Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
медиация / школьная медиация / восстановительное правосудие / конфликт / медиация для несовершеннолетних / правовое регулирование медиации. / mediation / school mediation / restorative justice / conflict / mediation for minors / legal regulation of mediation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афанасьева Наталья Андреевна

В статье поднимается проблема правового регулирования школьной медиации: очерчивается круг актов, содержащих положения о медиации в целом и школьной медиации в частности, определяются уровни правового регулирования и его специфика. В результате анализа существующих правовых дефиниций и опираясь на правовую квалификацию конфликтов, возникающих в школьной среде, автор приходит к выводу о применимости положений Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» к школьной медиации, и о необходимости совершенствования действующего законодательства с целью определения школьной медиации как особого вида медиации, сложившегося в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF LEGAL REGULATION OF SCHOOL MEDIATION

The article raises the problem of legal regulation of school mediation: a circle of acts containing provisions on mediation in general and school mediation in particular is outlined, the levels of legal regulation and its specifics are determined. As a result of the analysis of existing legal definitions and based on the legal qualification of conflicts that arise in the school environment, the author comes to the conclusion that the provisions of the Federal Law No. 193-FZ dated 07/27/2010 “On an alternative Dispute Settlement Procedure with the participation of an Intermediary (mediation Procedure)” are applicable to school mediation, and that it is necessary to improve the current legislation in order to define school mediation as a special type of mediation that has developed in Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ»

АФАНАСЬЕВА Наталья Андреевна,

старший преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процесса Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина, (МГЮА), e-mail: natasha_pravo@mail.ru

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ШКОЛЬНОЙ

МЕДИАЦИИ

Аннотация. В статье поднимается проблема правового регулирования школьной медиации: очерчивается круг актов, содержащих положения о медиации в целом и школьной медиации в частности, определяются уровни правового регулирования и его специфика. В результате анализа существующих правовых дефиниций и опираясь на правовую квалификацию конфликтов, возникающих в школьной среде, автор приходит к выводу о применимости положений Федерального закона от 27.07.2010 N 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» к школьной медиации, и о необходимости совершенствования действующего законодательства с целью определения школьной медиации как особого вида медиации, сложившегося в РФ.

Ключевые слова: медиация, школьная медиация, восстановительное правосудие, конфликт, медиация для несовершеннолетних, правовое регулирование медиации.

AFANASEVA Natalia,

Senior Lecturer of the Department of civil law and civil procedure of the North-West Institute (branch) Kutafin Moscow state law University (MSLA)

ON THE QUESTION OF LEGAL REGULATION OF SCHOOL MEDIATION

Annotation. The article raises the problem of legal regulation of school mediation: a circle of acts containing provisions on mediation in general and school mediation in particular is outlined, the levels of legal regulation and its specifics are determined. As a result of the analysis of existing legal definitions and based on the legal qualification of conflicts that arise in the school environment, the author comes to the conclusion that the provisions of the Federal Law No. 193-FZ dated 07/27/2010 "On an alternative Dispute Settlement Procedure with the participation of an Intermediary (mediation Procedure)" are applicable to school mediation, and that it is necessary to improve the current legislation in order to define school mediation as a special type of mediation that has developed in Russian Federation.

Key words: mediation, school mediation, restorative justice, conflict, mediation for minors, legal regulation of mediation.

Правовые основы медиации

Первым нормативным актом, закрепляющим правовые основы медиации в Российской Федерации, стал Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее - Закон о медиации) [1]. Принятие Закона о медиации стало важным этапом на пути внедрения в общественную жизнь и правовую действительность нового способа урегулирования споров, ознаменовало появление правовых основ медиации.

Закон о медиации закрепил понятийный аппарат, принципы, условия, сроки проведения новой процедуры, правовой статус медиаторов и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, саморегулируемых организаций медиаторов и прочие вопросы.

С принятием Закона о медиации стало возможным говорить о медиации как о правовом институте. Между тем, сами этапы проведения медиации, ее приемы и способы, медиативные техники остались вне поля правового регулирования, что представляется обоснованным. Так, в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

литературе справедливо отмечается, что при определении объема правового регулирования медиации, «задача заключается в соблюдении необходимого баланса между нормативной регламентацией и гибкостью самой процедуры, а также в закреплении только таких норм, которые не нарушали бы суть процедуры медиации... регулированию подлежат только такие вопросы, которые влекут правовые последствия в связи с использованием процедуры медиации.» [2, С. 70].

Вслед за принятием Закона о медиации, была утверждена программа подготовки медиаторов [3] и профессиональный стандарт «Специалист в области медиации (медиатор)» [4], что открыло путь становлению профессиональной медиации.

Несколько позже отдельные упоминания о медиации появились в основных процессуальных регламентах - Гражданском процессуальном кодексе РФ и Арбитражном процессуальном кодексе РФ, а также в таких нормативных актах как Гражданский кодекс РФ, Федеральных законах «О третейских судах» и «О рекламе».

В ходе реформы примирительных процедур, опосредованной Федеральным законом от 26.07.2019 N 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5], ознаменовавшим реформу примирительных процедур, были внесены изменения в целый ряд действующих нормативно-правовых актов. Порядок использования медиации, как примирительной процедуры урегулирования спора с участием посредника (медиатора) в ходе осуществления гражданского, арбитражного и административного судопроизводств, был весьма подробно регламентирован в действующем процессуальном законодательстве. Закон об арбитраже (глава 10) урегулировал вопросы применения процедуры медиации к спору, который находится на разрешении в арбитраже (третейском разбирательстве) [6]. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» закрепил возможность судьи, пребывающего в отставке, быть медиатором [7]. В Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 были внесены положения в отношении порядка утверждения медиативного соглашения (ст. 59.1 Основ) [8], а в Федеральном законе от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» нотариально удостоверенные медиативные соглашения или их нотариально засвидетельствованные копии были включены в перечень исполнительных документов (п.3.1. ч. 1 ст. 12 Закона) [9].

Указанные изменения были направлены на применение медиации как примирительной про-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

цедуры в ходе гражданского, арбитражного и административного судопроизводств, арбитража (третейского разбирательства), а также на обеспечение возможности обращения медиативных соглашений к принудительному исполнению.

Резюмируем изложенное:

Изначально и до настоящего момента Закон о медиации является основным нормативно-правовым актом, регулирующим правоотношения в области медиации в РФ.

В действующем законодательстве наблюдается тенденция расширения применения медиации как примирительной процедуры.

Правовое регулирование школьной медиации

Одно из первых упоминаний о школьных службах примирения встречается в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», утвержденной Указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761 [10]. Именно здесь в числе мер, направленных на создание дружественного к ребенку правосудия, значились «организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактика правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении».

Письмом Минобрнауки России от 18.11.2013 N ВК-844/07 были утверждены первые «Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», закрепившие правовые основы, цели, задачи и основные этапы создания служб школьной медиации (далее - ШМ) [11].

Несколько позже идеи, изложенные в Национальной стратегии, получили продолжение в «Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2014 N 1430-р (далее - Концепция). Концепция предусматривала «создание и развитие служб школьной медиации, формирование пилотных проектов и распространение опыта практического применения метода школьной медиации, интеграцию метода школьной медиации в повседневную жизнь школ и иных образовательных организаций на территории всей страны» [12].

Во исполнение Концепции, в 2015 году Минобрнауки были изданы «Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях», разработанные ФГБУ «Федеральный институт

медиации», и «Методические рекомендации по созданию и развитию школьных служб примирения», разработанные специалистами Всероссийской ассоциации восстановительной медиации [13], которые в продолжение ранее данных рекомендаций определили также структуру и принципы организации служб ШМ, понятийный аппарат и правовые основы ШМ, описали различные модели служб ШМ при образовательных организациях, методы ШМ и восстановительного подхода в деятельности школьных служб примирения.

Несколько позднее, письмом Минобрнауки России от 26.12.2017 N 07-7657, были утверждены Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций» [14].

Медиация была определена как технология восстановительного правосудия, появились понятия «восстановительной» и «этноконфессиональ-ной» медиации, которые противопоставляются медиации «классической», было дано их понятие, раскрыты принципы. Внедрять данные разновидности медиации вновь предлагалось через службы ШМ и территориальные службы медиации.

С течением времени ШМ все чаще стала упоминаться в контексте реализации механизма восстановительного правосудия.

Так, в Плане основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 23.01.2021 N 122-р [15] службы ШМ также упоминаются как механизм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и включаются в комплекс мероприятий по противодействию криминализации подростковой среды.

Подытоживая изложенное, отметим:

1) Несмотря на достаточно длительный период существования ШМ, у данного социального явления до сих пор отсутствуют фундаментальные правовые основы. В современном правовом поле нет нормативно-правовых актов уровня федерального закона, хоть в какой-то степени регламентирующих деятельность служб ШМ или содержащих хотя бы упоминание о такого рода структурах, создаваемых на базе образовательных учреждений страны. Отсутствует упоминание о ШМ и в Законе об образовании [16].

2) Все регулирование ШМ концептуально строится на уровне подзаконных актов - указов Президента РФ, распоряжений Правительства РФ, а более предметно - писем Министерства

образования и науки (ныне - Министерства просвещения) РФ.

3) Предметный анализ нормативно-правового регулирования демонстрирует трансформацию ШМ от инструмента превентивного характера (снижение конфликтности и профилактика правонарушений в подростковой среде) - к механизму восстановительного правосудия (акцент смещается на заглаживание вреда, причиненного в результате правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними, восстановление отношений).

В контексте данной специфики правового регулирования ШМ, интересен вопрос о применимости положений Закона о медиации к правоотношениям, возникающим в ходе деятельности школьных служб примирения.

О применимости Закона о медиации к правоотношениям, возникающим в сфере школьной медиации

Применим ли Закон о медиации к правоотношениям, возникающим в сфере ШМ? Анализ актов, регулирующих ШМ, дает основания для вывода о трансформации подхода к ответу на этот вопрос.

Так, в п. 2 Рекомендаций по организации служб школьной медиации в образовательных организациях, утвержденных письмом Минобрна-уки России от 18.11.2013 N ВК-844/07, среди правовых основ создания и деятельности служб школьной медиации упоминался и Закон о медиации. Со ссылкой на данный закон в рекомендациях давалось и понятие медиатора [11].

В Приложении 3 к письму Минобрнауки России от 18.12.2015 N 07-4317 «О направлении методических рекомендаций», среди правовых основ и предпосылок создания служб ШМ, вновь был назван Закон о медиации, а также Постановление Правительства РФ от 03.12.2010 N 969 «О программе подготовки медиаторов» и Приказ Минтруда России от 15.12.2014 N 1041н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области медиации (медиатор)» [13].

Однако, позднее ситуация изменилась. Так, уже в принятых в 2017 году «Методических рекомендациях по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций», ни один их указанных актов не упоминается ни в нормативных основах (п. 3), ни в «Списке нормативных правовых документов и литературы для самостоятельного изучения» (п.9) [14]. Такая же ситуация наблюдается и в иных, позднее принимаемых актах.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

Объяснение этому дает анализ работ одного из основоположников концепции школьной медиации и восстановительного правосудия, руководителя направления «Школьные службы примирения» Межрегионального общественного Центра «Судебно-правовая реформа» А.Ю. Коновалова, который продвигает довод о неприменимости Закона о медиации к ШМ. Цели и задачи ШМ рассматриваются им исключительно в контексте восстановительного правосудия, а медиация - в качестве института, проводящего идеи восстановительного подхода. [17]

Автором высказывается точка зрения, что все конфликты, попадающие в поле деятельности служб ШМ являются деяниями, так или иначе подпадающими под административную или уголовную ответственность, а потому не попадающие в сферу действия Закона о медиации и подлежащие регулированию посредством восстановительного правосудия [17; 18].

Как представляется, ответ на вопрос о применимости Закона о медиации к ШМ, действительно кроется в правовой природе конфликтов, являющихся предметом ШМ.

Предмет регулирования и сфера действия Закона о медиации определены в ст. 1 - ими являются «отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений» [1].

Попробуем разобраться, какие конфликты возникают в образовательных учреждениях. Представляется, что это, прежде всего, конфликты между самими несовершеннолетними, между несовершеннолетними и учителями (иными сотрудниками образовательной организации), между законными представителями несовершеннолетних и учителями, администрацией образовательного учреждения. Другими словами, возникающие между всеми участниками образовательного процесса. Кроме того, конфликты могут возникать и между учителями и администрацией образовательного учреждения, а также между участниками образовательного процесса и третьими лицами, например, если причиной конфликта послужили действия обучающегося.

Так, обыденным в школьной жизни являются драки, ссоры, обзывательство, клеветничество, распространение сведений, не соответствующих действительности как обучающимися друг в отношении друга, так и обучающимися, родителями в отношении учителей, школы, незаконное распро-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

странение контента, содержащего изображение несовершеннолетнего; порча чужого имущества (как школьного, так принадлежащего другим обучающимся, сотрудникам образовательной организации, третьим лицам) и прочее. Таким образом, большинство конфликтов в школьной среде возникают из правоотношений, являющихся деликтами в частной, гражданско-правовой среде.

Порча школьного имущества, имущества других лиц обучающимся; причинение вреда жизни и здоровью несовершеннолетнего, находящегося под надзором образовательной организации; причинение морального вреда; распространение обучающимся сведений, порочащих честь и достоинство других обучающих, учителей - являются конфликтами, возникающими из гражданских правоотношений.

При этом, если в основе возникшего конфликта лежит деяние, содержащее состав административного правонарушения или даже преступления, то вопрос о возмещении морального, имущественного вреда, вреда жизни и здоровью, в результате него причиненного (то есть вопрос о гражданско-правовых последствиях указанных деяний), также лежит в области частного права.

Действительно, Закон о медиации не распространяется на преступные деяния и административные правонарушения, совершенные несовершеннолетними, однако, они не могут быть предметом рассмотрения и в рамках школьной медиации. Вопрос о привлечении несовершеннолетнего к административной или уголовной ответственности решается соответствующими органами.

Рассматривая конфликты, возникающие в школьной среде более широко, можно отнести к таковым и конфликты между законным представителем несовершеннолетнего и самим несовершеннолетним, вольным или невольным «очевидцем» которого является школа (например, в случаях, когда причина девиантного поведения, безответственного отношения несовершеннолетнего к процессу обучения кроется во внутрисемейном конфликте, возможно даже семейном насилии). Конфликты могут возникать и между сотрудниками самой образовательной организации. Таким образом, это могут быть конфликты, возникающие и из семейных, и из трудовых правоотношений.

Стоит отметить, что А.Ю. Коновалов в одной из своих работ также оговаривает, что Закон о медиации «не регулирует медиацию в школе (если медиатор в школе не будет работать со спорами, возникающим из гражданских, в том числе трудовых и семейных правоотношений)», а также признает, что «трудовой спор между администрацией образовательной организации и педагогом

может подлежать регулированию нормами ФЗ-193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [18]. Другими словами, автор признает возможность применения Закона о медиации к урегулированию конфликтов, возникающих в образовательной сфере. Таким образом, вывод о неприменимости Закона о медиации к ШМ сделан автором на ошибочном понимании правовой природы правоотношений, являющихся предметом ШМ, и возникающих в ходе них конфликтов.

На основании вышеизложенного, следует констатировать:

1) Правовая природа конфликтов, подлежащих урегулированию в ходе школьной медиации, не может служить основанием для их изъятия из сферы действия Закона о медиации.

2) Конфликты, возникающие в школьной среде, действительно являются сложными, часто существуют на стыке регулирования разных отраслей права. Однако, по правовой природе это конфликты, возникающие из гражданских, а если брать более широко - то семейных и даже трудовых правоотношений, возникающих в специфической сфере - сфере образования. Единая правовая природа конфликтов предопределяет возможность их разрешения в рамках единой медиативной процедуры. Искусственное разделение правоотношений, имеющих общую правовую природу, для целей определения правового регулирования представляется надуманным и нецелесообразным.

3) Неоправданным видится и сведение ШМ к элементу системы восстановительного правосудия. Медиация - это более широкое явление, которое может служить как реализации идей восстановительного правосудия, так и для разрешения других конфликтов как в школьной среде, так и за ее пределами.

4) На данный момент Закон о медиации является единственным нормативно-правовым актом уровня федерального закона, устанавливающим правовые основы медиации (в том числе и школьной) в масштабах всего государства.

5) Несомненно, Закона о медиации недостаточно для полноценного регулирования медиации в школьной среде. Существенная специфика образовательной деятельности обуславливает потребность в специальном правовом регулировании ШМ, которое на данный момент отсутствует.

Направления деятельности служб ШМ,

которые не подпадают под действие Закона о медиации

Анализ нормативных основ ШМ показывает, что сфера деятельности служб ШМ охватывает не

только саму медиацию, как способ урегулирования конфликтов в школьной среде, но и иные направления деятельности.

К ним, например, относится: организация информационных просветительских мероприятий для всех участников образовательного процесса по вопросам школьной медиации, (ознакомительных семинаров, семинаров-тренингов), направленных на формирование мотивации к участию в работе службы школьной медиации; обучение методу школьной медиации самих обучающихся, реализация программ обучения детей в «группах равных»; участие в конференциях, научно-методических мероприятиях по вопросам медиации; сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования и прочее.

Кроме того, службы ШМ, помимо медиации, реализуют и иные восстановительные программы - «круги сообщества», «школьные конференции», «семейные конференции».

Все обозначенные направления деятельности служб ШМ реализуют задачи образовательной и воспитательной деятельности, предупреждают конфликты в школьной среде, однако, очевидно не подпадают под правовое регулирование Закона о медиации.

Таким образом, не отрицая, что в рамках ШМ возникают отношения и не относящиеся к медиации как способу урегулирования споров, констатируем, что на них Закон о медиации свое действие не распространяет.

Список литературы:

[1] Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (ред. от 26.07.2019) URL: https://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LA W&n=330191&cacheid=97F58AE2802CDC7FB44E 166E502F08C2&mode=splus&rnd=TOCHhA#zVouL oTCyqvubBlz1

[2] Медиация: Учебник / Под ред. А.Д. Карпенко, А.О. Осиновского. - СПб.: Редакция журнала «Третейский суд»; М.: Статут, 2016. - (Библиотека журнала «Третейский суд»; вып.8).

[3] Постановление Правительства РФ от 03.12.2010 N 969 «О программе подготовки медиаторов» // Собрание законодательства РФ. -13.12.2010. - N 50, ст. 6706 (утратило силу). Позже данные вопросы регулировались: Приказ Минобр-науки РФ от 14.02.2011 N 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.03.2011 N 19973) // Российская газета. - N 60. - 23.03.2011 (утратило силу).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

[4] Приказ Минтруда России от 15.12.2014 N 1041н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области медиации (медиатор)» (ред. от 12.12.2016) URL: https://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LA W&n=211493&cacheid=EE2FA4FFF652E6D98E16F BF07181618A&mode=splus&rnd=TOCHhA#pQkCM oTiMAfTu0aM5

[5] Федеральный закон от 26.07.2019 N 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 29.07.2019. - N 30, ст. 4099.

[6] Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?r eq=doc&base=LAW&n=314850&cacheid=3276CF7 BD83189EC24FA9090AF648ADD&mode=splus&rnd =TOCHhA#8qvEMoTyCtv264gR2 (Здесь и далее -Закон об арбитраже).

[7] Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 14.10.2023).

[8] Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 14.10.2023).

[9] Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 14.10.2023).

[10] Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // Собрание законодательства РФ. - 04.06.2012. - N 23, ст. 2994.

[11] Письмо Минобрнауки России от

18.11.2013 N ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» (вместе с «Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях») // Вестник образования. - N 4. - февраль, 2014.

[12] Распоряжение Правительства РФ от

30.07.2014 N 1430-р (ред. от 01.09.2018) «Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность» URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=do c&base=LAW&n=306090&cacheid=D10A7E5390E0

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

4EAA217313BE761E8BFF&mode=splus&rnd=TOC HhA#nGLHMoTsF0riMdaY2 (дата обращения 14.10.2023).

[13] Письмо Минобрнауки России от 18.12.2015 N 07-4317 «О направлении методических рекомендаций» (документ опубликован не был) URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&ts=cvX5RhT5Nx9KtxB5&cacheid=C1E E1E13151FA47E07322B61A31CB23C&mode=s plus&rnd=5nW5RhTiYFuR8gvt&base=LAW&n=2564 46#pYTGXhTsNiNZokvV1 (дата обращения 14.10.2023).

[14] Письмо Минобрнауки России от 26.12.2017 N 07-7657 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций») URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=293621&cacheid =260497D08FD38BABE9BA24AC1F5F2489&mode =splus&rnd=TOCHhA#FxjHMoT2dMNg9WHi (дата обращения 14.10.2023).

[15] Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 N 122-р (ред. от 14.03.2023) «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года» URL: https://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=442198&cac heid=CFD3DBEAE5FF821FB704CE0296E3BD18& mode=splus&rnd=TOCHhA#sCIKMoTIjfLGQlil (дата обращения 14.10.2023).

[16] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» URL: https://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=4374 09&dst=1000000001&cacheid=8969F263997E49CF 32B51B1A65638D77&mode=splus&rnd=HzlCA#raA r4yT8Yi82oU9l (дата обращения 14.10.2023).

[17] См., например: Коновалов А.Ю. при содействии Карнозовой Л.М., Киселевой О.П., Белоноговой Е.В. Список основных документов, определяющих нормативно-правовые основания работы специалистов служб примирения в России. URL: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/k_ opip/2021/16-11-21-Spisok-nor-dok-sluzhb-primir.pdf Об этом же: Нормативно-правовые основания деятельности школьных служб медиации (примирения) URL: http://s_15_vsh.edu54.ru/wp-content/ uploads/2019/04/НОРМАТИВНО.pdf Коновалов А.Ю. Правовая основа деятельности служб примирения. Обзор правовых документов, помогающих создать службы примирения и применять медиацию в образовательной сфере URL: https://

toipkro.ru/content/files/documents/podrazdeleniya/ pip/Pravovaya_osnova_deyatel_nosti_sluzhb_ primireniya_-_kopiya.pdf (дата обращения 14.10.2023).

[18] Коновалов А.Ю. Восстановительная медиация в России: правовое обеспечение и стратегия развития // Сборник материалов. Сост. Коновалов А.Ю., М.: МОО «Центр «Судебно-правовая реформа», 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Spisok literatury:

[1] Federal'nyj zakon ot 27.07.2010 N 193-FZ «Ob al'ternativnoj procedure uregulirovanija sporov s uchastiem posrednika (procedure mediacii)» (red. ot 26.07.2019) URL: https://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=330191&cac-heid=97F58AE2802CDC7FB44E166E502F08C2&-mode=splus&rnd=TOCHhA#zVouLoTCyqvubBlz1

[2] Mediacija: Uchebnik / Pod red. A.D. Karpenko, A.O. Osinovskogo. - SPb.: Redakcija zhurnala «Tretejskij sud»; M.: Statut, 2016. - (Bibli-oteka zhurnala «Tretejskij sud»; vyp.8).

[3] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 03.12.2010 N 969 «O programme podgotovki mediatorov» // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 13.12.2010. - N 50, st. 6706 (utratilo silu). Pozzhe dannye voprosy reg-ulirovalis': Prikaz Minobrnauki RF ot 14.02.2011 N 187 «Ob utverzhdenii programmy podgotovki media-torov» (Zaregistrirovano v Minjuste RF 01.03.2011 N 19973) // Rossijskaja gazeta. - N 60. - 23.03.2011 (utratilo silu).

[4] Prikaz Mintruda Rossii ot 15.12.2014 N 1041n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Specialist v oblasti mediacii (mediator)» (red. ot 12.12.2016) URL: https://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=211493&cac-heid=EE2FA4FFF652E6D98E16FBF07181618A&-mode=splus&rnd=TOCHhA#pQkCMoTiMAfTu0aM5

[5] Federal'nyj zakon ot 26.07.2019 N 197-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonod-atel'stva RF. - 29.07.2019. - N 30, st. 4099..

[6] Federal'nyj zakon ot 29.12.2015 N 382-FZ (red. ot 27.12.2018) «Ob arbitrazhe (tretejskom razbi-ratel'stve) v Rossijskoj Federacii» URL: https://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=-doc&base=LAW&n=314850&cacheid=3276CF7B-D83189EC24FA9090AF648ADD&-mode=splus&rnd=TOCHhA#8qvEMoTyCtv264gR2 (Zdes' i dalee - Zakon ob arbitrazhe).

[7] Zakon Rossijskoj Federacii ot 26 ijunja 1992 goda N 3132-1 «O statuse sudej v Rossijskoj Federacii» [Jelektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tant Pljus» (data obrashhenija 14.10.2023).

[8] Osnovy zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o notariate ot 11 fevralja 1993 goda N 4462-1 [Jelektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tant Pljus» (data obrashhenija 14.10.2023).

[9] Federal'nom zakone ot 2 oktjabrja 2007 goda N 229-FZ «Ob ispolnitel'nom proizvodstve» [Jelektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tant Pljus» (data obrashhenija 14.10.2023).

[10] Ukaz Prezidenta RF ot 01.06.2012 N 761 «O Nacional'noj strategii dejstvij v interesah detej na 2012 - 2017 gody» // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 04.06.2012. - N 23, st. 2994.

[11] Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 18.11.2013 N VK-844/07 "O napravlenii metodicheskih rekomen-dacij po organizacii sluzhb shkol'noj mediacii"

(vmeste s "Rekomendacijami po organizacii sluzhb shkol'noj mediacii v obrazovatel'nyh organ-izacijah") // Vestnik obrazovanija. - N 4. - fevral', 2014.

[12] Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 30.07.2014 N 1430-r (red. ot 01.09.2018) «Ob utver-zhdenii Koncepcii razvitija do 2020 goda seti sluzhb mediacii v celjah realizacii vosstanovitel'nogo pravo-sudija v otnoshenii detej, v tom chisle sovershivshih obshhestvenno opasnye dejanija, no ne dostigshih vozrasta, s kotorogo nastupaet ugolovnaja otvetst-vennost'» URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=306090&cac-heid=D10A7E5390E04EAA217313BE761E8BFF&-mode=splus&rnd=TOCHhA#nGLHMoTsF0riMdaY2 (data obrashhenija 14.10.2023).

[13] Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 18.12.2015 N 07-4317 "O napravlenii metodicheskih rekomendacij" (dokument opublikovan ne byl) URL: https://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=cvX-5RhT5Nx9KtxB5&cacheid=C1EE1E13151FA47E-07322B61A31CB23C&mode=splus&rnd=5nW5RhTi-YFuR8gvt&base=LAW&n=256446#pYTGXhTsNiN-ZokvV1 (data obrashhenija 14.10.2023).

[14] Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 26.12.2017 N 07-7657 "O napravlenii metodicheskih rekomendacij" (vmeste s "Metodicheskimi rekomendacijami po vnedreniju vosstanovitel'nyh tehnologij (v tom chisle mediacii) v vospitatel'nuju dejatel'nost' obrazovatel'nyh organizacij") URL: https://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=-doc&base=LAW&n=293621&cacheid=260497D-08FD38BABE9BA24AC1F5F2489&-mode=splus&rnd=TOCHhA#FxjHMoT2dMNg9WHi (data obrashhenija 14.10.2023).

[15] Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 23.01.2021 N 122-r (red. ot 14.03.2023) «Ob utverzhdenii plana osnovnyh meroprijatij, provodimyh v ram-kah Desjatiletija detstva, na period do 2027 goda» URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

cgi?req=doc&base=LAW&n=442198&cacheid=CF-D3DBEAE5FF821FB704CE0296E3BD18&-mode=splus&rnd=TOCHhA#sCIKMoTIjfLGQlil (data obrashhenija 14.10.2023).

[16] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 04.08.2023) "ОЬ obrazovanii V Rossijskoj Federacii" URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=437409&d-st=1000000001&cacl^eid=8969F263997E49CF32B-51B1A65638D77&mode=splus&rnd=HzЮA#raAr4y-T8Yi82oU9l (data obrashhenija 14.10.2023).

[17] Sm., naprimer: Konovalov A.Ju. рп sodejst-vii Karnozovoj L.M., Kiselevoj О.Р., Belonogovoj E.V. Spisok osnovnyh dokumentov, opredeljajushhih пог-mativno-pravovye osnovanija raboty specialistov slu-zhb р^^уа V Rossii. URL: http://www.iro.yar.ru/ fileadmin/iro/k_opip/2021/16-11-21-Spisok-nor-dok-

sluzhb-primir.pdf ОЬ jetom zhe: ^та^о-р^о-vye osnovanija dejatel'nosti shkol'nyh sluzhb medi-acii (primirenija) URL: http://s_15_vsh.edu54.ru/ wp-content/uploads/2019/04/NORMATIVNO.pdf Konovalov A.Ju. Pravovaja osnova dejatel'nosti slu-zhb primirenija. Obzor pravovyh dokumentov, pomogajushhih sozdat' sluzhby primirenija i primen-уа^ mediaciju V obrazovatel'noj sfere URL: https:// toipkro.ru/content/files/documents/podrazdeleniya/ pip/Pravovaya_osnova_deyatel_nosti_sluzhb_prim-ireniya_-_kopiya.pdf (data obrashhenija 14.10.2023).

[18] Konovalov A.Ju. Vosstanovitel'naja medi-acija V Rossii: pravovoe obespechenie i strategija razvitija // Sbornik materialov. Sost. Konovalov А^., М.: МОО «Centr «Sudebno-pravovaja reforma», 2013.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.