Научная статья на тему 'Тенденции преподавания педагогики как учебной дисциплины в вузах Беларуси'

Тенденции преподавания педагогики как учебной дисциплины в вузах Беларуси Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПРЕПОДАВАНИЕ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ В БЕЛАРУСИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашлев С.С.

В статье определяется сущность, объект и предмет, цель и задачи педагогики как учебной дисциплины; называются и характеризуются противоречия как условия развития педагогики; на основании рефлексии образовательной практики современного педагогического вуза выявляются и обосновывываются тенденции развития педагогического образования, преподавания педагогики как учебной дисциплины в вузах Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кашлев С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies in the teaching of pedagogics as an academic discipline in Belarusian higher educational establishments

The subject-matter and the main objectives of pedagogics as an academic discipline are defined. The author reveals the contradictions that influence the process of teacher-training and the development of pedagogics as an academic discipline. Some objective laws are investigated that determine the present state of teaching pedagogics in higher educational institutions in Belarus.

Текст научной работы на тему «Тенденции преподавания педагогики как учебной дисциплины в вузах Беларуси»

ПЕДАГОГИКА

УДК 371.32

ТЕНДЕНЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В ВУЗАХ БЕЛАРУСИ

С. С. КАШЛЕВ

Минский государственный лингвистический университет, г. Минск, Республика Беларусь

ВВЕДЕНИЕ

Неоднозначные по целям и задачам, средствам и технологии реализации, первым результатам преобразования в системе образования Беларуси, предпринятые в последние полтора года (свертывание реформы школы, отказ от 12-летнего общего среднего образования и возвращение к 11-летке, падение качества и престижа педагогического образования), требуют серьезного осмысления и научной рефлексии состояния педагогического процесса на всех уровнях системы образования, во всех компонентах образования, воспитания, в преподавании отдельных учебных дисциплин. Попытаемся осмыслить некоторые тенденции в преподавании в вузах Беларуси педагогики как учебной дисциплины.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Педагогика как учебная дисциплина является теоретическим обоснованием объективных знаний о педагогической действительности. Педагогическая действительность составляет часть общей действительности, которая включена в педагогическую деятельность человека. Слагаемыми педагогической действительности являются: обучение и воспитание, педагогическое взаимодействие, цель и задачи взаимодействия педагога и учащихся, предполагаемые результаты обучения и воспитания, педагогические средства и условия, содержание педагогического процесса, педагогическое общение, педагогические методы, педагогические технологии и т.д. Педагогика представляет собой отдельную отрасль знаний о педагогическом процессе и слагаемых педагогической действительности. Объектом педагогики выступает процесс развития личности -образование - т.е. те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида, формирование его образа «Я» в ходе целенаправленной деятельности социума. Предмет педагогики - педагогический процесс как фактор (ведущее условие) развития личности. Целью педагогики как учебной дисциплины является рассмотрение закономерностей, тенденций и перспектив развития педагогического процесса, совершенствования педагогической практики. Данная цель конкретизируется следующими задачами: рассмотрение теоретических основ организации педагогического процесса; обоснование технологии педагогического процесса; обоснование оптимальных педагогических условий (условий развития учащихся и педагогов) развития человека, личности; обоснование системы педагогических средств; рассмотрение теоретических основ управления педагогическим процессом; обоснование содержания и структуры профессиональной педагогической деятельности; научная рефлексия и обобщение достижений передовой отечественной и зарубежной педагогической практики [1].

Определяя противоречия как условие развития (изменения состояния) явления, назовем некоторые из них, детерминирующие современное развитие педагогического образования в республике в целом, а также развитие педагогики как учебной дисциплины, преподавание которой является структурообразующим звеном в педагогической подготовке специалиста в сфере образования. Одно из противоречий существует между реально требуемым и фактически отобранным содержанием педагогического образования. Это в полной мере касается и содержания педагогики как учебной дисциплины. Так, в соответствии со сложившейся социокультурной ситуацией реально требуется рассмотрение в курсе педагогики тенденций и закономерностей развития образования в мире, реформирования школьного образования, путей и средств гуманизации и гуманитаризации

образования, освоение продуктивных инновационных технологий (в частности, технологии интерактивного обучения), осознание общечеловеческих ценностей как основы содержания педагогики, исследование причинно-следственных связей и средств решения острейших проблем воспитания современных школьников и т.д. В фактически отобранном содержании педагогической подготовки названные аспекты практически отсутствуют.

Другие противоречия: между утвердившимся в реальной педагогической практике новым, личностно ориентированным типом профессиональной деятельности педагога и сложившейся моделью профессионального образования педагога, ориентированной на традиционную знаниевую (личностно отчужденную) парадигму педагогической деятельности; между односторонней ориентацией педагогического образования на повышение его «научности» и все более очевидным пониманием ситуационно-личностной природы решения педагогических задач; между необходимостью оперативно реагировать на изменяющуюся систему образования и дискретно-локальным характером изменений сложившейся системы подготовки учителя; между общим уровнем развития современной педагогической науки и ее уровнем в Беларуси, а также актуальным состоянием теории педагогического образования, находящейся, по мнению В.А.Сластенина [2], в начальной стадии своего становления; между гуманитарным по сути, по природе педагогическим образованием и технократическими подходами к его организации, вернее дезорганизации; между гуманистическими ценностями педагогического образования и выхолащиванием этих ценностей в сложившейся за последние годы в республике системе организации педагогических исследований, защиты диссертаций по педагогике.

Общую картину состояния преподавания педагогики как учебной дисциплины в вузах Беларуси дополняют проявления и закономерности сегодняшней действительности, которые можно определить как некоторые тенденции развития педагогического образования и педагогической науки в республике.

Прежде всего необходимо отметить изменение места и роли, структуры, уменьшение объема курса педагогики в учебном плане в связи с преобразованием большинства педагогических вузов в классические университеты. Объем учебных часов на преподавание педагогических дисциплин уменьшился в разы. В ряде вузов из учебного плана исчезли такие педагогические курсы, как «Введение в педагогическую специальность» («Общие основы педагогической профессии»), «Педагогические системы и технологии», «Методика воспитательной работы», «Коррекционная педагогика» и др. На отделениях заочного и вечернего обучения студентов изучение педагогических курсов сводится к краткому экскурсу в проблемы обучения и воспитания. Очевидно, что педагогические дисциплины являются основой профессиональной подготовки специалистов образования и их сокращение противоречит выдвигаемым обществом и государством целей по повышению профессиональной компетентности педагогов. И это притом, что в любой школе, любом учреждении образования знают о низком уровне профессиональной компетентности современных выпускников педагогических вузов.

Изучение основных педагогических дисциплин осуществляется на младших курсах («История образования и педагогической мысли» («История педагогики») - 1-й курс, «Педагогика современной школы» («Педагогика») - 2-й курс) вузов, что препятствует их осознанному усвоению студентами, глубокой рефлексии педагогической действительности, конструктивному становлению будущего педагога. Начальные курсы университетов являются пропедевтической ступенью в профессиональном становлении специалиста, на которой осуществляется его общекультурная подготовка, происходит формирование системы умений по получению высшего образования, формируется устойчивая мотивация в приобретении профессии. Педагогические курсы являются составной частью непосредственной подготовки к профессии, а в этой связи их изучение целесообразно на 3-4 курсах обучения студентов в университетах.

Многие преподаватели педагогических дисциплин отмечают несовершенство типовой программы по педагогике, существующие запреты на ее преобразование, недопустимость проявления творчества в изменении типовой программы, неадекватность содержания типовой программы современным достижениям педагогической науки, передовой педагогической практики. На протяжении многих лет существует порочная практика (инициируемая Министерством образования) разработки типовой программы по педагогике одним научно-педагогическим коллективом - кафедрой педагогики Белорусского государственного педагогического университета имени М.Танка, без привлечения к этой работе ведущих ученых-педагогов и представителей инновационной педагогической практики республики.

Во вновь принятой в 2008 году типовой программе курса «Педагогика современной школы» наблюдается традиционное деление основного педагогического курса на теорию обучения и теорию воспитания, что архаично для современной педагогической науки, препятствует формированию в сознании будущих педагогов представления о целостном педагогическом процессе, восприятию урока или внеклассного дела не как самоцели, а как средства развития учащихся.

В учебных программах и пособиях по педагогике, публикациях в научно-методических СМИ наблюдается наукообразие, излишнее теоретизирование, отсутствие должной корреляции педагогической теории и практики в содержании учебной дисциплины. Для иллюстрации приведем пример лишь одной из публикаций авторов типовой программы по педагогике: «Регулятивной основой подготовки исследователя являются следующие принципы:... взаимодополнительности априорно-информационного и апостериорно-деятельностного путей интериоризации исследовательского опыта.» [3]. Как говорится все «понятно» без лишних слов, особенно педагогу-практику. Подобные тексты еще более отдаляют педагогическую теорию от педагогической практики, благоприятствуют дискриминации педагогической науки в сознании педагогов.

В последние годы в республике усиливается стремление свести педагогику к «прикладной философии», «педагогической психологии» или попытка рассматривать педагогику в отрыве от философии, психологии [4]. Довольно часто собственно педагогическое знание заменяется «философствованием» о педагогической действительности, проблемах обучения и воспитания. Со стороны некоторых философов и психологов наблюдаются попытки уничтожения педагогики как конкретно-научной дисциплины. Если судить по положению педагогики в учебных планах современного педагогического вуза, то они в этой борьбе добились значительных «успехов».

Методологической основой современной педагогики в республике так до сих пор и не стала педагогическая антропология. Антропологический подход в педагогике базируется на восприятии человека как универсальной, активной, свободной и ответственной сущности, т.е. его основополагающей способности быть субъектом своей жизнедеятельности, своего образования и воспитания, основывается на вере в широкие потенциальные возможности человека и возможность развития этих потенций в педагогическом процессе. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса соизмеряется с духовной целостностью человека и направлено на создание благоприятных условий его саморазвития, выявление и развитие природных задатков и способностей. Формирование индивидуальности, т.е. личностный генезис, рассматривается с позиций самовозрастающей рефлексии личности к собственному целостному восприятию. Категориальная система педагогической антропологии строится на понятиях субъектности человека, рефлексивности, саморазвития, самоопределения, самообразования, самовоспитания. Педагогическая антропология выполняет ряд функций, являясь теорией современного педагогического знания, научной основой гуманитарного педагогического мировоззрения, теоретическим обоснованием педагогических инноваций [1].

В Беларуси отсутствует координационный центр развития педагогики как учебной дисциплины (Национальный институт образования эту функцию не выполняет), остро ощущается несогласованность взаимодействий преподавателей педагогики различных вузов республики, что проявляется в несовершенстве программ и учебных пособий по педагогике, разобщенности требований к курсовым и дипломным, другим письменным исследовательским работам по педагогике, ущербности и примитивности стратегии и тактики развития педагогической науки и педагогического образования. В этой связи в республике нет и должной координации деятельности научно-педагогических журналов. Главный редактор каждого журнала на свой манер определяет стратегию и тактику развития журнала, содержание журнала, которые зачастую далеки от истинной педагогической науки, современных тенденций ее развития, не способствуют должной научно-педагогической рефлексии сложившейся практики обучения и воспитания.

Среди тенденций необходимо отметить и несовершенство, необоснованность технологии преподавания педагогики как учебной дисциплины, игнорирование инновационных педагогических методов и приемов, технологий в преподавании самой дисциплины (педагогические идеи только декларируются, но не демонстрируется на занятиях их технологическая реализация). В республике целенаправленно практически никто из специалистов не занимается исследованием и разработкой технологии преподавания педагогических дисциплин, уже много лет этот аспект не является специальным предметом рассмотрения научных конференций.

Отсутствует должная корреляция и преемственность в содержании отдельных педагогических курсов. Довольно часто наблюдаются повторы, дублирование в разных педагогических дисциплинах

одних и тех же тем проблем. Недостаточно обоснованна логика, последовательность, целесообразность изучения отдельных педагогических курсов.

Наблюдается дезинтеграция содержания курсов педагогики, философии, психологии и частных методик в вузах Беларуси; у руководства вузов отсутствует должная мотивация к достижению этой интеграции, а в этой связи данная проблема десятилетиями даже не обсуждается на заседаниях кафедр, советов университетов.

Неразрешимой проблемой на протяжении многих лет является несогласованность содержания и структуры педагогики как учебной дисциплины на различных уровнях образования, прежде всего в процессе подготовки, а также повышения квалификации и переподготовки специалистов образования

ВЫВОДЫ

Все названные проявления и закономерности преподавания педагогики как учебной дисциплины в вузах Беларуси можно классифицировать на содержательные и организационные. Учет этих закономерностей должен определять перспективы развития педагогического образования и педагогической подготовки специалистов в вузах республики. Рефлексия педагогическим сообществом, работниками Министерства образования, администрацией учреждений образования сложившейся образовательной ситуации призвана повлиять на конструктивное решение многих существующих проблем преподавания педагогики как учебной дисциплины, способствовать повышению качества педагогической подготовки учителей и специалистов образования, а также других сфер жизни общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кашлев, С.С. Педагогика: теория и практика педагогического процесса. Ч.1 / С.С. Кашлев. - Минск: Зорны верасень, 2005.

2. Сластенин, В.А. Проектирование содержания педагогического образования: гуманистическая парадигма /В.А. Сластенин. - М.: Магистр-Пресс, 2000. - С. 229 - 247.

3. Кухарчик, П. Д. Система подготовки научных кадров высшей квалификации в педагогическом университете: опыт и перспективы развития /П. Д. Кухарчик, И.И. Цыркун и [и др.] // Аттестация. - 2004. - №4. - С. 118.

4. Краевский, В.В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. - М.: Академия, 2003.

TENDENCIES IN THE TEACHING OF PEDAGOGICS AS AN ACADEMIC DISCIPLINE IN BELARUSIAN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

S.S. KASHLEV Summary

The subject-matter and the main objectives of pedagogics as an academic discipline are defined. The author reveals the contradictions that influence the process of teacher-training and the development of pedagogics as an academic discipline. Some objective laws are investigated that determine the present state of teaching pedagogics in higher educational institutions in Belarus.

Поступила в редакцию 9 сентября 2009г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.