¡Выпуск 4
2. Приходько В. М. Прогнозирование электропотребления судоремонтным предприятием / В. М. Приходько, М. Л. Ивлев, И. В. Приходько // Журнал университета водных коммуникаций. — СПб.: СПГУВК, 2012. — Вып. 2 (14).
3. Ивлев М. Л. Разработка методики прогнозирования электропотребления промышленного предприятия / М. Л. Ивлев, А. И. Черевко // Вестник Уральского гос. техн. ун-та-УПИ. — Екатеринбург, УГТУ-УПИ, 2003. — Ч. 2. — № 5 (25): Электромеханические и электромагнитные преобразователи энергии и управляемые электромеханические системы.
4. Ивлев М. Л. Прогнозирование электропотребления промышленного предприятия / М. Л. Ивлев, А. И. Черевко // Вопросы технологии, эффективности производства и надежности: сб. ст. — Северодвинск: РИО Севмаш ВТУЗа, 2004. — Вып. 20.
УДК 336.1 О. В. Малиновская,
д-р экон. наук, профессор, СПГУВК;
И. П. Скобелева,
д-р экон. наук, профессор, СПГУВК
УНИВЕРСИТЕТЫ В СИСТЕМЕ МОДЕЛЕЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ
UNIVERSITY IN THE MODELS OF INNOVATIVE ECONOMIC DEVELOPMENT
Статья посвящена характеристике моделей инновационного развития экономики, переходу транспортной отрасли России к модели «тройной спирали», преобразующей статус современных российских транспортных университетов как носителей инновационного потенциала.
The article is devoted to the models of innovative economic development and the processes of transition of the Russian model of innovation to the model of the “triple helix”, transforming the status and image of the modern Russian universities, which is able to meet the demands of the postindustrial.
Ключевые слова: транспорт, модели инновационного развития, модель тройной спирали, отраслевые (транспортные) университеты.
Key words: innovation, innovative models of development, national innovation model, the triple helix.
ИННОВАЦИОННОЕ развитие транспортной отрасли экономики России в существенной степени определяет конкурентоспособность страны на мировом экономическом пространстве. Несмотря на активизацию инвестиционных процессов в транспортной отрасли в последние годы, инновационный вектор развития транспорта пока недостаточно просматривается. Модель инновационного развития транспорта подчиняется общим закономерностям инновационной экономики, исследованию которых уделяется значительное внимание во всех развитых и развивающихся странах.
Сегодня любая национальная экономика сталкивается с альтернативой: либо страна финансирует национальные научные школы, либо развивает другие страны, предоставляя им свой рынок для экспансии их инноваций. Россия, в том числе ее транспортная отрасль, пока преимущественно реализует последний путь инновационного развития.
Эволюционный процесс развития инноваций в мировой практике устойчиво идентифицирует определенные условия для их эффективного становления и развития.
1. Выраженная общественная потребность в инновационном развитии, отсутствие которого ведет к деиндустриализации экономики, с одной стороны, а с другой — к стагнации и деградации общественной жизни и развития личности.
2. Консенсус в приоритетах инновационного развития между всеми участниками инновационного процесса или, выражаясь языком крупнейшего специалиста в сфере инноваций Генри Ицковица, «пространство достижения согласия», под которым он понимает нейтральную территорию в регионе (стране), «где представители разных организаций с разными исходными позициями и перспективами могут собраться вместе, чтобы разработать способы поддержки новых идей ускорения экономического и социального развития. Возможности такого развития определяются с помощью анализа интеллектуальных ресурсов региона (страны). Сам процесс включения представителей разных институциональных сфер в качестве участников в дискуссию по разработке стратегий и планов развития уже дает доступ к ресурсам, необходимым для выполнения конечного плана». Реализация данного условия базируется на необходимости преобладания функционального аппарата государства, поскольку требует отсутствия административных барьеров для ведения бизнеса и трансфера технологий, обеспеченности экономики финансами, лояльности к инновациям правовой, финансовой и налоговой систем.
3. Создание пространства знаний, то есть концентрация соответствующей деятельности по выполнению НИОКР. Наличие «критической массы» исследований на какой-то ограниченной территории, как было доказано практикой, является необходимым условием для экономического развития региона (страны), опирающегося на научные знания. Это условие требует развития высокого качества всех ступеней образования, достаточного уровня финансирования науки (3-5 % от ВВП). Применительно к России этот тезис и одновременно условие приобретают принципиальное значение, поскольку в открытой глобальной экономике непродуктивно экономить на финансировании науки. Результатом подобной экономии является высокая, вплоть до критической, зависимость инновационной траектории развития страны от мировой инновационной индустрии, коммерческий успех которой активно обеспечивается странами со скромным финансированием науки.
Реализация названных условий в мировом сообществе осуществляется с преобладанием институциональных механизмов развития инноваций, к которым прежде всего относятся формирование нормативной базы инноваций и разработка инновационных программ. Представим некоторую характеристику развития этих направлений в мировой практике (табл. 1).
Таблица 1
Нормативно-правовая база развития инноваций за рубежом
Страна Законодательные акты Целевые параметры
США 1. Закон «О государственной научно-технологической политике, организации и приоритетах» Определяет цели, задачи и основные приоритеты научнотехнологической политики США, а также правовые принципы создания и организации финансовой деятельности основных органов государственной власти, участвующих в реализации научно-технической политики
2. Закон Стивенсона-Уайдлера «О технологических инновациях» Содержит широкий комплекс административно-управленческих и иных мер по реализации долгосрочной программы развития инновационно-технологической деятельности и создания благоприятной среды для развития взаимовыгодной кооперации между частным и государственным секторами. Его основная цель — стимулирование более эффективного использования финансируемых федеральным правительством и осуществляемых частным сектором технологических разработок, включая изобретения, программное обеспечение, учебные технологии
Выпуск 4
¡Выпуск 4
Таблица 1 (Окончание)
3. Закон Бэя-Доула Предоставляет университетам, некоммерческим организациям и малым предприятиям права собственности на объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет бюджетного финансирования, при условии, что такие организации содействовали и будут содействовать процессу коммерциализации путем предоставления лицензии на использование инноваций коммерческим предприятиям
4. Закон «О развитии инновационной деятельности в малом бизнесе» Основными целями являются: 1) стимулирование технологических инноваций; 2) использование потенциала малого бизнеса для реализации федеральных заказов на выполнение НИОКР; 3) содействие в привлечении талантливых людей к разработке технологических инноваций; 4) помощь частному сектору в коммерциализации научно-технических достижений по результатам НИОКР, выполненных по федеральным заказам; 5) вовлечение малых предприятий в квалификационный перечень фирм США, работающих в инновационной сфере для удовлетворения национальных потребностей в специальных исследованиях и разработках
Япония 1. Закон «О поддержке инновационной деятельности в МСП» В рамках закона оказывается финансовая, техническая, аутсорсинговая, консультационная помощь венчурным и инновационным МСП, намеренным использовать новые методы производства или управления либо производить новые продукты или услуги, а также осуществляющим НИОКР в соответствии с национальными приоритетами экономического развития
2. Закон «О поддержке инновационного бизнеса в МСП» В соответствии с данным законом местная кредитная организация предоставляет МСП долгосрочные займы сроком до 20 лет по льготным процентным ставкам
Франция 1. Закон «О научных исследованиях» Устанавливает законодательные основы взаимоотношений между государством и гражданами при проведении исследований
В настоящее время многие европейские страны — Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Германия, Португалия, Испания и Великобритания — закрепили правовую модель, в соответствии с которой исключительные права на объекты интеллектуальной собственности принадлежат организации-работодателю. Это обусловлено, во-первых, необходимостью стимулирования процессов передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет или с привлечением бюджетных средств, от научных организаций и университетов в промышленность и транспорт для цели ускорения коммерциализации таких результатов, а во-вторых, большими профессиональными возможностями исследовательских организаций для коммерциализации инновационных разработок.
Формирование законодательной базы сопровождается разработкой национальных программ развития инноваций. В качестве примеров таких программ можно назвать разработанные правительством Великобритании национальную долгосрочную «Стратегию развития науки и инноваций на 2004-2014 гг.» (Science&Innovation Investment Framework 2004-2014) и Белую книгу «Инновационная нация» (Innovation Nation White Paper, 2008), французские «План по развитию инноваций» (2003) и «Общенациональную программу действий в области научно-технологичес-
кого развития» (2005), американскую программу «Национальная инициатива по конкурентоспособности: мировое лидерство по инновациям» (2006), японский третий план развития науки и технологий на 2006-2010 гг.
Институциональное обеспечение инновационного развития предопределяет характеристики современных моделей развития инноваций (рис. 1).
Современный этап инновационного развития свидетельствует о формировании и продвижении новой модели инновационной системы — «тройной спирали» (Triple Helix), разработанной Генри Ицковицем и Лойетом Лейдесдорфом, отличной как от модели НИС1, в которой главным двигателем инноваций являлись фирмы, так и от модели «треугольника» Г. Сабато, исходящей из доминантной роли государства в процессе инновационного развития.
Возникновение концепции и мировая практика развития модели инновационного развития «тройной спирали» обусловлены существенными изменениями в науке, экономике и политике, к которым следует отнести:
1. Смену «ведущего звена» во взаимоотношениях субъектов процесса создания инноваций, роль которого стали выполнять университеты. Приоритетные позиции университетов определяются высоким уровнем неопределенности, свойственным инновациям, и сосредоточением в них молодых людей, усилиями которых можно построить новую экономику. Таким образом, в модели «тройной спирали» обосновывается главенство университета в триаде, университет становится главной движущей силой инновационного развития. Безусловно, университеты не должны быть противопоставлены другим лицам — создателям и обладателям интеллектуальной собственности. Однако прежде всего именно в университетах следует концентрировать ресурсы, необходимые для развития инновационных процессов, массовой генерации молодых инноваторов, а также принадлежащих им высокотехнологичных предприятий.
2. Необходимость организации эффективных форм взаимодействия трех субъектов развития инноваций (науки, бизнеса, государства) и создания новой основы построения этих связей — сетей коммуникаций. Известно, что эффективность сетевой организации любой деятельности состоит в том, что ее результат мультипликативно возрастает при росте масштабов сети. Формирование сети коммуникаций в инновационных процессах предполагает необходимость преобразования функций университетов, государства и фирм в инновационном развитии [6].
Модель национальной инновационной системы (НИС)
Модель «треугольника» Г. Сабато — инновационная активность государства
Модель «Тройной спирали» -
доминирующее положение университетов
МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Т еория тройной спирали создана Генри Ицковицем и Лойетом Лейдесдорфом. Тройная спираль символизирует союз между властью, бизнесом и университетом. Университеты создают идеи, правительство формирует нормативную базу, бизнес обеспечивает ресурсами
Рис. 1. Основные модели развития мирового инновационного процесса
1 Под термином НИС (национальная инновационная система) рассматривается программа развития инноваций в России.
Выпуск 4
¡Выпуск 4
3. Развитие глобализации, основанной на международной интеграции, которая проявляется по-разному, но прежде всего через деятельность транснациональных корпораций, наднациональных союзов и альянсов. Функции организации и управления инновационной деятельностью, ранее выполнявшиеся государством на основе иерархических структур, меняются как по исполнителям, так и по механизмам. Когда экономика приобретает черты экономики знаний, главными изменениями в ее свойствах становятся включение науки в сферу производственных интересов и стимулов фирм. В этих условиях необходим новый способ производства знаний, нашедший отражение в концепции «предпринимательского университета», разработанной Генри Ицковицем, который принципиально отличается от традиционного, рассматривающего научную деятельность как процесс, структурированный научными дисциплинами и связями научных школ.
4. По мнению авторов модели «тройной спирали» и других исследователей в сфере образования, сегодня происходит академическая революция. Помимо образования и проведения научных исследований, университеты провозгласили третью миссию — быть активным игроком в экономическом развитии через создание научных технологических знаний и инноваций.
Эволюция инновационной системы происходит в условиях столкновения двух не тождественных друг другу векторов ее развития (исследований и их прикладного использования), что зеркально отражается в отношениях между двумя крупнейшими участниками инновационной деятельности — фирмами и научными организациями/университетами [5]. В модели «двойной спирали» в условиях этих столкновений (для их преодоления) неизбежно появление третьего участника — государства. Формы взаимодействия между тремя институтами такой инновационной системы претерпевают перманентные изменения; функции каждого элемента «спирали» в реальном историческом контексте менялись и продолжают меняться.
Модель «тройной спирали» организована в соответствии с принципами пересечения трех континуумов отношений, при этом каждый из институтов модели участвует и обеспечивает систему производства знаний за счет создания гибридных институциональных форм, снижающих неопределенность инновационной деятельности и ответственных за создание нового знания. Логика развития науки, рождающей все больше синтетических направлений, которые включают как фундаментальные, так и прикладные исследования междисциплинарного характера и разработки, привела к образованию «кластеров», формирующих будущий потенциал инновационного развития (био- и нанотехнологии, информационные технологии), а связи между учеными, технологами и пользователями становятся качественно другими.
Представим характерологические особенности становления университета как центра инновационного кластера и его функционал в системе развития инноваций, обусловленный сетевым характером связей между акторами инновационной деятельности1.
Во-первых, превращение университета в открытую систему, функционирующую во взаимосвязи со всеми акторами инновационного процесса, меняет систему взаимоотношений между университетом, с одной стороны, и государством и бизнесом — с другой.
1. Отношения бизнеса и открытого университета строятся на принципиально измененных финансовых условиях. Так, общей тенденцией в развитых странах является достижение высокого уровня финансирования инноваций, разрабатываемых на базе университетов, частным сектором экономики. В странах-лидерах, например в США, частный сектор обеспечивает до 75 % расходов на исследования и разработки, а на долю ста ее крупнейших международных корпораций приходится 90 % этой суммы [6].
2. Отношения государства и открытого университета строятся на принципиально новых управленческих основах, прежде всего касающихся изменения системы контроля. В рекурсивной системе контроля государство не может воздействовать на университеты директивным образом и неизбежно переходит к типу отношений, который может характеризоваться как партнерство
1 Теория «тройной спирали» разрабатывается на основе институциональной экономической теории, поэтому для описания ее участников и их роли используется термин «акторы», подразумевающий для взаимодействующих институтов или индивидуумов наличие не только экономических стимулов, но и других интересов.
или социальный договор. Отсюда появляется возможность тесного и интенсивного общения между всеми партнерами в ходе принятия решений, гибкой коррекции и мониторинга реализации программ/проектов. Это позволяет прорабатывать инновационные проекты в альтернативных вариантах без существенного увеличения средств и дает возможность прекращать реализацию неоптимальных контрактов по результатам мониторинга. Реализация такой системы контроля может сократить жизненный цикл инновации за счет стимулирования конкурирующих новшеств.
3. Университет обеспечивает включение в «запас» знаний нового и практически примененного знания таким образом, чтобы все заинтересованные субъекты имели доступ к информации через сетевую систему распространения знаний. Все более очевидным становится тезис Билла Гейтса о связи эффективности бизнеса со скоростью мысли. Любые потери времени, связанные с переходом знания из одних стен в другие, от одного возраста к другому, непременно снижают конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность системы.
Во-вторых, рост инновационной «креативности» становится одной из приоритетных задач образовательной политики университета, а для этого необходимо изменить методологию образовательного процесса в университете, ориентировав ее на проектную, в основе которой заложены цели и результаты деятельности в сфере инноваций и их коммерциализации. Основой этого процесса является изменение роли знания в развитии экономики, которое выражается в следующем:
1) превращение интеллекта в основной фактор производства и трансформация экономики в экономику знаний. «В современных компаниях от 70 до 80 % всего, что делается людьми, делается при помощи их интеллекта». «Оглянувшись назад, мы увидим, что благополучие стран исторически строилось на сочетании природных, финансовых и трудовых ресурсов. Заглядывая вперед, очевидно, что решающий фактор — сам человек и его знания» [3]. Сегодня успех бизнеса базируется на интеллектуальных ресурсах, включающих как накопленные знания, так и способность их трансформации в новые знания. Целые страны все больше конкурируют на ниве знаний и создают условия, способствующие притоку мозгов и предотвращающие их утечку;
2) появлением и распространением принципиально новых свойств знаний, обусловленных новой интеллектуальной революцией. К этим свойствам относится скорость и всеохватывающее пространство распространения знаний, его доступность для всех, кто желает владеть данными знаниями. «Сегодня знание мгновенно распространяется по всему миру... Бизнес-школы и университеты ведут пропаганду новых знаний с безжалостной эффективностью. В 1960-е американские бизнес-школы выпускали примерно 5000 студентов МВА в год, сегодня — 75 000. Примерно 100 000 студентов в мире осваивают программы МВА ежегодно. В момент. окончания обучения они обнаружат, что значительная часть полученных ими знаний уже устарела» [3].
В России разрыв между новыми моделями включения университетов, в том числе транспортных, в инновационную составляющую экономики и практикой их фактического участия в инновационных процессах достаточно велик. Тем не менее в последнее время государством и высшей школой уделяется значительное внимание проблемам ликвидации этого разрыва.
Так, в транспортной отрасли система подготовки специалистов ориентирована на инновационное развития, что нашло отражение в создании в ряде транспортных университетов институциональных структур, направленных на реализацию новой миссии университетов — генерирования инноваций и их коммерциализации.
Определенное место в решении этой проблемы отведено малым инновационным предприятиям (МИП) при университетах, которые создаются в соответствии с ФЗ-217 [1]. Практика их становления и функционирования в транспортных университетах пока недостаточно эффективна, что связано как с внешними факторами (отсутствием реальной методической и информационной поддержки вузов и МИП; необоснованным пределом минимального уровня уставного капитала МИП; необходимостью построения системы государственного посевного финансирования университетских компаний, специализированных венчурных фондов для таких компаний и др.), так и внутренними (отсутствием или слабой деятельностью службы коммерциализации, патентных отделов при университетах). В результате менее половины МИП являются дееспособными, при
Выпуск 4
¡Выпуск 4
этом значительная часть созданных в МИП и внедряемых на транспорте разработок базируется на краткосрочных научных исследованиях и опытно-конструкторских работах, что снижает роль университетов в инновационном развитии отрасли.
Более продуктивным институтом развития инноваций на транспорте сегодня является создание научно-образовательных центров и лабораторий. Специфика этих центров заключается в возможности интеграции деятельности и ресурсов по приоритетным направлениям науки и критическим технологиям на транспорте. Эффективность деятельности центров, реализующих кадровое обеспечение инновационного развития транспорта, определяется ключевыми итогами фундаментальных, прикладных исследований; возможностью реализации инновационных проектов, находящихся на стадиях опытно-конструкторских работ или внедрения, успешным выводом на рынок новых конкурентных продуктов и технологий. Это направление деятельности университетов нашло активное распространение на железнодорожном транспорте (Московский, Петербургский и Ростовский государственные университеты путей сообщения).
Взаимодействие университетов и бизнеса в сфере инноваций на транспорте реализуется и в более продуктивных формах интеграции. Так, алгоритм научного сотрудничества компании ОАО «РЖД» и отраслевых вузов отражен во взаимодействии МИИТа и ОАО «НИИАС», усилиями МИИТа и ОАО «ВНИИЖТ» создается факультет науки и инноваций университета. МИИТ активно взаимодействуют с авторитетными зарубежными университетами и компаниями (партнерами университета являются 69 вузов и фирм из 32 стран мира), которые занимаются стратегическими инновационными разработками.
Росту инновационного потенциала транспортных университетов способствует их реорганизация, предусматривающая объединение в едином федеральном университете подготовки кадров по всем видам транспорта, поскольку инновационный подход к развитию отрасли нацелен на интеграцию деятельности различных его видов.
Названные выше формы реализации новой миссии транспортных университетов при всей их важности недостаточны для перехода к модели инновационного развития — «тройной спирали». Наиболее актуальными направлениями, имеющими предпосылки для их становления и отражающими специфику транспорта, являются развитие (восстановление) отраслевой системы грантов для формирования нового поколения ученых-исследователей и новаторов, а также переход к новому уровню государственно-частного партнерства в инновационной сфере. Этот уровень должен быть основан на консолидации финансовых ресурсов и интеллектуального капитала трех субъектов развития инноваций (университетов, бизнеса, государства), партнерских отношениях между ними, что приведет к созданию новых моделей транспортных кластеров в России.
200]
Список литературы
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: федер. закон Рос. Федерации № 217 от 27 июля 2009 г.
2. Инновационная экономика / под ред. А. А. Дынкина, Н. И. Ивановой. — М.: Наука, 2004; Голиченко О. Г Национальная инновационная система России: состояние и пути развития / О. Г. Голиченко. — М.: Наука, 2006; Иванова Н. И. Национальные инновационные системы / Н. И. Иванова. — М.: Наука, 2002.
3. Нордстрем К. Бизнес в стиле фанк / К. Нордстрем, Й. Риддерстрал. Сер. «Книги Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге». — 3-е изд., испр. и доп. — 2002. Translation Copyright ©Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге (с разрешения BookHouse Publishing, Stockholm, Sweden).
4. Lundvall В. A. National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning / В. A. Lundvall. — L.: Printer Publishers, 1992; National Innovation Systems: А Comparative Analysis / R. Nelson (ed.). — Oxford: Oxford Univ. Press, 1993.
5. Sabato J. Technology and the Productive Structure / J. Sabato; Instituto Latinoamericano de Estudios Transnacionales. — 1979.
6. Etzkovitz H. The Dynamic of Innovations: from National System and "Mode 2” to a Triple Helix of University-Industry-Government Relations Research Policy 29. 2000. P. (7) Industrial Research Institute’s 6Ul Annual R&D Spending Leuderboard / H. Etzkovitz, L. Leydcsdorff // RTM. — 2004. — Nov.-dec. — P. 22.
[2011
Выпуск 4