Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ ВНЕДРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММЕРЦИИ: ПРАВОВОЙ ВЗГЛЯД НА РИСКИ ПОТРЕБИТЕЛЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ ВНЕДРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММЕРЦИИ: ПРАВОВОЙ ВЗГЛЯД НА РИСКИ ПОТРЕБИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
64
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОММЕРЦИЯ / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ СОЦСЕТИ / РИСКИ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ОБЪЕКТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ДОСТОВЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / БЛОГЕРЫ И ИНФЛЮЕНСЕРЫ / ДОГОВОРЫ / ЗАКЛЮЧАЕМЫЕ "НА ХОДУ" / МГНОВЕННОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ДОГОВОРЫ / ЭКОНОМИКА / ОСНОВАННАЯ НА ПОДПИСКАХ / SOCIAL COMMERCE / SOCIAL NETWORK USERS / CONSUMER RISKS / OBJECTIVE INFORMATION / RELIABLE INFORMATION / BLOGGERS AND INFLUENCERS / CONTRACTS CONCLUDED ON THE GO / INSTANT SATISFACTION / ELECTRONIC CONTRACTS / SUBSCRIPTION-BASED ECONOMY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беликова Ксения Михайловна

В статье проводится исследование теоретических вопросов внедрения социальной коммерции сквозь призму правовой оценки рисков вовлеченных в нее потребителей, где социальная коммерция понимается, как как электронные продажи (e-commerce) с помощью социальных сетей для поддержки социальных взаимодействий и участия пользователей по принципу «из уст в уста». В числе таких рисков автор указывает проблему с получением полной и достоверной объективной (нейтральной) информации из различных источников (блогеры, инфлюенсеры и пр.), вызывающую озабоченность, аналогичную той, что возникает в связи с функционированием и применением смарт-контрактов в блокчейн, и опасность заключения договоров, которые традиционно квалифицировались многими правопорядками как «договоры, заключенные на ходу» (impulse buying) в свете того, что социальная коммерция позиционируется как нацеленная на мгновенное удовлетворение (instant gratification) возникших в ходе пользования социальной сетью потребностей, желаний, интересов пользователя. Рассматриваются правовые и иные способы преодоления этих рисков (напр., возможности новой экономики, основанной на подписках (subscription economy)) и др. Научная новизна обусловлена самой ставящейся целью и кругом рассматриваемых вопросов. Выводы, к которым в итоге исследования пришла автор состоят, в частности, в том, что установлено, что если требования к рекламе, размещенной онлайн, касаются ее полноты, достоверности и объективности, формулируют меры ответственности рекламодателей, то правила ведения торговли онлайн включают, одновременно с подобными положениями, запреты нечестных практик и рекламы, вводящей в заблуждение, а также критерии их квалификации и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE THEORETICAL ISSUES OF IMPLEMENTATION OF SOCIAL COMMERCE: LEGAL OPINION ON THE RISKS FOR THE CONSUMER

The article examines the theoretical issues of implementing of social commerce through the prism of legal risk assessment of consumers involved, where social commerce is understood as electronic sales (e-commerce) using social networks to support social interactions and user participation on the principle of “words spread from mouth to mouth”. Among these risks the author points out the problem of obtaining complete and reliable objective (neutral) information from various sources (bloggers, influencers, etc.), which causes concerns similar to those that arise in connection with the functioning and application of smart contracts in the blockchain, and the danger of concluding contracts that have traditionally been qualified by many legal systems as “contracts concluded on the go” (impulse buying) in the light of the idea that social commerce is positioned as being aimed at instant gratification of the user's needs, desires, and interests that have arisen during the use of the social network. Legal and other ways to overcome these risks are considered (for example, the possibilities of a new subscription economy, etc. Scientific novelty is determined by the goal of the article itself and the range of issues under consideration. The conclusions reached by the author are, in particular, that it is established that if the requirements for advertising placed online relate to its completeness, reliability and objectivity, fix measures of responsibility for advertisers, then the rules for conducting online trading and commerce include simultaneously with such provisions prohibitions of unfair practices and misleading advertising, as well as criteria for their qualification, etc.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ ВНЕДРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММЕРЦИИ: ПРАВОВОЙ ВЗГЛЯД НА РИСКИ ПОТРЕБИТЕЛЯ»

3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03)

DOI: 10.33693/2072-3164-2020-13-6-038-048

3.1. Исследование теоретических вопросов внедрения социальной коммерции: правовой взгляд на риски потребителя

©Беликова Ксения Михайловна

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия BelikovaKsenia@yandex.ru

Аннотация

В статье проводится исследование теоретических вопросов внедрения социальной коммерции сквозь призму правовой оценки рисков вовлеченных в нее потребителей, где социальная коммерция понимается, как как электронные продажи (e-commerce) с помощью социальных сетей для поддержки социальных взаимодействий и участия пользователей по принципу «из уст в уста». В числе таких рисков автор указывает проблему с получением полной и достоверной объективной (нейтральной) информации из различных источников (блогеры, инфлюенсеры и пр.), вызывающую озабоченность, аналогичную той, что возникает в связи с функционированием и применением смарт-контрактов в блокчейн, и опасность заключения договоров, которые традиционно квалифицировались многими правопорядками как «договоры, заключенные на ходу» (impulse buying) в свете того, что социальная коммерция позиционируется как нацеленная на мгновенное удовлетворение (instant gratification) возникших в ходе пользования социальной сетью потребностей, желаний, интересов пользователя. Рассматриваются правовые и иные способы преодоления этих рисков (напр., возможности новой экономики, основанной на подписках (subscription economy)) и др. Научная новизна обусловлена самой ставящейся целью и кругом рассматриваемых вопросов. Выводы, к которым в итоге исследования пришла автор состоят, в частности, в том, что установлено, что если требования к рекламе, размещенной онлайн, касаются ее полноты, достоверности и объективности, формулируют меры ответственности рекламодателей, то правила ведения торговли онлайн включают, одновременно с подобными положениями, запреты нечестных практик и рекламы, вводящей в заблуждение, а также критерии их квалификации и др.

Ключевые слова: социальная коммерция, пользователи соцсети, риски для потребителей, объективная информация, достоверная информация, блогеры и инфлюенсеры, договоры, заключаемые «на ходу», мгновенное удовлетворение, электронные договоры, экономика, основанная на подписках.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00154 А.

Для цитирования: Беликова К.М. Исследование теоретических вопросов внедрения социальной коммерции: правовой взгляд на риски потребителя // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. №6. С. 038048. DOI: 10.33693/2072-3164-2020-13-6-038-048

DOI: 10.33693/2072-3164-2020-13-6-038-048

The study of the theoretical issues of implementation of social commerce: legal opinion on the risks for the consumer

©Belikova, Ksenia Michailovna

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia BelikovaKsenia@yandex.ru

Abstract

The article examines the theoretical issues of implementing of social commerce through the prism of legal risk assessment of consumers involved, where social commerce is understood as electronic sales (e-commerce) using social networks to support social interactions and user participation on the principle of "words spread from mouth to mouth". Among these risks the author points out the problem of obtaining complete and reliable objective (neutral) information from various sources (bloggers, influencers, etc.), which causes concerns similar to those that arise in connection with the functioning and application of smart contracts in the blockchain, and the danger of concluding contracts that have traditionally been qualified by many legal systems as "contracts concluded on the go" (impulse buying) in the light of the idea that social commerce is positioned as being aimed at instant gratification of the user's needs, desires, and interests that have arisen during the use of the social network. Legal and other ways to overcome these risks are considered (for example, the possibilities of a new subscription economy, etc. Scientific novelty is determined by the goal of the article itself and the range of issues under consideration. The conclusions reached by the author are, in particular, that it is established that if the requirements for advertising placed online relate to its completeness, reliability and objectivity, fix measures of responsibility for advertisers, then the rules for conducting online trading and commerce include simultane-

ously with such provisions prohibitions of unfair practices and misleading advertising, as well as criteria for their qualification, etc.

Keywords: social commerce, social network users, consumer risks, objective information, reliable information, blog-gers and influencers, contracts concluded on the go, instant satisfaction, electronic contracts, subscription-based economy.

Acknowledgements: The reported study was funded by RFBR, project number 20-011-00154 A.

For citation: Belikova K.M. The study of the theoretical issues of implementation of social commerce: legal opinion on the risks for the consumer // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. 13. №6. Pp. 038-048. (in Russ.). DOI: 10.33693/2072-3164-2020-13-6-038-048

Введение

В настоящий момент ритейлеры, в первую очередь, цифровые гиганты Alibaba, Amazon, Apple, Walmart, продолжают экспериментировать с форматами торговли, в числе которых создание временных торговых площадок, часто для продвижения и продажи новых продуктов (pop-up); продажи с использованием виртуальной реальности (v-commerce); использование вен-динговых аппаратов, оснащенных системами теле-, биометриии, виртуальной и дополненной реальности (smart vending); создание, продвижение и продажа собственных товаров без посредников (D2C); использование голосовых помощников в онлайн покупках (voice shopping); продажа товаров через социальные сети (social commerce).1 Последней из таких стратегий мы хотим уделить внимание в настоящей статье с позиции исследования теоретических вопросов ее внедрения и правового взгляда на риски потребителя.

Самая главная опасность для потребителя, по нашему мнению, в настоящее время в том, что все современные продавцы в том или ином объеме используют услуги компаний, предлагающих оптимизацию управления бизнесом с использованием современных технологий. В их числе, например, компания Calltouch2 (ее слоган - «Интеграция всех расходов на маркетинг в одном месте. Легко контролировать - просто управлять»), компания 1С-Битрикс3 (ее слоганы - «Бизнес работает в «Битрикс24»» (основной) и «Бесплатно. Неограниченно. Онлайн.» (дополнительный)4) и др., которые позволяют оптимизировать бизнес-процессы и управление бизнесом, работой организации (компании), экономить на управлении, дать руководителям надежные инструменты контроля над подчиненными, увеличить продажи и пр. на основе анализа данных о «коммерческом» поведении потребителей (средний чек каждого по когорте и др.) и др. Это, по нашему мнению, в значительно большей степени, чем раньше, позволяет продавцам поддерживать свою рыночную

1 По мат-лам Онлайн-дискуссии #Сберкейс: новые форматы в торговле / Специальный проект СБЕР Про и «РБК Конференции», 08.10.2020. URL: https://sber.pro/events/sberkeis-novye-formaty-v-torgovle (дата обращения: 08.l0.2020)

2 См. по адресу https://www.calltouch.ru/ (дата обращения: 14.10.2020)

Также по мат-лам выступления CEO компании Calltouch Авдеева А. «Вызов принят: как мы выживали и росли в 2020» на он-лайн-конференция про бизнес, управление и технологии "Callday 2020", 14.10.2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v= mNVMNTRueX8&feature=youtu.be (дата обращения: 14.10.2020)

3 См. по адресу https://www.bitrix24.ru/whatisthis/ (дата обращения: 14.10.2020)

Также по мат-лам выступления зам.ген.директора компании «1С-Битрикс» Кулешова С. «Выживут только айтишники? Что мы делали, чтобы не потерять производительность и помочь нашим клиентам.» // Там же.

4 См. по адресу https://partners.1c-bitrix.ru/download/files/

bitrix24_brandbook.pdf (дата обращения: 14.10.2020)

силу, мощь для усиления влияния на покупателя. От этого происходят все остальные риски.

В этой формате предметом и целью рассмотрения в настоящей статье станет исследование теоретических вопросов внедрения социальной коммерции сквозь призму правовой оценки рисков вовлеченных в нее потребителей. Остаются ли эти риски традиционными для оффлайн или онлайн торговли, добавляются ли новые? Есть ли какой-либо новый (усовершенствованный) формат безопасности, и нужен ли он? Полагаем целесообразным поразмышлять над этими вопросами.

С точки зрения подходов к достижению поставленной цели мы исходим из взгляда на предмет исследования с позиции значимости, необходимости, нуждаемости в получении ответов на поставленные в статье вопросы для развития общества в контексте сетевиза-ции жизни и внедрения сетевой коммерции при оставшейся прежней необходимости решения прежних задач - обеспечения правовой определенности с преддоговорного этапа взаимодействия сторон договора до момента после его исполнения, включая защиту прав сторон договора.

Новизна настоящего исследования в этом формате определяется самой ставящейся целью.

Теоретическая и практическая значимость полученных результатов состоит в том, что российским читателям будет предоставлена современная научная информация о возможных подходах к обозначенной сфере регулирования с позиции исследования теоретических вопросов внедрения сетевой коммерции сквозь призму рисков для потребителей.

Дискуссия

- К вопросу об объеме понятия «социальная коммерция».

В настоящее время социальная коммерция осознается, с одной стороны, как электронные продажи commerce) с помощью социальных сетей для поддержки социальных взаимодействий и участия пользователей, для опосредования онлайн-купли-продажи товаров и услуг, где соцсети рассматриваются как площадки, на которых люди могут объединяться онлайн, получать советы от пользователей, которым доверяют (включая блогеров и инфлюенсеров), находить товары и услуги, а затем покупать их, делая таким образом подобные каналы каналами, функционирующими на основе стратегии «из уст в уста».5 Интересен

5 См.: Social Commerce via Yahoo's Shoposphere. // The Guardian. Nov. 2005. URL: https://www.theguardian.com/technology/blog/ 2005/nov/15/socialcommerce (дата обращения: 15.10.2020); Social Commerce vs Social Advertising. URL: https://www.chirpify.com/ so-cial-commerce-vs-social-advertising/ (дата обращения: 15.10.2020); Lam, Hugo K.S.; Yeung, Andy C.L.; Lo, Chris K.Y.; Cheng, T.C.E. (2019). "Should Firms Invest in Social Commerce? An Integrative Perspective". Information & Management. 56 (8): 103164.

также опыт основанной в 2015 г. китайской компании Pinduoduo привлекательность которой обу-

словлена групповыми покупками.6

Представляется, что сама идея такой передачи информации не нова, стоит вспомнить передатчиков ха-дисов в исламе или учеников Иисуса в христианстве.

Так, компания AliExpress, например, рассматривает social e-commerce, как стратегически важный сегмент рынка, являющийся одним из основных направлений развития компании наряду с блогерами, медиа, программами лояльности, диалоговыми интерфейсами и платформами на основе таких сетей, как Одноклассники, ВКонтакте, с использованием опыта Alibaba в Китае.7

С другой стороны, поскольку на сегодня такие существующие социальные сети, как Facebook, Twitter, Pinterest, пока продолжают искать способ осуществления торговых операций непосредственно через свои платформы (напр., сейчас имеется платформа социальной коммерции и платежей для Твиттера и Инста-грама - сервис Chiprify8), такое определение предлагается расширить за счет отнесения к social e-commerce публикации компаниями ссылок в социальных медиа.

В связи с таким расширительным толкованием высказывается мнение о том, что в последнем случае речь идет не более, чем о социальной рекламе, а не о коммерции, поскольку подобные ссылки - это лишь канал, который пытается отвлечь внимание пользователей от социальной активности и перенаправить в традиционную коммерческую активность.9

- Риски (проблемы) для потребителей, вытекающие из наиболее приемлемой трактовки понятия «социальная коммерция».

В рамках первой из предлагаемых трактовок, на наш, взгляд, возникает, как минимум две проблемы и два риска для потребителей.

-- Проблема получения полной и достоверной объективной (нейтральной) информации и пути ее решения в социальной коммерции.

Во-первых, проблема, вызывающая озабоченность, аналогичную той, что возникает в связи с функционированием и применением смарт-контрактов в блок-чейн,10 - о получении полной и достоверной объективной (нейтральной) информации (согласно законодательству европейских, латиноамериканских и др.

doi:10.1016/j.im.2019.04.007; Шаронин П.Н. Роль социальных медиа в экономике совместного потребления. // Медиаэкономика 21 века. - 2017. - № 4. - С. 4-11 и др.

6 См. подробнее: Почему будущее за социальной коммерцией / Heads and Hands. 5 авг 2020. URL: https://vc.ru/u/316910-heads-and-hands (дата обращения: 13.10.20)

7 По мат-лам выступления ген.директор AliExpress Russia Сергеева Д. «E-commerce 2020: настоящее и будущее» на онлайн-конференция про бизнес, управление и технологии "Callday 2020", 14.10.2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=mNVMNTRue X8&feature=youtu.be (дата обращения: 14.10.2020)

8 См. по адресу https://www.chirpify.com/ (дата обращения: 15.10.2020)

9 Пашолок Н. Введение в социальную коммерцию. Часть 1: Что такое социальная коммерция? Многообразие взглядов. URL: https://www.shopolog.ru/metodichka/other/vvedenie-v-socialnuyu-kommerciyu-chast-1-chto-takoe-socialnaya-kommerciya-mnogoobra-zie-vzglyadov/ (дата обращения: 15.10.2020)

10 См. подробнее, напр.: Беликова К.М. Исследование теорети-

ческих вопросов внедрения сетевых договоров (смарт-

контрактов) на примере России и зарубежных стран // Социально-

политические науки. 2020. Т. 10. № 5 (в печати).

стран11) из различных источников, базирующихся вне блокчейна в сети Интернет, поскольку распределенный реестр полностью детерминирован, а мир вне блокчейна гибок и изменчив. Поэтому для функционирования смарт-контрактов на основе блокчейн крайне важен предварительно выбранный поставщик объективной информации, называемый в субкультуре пропагандистов смарт-контрактов - оракул (oracle)12 - инструмент для сбора нейтральной информации (поставщик информации), характеризуемый такими свойствами предоставляемой информации, как достоверность и полнота. Подобно тому, как оракул служит цели поставки информации, характеризуемой обозначенными свойствами, те пользователи (включая бло-геров и инфлюенсеров) социальных сетей, от которых другие пользователи, объединяющиеся онлайн для онлайн-купли-продажи товаров и услуг, получают советы потому, что доверяют им, должны также отличаться такими личностными качествами, как честность, способность быть объективным и акцентировать свое внимание на тех аспектах рекомендуемых ими пользователям соцсети товаров и услуг, которые действительно правдиво и по существу характеризуют последние. И если оракулы блокчейн, представленные на сегодня, как программные (например, предназначенные собирать информацию о температуре с надёжных веб-сайтов прогнозов погоды) и hardware-оракулы (например, спидометр автомобиля, который проверяется страховой компанией), более или менее объективны, то что делать с субъективизмом и личностной оценкой людей - пользователей соцсетей, блогеров, инфлюенсеров и т.п., которые, с одной стороны, получают доход от рекламы, размещаемой в их аккаунтах в соцсетях различными компаниями,13 а, с

11 См., напр.: Belikova K.M. Evolution of basic doctrines and principles of contract law in Europe. // Amazonia Investiga. Vol. 8 Vol. 8 Núm. 22 /septiembre - octubre 2019. Colombia Florencia, Ed. de la Universidad de la Amazonia. P. 173-182. URL: http://www.udla.edu. co/revistas/index.php/amazonia-investiga/article/view/1637/2183 (дата обращения: 17/09/2019); Беликова К.М. Защита прав и интересов присоединяющейся стороны в договорах присоединения (в т.ч. правовыми актами о защите потребителей) в странах БРИКС. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. - 2014. - № 4 (25). - С. 68-77; Беликова К.М. Регулирование отношений с участием потребителей - результат развития договорного права Европейского Союза. // Актуальные проблемы защиты социально-экономических прав человека в России, СНГ и странах Европейского Союза: материалы международной научной конференции, Волгоград, 6-7 июня 2014 года. Том 1. / под общ. ред. Анисимова А.П. и Рыженкова А.Я., Волгоградский институт бизнеса. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2014. -С. 315-323 (504 с.); Беликова К.М. Правовой режим защиты прав потребителей в странах МЕРКОСУР: некоторые аспекты информационной безопасности. // Вестник калмыцкого университета. -2012. - № 4(16). - С. 107-113 и др.

12 См.: Keith Lewis. Op. cit.; Что такое блокчейн-оракулы и какую роль они выполняют. 17 августа 2020. URL: https://yandex.ru/ turbo/hub.forklog.com/s/chto-takoe-blokchejn-orakuly-i-kakuyu-rol-oni-vypolnyayut/ (дата обращения: 03.10.2020); Drygin Alexander. Оракулы, или почему смарт-контракты всё ещё не изменили мир? 2 августа 2018. / Блог компании Ростелеком-Солар. URL: https://habr.com/ru/company/solarsecurity/blog/418791/ (дата обращения: 03.10.2020)

13 См., напр.: Из-за кризиса блогеры начали терять доходы от рекламы. 22 апр 2020. URL: https://www.rbc.ru/techno-logy_and_media/22/04/2020/5e9f2d2f9a79479a2daa9941 (дата обращения: 15.10.2020); 10 самых богатых российских блогеров. Они зарабатывают миллионы! 14 May 2020. URL: https://zen.yandex.ru/media/schoolsemantica/10-samyh-bogatyh-rossiiskih-blogerov-oni-zarabatyvaiut-milliony-5ebd32ef5724961d925232ad (дата обращения: 15.10.2020) и др.

другой, остаются людьми с их личными предпочтениями, предопределяемыми их жизненным опытом, средой обитания, предыдущим и нынешним родом занятий, образованием и пр.?

Одним из способов неправового воздействия для нейтрализации негативных эффектов такого рода является апробированная уже опция «отписаться» от блогера, пользователя; пессимизация аккаунта, в объявлениях которого выявлены недостоверные предложения, то есть понижение всех объявлений автора в результатах поиска и отображение предупреждения «о недоверии» на каждом объявлении, практикуемая, например, сайтом Cian.ru;14 попытки саморегулирования на основе представлений морали, то есть работы в рамках основополагающих принципов журналистской этики - не рекламировать мошенников, обман, плохие и не качественные товары и услуги; проверять факты; приводить источник, когда оперируешь цифрами и т.д.15

Правовое воздействие традиционно связывается с возможностью подачи иска о защите своих прав в рамках действующего законодательства. С принятия Федерального закона РФ от 5 мая 2014 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» (с изменениями и дополнениями) до принятия Федерального закона № 276-ФЗ от 29 июля 2017 г. «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в отношении распространения блогером общедоступной информации действовала ст. 10.216 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ17, определявшая понятие «блогер» и устанавливавшая права (свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым способом в соответствии с законодательством РФ; излагать на своих сайте или странице сайта в сети «Интернет» свои личные суждения и оценки с указанием своего имени или псевдонима; распространять на возмездной основе рекламу в соответствии с гражданским законодательством, Федеральным законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» на своих сайте или странице сайта в сети «Интернет» и др.) и обязанности блогера (напр., проверять достоверность размещаемой общедоступной информации до ее размещения и незамедлитель-

14 См. подробнее: Служба контроля качества. URL: https://hc.cian.ru/hc/ru/articles/360020906991 (дата обращения: 15.10.2020)

15 См.: Болдырева А. Ответственность блогеров: ожидание и реальность. 16.04.2018. URL: https://presscouncil.ru/novosti/5909-otvetstvennost-blogerov-ozhidanie-i-realnost (дата обращения: 15.10.2020)

16 См. по адресу https://base.garant.ru/57428756/da0ca740e 319b67eff630b4065586e13/#block_1002 (дата обращения: 16.10.2020); Демешин С.В. История закона о блогерах. 11 марта 2019. URL: https://zen.yandex.ru/media/info_law_society/istoriia-zakona-o-blogerah-5c869e264f313200b3713758 (дата обращения: 16.10.2020)

17 СЗ РФ от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I) ст. 3448.

но удалять размещенную недостоверную информацию и др.)18

Сейчас нормы, регулирующие деятельность блоге-ров в интересующем нас аспекте, сосредоточены в положениях:

- Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 относительно правил распространения информационных продуктов;

- Федерального Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 8 июня 2020 г. № 177-ФЗ19) в части распространения и предоставления информации, обязанностей организатора распространения информации в сети «Интернет», поисковых систем, поставщиков информации;

- Указа Президента РФ «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997 № 188;

- Федерального Закона «Об экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ и Постановлении Пленума ВС РФ «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» от 28 июня 2011 г. № 11 в части возможной уголовной ответственности;

- Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ в части требований к созданию рекламных ма-териалов,20 рекомендующих постов и т.п. в части возможной гражданской ответственности.21

Однако, наиболее подходящим в настоящее время нам представляется не нормативное, а иное - социальное - воздействие в виде отзывов и оценок самих пользователей сети о купленной ими продукции, рекламируемой тем или иным другим пользователем, блогером, инфлюенсером, такие случаи сейчас уже имеются в значительном количестве,22 и их роль воз-

18 См. по адресу https://base.garant.ru/57428756/da0ca 740e319b67eff630b4065586e13/#block_1002 (дата обращения: 16.10.2020); Демешин С.В. Цит. соч.

19 Российская газета - Федеральный выпуск № 126(8180). 11 июня 2020 г. URL: https://rg.ru/2020/06/11/fz-ob-informatsii-dok.html (дата обращения: 16.10.2020) (в силе с 01.10.2020)

20 См. подробнее, напр.: Ермакова И.В. Развитие контекстной рекламы в условиях сетевой экономики: актуальные вопросы юридической теории и практики // Юридические исследования. -2020. - № 8. - С. 12 - 29. DOI: 10.25136/2409-7136.2020.8.33902 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33902 (дата обращения: 16.10.2020); Ермакова И.В. Нарушение исключительных прав на товарный знак в условиях сетевой рекламы: типичные случаи, особенности правового регулирования и рекомендации по его изменениям // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №3. С. 053-060.

21 См. также: Демешин С.В. Законодательство для продвинутого блогера. 10 March 2019. URL: https://zen.yandex.ru/media/ in-fo_law_society/zakonodatelstvo-dlia-prodvinutogo-blogera-5c8505df62221a00b460ae4c (дата обращения: 16.10.2020)

22 См., напр.: Как я купила гайд по красоте у Оксаны Самойловой. 6 August 2020. URL: https://zen.yandex.com/ media/my_sila/kak-ia-kupila-gaid-po-krasote-u-oksany-samoilovoi-

5f2c0113be053a3076afc7f1 (дата обращения: 17.10.2020); Почему бренд Оксаны Самойловой - это провал? 5 October 2020. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5f5fcce5a4e5ea54d7ca5cc5/pochemu-brend-oksany-samoilovoi--eto-proval-5f7a06548d3ae5589b15cc26 (дата обращения: 17.10.2020); Kim Kardashian West has been called a "toxic influence" for posting an advert promoting a dieting lollipop. // BBC News. 16 May 2018. URL: https://www.bbc.com/news/ newsbeat-44137700 (дата обращения: 17.10.2020); Jennifer Lueck. Friend-zone with benefits: The parasocial advertising of Kim Kar-dashian. (2012) Journal of Marketing Communications 21(2):1-19. DOI: 10.1080/13527266.2012.726235 URL: https://www.research-gate.net/publication/271671231_Friend-zone_with_benefits_The_ parasocial_advertising_of_Kim_Kardashian (дата обращения: 17.10.2020) и др.

растает, так как обычные потребители также стали (становятся) более уверенными пользователями сети.

-- Проблема «договоров, заключенные на ходу» и пути ее решения в социальной коммерции.

Во-вторых, исходя из представлений о социальной коммерции, как о коммерции, встроенной в социальную сеть, не выходящей за ее пределы (в рамках первой из указанных нами выше трактовок), такой, которая требует всего несколько нажатий мыши (кликов) и очень мало раздумий со стороны потребителя (без отвлекающих внимание звуков тележки, которую покупатель катит в супермаркете, без заполнения длинных форм и т.п.) для мгновенного удовлетворения (instant gratification) своих потребностей, желаний, интересов, возникших в ходе пользования социальной сетью,23 возрастает опасность impulse buying24 - заключения договоров, которые традиционно квалифицировались многими правопорядками как «договоры, заключенные на ходу» (HaustQrgeschaften) - договоры между предпринимателем и потребителем, предметом которого является исполнение за вознаграждение и к заключению которого потребитель склонён: 1) путем устных переговоров на своем рабочем месте или в окрестностях его места жительства; 2) в ходе организованного предпринимателем или третьим лицом также в интересах предпринимателя досугового мероприятия; 3) вследствие неожиданного обращения в транспорте или в публично доступном месте ожидания или их аналоги с такими же (отказ от договора) последствиями (§312 Германского гражданского уложения (далее -ГГУ) в редакции до 13.06.201425). Поскольку, как отмечается,26 доверие и предполагаемый риск участников розничной торговли являются ключевыми основаниями для развития социальной торговли, постольку социальные сети могут быть использованы для интеграции постоянных предпочтений потребителей в процесс принятия ими решений. При этом меняемые в сторону социальной торговли поведенческие предпочтения потребителей основаны на доверии, оказываемом потребителями соцсетям, потому что именно онлайн-доверие наряду с утилитарностью укрепляют связь между осознаваемой как плюс потребителями интерактивностью веб-сайта и намерением покупать в сети. Доверие в сети сталкивается и с его отсутствием в он-лайн-отношениях, связанных с электронными сделками. Обусловлено это тем, что людей, по большей части, учат быть добрыми, доверчивыми, открытыми,27 учат опасаться змей, не совать руки в розетки и огонь,

23 См., напр.: Social Commerce vs Social Advertising. URL: https://www.chirpify.com/social-commerce-vs-social-advertising/ (дата обращения: 15.10.2020)

24 См.: Legal aspects of Social Commerce you should know about. 7 февр. 2019 г. URL: https://www.linkedin.com/pulse/legal-aspects-social-commerce-you-should-know-i-chu-chao (дата обращения: 19.10.202)

25 Флеер Э. Две недели на обдумывание, или сделки, заключенные «на ходу». // Neue Zeiten. 2013. - 02 (140) (февраль). URL http://neuezeiten.rusverlag.de/2013/03/21/1557-2/ (дата обращения 17.10.2020); § 312 Германского гражданского уложения. URL https://www.ex-jure.ru/law/news.php?newsid=166#_Toc70851046 (дата обращения: 17.10.2020)

26 См., напр.: Läzäroiu, George et al. "Consumers' Decision-Making Process on Social Commerce Platforms: Online Trust, Perceived Risk, and Purchase Intentions." Frontiers in psychology vol. 11 890. 15 May. 2020, doi:10.3389/fpsyg.2020.00890

27 См., напр.: мультфильмы «Таежная сказка» (СССР, 1951,

https://youtu.be/hIasYQQVIZE (дата обращения: 19.10.2020), Shar-

ing Song (Cocomelon - Nursery Rhymes & Kids Songs,

https://youtu.be/96fq4YmYjzQ (дата обращения: 19.10.2020) и др.

но не учат бояться людей. Доверие и предполагаемый риск связаны с лояльностью и трансформируют поведение потребителей в доверие на основе трансформации воспринимаемых ими полезности и удовлетворения от покупок в обычных - оффлайн - магазинах на сферу электронной социальной торговли. Подчас такие ожидания и трансформации не имеют под собой почвы кроме ожиданий потребителя. Ведь сейчас многие продавцы уже осознают важность визуализации контента, связанного с предлагаемой ими продукцией, поэтому они создают выгодные ракурсы, фон, атмосферу презентации продукта в сети. На примере сети Instagram - это вхождение в оборот слова «instagrammability»,28 отражающего готовность и фактическое затрачивание пользователями этой сети большого объема усилий и времени на создание композиций, включая освещение, цвет и др. для выделения продукта и контента из множества похожих или аналогичных. Такой подход является следствием про-дуктово-центристской стратегии (product-centric ctrate-gy), практикуемой пока большинством продавцов, лишь отчасти перешедшей в стратегию, в центре которой расположен потребитель (customer-centric strat-egy)29 (рис. 1).

Рис. 1. Эволюция бизнес-моделей: применимость в контексте социальной коммерции

Источник: Мат-лы выступления Майкла Ракмена (CEO, Senteo) «Лидерство в цифровую эпоху» (на англ. яз) в ходе Московского международного форума инновационного развития 2020 «Открытые инновации», 19-21 октября 2020 г. URL: https://openinnova-tions.ru/live/track/93 (дата обращения: 19.10.2020)

Значительная часть национальных законодательств (напр., §312Ь-312е ГГУ в ред. от 20.09.2013,30 действующей с 13.06.2014 и др.) и наднациональные (Европейского союза31 и др.) предусматривают особые

28 См., напр.: Gavin Llewellyn. Social commerce trends in 2019. 13 Mar, 2019. URL: https://www.smartinsights.com/ecommerce/social-commerce-trends-2019/ (дата обращения: 16.10.2020)

29 По мат-лам выступления Майкла Ракмена (CEO, Senteo) «Лидерство в цифровую эпоху» (на англ. яз) в ходе Московского международного форума инновационного развития 2020 «Открытые инновации», 19-21 октября 2020 г. URL: https://openinnovations.ru/live/track/93 (дата обр.: 19.10.2020)

30 BGBl. I S. 3642. URL: https://dejure.org/BGBl/2013/ BGBl._I_S._3642 (дата обращения: 17.10.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31 См., напр.: Belikova K.M. Evolution of basic doctrines and principles of contract law in Europe. // Amazonia Investiga. Vol. 8 Vol. 8 Núm. 22 /septiembre - octubre 2019. Colombia Florencia, Ed. de la Universidad de la Amazonia. P. 173-182. URL: http://www.udla.edu. co/revistas/index.php/amazonia-investiga/article/view/1637/2183 (дата обращения: 17/09/2019)

правила для электронных договоров.32 Так, в Европейском Союзе используется словосочетание «нечестная торговая практика (unfair commercial practices), которая запрещена Директивой № 2005/29/EC.33 Положения последней касаются всех случаев, когда потребитель принимает решение купить товар на основании свободного его выбора и свободного участия в договорных отношениях.

В Директиве установлены общие критерии признания торговой практики в качестве нечестной в целях ее запрета и отграничения от дозволенной и императивные запреты снижения закрепленных в других директивах требований защиты прав потребителей в национальных правопорядках стран ЕС. В качестве таких критериев практики заявлена профессиональная добросовестность (professional diligence) в части ее существенного (фактического или потенциального) влияния на поведение среднего потребителя (to distort materially the behaviour of the average consumer). К «среднему потребителю» относят типичного представителя определенной группы, на которую нацелена реклама (дети, женщины, мужчины, пожилые люди), а практики разграничивают на вводящие в заблуждение (misleading) и агрессивные (aggressive). Подобное деление отражено в Директиве № 2000/31/ЕС,34 направленной на устранение недобросовестной конкуренции в виде агрессивной коммерческой практики, реализуемой в процессе электронной торговли в ЕС. В положениях ст. 6 и 7 этой Директивы регламентируется способ передачи рекламных сообщений («коммерческая коммуникация») в сети Интернет, который несовместим с передачей ненадлежащей рекламы. Особенности отношений, возникающих при электронной торговле, положения Директивы раскрывают с использованием терминов «услуги информационного общества» и «координируемая область регулирования». Согласно Директиве услуги информационного общества - это любые услуги, которые предоставляются за вознаграждение по запросу их получателя дистанционно (с помощью электронных средств), а координируемая область регулирования - это закрепление в национальном законодательстве требований к поставщику услуг (сервис-провайдером) по их хранению, передаче и обработке данных.35 К числу агрессивных Директива

32 См., напр., о праве Германии по адресу https://www.ex-jure.ru/law/news.php?newsid=166#_Toc70851046 (дата обращения: 17.10.2020), а также: Паперно Е.Л. Правовое регулирование электронной торговли в России, Германии и США. Дисс...канд. юрид. наук. - М., 2006. - 167 с. и др.

33 Directive 2005/29/EC of the European Parliament and of the Council of 11 May 2005

concerning unfair business-to-consumer commercial practices in the internal market and amending Council Directive 84/450/EEC, Directives 97/7/EC, 98/27/EC and 2002/65/EC of the European Parliament and of the Council and Regulation (EC) No 2006/2004 of the European Parliament and of the Council ('Unfair Commercial Practices Directive') (Text with EEA relevance). // OJ L 149, 11.6.2005, p. 22-39. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri= celex% 3A32005L0029 (дата обращения: 18.10.2020)

34 Directive 2000/31/EC of the European Parliament and of the Council of 8 June 2000 on certain legal aspects of information society services, in particular electronic commerce, in the Internal Market ('Directive on electronic commerce'). // OJ L 178, 17.7.2000, p. 1-16. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX %3A32000L0031 (дата обращения: 18.10.2020)

35 Подробнее см., напр.: Беликова К.М., Иншакова А.О. Борьба

с недобросовестной конкуренцией в ЕС и МЕРКОСУР: основные

подходы общего права. // Вопросы правоведения. - 2012. - №

2(14). - С. 218-231.

№ 2005/29/EC относит также практики, оказывающие недолжное влияние, принуждение и насилие. Полагаем в формате социальной торговли следует признавать недолжным воздействие, оказываемое на пользователя сети через визуальный ряд в виде впечатляющих картинок, демонстрирующих интерьеры, одежду и пр. В Директиве приведен «черный список» запрещенных практик: схемы типа «пирамид»; привлечение покупателя предложениями отсутствующих товаров по заниженным ценам с последующим предложением ему иного товара по обычной рыночной цене и др. Практики, вводящие в заблуждение, различаются на совершаемые в процессе действия или в результате бездействия. В обоих случаях введение в заблуждение связывают с информацией: в первом - это сообщение ложной или искаженной информации (верной по существу, но создающей неверное представление о товаре); во втором - непредоставление минимума информации (основных характеристик) для покупки товара: цены, налогов, условий обмена и возврата товара и др.36 В связи в наличием таких мер и их подчас сомнительной действенностью, более эффективным для решения обозначенной проблемы полагаем внедрение идеи приостановки возможности оплаты понравившегося в сети товара на некий «охладительный период», скажем в 10 часов, в течение которых банковские карты пользователя сети блокируются для того, чтобы в течение этого срока он обдумал действительную необходимость покупки и сделал выбор более осознанно, не полагаясь на эмоции от увиденной в сети картинки. Конечно, это будет ограничением свободы договора,37 но оно представляется необходимым.

- Существующие альтернативные бизнес-стратегии, стимулирующие коммерсантов и иных лиц, причастных в социальной коммерции (блоге-ров, инфлюенсеров и др.) к честному образу мыслей и действия и добросовестности.

Вместе с тем один из альтернативных способов решения проблемы недобросовестности описанного свойства в рамках социальной коммерции может служить бизнес-стратегия предприятия, ориентированная на взаимоотношения продавца и покупателя (relationship-centric strategy),38 получающая развитие в рамках экономики, основанной на подписках (subscription economy) (рис. 2).

Эта стратегия реализуется рядом компаний в рамках предлагаемых ими специальных программ. Это, например:

- iPhone Upgrade Programe (iUP) (чтобы пользоваться, необязательно покупать, можно стать обладателем нового iPhone на условиях лучше, чем покупка в рассрочку: выплачивать фиксированную сумму каждый месяц, через полгода обменять смартфон на еще бо-

36 Беликова К.М. Потребители в Европейском Союзе: некоторые аспекты защиты прав в контексте социализации права. // Право и экономика. - 2012. - № 6. - С. 10-17.

37 См., напр.: Бычков А.И. Свобода гражданско-правового договора. // Юрист. - 2014. - № 7. - С. 37-43; Беликова К.М. Ограничение свободы договора в сфере антимонопольного регулирования. // Российский юридический журнал. - 2008. - № 6 (63). - C. 82-90 и др.

38 По мат-лам выступления Майкла Ракмена (CEO, Senteo) «Лидерство в цифровую эпоху» (на англ. яз) в ходе Московского международного форума инновационного развития 2020 «Открытые инновации», 19-21 октября 2020 г. URL: https://openinnovations.ru/live/track/93 (дата обр.: 19.10.2020)

лее новый или вернуть его назад производителю с небольшой доплатой и пр.);39

- BOOK Ьу Cadellac (предлагает все преимущества права собственности на транспортное средство через доступ к премиальному портфелю автомобилей Cadillac по требованию в удобное для клиентов производителя время и место; программа не налагает на пользователя никаких обязательств по аренде, лизингу или покупке транспортного средства; в то же время она не сводится к каршерингу);40

Рис. 2. Схема новой экономики, основанной на подписках

Источник: Richard Reisman. The Relationship Economy - It's All About Valuing Customer Experiences. May 31, 2018. URL: https://medium.com/@rreisman/the-relation-ship-economy-its-all-about-valuing-customer-experiences-a37a0e864ad2 (19.10.2020)

- Nike subscription kids. For busy parents with fast-growing kids (у пользователя (родителя ребенка) есть выбор всех последних стилей от уличной одежды до конькобежной обуви и многое другое для его ребенка от 3-х до 10 лет, начиная от 20$ (на 4 месяца) до 50$ (на 12 месяцев) в месяц с тремя партнерскими планами; пользователь может обновить или сократить число планов, когда ему это нужно; в рамках программы действует бесплатная доставка и обмены: вернуть обувь можно через полгода в рамках бесплатной программы утилизации обуви Nike; каждая коробка обуви при поставке включает в себя приключенческий набор, предназначенный для того, чтобы вдохновить ребенка и подготовиться к игре)41 и т.д.

39 См. по адресу https://www.apple.com/shop/iphone/iphone-upgrade-program (дата обращения: 19.10.2020) и для России -Представляем re:Store | upgrade. URL: https://www.re-store.ru/news/predstavlyaem-re-store-upgrade/?utm_source= iphonesru&utm_medium=promo&utm_campaign=spec/ (дата обращения: 19.10.2020)

Также см.: Кичаев И. В России запустили сервис «iPhone по подписке». Но мы не советуем им пользоваться. 06 ноября 2019. URL: https://wylsa.com/v-rossii-zapustili-servis-iphone-po-podpiske-no-my-ne-sovetuem-im-polzovatsya/ (дата обращения: 19.10.2020)

40 См. по адресу https://www.futurebrand.com/our-work/book-by-cadillac#:~:text=For%20customers%20who%20value%20experience, place%20convenient%20to%20its%20customers. (дата обращения: 19.10.2020)

41 См. по адресу https://www.nike.com/nike-adventure-club (дата обращения: 19.10.2020), а также: Nike запустил подписку на детские кроссовки. // Retailer. 12 августа 2019. URL:

Теперь не нужно ничего покупать, можно менять. Эта стратегия, безусловно, найдет свое применение среди людей, которые не могут позволить себе купить iPhone или Cadellac, когда ежемесячные платежи будут ниже процентной ставки по кредиту для их покупки. Кроме того, одно из преимуществ стратегии в том, что любой пользователь может полностью экипироваться всем необходимым (в зависимости от цели, например, формировать образ успешного человека и т.п.), от одежды и обуви до аксессуаров (люксовые автомобили, дорогостоящие телефоны и пр.) и систематически, и довольно часто, исходя из базовых условий данной стратегии, предлагаемой производителями (продавцами): или менять свой облик в рамках избранного подходящего ему стиля, или пользоваться такими услугами по мере роста ребенка и т.д.

Выводы

В целом, на основе проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы:

1. Показаны особенности передачи в социальных сетях информации, в том числе, о товарах, реализуемых в процессе электронной торговли, а также разнообразные формы ее осуществления. Продемонстрировано влияние этих особенностей на риски потребителей и правовое регулирование отношений, связанных с онлайн торговлей.

2. Выявлено, что правовое регулирование направлено на обеспечение потребителей полной достоверной информацией о товарах, реализуемых онлайн, и отражено в специальных актах, устанавливающих или целевым назначением правила ведения электронной торговли, или требования к размещаемой в интернете рекламе.

3. Установлено, что если требования к рекламе, размещенной онлайн, касаются ее полноты, достоверности и объективности, формулируют меры ответственности рекламодателей, то правила ведения торговли онлайн включают, одновременно с подобными положениями, запреты нечестных практик и рекламы, вводящей в заблуждение, а также критерии их квалификации.

4. Приведены эффективные меры неправового противодействия некорректным формам рекламы в интернете и влиянию на выбор потребителя при покупках онлайн. Одновременно продемонстрированы новые стратегии интернет-продавцов, заключающиеся в замене факта продажи товара на факт временного ежемесячно оплачиваемого пользования им или с правом последующего обновления путем замены, или на срок заключаемой «подписки» на услугу пользования.

Заключение

Таким образом, нами намечены некоторые наиболее явно бросающиеся в глаза риски, с которыми сталкиваются потребители в сетевой торговле, и уже существующие альтернативы их нивелирования. Мы будем следить за развитием этого направления теории и практики.

https://retailer.ru/nike-zapustil-podpisku-na-detskie-krossovki/ (дата обращения: 19.10.2020)

Список литературы:

1. 10 самых богатых российских блогеров. Они зарабатывают миллионы! 14 May 2020. URL: https://zen.yandex.ru/media/schoolsemantica/10-samyh-bogatyh-rossiiskih-blogerov-oni-zarabatyvaiut-milliony-5ebd32ef5724961d925232ad (дата обращения: 15.10.2020)

2. Беликова К.М. Защита прав и интересов присоединяющейся стороны в договорах присоединения (в т.ч. правовыми актами о защите потребителей) в странах БРИКС. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. - 2014. - № 4 (25). - С. 68-77.

3. Беликова К.М. Исследование теоретических вопросов внедрения сетевых договоров (смарт-контрактов) на примере России и зарубежных стран // Социально-политические науки. 2020. Т. 10. № 5 (в печати).

4. Беликова К.М. Потребители в Европейском Союзе: некоторые аспекты защиты прав в контексте социализации права. // Право и экономика. - 2012. - № 6. - С. 10-17.

5. Беликова К.М. Ограничение свободы договора в сфере антимонопольного регулирования. // Российский юридический журнал. - 2008. - № 6 (63). - C. 8290.

6. Беликова К.М. Правовой режим защиты прав потребителей в странах МЕРКОСУР: некоторые аспекты информационной безопасности. // Вестник калмыцкого университета. - 2012. - № 4(16). - С. 107-113.

7. Беликова К.М. Регулирование отношений с участием потребителей - результат развития договорного права Европейского Союза. // Актуальные проблемы защиты социально-экономических прав человека в России, СНГ и странах Европейского Союза: материалы международной научной конференции, Волгоград, 6-7 июня 2014 года. Том 1. / под общ. ред. Анисимова А.П. и Рыженкова А.Я., Волгоградский институт бизнеса. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2014. - С. 315-323 (504 с.).

8. Беликова К.М., Иншакова А.О. Борьба с недобросовестной конкуренцией в ЕС и МЕРКОСУР: основные подходы общего права. // Вопросы правоведения. -2012. - № 2(14). - С. 218-231.

9. Болдырева А. Ответственность блогеров: ожидание и реальность. 16.04.2018. URL: https://presscouncil. ru/novosti/5909-otvetstvennost-blogerov-ozhidanie-i-realnost (дата обращения: 15.10.2020)

10. Бычков А.И. Свобода гражданско-правового договора. // Юрист. - 2014. - № 7. - С. 37-43.

11. Демешин С.В. Законодательство для продвинутого блогера. 10 March 2019. URL: https://zen.yandex. ru/media/info_law_society/zakonodatelstvo-dlia-prodvi-nutogo-blogera-5c8505df62221a00b460ae4c (дата обращения: 16.10.2020)

12. Демешин С.В. История закона о блогерах. 11 марта 2019. URL: https://zen.yandex.ru/media/info_law_ society/istoriia-zakona-o-blogerah-5c869e264f313200b-3713758 (дата обращения: 16.10.2020)

13. Drygin Alexander. Оракулы, или почему смарт-контракты всё ещё не изменили мир? 2 августа 2018. / Блог компании Ростелеком-Солар. URL: https://habr. com/ru/company/solarsecurity/blog/418791/ (дата обращения: 03.10.2020)

References:

1. 10 richest Russian bloggers. They make millions! 14 May 2020. URL: https://zen.yandex.ru/media/schoolse-mantica/10-samyh-bogatyh-rossiiskih-blogerov-oni-zarabatyvaiut-milliony-5ebd32ef5724961d925232ad (accessed: 15.10.2020)

2. Belikova K. M. Consumers in the European Union: some aspects of protection of rights in the context of socialization of law. // Law and Economics, 2012, No. 6, Pp. 10-17.

3. Belikova K. M. Legal regime of consumer protection in MERCOSUR countries: some aspects of information security. // Bulletin of the Kalmyk University. - 2012. - No. 4(16). - Pp. 107-113.

4. Belikova K. M. Protection of the rights and interests of the joining party in the accession agreements (including legal acts on consumer protection) in the BRICS countries. // Bulletin of the Volgograd State University. Series 5: Jurisprudence. - 2014. - № 4 (25). - Pp. 68-77.

5. Belikova K. M. Regulation of relations with the participation of consumers - the result of the development of contract law of the European Union. // Actual problems of protection of socio-economic human rights in Russia, the CIS and the European Union: proceedings of the international scientific conference, Volgograd, June 6-7, 2014. Volume 1. / Eds. A. P. Anisimov and A. Y. Ryzhenkov Volgograd Institute of business. - Volgograd: VolgGMU Publishing House, 2014. - P. 315-323 (504 p.).

6. Belikova K. M. Research of theoretical issues of implementation of network contracts (smart contracts) on the example of Russia and foreign countries // Social and political sciences. 2020. Vol. 10. No. 5 (in print).

7. Belikova K. M. Restriction of freedom of contract in the field of antimonopoly regulation. // Russian law journal. - 2008. - No. 6 (63). - C. 82-90.

8. Belikova K. M., Inshakova A. O. Fight against unfair competition in the EU and MERCOSUR: basic approaches of common law. // Questions of law. - 2012. - No. 2(14). -Pp. 218-231.

9. Belikova K.M. Evolution of basic doctrines and principles of contract law in Europe. // Amazonia Investiga. Vol. 8 Vol. 8 Núm. 22 /septiembre - octubre 2019. Colombia Florencia, Ed. de la Universidad de la Amazonia. P. 173182. URL: http://www.udla.edu.co/revistas/index.php/ amazonia-investiga/article/view/1637/2183 (дата обращения: 17/09/2019)

10. Belikova K.M. Evolution of basic doctrines and principles of contract law in Europe. // Amazonia Investiga. Vol. 8 Vol. 8 Núm. 22 /septiembre - octubre 2019. Colombia Florencia, Ed. de la Universidad de la Amazonia. P. 173-182. URL: http://www.udla.edu.co/revis-tas/index.php/amazonia-investiga/article/view/1637/2183 (дата обращения: 17/09/2019)

11. Bloggers began to lose revenue from advertising because of the crisis. 22 APR 2020. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/22/04/2020/5e9 f2d2f9a79479a2daa9941 (accessed: 15.10.2020)

12. Boldyreva A. Responsibility of bloggers: expectation and reality. 16.04.2018. URL: https://presscouncil.ru/ novosti/5909-otvetstvennost-blogerov-ozhidanie-i-realnost (accessed: 15.10.2020)

13. Bychkov A. I. Freedom of civil contract. // Lawyer. -2014. - No. 7. - P. 37-43.

14. Ермакова И.В. Нарушение исключительных прав на товарный знак в условиях сетевой рекламы: типичные случаи, особенности правового регулирования и рекомендации по его изменениям // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №3. С. 053060.

15. Ермакова И.В. Развитие контекстной рекламы в условиях сетевой экономики: актуальные вопросы юридической теории и практики // Юридические исследования. - 2020. - № 8. - С. 12 - 29. DOI: 10.25136/2409-7136.2020.8.33902 URL: https://nbpub-lish.com/library_read_article.php?id=33902 (дата обращения: 16.10.2020)

16. Из-за кризиса блогеры начали терять доходы от рекламы. 22 апр 2020. URL: https://www.rbc.ru/tech-nology_and_media/22/04/2020/5e9f2d2f9a79479a2daa99 41 (дата обращения: 15.10.2020)

17. Как я купила гайд по красоте у Оксаны Самойловой. 6 August 2020. URL: https://zen.yandex.com/ me-dia/my_sila/kak-ia-kupila-gaid-po-krasote-u-oksany-samoi-lovoi-5f2c0113be053a3076afc7f1 (дата обр.: 17.10.2020)

18. Кичаев И. В России запустили сервис «iPhone по подписке». Но мы не советуем им пользоваться. 06 ноября 2019. URL: https://wylsa.com/v-rossii-zapustili-servis-iphone-po-podpiske-no-my-ne-sovetuem-im-polzovatsya/ (дата обращения: 19.10.2020)

19. Мат-лы выступления ген.директор AliExpress Russia Сергеева Д. «E-commerce 2020: настоящее и будущее» на онлайн-конференция про бизнес, управление и технологии "Callday 2020", 14.10.2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=mNVMNTRueX8&feat ure=youtu.be (дата обращения: 14.10.2020)

20. Мат-лы выступления и выступление CEO компании Calltouch Авдеева А. «Вызов принят: как мы выживали и росли в 2020» на онлайн-конференция про бизнес, управление и технологии "Callday 2020", 14.10.2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v= mNVMNTRueX8&feature=youtu.be (дата обращения: 14.10.2020)

21. Мат-лы выступления и выступление зам.ген.директора компании «1С-Битрикс» Кулешова С. «Выживут только айтишники? Что мы делали, чтобы не потерять производительность и помочь нашим клиентам.» на онлайн-конференция про бизнес, управление и технологии "Callday 2020", 14.10.2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=mNVMNTRueX8&feat ure=youtu.be (дата обращения: 14.10.2020)

22. Мат-лы выступления и выступление Майкла Рак-мена (CEO, Senteo) «Лидерство в цифровую эпоху» (на англ. яз) в ходе Московского международного форума инновационного развития 2020 «Открытые инновации», 19-21 октября 2020 г. URL: https://openinno-vations.ru/live/track/93 (дата обращения: 19.10.2020)

23. Мат-лы Онлайн-дискуссии и сама дискуссия #Сберкейс: новые форматы в торговле / Специальный проект СБЕР Про и «РБК Конференции», 08.10.2020. URL: https://sber.pro/events/sberkeis-novye-formaty-v-torgovle (дата обращения: 08.10.2020)

24. Nike запустил подписку на детские кроссовки. // Retailer. 12 августа 2019. URL: https://retailer.ru/nike-zapustil-podpisku-na-detskie-krossovki/ (дата обращения: 19.10.2020)

25. Паперно Е.Л. Правовое регулирование электронной торговли в России, Германии и США. Дисс...канд. юрид. наук. - М., 2006. - 167 с.

14. Demishin S. V. History of bloggers law. March 11, 2019. URL: https://zen.yandex.ru/media/info_law_society/ istoriia-zakona-o-blogerah-5c869e264f313200b3713758 (accessed: 16.10.2020)

15. Demishin S. V. Legislation for the advanced blogger. 10 March 2019. URL: https://zen.yandex.ru/media/ in-fo_law_society/zakonodatelstvo-dlia-prodvinutogo-blogera-5c8505df62221a00b460ae4c (accd: 16.10.2020)

16. Drygin Alexander. Oracles, or why smart contracts haven't changed the world yet? August 2, 2018. / blog of Rostelecom-solar. URL: https://habr.com/ru/company/ so-larsecurity/blog/418791/ (date of issue: 03.10.2020)

17. Ermakova I. V. Development of contextual advertising in the network economy: topical issues of legal theory and practice // Legal research. - 2020. - No. 8. - P. 12-29. DOI: 10.25136/2409-7136.2020.8.33902 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33902 (date of issue: 16.10.2020)

18. Ermakova I. V. Violation of exclusive rights to a trademark in the conditions of network advertising: typical cases, features of legal regulation and recommendations for its changes // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. No. 3. Pp. 053-060.

19. Flyer E. Two weeks to think, or deals made "on the go". // Neue Zeiten. 2013. - No. 02 (140) (February). URL: http://neuezeiten.rusverlag.de/2013/03/21/1557-2/ (accessed: 17.10.2020)

20. Gavin Llewellyn. Social commerce trends in 2019. 13 Mar, 2019. URL: https://www.smartinsights.com/ ecom-merce/social-commerce-trends-2019/ (дата обращения: 16.10.2020)

21. How I bought a beauty guide from Oksana Samoilo-va. 6 August 2020. URL: https://zen.yandex.com/ me-dia/my_sila/kak-ia-kupila-gaid-po-krasote-u-oksany-samoilovoi-5f2c0113be053a3076afc7f1 (accessed: 17.10.2020)

22. Introducing re:Store | upgrade. URL: https://www.re-store.ru/news/predstavlyaem-re-store-upgrade/?utm_ source=iphonesru&utm_medium=promo&utm_campaign= spec/ (accessed: 19.10.2020)

23. Jennifer Lueck. Friend-zone with benefits: The par-asocial advertising of Kim Kardashian. (2012) Journal of Marketing Communications 21 (2):1 -19. DOI: 10.1080/13527266.2012.726235 URL: https://www.resear-chgate.net/publication/271671231_Friend-zone_with_ benefits_The_parasocial_advertising_of_ Kim_Kardashian (дата обращения: 17.10.2020)

24. Kichaev I. The service "iPhone by subscription" launched in Russia. But we don't recommend using it. November 06, 2019. URL: https://wylsa.com/v-rossii-zapustili-servis-iphone-po-podpiske-no-my-ne-sovetuem-im-polzovatsya/ (accessed: 19.10.2020)

25. Kim Kardashian West has been called a "toxic influence" for posting an advert promoting a dieting lollipop. // BBC News. 16 May 2018. URL: https://www.bbc.com/ news/newsbeat-44137700 (дата обращения: 17.10.2020)

26. Пашолок Н. Введение в социальную коммерцию. Часть 1: Что такое социальная коммерция? Многообразие взглядов. URL: https://www.shopolog.ru/meto-dichka/other/vvedenie-v-socialnuyu-kommerciyu-chast-1-chto-takoe-socialnaya-kommerciya-mnogoobrazie-vzglyadov/ (дата обращения: 15.10.2020)

27. Почему бренд Оксаны Самойловой - это провал? 5 October 2020. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/ 5f5fcce5a4e5ea54d7ca5cc5/pochemu-brend-oksany-samoilovoi--eto-proval-5f7a06548d3ae5589b15cc26 (дата обращения: 17.10.2020)

28. Почему будущее за социальной коммерцией / Heads and Hands. 5 авг 2020. URL: https://vc.ru/u/ 316910-heads-and-hands (дата обр.: 13.10.20)

29. Представляем re:Store | upgrade. URL: https://www.re-store.ru/news/predstavlyaem-re-store-upgrade/?utm_source=iphonesru&utm_medium=promo&u tm_campaign=spec/ (дата обращения: 19.10.2020)

30. Служба контроля качества. URL: https://hc.cian.ru/ hc/ru/articles/360020906991 (дата обр.: 15.10.2020)

31. Флеер Э. Две недели на обдумывание, или сделки, заключенные «на ходу». // Neue Zeiten. 2013. - 02 (140) (февраль). URL: http://neuezeiten.rusverlag.de/ 2013/03/21/1557-2/ (дата обращения: 17.10.2020)

32. Что такое блокчейн-оракулы и какую роль они выполняют. 17 августа 2020. URL: https://yandex.ru/ turbo/hub.forklog.com/s/chto-takoe-blokchejn-orakuly-i-kakuyu-rol-oni-vypolnyayut/ (дата обр.: 03.10.2020)

33. Шаронин П.Н. Роль социальных медиа в экономике совместного потребления. // Медиаэко-номика 21 века. - 2017. - № 4. - С. 4-11.

34. Belikova K.M. Evolution of basic doctrines and principles of contract law in Europe. // Amazonia Investiga. Vol. 8 Vol. 8 Núm. 22 /septiembre - octubre 2019. Colombia Florencia, Ed. de la Universidad de la Amazonia. P. 173-182. URL: http://www.udla.edu.co/revis-tas/index.php/ amazonia-investiga/article/view/1637/2183 (дата обращения: 17/09/2019)

35. Belikova K.M. Evolution of basic doctrines and principles of contract law in Europe. // Amazonia Investiga. Vol. 8 Vol. 8 Núm. 22 /septiembre - octubre 2019. Colombia Florencia, Ed. de la Universidad de la Amazonia. P. 173-182. URL: http://www.udla.edu.co/revis-tas/index.php/ amazonia-investiga/article/view/1637/2183 (дата обращения: 17/09/2019)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Gavin Llewellyn. Social commerce trends in 2019. 13 Mar, 2019. URL: https://www.smartinsights.com/ecom-merce/social-commerce-trends-2019/ (дата обращения: 16.10.2020)

37. Jennifer Lueck. Friend-zone with benefits: The par-asocial advertising of Kim Kardashian. (2012) Journal of Marketing Communications 21 (2):1 -19. DOI: 10.1080/13527266.2012.726235 URL: https://www.re-searchgate.net/publication/271671231_Friend-zone_with_ benefits_The_parasocial_advertising_of_Kim_Kardashian (дата обращения: 17.10.2020)

38. Kim Kardashian West has been called a "toxic influence" for posting an advert promoting a dieting lollipop. // BBC News. 16 May 2018. URL: https://www.bbc.com/ news/newsbeat-44137700 (дата обращения: 17.10.2020)

39. Lam, Hugo K.S.; Yeung, Andy C.L.; Lo, Chris K.Y.; Cheng, T.C.E. (2019). "Should Firms Invest in Social Commerce? An Integrative Perspective". Information & Management. 56 (8): 103-164. doi:10.1016/j.im. 2019.04.007

26. Lam, Hugo K.S.; Yeung, Andy C.L.; Lo, Chris K.Y.; Cheng, T.C.E. (2019). "Should Firms Invest in Social Commerce? An Integrative Perspective". Information & Management. 56 (8): 103-164. doi:10.1016/j.im.2019. 04.007

27.Lazaroiu, George et al. "Consumers' Decision-Making Process on Social Commerce Platforms: Online Trust, Perceived Risk, and Purchase Intentions." Frontiers in psychology vol. 11 890. 15 May. 2020, doi:10.3389/ fpsyg.2020.00890

28. Legal aspects of Social Commerce you should know about. 7 февр. 2019 г. URL: https://www.linkedin.com/ pulse/legal-aspects-social-commerce-you-should-know-i-chu-chao (дата обращения: 19.10.202)

29. Materials and speech of General Director of AliExpress Russia Sergeev D. "E-commerce 2020: present and future" at the online conference on business, management and technology "Callday 2020", 14.10.2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=mNVMNTRueX8 &feature=youtu.be (accessed: 14.10.2020)

30. Materials and speech of Michael Ruckman (CEO, Senteo) "Leadership in the digital age" (in English) at the Moscow international forum of innovative development 2020 "Open Innovations", October 19-21, 2020. URL: https://openinnovations.ru/live/track/93 (accd: 19.10.2020)

31. Materials and speech of the CEO of Calltouch Av-deev A. "Сhallenge is accepted: how we survived and grew in 2020" at the online conference on business, management and technology "Callday 2020", 14.10.2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=mNVMNTRueX8 &feature=youtu.be (accessed: 14.10.2020)

32. Materials and speech of the Deputy General Director of the company "1 C-Bitrix" Kuleshov S. "If only IT specialists are survive? What we did in order not to lose productivity and help our customers." at the online conference on business, management and technology "Callday 2020", 14.10.2020. URL: https://www.youtube. com/watch?v= mNVMNTRueX8&feature=youtu.be (accd: 14.10.2020)

33. Materials of Online discussion #Sberkase: new formats in trade / Special project of SBER Pro and RBC Conferences, 08.10.2020. URL: https://sber.pro/events/sber-keis-novye-formaty-v-torgovle (accessed: 08.10.2020)

34. Nike has launched a subscription for children's sneakers. // Retailer. August 12, 2019. URL: https://retailer.ru/nike-zapustil-podpisku-na-detskie-krossovki/ (accessed: 19.10.2020)

35. Paperno E. L. Legal regulation of electronic commerce in Russia, Germany and the USA. PhD Thesis. -M., 2006. - 167 p.

36. Pasholok N. Introduction to social commerce. Part 1: what is social commerce? The diversity of views. URL: https://www.shopolog.ru/metodichka/other/vvedenie-v-socialnuyu-kommerciyu-chast-1-chto-takoe-socialnaya-kommerciya-mnogoobrazie-vzglyadov/ (accd: 15.10.2020)

37. Quality control service. URL: https://hc.cian.ru/hc/ ru/articles/360020906991 (accessed: 15.10.2020)

38. Sharonin P. N. The Role of social media in the economy of shared consumption. // Media Economics of the 21 st century. - 2017. - No. 4. - P. 4-11.

39. Social Commerce via Yahoo's Shoposphere. // The Guardian. Nov. 2005. URL: https://www.theguardian.com/ technology/blog/2005/nov/15/socialcommerce (дата обращения: 15.10.2020)

40. Läzäroiu, George et al. "Consumers' Decision-Making Process on Social Commerce Platforms: Online Trust, Perceived Risk, and Purchase Intentions." Frontiers in psychology vol. 11 890. 15 May. 2020, doi:10.3389/fpsyg.2020.00890

41. Legal aspects of Social Commerce you should know about. 7 февр. 2019 г. URL: https://www.linkedin.com/ pulse/legal-aspects-social-commerce-you-should-know-i-chu-chao (дата обращения: 19.10.202)

42. Social Commerce via Yahoo's Shoposphere. // The Guardian. Nov. 2005. URL: https://www.theguardian.com/ technology/blog/2005/nov/15/socialcommerce (дата обращения: 15.10.2020)

43. Social Commerce vs Social Advertising. URL: https://www.chirpify.com/social-commerce-vs-social-advertising/ (дата обращения: 15.10.2020)

44. Social Commerce vs Social Advertising. URL: https://www.chirpify.com/social-commerce-vs-social-advertising/ (дата обращения: 15.10.2020)

40. Social Commerce vs Social Advertising. URL: https://www.chirpify.com/social-commerce-vs-social-advertising/ (дата обращения: 15.10.2020)

41. Social Commerce vs Social Advertising. URL: https://www.chirpify.com/social-commerce-vs-social-advertising/ (дата обращения: 15.10.2020)

42. What are blockchain oracles and what role do they play? August 17, 2020. URL: https://yandex.ru/turbo/ hub.forklog.com/s/chto-takoe-blokchejn-orakuly-i-kakuyu-rol-oni-vypolnyayut/ (accessed: 03.10.2020)

43. Why Oksana Samoilova's brand is a failure? 5 October 2020. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/ 5f5fcce5a4e5ea54d7ca5cc5/pochemu-brend-oksany-samoilovoi--eto-proval-5f7a06548d3ae5589b15cc26 (accessed: 17.10.2020)

44. Why social Commerce is the future / Heads and Hands. Aug 5, 2020. URL: https://vc.ru/u/316910-heads-and-hands (date accessed: 13.10.20)

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 83,01 %

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Беликова Ксения Михайловна, д-р юрид. наук, профессор, проф. кафедры гражданского права и процесса и международного частного права ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». Author ID (РИНЦ): 497601, ORCID: 0000-0001-8068-1616. E-mail: BelikovaKsenia@yandex.ru

ABOUT THE AUTHOR

Belikova Ksenia Miohailovna, Dr Sci. (Law), professor, Professor of the Department of Civil Law and Proceedings and International Private Law, Law Institute of Law. Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). Author ID: 497601, ORCID: 0000-0001-8068-1616. Email: BelikovaKsenia@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.