Научная статья на тему 'К вопросу о нравственном воспитании студенчества'

К вопросу о нравственном воспитании студенчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашуба Инесса Валерьевна

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодежи. В ситуации размытых нравственных ориентиров подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, отсутствии патриотизма и гражданской позиции. В настоящее время главной задачей образовательных учреждений является подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно оценить происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием нравственного воспитания студенчества. Данная статья посвящена вопросу совершенствования нравственного воспитания студенчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE MORAL EDUCATION OF STUDENTS

Deep socio-economic transformations taking place in modern society, make us think about the future of Russia, its youth. In a situation of blurred moral landmarks, the younger generation can be accused of lack of spirituality, unbelief, aggressiveness, lack of patriotism and civic position. At present, the main task of educational institutions is the preparation of a responsible citizen who is able to independently assess what is happening and build his activities in accordance with the interests of the people around him. The solution of this problem is connected with the formation of moral education of students. This article is devoted to the issue of improving the moral education of students.

Текст научной работы на тему «К вопросу о нравственном воспитании студенчества»

УДК 376

К ВОПРОСУ О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНЧЕСТВА

Кашуба Инесса Валерьевна

к.п.н., доцент кафедры педагогического образования и документоведения ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» Россия, г. Магнитогорск

Аннотация: Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодежи. В ситуации размытых нравственных ориентиров подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, отсутствии патриотизма и гражданской позиции. В настоящее время главной задачей образовательных учреждений является подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно оценить происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием нравственного воспитания студенчества. Данная статья посвящена вопросу совершенствования нравственного воспитания студенчества.

Ключевые слова: воспитание, нравственность, нравственное воспитание, мораль, нравственные качества.

TO THE QUESTION ABOUT THE MORAL EDUCATION OF STUDENTS

Inessa V. Kashuba

Ph.D., Associate Professor of pedagogical education and documentation Nosov Magnitogorsk State Technical University Russia, the city of Magnitogorsk

Abstract: Deep socio-economic transformations taking place in modern society, make us think about the future of Russia, its youth. In a situation of blurred moral landmarks, the younger generation can be accused of lack of spirituality, unbelief, aggressiveness, lack of patriotism and civic position. At present, the main task of educational institutions is the preparation of a responsible citizen who is able to independently assess what is happening and build his activities in accordance with the interests of the people around him. The solution of this problem is connected with the formation of moral education of students. This article is devoted to the issue of improving the moral education of students.

Key words: morality, education, moral education, morality, moral qualities.

Уже не первый год, да и не первое десятилетие происходят изменения в жизни общества, в том числе и духовной, вследствие чего меняются правила поведения не только отдельной личности, но и социальных групп в целом. Подрастающее поколение стало невольным заложником упадка культуры и нравственности, социального расслоения общества. И если взрослый человек уже сформировал определенные способы защиты от большого количества источников воздействия на него социально-экономических преобразований, огромного информационного потока, то студент в силу возрастных особенностей не имеет субъектного опыта противостояния и защиты от деформации нравственных ориентиров.

Молодежь часто обвиняют в отсутствии нравственных устоев, духовности, доброты, эмпатии, гражданской позиции, патриотизма. Все чаще они слышат упреки в агрессивности, нежелании помочь, отсутствии морали. Но ведь молодой человек живет не в вакууме, несколько лет назад он был школьником, а сейчас он студент или молодой работник, то есть является членом социума [4].

Общество сталкивается с огромным количеством молодежи выпадающей из рамок гармоничного развития личности, т.е. с наметившимся комплексом взаимовлияющих, индивидуально соотнесенных между собой и закрепленных опытом асоциального поведения видов и признаков негативных тенденций имманентного, педагогического, социального, личностного, гносеологического характера, которые вызваны соответствующими причинами и проявляются в поведении, в учебе, общении с людьми, ценностных ориентациях, потребностях и мотивах, адаптации в обществе и коллективе, здоровье, индивидуально-психологических и характерологических отклонениях и т.п. Преодоление негативных тенденций в развитии их личности возможно через реализацию комплекса организационно-педагогических методов направленных на разрушение системы данных негативных тенденций [5].

Возникает противоречие между деформацией нравственного воспитания молодежи, а именно студенчества и отсутствием способов его формирования в русле, необходимом обществу. Актуальность проблемы нравственного воспитания студенчества несомненна еще и потому, что современное российское общество нуждается в подготовке не только профессионально образованных, но и высоко нравственных людей, имеющих нравственные знания, которые не только информируют студента о нормах поведения, принятых в современном обществе, но и позволяют оценить последствия нарушения норм или последствия совершенного поступка для окружающего социума или человека в частности.

Перейдем к рассмотрению дефиниций «воспитание», «нравственность» и «нравственное воспитание». Существует достаточно большое количество определений, ввиду актуальности обозначенной нами темы. Я.А. Коменский в своем трактате «Наставление нравов», приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает» [1].

Точки зрения многих ученых (Н.И. Болдырев, Н.К.Гончаров, А.Г. Ковалев, Ф.Ф. Королев, И.С. Марьенко, К.К. Платонов, И.Ф. Харламова и др.) сходятся в том, что под воспитанием они понимают систему и процесс целенаправленного воздействия на личность с целью формирования определяемых обществом социальных свойств и качеств, а также ценностных ориентаций и нравственных позиций.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» мы будем рассматривать воспитание, как целенаправленную взаимосвязанную деятельность воспитателя и воспитуемых, осуществляемую в системе образования, ориентированную на создание условий для развития духовности обучающихся на основе человеческих и отечественных ценностей, оказание помощи в жизненном самоопределении, гражданском, патриотическом, нравственном и профессиональном самоопределении, создании условий для самореализации личности [2].

На наш взгляд, точки зрения специалистов, занимающихся данной проблематикой сходятся в том, что нравственность понимается как сложное внутреннее образование, которое базируется на принятом общественном сознании и личных убеждениях.

За основу мы взяли определение Л.Н. Овиновой, определяющей нравственность как свойство человека, базирующееся на знании норм морали, которое проявляется в его отношении к себе, к окружающей действительности в образовательном процессе и других

аспектах жизнедеятельности. Под нравственным воспитанием понимаем под один из видов воспитания, обеспечивающих формирование и развитие нравственных качеств личности, которое основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль. К основным нравственным ценностям относятся: свобода, демократизм, доброта, социальная культура и культура личности, вера, воля, добродетель, эмпатия [3].

Российские педагоги, изучая проблемы нравственного воспитания, отмечают, что:

1. Нравственное воспитание связано с другими видами воспитания, которые выступают в качестве средств достижения целей нравственного воспитания.

2. Цели воспитания, практические и перспективные, предвосхищают направленность общественного развития, опережают уровень нравственного развития личности.

3. Цели воспитания реализуются через содержание деятельности, которая определяется проблемами воспитания.

4. Усвоение норм поведения происходит стихийно, через общение, которое придает воспитанию нравственную направленность.

5. Нравственное воспитание должно быть системным и комплексным [6].

Главной целью развития нравственности выступает обучение студенчества

пониманию смысла существования человека, ценности существования собственного и окружающих людей; формирование у студента понимания и осознания прошлого и будущего людей и своей роли в нем.

Основной функцией нравственного воспитания является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей студенчества к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

Нравственные качества развиваются в человеке в результате общения с другими людьми, чтения книг, душевного внутреннего озарения, нравственного воспитания или самовоспитания. Цель заключается в формировании у личности готовности быть верной нравственным общечеловеческим принципам, умении делать выбор поведения с учетом общественных нравственных требований и норм, прочной системой привычного повседневного нравственного мышления.

Главным критерием нравственных ценностей выступают общечеловеческие ценности.

Общими направлениями нравственного воспитания принято считать следующие: жизненные примеры; национальные и семейные традиции; воздействие радио и телевидения; стиль работы коллектива; психотерапия; социально-психологический тренинг; образцы поведения окружающих людей; поступки, высоко оцениваемые в литературе и многое другое, что личностно затрагивает ребенка и способно повлиять на его психологию и поведение; специально организованный и управляемый процесс развития нравственного воспитания.

Результативность нравственного воспитания проявляется не в декларациях, а в поступках людей и студентов в частности.

^исок литературы:

1. Коменский, Я.А. Великая дидактика [Текст] / Я.А. Коменский. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. - М.: Педагогика, 1982. - 486 с.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Инфра-М, 2008. - 37 с.

3. Овинова, Л.Н. Нравственность как педагогическое понятие [Текст] / Л.Н. Овинова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура - 2006. - № 16 (71). - С. 18-21.

4. Оринина, Л.В. К вопросу патриотического воспитания учащихся в современных социокультурных условиях [Текст] / Л.В. Оринина // Человек и современный мир. 2018. - №7 (20) - С. 71-78.

5. Cуворова, Е.В. Проблема преодоления негативных тенденций в развитии личности подростка // Известия Челябинского научного центра УРО РАН. - 2001. - №2. - С. 171-180.

6. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания: специальный курс [Текст] / Б.Т. Лихачев. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2010. - 336 с.

УДК 376

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кашуба Инесса Валерьевна

к.п.н., доцент кафедры педагогического образования и документоведения ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» Россия, г. Магнитогорск Мухаметдинова Юлия Александровна учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №2

магистрант ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» Россия, г. Магнитогорск

Аннотация: Наше общество нуждается в социально активных, инициативных, творческих, духовно развитых членах, в людях способных извлечь уроки из достижений прошлого и настоящего, которые обретут достаточный уровень интеллектуальной готовности и социальной активности строить свою жизнь. В статье рассматривается понятие «социальная активность», «социальная активность молодых педагогов», обосновывается необходимость изучения проблемы формирования социальной активности молодых педагогов. Анализируются критерия социальной активности молодых педагогов, особенности методы формирования социальной активности молодых педагогов.

Ключевые слова: социальная активность, методы формирования социальной активности, молодой педагог.

THE ISSUE OF FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY OF YOUNG TEACHERS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL ACTIVITIES

Kashuba Inessa Valerievna

Ph. D., associate Professor of pedagogical education and documentation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.