Развитие электронной торговли в Российской Федерации
С.С. Корнева, к.э.н., Оренбургский ГАУ
Характерной чертой развития торговой отрасли является широкое использование современных 1Т-технологий, позволяющих развивать электронную торговлю. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) объём российского рынка электронной торговли в 2010 г. составил 192 млрд рублей, превысив показатель предыдущего периода на 22% (табл. 1).
Эта форма организации торгового бизнеса приемлема для различных субъектов — домохо-
зяйств, фирм, в том числе транснациональных корпораций, государства.
В зависимости от потребителя товара, услуги или информации все виды электронной коммерции можно разделить на следующие:
— B2B (Business to Business) — в качестве продавца и покупателя здесь выступают коммерческие организации. Включают электронные корпоративные рынки и внутриоргани-зационные системы, в которых Интернет используется для организации взаимодействия между подразделениями одного предприятия. На этот вид электронной коммерции прихо-
1. Развитие электронной торговле в России (млн руб.)
Сегмент 2QQ8 2QQ9 2Q1Q Темп роста, %
В2С (ритейл) 25 58 76,8 156
В2В (ЭТП) 35 47,1 48 132
B2G (госсектор) 41 51,9 67,2*/4Q** 1Q4
Итого: 1Q1 157 192 122
* Включая запросы котировок и прочие формы размещения заказа, проведённые в электронной форме ** Только электронные аукционы
дится большая доля всех совершаемых электронных сделок;
— B2C (Business to Consumes) — бизнес — потребитель. Продавцом товара или услуги выступает коммерческое предприятие, а потребителем — частное лицо. Сюда относятся электронные магазины, электронные банковские или брокерские услуги, интернет-страхование, туристические услуги, образование;
— C2C (Consumes to Consumer) — потребитель-потребитель. Здесь продавцом и покупателем является частное лицо. Сюда относятся оказание услуг по рекламе в Интернете, продажа информации, оказание консультационных услуг, а также продажа через объявления на сайтах (например, www.classified2000.com) личной недвижимости (домов, участков земли, автомашин и т.д.);
— C2B (Consumer to Business) - продавцом товара или услуги является частное лицо, а потребителем — коммерческая организация;
— B2G или B2A (Business to Administration, Government) — бизнес-правительство. В данном случае сделки осуществляются между коммерческими предприятиями и правительственными организациями, чаще всего в форме государственных закупок;
— G2B (Administration (Government) to Business) — правительство — бизнес. Эта форма электронной торговли связана с использованием
средств электронной коммерции для обмена информацией и снижения расходов, главным образом, на документооборот, для уплаты корпоративных налоговых платежей и т.п.;
— G2G или G2A (Consumer to Administration (Government)) — потребитель — правительство. Здесь одним из участников электронных коммерческих сделок является частное лицо, а другим — правительственная структура;
— G2C (Administration (Government) to Consumer) — правительство —потребитель. Пока существует больше теоретически, включает различные выплаты социального назначения;
— G2G — правительство (бюджетная организация) — правительство (бюджетная организация). Это система сетей и программных приложений для обмена информацией и снижения издержек (прежде всего за счёт изменения документооборота и сокращения численности персонала) правительственных структур и других бюджетных организаций; сделки между бюджетными организациями, например, при закупке вооружения Министерством обороны РФ, цель которых снижение затрат, а не получение прибыли [1].
В настоящее время основными видами электронной коммерции являются B2B или B2G, именно они обеспечивают большую часть трансакций в сети Интернет. Ключевыми событиями в секторе В2С (Госсектор) стали принятие постановления Правительства РФ, определяющего
2. Топ-30 интернет-магазинов Рунета по оценкам специалистов InSales
Интернет-магазин Оборот, млрд руб. Товарная группа
utkonos.ru 5,1 Продукты питания
оzon.ru 3,6 Книги, СБ, БУБ, бытовая техника и электроника
kupivip.ru 2,4 Одежда, обувь
holodilnik.ru 2,Q Бытовая техника и электроника
pleer.ru 1,8 Бытовая техника и электроника
komus.ru 1,7 Товары для офиса
mvideo.ru 1,7 Бытовая техника и электроника
svyaznoy.ru 1,5 Мобильные телефоны
quelle.ru 1,4 Одежда, обувь
otto.ru 1,3 Одежда, обувь
eldorado.ru 1,3 Бытовая техника и электроника
wildberries.ru 1,3 Одежда, обувь
laredoute.ru 1,2 Одежда, обувь
boutique.ru 1,2 Одежда, обувь
uti-note.ru 1,1 Компьютеры, ноутбуки, комплектующие
notik.ru 1,1 Компьютеры, ноутбуки, комплектующие
sotmarket.ru 1,Q Мобильные телефоны
exist.ru 1,Q Автозапчасти
euroset.ru 1,Q Мобильные телефоны
top-shop.ru Q,9 Спорт, туризм, рыбалка
vasko.ru Q,9 Бытовая техника и электроника
citilink.ru Q,9 Компьютеры, ноутбуки, комплектующие
concert.ru Q,9 Билеты на мероприятия
technopark.ru Q,9 Бытовая техника и электроника
digital.ru Q,8 Компьютеры, ноутбуки, комплектующие
dostavka.ru Q,8 Гипермаркет
club-sale.ru Q,8 Одежда, обувь
ulmart.ru Q,8 Компьютеры, ноутбуки, комплектующие
fcenter.ru Q,7 Компьютеры, ноутбуки, комплектующие
QQ3.ru Q,7 Бытовая техника и электроника
3. Структура онлайнового ритейла
Виды интернет-магазинов Млрд долл.
Интернет-магазины крупных 0,73
розничных сетей
Интернет-магазины компаний, 0,34
специализирующихся на торговле
по каталогам
Интернет-магазины служб доставки 0,16
Традиционные интернет-магазины 0,92
Цифровой контент 0,81
Услуги 0,19
порядок проведения электронных аукционов; законодательное закрепление номенклатуры товаров и услуг, подпадающих под обязательное размещение на аукционе, и то, что с 2007 г. Росстат начал агрегировать информацию по закупкам для государственных нужд, проведённым в электронной форме.
Электронная торговля относится к рынку удалённых продаж, который за последние 10 лет вырос в России почти в 20 раз. Объём продаж в 2010 г. составил 394 млрд рублей. Однако доля удалённых каналов в розничной торговле России ещё отстаёт от мирового уровня примерно в 1,5 раза, но устойчивая динамика роста в последние годы позволяет делать достаточно оптимистичные выводы. Наибольший удельный вес естественно приходит на электронную (Интернет) торговлю — 192 млрд рублей в 2010 г. Это почти половина всей дистанционной торговли. Услугами покупок через Интернет в России пользуются более 45 млн человек ежегодно, причем 76% из них — женщины. В этой сфере хорошая динамика прямых продаж — в 2010 г. темп прироста объёмов реализации товаров в два с лишним раза (по данным Euromonitor International он составил 9%, т.е. в денежном выражении — порядка 96 млрд рублей) [2].
Оборот рынка В2С в 2010 г. составил 76,8 млрд руб. Наибольшей популярностью у пользователей Интернет пользуются следующие категории товаров: продукты питания, книги, СО, ОУО; цифровая и фототехника, сотовые телефоны; компьютеры и периферия; бытовая техника; одежда, обувь; всё для дома (табл. 2).
Объём рынка моментальных платежей в несколько раз превышает объём рынка электронной торговли. В 2008 г. оборот рынка моментальных платежей составил 536 млрд руб., объём продаж электронных билетов (авиа, ж/д, культурные мероприятия) — 24,58 млрд руб., в том числе: авиабилетов — 18,39 млрд руб.; ж/д билетов — 2,82 млрд руб.; билетов на культурно-зрелищные мероприятия — 3,37 млрд руб. [3].
По мере развития информационных и телекоммуникационных технологий увеличиваются объёмы и других видов электронной торговли.
Основная часть розничного интернет-рынка
0.92.млрд долл. — приходится на традиционный интернет магазин, на втором почётном месте — цифровой континент — 0,81 млрд долл. и замыкают тройку лидеров интернет-магазины крупных розничных магазинов — 0,73 млрд долл. (табл. 3).
Таким образом, наблюдается устойчивая динамика роста электронной торговли. Это позволяет сделать оптимистичные выводы по её развитию и привлекательности для бизнесменов и инвесторов.
Литература
1. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник. 4-е изд., стер. М.:
Омега-Л, 2009. 656 с.
2. Немагазинная торговля // Современная торговля. 2011.
№ 3. С, 4-7.
3. Рынок интернет-торговли в России в конце 2010 года //
Современная торговля. 2011. № 4. С. 30—34.