УДК 81
Dementieva Yu.V., Сand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State
University (Electrоisоlator, Russia), E-mail: [email protected]
THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF YOUNG TEACHERS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. The article shows the necessity of organization of support of beginning teachers in high school. Employers want to see a professionally competent, self-thinking teacher who is ready psychologically and practically to teach in the conditions of modern society. Practice of work with young teachers shows that even a high degree of readiness for pedagogical activity does not guarantee a quick personal and professional adaptation of the young teacher. The main difficulties faced by young teachers are shown, the main directions and principles of the organization of work are considered. The author concludes that the professional development of novice teachers is a complex and multifaceted process, which is implemented through the organization of self-education, the work of teachers, mentors, involvement of social partners, etc.
Key word: young teacher, principles of work with young teachers, directions of work.
Ю.В. Дементьева, канд. пед. наук, доц., доц. каф. психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный
университет», пос. Электроизолятор, E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье показана необходимость организации сопровождения начинающих преподавателей в вузе. Работодатели хотят видеть профессионально-компетентного, самостоятельно мыслящего преподавателя, который готов психологически и практически к преподаванию в условиях современного социума. Показаны основные трудностям, с которыми сталкиваются молодые преподаватели, рассмотрены основные направления и принципы организации работы. Автор делает вывод о том, что профессиональное становление начинающих преподавателей - сложный и многогранный процесс, которое реализуется через организацию самообразования, работу педагогов-наставников, привлечения социальных партнеров и т. д.
Ключевые слова: молодые преподаватели. принципы работы с молодыми преподавателями, направления работы.
Работа с молодыми преподавателями является актуальным направлением деятельности современного вуза. Это является важным условием формирования из молодого специалиста сотрудника, готового к освоению образовательных инноваций и способного к активизации деятельности студентов, которые, в силу возраста, гораздо быстрее откликаются на педагогические воздействия преподавателей, близких к ним по возрасту.
К молодым преподавателям мы условно относим следующие группы работников:
- выпускников вуза, получивших диплом о педагогическом образовании и, в тот же год трудоустроившихся в образовательную организацию;
- преподавателей, имеющих опыт работы в других образовательных учреждениях, но на работу в вуз устроившихся впервые;
- преподавателей, вернувшихся к профессиональной педагогической деятельности после длительного перерыва (трёх и более лет).
Тем самым в данной статье речь пойдёт о начинающих преподавателях.
Безусловно, большая работа с молодыми преподавателями проводится в рамках обучения в аспирантуре. Но, как показывает опыт, не каждый молодой педагог имеет возможность обучаться в аспирантуре или, обучаясь, формировать необходимые, прежде всего, практические умения и компетенции.
Между тем, общество предъявляет к современному преподавателю ряд серьёзных требований. Прежде всего, работодатели хотят видеть профессионально-компетентного, самостоятельно мыслящего преподавателя, который готов психологически и практически к преподаванию в условиях современного социума.
Многие исследователи рассматривают первые годы работы преподавателей как активный период профессионального становления.
Весте с тем, сущность категории «профессиональное становление» может быть выявлена в сопоставлении ее с категориями «формирование» и «развитие».
Термин «Профессиональное становление» можно трактовать с различных позиций (табл. 1).
Развитие личности молодого преподавателя происходит путем качественных изменений, ведущих к новому уровню её целостности. При этом развитие предполагает:
- изменение сложившихся установок и ориентаций,
- формирование необходимых мотивов поведения под влиянием факторов, связанных с осуществлением профессиональной педагогической деятельности.
В то же время надо отметить, что практика работы с молодыми преподавателями показывает, что даже высокий уровень готовности к педагогической деятельности не гарантирует быстрой личностной и профессиональной адаптации молодого преподавателя.
Таблица 1
№ Учёный Содержание термина «Профессиональное становление»
1. Б.Г. Ананьев Соотносит профессиональное становление молодого преподавателя с накоплением опыта практической деятельности и приобретением мастерства (акме) [1].
2. Т. В. Зеер и ряд других учёных [2] , Понимают под профессиональным становлением развёрнутый во времени процесс овладения профессией. «Профессиональное становление» рассматривается как некое формообразование личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности.
3. Т.В. Кудрявцев Рассматривает процесс профессионального становления как длительный процесс развития личности, начиная с формирования профессиональных намерений в юности до полной реализации себя в профессиональной деятельности [3].
4. А.К. Маркова Рассматривает профессиональное становление и развитие как накопление качественных изменений в психике человека на пути его движения к профессионализму [4].
5. Е.М. Павлютенков Под профессиональным становлением понимает последовательные изменения различных сфер (самосознания, потребностно-мотивационной и операционно-технической сфер) [5].
Анализ содержания термина «Профессиональное становление»
Анализ работы с молодыми преподавателями показывают, что наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают следующие вопросы (табл. 2):
Таблица 2
Наибольшие сложности в работе молодых преподавателей
№ Виды профессиональной деятельности
1. - организация семинарских и практических занятий со студентами, особенно, на интерактивной основе;
2. - поддержание дисциплины и порядка на занятиях,
3. - методическое обеспечение занятий,
4. - разработка тестовых заданий и ФОС, методических рекомендаций для проведения занятий,
5. - организация продуктивного взаимодействия с коллегами, в том числе при проведении семинарских занятий после лекционного курса преподавателей, с которыми приходится работать в паре.
Причиной возникновения проблем можно считать то, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, поэтому является необходимостью оказание постоянной методической помощи преподавателям. Чем раньше молодой специалист убедится в правильности выбора профессии, чем меньше прогнозируемых трудностей встретит он, тем более квалифицированным специалистом он может в итоге стать.
На профессиональное развитие личности в значительной степени влияют первые годы работы, поскольку именно этот период считается своего рода тем испытательным сроком, который в дальнейшем определяет позиции специалиста в социальной и профессиональной среде, а также является фундаментом для его будущей профессиональной карьеры, который во многом будет определять ее успешность [5].
Практика показывает, что специалист максимально раскрывает свой потенциал только тогда, когда он понимает свою роль в решении общих задач и получает адекватную оценку со стороны коллег.
В этой связи необходимо создавать условия для развития профессиональной компетентности, формирования личности молодого преподавателя с объективным восприятием Я-концеп-ции, способной к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию, формированию необходимых ценностно-смысловых ори-ентаций [6 - 8].
Библиографический список
На основе анализа литературы, можно выделить следующие принципы сопровождения молодых преподавателей:
- опора на позитивный внутренний потенциал и имеющиеся достижения молодых преподавателей (установление доверительных отношений сопровождающего и сопровождаемого, выявление профессионально-важных качеств личности для актуализации идеи реальности достижения перспектив профессионального роста);
- приоритет личных и профессиональных интересов начинающих преподавателей;
- обеспечение самореализации в профессиональной деятельности);
- обеспечение субъектной позиции молодых преподавателей [6].
Однако работа с молодыми преподавателями не должна превращаться в стихийный процесс, т. к. в этом случае она не будет эффективной. Практика показывает, что необходима реализация некой технологии сопровождения молодых преподавателей в вузе.
Технология сопровождения молодых преподавателей в вузе призвана обеспечить:
- создание психологически комфортных условий для профессиональной деятельности преподавателя в период его профессиональной адаптации;
- оказание начинающему преподавателю всесторонней (психологической, педагогической, методической, правовой, социальной и др.) помощи при решении вопросов, возникающих в процессе работы; привлечение специалистов разного профиля к оказанию помощи педагогу;
- привлечение начинающих преподавателей к решению задач развития вуза, реализации программ, проектов и т. п. на основе сотрудничества и сотворчества;
- обеспечение условий для профессионального роста молодых преподавателей и развития их профессиональной компетентности.
Большую роль в оказании помощи начинающим преподавателям могут оказать наставники. Наставничество позволяет реализовать функции фасилитации, психологической, методической и педагогической помощи и поддержки. Задача наставника - помочь молодому преподавателю реализовать себя, развить личностные качества, профессиональные умения, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что профессиональное становление начинающих преподавателей - сложный и многогранный процесс, которое реализуется через организацию самообразования, работу педагогов-наставников, привлечения социальных партнеров и т. д.
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Москва, 1980; Т. 1.
2. Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. Свердловск, 1987.
3. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вопросы психологии. 1981; 2.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва, 1996.
5. Павлютенков Е.М., Крыжко В.В. Психология в практике менеджера образования. Санкт-Петербург, 2001.
6. Харавинина Л.Н.. Сопровождение личностно-профессионального развития молодого педагога. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ярославль, 2011.
7. Ахмедова Э.М. Компетентностный подход к формированию ценностно-смысловой ориентации в образовательном пространстве социума магистрантов психолого-педагогического направления. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012; 1: 48 - 51.
8. Ахмедова Э.М. Механизмы смыслотворчества как способ реализации ценностных ориентиров в образовании. Вестник СевероКавказского федерального университета. 2015; 1 (46): 184 - 188.
References
1. Anan'ev B.G. Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva, 1980; T. 1.
2. Zeer 'E.F. Professional'noe stanovlenie lichnosti inzhenera-pedagoga. Sverdlovsk, 1987.
3. Kudryavcev T.V. Psihologo-pedagogicheskie problemy vysshej shkoly. Voprosy psihologii. 1981; 2.
4. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva, 1996.
5. Pavlyutenkov E.M., Kryzhko V.V. Psihologiya vpraktike menedzhera obrazovaniya. Sankt-Peterburg, 2001.
6. Haravinina L.N.. Soprovozhdenie lichnostno-professional'nogo razvitiya molodogo pedagoga. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 2011.
7. Ahmedova 'E.M. Kompetentnostnyj podhod k formirovaniyu cennostno-smyslovoj orientacii v obrazovatel'nom prostranstve sociuma magistrantov psihologo-pedagogicheskogo napravleniya. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2012; 1: 48 - 51.
8. Ahmedova 'E.M. Mehanizmy smyslotvorchestva kak sposob realizacii cennostnyh orientirov v obrazovanii. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2015; 1 (46): 184 - 188.
Статья поступила в редакцию 09.08.18
УДК 371
Dzhioeva A.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology,
North-Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia),
E-mail: [email protected]
Besaeva A.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology,
South-Ossetian State University n.a. A.Tibilov (Tskhinval, Republic of South Ossetia),
E-mail: [email protected]
ABOUT THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' VALUE-MEANING ORIENTATION AT LITERATURE LESSONS. The article deals with the essence of school students' value-meaning orientation and reveals the potential of its development at Literature lessons while studying the story "The Human mother" by V. Zakrutkin and the Ossetian folk song about Zadalesky mother. The authors make conclusion about the necessity of realization of pedagogic and psychological interaction in this context while studying works of art. The moral problem, which is the key to the content of these works, is felt by them as a universal, global, never losing its meaning. This contributes to a deep understanding of life situations and actions of people, the implementation of each individual informed choice in determining their own civil position, based on the Arsenal of universal values and formed on their basis of personal value and semantic orientation.
Key words: personal meaning, value-meaning orientation, pedagogic and psychological interaction, ideal content, humanism, kindness, mercy.
А.Р. Джиоева, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии,
Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ,
E-mail: [email protected]
А.Г. Бесаева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии,
Юго-Осетинский государственный университет имени А. Тибилова, г. Цхинвал, Республика Южная Осетия,
E-mail: [email protected]
О РАЗВИТИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
В статье рассматривается суть ценностно-смысловой ориентации школьников и раскрывается потенциал её развития на уроках литературы при изучении повести В. Закруткина «Матерь человеческая» и осетинской народной песни о Задалесской матери. Делается вывод о необходимости реализации психолого-педагогического взаимодействия в данном направлении при изучении художественных произведений. Нравственная проблема, являющаяся ключевой в содержании данных произведений, ощущается ими как общечеловеческая, глобальная, никогда не утрачивающая своего значения. Это способствует глубокому осмыслению жизненных ситуаций и поступков людей, осуществлению каждым конкретным индивидом осознанного выбора в определении собственной гражданской позиции, исходя из арсенала общечеловеческих ценностей и формирующейся на их основе личной ценностно-смысловой ориентации.
Ключевые слова: личностный смысл, ценностно-смысловая ориентация, психолого-педагогическое взаимодействие, идейное содержание, гуманизм, доброта, милосердие.
Ценностно-смысловая сфера человека представляет собой основу формирования его личности, является ее центральным образованием, регулирующим поведение индивида во всех конкретных ситуациях и определяющим общий характер его деятельности, способствующим осмыслению человеком смысла своего существования.
Исходя из структурно-семантического анализа указанного понятия, можно заключить, что состав ценностно-смысловой сферы представлен двумя основными компонентами: а) ценностями и ценностными ориентациями, б) системой личностных смыслов. Под ценностями человека в психологической науке понимается комплекс представлений о том, что представляет для него особую важность, совокупность его представлений и убеждений, находящих выражение в его поведении.
Именно система ценностей, выступающая в качестве, важного структурного компонента личности и определяющая её главные характеристики, обеспечивает иерархию нравственных ориентиров как основы мировоззрения индивида. Они обычно служат критериями, определяющими качество осмысления и оценки человеком той или иной социальной ситуации той или иной личности, самого себя, а также служат, по мнению ученых, показателями уровня культурного развития и цивилизованности социума.
Ценностные же ориентации, включая в себя всю систему эстетических, правовых, политических, экологических, экономических, мировоззренческих знаний, представлений и убеждений индивида, считаются наиболее важным компонентом его сознания. Именно на основе ориентации человеком выбираются социально значимые для него объекты, оценивается их полезность и важность, а затем они причисляются им к системе ценностей.
Существование ценностных ориентаций в сознании каждого индивида не может быть изолированным, не зависящим друг от друга. Они объединены в структурные комплексы, расположен-
ные в строгой иерархии и упорядоченные по мере значимости. Принципиальную важность при этом представляют те ориентации, которые определяются индивидом как доминирующие, центральные, системообразующие.
Помимо психолого-педагогических категорий ценностей и ценностных ориентаций, следует рассмотреть и еще одну - категорию личностного смысла, находящуюся в непосредственной взаимосвязи с понятием гармонического развития личности. Под личностным смыслом обычно понимается индивидуальное отношение человека к тем объектам, во имя которых осуществляется его деятельность [1]. Смысл этих объектов осознаётся индивидом как их «значение для меня» [2].
Основной характеристикой личностного смысла является, как указывают ученые [1; 2], его производность от жизненной позиции индивида, его места и роли в функционировании системы общественных отношений. Стремление к постижению данного смысла является важнейшей потребностью человека и состоит в выражении его отношения к предметам и явлениям реального мира.
Содержание рассмотренных выше понятий позволяет охарактеризовать суть ценностно-смысловой сферы и ценностно-смысловой ориентации личности. В качестве основы ценностно-смысловой ориентации индивида выступает целостный комплекс психолого-педагогических категорий, представленный потребностями, мотивами, интересами, целями, идеалами, убеждениями, мировоззрением, посредством которых формируется направленность личности. и выражается ее социально-детерминированное отношение к действительности.
Как указывают учёные [3], ценностно-смысловая ориентация личности играет ведущую роль в определении ее центральной позиции, направленности и содержания её социальной активности, поведения и поступков, общего подхода к окружающему миру и собственной индивидуальности. Формирование и развитие ценностно-смысловой ориентации индивида осущест-