Научная статья на тему 'К вопросу о формировании социальной активности молодых педагогов в процессе профессиональной деятельности'

К вопросу о формировании социальной активности молодых педагогов в процессе профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашуба Инесса Валерьевна, Мухаметдинова Юлия Александровна

Наше общество нуждается в социально активных, инициативных, творческих, духовно развитых членах, в людях способных извлечь уроки из достижений прошлого и настоящего, которые обретут достаточный уровень интеллектуальной готовности и социальной активности строить свою жизнь. В статье рассматривается понятие «социальная активность», «социальная активность молодых педагогов», обосновывается необходимость изучения проблемы формирования социальной активности молодых педагогов. Анализируются критерия социальной активности молодых педагогов, особенности методы формирования социальной активности молодых педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY OF YOUNG TEACHERS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL ACTIVITIES

Our society needs socially active, initiative, creative, spiritually developed members, people who are able to learn from the achievements of the past and the present, who will gain a sufficient level of intellectual readiness and social activity to build their lives. The article deals with the concept of "social activity", "social activity of young teachers", the necessity of studying the problem of formation of social activity of young teachers. The criteria of social activity of young teachers, especially the methods of formation of social activity of young teachers are analyzed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании социальной активности молодых педагогов в процессе профессиональной деятельности»

3. Овинова, Л.Н. Нравственность как педагогическое понятие [Текст] / Л.Н. Овинова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура - 2006. - № 16 (71). - С. 18-21.

4. Оринина, Л.В. К вопросу патриотического воспитания учащихся в современных социокультурных условиях [Текст] / Л.В. Оринина // Человек и современный мир. 2018. - №7 (20) - С. 71-78.

5. Cуворова, Е.В. Проблема преодоления негативных тенденций в развитии личности подростка // Известия Челябинского научного центра УРО РАН. - 2001. - №2. - С. 171-180.

6. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания: специальный курс [Текст] / Б.Т. Лихачев. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2010. - 336 с.

УДК 376

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кашуба Инесса Валерьевна

к.п.н., доцент кафедры педагогического образования и документоведения ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» Россия, г. Магнитогорск Мухаметдинова Юлия Александровна учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №2

магистрант ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» Россия, г. Магнитогорск

Аннотация: Наше общество нуждается в социально активных, инициативных, творческих, духовно развитых членах, в людях способных извлечь уроки из достижений прошлого и настоящего, которые обретут достаточный уровень интеллектуальной готовности и социальной активности строить свою жизнь. В статье рассматривается понятие «социальная активность», «социальная активность молодых педагогов», обосновывается необходимость изучения проблемы формирования социальной активности молодых педагогов. Анализируются критерия социальной активности молодых педагогов, особенности методы формирования социальной активности молодых педагогов.

Ключевые слова: социальная активность, методы формирования социальной активности, молодой педагог.

THE ISSUE OF FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY OF YOUNG TEACHERS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL ACTIVITIES

Kashuba Inessa Valerievna

Ph. D., associate Professor of pedagogical education and documentation

Of the "MGTU im. G. I. Nosov» Russia, Magnitogorsk Mukhametdinova Yulia Aleksandrovna

teacher of Russian language and literature School №2 Master Of the "MGTU im. G. I. Nosov» Russia, Magnitogorsk

Abstract: Our society needs socially active, initiative, creative, spiritually developed members, people who are able to learn from the achievements of the past and the present, who will gain a sufficient level of intellectual readiness and social activity to build their lives. The article deals with the concept of "social activity", "social activity of young teachers", the necessity of studying the problem of formation of social activity of young teachers. The criteria of social activity of young teachers, especially the methods of formation of social activity of young teachers are analyzed.

Key words: social activity, methods of formation of social activity, young teacher.

Социальная активность личности как способность преобразовывать себя и мир в соответствии с системой жизненных установок обретается человеком под влиянием множества факторов, как стихийных, так и целенаправленных. В настоящее время в обществе идет дискуссия о том, какой учитель востребован современной образовательной и социокультурной практикой.

В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)» выделены требования к педагогу, которые связаны с его социальной активностью. Реализация представленных требований предполагает вхождение в структуру социальной активности педагога следующих умений: выступать перед аудиторией, формулировать и доносить до собеседников свою социальную позицию, способствовать становлению социальной позиции учеников, обоснованно отстаивать собственную точку зрения, взаимодействовать при решении общих задач в коллективе [5].

В нашем обществе востребованы инициативных, активно развивающиеся люди, которые умеют работать в командах, способные и готовые реализовывать свои идеи и замыслы. Воспитать такую личность может педагог-профессионал, важнейшими личностными и профессиональными качествами которого, наряду с гражданственностью, патриотизмом, гуманизмом, интеллигентностью, высокой духовно-нравственной культурой и трудолюбием является и его социальная активность.

Анализ литературы по данной проблематике показал, что социальную активность необходимо рассматривать в нескольких аспектах: социальный аспект - накопление социальных знаний и умений; личностный аспект - отраженный в потребностях, интересе, отношении к социальной действительности. Личность реализует себя, свое умение адаптироваться, социализироваться через активность, направленную в различные сферы общественно значимой деятельности, в процессе которой происходит ее становление.

По мнению Е.М. Кандалиной, социальная активность рассматривается как качество личности, которое проявляется в социальной деятельности, в желании и готовности работать, развиваться в интересах социума [2].

Формирование социальной активности молодого педагога рассматривается как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение необходимого материала и определенных качеств для активной жизни в обществе, в социуме, формируется устойчивая система ценностей, процесс мыслительной деятельности: умение размышлять, анализировать, ставить цели, определять задачи.

194

Социальная активность реализуется в системе целевых установок, ценностных ориентаций, определяющих мотивационную сферу личности, направленность ее интересов, выбор способов деятельности по удовлетворению возникающих потребностей.

Мы согласны с М.Г. Ивановым, который считает, что социальная сущность любой личности проявляется, прежде всего, в том, какие социальные роли и как она выполняет. Исследователь дает подробный обзор и анализ определений категории «социальная роль» и приходит к выводу, что существенными признаками социальной роли являются: фиксация в ней прав и обязанностей (что выражается термином «ожидание»); связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности (функциями) личности; нормативная обусловленность роли [1].

Социальную активность учителя можно определить как ведущее личностное и профессиональное качество педагога, которое способствует его профессиональной компетентности во взаимодействии с другими индивидами, общностями, коллективами, группами в деятельности, необходимость которой обусловлена общественно-значимыми интересом и целями.

Учитывая специфику профессиональной деятельности учителя, к перечню критериев его социальной активности мы относим следующие: ценностно-мотивационные (дружелюбие, толерантность, альтруизм, добросовестность, трудолюбие, служение и верность своему профессиональному долгу и др.); информационно-когнитивные (активная жизненная гуманистическая позиция, знание этических норм и сознательное, добровольное следование им, осознанное отношение к деятельности); операционные (способность организовать социально значимую деятельность учащихся, их самостоятельную деятельность, совместную деятельность учеников и взрослых, умение создать благоприятную обстановку и т. п.); инструментальные (навыки самоорганизации, самостоятельность, инициативность, умение убеждать, умение работать в команде, креативность, целеустремленность).

Все возрастные категории определяются социальным статусом, специфическим общественным положением и ведущей деятельностью личности. Молодым педагогом является педагог от 18 до 30 лет, имеющий стаж работы до 5 лет. Молодые педагоги адаптируются к профессиональной деятельности в среднем в течение от 6 месяцев до 3 лет. Они адаптируются к условиям труда, его специфике, интенсивным коммуникативным взаимодействиям, но труднее всего им удается справиться с эмоциями, управлять и регулировать свои психические состояния. В связи с этим многие педагоги отмечают, что испытывают усталость, опустошенность после занятий, отчаяние и разочарование в своих способностях в организации и управлении учебным процессом.

Молодые учителя нуждаются в конкретных рекомендациях и советах со стороны более опытных коллег, их помощи при разработке разных типов уроков, при решении трудных ситуаций. Также учителю в первые годы работы необходимы консультации психолога для гармоничного вхождения в новую социальную роль. Посещая открытые уроки опытных учителей, молодой коллега обучается особенностям практического применения разнообразных методов и форм коллективной и индивидуальной работы на уроке с детьми разного возраста, учится использовать современные образовательные технологии.

Социальная активность педагога понимается Н.И. Бычковой как деловитость, инициативность, настрой на планомерную и целенаправленную реализацию профессиональных обязанностей, творческое отношение к разным проявлениям жизни общества. Творческие ресурсы оказываются социальными только при выражении в общественно значимой и активной деятельности. Социальная активность учителя предполагает развитие и обогащение личностных ресурсов, отличается особенностями, которые обусловлены спецификой педагогической деятельности [7].

По мнению Ю. Кустиковой, процесс формирования соцтальной активности осуществляется в три этапа: целеустановочный, мотивационный и этап формирования [4].

Э.Ф. Шякирова считает, что формирование социальной активности является процессом развития основных сфер человеческой деятельности, в результате которого возникают новые мотивы и потребности. Социальная активность начинает формироваться с развития познавательной сферы молодых педагогов. При воздействии на ту или иную сферу мы говорим о методах, способствующие формированию: познавательную сфера -методы воздействия (убеждения и самоубеждения) и методы формирования сознания [8].

При формировании мотивационной сферы молодых педагогов используются методы стимулирования. Методы стимулирования побуждают педагога к определенному поведению через удовлетворение его потребностей и интересов.

При воздействии на поведенческую сферу молодых педагогов - методы воздействия и методы организации деятельности и формирования опыта поведения (игровая форма работы, труда, поручения, соревнования, методы поддержки, показа образцов, примеров, создание ситуации успеха) [3].

Стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь молодым педагогам в становлении, обогащении и совершенствовании лучших сторон их личности, на создание условий для ее развития.

Преобразование социума будет успешным, если оно обеспечивается активным, творческим включением молодого поколения в процесс создания материальных и духовных благ.

Список литературы:

1. Иванов, М.Г. Системно-ролевой подход к социальному воспитанию студентов [Текст]/ М.Г.Иванов//П Вестник Тамбовского университета. - Сер.: Гуманитарные науки. -Тамбов, 2008. - № 10 (66). - С. 212-214.

2. Кандалина, Е.М. Развитие социальной активности студентов в социокультурной деятельности дополнительного образования педагогического колледжа[Текст]: Учебно-методическое пособие /Е.М. Кандалина. - Костанай, 2005. - 97с.

3. Краевский, В.В. Общие основы педагогики[Текст]: Уч. для студ. высш. пед. уч. зав. / В.В. Краевский. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

4. Кустикова, Ю.О. Технология формирования социальной активности студента в воспитательной системе вуза [Текст]/ Ю.О.Кустикова // Педагогика искусства. - 2013- №4. -С. 368-377.

5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" [Электронный ресурс]/ КонсультантПлюс, 2013. - Режим доступа: [http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html/ (дата обращения: 19.07.2018).

6. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В.. Теория и методика воспитания[Текст]: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012. - 415 с.

7. Харланова, Е.М. Социальная активность студентов[Текст]: сущность понятия /Е.М.Харланова//Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 4. - С. 183-186.

8. Шакирова, Э.Ф. Методика формирования социальной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья в педагогическом колледже [Текст] / Э.Ф. Шакирова // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.- М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. - С. 183 - 185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.