Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО - СОВРЕМЕННАЯ УГРОЗА ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ'

ИНТЕРНЕТ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО - СОВРЕМЕННАЯ УГРОЗА ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ПУБЛИЧНАЯ ОФЕРТА / ОНЛАЙН-МАРКЕТИНГ / НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ РЕКЛАМА / КОНТРАФАКТНАЯ ПРОДУКЦИЯ / CONSUMER RIGHTS / SALES CONTRACT / E-COMMERCE / PUBLIC OFFER / ONLINE MARKETING / UNFAIR ADVERTISING / COUNTERFEIT PRODUCTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Төлегенов Санат Орынбасарұлы

Статья посвящена проблеме нарушений прав потребителей в онлайн договорах купли-продажи (через глобальную сеть Интернет). Автором предпринята попытка раскрыть элементы системы данных нарушений посредством анализа правовых актов, регулирующих права потребителей, а также сравнительно-правового анализа. В статье рассмотрены отдельные ситуации, с которыми сталкиваются потребители непосредственно в электронной коммерции. По итогам проведенного анализа автор предлагает ввести практику мониторинга и очищения отечественного интернет-пространства от недобросовестной рекламы и публичной оферты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET ENTREPRENEURSHIP IS A MODERN THREAT TO CONSUMERS

The article is devoted to the problem of violations of consumer rights in online sales contracts (via the global Internet). The author made an attempt to disclose the elements of the system of these violations through the analysis of legal acts regulating the rights of consumers, as well as comparative legal analysis. The article discusses individual situations that consumers face directly in e-commerce. Based on the results of the analysis, the author proposes to introduce the practice of monitoring and cleaning up the domestic Internet space from unfair advertising and public offer. In addition, the author suggests introducing a system of unconditional money back at the country's post offices.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО - СОВРЕМЕННАЯ УГРОЗА ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

за рубеж, инвестируя их в экономику других государств. В то же время, не менее 20 % населения России продолжают жить за чертою бедности. Безусловно, государство, в котором дисбаланс между малозначительной, капитализировавшейся частью общества и абсолютным большинством малоимущего населения многократно превышает пределы всякой разумной социальной допустимости, назвать демократическим, правовым, социальным, довольно сложно. К большому сожалению, среди тех, кто вырабатывает и определяет социальную политику государства, практически нет таких, кто соблюдал бы золотое правило православной культуры: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и

пророки.» [2(Матф.7:12)]., это правило должно лежать в основе принципа социальной справедливости при формирования правового социально справедливого государства и иного быть не должно.

Используемые литературные источники

1. Конституция РФ М.: «Юридическая литература» - 1993г.

2. Новый завет Господа нашего Иисуса Христа. Т.1. М.: Московский Сретенский монастырь; «Новая книга», 1997, 576 с.

3. Новый завет Господа нашего Иисуса Христа. Т.2. М.: Московский Сретенский монастырь; «Новая книга», 1996, 640 с.

ИНТЕРНЕТ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО - СОВРЕМЕННАЯ УГРОЗА ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Твлегенов Санат Орынбасарулы

Магистрант АО «КАЗГЮУ им. М. С. Нарикбаева»

Нур-Султан, Казахстан

INTERNET ENTREPRENEURSHIP IS A MODERN THREAT TO CONSUMERS

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме нарушений прав потребителей в онлайн договорах купли-продажи (через глобальную сеть Интернет). Автором предпринята попытка раскрыть элементы системы данных нарушений посредством анализа правовых актов, регулирующих права потребителей, а также сравнительно-правового анализа.

В статье рассмотрены отдельные ситуации, с которыми сталкиваются потребители непосредственно в электронной коммерции. По итогам проведенного анализа автор предлагает ввести практику мониторинга и очищения отечественного интернет-пространства от недобросовестной рекламы и публичной оферты.

ABSTARCT

The article is devoted to the problem of violations of consumer rights in online sales contracts (via the global Internet). The author made an attempt to disclose the elements of the system of these violations through the analysis of legal acts regulating the rights of consumers, as well as comparative legal analysis.

The article discusses individual situations that consumers face directly in e-commerce. Based on the results of the analysis, the author proposes to introduce the practice of monitoring and cleaning up the domestic Internet space from unfair advertising and public offer. In addition, the author suggests introducing a system of unconditional money back at the country's post offices.

Ключевые слова: права потребителей, договор купли-продажи, электронная коммерция, публичная оферта, онлайн-маркетинг, недобросовестная реклама, контрафактная продукция.

Key words: consumer rights, sales contract, e-commerce, public offer, online marketing, unfair advertising, counterfeit products.

Одна из наиболее распространенных разновидностей потребительских договоров -договор купли-продажи. В современном обществе, в условиях развития сети Интернет, особо актуальной стала проблема нарушений обязанностей продавцов в онлайн договорах купли-продажи товаров через Интернет-ресурсы.

На сегодняшний день мониторинг разных источников6 позволил выявить неоднократные нарушения в сделках, заключаемых через Интернет, в том числе нарушения в части предоставления недостоверной информации покупателям. Этому свидетельствуют

многократные жалобы граждан РК в общества

защиты прав потребителей и в правоохранительные органы. Кроме того, на разных Интернет-ресурсах, посвященных теме защиты прав потребителей, можно найти свидетельства в виде жалобных книг. Суть проблемы заключается в угрожающем количестве нарушений прав потребителей в РК посредством рекламы в Интернете, в социальных сетях, одним из основных факторов которых является доступная цена рекламируемых в Интернете товаров по сравнению с установленной рыночной стоимостью.

В послании Первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева от 5 октября 2018 года был озвучен вопрос о контроле качества товаров и

6 https://zhalobakz.com/id/54305

услуг7. Хотя этот вопрос можно трактовать, в большей степени, как контроль безопасности товаров и услуг, все же, актуальности проблемы, обозначенной в начале данной статьи, это не умоляет. Касательно данного «феномена» (назовем это «феноменом», так как проблема появилась сравнительно недавно), существуют определенные недостатки в механизме правового регулирования, что сказывается на сфере защиты прав потребителей.

Отношения в сфере защиты прав потребителей имеют богатую историю. Их возникновению в начале прошлого века поспособствовало желание общества бороться с недобросовестными торговцами. Тогда и начали создаваться лиги потребителей в западных странах. Их главной целью было контролирование деятельности продавцов и самих производителей, что давало некий импульс добросовестности в потребительских отношениях. Однако этих мер было недостаточно. Существовала необходимость регулирования данных отношений на государственном уровне, чему и посодействовал 35-ый президент Соединенных Штатов Америки, Джон Кеннеди, который предложил дополнительные законодательные и

административные меры в области защиты прав потребителей. Он предложил ввести 4 основных права потребителей:

1) Право на безопасность - потребители должны быть защищены от товаров, которые представляют опасность для их здоровья.

2) Право на получение информации - они должны быть защищены от мошенничества, неправдивой и вводящей в заблуждение информации, а также иметь доступ к фактам, с помощью которых можно сделать осознанный и правильный выбор.

3) Право на выбор - быть обеспеченным в доступе к вариации товаров и услуг по конкурентоспособным ценам.

4) Право быть выслушанным - быть уверенным, что интересы потребителей будут в полной мере и справедливо рассмотрены при выработке государственной политики8.

Эти нововведения правового регулирования в области защиты прав потребителей и поспособствовали дальнейшему развитию законотворчества данного института.

Каждый человек является потребителем, вне зависимости от пола, возраста или статуса, все мы являемся потребителями.

Потребитель - физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар (работу, услугу)

7 См. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 5 октября 2018 г.

8 См.: Российская юридическая энциклопедия / гл.

ред. А.Я. Сухарев, М.: ИД ИНФРА, 1999. С. 735-

736.

исключительно для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской

деятельностью9. Исходя из данного определения, необходимо отметить, что человек является потребителем лишь в том случае, если он приобрел товар для личных нужд. Иными словами, потребитель - физическое лицо, приобретающий товар для некоммерческих целей. В противовес потребителю, существует другой субъект рынка, то есть - продавец, т.е. физическое или юридическое лицо, выполняющее работу или оказывающее услугу по договору^0.

Итак, разобравшись, кто есть кто, мы можем перейти непосредственно к самим способам реализации товаров на рынке. Начнем с того, что существует два основных способа движения товаров:

1) Оптовая торговля - это вид реализации товаров, в котором оптовые торговцы закупаются у производителя большим объемом товара, для последующей реализации товара, разумеется, с небольшой накруткой цены.

2) Розничная торговля - собственно, тот будничный процесс, при котором потребители покупают нужный им товар в минимальном количестве в магазинах, на рынке и т.д. для личного пользования.

При этом, все чаще потребители сталкиваются с такой угрозой как реклама, точнее, с таким ее видом, как недостоверная реклама. С ней мы чаще всего сталкиваемся на интернет-площадке, и, собственно, она является краеугольным камнем анализируемой проблемы. Недостоверной рекламой называется реклама, в которой есть сведения, не соответствующие фактам о товарах (его свойствам, техническим характеристикам, цвету, модели, и т.д.) В основном на сайтах размещается публичная оферта, путем «красочной рекламы», и недостаточно просвещенные граждане, «становятся уязвимыми

потребителями», отправив уведомление об акцепте. В связи с этим, возникает вопрос: на сколько мы защищены от недостоверных реклам?

Законодательство нашей страны регулирует данные правонарушения. Так, например, в Законе РК «О защите прав потребителей» указаны основные принципы защиты прав потребителей. В частности там написано, что, защита прав потребителей осуществляется на основе принципов обеспечения защиты законных интересов потребителей в электронной коммерции не менее уровня защиты, предоставляемого в других формах торговли11.

9 См. п.15 ст. 1 закона РК «О защите прав потребителей»

10 См. п.3 ст.1 закона РК «О защите прав потребителей»

11 См. п. 4-1 ст.2-1 Закона РК «О защите прав потребителей»

В ст. 7 Закона РК «О защите прав потребителей» указаны основные права потребителей, такие как:

1)свободное заключение договоров на приобретение товаров;

2)просвещение в сфере защиты прав потребителей;

3)получение информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе);

4)приобретение безопасного товара (работы, услуги);

5)свободный выбор товара (работы, услуги);

6)надлежащее качество товара (работы, услуги);

7)обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества;

8)возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги);

9)получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги);

10)предъявление претензии к инициатору (организатору) игр по качеству товара (работы, услуги), переданного (выполненного, оказанного) в виде выигрыша;

11)создание общественных объединений потребителей;

12)возмещение морального вреда;

13)защиту прав законных интересов;

14)осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

Однако, как показывает правоприменительная практика, все указанные права не всегда эффективны в области защиты прав потребителей в электронной торговли, потому как применяемые санкции в отношении недобросовестных продавцов, не становятся в дальнейшем останавливающим фактором для

правонарушителей.

Данные правонарушения не прекращаются и по сей день. По итогам электронного исследования и мониторинга, на сегодняшний день с начала 2019 года появилось множество юридических лиц, позиционирующих свои корпорации как ООО и ИП, которые реализуют контрафактную продукцию. Отсюда вытекает угроза общественного резонанса, так как обманутые потребители обвиняют не только данные организации, но и почтовые отделы. На сегодняшний день существует немало предприятий, заработавшие себе репутацию "искусных специалистов" в области реализации контрафактных продукций12, чему опять же

12 Контрафакт (англ. counterfeit «подделка») — новый продукт, созданный на основе существующего оригинала с нарушением интеллектуальных прав; фальсифицированные

свидетельствуют статистка, приведенная в Казахстанской жалобной книге. Также, возвращаясь к статистике, и точно так же возвращаясь к почтовому обслуживанию, стоит отметить, что количество жалоб в отношении к АО "Казпочта" на сегодняшний день составляет 6489 писем, что несомненно обусловлено активностью предпринимательской деятельности

вышеуказанных организаций. То есть, этими правонарушениями они наносят ущерб репутации АО "Казпочта". Таким образом, появляется необходимость создания какого-то механизма правового регулирования недостоверной рекламы.

Другая проблема в сфере электронной коммерции - недобросовестное исполнение обязательств со стороны продавцов в посылочной торговле. В условиях современного рынка, появилась потребность в таком способе движения товаров, как посылочная торговля. Появилась она из-за отсутствия желания или времени у людей на поход в магазин. Как пишет С.Ю. Шамсутдинова «При посылочной торговле можно приобрести любой товар, но по цене немного выше, потому что стоимость товара включает услуги пересылки. При этом вы не застрахованы от различного рода мошенничества как с качеством товара, так и с возможностью реального приобретения товара, так как система предусматривает предоплату стоимости товаров. Также от момента заявки на тот или иной товар до реального приобретения проходит определенное время. Трудно будет защитить права потребителя в том случае, если он получит некачественный товар, так как торговля через телемагазины (в нашем случае через интернет-магазины) осуществляется непосредственно не самим распространителем, а как правило, через рекламных агентов. В нашей стране еще не сложилась система безусловного возврата денег за некачественный товар, что так характерно для ряда западных стран. Очень важным остается и то обстоятельство, что в ряде случаев с оформлением заказа требуется 100 процентная предоплата, но нет гарантии, что ваш заказ дойдет до адресата и не потеряется в дороге». Исходя из статистики сайта «Казахстанская жалобная книга», на сегодняшний день подано 3090 жалоб от посетителей на услуги в области торговли, что дает подтверждение вышенаписанным словам. В данном случае проблема заключается в нарушении прав потребителей в договорах купли-продажи в интернете, так как трудно юридически доказать потребителю что по условиям заключенного договора были другие условия. В этом и есть основная проблема в данных договорах. Для решения данной проблемы, предлагаем ввести право предварительного осмотра товара в закон о

потребительские товары. Виды контрафакта: Использование чужого логотипа или настолько похожего, что их легко перепутать.

почте РК. Благодаря данному нововведению, можно пресечь все эти правонарушения.

28 февраля 2019 года был проведён круглый стол ЕАЭС на тему «Защита прав потребителей в эпоху умных устройств», где были рассмотрены такие вопросы как:

1)Выгоды и риски для потребителей, связанные с использованием новейших технологий и их учет при формировании государственной политики в сфере правового регулирования в странах-участниках ЕАЭС.

2)Внедрение института уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг и его эффективность при разрешении потребительских споров, в том числе возникающих при заключении договоров в электронной форме.

Также в ходе круглого стола, было отмечено что, государствами - членами ЕАЭС проводится активная системная работа по выстраиванию эффективной экономики и созданию условий для развития электронной торговли. Таким образом, данным подходом страны - участники ЕАЭС планируют обезопасить союз от недобросовестных предпринимателей13.

Существует иной способ пресечения данных правонарушений в электронной коммерции. В частности, 16 марта 2015 года, на выступлении в Брюсселе в честь Всемирного дня потребителей, Вера Журова, Еврокомиссар по вопросам юстиции, потребителей и гендерного равноправия, заявила, что по итогам исследования, были выявлены такие проблемы как, уязвимость потребителей в интернет-маркетинге. Вместе с тем она отметила, что так называемые "чистки" недобросовестных интернет-магазинов будут продолжены. Благодаря этим "зачисткам", по словам Веры Журовой, они будут выявлять и устранять незаконные и мошеннические действия в онлайн-продажах. Эти меры уже помогли очистить интернет-пространство от большинства девиантных сайтов в области электронной коммерции.

Также, в 1999 году впервые были опубликованы рекомендации ОЭСР по защите прав потребителей в электронной коммерции. Помимо этого, были разработаны Принципы защиты прав потребителей в электронной коммерции, которые можно было бы имплементировать в законодательство РК:

1.Информационное обеспечение потребителей об и правах и методах защиты;

2.Определение задач безопасности

персональных данных потребителей;

3.Предоставление возможностей альтернативных способов разрешения споров;

4.Введение реестра недобросовестных продавцов;

^Разработка и реализация мер по пресечению продажи контрафактных продукций14.

Подводя итог, для решения проблем в сфере потребительских отношений в области онлайн-покупок, мы предлагаем следующее:

1) Ввести систему безусловного возврата денег за некачественный товар на этапе осмотра товара в почтовом отделении.

2) Применить Европейскую практику очистки отечественного интернет-пространства от недобросовестных ссылок, сайтов, рекламы и публичной оферты.

3) Имплементировать Принципы защиты прав потребителей ОЭСР в законодательство РК.

ЛИТЕРАТУРА

Российская юридическая энциклопедия / гл. ред. А.Я. Сухарев, М.: ИД ИНФРА, 1999. С. 735736.

Шамсутдинова С.Ю. Основы потребительских знаний - Алматы: "Бшм" Фонд Сорос - Казахстан, 1999. - 152 с.

Макаров Ю.Я. Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству: учебно-практ. пособие. - М. : ТК Велби, 2008. - 368 стр.

Putting the consumer at the Centre: More freedom, more rights, more choice [Электронный ресурс] -Режим доступа - URL:

https://www.eesc.europa.eu/resources/docs/commissio ner-jourova.pdf (дата обращения: 3.12.2019)

Потребителю о его правах: Учебное издание (часть 2). Сост.: Андреев А.В., Шевченко Я.О.; Алматы. СП "ПРОМ".

Макаров Ю.Я. Доказательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей: учеб. пособие. - М. : Проспект, 2010. - 192 с.

Методика судебного разбирательства по гражданским делам: учебное пособие. - Алматы: Налоговый эксперт, 2012. - 280с.

Резолюция круглого стола «Защита потребителя в эпоху умных устройств» [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http ://www. eurasiancommission. org/ru/act/texnreg/de psanmer/consumer_rights/Documents/%D0%A0%D0 %B5%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%8

13 Резолюция круглого стола «Защита потребителя в эпоху умных устройств» [Электронный ресурс] -Режим доступа - URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/de psanmer/consumer_rights/Documents/%D0%A0%D0 %B5%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%8 6%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D0%BB%D1%8F %20%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B0 .pdf (дата обращения: 19.12.2019)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 https://www.ictsd.org/bridges-news/%D0%BC%D0%BE%D 1%81%D1%82%D1%8

B/news/%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D

1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%

B0%D1%8F-

%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%

D1%80%D1%86%D0%B8%D1%8F-

%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D

0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B-

%D0%BE%D1%8D%D1%81%D1%80-%D0%B8-

%D0%BE%D0%BF%D1 %8B%D1%82-

%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD

6%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D0%BB%D1%8F %20%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B0 .pdf (дата обращения: 19.12.2019)

А.И. Савельев Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование, 2016 Издательство «Статут», редподготовка, оформление, 2016

Официальный сайт Национальной лиги потребителей URL:

http://www.potrebitel.kz/zaxhita_potrebitelei/obraxhe niya_grazhdan/ (дата обращения: 19.12.2019) REFERENCES

Rossuskaia iyridicheskaia entsiklopediia / gl. red. A.Ia. Syharev, M.: ID INFRA, 1999. S. 735-736.

Shamsytdinova S.Iy. Osnovy potrebitelskih znanii - Almaty: "Bilim" Fond Soros - Kazahstan, 1999. - 152 s.

Makarov Iy.Ia. Podgotovka grajdanskih del k sydebnomy razbiratelstvy: ychebno-prakt. posobie. -M. : TK Velbi, 2008. - 368 str.

Putting the consumer at the Centre: More freedom, more rights, more choice [Elektronnyi resyrs] - Rejim dostypa - URL:

https://www.eesc.europa.eu/resources/docs/commissio ner-jourova.pdf (data obraeniia: 3.12.2019)

Potrebiteliy o ego pravah: Ychebnoe lzdanie (chast 2). Sost.: Andreev A.V., Shevchenko Ia.O.; Almaty. SP "PROM".

Makarov Iy.Ia. Dokazatelstva pri rassmotrenii del o zaite prav potrebitelei: ycheb. posobie. - M. : Prospekt, 2010. - 192 s.

Metodika sydebnogo razbiratelstva po grajdanskim delam: ychebnoe posobie. - Almaty: Nalogovyi ekspert, 2012. - 280s.

Rezoliytsiia kryglogo stola «Zaita potrebitelia v epohy ymnyh ystroistv» [Elektronnyi resyrs] - Rejim dostypa - URL:

http ://www. eurasiancommission. org/ru/act/texnreg/de psanmer/consumer_rights/Documents/%D0%A0%D0 %B5%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%8 6%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D0%BB%D1%8F %20%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B0 .pdf (data obraeniia: 19.12.2019)

A.I. Savelev Elektronnaia kommertsiia v Rossii i za rybejom: pravovoe regylirovanie, 2016 Izdatelstvo «Statyt», redpodgotovka, oformlenie, 2016

Ofitsialnyi sait Natsionalnoi ligi potrebitelei URL: http://www.potrebitel.kz/zaxhita_potrebitelei/obraxhe niya_grazhdan/ (data obraeniia: 19.12.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.