Научная статья на тему 'Формальное образование взрослых в системе повышения квалификации средствами неформального образования'

Формальное образование взрослых в системе повышения квалификации средствами неформального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
948
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ФОРМЫ / МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ / SYSTEM TRAINING / FORMS / METHODS AND TECHNOLOGIES OF NON-FORMAL ADULT EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ройтблат О. В.

В статье рассматривается вопрос взаимосвязи формального и неформального образования применительно к системе повышения квалификации. Показаны формы, методы и технологии неформального образования взрослых, позволяющие его применять в системе повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ройтблат О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMAL ADULT EDUCATION IN A SYSTEM OF THE RAISING THE LEVEL OF ONE'S SKILL BY MEANS OF INFORMAL EDUCATION

In this article we are going to look at the question of intercommunication between formal and informal education in conformity with a system of the raising the level of one's skill. You can see the forms, methods and technologies of informal education, which you can use in a system of the raising the level of one's skill.

Текст научной работы на тему «Формальное образование взрослых в системе повышения квалификации средствами неформального образования»

УДК 37.013.83

О.В. Ройтблат, докторант ИПО РАО, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СРЕДСТВАМИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается вопрос взаимосвязи формального и неформального образования применительно к системе повышения квалификации. Показаны формы, методы и технологии неформального образования взрослых, позволяющие его применять в системе повышения квалификации.

Ключевые слова: система повышения квалификации, формы, методы и технологии неформального образования взрослых

Общество XXI века, века информатизации и большой социальной динамики, требует адекватного уровня образования. Этим обусловлено усиленное внимание всех ведущих стран мира к своим образовательным системам, их модернизации с целью достижения большей эффективности. На смену традиционной базовой модели образования пришла установка на непрерывное образование в течение жизни. Будущее российского общества во многом зависит от решения этой проблемы. Западные специалисты в области образования несколько десятилетий назад пришли к выводу о необходимости изменения, существовавшей в то время парадигмы образовательной политики. Это привело к тому, что предпочтение было отдано развитию сферы образования для взрослых, а не совершенствованию средней и высшей школы. Н.Д. Никанд-ров писал: «Они осознали простую вещь: нужно менять граничные условия системы образования, их надо существенно расширить. В новых граничных условиях, естественно, начнут действовать новые принципы. Именно в их контексте и надо взглянуть на элементы традиционной системы образования и попытаться их и всю систему в целом оптимизировать».

В настоящее время стала общепризнанной необходимость непрерывного образования, а в Европейском Союзе оно рассматривается как один из главных элементов социальной модели. Основными постулатами непрерывного образования, сформулированными Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию для XXI века и выражающими суть этого процесса, стали: научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить. Произошла институ-ционализация различных, в том числе и не существовавших ранее видов образования. ЮНЕСКО ввела специальную терминологию, отражающую различные степени организованности образовательных услуг: формальное, неформальное и ин-формальное образование. Проблема неформального образования, особенно остро актуализировалась в последние десятилетия, в связи с громадными преобразованиями в мире, в том числе и в России.

Различные аспекты проблемы неформального образования рассматривали Н.Н. Букина, С.Г. Вершловский, И.А. Колесникова, М.Н. Митина, Н.Д. Никандров, Е.И. Огарев, В.И. Онушкин, Г.С. Сухобская, Jarvis Р., Merriam Sh., Caffarella R., Coombs P., Ahmed M и др. Неформальное и информальное образование два термина были введены в педагогический обиход в 60 -70-е годы XX века во время широких международных дискуссий по образовательным проблемам. Они акцентировали внимание педагогической общественности на важность образования и подготовки, получаемой вне стен официально признанных и предназначенных для этого специальных учебных заведений. Введение обоих терминов было связано, прежде всего, с рассмотрением образовательных ситуаций в развивающихся странах. Сейчас они чаще всего используются при анализе образования в так называемых странах «Третьего мира» (Jarvis P.) Jarvis P Сторонники формального образования утверждали, что главное внимание школы должно быть направлено на развитие способностей учащихся, их мышления, воображения, памяти, воли, а не на получение большого объёма знаний. По их мнению, ценно не знание основ науки, а то развивающее влияние, которое оказывает изучение науки (или её фрагментов) на совершенствование умственных способностей учащихся.

В 18 в. философской основой теории формального образования стало учение И. Канта. Концепцию формального образования поддерживал И. Г. Песталоцци. Разрабатывая систему научного обучения, он считал первоочередной задачей развитие мыслительных, способностей, выработку частных и обшцх приёмов умственной работы, главными средствами -слово, форму, число. Идея формального образования развивалась в трудах А. Дистервега, который высшей целью обучения называл интенсивно-формальную, а не экстенсивно-материальную: по его словам, сила образования не в количестве знаний, а в умении владеть ими. В конце 19 - начало 20 вв. теорию формального образования пытались совсем отвергнуть на основании утверждения, того, что результаты обучения в одной области не переносятся на др. области (Э. Торндайк).

В отечественной дидактике теория формального образования в трактовке Песталоцци распространялась Е. О. Гуге-лем, П. С. Гурьевым и А. Г. Ободовским (1-я пол. 19 в.). Противостояние формального и материального образования выразилось в борьбе сторонников классического и реального образования в период реформ 60-х гг. 19 в. Работами К. Д. Ушин-ского утвердилась формула единства материального и формального образования. Теоретическое обоснование отношений между материальным и формальным в образовании дал в "Дидактических очерках" П. Ф. Каптерев, требуя их гармонического сочетания.

В современной педагогике сторонники материального или формального образования немногочисленны: преобладает концепция двусторонней зависимости материальной и формальной сторон образования. Поскольку знание фактов (предметов, явлений, событий, процессов) влияет на формирование мышления, постольку и развитие мышления обусловливает возможность овладения учеником фактическим материалом отмечает П. А. Лебедев. На современном этапе формальное образование рассматривается и по-другому как система специально организованного обучения в учреждениях.

В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием: Термин "формальное образование" подразумевает, во-первых, сушествование в обществе специальных учреждений и организаций (школы, училиша, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, как бы "задающему" объем получаемых знаний, научение определенным навыкам и действиям, которые должны соответствовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе и б) нормативным требованиям исполнения распространенных в данном обществе социальных ролей. Функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области образования. Структура формального образования в повышении квалификации в России представлена достаточно основательно, в настоящее время, когда говорят о ее совершенствовании речь идет об определенных инновационных изменениях в силу изменяющегося социокультурного пространства.

Проблема повышения квалификации в свете освоения новаций в современных условиях обозначена на всех уровнях

и остается актуальной сегодня. На 45-ой Конференции министров, состоявшейся в Женеве в 1996 г., было подчеркнуто, что в школе должно быть две категории учеников: преподаватели - ученики и ученики - учащиеся. Это необходимо, чтобы преодолевать традиционный консерватизм школы, на который жалуются во многих странах, отмечает Данило Ж. Маркович. На конференции отмечалось, что медленный ход изменений, прежде всего, является следствием того, что учителя отделены от теоретических инноваций, поскольку нет пока хорошо построенной системы повышения квалификации и доквалифи-кации преподавателей, отдельных организационных структур управления, ориентирующих на освоение новаций. Здесь подчеркивалась необходимость создания таких систем образования и повышения квалификации учителей, которые будут максимально поощрять, и поддерживать их творческие возможности, интересы к инновационным процессам. Неформальная система образования содержит множество возможностей для осуществления задач повышения квалификации педагогических работников через самые различные формы традиционного и нетрадиционного характера, позволяющих активизировать, интенсифицировать процесс повышения квалификации.

Ф. Майор указывал: «...быстрота общественных перемен свидетельствует, что наше образование с каждым днем все больше готовит новые поколения к вступлению в мир, который не является нашим, а следовало бы это делать и для вызова и риска, которые нам не будут неизвестными... Все это подчеркивает необходимость быть упорными в стремлении основательно пересмотреть наши цели и методы в образовании и поднять педагогические дискуссии на уровень ответственности за усиление автономии, различия в мышлении, творчества молодых в образовательном процессе». Общество XXI века, века информатизации и большой социальной динамики, требует адекватного уровня образования. Этим обусловлено усиленное внимание всех ведущих стран мира к своим образовательным системам, их модернизации с целью достижения большей эффективности. На смену традиционной базовой модели образования пришла установка на непрерывное образование в течение жизни. Будущее российского общества во многом зависит от решения этой проблемы. Это привело к тому, что предпочтение было отдано развитию сферы образования для взрослых, а не совершенствованию средней и высшей школы.

Образование является категорией социального, философского, методологического характера. Оно связано с развитием общественного интеллекта, которому философы, социологи, экономисты придают большое значение. Ученые утверждают, что образование является главным социогенетическим механизмом. Н.Д.Кондратьев отмечает: «Усиление социогене-тической функции образования как главного механизма воспроизводства общественного интеллекта. сопровождается становлением новой образовательно-педагогической формации образовательного общества». Основой развития образования является его непрерывный характер, что в общем-то стала общепризнанной необходимостью в настоящее время. Непрерывное образование рассматривается как норма в Европейском Союзе и как один из главных элементов социальной модели, реализация этой идеи не исключает расширение сети неформального образования.

Неформальное образование характеризуется системати-зированностью обучения и целенаправленной деятельностью обучающихся, направленностью на удовлетворение образовательных потребностей граждан, отдельных социальных, профессиональных групп, общества, его результатом является приращение образовательного потенциала. В отличие от формального, неформальное образование осуществляется не учебными заведениями, а различными другими организациями и учреждениями, а также не всегда - профессиональными педагогами (преподавателями). Оно менее структурировано и не обязательно завершается получением общепризнанного документа об образовании. В настоящее время, когда в России происходит становление гражданского общества, раз-

витие так называемого третьего сектора, основными социальными субъектами которого являются общественные некоммерческие организации (НКО), именно они больше всего занимаются неформальным образованием взрослых. Разработкой и осуществлением учебных программ в различных образовательных проектах этих организаций занимаются, как правило, либо их менеджеры и сотрудники, либо специалисты (не педагоги) соответствующих сфер общественной практики, среди которых представлены и работники образовательных учреждений.

Анализ литературы показал, что на сегодняшний день отсутствуют масштабные научные исследования, направленные на разработку научных основ обучения взрослых в условиях неформального образования. В последние годы появились работы отечественных авторов, в которых рассматриваются теоретические основы андрагогики и технологии обучения взрослых. Авторы принесли в отечественное педагогическое знание и образовательную практику сложившиеся в международном академическом и профессиональном сообществе представления об обучении взрослых и являются первыми попытками их адаптации к реалиям российского образовательного пространства. В работах авторов не рассматривается становление педагогического профессионализма взрослых в условиях неформального образования. В связи с этим назрела проблема научного осмысления педагогического феномена становление педагогического профессионализма взрослых, разработки концепции (теоретико-методологического обоснования) этого процесса в условиях неформального образования, опытно-экспериментальной проверки ее основных положений.

Проблема неформального образования в системе повышения квалификации актуализируется в последнее время в связи с вариативностью, накопительной системой, развитием вопросов индивидуальных образовательных траекторий для слушателей системы повышения.

В научной литературе в тесной связи идет использование терминов, отражающих специфику неформального образования (образование третьего возраста, образование взрослых за стенами, общинное образование, продолженное образование, образование в течение жизни и др.). В России, эти типы образования только начинают развиваться, поэтому мы обращаем внимание на сравнение двух форм образования формального и неформального, в контексте повышения квалификации.

На процесс развития неформального образования по утверждению западных ученых сказалось создание Открытого Университета в Великобритании и его многочисленных филиалов во многих странах мира. Число групп, взрослых учащихся в общинах, объединенных определенными общими познавательными целями и интересами, возросло. Учащиеся, проживающие в одной общине, могут собираться вместе для обсуждения своих академических успехов на университетских программах.

Специфическое явление неформального образования последних десятилетий, рассматриваемое многими западными аналитиками в контексте общинного образования, представляет собой и Университет Третьего возраста («The University of the Third Age - USA»). Это образовательное движение было основано во Франции, в Тулузе в 1973г. С тех пор получило значительное распространение, практически во всех западных странах Данное движение не является университетом в традиционном понимании этого слова, хотя во многих странах, в частности в США и Франции, оно ближе всего ассоциируется с университетской системой. Университет Третьего возраста представляет собой организацию для людей пенсионного возраста, объединяющую их в образовательные группы по интересам и дающую возможность, с одной стороны, поделиться своим опытом, знаниями и умениями, а, с другой -поучиться у остальных участников и пополнить свое образование, разве это не неформальное образование.

Особенностью неформального образования следует назвать использование методов обучения вне рабочего места, которые используются в курсах систематического обучения с

отрывом от работы или без отрыва в вечернее время или время свободное от работы. Это лекции, беседы, дискуссии, мо-дерационные семинары, обучение путем открытия, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, моделирование, групповые задания, командная деятельность по разработке проектов, построение команды, дистанционное обучение, корпоративное обучение, обучение на открытом воздухе и взаимообу-чающие (диалоговые ) семинары и др. Они также могут включать в себя программы личного развития, программы удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. Так как система неформального образования содержит множество «педагогических свобод», время проведения занятия, формы, система взаимодействия субъектов, а также возрастные особенности субъектов ориентируют на больший акцент в применении методов обсуждения и меньше информационных методов (лекций и т.д.).

Обучение вне рабочего места могут проводить сотрудники отдела обучения, внешние учреждения общего и профессионального образования или частные лица - консультанты по обучению (модераторы) или приглашенные лекторы. Организации все чаще обращаются к внешним организациям и отдельным лицам, вместо того, что бы содержать штат собственных преподавателей, в этом аспекте и актуализируется роль неформальной системы обучения. При организации процесса повышения квалификации в системе неформального образования могут приглашаться в качестве обучающих - линейные менеджеры.

Линейных менеджеров можно также включать в этот процесс как можно больше, чтобы привнести в классные комнаты реальность, облегчить применение полученных знаний на работе (это всегда сложная проблема) и подчеркнуть их ответственность за обучение. Каждого, кто проводит обучение вне рабочего места, нужно тщательно отбирать, инструктировать и контролировать, чтобы гарантировать, что они вносят нужный вклад. Прирожденные педагоги встречаются достаточно редко, и даже профессионалам необходимы все рекомендации.

Неформальное образование - не заорганизованная система, направленная на реализацию образовательных потребностей субъектов различного уровня, В России, теоретические предпосылки неформального образования, только начинают разрабатываться. Естественно изучение возможностей неформального образования в аспекте становления повышения квалификации педагогов в педагогической литературе практически нет. Изучение составляющих неформального образования, ее особенностей и отличий от формального образования убедило нас в возможности использования этой системы для становления процесса повышения квалификации субъектов в современных условиях.

В ходе проводимого исследования нами сконструировано понимание неформального образования как: различные, гибкие по организации и формам образовательные системы, ориентированные на конкретные потребности и интересы обучаемых обладающие признаками организованности, систематичности, дополнительности, получаемых знаний по отношению к уже имеющемуся образованию человека, представляющие составную часть образовательного комплекса; (программы и курсы, тренинги, обсуждения и т.д.) по завершении, которых не возникает каких-либо правовых последствий, основным признаком является отсутствие единых, в той или иной мере стандартизированных требований к организации и результатам учебной деятельности.

В последнее время осуществляется поиск различных форм, технологий организации неформального образования взрослых. В Тюменском регионе широко используются для этих целей различного рода педагогические фестивали (фес-

Библиографический список

тиваль педагогических идей, уроки на Тюменской земле, педагогический марафон), краткосрочные тематические семинары («Современные стили управления», «Современная система оценки качества субъектов образования», в том числе модерационные семинары; «Педагогические новации прошлое, настоящее, будущее» «Корпоративная культура педагога - миф или реальность» и др.), различные нетрадиционные педагогические технологии - технология коучинг, технологии модерации легко реализуемые в системе неформального образования. Такие формы организации неформального образования имеют множество преимуществ по сравнению с традиционной методикой организации повышения квалификации.

Во-первых, они информативно емкие, инновационные по своему содержанию, позволяют знакомиться с новациями непосредственно в профессионально-практической среде.

Во-вторых, позволяют увидеть возможность внедрения новации непосредственно в практику, что убеждает слушателя повышения квалификации в реальности осуществления такой новации в образовательный процесс.

В-третьих, слушатель получает возможность задать интересующие его вопросы непосредственно автору педагогической идеи - участнику педагогического фестиваля и услышать авторскую позицию, а не интерпретированную лектором.

В-четвертых, знакомясь с инновационными идеями в форме педагогического фестиваля, слушатель имеет возможность «примерить» эту педагогическую новацию, непосредственно, к той образовательной среде, в которой он сам работает.

В-пятых, он имеет возможность услышать мнение коллег по демонстрируемой педагогической идее и сравнить с собственной.

Переход на накопительную систему в повышении квалификации еще больше усиливают возможности формального образования в аспекте использования неформального образования его методов, форм и технологий обучения взрослых, положительно влияя на эффективность и результативность обучения взрослых. В этом ключе повышение квалификации перестает быть «заорганизованным», усиливается творческая составляющая этого процесса. Развитие неформального образования в системе повышения квалификации заслуживает всяческого развития и изучения на современном этапе, опыт Тюменского региона подтверждает значимость неформального образования. Исследование вопросов неформального образования в различных регионах позволяет констатировать, что системы неформального образования на данный момент в России нет, в большей степени она складывается из различных курсов, которые посещают представители разных профессий и возраста, имеющие одну цель. Среди таких курсов, можно назвать: «информационная грамотность», «обучение разговорному иностранному языку», «налогообложение», психологические тренинги и др. они многочисленны во всех регионах. В последнее время направления курсов, через которые проходят различные категории взрослых - возросло, что подтверждает актуальность проблемы неформального образования взрослых. Целенаправленное изучение курсов, составляющих элемент системы неформального образования, затруднено, так как одни курсы открываются, другие закрываются, происходит постоянная смена, но изучение методов, форм организации неформального обучения, корпоративного обучения позволяет по иному посмотреть на организацию формального обучения взрослых в системе повышения квалификации. Поэтому проблему неформального образования в сочетании с формальным или информальным следует отнести к перспективному направлению.

1. Огарев, Е.И. Образование взрослых: основные понятия и термины (Тезаурус). - СПб., 2005.

2. Рабочая книга андрагога / под ред. С. Г. Вершловского. - СПб.,1998.

3. Букина, Н. Н. Становление системы неформального образования взрослых // Человек и образование. Академич. вестник ИОВ РАО. - 2006. - № 7.

4. Ойхман, Е. Г. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии / Е.Г. Ойхман, Э.В. Попов. - М.,1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.