Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЛОГОСФЕРЫ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЛОГОСФЕРЫ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
107
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГОСФЕРА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЛОГОСФЕРЫ / БЛОГ / БЛОГЕР / АГЕНТЫ ВЛИЯНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зеленова Елена Викторовна, Гусарова Марина Евгеньевна

Статья посвящена анализу правового регулирования блогосферы в РФ. Дано определение блогосферы и блогера. Проведен анализ законодательства, регулирующего данные понятия. Предпринята попытка определения причины несостоятельности данного закона. Намечены перспективы дальнейшего распространения блогерства как социального явления и формирования соответствующего социального института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE BLOGOSPHERE: EXPERIENCE AND PROSPECTS

The article is devoted to the analysis of the legal regulation of the blogosphere in the Russian Federation. The definition of the blogosphere and the blogger is given. The analysis of the legislation regulating these concepts is carried out. An attempt is made to determine the reasons for the insolvency of this law. The prospects for the further spread of blogging as a social phenomenon and the formation of an appropriate social institution are outlined.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЛОГОСФЕРЫ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_6_193 УДК 34.03

П РАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЛОГОСФЕРЫ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ Legal regulation of the blogosphere: experience and prospects

ЗЕЛЕНОВА Елена Викторовна,

старший преподаватель кафедры права и массовых коммуникаций Муромского института (филиала)

ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых». 602264, Россия, Владимирская обл., г. Муром, ул. Орловская, 23. E-mail: zelenova_ev@mail.ru,

ГУСАРОВА Марина Евгеньевна,

кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой права и массовых коммуникаций Муромского института (филиала) ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых». 602264, Россия, Владимирская обл., г. Муром, ул. Орловская, 23. E-mail: gusarova.m@mail.ru;

Zelenova Elena Victorovna,

Candidate of History, Associate Professor, Head Department of law and mass communications of Murom Institute of Vladimir State University 602264, Vladimir region, Murom, Orlovskaya St., 23. E-mail: zelenova_ev@mail.ru, gusarova.m@mail.ru;

Gusarova Marina Evgenevna,

Candidate of History, Associate Professor, Head Department of law and mass communications of Murom Institute of Vladimir State University 602264, Vladimir region, Murom, Orlovskaya St., 23, E-mail: gusarova.m@mail.ru

Краткая аннотация. Статья посвящена анализу правового регулирования блогосферы в РФ. Дано определение блогосферы и блогера. Проведен анализ законодательства, регулирующего данные понятия. Предпринята попытка определения причины несостоятельности данного закона. Намечены перспективы дальнейшего распространения блогерства как социального явления и формирования соответствующего социального института.

Abstract. The article is devoted to the analysis of the legal regulation of the blogosphere in the Russian Federation. The definition of the blogosphere and the blogger is given. The analysis of the legislation regulating these concepts is carried out. An attempt is made to determine the reasons for the insolvency of this law. The prospects for the further spread of blogging as a social phenomenon and the formation of an appropriate social institution are outlined.

Ключевые слова: блогосфера, правовое регулирование блогосферы, блог, блогер, агенты влияния.

Keywords: blogosphere, legal regulation of the blogosphere, blog, blogger, agents of influence.

Дата направления статьи в редакцию: 25.03.2021

Дата публикации: 30.06.2021

Россия, как и другие ведущие государства мира, вступила в эпоху информатизации, что было подтверждено хартией Глобального информационного общества, принятой в 2000 году. Информационные технологии все более воздействуют на образ жизни людей, на их образование, работу, коснувшись практически всех сфер жизнедеятельности. Тем самым увеличились возможности реализации способностей человека, использования знаний и идей. Повсеместное применение информационных технологий должно обеспечить «устойчивый экономический рост, повысить общественное благосостояние, стимулировать социальное согласие и полную реализацию их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления, прав человека, развития культурного многообразия и укрепления международного мира и стабильности» [2].

Сфера общения не стала исключением. Большинство социальных контактов современного человека перешло из реального в виртуальное пространство. Согласно исследованиям Hootsuite и We Are Social, среднестатистический человек проводит более четверти своей жизни в интернете. В частности, среднестатистический россиянин тратит на него 6 часов 29 минут в день. Половина этого времени приходится на мобильные устройства. Иными словами, каждый человек проводит в глобальной сети более 100 дней в год [8]. В связи с этим появился новый термин, обозначающий виртуальное коммуникативное пространство — блогосфера. По мнению И.В. Приваловой, современная блогосфера представляет собой совокупность социальных сетей - социальных групп, осуществляющих виртуальное общение [5, с.26].

Как и любая сфера, в которой осуществляется общение и взаимодействие людей, она так или иначе регулируется формальным или неформальным социальным институтом. В связи с этим целью исследования, представленного в данной статье, является изучение правового регулирования блогосферы в России. Для этого необходимо решить следующие задачи: дать определение блогосфере и блогеру, изучить действие закона, регулирующего данные понятия, определить причины его отмены, а также наметить перспективы дальнейшего распространения такого социального явления как блогерство.

Проблема исследования заключается в том, что, с одной стороны, интернет-пространство все больше заменяет собой реальное пространство взаимодействия населения нашей страны и расширяет влияние блогосферы, с другой стороны, попытки формализации данного социального института не приносят ожидаемых результатов.

Объектом исследования является социальный институт блогосферы, предмет - правовое регулирование деятельности блогеров.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 6(198)

Первоначально то, что сегодня называется блогом, определялись как личная интернет-страница, онлайн-дневник, веб-блог, указывая на то, что автор высказывает свои мысли, описывает какие-то события и проч. в первую очередь для себя, но в публичном пространстве, то есть, предполагая наличие читателей. Сегодня под термином блог понимается личный дневник, представленный в сети интернет на публичное обозрение [3, с. 20]. Необходимо отметить, что чтение блогов стало популярным средством получения и распространения новостей, обмена мнениями по различным вопросам, развлечением. Блогером может стать любой человек, независимо от пола, возраста, образования и других социокультурных статусов. Более того, блогером может стать даже давно умерший человек. Так, например, в Инстаграме «оживили» историю 13-летней венгерской еврейки Евы Хейман, которая погибла в концентрационном лагере Освенцим в 1944 году. На основании дневников рассказывалась история ее жизни, как если бы у нее в те годы была возможность это сделать самой.

Популярность видеоблогинга, начавшаяся в 2007 г. в России с официального запуска видеохостинга <^оиТиЬе», положило начало массовому распространению абсолютно нового феномена в мире средств массовой информации - видеоблогинга. За более десятилетнее существование охват аудитории существенно превысил аудиторию самого массового СМИ - телевидения. По данным ВЦИОМ 58% опрошенных пользуются <^оиТиЬе», причем, подавляющее большинство (90%) - респонденты до 34 лет [9].

Сегодня блог является эффективным и удобным инструментом для распространения информации, формирования общественного мнения, моделей поведения, установок и мотивов. Так как у каждого блогера подписчики формируются на основании интереса к контенту, его подаче, а также личной симпатии к автору блога, то возникает эффект ореола и большая часть информации, почерпнутой из блога, воспринимается на высоком уровне доверия. Таким образом, блогеры выступают как эксперты и лидеры мнений. При этом, как показывает практика, мало кто из них действительно заслуживают этого доверия, так как, высказываясь по любому вопросу, они могут не владеть достоверной информацией, а просто пересказывать то, что сами узнали из таких же недостоверных источников. Более того, блогеры, высказывающие крайние взгляды, могут намеренно или нет способствовать призывам к экстремизму, насилию, суициду, пропагандировать различные незаконные формы деятельности, тем самым формируя «снежный ком» деструктивной информации.

В связи с этим желание властей взять под контроль данную сферу распространения информации вполне объяснимо. Для этого неоднократно предпринимались попытки правового регулирования блогосферы. Так, в 2008 году Совет Федерации предложил приравнять к СМИ все интернет-ресурсы с посещаемостью более 1000 человек в день. Однако лишь в 2014 году были внесены изменения в законодательство [1], в котором лицо, имеющее более 3000 читателей в день, приравнивается к СМИ и обязано соблюдать ряд требований, наложенных данным законом. А именно, проверять достоверность информации до ее размещения на своей странице, а также незамедлительно удалять в случае ее недостоверности. Кроме того, не допускать распространение информации о частной жизни, экстремистского характера и другие ограничения, действующие для СМИ.

В свою очередь, Роскомнадзор обязан вести реестр блогеров. Таким образом, определив правовой статус блогера, закон определяет и само понятие: блогер - владелец сайта и (или) страниц сайта в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети «Интернет».

То есть блогер - это владелец интернет-сайта, в котором он может себя проявить как гражданский журналист. Термин гражданская журналистика стал все чаще использоваться как определяющий деятельность любителей, развернувшуюся в интернете, то есть как синоним блогера, в то время как изначально он обозначал журналистику, направленную на развитие общественного участия и гражданской активности [7].

Вступление в действие данного закона вызвало неоднозначную реакцию со стороны самих блогеров, которые посчитали его ограничивающим конституционное право на свободу слова. С одной стороны блогер - публичная личность, оказывающая влияние на своих подписчиков -массы, должен нести как нравственную, так и юридическую ответственность за вектор данного влияния. С другой стороны, блогерство- это творчество, человек прибегает к этому инструменту для самовыражения и поэтому любые ограничения воспринимает скорее негативно, чем конструктивно. В связи с этим многие блогеры высказывали свое неодобрение, считая, что процесс самовыражения, как элемент свободы демократического общества, не может быть ограничен какими-то дополнительными рамками, кроме как конституционными правами и обязанностями граждан РФ.

Справедливости ради стоит заметить, что данный закон не в полной мере отождествляет блог со средством массовой информации и запрещает распространение порнографических материалов, а также материалов, содержащих сведения о частной жизни лиц без их согласия, публичные призывы к экстремизму и терроризму, а также ограничивает распространение заведомо ложной, непроверенной информации. Трудности реализации данного закона заключаются в технических сложностях оценки посещаемости интернет-ресурсов, так как статистика посещаемости, чаще всего - закрытая информация. Однако, она может быть доступной для получения государственными органами от хостингов, зарегистрированными в РФ, но это невозможно в отношении интернет-ресурсов, размещенных за границей.

Кроме того, имеются трудности разделения юрисдикции, применяемой к блогерам, которые не позволили решить проблему «расслоения» в отношении содержания (контента) и способа адресации сайта. Так, сам блог может физически находиться на территории одного государства, а домен (адрес сайта) - на территории другого, тем самым не позволяя разделить вопросы их правового регулирования. В связи с стремительно увеличивающимся числом потенциальных блогеров возникли существенные трудности осуществления контроля за их надлежащим исполнением обязанностей как представителей СМИ.

В силу перечисленных выше причин Роскомнадзор 01.08.2017 г. прекратил вести реестр блогеров, так как Федеральный закон № 276 от 29 июля 2017 г. признал утратившими силу положения, регулировавшие деятельность блогера - статью 10.2. «Особенности распространения

блогером общедоступной информации» из ФЗ № 97 от 4 мая 2014 г., другими словами, «Закон о блогерах» утратил силу.

Однако проблема регулирования интернет-пространства остается. Именно с этой целью была предпринята очередная попытка контроля лидеров мнений интернет-сообщества. Инициатива по созданию так называемого «совета блогеров» при молодежном парламенте Государственной Думы РФ в 2017 г. не нашла реального воплощения из-за отсутствия четкого механизма действия данного инструмента, а также четко поставленных целей его воздействия. Поэтому проблема формализованного контроля блогосферы по-прежнему актуальна.

За последнее десятилетие общество стремительно приобретает признаки информационного типа. Это связано не просто с проникновением информационных технологий во все сферы жизнедеятельности, но и активного их использования населением для удовлетворения своих потребностей. Появился термин «электронный гражданин», который использует интернет не только для поиска нужной информации и общения в различных сообществах, но и для активного участия в производстве и перераспределении материальных благ, а также принимает участие в политической жизни страны [6, с. 69]. Способствуют этому порталы «Электронное правительство», «Госуслуги» и другие. Термин «электронный гражданин», как и любой другой, определяемый в правовом поле, основывается на взаимных правах и обязанностях гражданина и государства.

Интернет становится способом осуществления политических, экономических и социальных прав граждан, тем самым включает пользователя в различные формы общения, воздействует на способность участия граждан в политике, общественной жизни, а также влияет на равенство возможностей на рынке труда. В связи с этим необходимо говорить о социальном институте электронного гражданства. Формализация данного института поможет регулировать взаимоотношения всех участников интернет-пространства, в том числе и блогеров. В связи с этим необходимо формировать новый тип гражданина - «электронного гражданина», в том числе с помощью образования. С этой целью в професси о-нальном образовательном сообществе предлагается начать подготовку собственной генерации блогеров как из числа персонала сетевого колледжа, так и из числа студентов-лидеров сетевых образовательных сообществ [4, с.52]. Все это будет способствовать формированию профессиональной культуры лидерства в условиях становления цифровой экономикис.

Библиогра фия:

1. «Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» от 05.05.2014 N 97-ФЗ. Консультант+ (дата обращения 12.01.2021 г.).

2. Окинавская хартия Глобального информационного общества. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/3170 (дата обращения 12.12.2020 г.).

3. Мухачев С.В. Особенности правового регулирования блогосферы // Вестник Уральского юридического института МВД России, 2015, № 1. С.20-23.

4. Никитин М. В. О стратегии подготовки блогеров сетевого профессионального образования в СПО: миссия, ценности, программы // Профессиональное образование и рынок труда. - 2017. - № 4. - С. 52-57.

5. Привалова И.В. Деиндивидуализация сообщений в блогосфере // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. Том 39, № 1. 2020. С.25-35.

6. Пырма Р.В. Политические грани цифрового гражданства // Власть. 2019. № 4. С. 69-78.

7. Хлебникова, Н.В. Гражданская журналистика: к истории становления термина [Электронный ресурс] / Н.В. Хлебникова // Медиаскоп. - 2011. - № 3. - Режим доступа: http://mediascope.ru/ node/896 (дата обращения 12.02.2021 г.).

8. Digital 2019: Люди проводят более четверти жизни в интернете. Режим доступа: https://www.digger.ru/news/digital-2019-lyudi-provodyat-bolee-chetverti-zhizni-v-internete (дата обращения 12.01.2021 г.).

9. YouTube - телевидение XXI века. Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/youtube-televidenie-xxi-veka (дата обращения 25.02.2021 г.).

References (transliterated):

1. «Federal'nyj zakon «О vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii po voprosam uporyadocheniya obmena informaciej s ispol'zovaniem informacionno-telekommunikacionnyh setej» ot 05.05.2014 N 97-FZ. Konsul'tant+ (data obrashcheniya 12.01.2021 g.).

2. Okinavskaya hartiya Global'nogo informacionnogo obshchestva. Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/supplement/3170 (data obrashcheniya 12.12.2020 g.).

3. Muhachev S.V. Osobennosti pravovogo regulirovaniya blogosfery // Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii, 2015, № 1. S.20-23.

4. Nikitin M. V. O strategii podgotovki blogerov setevogo professional'nogo obrazovaniya v SPO: missiya, cennosti, programmy // Professional'noe ob-razovanie i rynok truda. - 2017. - № 4. - S. 52-57.

5. Privalova I.V. Deindividualizaciya soobshchenij v blogosfere // Voprosy zhurnalistiki, pedagogiki, yazykoznaniya. Tom 39, № 1. 2020. S.25-35.

6. Pyrma R.V. Politicheskie grani cifrovogo grazhdanstva // Vlast'. 2019. № 4. S. 69-78.

7. Hlebnikova, N.V. Grazhdanskaya zhurnalistika: k istorii stanovleniya termina [Elektronnyj resurs] / N.V. Hlebnikova // Mediaskop. - 2011. - № 3. - Rezhim dostupa: http://mediascope.ru/ node/896 (data obrashcheniya 12.02.2021 g.).

8. Digital 2019: Lyudi provodyat bolee chetverti zhizni v internete. Rezhim dostupa: https://www.digger.ru/news/digital-2019-lyudi-provodyat-bolee-chetverti-zhizni-v-internete (data obrashcheniya 12.01.2021 g.).

9. YouTube - televidenie XXI veka. Rezhim dostupa: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/youtube-televidenie-xxi-veka (data obrashcheniya 25.02.2021 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.