Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛОГЕРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛОГЕРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
блогер / инфлюенсер / правовое регулирование / социальные сети / зарубежный опыт / блогосфера / контент / анализ законодательства / интернет / реклама. / blogger / influencer / legal regulation / social networks / foreign experience / blogosphere / content / analysis of legislation / Internet / advertising.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вербицкая Юлия Витальевна

Статья посвящена анализу подходов к нормативно-правовому регулированию деятельности блогеров и работы социальных сетей в России и за ее пределами. Выявлены и описаны характерные особенности подходов к правовому определению сущности понятия «блогер» в различных юрисдикциях и их недостатки. С учетом уникальности правоотношений, складывающихся в области блогинга и работы социальных сетей, автор приходит к выводу о целесообразности регулирования данной отрасли с точки зрения отдельного специально созданного института права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE LEGAL REGULATION OF BLOGGERS’ ACTIVITIES IN RUSSIA AND ABROAD

The article is devoted to the analysis of approaches to the regulatory regulation of bloggers and social networks in Russia and abroad. The characteristic features of approaches to the legal definition of the essence of the concept of “blogger” in various jurisdictions and their shortcomings are identified and described. Taking into account the uniqueness of legal relations developing in the field of blogging and the work of social networks, the author comes to the conclusion about the expediency of regulating this industry from the point of view of a separate specially created institute of law.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛОГЕРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-10-457-461 NIION: 2018-0076-10/23-829 MOSURED: 77/27-023-2023-10-829

ВЕРБИЦКАЯ Юлия Витальевна,

адвокат, адвокатский кабинет «ЮРИТЕТ», e-mail: julverbickaya@mail.ru

ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛОГЕРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация. Статья посвящена анализу подходов к нормативно-правовому регулированию деятельности блогеров и работы социальных сетей в России и за ее пределами. Выявлены и описаны характерные особенности подходов к правовому определению сущности понятия «блогер» в различных юрисдикциях и их недостатки. С учетом уникальности правоотношений, складывающихся в области блогинга и работы социальных сетей, автор приходит к выводу о целесообразности регулирования данной отрасли с точки зрения отдельного специально созданного института права.

Ключевые слова: блогер; инфлюенсер; правовое регулирование; социальные сети; зарубежный опыт; блогосфера; контент; анализ законодательства; интернет; реклама.

VERBITSKAYA Yulia Vitalievna,

lawyer, lawyer's office «YURITET»

TRENDS IN THE LEGAL REGULATION OF BLOGGERS' ACTIVITIES IN

RUSSIA AND ABROAD

Annotation. The article is devoted to the analysis of approaches to the regulatory regulation of bloggers and social networks in Russia and abroad. The characteristic features of approaches to the legal definition of the essence of the concept of "blogger" in various jurisdictions and their shortcomings are identified and described. Taking into account the uniqueness of legal relations developing in the field of blogging and the work of social networks, the author comes to the conclusion about the expediency of regulating this industry from the point of view of a separate specially created institute of law.

Key words: blogger; influencer; legal regulation; social networks; foreign experience; blogo-sphere; content; analysis of legislation; Internet; advertising.

Информация - один из ключевых факторов формирования мировоззрения человека, его взглядов, предпочтений, поведения. По данным ВЦИОМ, число граждан, выбирающих интернет в качестве основного информационного ресурса удвоилось за последние 4 года [7].

На начало 2023 года количество пользователей «всемирной паутины» насчитывало 5,16 миллиарда человек. 4,76 миллиарда зарегистрированы в социальных сетях. В России Интернетом пользуется 88,2% населения страны. 73,3% из которых являются пользователями социальных сетей [14].

На этом фоне традиционные средства массовой информации (радио, газеты, телевидение и т.д.) постепенно уступают место блогерам (англ. blog, от «web log» - «веб-журнал»), которые самостоятельно формируют повестку и транслируют информацию через призму собственных взглядов и смыслов, обличая ее в более простую, понятную

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

широким массам форму, благодаря чему завоевывают доверие большей аудитории. В связи с чем наблюдается феномен одновременного присутствия в новостной ленте конкурирующей, и даже взаимоисключающей информации на телевидении и в интернете, придающей противоположный контекст одним и тем же событиям [1].

Анализ современных «цветных» революций и массовых протестов указывает на то, что блоги становятся главными платформами для объединения и координации оппозиционно настроенных пользователей [5].

При этом универсальных методов правового регулирования и контроля за деятельностью блогеров до настоящего времени не найдено.

В связи с чем, целью настоящего исследования является выявление особенностей подходов к правовому регулированию деятельности блоге-ров и работы социальных сетей в целом в отечественном и зарубежном законодательстве.

Проведенный анализ зарубежного и отечественного законодательства указывает на отсутствие единого подхода к определению самого понятия «блогер».

В странах СНГ к вопросу правового регулирования этого вида деятельности подходят с точки рения законодательства о средствах массовой информации, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Так, в статье 3 закона Республики Узбекистан от 11.12.2003 г. № 560-11 «Об информатизации», понятие «блогер» определено как «физическое лицо, размещающее на своих веб-сайте и (или) странице веб-сайта во всемирной информационной сети «Интернет» общедоступную информацию общественно-политического, социально-экономического и иного характера, в том числе для ее обсуждения пользователями информации» [4].

В период с 2014 по 2017 годы в тексте статьи 10.2 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» термином «блогер» обозначался «владелец сайта и (или) страницы в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течении суток составляет более трех тысяч пользователей «Интернет» [8, 9]. За три года своего существования данная норма показала свою неэффективность, в связи с чем была отменена [6].

Белорусские законодательные акты не содержат определения, раскрывающего суть понятия «блогер». Термин «блог» упоминается в пункте 8.1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 427-З «О средствах массовой информации» в определении интернет-ресурса, а именно: «Интернет-ресурс — интер-нет-саит, страница интернет-саита, форум, блог, приложение для мобильного устройства, иной информационный ресурс (его составная часть), размещённый в глобальной компьютерной сети Интернет, посредством которых распространяется массовая информация» [2].

Стоит отметить, что в указанных государствах на деятельность блогеров распространяются общие нормы законодательства о рекламе. Однако, понятийный аппарат самой терминологии в области блогинга и работы социальных сетей в целом на законодательном уровне принято оформлять путем внесения соответствующих положений в законодательство, регулирующее деятельность средств массовой информации, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В то же время в странах запада деятельность блогеров регулируется преимущественно в контексте законодательства о рекламе.

Руководство по толкованию и применению Директивы 2005/29/EC Европейского парламента и Совета, касающейся недобросовестной коммерческой практики по отношению к потребителям на внутреннем рынке, в п. 4.2.6 определяет понятие «инфлюенсер» (от англ. «influence» — «влияние») как «физическое лицо или виртуальную организацию, имеющую охват на соответствующей платформе выше среднего» [10].

На уровне национального законодательства сущность понятия «инфлюенсер» в нормативно-правовом акте одна из первых закрепила Франция. Положения статьи 1 Закона Французской Республики № 2023-451 от 9 июня 2023 г. «О регулировании влияния бизнеса и борьбе с проявлениями влияния со стороны влиятельных лиц в социальных сетях» определяют инфлюенсеров как физических или юридических лиц, которые на платной основе повышают свою популярность среди собственной аудитории, чтобы сообщать общественности в электронном виде контент, направленный на продвижение, прямо или косвенно, товаров, услуг или в иных целях, осуществляют коммерческое влияние в электронном виде [11].

В 2020 году в Испании Ассоциация саморегулирования коммерческих коммуникаций (Autocontrol) совместно с Испанской ассоциацией рекламы (AEA) опубликовали Кодекс поведения по использованию инфлюенсеров в рекламе [12]. Документ устанавливает стандарты деятельности для всех участников рекламного рынка и другие лиц, работающих в этой сфере. Под термином «инфлюенсер» понимаются «люди, имеющие высокий уровень влияния на аудиторию благодаря большому количеству подписчиков в социальных сетях и/или цифровых средствах коммуникации, воздействующие как через твиты, видео и посты, так и через сообщения в блогах или другие сообщения», к их числу так же относятся «бло-геры», «ютуберы», «инстаграммеры»1 и «фейсбу-керы»2. Кодекс не является обязательным к исполнению законодательным актом.

С 1 июля 2024 года вступят в силу поправки в закон Штата Иллинойс «О детском труде», обязывающие родителей несовершеннолетних инфлюенсеров переводить на сберегательный счет своих детей долю дохода, получаемого от создания детского контента. В новой редакции документа появилось определение «видеоблог» под которым понимается контент, размещаемый

1 Соцсеть Facebook запрещена в РФ; она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.

2 Соцсеть Instagram запрещена в РФ; она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

на онлайн-платформе за вознаграждение, и «видеоблогер» означающий физическое лицо старше 16 лет или семью, которые создают видеоконтент, исполняемый в Иллинойсе за вознаграждение, и включает в себя любое право собственности, партнерство, компанию или другое юридическое лицо, использующее имя или идентичность конкретного физического лица или семьи для целей создания этого контента [13].

Анализ приведенных нормативно-правовых актов разных государств, содержащих определения понятий «блогер» и его синонима «инфлюен-сер», показывает, что в странах запада представителей блогосферы рассматривают, прежде всего, как участников рекламного рынка. В связи с чем, сущностное содержание указанных терминов раскрывается в документах, регулирующих данную сферу предпринимательства.

Стоит отметить, что несмотря на наличие термина «блогер» в языках западных стран, в нормативно-правовых актах представителей этого вида деятельности именуют «инфлюенсеры» (от англ. influence — «влиять»), акцентируя внимание на их способности оказывать воздействие на аудиторию.

В то же время, в законодательстве некоторых стран СНГ блогеров рассматривают в первую очередь как участников правоотношений, связанных с производством и распространением информации. Ввиду чего, положения, раскрывающие сущность понятия «блогер» и сопутствующих терминов, включают в нормативно правовые документы, регулирующие данную сферу деятельности.

Таким образом наблюдается дифференциация подходов к правовому регулированию данной сферы в законодательстве западных стран и стран СНГ.

На фоне изложенного, вызывает интерес подход к регулированию деятельности блогеров, реализованный в законодательстве Республики Казахстан, в котором все нормы, регламентирующие правоотношения в данной сфере объединены в отдельный нормативно правовой документ - Закон Республики Казахстан от 10 июля 2023 года № 18-VIII ЗРК «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе» [3], регулирующий общественные отношения, возникающие в процессе производства, размещения, распространения и хранения рекламы в Интернете, а также любые другие виды взаимодействия, связанные с онлайн-плат-формами.

В тексте документа раскрыты понятия «акка-унт», «спонсорский контент», «публичное сообщество», «сервис обмена мгновенными сообщениями», «профайлинг», «ложная информация» и др. Определено правовое положение онлайн-плат-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

форм, публичных сообществ и их пользователей. Отдельная глава посвящена онлайн-рекламе.

Примечательно, что термины «блогер» и «инфлюенсер» в законе не дифференцируются, а используются в связке как синонимы «инфлюенсер (блогер)» для обозначения пользователей онлайн-платформ, публикующих там информацию, адресованную неопределенному кругу лиц, в целях предпринимательской деятельности.

Таким образом, действующее законодательство Казахстана рассматривает деятельность блогеров и социальных сетей в целом как обособленный объект правового воздействия, не относящийся к сфере регулирования нормативно-правовых актов о рекламе или средствах массовой информации и информационных технологий.

Фактически, для правового регулирования блогинга, деятельности онлайн-платформ и публичных сообществ в законодательстве республики формируется отдельный правовой институт.

Закон Республики Казахстан от 10 июля 2023 года № 18^Ш ЗРК «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе» введен в действие 9 сентября 2023 года, в связи с чем к моменту проведения настоящего исследования правоприменительной практики для оценки эффективности его положений не сформировано.

Тем не менее, заслуживает внимание сам подход к правовому регулированию деятельность блогеров. С учетом уникальности складывающихся в данной сфере общественных отношений, представляется обоснованным объединение регламентирующих их норм в единый документ и формирование отдельного правового института, для дальнейшего развития законодательства в данной области.

По прогнозам аналитиков, платформы, которые сегодня принято называть «социальными», будут продолжать проникать во все сферы жизни человека, перестраивать его источники информации, потребительские привычки, систему ценностей и мировоззрение в целом. Общение и обмен данными останутся основными функциями этих платформ, однако есть основания предполагать, что они выйдут за пределы понятия «социальные сети» [14].

На фоне эволюции онлайн-платформ и углубления интеграции социальных сетей во все сферы жизни общества, будет расти потребность в выработке адекватных механизмом нормативно-правового регулирования данной отрасли.

На наш взгляд, полноценная всесторонняя регламентация деятельности блогеров и работы социальных сетей в целом в рамках существующего законодательства о рекламе или средствах массовой информации и информационных коммуникаций невозможна из-за уникальности и мно-

гогранности правоотношений, складывающихся в данной сфере. Такой подход приводит к фрагментарному правовому регулированию, не отвечающему потребностям современного общества.

Принимая во внимание уникальность правоотношений, складывающихся в данной области, представляется целесообразным подходить к правовому регулирования этих правоотношений с точки зрения формирования отдельного правового института, учитывающего особенности и специфику предмета регулирования.

Список литературы:

[1] Ефанов А. А. Инфлюесер как особый тип лидера общественного мнения // Вестник РУДН, 2022. №4. URL: https://cyberleni nka.ru/article/n/ inflyuenser-kak-osobyy-tip-lidera-obschestvennogo-mneniya (дата обращения: 11.10.2023).

[2] Закон Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 427-З «О средствах массовой информации». URL: https://pravo.by/document/?guid=3871& p0=h10800427 (дата обращения 14.10.2023).

[3] Закон Республики Казахстан от 10 июля 2023 года № 18-VIII ЗРК «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе». URL: https://adilet.zan.kz/rus/ docs/Z2300000018 (дата обращения 14.10.2023).

[4] Закон Республики Узбекистан от 11.12.2003 г. № 560-II «Об информатизации». URL: https://lex.uz/docs/82956?query=0б0/o20информа-тизации (дата обращения 13.10.2023).

[5] Ирхин Ю. В. Повышение роли блогос-феры в публичной политике // Социально-гуманитарные знания. 2016. №1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/povyshenie-roli-blogosfery-v-publichnoy-politike (дата обращения: 11.10.2023).

[6] Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Законопроект №195446-7. URL: https://sozd.duma.gov. ru/bill/195446-7?ysclid=lnoin4fj30549177744 (дата обращения: 11.10.2023).

[7] Тренды медиапотребления [электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ): [сайт]. 2022. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/trendy-mediapotreblenija-2022 (дата обращения 23.10.2023).

[8] Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. 01.08.2014г). URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/24157 (дата обращения 15.10.2023).

[9] Федеральный закон РФ от 05.05.2014 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных техно-

логиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей». URL: http://static.kremlin.ru/media/ acts/files/0001201405050068.pdf (дата обращения 15.10.2023).

[10] Guidance on the interpretation and application of Directive 2005/29/EC of the European Parliament and of the Council concerning unfair business-to-consumer commercial practices in the internal market (Text with EEA relevance) (2021/C 526/01). URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/

PDF/?uri=CELEX:52021XC1229(05) (дата обращения 13.10.2023).

[11] LOI no 2023-451 du 9 juin 2023 visant à encadrer l'influence commerciale et à lutter contre les dérives des influenceurs sur les réseaux sociaux. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/download/pdf?id =LsFRbD6JvPkRailnsjmCz81EHFQ2DgWXsjxXY-a5RFQ (дата обращения 13.10.2023).

[12] Código de conducta sobre el uso de influencers en la publicidad, 2020. URL: https:// www.autocontrol.es/wp-content/uploads/2020/10/ codigo-de-conducta-publicidad-influencers.pdf (дата обращения 14.10.2023).

[13] AN ACT State of Illinois concerning employment. SB1782 registered LRB103 28386 SPS 54766 b. URL: https://www.ilga.gov/legislation/ publicacts/fulltext.asp?Name=103-0556 (дата обращения 14.10.2023).

[14] Kemp S. Digital 2023: global overview report // We Are Social & Meltwater, 2023 [сайт]. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2023-global-overview-report (дата обращения: 11.10.2023).

Spisok literatury:

[1] Efanov A. A. Infljueser kak osobyj tip lidera obshhestvennogo mnenija // Vestnik RUDN, 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inflyuens-er-kak-osobyy-tip-lidera-obschestvennogo-mneniya (data obrashhenija: 11.10.2023).

[2] Zakon Respubliki Belarus' ot 17 ijulja 2008 g. № 427-Z «O sredstvah massovoj informacii». URL: https://pravo .by/docu-

ment/?guid=3871&p0=h10800427 (data obrashhenija 14.10.2023).

[3] Zakon Respubliki Kazahstan ot 10 ijulja 2023 goda № 18-VIII ZRK «Ob onlajn-platformah i onlajn-reklame». URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/ Z2300000018 (data obrashhenija 14.10.2023).

[4] Zakon Respubliki Uzbekistan ot 11.12.2003 g. № 560-II «Ob informatizacii». URL: https://lex.uz/ docs/82956?query=0b%20informatizacii (data obrashhenija 13.10.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

[5] Irhin Ju. V. Povyshenie roli blogosfery v pub-lichnoj politike // Social'no-gumanitarnye znanija. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pov-yshenie-roli-blogosfery-v-publichnoy-politike (data obrashhenija: 11.10.2023).

[6] Pojasnitel'naja zapiska k proektu feder-al'nogo zakona «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob informacii, informacionnyh tehnologijah i o zashhite informacii» // Zakonoproekt №195446-7. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/195446-7?ys-clid=lnoin4fj30549177744 (data obrashhenija: 11.10.2023).

[7] Trendy mediapotreblenija [jelektronnyj resurs] // Vserossijskij centr izuchenija obshhestven-nogo mnenija (VCIOM): [sajt]. 2022. URL: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ trendy-mediapotreblenija-2022 (data obrashhenija 23.10.2023).

[8] Federal'nyj zakon RF ot 27.07.2006 № 149-FZ «Ob informacii, informacionnyh tehnologijah i o zashhite informacii» (v red. 01.08.2014g). URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/24157 (data obrashhenija 15.10.2023).

[9] Federal'nyj zakon RF ot 05.05.2014 g. № 97-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob informacii, informacionnyh tehnologijah i o zashhite informacii» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii po voprosam uporjadochenija obmena informaciej s ispol'zovaniem informacion-no-telekommunikacionnyh setej». URL: http://static.

kremlin.ru/media/acts/files/0001201405050068.pdf (data obrashhenija 15.10.2023).

[10] Guidance on the interpretation and application of Directive 2005/29/EC of the European Parliament and of the Council concerning unfair business-to-consumer commercial practices in the internal market (Text with EEA relevance) (2021/C 526/01). URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-con-tent/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52021XC1229(05) (data obrashhenija 13.10.2023).

[11] LOI no 2023-451 du 9 juin 2023 visant à encadrer l'influence commerciale et à lutter contre les dérives des influenceurs sur les réseaux sociaux. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/download/ pdf?id=LsFRbD6JvPkRailnsjmCz81EHFQ2DgWXs-jxXY-a5RFQ (data obrashhenija 13.10.2023).

[12] Código de conducta sobre el uso de influ-encers en la publicidad, 2020. URL: https://www. autocontrol.es/wp-content/uploads/2020/10/codi-go-de-conducta-publicidad-influencers.pdf (data obrashhenija 14.10.2023).

[13] AN ACT State of Illinois concerning employment. SB1782 registered LRB103 28386 SPS 54766 b. URL: https://www.ilga.gov/legislation/publicacts/ fulltext.asp?Name=103-0556 (data obrashhenija 14.10.2023).

[14] Kemp S. Digital 2023: global overview report // We Are Social & Meltwater, 2023 [sajt]. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2023-glob-al-overview-report (data obrashhenija: 11.10.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.