целостный учЕБно-воспитАтЕльный процесс
И.К. БИРЮКОВА (Ставрополь)
системный подход как методологическая основа анализа неформального образования
Неформальное образование в России и в мире приобрело особое значение в связи с переходом к экономике и обществу, основанным на знании, и является неотъемлемым компонентом «учения длиною в жизнь». Системный подход позволяет представить систему неформального образования во всей ее целостности и многоаспектности ее компонентов в условиях глобализации образовательного пространства.
Ключевые слова: формальное образование, неформальное образование, информальное образование, учение длиною в жизнь.
В международной образовательной практике сложились разные модели образования:
- формальное, определяемое как институализированное, целенаправленное, спланированное при участии государственных организаций и признанных частных организаций образования, что в целом составляет систему формального образования страны [3];
- информальное - понятие, близкое к самообразованию и осуществляемое в процессе повседневной жизнедеятельности человека;
- неформальное, определяемое как институализированное, целенаправленное и спланированное лицом или организацией, обеспечивающими предоставление образовательных услуг.
Одним из главных принципов функционирования любой модели образования является принцип непрерывности, выдвинутый в качестве стратегической идеи ЮНЕСКО еще в 1965 г. Базовыми постулатами этой идеи являются следующие: «научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить» [2].
Любая модель образования рассматривается современными исследователями с позиций системного подхода, который позво-
ляет исследовать объект в качестве целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности вещей с отношениями между ними (А.Д. Холл, Р.И. Фейджин, К.Л. фон Берталанфи).
Сказанное всецело относится к рассмотрению неформального образования как неотъемлемого компонента системы образования в целом, как ее подсистемы, исследование которой должно осуществляться с учетом ее места в системе, функций и механизмов их реализации.
В рамках настоящей работы обратимся прежде всего к сущностным характеристикам неформального образования. Ф. Кумбсу и М. Ахмеду принадлежит одно из базовых определений неформального образования: «К неформальному образованию отнесена любая организованная учебная деятельность за пределами установленной формальной системы -отдельная деятельность или существенная часть более широкой деятельности, призванная служить субъектам обучения и реализующая цели обучения» [5, с. 158].
В Меморандуме непрерывного образования Европейского союза приводится следующее определение: «Неформальное образование - это процесс, обычно не сопровождающийся выдачей документа, происходящий в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером» [4].
Международная стандартная классификация образования определяет неформальное образование как «любое организованное и обладающее преемственностью образовательное мероприятие, которое может проходить как в образовательном учреждении, так и за его пределами и охватывать лиц всех возрастов. Программы неформального образования необязательно выстраиваются в систему “лестницы” и могут иметь разную продолжительность» [3].
С.М. Климов отмечает, что, функционируя вне границ формального образования и будучи свободным от жестких правил, регламентов и соглашений последнего, неформальное образование ориентируется на конкрет-
© Бирюкова И.К., 2014
ные образовательные запросы различных социальных профессиональных, демографических групп населения [1, с. 57].
В нашем понимании неформальное образование - это организованная систематическая образовательная деятельность вне системы формального базового и дополнительного образования, ориентированная на конкретные потребности и интересы обучаемых независимо от возраста, пола, уровня образования, обладающая признаками гибкости, субъектности и дополнительности по отношению к имеющемуся образованию.
Значительный вклад в развитие неформального образования внесли зарубежные ученые Дж. Дьюи, М. Ноулз, Ф. Кумбс, М. Ахмед, А. Роджерс, П. Фордхэм. Также нужно отметить огромное значение исследований, проводимых в рамках и№^СО и Европейской комиссии.
В отечественной педагогике предметом исследования ученых являлись теоретические вопросы, связанные с неформальным образованием взрослых (С.Г. Вершловский, С.М. Климов, Н.Н. Букина, М.Д. Махлин, Т.В. Мухлаева, О.В. Ройтблайт, Г.Д. Сороко-умова); с неформальным образованием детей (В.А. Горский, Д. Зицер).
Дискуссии о понятии и роли неформального образования начались в 1970-х гг. А. Роджерс подробно описал историю возникновения неформального образования и основные подходы к пониманию его сущности:
1) неформальное образование как все образование вне формальной системы (экстра-формальное);
2) неформальное образование как противоположность формальному образованию (антиформальное);
3) неформальное образование - почти то же самое, что и формальное образование (па-раформальное);
4) неформальные элементы в рамках формальной образовательной системы (интра-формальное) [9, с. 70].
одним из первых, кто рассмотрел неформальное образование как систему, является Т. Симкинс (1976), который проанализировал программы неформального образования и сопоставил их с программами формального, исходя из следующих системных характеристик: цель, время, содержание, система предоставления и контроль. В результате были созданы идеальные модели и выявлено, что, несмотря на гибкость, локальность, быстроту реагирования, программы неформального обра-
зования реализуются в рамках учебного плана. В дальнейшем модели неформального и формального образования были адаптированы П. Фордхэмом (см. табл.).
Идеальные модели формального и неформального образования
Системные характеристики Формальное образование Неформальное образование
Цели Долговременные и общие. Предоставление документа об образовании Кратковременные и специфические. Без предоставления документа об образовании
Время Длительный цикл/ полный день Короткий цикл/ неполный день
Содержание Стандартизирован- ное. Академическое. Целевая группа определяется входными требованиями Индивидуализированное. Практическое. Целевая группа определяет входные требования
Система предоставления Институализиро -ванная, изолированная от окружающей среды. Строго структурированная, центрирование на учителе, ресурсозатратная Основанная на потребностях окружающей среды и сообщества. Гибкая, личност-но ориентированная, ресурсосберегающая
Контроль Внешний. Иерархический Самоуправление. Демократический
Как видно из таблицы, Т. Симкинс и П. Фордхэм считают неформальное образование полной противоположностью формальному. На практике такое бывает довольно редко.
Анализ источников показал, что программы неформального образования имеют различные цели, как правило, кратковременные и специфические. В обобщенном виде цели неформального образования можно представить следующим образом:
1) охватить образованием граждан, не имеющих доступа к образовательным услугам формальной системы, в основном это программы ликвидации безграмотности [7; 8];
2) сформировать практические навыки, необходимые для «активной гражданской позиции» и «конкурентоспособности на рынке труда» [4];
3) способствовать саморазвитию личности [7, с. 34].
Система неформального образования решает собственные задачи [6]:
1) компенсаторная - предоставить образование, которое помогает наверстать упущенное по каким-либо причинам, независимо от уровня образования, пола, возраста и т.д.;
2) адаптирующая - постоянно приспосабливать индивидуума к меняющемуся миру, новым общественным и экономическим условиям;
3) развивающая - помогать непрерывному обогащению творческого потенциала личности.
Содержание неформального образования характеризуется высокой степенью гибкости, которая проявляется в широком выборе программ, их индивидуализации и ориентированности на потребности каждого участника образовательного процесса.
В соответствии с П. Фордхэмом одним из наиболее актуальных вопросов, касающихся неформального образования, являются планирование и организация обучения в интересах обучающихся и предпочтительно при участии их самих, т.е. «снизу вверх», тем самым давая возможность учащимся понять и, если необходимо, изменить «социальную» структуру процесса обучения [8].
однако, по словам М.К. Смита, для программ неформального образования является общераспространенной организация процесса «сверху вниз». Почти все образовательные программы, реализуемые работодателями и государством, попадают под эту категорию. Т.Джеффс и М.К.Смит (1999) рассматривают континуум информального, неформального и формального образований, исходя из организации курса обучения. Таким образом, формальное образование осуществляет планирование «сверху вниз», неформальное образование - «снизу вверх» или на договорной основе. Информальное образование не планируется [8].
Следовательно, как видно из вышесказанного, речь идет о субъектности в системе образования. Участники образовательного процесса учатся через свой личный опыт, друг от друга, а учитель является фасилитатором, другом, советчиком. Субъектность в процессе реализации программ неформального образования проявляется в активном взаимодействии участников образовательного процесса на равных.
В организационном плане неформальное образование имеет систематический, но не повседневный характер, хотя и существуют учреждения, созданные с единственной целью -осуществлять данный вид образования. Неформальное образование не является монополией учебных заведений. оно осуществляется в различных экономических, общественных и политических учреждениях. Методы обучения
здесь носят новаторский характер, а цели ставятся практические и насущные, соответствующие индивидуальным учебным потребностям и первоочередным задачам национального развития. Неформальное образование пользуется большой свободой в отношении содержания, методов и форм обучения.
основными формами реализации неформального образования являются курсы, семинары, кружки, семинары-тренинги.
Программы неформального образования выбираются, как правило, без координации с уже существующими программами, в результате оно представляет собой не связанную систему, а, скорее, огромную мозаику, различные элементы которой могут не только заменять друг друга, но и вступать в противоречие.
Таким образом, очевидно, что неформальное образование является наиболее гибким, разнообразным по форме и многоаспектным звеном системы непрерывного образования. оно в наибольшей мере способно удовлетворить образовательные потребности разных групп населения, не всегда прямо связанные с их профессиональным ростом. оно отличается нетрадиционным подходом к организации учебно-познавательной деятельности, тесной связью с производственной и социокультурной средой, всемерным стимулированием самообразования, самовоспитания и саморазвития человека независимо от его профессии, возраста, места жительства, но обязательно с учетом его образовательных потребностей и интересов.
Реализация возможностей неформального образования требует новой стратегии образования, основанной на инновациях, которые должны учитывать особенности людей, возвращающихся к обучению.
одной из таких инноваций являются услуги компаний, специализирующихся на обслуживании образования населения информацией, подтверждением знаний, подготовкой учебных пособий, предоставлением помещений и пр. Неформальное образование рассматривается как солидный рынок обучения, действующий по обычным рыночным принципам.
Что же касается тематики программ, то в настоящее время обучение в системе неформального образования в России ведется по следующим шести направлениям: повышение квалификации, медико-психологическое, правовое, нравственное, религиозное, экономическое.
Как свидетельствует практика, востребованность программ неформального образова-
ния чаще всего наблюдается в сферах экономики и услуг. Такая тенденция, на наш взгляд, обусловлена всеобщим стремлением усилить свои возможности в условиях рыночной экономики. Это вызвано желанием преодолеть объективные противоречия между постоянно изменяющимися требованиями науки, техники, производства к общеобразовательной и профессиональной подготовке человека и реальными возможностями системы образования удовлетворить эти требования.
Провайдерами неформального образования могут быть как коммерческие (в основном бизнес-консалтинговые компании), так и некоммерческие организации. На сегодняшний день зарегистрировано достаточное количество негосударственных некоммерческих организаций, работающих в области неформального образования. Можно перечислить только некоторые из них, чтобы продемонстрировать, что они охватывают практически все виды и сферы жизнедеятельности: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании», молодежная некоммерческая организация «Подвал», автономная некоммерческая организация кинематографистов «Планета Фильм», Читинская экологическая организация «Родник» и т.д. Кроме перечисленных, существует множество организаций, работающих по международным программам - юНЕСКо, СПИД-фонд «Восток-Запад», ооН, юНИСЕФ, КАФ, имеющие самые разнообразные образовательные программы для различных целевых групп.
Таким образом, система неформального образования рассматривается нами следующим образом.
1. Неформальное образование - это организованная систематическая образовательная деятельность вне системы формального базового и дополнительного образования, ориентированная на конкретные потребности и интересы обучаемых независимо от возраста, пола, уровня образования, обладающая признаками гибкости, субъектности и дополнительности по отношению к имеющемуся образованию.
2. Неформальное образование может компенсировать образование, упущенное по каким-либо причинам, независимо от уровня образования, пола, возраста, способствовать формированию практических навыков, необходимых для активной гражданской позиции и конкурентоспособности на рынке труда, а также саморазвития.
3. Образовательный процесс характеризуется:
- высокой степенью мотивации, т.к. побудительные причины продолжения обучения коренятся не столько во внешних принудительных условиях, сколько во внутренних импульсах человеческой личности, которыми могут быть, естественно, и интериоризован-ные, осмысленные и прочувствованные внешние факторы;
- целенаправленностью, осмысленностью учебной деятельности самого обучающегося, базирующейся в основном на самостоятельном учении;
- гибкостью, необходимой для удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей обучающихся через использование аудио-, видеосредств, печатной продукции в качестве вариативных форм связи с обучающимися.
4. Провайдерами неформального образования являются коммерческие (в основном бизнес-консалтинговые компании), некоммерческие организации и частные лица.
5. В неформальном образовании относительно невысокая плата за обучение (по сравнению со школами, вузами и т.п.) или оно вообще может быть бесплатным, система финансирования неформального образования является гибкой.
литература
1. Букина Н.Н. Развитие государственной системы неформального образования взрослых в России// Человек и образование. 2010. №1. С. 56-61.
2. Долор Ж. Образование: сокрытое сокровище [Электронный ресурс]. URL : http://ifap.ru/library/ book201.pdf (дата обращения: 17.04.2008).
3. Международная стандартная классификация образования [Электронный ресурс]. URL : http://omsu.ru/page.php?id=501 (дата обращения: 7.04.2008).
4. Меморандум непрерывного образования Европейского союза [Электронный ресурс]. URL : http://www.znanie. org/j ornal/n 1_01 /nepreriv_obraz. html (дата обращения: 10.09.2010).
5. Мухлаева Т.В. Международный опыт неформального образования// Человек и образование. 2010. №4. С. 158-162.
6. Обзор системы неформального образования [Электронный ресурс]. URL : http:// nok.unevok.el-cat.kg (дата обращения: 17.04.2012).
7. Kedrayate A. The conceptualization of non-formal education [Электронный ресурс]. URL : http://www. Directions.usp.ac.fj/collect/index/assoc/ D770130.dir/doc.pdf (дата обращения: 22.04.2012).
8. Non-formal education: Encyclopedia of non-formal education [Электронный ресурс]. URL : http:// www.infed.org/biblio/b-nonfor.html (дата обращения: 22.04.2012).
9. Rogers Allan. Non-formal education: flexible schooling or participatory education. N.Y., 2005.
* * *
1. Bukina N.N. Razvitie gosudarstvennoy sistemyi neformalnogo obrazovaniya vzroslyih v Rossii// Chelovek i obrazovanie. 2010. №1. S. 56-61.
2. Dolor Zh. Obrazovanie: sokryitoe sokrovische [Elektronnyiy resurs]. URL : http://ifap.ru/library/ book201.pdf (data obrascheniya: 17.04.2008).
3. Mezhdunarodnaya standartnaya klassifikatsiya obrazovaniya [Elektronnyiy resurs]. URL : http://omsu. ru/page.php?id=501 (data obrascheniya: 7.04.2008).
4. Memorandum nepreryivnogo obrazovaniya Evropeyskogo Soyuza//[elektronnyiy resurs]. URL : http://www.znanie. org/j ornal/n 1_01 /nepreriv_obraz. html (data obrascheniya: 10.09.2010).
5. Muhlaeva T.V. Mezhdunarodnyiy opyit neformalnogo obrazovaniya// Chelovek i obrazovanie. 2010. №4. S. 158-162.
6. Obzor sistemyi neformalnogo obrazovaniya [Elektronnyiy resurs]. URL : http:// nok.unevok.elcat. kg (data obrascheniya: 17.04.2012).
7. Kedrayate A. The conceptualization of non-for-mal education [Elektronnyiy resurs]. URL : http://www. Direc-tions.usp.ac.fj/collect/index/assoc/D770130. dir/doc.pdf (data obrascheniya: 22.04.2012).
8. Non-formal education: Encyclopedia of non-formal education [Elektronnyiy resurs]. URL : http://www.infed.org/biblio/b-nonfor.html (data obrascheniya: 22.04.2012).
9. Rogers Allan. Non-formal education: flexible schooling or participatory education. N.Y., 2005.
Systemic approach as a methodological basis for informal education analysis
Informal education in Russia and in the world has gained special importance owing to transfer to the economics and the society based on knowledge, being the integral component of "life-long education". The systemic approach allows representing the system of informal education in its integrity and multuaspect components in the conditions of globalization of the educational space.
Key words: formal education, non-formal education, informal education, life-long education.
(Статья поступила в редакцию 22.11.2013)
а.а. Глебов
(Волгоград)
критерии оптимизации системы педагогических средств
Анализируется динамика знания о педагогических средствах в контексте развития системного подхода в педагогическом исследовании. Раскрывается некоторая актуальная проблематика теории средств. Формулируются обобщенные критерии оптимизации системы средств формирования личностных свойств.
Ключевые слова: критерий, модель, оптимальный, оптимизация, процесс, система, систематизация, средство, структура, целостность.
Среди ученых-педагогов существует широкий спектр представлений об основных аспектах объемной проблемы педагогических средств. До 1970-х гг. прошлого столетия он простирался главным образом от отстаивания идеи совершенствования распространенных в практике педагогических средств к утверждению установок на создание новых. Да и сейчас есть исследователи, видящие успех воспитания только в этом. А под средством понимают все, что ведет к цели. Данное определение несколько упрощенное. Не все, что приводит к цели, может быть средством. Не менее упрощенным представляется тот факт, что показателем эффективности средства нередко считается быстрый результат как следствие его прямолинейного воздействия на личность. Но это не всегда так. Ведь результат может быть отдален.
Приведенная позиция имеет вероятным следствием случайность, бессистемность воздействий, их несоответствие сензитивным и актуальным возможностям воспитанников, суммарный характер использования средств, гиперболизацию одних и недооценку других средств. Этими обстоятельствами и целью формирования личности в целом, объективная потребность в которой сохранилась и для постиндустриальной России [3, с. 6], определяется тенденция в отечественной педагогической науке к поиску путей повышения эффективности педагогических средств не только их совершенствованием, т.е. рационализацией (целесообразная организация, улучшение структуры) и модернизацией (приведение их в соот-
© Глебов А.А., 2014