Научная статья на тему 'Тенденции развития и механизмы взаимодействия вузовских инноваций в едином информационном пространстве'

Тенденции развития и механизмы взаимодействия вузовских инноваций в едином информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / НИС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА / СЦЕНАРИЙ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / EFFECTIVENESS OF THE INNOVATION PROCESS / SCENARIO OF DEVELOPMENT INNOVATIONS / COMMERCIALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселев К.А.

В статье приведены статистические данные инновационной активности в России. Рассмотрены планы реализации НИС и пути развития коммерциализации вузовских инноваций, с учетом утвержденной "Стратегии 2020". Разобрана схема взаимодействия всех компонентов системы инновационной инфраструктуры. Приведены примеры программ по повышению спроса на инновационную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Киселев К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT TRENDS AND MECHANISMS OF INTERACTION OF UNIVERSITY INNOVATIONS IN A SINGLE INFORMATION SPACE

The article presents statistics of innovation activity in Russia. Considered plans to implement NIS and the ways of development the commercialization of university innovations, taking into account the approved "Strategy 2020." Dismantled scheme of interaction of all components of the innovation infrastructure. There are showedexamples of programs to increase demand for innovation activity.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития и механизмы взаимодействия вузовских инноваций в едином информационном пространстве»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВСКИХ ИННОВАЦИЙ В ЕДИНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Киселев К.А., аспирант НОУ ВПО ИМЭИ, e-mail: k.kiselev87@gmail.com

В статье приведены статистические данные инновационной активности в России. Рассмотрены планы реализации НИС и пути развития коммерциализации вузовских инноваций, с учетом утвержденной "Стратегии 2020". Разобрана схема взаимодействия всех компонентов системы инновационной инфраструктуры. Приведены примеры программ по повышению спроса на инновационную деятельность.

Ключевые слова: национальная инновационная система, НИС, эффективность инновационного процесса, сценарий развития инноваций, коммерциализация.

DEVELOPMENT TRENDS AND MECHANISMS OF INTERACTION OF UNIVERSITY INNOVATIONS IN A SINGLE INFORMATION SPACE

Kiselev K., the post-graduate student of the Institute of World Economy and Informatization, e-mail: k.kiselev87@gmail.com

The article presents statistics of innovation activity in Russia. Considered plans to implement NIS and the ways of development the commercialization of university innovations, taking into account the approved "Strategy 2020." Dismantled scheme of interaction of all components of the innovation infrastructure. There are showedexamples of programs to increase demand for innovation activity.

Keywords: National innovation system, effectiveness of the innovation process, scenario of development innovations, the commercialization.

Экономика России пережила несколько экономических кризисов, которые сформировали определенный путь развития, характеризующийся повышением социально-экономического уровня страны. По поручению российского правительства была создана Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года: «Стратегия-2020».В основу концепции ложится развитие новой модели экономического роста и новой социальной политики. При этом под экономическим ростом понимается не только рост за счет экспорта сырьевых ресурсов, но и особую роль выделяют технологическим и институционным направлениям развития. В социальной политике уделяют внимание высокому качеству человеческого капитала и определенному научному потенциалу. Новая социальная политика должна более полноценно реализовывать возможности инновационного подъема страны.

Для долгосрочного планированиядо 2020 года были проведены исследования в изучении сдерживающих факторов, которые необходимо учитывать при развитии экономики и повышения инновационной привлекательности в России [1]:

■ «Ножницы конкурентоспособности»: относительно высокие издержки на труд на фоне низкого качества институтов. В результате соотношение «риск/доходность» оказывается малопривлекательным для инвесторов.

■ «Демографический крест»: рост социальных обязательств бюджета на фоне сокращения доли трудоспособного населения.

■ Вызовы сырьевой зависимости проявляют себя в сфере макроэкономики и особенностей институциональной среды, ориентированной на перераспределение рентных доходов. Давлениев сторону высокого обменного курса приводит к замещениюотечественной продукции импортом, а длинных и прямыхинвестиций - краткосрочными заимствованиями, что такжеспособствует консервации плохой деловой среды, замедляеттрансфер технологий и ноу-хау. Высокая инфляция препятствует адекватному регулированию экономической активности через механизм цен и процентных ставок.

■ Разрывы в развитии. Уровень развития человеческого капитала

Инфраструктура

Высшее образование

Инновационное™ компании

Базовые институты

Эффективность товарного рынка

Финансовый рынок

не соответствует качеству институциональной среды, этопрепят-ствует его эффективному использованию в целях экономического роста, приводит к «утечке мозгов», что происходит не только в форме трудовой эмиграции, размыванияэлиты (exitstrategies), но и в форме переноса центров прибыли предприятий «новой экономики» и ИКТ-сектора за рубеж (Рисунок 1)

По состоянию на 2010 год почти s организаций, выполняющих ИР, находятся в собственности государства, а прикладная наука представлена не промышленными фирмами (их не более 7%), а отраслевыми НИИ и КБ. Исследованиями занимаются 45% вузов, которые осваивают примерно 8% затрат на науку (в 2,5 раза ниже средней по странам ОЭСР). Сегодня происходят смещения к развитию вузовских инноваций, так как костяк НИС - это компании и университеты [1].

1-исследования и разработки; 2-произодственное проектирование; 3-приобретения машин и оборудования; 4-приобретение новых технологий; 5-из них приобретения прав на патенты лицензий; 6-приобретение программных средств; 7-другие виды подготовки производства; 8-обучение и подготовку персонала; 9-маркетинговые исследования; 10-прочее.

Рис. 1. Место России в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (Global Competitiveness Index) по различным компонентам

Рис. 2. Удельный вес организаций, осуществлявших отдельные виды инновационной деятельности, в том числе организаций, осуществлявших технологические инновации [2]

На основании статистических данных, подготовленных Высшей Школой Экономики и Институтом Статистических Исследований, мы можем пронаблюдать определенную ориентированность предприятий(Рисунок 2).Основное совершенствование предприятий осуществляется за счет приобретения новых машин и оборудования, а также закупок программных средств, которые в основном разработаны и произведены иностранными компаниями. Очень низкие показатели отражены, а в спектре двух лет замечено их снижение, в приобретении новых технологий, прав на патенты и маркетинговые исследования. Данные показатели говорят о низкой коммерциализации научных разработок и слабой ориентированно-

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2013 | 79

сти науки на производство. Но есть и положительные тенденции в исследовании и разработках новых технологий. В 2011 по сравнению с 2010 годом данное направление развития выросло на 30%, что говорит о росте конкуренции на рынке и необходимость повышения индивидуальных особенностей бизнес модели и технологических процессов предприятия.

Рис. 3. Затраты на технологические инновации (миллионы рублей) [2]

помещений, поддержка региональных программ, создание правовой защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Подразумевается развитие объектов инновационной инфраструктуры, занимающихся продвижением технологий на рынки (патентные и маркетинговые отделы компаний, научных организаций и вузов, центры трансфера технологий, консалтинговые и инжиниринговые фирмы и пр.), расширение сети центров, оказывающих широкий спектр информационно-консультационных и экспертных услуг.

В целом затраты на технологические инновации по сравнению с 1908 года (с пересчетом сумм последующих лет с учетом инфляции на 1908 год) выросли больше чем в 2 раза. Это связано с активным развитием предприятий при становлении экономики России и расширением присутствия на международном рынке. Для удержания конкурентных преимуществ были направлены действия по улучшению технологий производства и качества предоставляемой продукции. В условиях поставленных задач были переориентированы бизнес-политики компаний, что способствовало увеличению затрат связанных с обновлением машин и технологий на основании зарубежного опыта, но сейчас необходимо скорректировать действия на разработку новых технологий. Опора развитиядолжна быть при этом ориентирована с учетом преимуществ страны.

Основным преимуществом России в развитии инноваций остается качество человеческого капитала, который необходимо наращивать и применять новые движущие модели для реализации этого преимущества и уменьшения оттока «умов» за границу.

Из нескольких путей развития экономики для повышения инновационной активности, Россия двигается в «прогрессорском» направлении [1], то есть форсированное встраивание в глобальную экономику на постиндустриальном этапе. Данное направление подразумевает разработку и внедрение пакетов инструментов стимулирования спроса на инновации и поддержки предложения за счет повышения результативности научных организаций, модернизации образовательных программ и принципиального улучшения институционных условий. При этом подразумевается задействование социальных (инновации в интересах общества) и функциональных (инжиниринг, дизайн, трансфер технологий, подготовка кадров) приоритетов развития. Ожидаются более широкие мероприятия по настройке бизнес-среды, наряду с государственным стимулированием активно задействованы механизмы рынка.

Процесс внедрения такого двигателя экономики предусматривает несколько этапов. Первый этап, который уже реализовывается сегодня, заключается в активном участии государства. Основным шагомкоторого является поддержка кооперации вузов и бизнеса, инновационной инфраструктуры вузов и создание технологических платформ. В качестве центрального звена приложения усилий государства на этом этапе могут быть экспортные, таможенные и особенно налоговые льготы и преференции. Вторым этапом, государство выступает в роли модератора сетевых взаимодействий, инициатора частично-государственных партнерств, поддержка каналов для обеспечения трансфера инновационной продукции (услуг).

Основной целью прохождения всех этапов является конкурентоспособность инновационной деятельности на глобальном рынке и привлечения иностранного капитала.В дальнейшем будут реализоваться основные механизмами привлечения зарубежных компаний через целевые затраты на обеспечение демонстрационного эффекта, сокращение составов запрещенных к доступу иностранных инвесторов, стимулирование развитие научной школы в России, предоставление льгот на земельные участки и производственных

Рис. 4. Концепция «тройной спирали» (Генри Ицковиц)

Схема взаимодействия всех компонентов системы инновационной инфраструктуры напоминает нам модель Генри Ицковиц «Тройная спираль. Университеты-предприятия-государство. Инновации в действии» (Рисунок 4) [3,4].Она представляет собой общую картину взаимодействия системы, из которой вытекают уже свои особенности развития государства. Такая модель является необходимым для построения национальной инновационной системы, где отношения основных участников инновационного развития соответствует принципам тройной спирали. Модель тройной спирали адекватно определяет и измеряет взаимоотношения участников инновационной системы, а именно власти, бизнеса и университета. Слабым звеном этой системы на сегодняшний день пока является вузы, на которые и направлены основные силы правительства. По мнению Генри Ицковиц университет превратиться в предпринимательский, сохраняя всю академическую составляющую, но при этом делает упор на развитие в студентах предпринимательских начал. В целях повышение уровня оснащенности университетов университетам выделяются гранты, которые используют в закупке современногоо-борудования, переоснащения лабораторий для современных видов анализа и проведения экспериментов. Формируется новая структура университетского сообщества (создание ФУ, НИУ, 2008), что дает возможность сфокусировать и увеличить финансирование на прогрессивное развитие науки. На базе вузов создается инновационная инфраструктура (ППРФ № 219 от 9.04.2010), в рамках которой основной целью является коммерциализация результатов НИОКР (№ 217- ФЗ от 2.08.2009) и стимулирование бизнеса к инновациям (субсидирование НИОКР) (ППРФ № 218 от 9.04.2010) [5].

Реализация «прогрессорского»сценария позволит разомкнуть существующие бюджетные ограничения за счет замещения прямого субсидирования инновационной деятельности косвенными издержками бюджета и частными инвестициями (Рисунок 5) [1]

Реализация социальных программ для формирования массового научно-технического творчества и инновационного предпринимательства, популяризация научной и инновационной деятельности, внедрение инновационных услуг в образовании, здравоохранении, социальной сфере и государственном управлении.

Спрос на инновационную деятельность связан с улучшением делового климата и институционной среды за счет повышения конкурентности товаров и услуг более высокого технологического уровня. Сложностями решения данного вопроса являются: защита инвестиций, коррупция, барьеры входа на рынок, режим международной торговли (прежде всего - режим пересечения границы), финансовый рынок и доступ к сетям. Ряд этих сложностей уже решается на законодательном уровне: амнистия осужденным за экономические преступления и пересмотр ряда дел, реформа Уголовного кодекса, уточнение и разделение функций и полномочий различных правоохранительных органов, меры по контролю и изменению

80 ТКАШРОЮТ БШШБББ Ш ЮШБТА | №6 2013 |

Рис. 5. Оценка расходов федерального бюджета на инновационнуюдеятельность в гражданском секторе экономики: сценарии и

результаты

мотивации государственного аппарата, усиление общественного контроля за деятельностью государственного аппарата и т.д.

В связи с взаимодействием развитых и развивающих стран в международном разделение труда и глобальной конкуренции, подход к развитию инновационной сферы России трудный, но постепенно формируется и усиливается. По мнению многих экспертов для построения инновационной системы необходимо не менее четверти века. Но для нашей страны это слишком большой срок, что усложняет развитие экономики с каждым годом, поэтому сейчас вкладываются большие усилия по реализации уже поставленных целей. За последние годы в России созданы основные элементы инновационной инфраструктуры, в инновационную деятельность вовлечено значительное число ученых и предпринимателей. Реализуются решения о создании территорий инновационного развития, расширение стимулов для нововведений и др.

Россия пока недостаточно интегрирована в мировую экономику и глобальное научно-технологическое пространство, что сказывается на инновационной активности в стране, но само участие благоприятно сказывается на активных групп предпринимателей и населения образовательного класса и молодежи. Проводится активное стимулирование инновационной активности и формирование инновационного комплекса необходимого для поддержания конкурентоспособности российских товаров и услуг в условиях глобального рынка.

Одной из сложностей внедрения программ для изменения университетов в сторону инновационной направленности это менталитет общества. В России очень высокое качество образования, которое очень цениться во всем мире, а вузы представляют собой храм науки. На текущем этапе необходимо, чтобы знания и силы претворялись в жизнь и служили обществу. В индустриальном обществе университет готовит обученных работников и занимается научными исследованиями, как фундаментальными, так и прикладными, но пока практически не участвует в трансфере технологий в промышленность. Университеты, основываясь на знаниях, играют расширенную роль, и должны ставить «капитализацию знаний» в качестве академической цели. Обучение в таких предпринимательских университетах должно наряду с академической стимулировать и предпринимательскую деятельность выпускников. Основное преимущество университетов перед научно-исследовательскими институтами или научно-исследовательскими отделами компаний это то, что через них проходит основной человеческий капитал, тысячи студентов с новыми идеями, которые можно апробировать и довести до коммерциализации.

на период до 2020 года. Книга 1; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузь-минова. - М.:Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. - 430с.;

2. Индикаторы инновационной деятельности 2013: статистический сборник. - Москва: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2013. - 472 с.

3. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии / Генри Ицковиц ; пер. с англ, под ред. А.Ф. Уварова. - Томск : Изд-во Томск, гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. -238 с.

4. Развитие по спирали, Александр Механик, «Эксперт» №49 (733), 13 дек 2010 http://expert.ru/expert/2010/49/razvitie-po-spirali/

5. Развитие инновационной деятельности в вузах: новые тенденции Иващенко Н.П., д.э.н., профессор, зав.кафедрой экономики инноваций, http://www.myshared.ru/slide/260209/

Литература:

1. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономичекой стратегии России

ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №6 2013 | 81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.