Научная статья на тему 'Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации'

Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2273
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ / FORMAL EDUCATION / NON-FORMAL EDUCATION / INFORMAL EDUCATION / LONG-LIFE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макареня Александр Александрович, Ройтблат Ольга Валентиновна, Суртаева Надежда Николаевна

Раскрыты возможности преобразований в системе повышения квалификации за счет интеграции различных форм образования взрослых формального, неформального, информального.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-formal education as a condition of social interaction in the process of in-service training

The opportunities of transformations in the system of in-service training through the integration of various forms of adult education formal, non-formal, informal are revealed.

Текст научной работы на тему «Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации»

А. А. Макареня (Санкт-Петербург), О. В. Ройтблат (Тюмень), Н. Н. Суртаева (Санкт-Петербург)

НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Раскрыты возможности преобразований в системе повышения квалификации за счет интеграции различных форм образования взрослых - формального, неформального, информального

В современных условиях глобализации и информационных технологий происходят существенные изменения в области социального взаимодействия в сфере образования.

Вопросам социального взаимодействия всегда уделяли большое внимание. Особенно часто этот аспект рассматривался в контексте социальной психологии, социологии, но это не умаляет значения исследований этой области происходящих на современном этапе, в других научных отраслях, в том числе в педагогическом знании. Поскольку постоянно меняющиеся социокультурные условия, обуславливают и новые акценты трансформации содержания социального взаимодействия среди любых субъектов, приводя к изменениям в сфере образования и в такой ее составляющей, как повышение квалификации.

Под влиянием развивающихся технологий, применяемых в системе образования, в мире формируются новые социальные тенденции:

- переход на многоуровневое образование, что привело к необходимости пересмотра организации управления системой повышения квалификации,

- понимание образования не только как «общественного блага», но и как «товара личного потребления», как необходимого условия социализации,

- необратимый процесс массовизации высшего образования, актуализирующий вопросы организации переподготовки кадров,

- распространение информационно-коммуникативных технологий во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в образовании,

- переход к экономике знаний, требующий все более продвинутого обучения для всех областей экономики и повышения мобильности профессионалов высокого уровня,

усиливший акцент на дистанционные формы обучения;

- смена уравнения, определяющего характер педагогического процесса в вузах « способности + усилия = достижения» на уравнение «ресурсы + предпочтения = выбор»;

- процессы глобализации, расширяющие требования к высшему образованию (глобальное распространение исследований и другой информации], к системе повышения квалификации;

- новый социальный глобализм: обеспечивающий конкуренцию и сотрудничество в сфере образования, проявляющиеся в различных регионах и странах с определенной спецификой, что обозначает необходимость решения в глобальном масштабе целого ряда социальных проблем;

- обеспечение социального равенства в образовании в условиях территориальной обособленности регионов и социальных слоев общества;

- непрерывное образование, в соответствии с требованиями экономики знаний, различных сфер жизнедеятельности обозначившее вопрос интеграции формального, инфор-мального, неформального образования, и др.

В настоящее время стала общепризнанной необходимость непрерывного образования, а в Европейском Союзе оно рассматривается как один из главных элементов социальной модели. Основными постулатами непрерывного образования, сформулированными Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию для XXI века и выражающими суть этого процесса, стали: научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить.

Произошла институционализация различных, в том числе и не существовавших ранее, видов образования. ЮНЕСКО ввела специаль-

ную терминологию, отражающую различные степени организованности образовательных услуг: формальное, неформальное и инфор-мальное образование.

В числе исследовательских проектов 20102013гг., направленных на увеличение экономического роста, занятости и конкурентоспособности в рамках Стратегии Европа 2020 (7-я рамочная программа ЕС], предусмотрен исследовательский проект «Непрерывное образование в Европе: навыки, необходимые для обеспечения лучших видов занятости» [1]. В России также обращается внимание на непрерывное образование. Так, в докладе Общественной палаты РФ «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» [2] подчеркивается актуальность образования в течение всей жизни как одного из приоритетов российской образовательной политики, как необходимого и все более значимого элемента современных образовательных систем.

По данным ЮНЕСКО, в наиболее успешных странах дополнительным образованием охвачено 30-40% населения в возрасте 25-64 года. (В среднем по странам ЕС соответствующая доля населения составляет 17%, в России

- всего лишь 8%). Это объясняет повышенный интерес к вопросам непрерывного образования и таким формам, как формальное, неформальное, информальное.

Термины неформальное и информальное образование были введены в педагогический обиход в 60-70-е годы XX века во время широких международных дискуссий по образовательным проблемам. Они акцентировали внимание педагогической общественности на важности образования и подготовки, получаемой вне стен официально признанных и предназначенных для этого специальных учебных заведений. Введение обоих терминов было связано прежде всего с рассмотрением образовательных ситуаций в развивающихся странах. Сейчас они чаще всего используются при анализе образования в так называемых странах «Третьего мира» (P. Jarvis], а также при рассмотрении вопросов образования третьего возраста, образования взрослых.

Разработка различных аспектов образования взрослых, преобразование системы повышения квалификации становится весьма актуальной, значимой проблемой для выживания человечества в сложившейся демогра-

фической ситуации. Рост стареющих стран происходит быстро, причем стареют наиболее развитые страны.

К сожалению, наименее изученным является вопрос неформального образования взрослых, когда система образования взрослых не является строго заорганизованной. В этой системе нет строгих стандартов, нет определенной нормативной базы. Сюда можно отнести различные курсы (от нескольких часов до нескольких месяцев], они могут иметь самое широкое направление - приобретение нового знания в области профессии, по которой работает взрослый, приобретение нового знания, например, для молодого папы, мамы, новые знания в области семейного устройства, новые знания в какой-то области, которая необходима в данный период жизнедеятельности человека (знания о покупке жилья, о садоразведении, овладении новой парфюмерной линией, туристические знания и т.д.]. На современном этапе организовано множество различных курсов (изучения иностранных языков, туроператорские курсы, курсы психологов, курсы по подготовке модераторов и т.д.], которые также могут быть отнесены к образованию взрослых.

Проблема неформального педагогического образования в России еще слабо развита, слабо представлен обобщающего характера материал и т.д., но это не означает отсутствия актуальности этой проблемы. Обсуждаются вопросы категориального характера, вопросы организации, управления, финансирования и т.д.

Так, в тезаурусе основных понятий и терминов по образованию взрослых В. Г Онушки-на и Е. И. Огарева дается следующее определение: «Неформальное образование - составная часть образовательного комплекса; программы и курсы, по завершении которых не возникает каких-либо правовых последствий, в частности права заниматься оплачиваемой деятельностью или поступать в образовательные учреждения более высокого уровня. Основной признак неформального образования - отсутствие единых, в той или иной мере стандартизированных требований к результатам учебной деятельности» [3].

В сравнении с двумя другими составляющими триады можно определить концепцию «неформального обучения» («non-formal education»], понимание которой необходимо в

контексте общего анализа дополнительного образования взрослых за рубежом.

Термин «неформальное образование» («non-formal education»] используется в области образования взрослых за рубежом для обозначения образовательного процесса, организованного за пределами формальной образовательной системы, часто для удовлетворения познавательных потребностей определенной группы людей. П. Кумбс и М. Ахмед раскрывают содержание понятия неформальное образование, как организованную, систематическую образовательную деятельность, проводящуюся за пределами формальной образовательной системы, для обеспечения заданных видов обучения по отношению к специальным подгруппам населения, взрослым и детям.

Неформальное образование взрослых обладает признаками организованности, систематичности, дополнительности получаемых знаний по отношению к уже имеющемуся образованию человека и поэтому достаточно близко соотносится с понятием дополнительного образования взрослых в отечественной андрагогике (С. Г. Вершловский, Н. Н. Букина]. По своему предметному содержанию оно может иметь или не иметь профессиональной направленности.

Внеинституционное (информальное] образование, или образование, получаемое за счет непосредственного влияния окружающей человека жизни («informal education»], М. Тайтом трактуется как формы обучения, не включенные в формальное и неформальное образование. Оно может происходит под разнообразными образовательными влияниями общества - работы, дома, семьи, друзей, средств массовой информации, книг. П. Джарвис относит этот термин к форме образования, имеющей место, когда люди учатся непосредственно за счет своего окружения. По словам Ш. Мерриам и Р. Каффарелла, это опыт каждодневной жизни, который нас чему-то обучает.

В научной литературе встречается еще и термин общинное образование, которое часть ученых отождествляет с неформальным. Неформальное педагогическое образование существенно отличается по формам обучения.

По мнению С. Г. Вершловского, «Неформальное образование взрослых - это различные, гибкие по организации и формам обра-

зовательные системы, ориентированные на конкретные потребности и интересы обучаемых» [4].

Исторически в России возникновение неформального образования можно отнести к XIX веку, когда С. И. Гессен писал о значимости библиотечного чтения, которое уже можно рассматривать как неформальное образование [5]. Перечислим формы, характерные для педагогического образования в России, которые тоже можно назвать неформальными: конкурсы «Учитель годы», «Лучшая школа России», «Лучший классный руководитель» и т.д., мастер классы, творческие отчеты по ОЭР, педагогические фестивали, панорама педагогических идей, педагогические учительские чтения, инновационные педагогические марафоны, образовательные ретренинги, видеоуроки, медиа-консультации, корпоративное обучение, школы современного руководителя и т.д. То есть практически все виды неформального взаимодействия педагогических работников, способствующие совершенствованию профессионального мастерства педагогов в стенах учреждений повышения квалификации и вне их, можно назвать неформальным педагогическим образованием, они не заканчиваются выдачей официальных удостоверений. В настоящее время все чаще неформальные образовательные формы стали заканчиваться выдачей различного вида сертификатов, в связи с вхождением в практику образовательного пространства портфолио педагогов. Нами выстроены и опробованы в условиях Тюменского областного государственного института развития регионального образования такие варианты интеграции трех форм организации образовательного процесса в системе повышения квалификации, как линейное, параллельное, одновременное включение.

В качестве примера сошлемся на программу модуля одной из 9 встреч в школе современного руководителя в Тюмени, через которую прошло около тысячи обучающихся взрослых, - эта программа по модулю «Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего и специального образования, интегрированное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), переход в автономные учреждения».

Цель: освоение руководителями образовательных учреждений новых практик и техно-

логий управления, моделей принятия управленческих решений в позициях развития интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ], формирование управленческих компетенций, необходимых для обеспечения перехода в автономные учреждения, решения задач модернизации отрасли «Образование».

Таким образом, на современном этапе можно сказать, что интеграционные процессы в частности процессы, взаимодополнения, взаимообогащения формального, неформального, информального образования, характерны для системы повышения квалификация как ответ на изменения, происходящие в социальном взаимодействии.

В перспективе следует ожидать еще более тесное проникновение различных форм взаимодействия, разработку технологии педагогического образования в форме неформального образования в системе повышения квалификации.

Возникновение новых требований к аттестации педагогов в образовательном пространстве России не способствует интенсивному процессу интеграции трех обсуждаемых форм, а разграничение того или иного вида образовательного процесса, проходящего в образовательных учреждениях дискутируется и по настоящее время. Главный аргумент -выдача документов, подтверждающих процесс непрерывного образования (повышения квалификации]. Ряд исследователей считает, что основным критерием должна служить главная цель образовательного мероприятия: развитие региона, профессионального сообщества или достижение личных результатов участников педагогического процесса. Но и этот критерий относителен. Во-первых, субъективные потребности отдельных участников могут совпадать с целями развития региона, во-вторых, само повышение образовательного уровня каждого взрослого участника, несомненно, ведет к повышению общего образовательного потенциала профессионального сообщества, что также может положительно влиять на развитие. Практическая педагогическая действительность оказывается сложнее и многообразнее любой теории и соответствующего ей терминологического аппарата, требует учета изменений социального взаимодействия, происходящего под влиянием меняющегося социокультурного пространства.

На процессе развития неформального образования, по утверждению западных ученых, сказалось создание Открытого Университета в Великобритании и его многочисленных филиалов во многих странах мира. Возросло число групп взрослых учащихся в общинах, объединенных определенными познавательными целями и общими интересами. Учащиеся, проживающие в одной общине, могут собираться вместе для обсуждения своих академических успехов на университетских программах.

Специфическое явление неформального образования последних десятилетий рассматривается многими западными аналитиками в контексте общинного образования в рамках Университета третьего возраста («The University of the Third Age - USA»]. В России все большее распространение получают институты третьего возраста, где интеграция трех форм образования - формального, неформального, информального - поставила вопрос о разработке образовательной технологии взаимодействия взрослых в этих условиях.

Естественно, что не все виды образовательной деятельности, предпринимаемые в рамках Университета третьего возраста, следует относить к неформальному образованию. Многие из них уместнее рассматривать в рамках продолженного образования («conti-nuing education»].

Шотландский исследователь К. Мак-Коннелл выделил общие для всех видов характеристики неформального (непрерывного] образования:

- продолжается в течение всей жизни;

- делается большой акцент на активном участии в обучении самих учащихся и принятии ими решений;

- подчеркивается большое значение проблем и потребностей людей как основополагающих моментов для организации обучения;

- проводится внутри определенных общин, независимо от того, выделяются ли они по местонахождению или по интересам;

- подчеркивается процесс изменения, а также достижение самого изменения;

- в большей степени используются методы и контексты неформального образования, влияние непосредственного жизненного опыта и включение корпоративного взаимодействия.

Эти и другие характеристики, возникающие в социальном взаимодействии, изменяющиеся в современной социокультурной среде, будут способствовать созданию и разработке

новых технологий образования взрослых на основе различных форм интеграции формального, неформального и информального образования.

Литература

1. Growth, Employment and Competitiveness in a Knowledge Society - the European Case (Экономический рост, занятость и конкурентоспособность в обществе знаний: на примере Европы] : темы, открытые для подачи больших научных проектов по разделу 7-й Рамочной программы «Социально-экономические и гуманитарные науки» // [Сайт Европейской Комиссии]. - URL: http://cordis.Europa.eu/fp7/dc/index.cfm (дата публ. 20.02.2010].

2. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? : доклад Общественной палаты РФ // Вопросы образования. - 2007. - №4.

3. Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых : междис-циплинар. сл. терминологии. - СПб. - Воронеж, 1995. - 231с.

4. Вершловский С. Г. Образование взрослых в России: вопросы теории // Новые знания. - 2004. - №3. - С. 1-7.

5. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.