Научная статья на тему 'Социально исторические аспекты формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста'

Социально исторические аспекты формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
627
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / РЕБЁНОК / ФОРМИРОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / COMMUNICATION / CHILD / DEVELOPMENT / COMMUNICATIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидовец И А

В статье раскрывается понятийное поле проблемы формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Специфика дошкольного образования проявляется в сформированном достигнутом уровне развития личности ребёнка и его интеллекта, что позволяет дошкольнику успешно овладевать разными видами деятельности, а также в воспитании базиса личностной культуры ребёнка, которая должна занимать определённое место в системе человеческих социальных отношений. В современном обществе в условиях спроса и роста социально-экономической жизни к коммуникативной деятельности личности предъявляются высокие требования, в статье освещается актуальность темы, показывающая необходимость в поиске и разработке инновационных подходов к формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Проведён ретроспективный анализ исследований в области развития детской личности и её положительного вхождения в социум, важность и значимость социально-коммуникативного развития для позитивной социализации детей дошкольного возраста. Рассмотрено социально историческое понимание отдельных понятий «коммуникация», «умения», «коммуникативные умения», которые являются многие годы целью изучения теоретиков и практиков. Изучение теоретических и практических аспектов проблемы формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста на сегодняшний день позволит развивать и обучать современного ребёнка для его дальнейшего позитивного вхождения в мир общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND HISTORICAL ASPECTS OF DEVELOPING CHILDREN’S COMMUNICATIVE SKILLS AT PRESCHOOL AGE

The article reveals the conceptual field of the problem of developing children’s communicative skills at preschool age. The specific features of preschool education manifest themselves in the achieved level of development of a child’s personality and his/her level of intelligence. It allows the child to master various types of activities successfully. Pre-school education lays the basis of a child’s personal culture, which helps him/her occupy a certain place in the system of human social relations. In current society in the conditions of high market requirements and growing social and economic life, high demands are placed on a person’s communicative activity. The article highlights the relevance of the topic and demonstrates the need for searching and developing innovative approaches to developing pre-schoool children’s communicative skills. The research is carried out, concerning retrospective analysis in the field of a child’s personality development and a person’s positive entry into society. The importance and significance of social and communicative development for the positive socialization of children at preschool age are proved in the paper. The article considers social and historical understanding of certain concepts of “communication”, “skills”, “communicative skills”, which for many years have been the goal of studying for many theorists and practitioners. The study of theoretical and practical aspects of the problem of developing children’s communicative skills at preschool age makes developing and training a modern child for his further positive entry into the world of society possible.

Текст научной работы на тему «Социально исторические аспекты формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста»

DOI: 10.25588ZCSPU.2018.02.20

УДК 372.21 ББК 74.100.5

И.А. Демидовец

ORCID № 0000-0003-3255-908Х, аспирант кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-тай\ demidovec.i@mail.ru

СОЦИАЛЬНО ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье раскрывается понятийное поле проблемы формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Специфика дошкольного образования проявляется в сформированном достигнутом уровне развития личности ребёнка и его интеллекта, что позволяет дошкольнику успешно овладевать разными видами деятельности, а также в воспитании базиса личностной культуры ребёнка, которая должна занимать определённое место в системе человеческих социальных отношений. В современном обществе в условиях спроса и роста социально-экономической жизни к коммуникативной деятельности личности предъявляются высокие требования, в статье освещается актуальность темы, показывающая необходимость в поиске и разработке инновационных подходов к формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Проведён ретроспективный анализ исследований в области развития детской личности и её положительного вхождения в социум, важность и значимость социально-коммуникативного развития для позитивной социализации детей дошкольного возраста. Рассмотрено социально историческое понимание отдельных понятий «коммуникация», «умения», «коммуникативные умения», которые являются многие годы целью изучения теоретиков и практиков. Изучение теоретических и практических аспектов проблемы формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста на сегодняшний день позволит развивать и обучать современного ребёнка для его дальнейшего позитивного вхождения в мир общества.

Ключевые слова: коммуникация, ребёнок, формирование, коммуникативные умения.

Основные положения:

• проведен сравнительный анализ понятий «коммуникация», «умения»;

• проведен ретроспективный анализ теоретических аспектов формирования коммуникативных качеств у ребёнка дошкольного возраста;

• раскрыта актуальность изучения проблемы формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает в себя «Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и её объёму» 1. Данные требования содержат обязательное создание развивающих и обучающих условий для ребёнка дошкольного возраста, которые обеспечат возможности для дальнейшего позитив-

ного вхождения в социум. Современная нормативно-правовая документация, регулирующая качество дошкольного образования, указывает на позитивную социализацию детей дошкольного возраста, которая обеспечивает позитивный рост личности ребёнка, его творческие способности и инициативу к познанию, изучению нового в условиях взаимодействии и сотрудничестве со взрослыми и другими

1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.

детьми, при соответствии возрастных, индивидуальных особенностей и возможностей дошкольников их видам деятельности. А также в современных требованиях к условиям деятельности дошкольной образовательной организации фиксируется обязательное создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Дошкольный период является основой, фундаментальным педагогическим процессом в формировании всех коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста, находится в центре внимания в связи с его значимостью во всех сферах жизнедеятельности подрастающей личности, это объясняет актуальность вопроса формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. В современном российском образовании на первое место выходит формирование первичных личностных представлений подрастающего поколения, поэтому дошкольный возраст определяется как отечественными учёными, так и современными авторами, как важный этап социализации, а также динамичное личностное и психическое развитие.

Изучая особенности функционирования психических процессов в период дошкольного возраста, С.А. Лебедева выявила определенные изменения через длительный промежуток времени, постепенно изучая все периоды дошкольного детства - от младенчества до более старшего дошкольного возраста. Были отмечены серьёзные изменения, как качественные, так и количественные, происходящие в поведении и психике ребёнка дошкольного возраста при его переходе из одной возрастной группы в другую, охватывая все значимые периоды [1, с. 27]. Следует отметить, что специфика дошкольного детства проявляется в формировании, воспитании базиса культуры личности ребёнка дошкольного возраста, а также места личностной культуры в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня развития интеллекта и развития личности дошкольника, для успешного овладения разными видами деятельности.

В период дошкольного детства развиваются такие базовые коммуникативные новообразования, как умение, умение взаимодействовать. Изучая этот вопрос, учёные, педагоги и психологи дают понятие базовых составляющих, отметим некоторые из них. Понятийное поле «Знания», на наш взгляд, достаточно шире, чем навыки. Знания представляют собой набор фактов, набор информации, которые требуются непосредственно для выполнения работы, некий интеллектуальный контекст, в котором работает человек. Способности рассматриваются учёными как свойства личности, представляющие собой условия успешного осуществления определённого вида деятельности. В процессе деятельности из задатков развиваются существующие у индивида способности, которые не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Являясь внутренними, обуславливающими возможность приобретения регуляторами психических процессов, способности раскрываются в способах и приёмах определённой деятельности, их быстроты, глубины и прочности овладения [2, с. 89; 3, с. 25-64].

В трудах К.К. Платонова навык рассматривается как действие, в своих исследованиях учёный указывал, что действие реализуется на более высоком уровне, рассматривается готовность выполнять какое-либо действие, как умение. Умение формируется на основе знаний и навыков, в новых и обычных условиях. Умение формулируется как способность выполнять определённое действие или деятельность продуктивно, подбирая и применяя целесообразные приёмы (приобретённые знания и навыки). Благодаря тому, что только навыки предполагают автоматизацию действий и осуществляются при стабильных, постоянных условиях, можно говорить о том, что свидетельством сознательного и творческого мышления будет являться владение определёнными умениями. Под умением подразумевается самый элементарный уровень выполнения действий, а также мастерство человека, применяемое в каком-либо виде деятельности. Также К.К. Платонов определяет умение как высшее человеческое свойство, форми-

X

ф

.а X ш

н га

х

о

X

го ей о

о -&

Ъ

ъ

Ф го

5*3

ГО Го

со О ей

О)

¡£ О О)

? о

Л*

О

о

X .0

ГО ф ^ I-

о ч О

ф

рование которого является целью педагогического процесса, его завершением. Умение является основным звеном перехода от базовых коммуникативных функций к развитию целостной коммуникативной личности. Умение выступает как обладание какими-либо накопленными качествами, свойствами человека для успешного осуществления любого рода деятельности [4].

Ф.Н. Гоноболин, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин раскрывают термин «умение» как систему взаимосвязанных действий [5]. Система взаимосвязанных действий ребёнка, на наш взгляд, представляет собой совокупность действий, для совершения которых ребёнку будет необходимо взаимодействовать с окружающей его средой, с окружающим его миром, а, значит, и с окружающими его другими детьми и другими взрослыми.

Ю.И. Пасов определяет умение как способность управлять речевой деятельностью с целью решения коммуникативных задач общения, которые представляют собой главную цель эффективной социализации ребенка в семье, в группе детского сада и в целом в обществе [6].

Таким образом, общение является сложным процессом передачи и приёма вербальной и невербальной информации, установлением контакта между людьми, побуждающего к совместной деятельности, которая требует специфических знаний и умений. Воспитание необходимых качеств личности закладывается в период дошкольного возраста, поэтому важно развивать именно коммуникативные умения на начальном этапе активизации речевой деятельности.

По мнению М.М. Алексеевой и М.В. Яшиной, основными умениями детей в норме являются: умение легко входить в круг общения со сверстниками и взрослыми, активное общение, при котором ребёнок слушает и понимает речь, учитывает ситуацию, последовательно и понятно выражает свои мысли и умеет пользоваться формами речевого этикета [7, с. 36-48; 8, с. 12-29].

По мнению Т.Д. Марцинковской, общение ребёнка в кругу своих сверстни-

ков помогает создавать у него более верный, адекватный и естественный образ самого себя, а общение ребёнка в кругу взрослых стимулирует познавательную активность ребёнка, позволяет формировать самопознание, практически все знания ребёнка о самом себе [9, с. 10-36].

В учениях М.И. Лисиной, Н.Н. Авдеевой, С.Ю. Мещеряковой, Л.Н. Гали-гузовой, Я.В. Царегородцевой, А.А. Люблинской, Е.О. Смирновой и других исследователей, общение трактуется как особый вид деятельности, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [10, с. 1417; 11; 12; 13, с. 19-27; 14].

В работах Е.В. Малютиной прослеживаются мысли о том, что в повседневной жизни ребёнка дошкольного возраста необходимым условием является общение, в котором ребёнок проявляет себя во взаимодействии с окружающими и развивается как личность, овладевающая коммуникативными умениями и навыками, усваивающая правила поведения и речевого этикета, нравственные установки и ценностные ориентации, а значит, и в целом человеческие ценности и культуру общения [15, с. 90-91; 16, с. 104-107; 17, с. 63-65].

Общение в педагогике и психологии часто определяют как процесс коммуникации. С целью осмысления обратимся к ретроспективе формирования понятия «коммуникация» [18, с. 66-68].

Философский словарь даёт следующее определение термина «коммуникация»: коммуникация - (от лат. communication -сообщение, передача) общение, обмен мыслями, ведениями, идеалами и т.д., передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях2. Разные виды коммуникаций, как, например, в литературе, бытовых отношениях или в искусстве, в научной сфере и любой другой, демонстрируют процессы социальные, в которых отображаются общественные структуры и исполняют в ней связующую функцию. По мнению А.Н. Исаковой, коммуникативная компе-

2 Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001. 719 с.

тенция наряду с другими умениями и навыками является «личным капиталом человека» [19, с. 46; 20].

Коммуникация - главное неотъемлемое условие существования человека в процессе жизнедеятельности и сосуществования его в обществе. Человеческое общение всегда составляло основу социального существования, хотя его значение и характерные предпосылки, на разных этапах становления и развития человеческого общества, осознавались по-разному. Коммуникационный процесс исторически сложился из совокупности исследований системного опыта, мнений, идей, подходов и приёмов, анализа и переоценки целых поколений, используемых в различных областях научного знания, как социально-гуманитарного, так и естественно-научного.

В содержании целостности термина «коммуникация» следует выделить совокупность педагогических идей, начиная с основоположников ораторского искусства, мыслителей Древней Греции и заканчивая современными учёными в области педагогики и психологии. Возникло ораторское искусство на Сицилии, где трудились первые учителя красноречия Тисий и Коракс. Известный греческий философ Горгий в. до н.э.) родил-

ся в сицилийском городке Леонтины.

Демокрит (460-370 гг. до н.э.) в своих учениях рассматривал воспитание, с точки зрения положительного примера семьи, влияющего на ребёнка. Только если взрослый положительно мыслит, положительно говорит и положительно ведёт себя, то, соответственно, и ребёнок будет следовать такому примеру и в дальнейшем будет ориентирован на обучение, развитие и самосовершенствование [21, с. 147].

В V в. до н.э. первые учителя, называвшие себя софистами, выносят на первый план проблему человека, появляется так называемый «сократический метод диалектики». В связи с чем возникает риторика как искусство речи. Сократ (469-370 гг. до н.э.) также считал, что только на добрых помыслах и добрых делах можно воспитать личность, он рассматривал моральные качества, которые формируют личность каждого человека,

живущего в обществе. Именно развитие моральных качеств будет способствовать становлению человека как добродетеля, способного жить в окружающем его социуме, познавая себя как нравственное и общественное существо, индивид сможет ориентироваться в мире [21, с. 148].

Платон (427-347 гг. до н.э.) внёс вклад в искусство красноречия, обладал изощрённым даром убеждения искусно оказывал психологическое воздействие на собеседника, это хорошо прослеживается во многих его произведениях. Впервые доносит мысль о значимости формирования личности с раннего возраста и главная задача педагога готовить ребёнка к преодолению неблагоприятных и отрицательных факторов, которые в дальнейшем возможно будут окружать маленькую личность [21, с. 149].

Аристотель (384/3-322/1 гг. до н.э.) проложил связь областей коммуникативного знания с другими науками междисциплинарного характера. Полагая, что первая экзистенциальная потребность человека заключается в коммуникации, показателе человеческого бытия, в котором происходит произвольно согласованный диалог личностей [22]. Процесс взаимодействия индивидов способствовал формированию эволюционно-исторических, онтогенетических способностей и средств человеческой коммуникации. Важным свойством развития личности являются не только её врожденные качества и способности, но и непосредственное влияние социума [23]. Все переживания человека заложены в коммуникативных мотиваци-онных процессах и деятельности, таких как общение, этические, нравственные и правовые стандарты.

По мнению Цицерона (106-43 гг. до н.э.), ораторство - это наука и искусство оформления мысли в речь, направляющее и помогающее в любой профессиональной деятельности, тогда предметом данной науки может быть искусство транслировать свои знания посредством речи [24].

М.Ф. Квинтилиан (35 - ок. 100 гг. до н.э.) автор самого полного учебника по ораторскому искусству, его считают основоположником педагогической системы,

X

ф

.а X ш

н га

х

о

X

го ей о

о -&

Ъ

ъ

Ф го

5*3

ГО Го

со О ей

ф

¡£ О Ф

? О Л* О

О X -О

ГО ф ^ I-

зч) о ч О

ф

разработавшим основы общего образования и комплекс предметов общего образования, цель такого воспитания - действовать в любой области человеческой деятельности [25]. Мыслитель считал, что ребёнок - «драгоценный сосуд», с которым надо обращаться бережно и уважительно. Многие общественные деятели и философы того времени хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого отдельного человека.

Идеалы воспитания и образования изображены в эпоху Возрождения, в трактатах Эразма Роттердамского «О первоначальном воспитании детей», в педагогическом сочинении Вивеса «О порче нравов», Ж.Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» [26; 27] и других мыслителей, но несмотря на это современные исследования в сфере педагогических наук отличаются гуманистической образованностью от педагогических воззрений просветителей, философов и исследователей ушедших эпох [28, с. 93].

Весь период возникновения педагогических концепций и взглядов сопровождается зарождением новых форм педагогических размышлений, обновлением мыслей на естество и опыт обучения и воспитания человека. Инициаторами реформации в становлении педагогических идей стали Ж. Кальвин (1509-1564 гг.) и Лютер М. (1483-1546 гг.). Их идеи послужили в дальнейшем распространению в школах «братских общин» - светских организаций, исповедующих идеалы христианского коммунизма (как, например, «Чешские братья»). Основой реформации был идеал общины, подчиняющей себе личность [28, с. 180-185].

Я .А. Коменский (1592-1670 гг.) помогает нам четко определиться, называя первоосновой воспитание, обучение в школе, формирование коммуникативного образовательного пространства, которое помогает становлению личности в системе культуры и знания [29, с. 243-250; 30].

Теорию о том, что социальный аспект повлиял на развития личности в ходе эволюционных изменений выдвинули А. Смит (1723-1790 гг.), Ж.Ж. Руссо (17121778 гг.), Э.Б. Кондильяк (1715 1780 гг.), теория согласно которой основой позна-

ния и действия людей является разум, самосознание.

Эпоха Просвещения - одна из ключевых эпох развития таких наук, как педагогика и психология, этика и эстетика, направленностью изучения которых являются психологические механизмы, управляющие взаимоотношениями человека с себе подобными.

И.Г. Песталоцци (1746-1827 гг.) внёс значительный вклад в развитие педагогической теории и практики, представитель мировой демократической педагогики разработал методику начального обучения детей счёту, измерению, речи, которую стремился сделать настолько упрощённой, чтобы её могла использовать каждая крестьянка. Исследователь считал, что в языке отражаются результаты всего человеческого прогресса [31, с. 146-158].

Рассмотрение коммуникации в немецкой классической философии конца XVIII - начала XIX столетия открывает нам такого выдающегося учёного, как Ф. Шлейермахер (1768-1834 гг.), который людей рассматривал как индивидов, субъектов, равных перед друг другом. Общение рассматривается, как субъект-субъектное отношение, что явилось начальной составляющей герменевтики, теории понимания людских взаимоотношений. У.Л. Штерн (1871-1938 гг.) один из первых психологов, поставивших во главу своих исследований анализ развития личности ребёнка, которая обладает сознательной и целенаправленно действующей целостностью, сознательным и бессознательным слоями. К.Д. Ушин-ский (1824-1870 гг.) придерживался мнения о значимости развития сознательной волевой деятельности у молодого поколения, как важное внутренне условия воспитания у него целенаправленности

[32, с. 74-167].

Основатель таких образовательно-воспитательных организаций, как «Общество друзей естественного воспитания», «Дом свободного ребёнка», «Музей образцовых детских игрушек» и других, К.Н. Вентцель (1857-1947 гг.) считал, что сотрудничество детей, их родителей и педагогов, тесная связь с потребностями жизни является основополагающей

структурой учебно-воспитательного процесса. Главная идея заключалась в том, что ребёнок становится личностью и творческой индивидуальностью благодаря собственным усилиям и активной помощи взрослых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению учёного, которого считают первооткрывателем глубинной взаимосвязи психологии и педагогики, П.Ф. Каптерева (1849-1922 гг.), человек вне социума не может развиваться. Устранить препятствия с пути естественного развития ребёнка - основная задача педагогики, решение которой заключается в создании для развития личности пространства и положительном содействии правильному развитию «наличных» способностей [33].

«Школа для ребёнка» В.П. Вахтерова (1853-1924 гг.) носила идею развивающей предметно-пространственной среды, которую создаёт педагог для «взаимоигры», «взаимозатей», «взаимоувлечений» и столкновении интересов с социумом, определяя для себя элементарные правила общежития [34, с. 110-179].

Найти методы, формы и средства управления детским обществом С.Т. Шацкий (1878-1934 гг.) ставил главной задачей своей, отличающейся от всех, модели трудовой школы.

В ХХ-ХХ1 вв. педагогика предлагает обучение в сотрудничестве, предполагая

установление совершенно нового иного типа общения, основанного на свободе, доверии, взаимоответственности, а также делает необходимым изменение организационных форм обучения. В этот период развитие детской психологии было тесно связано с деятельностью учеников и последователей Л.С. Выготского [3537] - А.В. Запорожцем [38-40], Д.Б. Эль-кониным [41] и других ученых практиков [42; 43].

Важно отметить, что в работах В.С. Васильевой [44-48], М.В. Циулиной [49; 50] и других современных исследователей также рассматривается особая роль педагога в развитии коммуникативных умений детей дошкольного возраста.

Таким образом, учёные педагоги и психологи как прошлых столетий, так и современности выделяют ряд проблем в образовании и обществе, связанных с коммуникативной деятельностью, любые отношения не могут существовать вне общения, в современное время наблюдается упадок, утрата ценных коммуникативных качеств, основанных на человеческих отношениях в различных областях жизни, являясь одной из актуальных проблем в системе дошкольного образования, которая выходит как новая ценность на социально значимый педагогический уровень.

Библиографический список

1. Лебедева, С.А. Развивающее взаимодействие педагога с детьми как основа дошкольного образования в условиях реализации ФГОС [Текст] / С.А. Лебедева // Научный поиск. - 2015. - № 3; 5. - С. 27-28.

2. Малютина, Е.В. Педагогические условия развития образа Я ребенка дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Малюкова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 7. - С. 86-93.

3. Левчук, Л.В. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) [Текст] / Л.В. Левчук // Народное образование. - 2007. - № 3. - С. 93-95.

4. Платонов, К.К. О знаниях, навыках, умениях [Текст] / К.К. Платов // Советская педагогика. - 1963. - № 2. - С. 98-103.

5. Ярошевский, М.Г. Психология в XX столетии [Текст] / М.Г. Ярошевский. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1971. - 586 с.

6. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина. - СПб.: Питер, 2007. - 789 с.

7. Смирнов, А.А. Развитие и состояние современной психологической науки в СССР [Текст] / А.А. Смирнов. - М.: Наука, 1975. - 310 с.

8. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / В.И. Яшина, М.А. Алексеева. -М.: Академия, 2013. - 448 с.

х

ф

.о X са s I-го

s

х

>.

о

X

ГО са о

о -&

Ъ

Ь

Ф го

ГО Го ф £

* S

о

ф о

* о

N

s t

ГО ф

S I-

j«)

о ч О

ф

9. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина, М.А. Алексеева. - М.: Музыкальная академия, 1998. - 160 с.

10. Лисина, В.Р. Общение педагога с ребенком и его влияние на создание положительного микроклимата в группе детского сада [Текст] / В.Р. Лисина // Дружные ребята (воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / под ред. Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 1997. - С. 13-21.

11. Смирнова, Е.О. Концепция генезиса общения М.И. Лисиной [Текст] / Е.О. Смирнова // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2009. - Т. 2. - № 2. - С. 35-40.

12. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 143 с.

13. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / М.И. Лисина // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С. 18-35.

14. Лисина, М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе [Текст] / М.И. Лисина, Г.И. Капчеля. - Кишинев: Штиинца, 1987. - 135 с.

15. Малютина, Е.В. Особенности формирования образа Я дошкольника в социуме [Текст] / Е.В. Малютина // Современные гуманитарные исследования. - 2011. - № 4. - С. 89-91.

16. Малютина, Е.В. Портфолио как эффективная форма работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / Е.В. Малютина // Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики: материалы VII Международной научно-практической конференции. - Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2016.- С. 103-109.

17. Малютина, Е.В. Педагогическое содействие становлению ситуативно-делового общения у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Малюкова // Профессионал года 2017: сб. статей VI Международного научно-практического конкурса; под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. - Пенза: Наука и Просвещение, 2017. - С. 62-66.

18. Малютина, Е.В. Сравнительный анализ организационно-педагогических условий формирования образа Я ребенка дошкольного возраста в социуме [Текст] / Е.В. Малюкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Международной научной конференции. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 66-69.

19. Исакова, А.А. Ретроспектива формирования коммуникативной компетенции [Текст] / А.А. Исакова // Интеграция образования. - 2017. - Т. 21. - № 1 (86). - С. 46-53.

20. Isakova A.A. Соттишсайоп strategies of the Туитеп region space [Текст] / А.А. Исакова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 5-2 (47). - С. 39-41.

21. Акъюлова, М.З. Гуманистические педагогические идеи в концепциях воспитания древнего мира и античности [Текст] / М.З. Акъюлова // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 9. - С. 146-150.

22. Константинов, Н.А. История педагогики [Текст]: учеб. для студ. пед. институтов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Просвещение, 1987. - 447 с.

23. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: Развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В.В. Абраменкова. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 416 с.

24. Басов, М.Я Избранные психологические произведения [Текст] / М.Я. Басов. - М.: Наука. -2006. - 568 с.

25. Менчинская, Н.А. Общепсихологические воззрения М.Я. Басова и их воздействие на педагогическую психологию [Текст] / Н.А. Менчинская // История психологии. - 2003. - № 11. - С. 148-151.

26. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики [Текст] / А.Н. Джуринский. - М.: ФОРУМ, 1998. - 97 с.

27. Егоров, С.Ф. Развитие педагогической теории в России конца 19 - начала 20 веков [Текст] / С.Ф. Егоров // Советская педагогика. - 1982. - № 6. - С. 90-96.

28. Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации [Текст]: учеб. пособие / В.Б. Кашкин. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 224 с.

29. Коменский, Я.А. Великая дидактика [Текст] / Я.А. Коменский // Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1982. - С. 242-476.

30. Коменский, Я.А. Педагогическое наследие [Текст] / Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци / сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1988. - 416 с.

31. Джуринский, А.Н. История педагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. педвузов / А.Н. Джуринский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.

32. Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 224 с.

33. Лейтес, Н.С. П.Ф. Каптерев как психолог детства (К 150-летию со дня рождения) [Текст] / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 143-147.

34. Вахтеров, В. О новой педагогике [Текст] / В. Вахтерев. - М.: Карапуз, 2008. - 224 с.

35. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский // Собрание соч. в шести томах. Т. 6. - М.: Педагогика, 1983. - 367 с.

36. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский // Избранные психологические исследования. - М.: Педагогика, 1956. - 389 с.

37. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст] / Л.С. Выготский // Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - С. 432-437.

38. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника [Текст] / А.В. Запорожец // Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985. -С. 8-29.

39. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения [Текст] / А.В. Запорожец // Избран. пси-хол. труды: в 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - С. 66-77.

40. Запорожец, А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка [Текст] / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 1. - С. 258-259.

41. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

42. Петровский, А.В. Личность, феномен субъектности [Текст] / А.В. Петровский. - Ростов н/Д: Феникс, 1993. - 67 с.

43. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст] / А.В. Петровский. - М.: По- ^ литиздат, 2002. - 255 с.

Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 3. - С. 25-33. 48. Васильева, В.С. Теоретико-методологические основы развития коммуникативной компетен-

44. Васильева, В.С. Теоретико-педагогические аспекты формирования коммуникативной компе-

тенции педагогов дошкольных образовательных организаций [Текст] / В.С. Васильева // Наука, го образование, общество. - 2015. - № 4 (6). - С. 80-94.

45. Васильева, В.С. Реализация принципа полисубъектности в развитии коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования [Текст] / В.С. Васильева // Мир науки, культуры, о образования. - 2016. - Т. 61. - № 6. - С. 82-84.

46. Vasilyeva V.S., Druzhinina L.A., Lapshina L.M., Osipova L.B., Reznikova E.V. (2018) Tutoring in a family raising an infant with special health needs. Espacios. 39 (2). Available from: http://www.revistaespa-cios.com/a18v39n02/18390232.html (Accessed 10 March 2018).

47. Васильева, В.С. Феномен коммуникации личности в концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций [Текст] / В.С. Васильева //

Ё

Цз

ции педагогов дошкольных образовательных организаций [Текст] / В.С. Васильева, Е.Ю. Никити- ф а.

о

на. - М.: Перо, 2017. - 275 с. | §

49. Гревцева, Г.Я. Педагогическая олимпиада как средство развития творческого потенциала ф °

о о.*

о

личности [Текст] / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педаго- ^^

гического университета. - 2015. - № 6. - С. 33-39. & о

50. Гревцева, Г.Я. Рефлексивно-оценочные технологии как фактор гражданско-патриотического о ^

воспитания студенческой молодежи в социально-культурной среде [Текст] / Г.Я. Гревцева, М.В. Циу- ¡5 ^

лина, Э.А. Бородурина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - С. 329. - Ре- ь

жим доступа: http://www.science-education.ru/artide/view?id=24726. - [Дата обращения: 10.03.2018]. ^ ^

I.A. Demidovets

ORCID No. 0000-0003-3255-908X Post-graduate student at the Department of Pedagogics and Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: demidovec.i@mail.ru

<u >

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

T3

Ф

Q

SOCIAL AND HISTORICAL ASPECTS OF DEVELOPING CHILDREN'S COMMUNICATIVE SKILLS AT PRESCHOOL AGE

The article reveals the conceptual field of the problem of developing children's communicative skills at preschool age. The specific features of preschool education manifest themselves in the achieved level of development of a child's personality and his/her level of intelligence. It allows the child to master various types of activities successfully. Pre-school education lays the basis of a child's personal culture, which helps him/her occupy a certain place in the system of human social relations. In current society in the conditions of high market requirements and growing social and economic life, high demands are placed on a person's communicative activity. The article highlights the relevance of the topic and demonstrates the need for searching and developing innovative approaches to developing pre-schoool children's communicative skills. The research is carried out, concerning retrospective analysis in the field of a child's personality development and a person's positive entry into society. The importance and significance of social and communicative development for the positive socialization of children at preschool age are proved in the paper. The article considers social and historical understanding of certain concepts of "communication", "skills", "communicative skills", which for many years have been the goal of studying for many theorists and practitioners. The study of theoretical and practical aspects of the problem of developing children's communicative skills at preschool age makes developing and training a modern child for his further positive entry into the world of society possible.

Keywords: communication, child, development, communicative skills.

Highlights:

• Comparative analysis of the concepts (i.e. communication, skills) is carried out;

• Theoretical aspects of developing children's communicative skills at preschool age are described in the paper;

• The author reveals the urgency of studying the problem of developing children's communicative skills at preschool age.

References

1. Lebedeva S.A. (2015) Razvivayutschee vzaimodeystvie pedagoga s det'mi kak osnova doshkol'nogo obrazovaniya v usloviyakh realizatsii FGOS [Teacher-children brain-building interaction as the basis for pre-school education in the conditions of implementing Federal State Educational Standard] Nauchny poisk. 3.5, 27-28. (In Russian).

2. Malyutina E.V. (2013) Pedagogicheskie usloviya razvitiya obraza Ya rebjonka doshkol'nogo vozrasta [Educational conditions for developing a pre-school child's self-image] Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 7, 86-93. (In Russian).

3. Levchuk L.V. (2007) Glossariy sovremennogo obrazovaniya [A glossary of modern education] Narodnoe obrazovanie. 3, 93-95. (In Russian).

4. Platonov K.K. (1963) O znaniyakh, navykakh, umeniyakh [On the knowledge and skills] Sovietskaya pedagogika. 2, 98-103. (In Russian).

5. Yaroshevsky M.G. (1971) Psikhologiya v XX stoletii [Psychology in the XX century] Yaroslavl', YarGU Publ. (In Russian).

6. Jel'konin D.B. (2007) Detskaya psikhologiya: teoriya, fakty, problemy [A child's psychology: theory, facts, problems] Saint-Petersburg, Piter. (In Russian).

7. Smirnov A.A. (1975) Razvitie i sostoyanie sovremennoy psikhologicheskoy nauki v SSSR [The development and the state of the current studies in Psychology in the USSR] Moscow, Nauka. (In Russian).

8. Yashina V.I. (2013) Teoriya i metodika razvitiya rechi detey [Theory and methods of developing a child's ability to talk] Moscow, Akademiya. (In Russian).

9. Alekseeva M.M. (1998) Rechevoe razvitie doshkol'nikov [Developing pre-school children's abilities to talk] Moscow, Muzykal'naya akademiya. (In Russian).

10. Lisina V.R. (1997) Obtschenie pedagoga s rebjonkom i ego vliyanie na sozdanie polozhitel'nogo mikroklimata v gruppe detskogo sada [Communication between a nursery teacher and a child. Its influence on the positive atmosphere in the kindergarten group] Druzhnye rebyata. 13-21. (In Russian).

11. Smirnova E.O. (2009) Kontseptsiya genezisa obtscheniya M.I. Lisinoy [M.I. Lisina's concept of the genesis of communication] Teoreticheskaya ijeksperimental'nayapsikhologiya. 2(2), 35-40. (In Russian).

12. Lisina M.I. (1986) Problemy ontogeneza obtscheniya [Problems of ontogeny of communication] Moscow, Pedagogika. (In Russian).

13. Lisina M.I. (1982) Razvitie poznavatel'noy aktivnosti detey v khode obtscheniya so vzroslymi i sver-stnikami [Developing children's cognitive activity in the process of communication with adults and peers] Voprosy psikhologii. 4, 18-35. (In Russian).

14. Lisina M.I. (1987) Obtschenie so vzroslymi i psikhologicheskayapodgotovka detey k shkole [Communicating with adults and children's psychological training for school] Kishinjov, Shtiintsa. (In Russian).

15. Malyutina E.V. (2011) Osobennosti formirovaniya obraza Ya doshkol'nika v sotsiume [The features of the process of development of a pre-school child's self-image in the society] Sovremennye gumanitarnye issledovaniya. 4, 89-91. (In Russian).

16. Malyutina E.V. (2016) Portfolio kak jeffektivnaya forma raboty po sotsial'no-kommunikativnomu razvitiyu detey doshkol'nogo vozrasta v usloviyakh realizatsii FGOS DO [Portfolio as an effective form of work aimed at children's social and communicative development in the conditions of implementing the Federal State Educational Standard for Pre-Scholl Education] Tendentsii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v kontekste sovremennoy obrazovatel'noy politiki. 103-109. (In Russian).

17. Malyutina E.V. (2017) Pedagogicheskoe sodeystvie stanovleniyu situativno-delovogo obtscheniya u detey starshego doshkol'nogo vozrasta [Teacher's contributing to senior pre-schoolers' socialization] Professional goda 2017. 62-66. (In Russian).

18. Malyutina E.V. (2012) Sravnitel'ny analiz organizatsionno-pedagogicheskikh usloviy formirovaniya obraza Ya rebjonka doshkol'nogo vozrasta v sotsiume [Comparetive analysis of the educational conditions of the process of development of a pre-school child's self-image in the society] Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya. 66-69. (In Russian).

19. Isakova A.A. (2017) Retrospektiva formirovaniya kommunikativnoy kompetentsii [Retrospective of the communicative competence development] Integratsiya obrazovaniya. 21-1 (86), 46-53. (In Russian).

20. Isakova A.A. (2016) Communication strategies of the Tyumen region space. Mezhdunarodny issledovatel'sky zhurnal. 5-2 (47), 39-41.

21. Ak'yulova M.Z. (2011) Gumanisticheskie pedagogicheskie idei v kontseptsiyakh vospitaniya drev-nego mira i antichnosti [Humane educational ideas in the concepts of upbringing in the ancient world] E Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii. 9, 146-150. (In Russian). E

22. Konstantinov N.A. (1987) Istoriya pedagogiki [The history of Pedagogics] Moscow, Prosvetschenie. o (In Russian). m

23. Abramenkova V.V. (2000) Sotsial'nayapsikhologiya detstva: razvitie otnosheniy rebjonka v detskoy subkMl'ture jjj [Children's social psychology: a child's relationships in a subculture] Moscow, Moskovsky psikhologo-sotsial'ny institute. (In Russian).

24. Basov M.Ya. (2006) Izbrannye psikhologicheskie proizvedeniya [The selected works in Psychology] Mos^ cow, Nauka. (In Russian). _o

25. Menchinskaya N.A. (2003) Obtschepsikhologicheskie vozzreniya M.Ya. Basova i ikh vozdeystvie na > pedagogicheskuyu psikhologiyu [M.Ya. Basov's views on the general psychology and their influence on pedagogical psychology] Istoriya psikhologii. 11, 148-151. (In Russian).

26. Dzhurinsky A.N. (1998) Istoriya zarubezhnoy pedagogiki [The history of foreign pedagogics] Moscow, FORUM. (In Russian).

27. Egorov S.F. (1982) Razvitie pedagogicheskoy teorii v Rossii kontsa 19 - nachala 20 vekov [Development of the theory of education in Russia in the end of the 19th - the beginning of the 20th centuries] Soviet-skayapedagogika. 6, 90-96. (In Russian).

28. Kashkin V.B. (2013) Vvedenie v teoriyu kommunikatsii [Introduction to the theory of communication] Moscow, FLINTA. (In Russian).

29. Komensky Ya.A. (1982) Velikaya didaktika [The great didactics] Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. ro 1, 242-476. (In Russian). o

та с

О

<D >

Ф

тз

■I—

о

и

4-1

о ф

^

го

го о

о

■bJ

ф >

о тз

ф Q

30. Komensky Ya.A. (1988) Pedagogicheskoe nasledie [The heritage of Pedagogics] Moscow, Pedagogika. (In Russian).

31. Dzhurinsky A.N. (2000) Istoriyapedagogiki [The history of Pedagogics] Moscow, VLADOS. (In Russian).

32. Kodzhaspirova G.M. (2003) Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoy mysli: Tablitsy, skhemy, opornye konspekty [The history of education and pedagogical ideas: tables, charts, mind maps] Moscow, VLADOS-PRESS. (In Russian).

33. Leytes N.S. (1998) P.F. Kapterev kak psikholog detstva [P.F. Kapterev as a child psychologist] Voprosy psikhologii. 4, 143-147. (In Russian).

34. Vakhtjorov V. (2008) O novoy pedagogike. [On the new Pedagogics] Moscow, Karapuz. (In Russian).

35. Vygotsky L.S. (1983) Istoriya razvitiya vysshikh psikhicheskikh funktsiy [The history of higher mental functions development] Moscow, Pedagogika. (In Russian).

36. Vygotsky L.S. (1956) Myshlenie i rech' [Brainwork and speaking] Moscow, Pedagogika. (In Russian).

37. Vygotsky L.S. (1956) Obuchenie i razvitie v doshkol'nom vozraste [Teaching and development at preschool age] Moscow, APN RSFSR Publ. (In Russian).

38. Zaporozhets A.V. (1985) Vospitanie jemotsiy i chuvstv u doshkol'nika [Developing preschoolers' emotions and feelings] Moscow, Prosvetschenie. (In Russian).

39. Zaporozhets A.V. (1986) Psikhologiya vospriyatiya rebjonkom-doshkol'nikom literaturnogo proizvedeniya [A preschooler's psychology of perceiving a literary work] Moscow, Pedagogika. (In Russian).

40. Zaporozhets A.V. (1986) Razvitie jemotsional'noy regulyatsii deystviy u rebjonka [Developing a child's emotional regulation] Moscow, Pedagogika. (In Russian).

41. Jel'konin D.B. (1989) Izbrannye psikhologicheskie trudy [The selected works in Psychology] Moscow, Pedagogika. (In Russian).

42. Petrovsky A.V. (1993) Lichnost', fenomen sub'ektnosti [Personality, the phenomenon of personal agency] Rostov-na-Donu, Feniks. (In Russian).

43. Petrovsky A.V. (2002) Lichnost'. Deyatel'nost'. Kollektiv. [Personality. Activity. Community] Moscow, Politizdat. (In Russian).

44. Vasilieva V.S. (2015) Teoretiko-pedagogicheskie aspekty formirovaniya kommunikativnoy kompe-tentsii pedagogov doshkol'nykh obrazovatel'nykh organizatsiy [Theoretical and pedagogical aspects of developing pre-school education teachers' communicative competency] Nauka, obrazovanie, obtschestvo. 4 (6), 80-94. (In Russian).

45. Vasilieva V.S. (2016) Realizatsiya printsipa polisub'ektnosti v razvitii kommunikativnoy kompeten-tsii pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya [The implementation of the polisubjectivity principle in developing pre-school education teachers' communicative competency] Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 61(6), 82-84. (In Russian).

46. Vasilyeva V.S., Druzhinina L.A., Lapshina L.M., Osipova L.B., Reznikova E.V. (2018) Tutoring in a family raising an infant with special health needs. Espacios. 39 (2). Available from: http://www.revistaespa-cios.com/a18v39n02/18390232.html (Accessed 10 March 2018).

47. Vasilieva V.S. (2017) Fenomen kommunikatsii lichnosti v kontseptsii razvitiya kommunikativnoy kompetentsii pedagogov doshkol'nykh obrazovatel'nykh organizatsiy [The communicative personality phenomenon in the concept of developing pre-school education teachers' communicative competency] Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 3, 25-33. (In Russian).

48. Vasilieva V.S. (2017) Teoretiko-metodologicheskie osnovy razvitiya kommunikativnoy kompetentsii pedagogov doshkol'nykh obrazovatel'nykh organizatsiy [Theoretical and methodical bases for developing pre-school education teachers' communicative competency] Moscow, Pero. (In Russian).

49. Grevtseva G.Ya., Tsiullina M.V. (2015) Pedagogicheskaya olimpiada kak sredstvo razvitiya tvorchesko-go potentsiala lichnosti [Teachers' academic competition as means of developing a person's creative potential] Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 6, 33-39. (In Russian).

50. Grevtseva G.Ya. (2016) Refleksivno-otsenochnye tekhnologii kak factor grazhdansko-patriot-icheskogo vospitaniya studencheskoy molodjozhi v sotsial'no-kul'turnoy srede [Reflective and axiological technologies for the youth's civic and patriotic upbringing in the social and cultural environment] Sovre-mennyeproblemy nauki i obrazovaniya. 3, 329. (In Russian). Available from: http://www.science-education.ru/ article/view?id=24726_(Accessed: 10 March 2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.