УДК 343
Юридические науки
Темиров Амир Рашидович, магистрант 2 курс, факультет «Высшая школа государственного аудита», Московский государственный университет им.
М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ТЕНДЕНЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Аннотация: Статья посвящена вопросу тенденций преступлений коррупционной направленности. Автор рассматривает понятие коррупции на основе российского законодательства, а также дает определение преступлениям коррупционной направленности. Автор отмечает деятельность Transparency International в отношении Индекса восприятия коррупции с самого начала его подсчета для России вплоть до последних лет. В статье также приводятся статистические данные МВД России по преступлениям коррупционной направленности за 2019-2020 годы. Преступления коррупционной направленности сравниваются в зависимости от групп преступлений, среди которых они были совершены.
Ключевые слова: коррупция, преступление коррупционной направленности, индекс восприятия коррупции, коррупционная стабилизация, преступления экономической направленности, преступления на транспорте.
Annotation: The article is devoted to the issue of trends in corruption-related crimes. The author examines the concept of corruption on the basis of Russian legislation, and also defines corruption-related crimes. The author notes the activities of Transparency International in relation to the Corruption Perceptions Index from the very beginning of its calculation for Russia until recent years. The article also provides statistics of the Ministry of Internal Affairs of Russia on corruption-related
crimes for 2019-2020. Corruption-related crimes are compared depending on the groups of crimes among which they were committed.
Keywords: corruption, corruption-related crime, Corruption Perception Index, corruption stabilization, economic crimes, transport crimes.
Статья 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» к коррупции относит следующие преступления: дача и получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями и злоупотребление служебным положением, коммерческий подкуп, а также иное незаконное использование своего должностного положения физическим лицом вопреки законным интересам государства и общества, при этом имеет место цель получения материальной выгоды для себя или для других лиц или цель незаконного предоставления материальной выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Материальная выгода может представлять собой деньги, имущество, иные ценности либо услуги имущественного характера, а также имущественные права [1].
Однако на сегодняшний день нет законодательного определения преступления коррупционной направленности. Несмотря на это, можно дать следующее определение: под преступлениями коррупционной направленности понимаются закрепленные в Уголовном Кодексе Российской Федерации общественно опасные деяния, которые посягают на законные интересы, а также авторитет государственной службы и государственной власти в целом. Преступления коррупционной направленности выражаются в противоправном получении либо в предоставлении каких-либо преимуществ или льгот государственным, муниципальным или иным публичным служащим либо служащим коммерческой или иной организации, включая международные [2, с. 54].
Проследить тенденции коррупционной направленности, прежде всего, можно через деятельность неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру -
Transparency International. Эта международная организация в качестве одного из направлений своей деятельности занимается расчетом Индекса восприятия коррупции для многих стран мира. Для России Индекс восприятия коррупции начал рассчитываться в 1996 году. В том же году индекс рассчитывался для 54 стран, тогда Россия заняла 46-47 места, разделив место с Индией. Индекс в том году составил 2,6 балла. Через год индекс рассчитывался для 52 стран. Показатели для России не сильно изменились, она заняла 49 место, а значение индекса составило 2,3 балла [2, с. 54].
Через десять лет, в 2007 году мировой рейтинг Transparency International рассчитывался уже на 180 стран. Среди указанного количества стран, Россия заняла уже 143 место, оказавшись практически в конце рейтинга. Показатель же индекса оставался на том же уровне, что и десять лет назад (2,3 балла). В то время Россия находилась на одном уровне с такими странами как Индонезия и Того. Руководитель российского отделения Transparency International того времени Елена Панфилова высказала мнение о том, что в нашей стране существует некая стабильность в отношении коррупционной атмосферы в стране, именно поэтому на протяжении долгих лет позиции России в рейтинге меняются совсем незначительно [2, с. 54].
В 2009 году Россия занимала в рейтинге все той же организации 146 место. В том же году организация Transparency International провела исследование связи коррупции с мировым кризисом. Был сделан вывод о том, что мировой финансовый кризис только подстегнул коррупцию. Это подтверждается тем, что за 2008-2009 годы коррупция выросла на 9% в всем мире. Также в ходе исследования международной организации был сделан вывод, что в развивающихся странах, включая Россию, чиновники и политики получают примерно 20-40 миллиардов долларов каждый год [2, с. 54].
В 2013 году Россия набрала 28 баллов и заняла место 127 в рейтинге индекса восприятия коррупции. Такой же показатель был актуален для России и в 2012 году. Однако тот факт, что Россия поднялась на шесть позиций в рейтинге, по сравнению с предыдущими годами, скорее связано с ухудшением
результатов других зарубежных стран, чем с собственными антикоррупционными заслугами России [2, с. 54].
В последние годы положение России остается стабильным. С 2015 по 2017 она набирала по 29 баллов, в 2018 году потеряла один балл, и в 2019 показатель остался неизменным. Однако баллы все же повлияли на положение России в рейтинге. Так наша страна заняла 119 место в 2015 году, 131 место в 2016 году, 135 место в 2017 году, 138 место в 2018 году. Эти колебания связаны не только с переменами в рейтинге других стран и с включением или исключением некоторых стран из индекса, но и с тем, что системное противодействие коррупции подменялось точечными уголовными делами, существующие антикоррупционные инструменты не развивались, а Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию по-прежнему не ратифицирована Россией [3].
Согласно индексу восприятия коррупции в настоящее время на первых местах находятся скандинавские страны. Россия же в свою очередь находится на 137 месте, примерно на равных позициях с Ливаном, Гвинеей, Нигерией [4].
Также, чтобы проследить современные тенденции преступлений коррупционной направленности стоит обратиться к статистике МВД России о совершенных преступлениях за 2019-2020 годы. За январь-ноябрь 2020 года всего было совершено 1890563 преступлений, из них 29374 преступлений коррупционной направленности, что составляет приблизительно 1.5% от общего количества преступлений. Из них связанные со взяточничеством 13657 преступлений, в том числе получение взятки - 4044 преступления, дача взятки - 3350 преступлений, посредничество во взяточничестве - 1375 преступлений, мелкое взяточничество - 4888 преступлений, а также связанные с коммерческим подкупом- 1384 преступлений, в том числе коммерческий подкуп - 1105 преступлений и мелкий коммерческий подкуп - 279 преступлений [5].
За январь-ноябрь 2020 года было совершено 102766 преступлений экономической направленности, из них преступлений коррупционной направленности было совершено 22700 преступлений [5].
Также за январь-ноябрь 2020 года было совершено 31447 преступлений на транспорте, в том числе преступлений коррупционной направленности в количестве 2069, из них связанные со взяточничеством - 1222 преступления, в том числе: получение взятки - 263 преступления, дача взятки - 255 преступлений, посредничество во взяточничестве - 50 преступлений, мелкое взяточничество - 654 преступления, а также преступления коррупционной направленности связанные с коммерческим подкупом - 322 преступления, в том числе коммерческий подкуп - 246 преступлений и мелкий коммерческий подкуп - 76 преступлений [5].
Для сравнения рассмотрим статистику МВД России за 2019 год. С января по декабрь 2019 года всего было совершено 2024337 преступлений (что составляет 1.5% от всех преступлений), из них коррупционной направленности - 30991, из них связанных со взяточничеством - 13867, в том числе: получение взятки - 3988, дача взятки -3174, посредничество во взяточничестве - 1297, мелкое взяточничество - 5408, а также связанных с коммерческим подкупом -1294 преступления, в том числе коммерческий подкуп - 990 преступлений и мелкий коммерческий подкуп - 304 преступления [6].
За январь-декабрь 2019 года было совершено 104927 преступлений экономической направленности, из них преступлений коррупционной направленности было совершено 23427 преступлений [6].
Также за январь-декабрь 2019 года было совершено 36153 преступлений на транспорте, в том числе преступлений коррупционной направленности в количестве 2412, из них связанные со взяточничеством - 1410 преступлений, в том числе: получение взятки - 310 преступлений, дача взятки - 264 преступления, посредничество во взяточничестве - 48 преступлений, мелкое взяточничество - 788 преступления, а также преступления коррупционной направленности связанные с коммерческим подкупом - 278 преступлений, в
том числе коммерческий подкуп - 201 преступление и мелкий коммерческий подкуп - 77 преступлений [6].
Таким образом, на основе статистических данных МВД России можно сделать вывод о том, что количество преступлений коррупционной направленности в Российской Федерации находится примерно на одном уровне за последние два года, как каждое преступление в отдельности, так и в процентном соотношении от общего количества преступлений. Однако так как данные преступления не имеют тенденцию к значительному сокращению, стоит изучать их подробнее, а также совершенствовать и разрабатывать новые меры противодействия преступлениям коррупционной направленности со стороны правоохранительных и контролирующих органов. Стоит развивать правовое сознание и сознательность граждан, чтобы не допустить дальнейшего увеличение числа преступлений коррупционной направленности.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. №52 (ч. 1). С.6228.
2. Ткачев Д.А. Цибарт Е.Э. Преступления коррупционной направленности в статистике современной России // Символ науки. 2019. №3.
3. Серебренникова А. В., Лебедев М.В. Индекс восприятия коррупции: понятие и оценка его влияния // Colloquium-journal. 2020. №12.
4. Индекс восприятия коррупции 2019 // Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» // Электронный ресурс [Режим доступа]: https://images.transparencycdn.org/images/2019_CPI_ Report_RU_200406_110022.pdf.
5. МВД РФ ФКУ «ГЛАВНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» Состояние преступности в России за январь-ноябрь 2020 года // Электронный ресурс [Режим доступа]: https://мвд.рф.
6. МВД РФ ФКУ «ГЛАВНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» Состояние преступности в России за январь-декабрь 2019 года // Электронный ресурс [Режим доступа]: https://мвд.рф.