Научная статья на тему 'Тенденции преобразования педагогической действительности и проблемы неформального образования'

Тенденции преобразования педагогической действительности и проблемы неформального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TRENDS / TEACHER EDUCATION / NON-FORMAL EDUCATION / ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ройтблат Ольга Владимировна

В данной статье рассматриваются тенденции, происходящие в социуме, педагогическом образовании, определяющие место неформального образования в системе изменений дополнительного профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ройтблат Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends of conversion of pedagogical reality and problems of non-formal education

The article discusses the trends taking place in society and teacher education, which determine the place of non-formal education in the system of additional professional education changes

Текст научной работы на тему «Тенденции преобразования педагогической действительности и проблемы неформального образования»

О. В. Ройтблат

(Тюмень)

Тенденции преобразования педагогической

действительности и проблемы неформального образования

В данной статье рассматриваются тенденции, происходящие в социуме, педагогическом образовании, определяющие место неформального образования в системе изменений дополнительного профессионального образования.

На современном этапе, когда реализуются стандарты нового поколения, вступили в силу новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования] (воспитатель, учитель]», увеличивается общий интерес к проблемам образования, что определяется ростом значения образования для социально-экономического развития страны.

В. М. Розин, рассматривая место педагогики в период интенсивных изменений, отмечает: «Переходность эпохи ставит педагогику в чрезвычайно сложную ситуацию, поскольку становится невозможным понять, кого школа должна формировать, каковы идеалы образованного человека; как следствие, затруднения и колебания в определении целей и содержания образования. Не означает ли все сказанное, что в ближайшей перспективе неэффективны большие педагогические программы реформирования образования?» [1, с. 23].

Отметим увеличение критических статей в адрес педагогического образования. По этому поводу С. А. Смирнов, философ и методолог образования, отмечает: «В настоящее время инновационное движение из средней школы ушло. Инновационная волна спала. Сейчас больше говорят о технологиях, методиках, практиках, чем об инновациях и экспериментах. Ядро инноваторов, разработчиков, методологов, культурологов, философов, которые запускали эту инновационную волну, в большинстве своем либо вообще ушли из образования в консалтинг, бизнес, политику, либо ушли в высшую школу разрабатывать крупные образовательные и культурные проек-

ты» [2, с. 136-137], а эти обстоятельства, наряду с другими тенденциями, оказывают влияние на изменения педагогического образования.

Высвечиваются и новые аспекты качества образования, в частности значимым представляется не только результат образования, но и обеспечение качественного процесса обучения, создание адекватных условий для получения качественного результата, в том числе и педагогического образования, от которого зависит качество образования.

И. И. Соколова, рассуждая о педагогическом образовании, отмечает: «Педагогическое образование является неотъемлемым элементом системы образования страны, ре-сурсоформирующей частью социальной системы. Тем не менее система педагогического образования сталкивается с серьезными проблемами развития, подвергается критике за экономическую неэффективность и недостаточно качественную подготовку учителя к деятельности в Новой школе. Проблемы педагогического образования являются продолжением общих социальных проблем, связанных со статусом педагогической профессии: на сегодняшний день он низок. Российские исследования показывают, что важнейшими причинами ухода из школы молодых педагогов являются социальные причины, среди которых отсутствие возможностей «карьерного роста» [3, с. 12].

Международное сравнительное исследование TEDS-М (Teacher Education Study in Mathematics] показало, что при хорошей предметной подготовке учителей математики российские вузы недостаточно готовят к взаимодействию с коллегами. Исследования РАО выявили основные трудности в работе молодых педагогов: это психолого-педагоги-

Ройтблат О. В. Тенденции преобразования педагогической действительности и проблемы неформального образования

ческое сопровождение учащихся, построение эффективного урока в соответствии с требованиями ФГОС, организация деятельности учащихся в классах с разнородным составом, взаимодействие с родителями» [3, с. 16].

Рассматривая тенденции преобразования педагогической деятельности, Н. Н. Суртаева отмечает, что на изменение профессии педагога оказывают влияние новые функции (развитие продуктивных ситуаций, помощь в определении индивидуальных учебных планов, поддержка общего саморазвития, самооценивание образовательных результатов, обсуждение персональных проблем и др.], приводящие к изменению педагогической профессиологии, обозначая востребованность педагога нового типа» [4, с. 10].

Все больше идет речь о таких направлениях педагогической профессии, как педагог-организатор, педагог-воспитатель; педагоги-наставники, педагог-тьютор; педагог-модератор; руководители практики по организации собственной образовательной деятельности; педагоги-агенты изменений в организации реальных жизненных ситуаций; педагог как проектировщик; педагог-фасилитатор, педагог как консультант в сфере образования.

За рубежом речь идет о таких направлениях, как техник социального и семейного вмешательства, советник по социальной и семейной экономике, ассистент социальной службы, монитор мастерской, монитор-воспитатель, технический специализированный воспитатель, воспитатель раннего детства, специализированный воспитатель, социальный воспитатель, андрагог, технолог-кризисник, технолог-конфликтолог и др. Естественно, что профессиональная подготовка не успевает за этими изменениями в силу большой заформализованности, что и оказывает влияние на дополнительное профессиональное образование через различные формы, в том числе усиливает роль неформального образования.

В докладе Центра исследований и инноваций в области образования ОЭСР (2008 г.] отмечаются следующие важные тенденции:

- изменение продолжительности рабочего времени (Япония, США, Европа]. Срок служебной карьеры становится короче;

- динамика показателей временной неполной занятости увеличивается;

- связи с рынком труда становятся менее надежными и прочными, чем были раньше;

- продолжается рост занятости женщин наряду с существованием разрыва в размерах заработной платы у мужчин и женщин;

- происходит изменение социальных слоев, более широкая дифференциация по экономическому показателю и социальному статусу;

- изменение ценностно-целевых установок;

- продолжительность обучения в раннем возрасте увеличилась;

- растет мобильность населения;

- увеличивается взаимозависимость стран, которая особенно очевидна в сфере экологии;

- фиксируется долгосрочная тенденция к урбанизации, что в качестве негативных последствий несет за собой разрушение традиционных связей и норм поведения, что в одних случаях способствует прогрессу, а в других - вызывает отчуждение и изоляцию;

- рост численности населения на планете (предполагается, что к середине XXI века численность населения в мире увеличится еще на 3 млрд. человек];

- в глобальном масштабе увеличивается количество свободного времени, по причине технического прогресса. По мнению социологов, увеличение количества свободного времени может способствовать повышению спроса на образование, особенно на краткосрочные информационные курсы обучения и информационно-развлекательные программы (неформальное образование];

- изменение профессионального содержания происходит примерно в три года, в год рождается несколько десятков новых профессий, к которым никто не готовит. В настоящее время на планете существует свыше 50 тысяч профессий, а они на порядок увеличиваются в числе специальностей (500 тысяч]; и специальности на порядок увеличиваются в числе специализаций (пять миллионов] [1].

Прогресс порождает новую деятельность и новые профессии, и естественно предположить, что формальное профессиональное образование не успевает готовить специалистов по этим новым профессиям, что усиливает акцент на дистанционное, неформальное, информальное образование, обучение в формате сетевого взаимодействия.

Неформальное образование начинает занимать все большее и большее место в системе образования взрослых, его функции уве-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (41] 2014

139

Становление специалистов в системе непрерывного образования

личиваются, что подтверждают проведенные нами опросы слушателей курсов повышения квалификации в организациях дополнительного профессионального образования. Опрос проводился с целью выяснения понимания педагогами места неформального образования и выявления его функций.

1. Каким образом Вы узнали про курсы, на которых сейчас присутствуете?

2. Что способствовало проявлению Вами интереса к проблеме «Формирование компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС нового поколения»?

При ответе на первый вопрос были получены следующие ответы:

а] «был/а на семинаре, где педагоги другой образовательной организации делились опытом по применению технологий развития социальной компетенции старших школьников (32% слушателей];

б] необходимо было проходить курсы повышения квалификации, уже не проходил четыре /пять лет (19% слушателей];

в] командировала администрация школы (43% слушателей];

г] случайно получилось (6% слушателей].

Данные ответы позволяют утверждать,

что третья часть педагогов (32%] пришла на курсы по заявленной теме сознательно, предварительно познакомившись с проблемой через неформальное образование (семинар педагогов], в этом случае правомерно говорить о таких функциях неформального образования, как инициирующая и просвещенческая.

При ответе на второй вопрос были получе-

ны ответы, позволившие говорить об интересе педагогов к неформальному образованию и повышению его значимости для них.

Так, 24% слушателей ответили, что повышению интереса способствовали: а] положительные результаты педагога, которые он продемонстрировал на семинаре; б] повышение своего профессионализма по обозначенной проблеме в системе неформального образования (27%]; в] активно предъявляемые со стороны администрации требования к усвоению путей формирования ключевых компетенций учащихся в свете реализации ФГОС (34%].

10% слушателей ответили, что тенденции, которые отмечаются на современном этапе в образовании, предъявляют требования к постоянному обновлению профессионального знания, что возможно только при сочетании всех форм обучения (формального, неформального, информального, дистанционного образования и различных моделей сетевого взаимодействия].

Таким образом, анализ результатов опроса педагогов (слушателей курсов повышения квалификации], который проводится нами уже в течение пяти лет, позволяет утверждать, что педагоги все больше и больше проявляют интерес к неформальному образованию и видят в нем действенный механизм пополнения профессионального знания. Интерес к неформальному образованию будет увеличиваться в связи с тенденциями изменений, происходящих в системе дополнительного профессионального образования.

Литература

1. Розин В. М. Образование в условиях модернизации и неопределенности : концепция. - М.: Либроком, 2013. - 80 с.

2. Смирнов С. А. Человек перехода: сборник научных работ. -Новосибирск, 2005. - С. 135-137.

3. Соколова И. И. Концепция совершенствования подготовки педагогических кадров // Педагогическое образование в государствах-участниках СНГ: современные проблемы, концепции, теории, практика : сб. материалов VII междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: ФГБНУ «ИПООВ РАО», 2014.

4. Суртаева Н. Н. Преобразование или модернизация, или реформирование педагогического образования - заказ будущему // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе / под ред. Н. Н. Суртаевой, С. В. Кривых, А. А. Макарени. -СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2013. - С. 9-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.