Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ОТ ИСТОКОВ ДО СОВРЕМЕННОСТИ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ОТ ИСТОКОВ ДО СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / образование / педагогика / исследование / гражданского и нравственного воспитания / исторический период / эпоха / upbringing / education / pedagogy / research / civic and moral education / historical period / epoch

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаязов Альфис Суфиянович, Вагилова Виера Радиковна

Воспитание гражданственности личности в значительной степени определяется объективным состоянием государства, уровнем развития демократии и гуманности в обществе, востребованностью гражданских качеств его членов. В свою очередь, уровень развития общества во многом зависит от позиции каждого человека. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества и т.п. Гражданское воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, патриотическим воспитанием и правовым воспитанием. Образовательные учреждения как наиболее стабильные социальные институты могут внести значительный вклад в создание условий для воспитания нравственно и физически здорового, социально активного подрастающего поколения. Один из путей формирование гражданской грамотности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The education of a person's citizenship is largely determined by the objective state of the state, the level of development of democracy and humanity in society, and the demand for the civic qualities of its members. In turn, the level of development of society largely depends on the position of each person. The main purpose of civic education is to form in a person the moral ideals of society, feelings of love for the Motherland, the need for activities for the benefit of society, etc.Civic education is closely connected with moral education, patriotic education and legal education. Educational institutions as the most stable social institutions can make a significant contribution to creating conditions for the upbringing of a morally and physically healthy, socially active younger generation. One of the ways is the formation of civil literacy of students.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ОТ ИСТОКОВ ДО СОВРЕМЕННОСТИ»

4. Газизов, B.B. Техническая защита информации (учеб. пособие) / В.В. Газизов, Д.В. Фатхи. - Ростов-на-Дону: Изд-во ДГТУ, 2022 (Тип. Изд-ва). - 108 с.

5. Газизов, В.В. Управление информационной безопасностью (учеб. пособие) / В.В. Газизов, Д.В. Фатхи, С.Б. Петренкова. -Ростов-на-Дону: Изд-во ДГТУ, 2019 (Тип. Изд-ва). - 115 с.

6. Основные проблемы защиты информации в сетях: сайт. - 2023. - URL. https://zen.yandex.com/media/id/5da8242eaad43600blflf9ed/osnovnye-problemy-zascity-informacii-v-setiah-

5da82678c31 е4900ае31ес07 (дата обращения: 23.07.2023)

7. Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» (последняя редакция). Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [сайт], 2023. - URL. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_137356/ (дата обращения: 23.07.2023)

8. Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 (ред. от 14.05.2020) «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2013 N 28375). Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [сайт], 2023. - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146520/ (дата обращения: 23.07.2023)

9. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ: [принят Государственной Думой 8 июля 2006 г.: одобрен Советом Федерации 14 июля 2006г.]. Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [сайт], 2023. -URL. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения: 23.07.2023)

10. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (последняя редакция). Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [сайт], 2023. - URL. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения: 23.07.2023)

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Гаязов Альфис Суфиянович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); исследователь, преподаватель-исследователь Вагилова Внера Радиковна Департамент образования Администрации Пуровского района (г. Тарко-Сале)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ОТ ИСТОКОВ ДО СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация. Воспитание гражданственности личности в значительной степени определяется объективным состоянием государства, уровнем развития демократии и гуманности в обществе, востребованностью гражданских качеств его членов. В свою очередь, уровень развития общества во многом зависит от позиции каждого человека. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества и т.п. Гражданское воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, патриотическим воспитанием и правовым воспитанием. Образовательные учреждения как наиболее стабильные социальные институты могут внести значительный вклад в создание условий для воспитания нравственно и физически здорового, социально активного подрастающего поколения. Один из путей - формирование гражданской грамотности учащихся.

Ключевые слова: воспитание, образование, педагогика, исследование, гражданского и нравственного воспитания, исторический период, эпоха.

Annotation. The education of a person's citizenship is largely determined by the objective state of the state, the level of development of democracy and humanity in society, and the demand for the civic qualities of its members. In turn, the level of development of society largely depends on the position of each person. The main purpose of civic education is to form in a person the moral ideals of society, feelings of love for the Motherland, the need for activities for the benefit of society, etc.Civic education is closely connected with moral education, patriotic education and legal education. Bducational institutions as the most stable social institutions can make a significant contribution to creating conditions for the upbringing of a morally and physically healthy, socially active younger generation. One of the ways is the formation of civil literacy of students.

Key words: upbringing, education, pedagogy, research, civic and moral education, historical period, epoch.

Введение. С древности присутствовал идеал разносторонней личности, который включал в себя определенные элементы гражданской грамотности. С течением времени этот идеал претерпел значительные изменения. На протяжении долгого времени исследователи видят реализацию гражданского долга как неотъемлемую часть личностного воспитания гражданина.

В Древней Греции многие философы занимались основными проблемами политического воспитания. Политическое воспитание, прежде всего, было направлено на раскрытие смысла жизни, изучение проблемы природы человека и в целом на исследование человека. Образование молодежи, как считал ученик Сократа - Ксенофонт (430-355/354 годы до нашей эры), не может являться вопросом индивидуального характера. В результате того, что целью образования молодежи считается создание совершенных граждан, оно должно контролироваться со стороны государства.

Изложение основного материала статьи. Понимание содержания и целей школьного образования было заложено также Платоном (428/427-348/347 годы до нашей эры), который являлся учеником Сократа. Платон в сочинении «Законы» пишет о том, что образование представляет собой нечто, которое ведет от детского возраста к некой добродетели и заставляет индивида стремиться стать совершенным, идеальным гражданином, который может управлять и справедливо подчиняться людям. В то же время, в философской формулировке человека философом Аристотелем сказано, что человек выступает социальным существом, высшим уровнем добродетели которого является работа на благо государства от имени сограждан.

В Древнеримской педагогике одним из ключевых деятелей можно считать М.Т. Цицерона (106-43 годы до нашей эры). М. Цицерон рассматривал во многих собственных работах тему образования идеального гражданина. Прежде всего, исследователь стремился охарактеризовать того, кого можно назвать «хорошим человеком». Общая логика гражданского образования, предлагаемая М. Цицероном, была отражена в таких его работах, как «Об обязанностях», «О законах». В перечисленных работах исследователя выделены основные наставления из повседневной жизни, именно на них, в первую очередь, педагогическая повседневная деятельность должна опираться.

Проведенное теоретическое исследование педагогической, исторической и философской литературы позволяет сделать вывод о том, что в трудах наиболее известных педагогов и философов впервые в УИ-УШ веках поднимаются вопросы, которые касаются важности родного языка, национального воспитания граждан, а также воспитания патриотизма среди населения. Именно с этого периода начинается разработка основных рекомендаций и направлений для решения выделенных вопросов. К примеру, в собственных научных трудах П. Диакон (Варнефрид, 720-800 гг.) уделял достаточно большое внимание исследованию истории в качестве одного из главных элементом в гражданском воспитании. В научных исследованиях М.И Богомоловой указывается на тот факт, что П. Диакон стремился с помощью использования песенных традиций германских народов и народных сказов изложить лангобардскую и римскую историю. Ученый отмечает, что при подготовке юношей к прохождению воинской службы такие попытки П. Диакона придавали занимательность и патриотическое звучание форме. Таким образом, мы полагаем, что в ученье П. Диакона уделяется большое внимание традициям эпического характера. Прежде всего, это прослеживается в том, что он отбирал народные предания, легенды, сказания и героические песни для того, чтобы познакомить детей с героическим прошлым лангобардов. Исходя из этого, можно прийти к выводу о том, что его основная мысль состояла в том, что воспитать верность королю и любовь к Родине можно с помощью знакомства детей с историческим наследием.

В научном исследовании А.И. Пискунова подчеркивается, что в жизни народов Среднего и Ближнего Востока характерным явлением эпохи средних веков было распространение идеологии ислама, а в Европе - христианской религии. Исламская религия сыграла ключевую роль, как справедливо отмечает исследователь, в переходе от родовой общины к разным видам и формам государственности в странах.

В исламской религии шариат выступает наиболее важной частью, под которым следует понимать свод нормативов богословского и правового характера, которые определяют основные нормы регулирования мусульманской жизни. В.И. Смирнов подчеркивает в учебном пособии, что в основе этических поведенческих норм лежит шариат. Такие нормы, как отмечается исследователем, могут быть приравнены к юридическим нормам при рассмотрении их в контексте роли в обществе. Таким образом, от человека исполнение шариатских норм требует сознательности и искренности.

В мусульманском воспитании одним из наиболее главных институтов считается семья. За воспитание мальчиков и девочек перед общиной отец семьи нес полноценную ответственность, а также перед собственным родом. Позор на весь род навлекали проступки, которые противоречат шариатским нормам. Как отмечается в статье Е.А. Захаровой, со стороны детей любое проявление дурного поведения и безнравственности оценивалось как недостойный поступок главы семейства.

Исследованием особенностей человеческого воспитания среди восточных мыслителей-философов занимались Ибн Рушд (Аверроэс), Ибн Сина (Авиценна), Кинди, Фараби и так далее. Выделенные мыслители полагали, что основной задачей человеческого воспитания считается формирование навыков соблюдения норм этики у молодого поколения, а также стремление молодежи к образованности, которая позволяет, прежде всего, овладеть приемами самовоспитания и самопознания и усвоить такие нормы этики.

Еще одним знаменитым педагогом и философом того исторического периода в восточной литературе был Аль-Фараби (870-950 гг.). Педагог уделял большое внимание воспитанию нравственности и морали у молодежи. В собственных научных исследованиях Аль-Фараби выделил основы патриотического воспитания граждан:

- соблюдение лучших традиций народа;

- преданность своему народу;

- чувство патриотизма.

В эпоху Просвещения, как отмечает Ф.Г. Курцвайль, на территории средневековых государств Закавказья, отстаивались права личности на свободу, идеи сотрудничества и товарищества людей, гражданственность и патриотизм. В данном ключе следует отметить произведение «Витязь в тигровой шкуре», написанной Ш. Руставели, которое наполнено выделенными ценностями.

В педагогике эпохи Возрождения произошли большие сдвиги идеологического характера. Е.В. Щербакова пишет, что в некотором роде в школе того исторического периода усилились основные элементы светского образования, она освободилась от воздействия церкви.

К крестьянам и ремесленникам основные представители раннего гуманизма были полны презрения несмотря на то, что выступали против феодальных привилегий. Именно поэтому педагогические установки были направлены на воспитание князя и верхушки общества. Большое внимание уделялось также вопросам осуществления гражданского и нравственного воспитания.

В гуманизме к XVI веку встречалось народное, дворянское и буржуазное течение. Основной задачей педагогов в дворянском и буржуазном течении было воспитание государя. Т. Мор (1478-1535 гг.) - английский гуманист, который впервые поднял вопрос о просвещении народа. Среди работ гуманистов-педагогов у большинства авторов прослеживалась критика средневекового схоластического воспитания, так как такому воспитанию противопоставлялось воспитание гуманистическое, которое было направлено на развитие творчества и самостоятельного мышления детей, многостороннее образование, а также разумный режим для детей.

Одним из выдающихся мыслителей-гуманистов эпохи Возрождения считается М. Грек, который стремился разделить все науки на науки, которые ведут к духовному саморазвитию (внутренние), а также науки, которые имеют пользу в практической деятельности (внешние). Как отмечается в научном исследовании М.Н. Громова, мыслитель отводил главную роль внутренним наукам, потому что они способствовали воспитанию у граждан любви к Родине, мудрости, послушания, кротости и веры, т.е. формированию нравственных гражданских качеств.

Древним славянам в большей степени в исследуемый исторический период, по мнению П.Ф. Каптерева, подходила модель воспитания, которая базировалась на семейном патриархальном укладе, в котором авторитет отца был непререкаемым, в домах царила строгая дисциплина и дети находились в подчиненном положении.

Основные нравственные положения воинского служения в Древней Руси были сформированы в «Поучении» В. Мономаха, где говорилось о том, что воинское служение представляет собой борьбу со злом. Основными качествами православного воина выступали благочестие, праведность, доброта.

В исследуемый исторический период попом Сильвестром из ближнего окружения Ивана Грозного был составлен сборник правил и наставлений «Домострой», который стал одной из вершин педагогической мысли. В этом своде правил была описана картина семейного быта и русской жизни, включающая кодекс поведенческих норм слуг и хозяев, детей и родителей, жены и мужа, всего обществе к властям и Богу.

В контексте настоящего исследования следует также выделить особую роль педагогических научных трудов Я.А. Коменского, которые включали в себя трансформацию обучения и воспитания так, чтобы осуществлять подготовку будущих деятелей. Согласно мнению ученого, человеческим идеалом выступает человек, которая владеет собой и вещами, обладает благочестием, добродетелью и имеет научное образование.

A.K. Быков занимался исследованием педагогических мыслей Я.А. Коменского. В собственных исследованиях ученый пришел к выводу, что в предлагаемой программе нравственного воспитания и образования ученого основное место принадлежит воспитанию патриота и гражданина. Как справедливо отмечается в научной статье А.К. Быкова, достижение таких педагогических целей возможно с помощью изучения истории Отечества, обучении на родном языке и так далее. Ученый пишет, что Я.А. Коменский раскрывает собственную систему воспитания в трудах «Материнская школа» и «Великая дидактика», где он на высшую ступень обобщения возводит собственные педагогические взгляды и для всех народов выдвигает идею о преподавании на родном языке.

В то же время в учебном пособии В.И. Смирнова подчеркивается, что ученый обращался постоянно к основным причинам общественных пороков с надеждой наметить пути их устранения. По мнению Я.А. Коменского, главным способом избавления от человеческих пороков считается правильно организованное воспитание. В результате такого научного вывода, дидактические цели ученого непосредственно относятся к воспитанию, а фундаментом человеческой гражданственности и нравственности выступает обучение и самообразование.

А.Н. Пережовская в собственной научной статье занималась исследованием вклада А.Я. Коменского в развитие педагогической науки. В результате проведенного исследования ученый пришла к выводу о том, что Я.А. Коменский предложил концепцию преобразования общества, описанную в научной работе «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих». Согласно научному мнению А.Н. Пережовской, педагогическое наследие А.Я. Коменского состоит в идеях уважения всех народов Земли, собственного народа, уважения семьи и самого себя, а также миролюбия, терпимости и человеколюбия.

В середине XVII века начались в России серьезные культурные, экономические и политические изменения, которые, в первую очередь, были обусловлены выходом из изоляции от Европы, наблюдавшейся в средневековье. Все это продолжилось в эпоху Петра I, который хотел придать научный характер новой школе. Именно поэтому по его поручению был составлен «Духовный регламент» 1972 г. Ф. Прокоповичем, в трактовке данного регламента гласилось, что светская и государственная идея образования преобладает над религиозной идеей.

Преобразование сословия стало еще одной важной чертой образовательной системы. Петр I стремился возвысить дворянское сословие в собственной внутренней политике. Именно поэтому созданные при Петре I высшие и средние школы, прежде всего, предназначались для дворянских детей, которые готовились к занятию должностей в торговле, промышленности, на флоте, в армии или государственном аппарате. В результате того, что труд крестьян не требовал образования, то для крестьян школы не создавались.

Во время правления Петра I основные научные успехи и изменение образовательной системы проявлялось в следующем:

- введение в 1708 г. гражданской азбуки;

- создание школ разной направленности.

В 40-60-е годы XVIII в. развитие школьной практики и педагогической мысли в России, прежде всего, связано с В.М. Ломоносовым, идеи которого были направлены на трансформацию личной и общественной жизни людей с помощью правильно организованного образования в школе, предполагавшего развитие разума и совершенствование нравов. Ученый видел природу человека достаточно иерархически: на высшем уровне человеческой организации находилась гражданская и патриотическая позиция человека; на нижнем уровне человеческой организации находилась эгоистическая и чувственная позиция человека. Именно поэтому основной целью образовательного просвещения, по мнению ученого, было человеческое образование, способствующее тому, что человек осознает главенство гражданской общественной пользы над интересами личного характера.

Идея создания школы общеобразовательного типа для широких слоев населения окончательно оформилась во время правления Екатерины II, в 60-80-е годы XVIII века. Направление политики государства в сфере просвещения и образования определил Программный документ «Наказ императрицы Екатерины II». Как отмечается в научной статье М.П. Стародубцева, в этом документа в общественной жизни за каждым сословием закреплялось место, строго отведенное ему. В документе подчеркивалось, что каждый человек должен быть законопослушным, преданным самодержавию и осознавать себя гражданином. На правильное воспитание, в свою очередь, возлагалась задача формирования гражданина. Таким образом, педагогической идеей исследуемого исторического периода стало привитие детям уважения к правительству и законам, а также любви к Отечеству.

Одним из критиков образовательной политики Екатерины II был Н.И. Новиков, который считал, что основной педагогической идеей должно быть воспитание борцов против «рабского состояния», патриотов, а также добрых граждан, которые получены и счастливы в Отечестве.

В России идеи европейского Просвещения стали получать распространение в начале XIX века. В тот исторический период достаточную известность получил трактат «О воспитании военного относительно благородного юноши» А.Ф. Бестужева. В указанном труде особое внимание уделялось программе преобразования в области воспитания. Так, основной целью воспитания должна была стать подготовка граждан, которые будут полезны обществу, трудолюбивы и умеют подчинять собственным интересы государственным интересам.

Также интересны педагогические идеи Ф.И. Буслаева, который писал, что обучение в школе должно, прежде всего, быть связано с гражданским и нравственным воспитанием. В этом контексте он писал о том, что в процессе обучения церковнославянскому и русскому языку может использоваться западноевропейская методика, но только в трансформированном виде. Также он подчеркивал важность параллельно с изучением родного языка - изучение отечественной истории.

В исторический период конца XIX - начала XX веков в русской педагогической науке отражалось уважительное отношение к потребностям, интересам детей и их личности. В научных исследованиях прослеживались идеи формирования необходимых условий для всестороннего развития, стремление постигнуть внутренний мир детей. М.В. Фалей отмечает, что в исследуемый период исторического развития отмечалась общая идея отрицательного отношения к сословности школ, так как научные мыслители полагали, что все дети могут претендовать на получение полноценного образования.

В это время появились сторонники свободного воспитания, в частности, К.Н. Вентцель, который считал, что проблемы соотношения внешней и внутренней личностной свободы, проблемы определения границ авторитета и индивидуальной свободы считаются в концепции свободного воспитания наиболее сложными. В его концепции основой воспитания должна быть подготовка личности к жизни в условиях внешней свободы, направлению собственных чувств и мыслей, владению собственной внутренней свободой, готовности к сотрудничеству и так далее. Именно с этого периода стали организовываться школы, направленные на воспитание и обучение гражданской личности.

Р. Штейнер разработал теоретическое обоснование воспитательной и учебной работы школы «Вальдорфская школа», которая была открыта в г. Штутгарте в 1919 году. Ключевой задачей образовательного учреждения стало воспитание свободной и духовной личности, которая может преодолевать стереотипы отношений в обществе.

Проблема преобразования и перестройки системы народного образования в России в качестве основной была выдвинута после государственного переворота в октябре 1917 года. Большевики разработали стратегию, в которой важным средством распространения и пропаганды коммунистической идеологии должна была стать школа. Те педагоги, которые перешли на сторону советской власти, должны были заниматься пропагандой экономической и политической партии большевиков, а также распространением партийной литературы. Основной педагогической идей данной системы образования считалось то, что дети воспринимались в качестве будущего Отечества, в результате того судьба революции находилась в зависимости от того, какие ценности и идеалы будут освоены такими детьми.

Вопросы социального воспитания детей затрагивались литературным критиком и искусствоведом A.B. Луначарским, который изучал вопросы о целях воспитания. Как отмечается в научном исследовании Т.А. Ромм, A.B. Луначарский считал, что ребенок должен воспитываться в интересах социалистического общества. Именно выдвинутая педагогическая установка определила для последующего строительства советской школы основные направления.

Выводы. В 1923 году произошли большие изменения в организации и содержании образования. Прежде всего, это было обусловлено введением комплексных программ Государственного ученого совета. В новых программах идеологическим основанием стали мировоззренческие понятия и идеи марксизма большевистского толка. В основу воспитательного и учебного процесса были положены рассмотрение личности человека как средства построения коммунистического общества, идеологизация и политизация.

Таким образом, педагогические мысли 20-х годов ограничивались установками идеологического и политического характера, их нарушение не допускалось. Основной педагогической задачей было формирование личности, которая соответствовала основным потребностям социалистического общества, именно этой задаче и были подчинены общечеловеческие ценности.

Литература:

1. Абдурахманова, Г.Р. Значение этических взглядов и идеи Абу Али Ибн Сино в воспитании молодого поколения / Г.Р. Абдурахманова, B.C. Наумова, Г.У. Абдурахманова // Архивариус. - 2015. - №3 (3). - С. 21-23

2. Беленчук, Л.Н. Просвещение в эпоху Петра Первого / Л.Н. Беленчук // Отечественная и зарубежная педагогика. -2016. -№3 (30).-С. 54-68

3. Вагилова, В.Р. Прогрессивное развитие понятия гражданской грамотности на разных этапах развития общества / В.Р. Вагилова // StudNet. - 2020. - № 9,- С. 17-21

4. Титаренко, H.H. Гражданственность и идеальный гражданин в учении Цицерона / H.H. Титаренко // Научная мысль Кавказа. - 2009. - №1 (57). - С. 26-33

5. Филипповский, Г.Ю. «Поучение» князя Владимира Мономаха: хронотоп победы / Г.Ю. Филипповский // Ярославский педагогический вестник. - 2005. - №2. - С. 166-170

Педагогика

УДК 373.3

аспирант кафедры педагогики и андрагогики Герасимова Татьяна Андреевна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «РЕФЛЕКСИВНЫЕ УМЕНИЯ» В ИССЛЕДОВАНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕНЫХ

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития рефлексии, решение которой обусловлено необходимостью выполнения социального заказа современного общества - развитой личности, имеющей сформированную рефлексивную позицию, а для этого, соответственно, развитые на высоком уровне рефлексивные умения. Цель статьи - анализ генезиса понятия «рефлексивные умения» в современных исследованиях для уточнения содержания данного определения. Для достижения цели использовались методы анализа и синтеза научной литературы, методы контент-анализа и репертуарной решетки. При помощи перечисленных методов были выявлены ключевые особенности понятий. Следует отметить, что содержание понятий «рефлексия» и «рефлексивные умения» рассмотрены в рамках обучения младших школьников. В статье также описаны некоторые характеристики современных младших школьников и их когнитивных способностей. Соответственно, обозначено мнение автора о необходимости развития рефлексивных умений в начальной школе. В статье показаны различные взгляды относительно феномена «рефлексия», представлены современные исследования рефлексии, разграничены понятия: «рефлексивные умения» и «рефлексивные компетенции», уточнена разница между рефлексивными умениями и рефлексивной позицией Я-ученик. Результатом исследования является сформулированное автором определение понятия «рефлексивные умения». Исследование позволило проанализировать и структурировать информацию о современных исследованиях рефлексии, в частности, о рефлексивных умениях, а также обозначить перспективы для дальнейшего изучения рефлексивных умений в такой возрастной категории, как младший школьный возраст.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивные умения, рефлексивная позиция, младший школьник, начальная школа.

Annotation. The article deals with the problem of the development of reflection, the solution of which is conditioned by the need to fulfill the social order of modern society - a developed personality with a formed reflexive position, and for this, respectively, developed at a high level reflexive skills. The purpose of the article is to analyze the genesis of the concept of "reflexive skills" in modern research to clarify the content of this definition. The goal, methods of analysis and synthesis of scientific literature, methods of content analysis and repertoire grid were used. With the help of these methods, the key features of the concepts were identified. It should be noted that the content of the concepts of "reflection" and "reflexive skills" are considered in the framework of teaching younger schoolchildren. The article also describes some characteristics of modern primary school students and their cognitive abilities. Accordingly, the author's opinion on the need for the development of reflexive skills in elementary school is indicated. The article shows different views on the phenomenon of "reflection", presents modern research on reflection, delimits the concepts of "reflexive skills" and "reflexive competencies", clarifies the difference between reflexive skills and the reflexive position of «I am a student». The result of the study is the definition of the concept of "reflexive skills" formulated by the author. The study made it possible to analyze and structure information about modern reflection studies, in particular, about reflexive skills, as well as to identify prospects for further study of reflexive skills in such an age category as primary school age.

Key words: reflection, reflexive skills, reflexive position, primary school student, primary school.

Введение. Современность диктует социальный заказ на развитие личности, умеющей самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, обладающей способностью ставить реальные и четкие цели и достигать их. Перечисленные требования обуславливают необходимость развития рефлексивных умений в процессе обучения. Владение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.