. стал Интернет-гипермаркет Ozon.ru, переместившись на

одну позицию вверх; лидер 2011 г. - компания «Утконос» - заняла третью позицию. Значительно улучшилась ситуация у Интернет-магазинов Wildberries.ru и Lamoda.ru, которые поднялись в рейтинге, соответственно, на вторую и четвертую позиции. Для большей информативности представим основные категории товаров, предлагаемые в каждом из магазинов, в табл. 4.

В целом, по оценкам экспертов агентства Data Insight, объем розничной электронной торговли в 2012 г. в России составил около 405 млрд р. (из них материальные товары - 280 млрд р.); соответственно, рост за год составляет 27%. При этом 22 млн чел. покупали продукцию онлайн.

К 2014 г. ситуация изменилась в лучшую сторону: по последним данным АКИТ (ассоциация компаний Интернет-торговли), в текущем году насчитывается уже 30 млн чел. в нашей стране, приобретающих товары онлайн, что составляет 50% от пользователей Интернета; прирост за 2013 г. - 13% ( 4 млн чел.). Общее же количество функционирующих Интернет-магазинов в России - порядка 30 тыс. Интересным фактом является то, что значительное увеличение посетителей электронных магазинов наблюдается не в центральных городах, а в регионах (в последних рост выше на 50%), где логистическая деятельность предприятий еще не на достаточно высоком уровне.

Теперь посмотрим, какие же способы оплаты предпочитают российские пользователи электронных магазинов. Практически 70% общего числа клиентов оплачивают покупки наличными деньгами, лишь 14% пользуются картами (4% - при получении заказа и 10% -онлайн), 5% выбирают электронные платежные системы и 10% совершают офлайн-предоплату.

Причиной такого большого процента людей, отдающих предпочтение наличным деньгам, является неразвитость систем оплаты и стереотипы менталитета пользователей.

Множество Интернет-магазинов старается избегать электронной системы оплаты, ссылаясь на отсутствие гарантий полной безопасности расчетов. В свою очередь, недоверие у потенциальных покупателей возникает, прежде всего, из-за недостатка надежной информации о виртуальном коммерсанте. У них появляется страх перед мошенничеством и несанкционированным использованием информации индивиду-

ального характера. Тем более, что жители крупных городов имеют возможность оплатить товары, заказанные онлайн, по факту получения, чего нельзя сказать о жителях малых городов и поселков, которые вынуждены совершать предоплату при помощи Интернета.

Почти 50% покупателей отдают предпочтение курьерской доставке, часто бесплатной, так как это удобно и экономит большое количество времени. Многие, а именно 33%, пользуются почтой России, однако в данном случае минусом может послужить длительное время ожидания заказа. На третьем месте по приоритету находятся пункты выдачи онлайн-заказов - 11%.

Несмотря на заметные положительные тенденции рынка отечественной электронной коммерции, следует отметить, что существуют и проблемы, тормозящие развитие онлайн-магазинов. Первой из них является не всегда качественный сервис. Многие посетители, совершившие покупки в Интернет-магазине, не довольны обслуживанием, а также ассортиментом предлагаемых товаров. Порталы, которые ориентируются на потребителя, должны пытаться сохранить клиента за счет качественного сервиса, грамотно организуя доставку, предоставляя эргономичный каталог, понятную инструкцию, полное и яркое описание товаров, а также внедрять выгодные программы для пользовате-

лей, неоднократно совершавших покупку. Второй проблемой, как уже отмечалось, является недоверие покупателей к электронным способам оплаты, чему способствует несовершенная система защиты информационных систем от несанкционированного доступа. Далее следует сказать о логистике Интернет-магазинов: российская действительность, в частности значительные территории и расстояния, плохое состояние инфраструктуры - усложняют логистические процессы по сравнению с другими странами.

К барьерам электронной торговли в нашей стране также можно отнести и несовершенство законодательства, в котором отсутствует полный перечень правовых норм, регулирующих деятельность Интернет-магазинов. В результате выявляется большое количество «лазеек» для нарушения законных интересов организаций и физических лиц [2].

Однако утверждать, что российский Интернет на несколько лет отстает (и всегда отставал) от мирово-

Таблица4

Рейтинг Интернет-магазинов и соответствующих им категорий товаров за 2012 г. в России [5]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рейтинг 2012 г. Интернет-магазин Категория товаров

1 Ozon.ru Книги, детские товары, электробытовая техника, мобильные телефоны

2 Wildberries.ru Одежда и обувь

3 Utkonos.ru Продукты питания, детские товары, зоотовары

4 Lamoda.ru Одежда и обувь

5 Komus.ru Товары для офиса, техника

6 Svyaznoy.ru Мобильные телефоны

7 Holodilnik.ru Электроника и бытовая техника

8 Quelle.ru Одежда и обувь

9 Kupivip.ru Одежда и обувь

10 Mvideo.ru Электроника и бытовая техника

го, не стоит. Да, некоторые бизнес-модели и типы сайтов появлялись у нас позже, но некоторые - даже раньше, чем их зарубежные аналоги. Заметим, что и прежде в России возникали высокотехнологичные проекты, позже - проекты, для существования которых требовалась большая аудитория. Так что технологическое отставание, если оно и было, наверстано относительно быстро. Что же касается географического фактора, то именно большие пространства и низкая плотность населения привели к медленному развитию инфраструктуры сети Интернет, в первую очередь дешевого широкополосного доступа к ней. Но быстрые темпы компьютеризации России в последние годы почти полностью компенсировали и этот разрыв.

На основании проведенного анализа можно выделить следующие тенденции в развитии международного рынка Интернет-торговли:

1) с каждым годом увеличивается число пользователей сетью Интернет и, как следствие, - посетителей электронных магазинов;

2) наблюдается возрастание количества онлайн-магазинов и расширение ассортимента представленных в них товаров;

3) увеличивается число покупок, совершаемых посредством использования мобильных телефонов и иных средств связи, имеющих подключение к сети Интернет;

4) происходит распространение электронной торговли в социальных сетях;

5) растет популярность таких категорий товаров, как: «одежда», «бытовая техника», «книги» и др.

Положительная динамика также наблюдается в развитии отечественной электронной торговли, поэтому можно сделать вывод: и в будущем в России этот бизнес, несмотря на все трудности, останется достаточно прибыльным для владельцев Интернет-магазинов и удобным способом приобретения товаров для покупателей.

Статья поступила 14.07.2014 г.

1. Кабанов В.Ф. Интернет-торговля в период экономического кризиса // Поволжский торгово-экономический журнал. 2011. № 1 [Электронный ресурс]. URL: sarrsute.ru/images/stories/ artidefoto/rio/journal/journaM%2817%29/Kabanov.pdf.

2. Комаров Н.М., Борзов М.А. Интернет-бизнес в России. Особенности, проблемы, перспективы // Сервис plus. 2010. № 2. С. 40.

3. Нехай А.Ю. Институционально-правовые проблемы развития международной электронной торговли // Государственный советник. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http: // cyberleninka.ru/article/n/institutsionalno-pravovye-problemy-razvitiya-mezhdunarodnoy-elektronnoy-torgovli.

4. Рынок электронной торговли (новостной мониторинг агентства DataInsight). 2013. Вып. 17 [Электронный ресурс]. URL: http: // www. akit. ru / wp-content/uploads/2013/05/ DataInsight _ecom_2013_04_24.pdf.

5. Рынок электронной торговли (новостной мониторинг агентства DataInsight). 2013. Вып. 1 [Электронный ресурс]. URL: https: //docs .google. com/viewer?url = http://www.akit.ru/

Библиографический список

wp-content/uploads/ 2014/02/DataInsight _ecom_ 2013. pdf&hl&chrome = true.

6. Сайт ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ) [Электронный ресурс]. URL: http: // www.akit.ru/e-commerce-russia-2013/.

7. Сайт издания о высоких технологиях Cnews [Электронный ресурс]. URL: http: // www.cnews.ru/reviews/new/it_retail_2013/ articles/oborot_ecommerce_rossii_v_45_raza_nizhe_oborota_ amazon/ 19.

8. Сайт исследовательского агентства DataInsight [Электронный ресурс]. URL: http: // www .datainsight.ru/.

9. Скворцова Н.А. Анализ развития электронной коммерции // Поволжский торгово-экономический журнал. 2011. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://sarrsute.ru/images/ sto-ries/articlefoto/rio/journal/journal6-22/Skvortsova.pdf.

10. Токарева А.А. Электронный розничный рынок (B2C) в мировой экономике: состояние и перспективы развития // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2013. № 2. С. 310.

УДК 330.322.011

СУЩЕСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЛИЗИНГОВОЙ ФОРМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ

© Р.В. Егоров1, Д.В. Огнев2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены аспекты лизинговой формы финансирования инновационных проектов. Показаны преимущества участников лизинговых сделок, а также меры государственной поддержки лизинговой деятельности для инновационных проектов. Приведен процесс установления размера лизингового платежа, состав и функции лизинговых платежей.

Ил. 1. Табл. 2. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: лизинг; лизинговые платежи; инновационные проекты.

1Егоров Роман Васильевич, аспирант, тел.: 89G4153ВВВ4. Egorov Roman, Postgraduate, tel.: 89041538884.

2Огнев Дмитрий Владимирович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89025790838, e-mail: odv@rambler.ru

Ognev Dmitry, Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics and Management, tel.: 89025790838, e-mail: odv@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.