Научная статья на тему 'Анализ состояния учебных пособий по педагогике для обучения курсантов в военных вузах'

Анализ состояния учебных пособий по педагогике для обучения курсантов в военных вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ПЕДАГОГИКИ / РЕФЛЕКСИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свиридов Андрей Иванович

В статье анализируется состояние учебных пособий по педагогическим дисциплинам в военных вузах и их соответствие современным требованиям. Автором рассматриваются актуальные вопросы, связанные с применением имеющихся в настоящее время учебных пособий с учетом перспектив развития образовательной области педагогики. Обозначены факторы, обусловливающие необходимость разработки учебных пособий нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свиридов Андрей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the education books content in pedagogical disciplines for the cadets in military institutions

The article analyzes the condition of the education books content in pedagogical disciplines in military institutions and their compliance to the modern requirements. The author considers the topical issues connected with application of the education books, which are available now taking into account the prospects for the development of the educational area in the pedagogics. The factors defining the need in development of the education books of new generation have been designated.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния учебных пособий по педагогике для обучения курсантов в военных вузах»

УДК 378

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО ПЕДАГОГИКЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ

Андрей Иванович Свиридов, адъюнкт, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России

Аннотация

В статье анализируется состояние учебных пособий по педагогическим дисциплинам в военных вузах и их соответствие современным требованиям. Автором рассматриваются актуальные вопросы, связанные с применением имеющихся в настоящее время учебных пособий с учетом перспектив развития образовательной области педагогики. Обозначены факторы, обусловливающие необходимость разработки учебных пособий нового поколения.

Ключевые слова: учебное пособие, образовательная область педагогики, рефлексия, интеграция междисциплинарных связей, педагогическая компетенция.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p233-236

ANALYSIS OF THE EDUCATION BOOKS CONTENT IN PEDAGOGICAL DISCIPLINES FOR THE CADETS IN MILITARY INSTITUTIONS

Andrew Ivanovich Sviridov, the graduated in a military academy, St. Petersburg Military Institute of Internal Affairs of Russia

Annotation

The article analyzes the condition of the education books content in pedagogical disciplines in military institutions and their compliance to the modern requirements. The author considers the topical issues connected with application of the education books, which are available now taking into account the prospects for the development of the educational area in the pedagogics. The factors defining the need in development of the education books of new generation have been designated.

Keywords: education book, educational area of pedagogics, reflection, integration of interdisciplinary communications, pedagogical competence.

Не вызывает сомнения тот факт, что в настоявшее время значительно актуализировались исследования, связанные с различными проблемами изучения педагогики и разработки для дисциплин этой предметной области учебно-методических комплексов.

В современной образовательной ситуации уделяется достаточно серьезное внимание определению терминов, понятий «учебник» и «учебное пособие». В официальных документах отмечено, что «Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме. В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия» [3].

Учебное пособие - официально утвержденный вид учебного издания, дополняющий или частично (полностью) заменяющий учебник издание, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее ФГОС ВПО). В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и новые научные позиции дискуссионного плана, предназначено в помощь овладения учебной дисциплиной (или практической деятельностью). Объем учебника должен составлять не менее 4 печатных листов [5, с. 193].

Каковы же на сегодняшний момент требования к содержанию современного поколения учебных пособий? Современные пособия по педагогике имеют целью предложить наиболее рациональные приемы осмысления, усвоения и оперирования учебным матери-

алом в процессе самостоятельной работы. Для этого в их содержании необходимо помимо теоретических положений включать различные учебно-творческие задания направленные на овладения обучаемыми приемами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, прогнозирования, формирования умений использовать педагогические знания в практической деятельности, развитие способности видеть в педагогике идеи, руководствуясь которыми можно успешно продвигаться к вершинам своей профессии.

Следует признать, что содержание учебного пособия современного поколения в военных высших учебных заведениях (далее ввуз) должно соответствовать следующим требованиям:

- учет возрастных особенностей обучаемых, их интересов, возможностей, потребностей, в отборе предметного содержания, которое соотносится с реальными проблемами курсантов;

- учет профессиональной направленности курсантов, их потребностей в самоопределении;

- формирование у обучаемых умений работать с информацией, формирование критического и творческого мышления (поиск дополнительной информации, ее анализ, оценка значимости для решения поставленной проблемы, обобщение, выводы, прогнозирование дальнейшего развития и др.);

- включение специальных заданий, рассчитанные на совместную деятельность в малых группах сотрудничества, заданий для организации дискуссий, проектной деятельности, задания, рассчитанные на организацию ситуационного анализа, а также рекомендации с целью формирования способности к рефлексии;

- подготовка обучаемых самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- мотивирование обучаемого отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность воспринимаемой информации, развернуто, аргументировано обосновывать свои суждения, давать определения, приводить доказательства, иллюстрировать их с помощью примеров [4].

В тоже время, если проанализировать содержание учебников и учебных пособий, используемых для обучения курсантов в военных институтах внутренних войск МВД России, то можно с уверенностью сказать, что в них представлены материалы не соответствующие современным требованиям, предъявляемым к современному поколению учебных пособий. Здесь мы можем наблюдать то, что «военная педагогика» включает всю теоретическую педагогику, теорию обучения и теорию воспитания, являясь при этом специфической дисциплиной в системе педагогических наук.

Если же ознакомиться с содержанием методических пособий по педагогике и рекомендациями по подготовке к семинарским, практическим и контрольным занятиям, то в них мы увидим традиционное содержание о том, что должен знать, уметь и чем владеть курсант по окончании изучения курса. А как курсант должен научиться профессионально мыслить и действовать в ходе самостоятельной работы с учебным пособием, в них не раскрыто.

В то же время, в области педагогики нельзя создать универсальное пособие со строгими и определенными рекомендациями на все случае жизни, а можно только определить главные проблемы, показать возможные варианты решения и вызвать стремление решать их самостоятельно.

В соответствии с современными требованиями ФГОС ВПО предусмотрено перенесение центра тяжести от передачи информации к управлению процессом овладения знаниями, развитие творческого мышления, культуры их познавательной деятельности.

В 2012 году назрела необходимость проведения специальной Всероссийской научно-практической конференции в ввузах внутренних войск МВД России (г. Санкт-Петербург) на тему: «Педагогика в военном вузе как наука и как учебный предмет». Це-

лью конференции было выявить и обсудить существующие проблемы в предметной области, рассмотреть педагогику как науку, как вид деятельности, как учебный предмет, а также обсудить состояние, имеющихся на данный момент учебных пособий по педагогике, их соответствие требованиям к современному поколению учебных пособий.

Актуальность проблемы обусловлена еще и тем, что «несмотря на изменения в социокультурной жизни общества, реформирование внутренних войск МВД России, переход военного образования на ФГОС ВПО, не обозначены перспективы развития педагогики. Все происходит в рамках традиций: рассуждения об объекте и предмете педагогики, ее базовых понятиях, ценностях и целях образования и т.д. Рассуждения эти носят в основном умозрительный характер, почти не соотносясь с реальной действительностью и педагогической практикой» [1, с. 15]. Следовательно, можно сделать вывод, что зачастую в обучении курсантов используются учебные пособия, которые не соответствует требованиям по их содержанию и не могут быть отнесены к современному поколению учебных пособий и таким образом не востребованы. Помимо требований к содержанию современных поколений учебных пособий, актуальны и следующие немаловажные вопросы. Ведь нельзя не согласиться с тем, что изменение содержания педагогических дисциплин, методик их преподавания в соответствии требованиями ФГОС ВПО, влечет в свою очередь к изменениям в разработке, построению и содержанию учебных пособий.

Кроме того, педагогика как наука развивается, не стоит на месте, а значит и учебные пособия должны соответствовать должному уровню по содержанию в соответствии с действительностью. Обновления содержания педагогических дисциплин необходимо проектировать в единстве с модернизацией форм и методов их изучения, ориентируясь на новые информационные технологии.

Необходимо отметить следующий факт, что в настоящее время большое внимание уделяется рефлексивной методике обучения и интеграции междисциплинарных связей. Мир рефлексии разнообразен, богат и индивидуален у каждого человека. Именно способность к рефлексии дает возможность человеку формировать образы и смыслы жизни, действий, блокировать неэффективные. Важнейшей особенностью рефлексии является способность слушателей управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности. Рефлексия обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего [2, с. 104].

При решении проблемы интеграции междисциплинарных связей в военном образовании первостепенную значимость приобретают стратегии междисциплинарного взаимодействия в образовательном процессе военных вузов внутренних войск, которые направлены на формирование у курсантов тех умений комплексного применения знаний, которые необходимы для решения служебно-боевых задач и педагогических задач в работе с личным составом. Отличительной чертой междисциплинарных знаний является их уникальность, определяемая требованием постоянного обновления. Вооружение такими знаниями курсантов - актуальная социальная задача.

В процессе овладения курсантами инструментом межпредметного синтеза активизируется самостоятельная работа. Постоянное упражнение курсантов по развитию самостоятельности в процессе решения ситуаций и педагогических задач способствует формированию механизма установления межпредметных связей: от поиска необходимых опорных знаний к развитию организационных умений по осуществлению межпредметных связей. Все это говорит о том, что в учебных пособиях необходимо предусматривать задания в виде педагогических ситуаций, дидактических игр и тестов, ориентированных на рефлексию, самоанализ, самообразование курсантов вузов внутренних войск. Кроме того, необходимо отметить, что курсанты военных вузов в процессе обучения должны овладевать такими педагогическими знаниями, умениями, навыками и компетенциями, как способность выявлять проблемы, конфликтные ситуации, возникающие в воинском

коллективе. На основе полученных знаний уметь их разрешать, анализировать различные педагогические ситуации, обоснованно доказывать свою точку зрения в сложившихся ситуациях, обладать приемами, методами и навыками разрешения проблемных взаимоотношений в воинском коллективе.

Таким образом, разработка нового поколения учебных пособий по педагогическим дисциплинам может быть одним из новых направлений совершенствования педагогической подготовки курсантов, отвечающим современным требованиям, и обусловлена следующими факторами:

во-первых, изменение содержания учебных дисциплин, методик их преподавания влечет к изменению построения учебных пособий;

во-вторых, рефлексивная методика обучения предусматривает необходимость включения в содержание учебных пособий заданий ориентированных на рефлексию, самооценку, самоанализ и самообразование курсантов в ходе изучения педагогических дисциплин;

в-третьих, в содержаниях учебных пособий должны воплощаться междисциплинарные связи, реализуемые через решение комплексных задач, направленных на формирование у курсантов умений комплексного применения знаний;

в-четвертых, учебные пособия должны быть ориентированы на привитие курсантам педагогических компетенций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Педагогика в военном вузе как наука и как учебный предмет : сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 8 февраля 2012 года / под ред. В.Ю. Новожилова. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского института внутренних войск МВД России, 2012. - Часть 1. - 172 с.

2. Педагогика как учебный предмет в военном вузе : учебное пособие : в 2 ч. Ч. 2 / Л.Н. Бережнова, В.В. Перов, М.В. Аниканов, М.В. Крылов. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского института внутренних войск МВД России, 2012. - 113 с.

3. Письмо Минобразования Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 27-55-570/12 «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие» [Электронный ресурс] // URL:http://www.ii.spb.ru/material/baza/N16%20_10.02.2004.pdf (дата обращения: 08.02.2015).

4. Примерные требования к учебно-методическому пособию [Электронный ресурс] // URL :http://museum-umtk.ru/site/metcab/ att...kmetodposobiju.doc (дата обращения: 19.12.2014).

5. Работа над кандидатской диссертацией : учебное пособие для адъюнктов / Л.Н. Бережнова, Н.Н. Миняйленко, В.Ю. Новожилов, А.Н. Сивак, С.Е. Сычёв. - М. : Типография журнала «На боевом посту», 2011. - 368 с.

REFERENCES

1. Ed. Novozhilov V.Yu. (2012), Pedagogics in military higher education institution as science and as a subject, Collection of scientific articles of the All-Russian scientific and practical conference. St. Petersburg, on February 8, 2012, Publishing house of the St. Petersburg institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Part 1, St. Petersburg.

2. Berezhnova, L.N., Perov, V.V., Anikanov M.V. and Krylov, M.V. (2012), Pedagogics as a subject in military higher education institution: manual, Publishing house of the St. Petersburg institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg.

3. The letter of the Ministry of Education of the Russian Federation of September 23, 2002 No. 27-55-570/12 "About definition of the terms "textbook" and "manual", available at: http://www .ii.spb.ru/material/baza/N16%20_10.02.2004.pdf.

4. Approximate requirements to educational methodically grant, available at: http://museum-umtk.ru/site/metcab/att . k metodposobiju.doc.

5. Berezhnova, L.N., Minyaylenko, N.N., Novozhilov, V.Yu., Sivak A.N. and Sychyov, S.E. (2011), Work on the master's thesis: manual, Typography journal "On post", Moscow.

Контактная информация:olebelus78@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 02.11.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.