Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости закрепления в действующем законодательстве понятия «Коррупционное преступление»'

К вопросу о необходимости закрепления в действующем законодательстве понятия «Коррупционное преступление» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
206
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИОННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / КОРРУПЦИЯ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПОНЯТИЕ / ЗАКОН / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / CORRUPTION CRIME / CORRUPTION / OFFICIAL / CRIME / CONCEPT / LAW / NORMATIVE LEGAL ACTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьмин Николай Александрович

Исследуется понятие «коррупционное преступление» на основе имеющихся взглядов на его содержание в науке и действующем законодательстве. Рассмотрена взаимосвязь понятий «коррупция» и «коррупционные преступления». Сделаны выводы о структурно-содержательных элементах понятия «коррупционное преступление»; внесено предложение о необходимости его нормативно-правового закрепления в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции».Article is devoted to the study of the concept of «corruption crime» on the basis of existing views on its content in science and current legislation. The relationship between the concepts of «corruption» and «corruption crimes» is considered. Conclusions are drawn about the structural and content elements of the concept of «corruption crime» and a proposal is made about the need for its legal consolidation in article 1 of the Federal law «On combating corruption».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости закрепления в действующем законодательстве понятия «Коррупционное преступление»»

УДК 343.3/.7 ББК 67.408.1

Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельно сть

DOI 10.24411/2073-0454-2020-10096 © Н.А. Кузьмин, 2020

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ В ДЕЙСТВУЮЩЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПОНЯТИЯ «КОРРУПЦИОННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ»

Николай Александрович Кузьмин, начальник кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники, кандидат юридических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12). E-mail: [email protected]

Аннотация. Исследуется понятие «коррупционное преступление» на основе имеющихся взглядов на его содержание в науке и действующем законодательстве. Рассмотрена взаимосвязь понятий «коррупция» и «коррупционные преступления». Сделаны выводы о структурно-содержательных элементах понятия «коррупционное преступление»; внесено предложение о необходимости его нормативно-правового закрепления в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Ключевые слова: коррупционное преступление, коррупция, должностное лицо, преступление, понятие, закон, нормативные правовые акты.

TO THE QUESTION OF THE NEED TO FIX THE CONCEPT OF "CORRUPTION CRIME" IN THE CURRENT LEGISLATION

Nikolai A. Kuzmin, Head of the Department of Operational Search Activity and Special Equipment, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (12, Akademika Volgina str.,

Moscow, 117437)

E-mail: [email protected]

Abstract. Article is devoted to the study of the concept of «corruption crime» on the basis of existing views on its content in science and current legislation. The relationship between the concepts of «corruption» and «corruption crimes» is considered. Conclusions are drawn about the structural and content elements of the concept of «corruption crime» and a proposal is made about the need for its legal consolidation in article 1 of the Federal law «Оп combating corruption». Keywords: corruption crime, corruption, official, crime, concept, law, normative legal acts.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Кузьмин Н.А. К вопросу о необходимости закрепления в действующем законодательстве понятия «коррупционное преступление». Вестник Московского университета МВД России. 2020(2):196-8.

В настоящее время распространение коррупционных преступлений представляет серьёзную угрозу национальной безопасности страны. Такая ситуация угрожает нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, замедляет экономический рост, что подрывает уверенность граждан в способности государства обеспечить эффективную защиту их интересов, здоровья, собственности от преступных посягательств.

По данным официальной статистики в январе-

декабре 2018 г. и январе-июне 2019 г. наблюдается положительная динамика регистрации преступлений коррупционной направленности. Сотрудниками органов внутренних дел в 2018 г. таких преступлений по сравнению с 2017 г. (15,3 тыс.) было выявлено больше на 7,6% (16,6 тыс.), в том числе зафиксировано 1,1 тыс. преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, 689 — совершенных организованными группами либо преступными сообществами. Задокументировано

свыше 8,1 тыс. (+13,2%) преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ, в том числе 995 (+11,9%) в крупном или особо крупном размере1.

В текущем году (январь-июнь 2019 г.) зафиксировано 11,9 тыс. преступлений коррупционной направленности, что на 6,7% выше показателей аналогичного периода 2018 г. Увеличилось количество выявленных коррупционных преступлений по большинству оцениваемых категорий: на 26,1% (859) больше выявлено преступлений совершенных группой лиц по предварительному сговору; на 5,5% (6 тыс.) — больше выявлено преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ (против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления), в том числе на 17,3% — фактов получения взятки (ст. 290 УК РФ), почти на 50% больше зафиксировано преступлений в крупном и особо крупном размере. Наблюдается рост на 3,5% числа выявленных преступлений (862), предусмотренных главой 23 УК РФ, в том числе на 25,4% (558) больше фактов коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ)2.

Несмотря на предпринимаемые меры подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции ОВД, в чью компетенцию в пределах Министерства внутренних дел отнесена борьба с коррупционными преступлениями3, стабилизации оперативной обстановки в рассматриваемой сфере не происходит, просматривается хаотичность выявления и раскрытия данных преступлений.

В определенной степени не способствует улучшению ситуации в данном направлении отсутствие в действующем законодательстве и ведомственных нормативных правовых актах определения термина «коррупционное преступление», что порождает правовую неопределенность, наличие множества взглядов и мнений на его содержание, и вносит путаницу в систему юридических понятий.

Обратившись к Федеральному закону «О противодействии коррупции» можно увидеть, что в п. 1 ст. 1 данного документа содержится определение «коррупции», под которой понимается «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное ис-

1 Статистическая форма ФКУ «ГИАЦ МВД России», за январь-декабрь 2018 г., январь-июнь 2019 г. // [Электронный ресурс] URL: http:// мвд.рф / (дата обращения 12 июля 2019 г.).

2 Статистическая форма ФКУ «ГИАЦ МВД России», за январь-декабрь 2018 г., январь-июнь 2019 г. // [Электронный ресурс] URL: http:// мвд.рф/. (дата обращения 12 июля 2019 г.)

3 См.: Приказ МВД России от 16 марта 2015 г. № 340 «Об

утверждении положения о Главном управлении экономической

безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

пользование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица»4.

Очевидно, что в данное определение вошли далеко не все коррупционные преступления и упущены такие деяния, предусмотренные Особенной частью УК РФ, как нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1), нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1), служебный подлог (ст. 292) и другие.

Следовательно, определением коррупции, в котором хотя и перечисляются некоторые, пускай и наиболее актуальные коррупционные преступления, не может подменяться понятие «коррупционное преступление».

Не проясняет ситуацию по затронутой проблематике и понятие «коррупция», содержащееся в п. 1 ст. 2 Модельного закона государств — участников СНГ о борьбе с коррупцией. В нем под коррупцией понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ5.

Стоит заметить, что авторы данного документа ушли при изложении определения «коррупции» от логики, просматривающейся в Федеральном законе «О противодействии коррупции», которая базируется на перечислении конкретных составов коррупционных преступлений. Такая позиция представляется более удачной, учитывая тенденции отнесения все большего числа составов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ к числу коррупционных.

Анализ сущностных особенностей определений «коррупции», закрепленных в нормативных

4 Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

5 См.: Модельный закон о борьбе с коррупцией. Принят на тринадцатом пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ (Постановление № 13-4 от 3 апреля 1999 г.) // СПС КонсультантПлюс.

правовых актах, позволяет сделать вывод, что они хотя и взаимосвязаны с термином «коррупционное преступления», но не являются ему тождественными. Это еще раз говорит о необходимости разработки понятия «коррупционное преступление» в нормативных документах, что будет способствовать, с одной стороны, решению научных споров на этот счет, а с другой повышению эффективности противодействия коррупционным преступлениям.

В научной литературе содержится целая палитра взглядов на сущность коррупционных преступлений. В числе первых, понятие коррупционного преступления предложил Л.Д. Гаухман, определивший его как предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние, являющееся наиболее опасным проявлением коррупции, субъектом которого выступают должностные лица и которое совершается посредством использования должностных полномочий из корыстной заинтересованности и в целях личного обогащения1. Несмотря на емкость и удачность, данное определение ограничивает круг субъектов коррупционных преступлений только должностными лицами. С этим нельзя согласиться, учитывая, что к субъектам таких преступлений следует отнести и лиц, заинтересованных в осуществлении определенных коррупционных действий (бездействия) должностным лицом. В этой связи стоит поддержать мнение В.Н. Баркова2, который в своей работе расширяет круг субъектов коррупционных преступлений и говорит о роли соучастия в совершении таких преступлений. Он предлагает введение уголовной ответственности за деяния, связанные с совершением коррупционной сделки, руководством и участием в коррупционной организации.

Эта позиция нашла поддержку у целого ряда авторов. В частности, О.Ю. Авдеева3 в своем труде прямо относит к субъектам коррупционных преступлений должностных лиц или служащих в государственном, муниципальном образовании, а также лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации. Схожей точки зрения придерживается в своих размышлениях о понятии «коррупционное преступление» и А.Н. Карабельникова4.

1 Гаухман Л. Д. Коррупция и коррупционное преступление // Законность. 2000. N 6. С. 12.

2 Барков В. Н. Коррупционное преступление как основной элемент системы коррупционных правоотношений // Современное право. 2015. № 4. С. 116.

3 Авдеева О. Ю. Преступления коррупционной направленности в Особенной части УК РФ // Проблемы совершенствования юридической техники и дифференциации ответствен-ности в уголовном праве и процессе: сб. науч. ст. Вып. 4. Ярославль, 2009. С. 160-161.

4 Карабельникова А. Н. О понятии «коррупционное преступление»

// Сборник научных трудов по противодействию коррупции / отв. ред. А. М. Воронов. И. И. Бутрим.-Москва,2019. С. 279-280.

Решить вопрос с законодательным закреплением понятия «коррупционное преступление» могло принятие проекта Федерального закона № 2928696 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления борьбы с коррупционными преступлениями»5, в котором было представлено определение коррупционного преступления. Однако данный проект так и не вступил в законную силу.

Проанализировав основные мнения на содержание понятия «коррупционное преступление», а также учитывая собственные воззрения, необходимо сделать следующие выводы.

Во-первых, коррупционные преступления следует рассматривать как составную часть коррупции.

Во-вторых, однозначен тезис, что коррупционными преступлениями являются общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законодательством.

В-третьих, их субъектами являются не только должностные лица, но и лица, заинтересованные в осуществлении определенных коррупционных действий (бездействия) должностным лицом. К данной категории относятся как государственные, муниципальные служащие, так и служащие коммерческих и иных организаций.

В-четвертых, стоит обратить внимание на значимость мотива при совершении коррупционных преступлений, в случае с которыми он является корыстным.

В-пятых, необходимо указать, что коррупционные преступления следует рассматривать как вид незаконного обогащения, т.е. получение дохода путем противоправных действий.

Исходя из сделанных выводов, представляется необходимым внести изменения в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции», предусмотрев там пункт следующего содержания: «Коррупционные преступления — это предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния, совершаемые из корыстных побуждений, в целях незаконного обогащения, которые непосредственно посягают на авторитет и законные интересы службы и выражаются в противоправном получении государственным, муниципальным служащим либо служащим коммерческой или иной организации каких-либо преимуществ (денег, имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении им таких преимуществ».

5 Проект Федерального закона № 292869-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления борьбы с коррупционными преступлениями» // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.