Научная статья на тему 'Развитие электронной торговли в Российской Федерации'

Развитие электронной торговли в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4835
563
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / B2B (BUSINESS TO BUSINESS) / B2C (BUSINESS TO CONSUMES) / C2C (CONSUMES TO CONSUMER) / B2C (BUSINESS TO CONSUMERS) / C2C (CONSUMERS TO CONSUMERS) / ELECTRONIC TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнева Светлана Сагитовна

В статье анализируется рынок электронной торговли в Российской Федерации, определены особенности и тенденции его развития. Отражены взаимоотношения различных субъектов: домохозяйств, фирм, в том числе транснациональных корпораций, государства в сфере электронной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ELECTRONIC TRADE IN THE RUSSIAN FEDERATION

The market of electronic trade in the Russian Federation is analyzed, its specific features and tendencies of its development are determined in the article. The interrelations of various subjects households, firms, transnational corporations including, states in the sphere of electronic trade are reflected.

Текст научной работы на тему «Развитие электронной торговли в Российской Федерации»

Развитие электронной торговли в Российской Федерации

С.С. Корнева, к.э.н., Оренбургский ГАУ

Характерной чертой развития торговой отрасли является широкое использование современных 1Т-технологий, позволяющих развивать электронную торговлю. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) объём российского рынка электронной торговли в 2010 г. составил 192 млрд рублей, превысив показатель предыдущего периода на 22% (табл. 1).

Эта форма организации торгового бизнеса приемлема для различных субъектов — домохо-

зяйств, фирм, в том числе транснациональных корпораций, государства.

В зависимости от потребителя товара, услуги или информации все виды электронной коммерции можно разделить на следующие:

— B2B (Business to Business) — в качестве продавца и покупателя здесь выступают коммерческие организации. Включают электронные корпоративные рынки и внутриоргани-зационные системы, в которых Интернет используется для организации взаимодействия между подразделениями одного предприятия. На этот вид электронной коммерции прихо-

1. Развитие электронной торговле в России (млн руб.)

Сегмент 2QQ8 2QQ9 2Q1Q Темп роста, %

В2С (ритейл) 25 58 76,8 156

В2В (ЭТП) 35 47,1 48 132

B2G (госсектор) 41 51,9 67,2*/4Q** 1Q4

Итого: 1Q1 157 192 122

* Включая запросы котировок и прочие формы размещения заказа, проведённые в электронной форме ** Только электронные аукционы

дится большая доля всех совершаемых электронных сделок;

— B2C (Business to Consumes) — бизнес — потребитель. Продавцом товара или услуги выступает коммерческое предприятие, а потребителем — частное лицо. Сюда относятся электронные магазины, электронные банковские или брокерские услуги, интернет-страхование, туристические услуги, образование;

— C2C (Consumes to Consumer) — потребитель-потребитель. Здесь продавцом и покупателем является частное лицо. Сюда относятся оказание услуг по рекламе в Интернете, продажа информации, оказание консультационных услуг, а также продажа через объявления на сайтах (например, www.classified2000.com) личной недвижимости (домов, участков земли, автомашин и т.д.);

— C2B (Consumer to Business) - продавцом товара или услуги является частное лицо, а потребителем — коммерческая организация;

— B2G или B2A (Business to Administration, Government) — бизнес-правительство. В данном случае сделки осуществляются между коммерческими предприятиями и правительственными организациями, чаще всего в форме государственных закупок;

— G2B (Administration (Government) to Business) — правительство — бизнес. Эта форма электронной торговли связана с использованием

средств электронной коммерции для обмена информацией и снижения расходов, главным образом, на документооборот, для уплаты корпоративных налоговых платежей и т.п.;

— G2G или G2A (Consumer to Administration (Government)) — потребитель — правительство. Здесь одним из участников электронных коммерческих сделок является частное лицо, а другим — правительственная структура;

— G2C (Administration (Government) to Consumer) — правительство —потребитель. Пока существует больше теоретически, включает различные выплаты социального назначения;

— G2G — правительство (бюджетная организация) — правительство (бюджетная организация). Это система сетей и программных приложений для обмена информацией и снижения издержек (прежде всего за счёт изменения документооборота и сокращения численности персонала) правительственных структур и других бюджетных организаций; сделки между бюджетными организациями, например, при закупке вооружения Министерством обороны РФ, цель которых снижение затрат, а не получение прибыли [1].

В настоящее время основными видами электронной коммерции являются B2B или B2G, именно они обеспечивают большую часть трансакций в сети Интернет. Ключевыми событиями в секторе В2С (Госсектор) стали принятие постановления Правительства РФ, определяющего

2. Топ-30 интернет-магазинов Рунета по оценкам специалистов InSales

Интернет-магазин Оборот, млрд руб. Товарная группа

utkonos.ru 5,1 Продукты питания

оzon.ru 3,6 Книги, СБ, БУБ, бытовая техника и электроника

kupivip.ru 2,4 Одежда, обувь

holodilnik.ru 2,Q Бытовая техника и электроника

pleer.ru 1,8 Бытовая техника и электроника

komus.ru 1,7 Товары для офиса

mvideo.ru 1,7 Бытовая техника и электроника

svyaznoy.ru 1,5 Мобильные телефоны

quelle.ru 1,4 Одежда, обувь

otto.ru 1,3 Одежда, обувь

eldorado.ru 1,3 Бытовая техника и электроника

wildberries.ru 1,3 Одежда, обувь

laredoute.ru 1,2 Одежда, обувь

boutique.ru 1,2 Одежда, обувь

uti-note.ru 1,1 Компьютеры, ноутбуки, комплектующие

notik.ru 1,1 Компьютеры, ноутбуки, комплектующие

sotmarket.ru 1,Q Мобильные телефоны

exist.ru 1,Q Автозапчасти

euroset.ru 1,Q Мобильные телефоны

top-shop.ru Q,9 Спорт, туризм, рыбалка

vasko.ru Q,9 Бытовая техника и электроника

citilink.ru Q,9 Компьютеры, ноутбуки, комплектующие

concert.ru Q,9 Билеты на мероприятия

technopark.ru Q,9 Бытовая техника и электроника

digital.ru Q,8 Компьютеры, ноутбуки, комплектующие

dostavka.ru Q,8 Гипермаркет

club-sale.ru Q,8 Одежда, обувь

ulmart.ru Q,8 Компьютеры, ноутбуки, комплектующие

fcenter.ru Q,7 Компьютеры, ноутбуки, комплектующие

QQ3.ru Q,7 Бытовая техника и электроника

3. Структура онлайнового ритейла

Виды интернет-магазинов Млрд долл.

Интернет-магазины крупных 0,73

розничных сетей

Интернет-магазины компаний, 0,34

специализирующихся на торговле

по каталогам

Интернет-магазины служб доставки 0,16

Традиционные интернет-магазины 0,92

Цифровой контент 0,81

Услуги 0,19

порядок проведения электронных аукционов; законодательное закрепление номенклатуры товаров и услуг, подпадающих под обязательное размещение на аукционе, и то, что с 2007 г. Росстат начал агрегировать информацию по закупкам для государственных нужд, проведённым в электронной форме.

Электронная торговля относится к рынку удалённых продаж, который за последние 10 лет вырос в России почти в 20 раз. Объём продаж в 2010 г. составил 394 млрд рублей. Однако доля удалённых каналов в розничной торговле России ещё отстаёт от мирового уровня примерно в 1,5 раза, но устойчивая динамика роста в последние годы позволяет делать достаточно оптимистичные выводы. Наибольший удельный вес естественно приходит на электронную (Интернет) торговлю — 192 млрд рублей в 2010 г. Это почти половина всей дистанционной торговли. Услугами покупок через Интернет в России пользуются более 45 млн человек ежегодно, причем 76% из них — женщины. В этой сфере хорошая динамика прямых продаж — в 2010 г. темп прироста объёмов реализации товаров в два с лишним раза (по данным Euromonitor International он составил 9%, т.е. в денежном выражении — порядка 96 млрд рублей) [2].

Оборот рынка В2С в 2010 г. составил 76,8 млрд руб. Наибольшей популярностью у пользователей Интернет пользуются следующие категории товаров: продукты питания, книги, СО, ОУО; цифровая и фототехника, сотовые телефоны; компьютеры и периферия; бытовая техника; одежда, обувь; всё для дома (табл. 2).

Объём рынка моментальных платежей в несколько раз превышает объём рынка электронной торговли. В 2008 г. оборот рынка моментальных платежей составил 536 млрд руб., объём продаж электронных билетов (авиа, ж/д, культурные мероприятия) — 24,58 млрд руб., в том числе: авиабилетов — 18,39 млрд руб.; ж/д билетов — 2,82 млрд руб.; билетов на культурно-зрелищные мероприятия — 3,37 млрд руб. [3].

По мере развития информационных и телекоммуникационных технологий увеличиваются объёмы и других видов электронной торговли.

Основная часть розничного интернет-рынка

0.92.млрд долл. — приходится на традиционный интернет магазин, на втором почётном месте — цифровой континент — 0,81 млрд долл. и замыкают тройку лидеров интернет-магазины крупных розничных магазинов — 0,73 млрд долл. (табл. 3).

Таким образом, наблюдается устойчивая динамика роста электронной торговли. Это позволяет сделать оптимистичные выводы по её развитию и привлекательности для бизнесменов и инвесторов.

Литература

1. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник. 4-е изд., стер. М.:

Омега-Л, 2009. 656 с.

2. Немагазинная торговля // Современная торговля. 2011.

№ 3. С, 4-7.

3. Рынок интернет-торговли в России в конце 2010 года //

Современная торговля. 2011. № 4. С. 30—34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.