Научная статья на тему 'КИНООБЗОРЫ НА YOUTUBE КАК ФОРМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ИНТЕРЕСА К КИНО'

КИНООБЗОРЫ НА YOUTUBE КАК ФОРМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ИНТЕРЕСА К КИНО Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
939
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГОСФЕРА / СЕТЕВАЯ КУЛЬТУРА / КИНООБЗОРЫ / КУЛЬТУРНЫЙ ИНТЕРЕС / ВИДЕОБЛОГИНГ / КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ВИРТУАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / YOUTUBE / BLOGOSPHERE / NETWORK CULTURE / RADIO VERITE / CULTURAL INTEREST / VIDEOBLOGGING / CULTURAL COMMUNICATION / VIRTUAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Белобров Константин Васильевич

В статье уточняются понятия культурного интереса и блогосферы как пространства культурной коммуникации. Автор утверждает, что, благодаря появлению новых культурных явлений, таких как кинообзоры на платформе YouTube, происходит движение культурных интересов, их трансформация. Понимание культурного интереса как организующего начала блогосферы рассматривается на материале блогов, посвященных кино и кинообзорам. Отдельно анализируется появление и развитие видео-блогинга как культурного явления. В работе рассмотрены теории, посвященные динамике культурного интереса, его эволюции в российской культурной жизни в последние годы, анализируется феномен отрицательного влияния кинообзоров YouTube на культурный интерес к обозреваемым картинам. Изучены наиболее устойчивые формы блоговой киноаналитики и их связь с современной социокультурной ситуацией. Автором выделяются наиболее важные компоненты, характеризующие интерес к театру и кино в определении понятий ценности и культурного интереса, обосновываются причины изменения культурного мировоззрения через блогосферу, исследуются основополагающие условия данного явления. Статья также посвящена созданию и анализу условной категоризации участников блоговой коммуникации, изучению культурного интереса в целом и в частности к театру и кинематографу внутри блогосферы и сети Интернет. В научной работе представлены исследования и выводы о категориях реципиентов и авторов блогов, изучены конкретные примеры театральных и киноблогов. Сделаны заключения и выводы по результатам работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Белобров Константин Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOVIE REVIEWS ON YOUTUBE AS A REPRESENTATION OF MOVIE INTEREST

The article clarifies concepts of cultural interest and blogosphere as a space of cultural communication. The author claims that, thanks to the emergence of new cultural phenomena, such as film reviews on the YouTube platform, there is a movement of cultural interests, their transformation. Understanding the cultural interest as the organizing principle of the blogosphere consideres the material of blogs devoted to cinema and film reviews. A separate analysis is made on presence and development of video blogging as a cultural phenomenon. The work considers theories on dynamics of cultural interest, its evolution in Russian cultural life in recent years, analyzes the phenomenon of a negative impact of YouTube movie reviews on cultural interest in the observed material. The most stable forms of blog cinema analytics and their relationship with the current sociocultural situation are studied. The author identifies the most important components characterizing the interest in theater and cinema in defining the concept of value and cultural interest, substantiates the reasons for changing the cultural worldview through the blogosphere and explores the fundamental conditions of this phenomenon. The article is devoted to creation and study of conditional categorization of blog communication participants, to study of cultural interest in general and, in particular, to theater and cinema within blogosphere and the Internet. The scientific work presents studies and conclusions about the categories of recipients and authors of blogs, studied specific examples of theater and film blogs. Conclusions are made based on the results of the work.

Текст научной работы на тему «КИНООБЗОРЫ НА YOUTUBE КАК ФОРМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ИНТЕРЕСА К КИНО»

References

1. Katalog avtorov na portale "Baza dannykh "Avtorskaya pesnya" [The catalog of authors on the portal Database "Author's song"]. (In Russ.). Available at: http://bard.ru/html/tr/trPushkin_yjach..htm (accessed 04.11.2019).

2. Kennely T. Spisok Shindlera [Schindler's list]. Moscow, EXMO Publ., 2016, 8 p. (In Russ.).

3. Korte Gelmut. Vvedenie v sistemnyy kinoanaliz [Introduction to system film analysis]. Moscow, Higher school of economics Publ., 2020. 247 p. (In Russ.).

4. Lotman Y.M. O probleme znacheniy vo vtorichnykh modeliruyushchikh sistemakh [On the problem of values in secondary modtling systems]. Tartu, Tartu University Publ., 1965. 181 p. (In Russ.).

5. "Novaya gazeta vo Vladivostoke" [The new newspaper in Vladivostok], 2010, № 53. (In Russ.). Available at: https:// novayagazeta-vlad.ru/53/istoriya/ordenprochnogokorpusa (accessed 4.02.2020).

6. Razlogov K.E. Iskusstvo ekrana: ot sinematografa do Interneta [Screen art from cinema to the internet]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2010. 287 p. (In Russ.).

7. Sorokazherdyev V.V. Oni srazhalis' v Zapolyarye: Geroi Sovetskogo Soyuza, 1939-1945: boevye biografii [They fought in the Arctic: heroes of the Soviet Union 1939-1945: combat biographes]. Murmansk, Knizhnoe izdatel'stvo Publ., 2007. 30 p. (In Russ.).

8. Starikov V.G. Vikipediya - svobodnaya entsiklopediya [Wikipedia the free encyclopedia]. (In Russ.). Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Starikov,_Valentin_Georgievich (accessed 04.01.2020).

9. Topolaga E. Ukhodyat na flot leytenanty [Go to the Navy lieutenants]. (In Russ.). Available at: https://www.youtube. com/watch?v=dVauKxNlx4M (accessed 29.10.2019).

10. Turbov R. Orden prochnogo korpusa [Order of the strong corps]. (In Russ.). Available at: https://ok.ru/ video/892550711816 (accessed 29.10.2019).

11. Hrenov N.A. Retsenziya na knigu: Razlogov K.E. Iskusstvo ekrana... [The book review: Razlogov K.E. The art of the screen.]. Kul'turologicheskiy zhurnal [Culturalmagazine], 2010, no. 1, pp. 49-53. (In Russ.).

12. Yriy Vizbor. Kak khochetsya prozhit' eshche sto let [Yuri Vizbor. How iwant to live another hundred years]. (In Russ.). Available at: http://vizboroved.ru/zadraeny-verxnie-lyuki/ (accessed 04.01.2020).

13. Eko Umberto. Otsutstvuyushchaya struktura: Vvedenie v semiologiyu [The missing structure: an introduction to semiology]. St. Petersburg, Simpozium Publ., 2006. 517 p. (In Russ.).

УДК 008

КИНООБЗОРЫ НА YOUTUBE КАК ФОРМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ИНТЕРЕСА К КИНО

Белобров Константин Васильевич, аспирант кафедры культурологии, Московский государственный институт культуры (г. Москва, РФ). E-mail: [email protected]

В статье уточняются понятия культурного интереса и блогосферы как пространства культурной коммуникации. Автор утверждает, что, благодаря появлению новых культурных явлений, таких как кинообзоры на платформе YouTube, происходит движение культурных интересов, их трансформация. Понимание культурного интереса как организующего начала блогосферы рассматривается на материале блогов, посвященных кино и кинообзорам. Отдельно анализируется появление и развитие видео-блогинга как культурного явления. В работе рассмотрены теории, посвященные динамике культурного интереса, его эволюции в российской культурной жизни в последние годы, анализируется феномен отрицательного влияния кинообзоров YouTube на культурный интерес к обозреваемым картинам. Изучены наиболее устойчивые формы блоговой киноаналитики и их связь с современной социокультурной ситуацией. Автором выделяются наиболее важные компоненты, характеризующие интерес к театру и кино в определении понятий ценности и культурного интереса, обосновываются причины изменения культурного мировоззрения через блогосферу, исследуются основополагающие условия данного явления. Статья также посвящена созданию и анализу условной категоризации участников блоговой ком-

муникации, изучению культурного интереса в целом и в частности к театру и кинематографу внутри блогосферы и сети Интернет. В научной работе представлены исследования и выводы о категориях реципиентов и авторов блогов, изучены конкретные примеры театральных и киноблогов. Сделаны заключения и выводы по результатам работы.

Ключевые слова: блогосфера, сетевая культура, кинообзоры, культурный интерес, видеоблогинг, культурная коммуникация, виртуальное сообщество, YouTube.

MOVIE REVIEWS ON YOUTUBE AS A REPRESENTATION OF MOVIE INTEREST

Belobrov Konstantin Vasilyevich, Postgraduate of Department of Culturology, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The article clarifies concepts of cultural interest and blogosphere as a space of cultural communication. The author claims that, thanks to the emergence of new cultural phenomena, such as film reviews on the YouTube platform, there is a movement of cultural interests, their transformation. Understanding the cultural interest as the organizing principle of the blogosphere consideres the material of blogs devoted to cinema and film reviews. A separate analysis is made on presence and development of video blogging as a cultural phenomenon. The work considers theories on dynamics of cultural interest, its evolution in Russian cultural life in recent years, analyzes the phenomenon of a negative impact of YouTube movie reviews on cultural interest in the observed material. The most stable forms of blog cinema analytics and their relationship with the current sociocultural situation are studied. The author identifies the most important components characterizing the interest in theater and cinema in defining the concept of value and cultural interest, substantiates the reasons for changing the cultural worldview through the blogosphere and explores the fundamental conditions of this phenomenon. The article is devoted to creation and study of conditional categorization of blog communication participants, to study of cultural interest in general and, in particular, to theater and cinema within blogosphere and the Internet. The scientific work presents studies and conclusions about the categories of recipients and authors of blogs, studied specific examples of theater and film blogs. Conclusions are made based on the results of the work.

Keywords: blogosphere, network culture, radio Verite, cultural interest, videoblogging, cultural communication, virtual community, YouTube.

DOI: 10.31773/2078-1768-2020-51-70-75

Современное общество ориентировано преимущественно на потребление визуальной информации. Наиболее привлекательным и востребованным средством коммуникации оказывается то, которое содержит визуальный компонент. Вероятнее всего, именно с этим связан постоянно возрастающий интерес к относительно новому каналу коммуникации - видеоблогингу. Видеоблогинг начал развиваться не так давно, но уже показал себя как эффективное средство взаимодействия с аудиторией. Ведение собственного блога нельзя назвать исключительно развлекательной деятельностью и средством заполнения досуга, блог представляет собой новое и достаточно мощное

средство массовой информации, это подтверждается тем фактом, что успешные блогеры сотрудничают с рекламодателями, а продвижение новой продукции становится одной из форм их профессиональной деятельности. Сами блогеры приобретают статус независимого журналиста, свободного не только в выборе темы, но и в форме подачи материала. Именно абсолютная свобода самовыражения привлекает многих людей оставить постоянное место работы и стать блогером: «Исследования показывают, что мотивами ведения блога являются самовыражение, самодокументация (фиксирование событий и впечатлений своей повседневной жизни), хобби (интересный

пассивный отдых), быстрое производство важной для блогера, блогсообщества информации (комментариев о событиях); продвижение (авторитет) в блогсообществе; общение в блогсообществе, социализация (мода, принадлежность к влиятельному блогсообществу) и т. д. Мотивы блогеров соответствуют группам потребностей А. Маслоу. Это потребности в самоактуализации, самореализации, самоосуществлении и т. д., в социальных связях (идентификации, принадлежности к социальной группе и т. д.), в самоуважении (достижении, репутации, престиже, статусе, признании)» (см. [1]).

Видеоблог - не просто площадка для творческого самовыражения. Этот канал уже превратился в средство массовой коммуникации. Видеобло-геры становятся не просто медийными персонами или селебрити, а настоящими лидерами мнений. И могут легко влиять на сознание своей аудитории: управлять ее настроением, отношением к тем или иным вещам, формировать предпочтения и привычки, а значит, и культурный интерес. Особую популярность в последнее время набирает жанр видеоблога - обзор. Обзор -это рассмотрение и анализ одного или нескольких объектов. Под объектами могут пониматься как различные товары, вещи, предметы, фильмы, так и услуги или реальные люди. Этот жанр видео является самым популярным жанром на просторах видеохостинга YouTube [7]. Но в этом жанре хочется выделить отдельный поджанр - это так называемые кинообзоры, которые пользуются популярностью в сети Интернет. Одним из популярных и увлекательных феноменов как сто лет назад, так и сегодня является кино. Как и любое явление, кино вызывает интерес у различных социальных групп. Первые киноисследования стали появляться в самом начале ХХ века, с момента возникновения кино, и носили, скорее, публицистический, чем социологический характер. В этот период сами производители выступали в роли исследователей, они акцентировали свое внимание на определении роли кино как такового в обществе: собирались данные о кинопредпочтениях зрителей для развития киноиндустрии. Позднее социально-экономические и культурные трансформации нашего общества изменили кино, его формы взаимодействия с аудиторией, а также повлияли на формирование кинопредпочтений. Такая модификация современной экранной культуры, как кино, сегодня является не

только положительной репликацией технических средств и искусства, - это также объединение желаний, художественных стремлений всего общества с потребностями каждого отдельного человека, это сочетание исторических фактов на грани документалистики с художественным вымыслом. А интернет-технологии и блогосфера, в свою очередь, являются базисом культурного интереса к данному виду искусства. Но к чему это приведет -к самосовершенствованию или саморазрушению? Отвечая на этот важный вопрос, придется взглянуть не только на современную экранную культуру в общем развитии, но и на фигуры режиссера, актера, зрителя, блогера и реципиента блогос-феры в целом, которые, благодаря современным средствам, технологиям, по-новому проявляются на ее фоне. Современное кино привлекает к себе очень большое внимание. В последнее десятилетие на видеохостинге <^оиТиЬе» «кинообзоры» занимают лидирующие позиции по просмотрам. Реципиенты смотрят кинообзоры по разным причинам: кто-то увлекается кино и хочет знать о нем все; кто-то находится в поиске хорошего продукта для просмотра; некоторые считают кинообзоры достойным видом инфотейнмента - весело провести время, узнавая новую информацию. Для самих блогеров это, в первую очередь, мотивация транслировать свое мнение в массы. С одной стороны, по сравнению с другими, этот формат находится в жестких рамках своей тематики. Однако ограничение в содержании не отменяет свободу в выборе формы. Поэтому внутри одной тематики кинообзоры могут очень сильно видоизменяться, становясь шоу, мультфильмом, рэп-композицией и т. д., захватывая все большую и большую аудиторию с разными интересами. Кинообзоры представляют собой очень широкий формат. Блогеры могут снимать непосредственно обзоры, где они анализируют сюжеты, рассказывают о незамеченных киноляпах или даже представляют свою интерпретацию философии и скрытых смыслов фильмов. Это одновременно может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на формирование культурного интереса. Блогеры в большинстве своем в таких кинообзорах транслируют субъективное понимание картины, которое не может являться единственной верной точкой зрения. Видеоблогосфера - это новая индустрия, и в том, что касается отношений с кино, у нее еще нет своего исследовательского агентства - пока не

создан инструмент, технически грамотно учитывающий эффективность взаимодействия кинопродюсеров с блогерами. Но все ведущие мировые кинокомпании, включая Universal, Sony Pictures, Warner Bros., взаимодействуют с блогерами с целью формирования определенного культурного интереса к их продуктам, эта тенденция уже добралась и до России. Видеоблогер - эффективный инструмент продвижения чего угодно, в том числе и кино. Сотрудничество с блогерами - отличный способ сделать так, чтобы о фильме узнали и заговорили. Киноблогинг как область деятельности удобнее всего поделить на синефильский (самообразовательный и киноведческий) и пользовательский (досуговый и фанатский). Их различия описываются через отношения киноискусства и его рецепции. В фокусе синефильского блогинга находится киноискусство как самодовлеющая ценность, но основная стратегия такого блогинга - создание эксклюзивного опыта киносмотрения. В фокусе пользовательского блогинга находится удовольствие кинозрителя как самодовлеющая ценность, но основная стратегия - фиксация медийно привлекательных аспектов киноотрасли. То есть предметы и методы исследования у «синефилов» и «потребителей» противоположны, зеркально-диаметральны. Формы кино-блогинга чрезвычайно разнообразны: от простой каталогизации просмотренного до подробных покадровых разборов и викторин. Большинство киноблогов, конечно, комбинаторные, то есть используют сразу несколько форм постинга. Обратимся более подробно к некоторым из этих форм.

1. Аналитический киноблогинг - настолько разнообразен, что весьма проблематично присвоить ему какие-либо общие характеристики. В основе этого блогинга лежит подход к кинозрелищу как вместилищу маркеров культуры и социальной психологии. Нередко таким видом блогинга занимаются люди с опытом аналитической деятельности во внекинематографических гуманитарных отраслях: литературоведы, искусствоведы, историки и т. п. Блогеры, анализирующие фильмы высоких стилей, здесь полностью равноправны с блогерами, анализирующими произведения массовой культуры. Наиболее интересных результатов достигают те, кому удаётся так называемый «серфинг» по культурной истории, неожиданные сопоставления, нахождение новых граней неведомого. Соответственно,

киноблогеры-аналитики стремятся к уменьшению масштаба своего предмета исследования (конкретного фильма и его восприятия по номиналу), расширяют контекст до культурных матриц в целом. Рефлексии над текущим репертуаром для аналитиков малохарактерны. Коронное поле деятельности аналитиков - переоценка истории советского кино от сталинской до брежневской эпохи включительно. Если их рецензии касаются кинотеатральных хитов, то критика в таких обзорах весьма конструктивна и отрезана от фанатских предпочтений. Наиболее распространённые формы блогинга в модели «аналитик»:

• рецензия-эссе, иногда встроенная в более общий текст;

• иронический пересказ по скриншотам, меняющий смысловые доминанты, предусмотренные авторами фильма;

• описание и критика скрытого метасюжета, в том числе в виде обзорного цикла;

• пост экспериментальной формы.

Недостатком такого вида блогинга является

синтаксический барьер между семантикой высказывания и когнитивными возможностями подписчика, реципиента, вытекающая отсюда невольная элитарность. Кроме того, в случае благоприятного для блогера отсутствия когнитивных диссонансов в аудитории знакомство с чужим аналитическим постингом порой оказывается предпочтительнее знакомства с его предметом, следовательно, эта модель не всегда способствует выполнению основной функции киноблогинга, то есть продвигает в массы подписчиков не само киноискусство, а его отвлечённые темы.

2. Комплитистский киноблогинг - это стопроцентно синефильский блогинг. Суть комп-литистского блогинга в том, чтобы, пропустив сквозь фильтр индивидуального зрительского восприятия киноявление целиком, ощутить амплитуду пороговых значений качества. Компли-тист (буквально - «коллекционер, собиратель») ищет место каждого конкретного произведения в общей системе киноявления, к которому это произведение принадлежит. В рецензировании комплитисты сосредотачиваются на архитектонике кинопроизведений и их производственной предыстории. Архитектоника и производственный генезис могут уточняться, обрастать деталями, но в целом, само собой, неизменны. Поэтому удачная рецензия комплитиста закрывает тему и

лишает полезности аналогичные рецензии в бло-гах коллег.

3. Блогеры-комментаторы - создав аккаунт, не ведут, либо быстро забрасывают собственный блог, но мониторят сеть, тонкостью замечаний формируя комментарии чужого постинга и через критику обогащая его контекстом альтернативных концепций, либо участвуют в создании эмоционального фона в комментариях к чужим блогам, что тоже весьма ценно в формировании культурного интереса. К наиболее распространённым формам блогинга в модели «комментатор» относятся:

• замечание автобиографического характера, описание личного опыта просмотра;

• уточняющий вопрос, фактографическая поправка;

• комментарий к контексту, обозначение ассоциативных связей;

• концептуальное замечание, описание альтернативной точки зрения, киноведческая дискуссия.

Мы разобрали только некоторые, самые распространенные виды киноблогов, которые существуют в мировой и российской блогосфере. Изучили их характерные особенности, способы организации и ведения. Проанализировав экспертные мнения, мы убедились, что потенциал видеоблогинга в целом и кинообзора в частности, как инструментов формирования культурного интереса и как канала коммуникации, крайне высок. Во-первых, все больше людей ведут ви-деоблоги, расширяется тематика предлагаемого контента. Технический прогресс позволяет создавать свой видеоканал всем, кому есть что сказать. Во-вторых, аудитория постепенно осваивает новый формат развлечений и получения информации, видеоблогинг представляется понятным и привычным онлайн-ресурсом - это уже часть жизни. В-третьих, видеоблогинг зарекомендовал

себя как успешный источник формирования культурных интересов, например, к кинопродукции. Но стоит отметить и другую сторону этого явления. Существующие видеоблоги, в том числе и о театре, носят разносторонний характер. В большинстве своем точка зрения, выражаемая блогером, субъективна. Он, основываясь на собственном мнении, транслирует оценочную информацию о режиссерском решении, актерской работе, сценографии. Выражая свое мнение, он стремится не столько учитывать интересы публики, сколько оказывать влияние на их формирование. Учет интересов публики дает возможность большему числу людей выразить свои мысли и вместе с тем придает необходимую объективность блогу. Вопрос излишней субъективности блогера является насущным. Театральные центры, например в нашей стране, сосредоточены в основном в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и др. Поэтому у жителей России, проживающих в других городах, не всегда есть возможность просмотра того или иного спектакля или кинокартины, особенно, когда дело касается закрытого показа. Отсюда и интерес людей к блогам о том, что им не удалось увидеть. Однако здесь и возникает проблема с объективностью, так как участникам блога остается только полагаться на мнение блогера. Ситуация усугубляется еще и тем, что блогерам на закрытых сеансах запрещается вести съемку, поэтому они вольны в своей интерпретации увиденного. Для того чтобы бло-ги были более объективными, выражающими не просто мнение, а мнение, подкрепленное фото-, видеоматериалами, - театрам и кинотеатрам необходимо давать специальную аккредитацию блоге-рам, посещающим спектакль или сеанс, наравне с журналистами и СМИ. Именно в этих случаях информация, приводимая в блогах, будет наиболее оправданной и эффективной с точки зрения формирования культурных интересов.

Литература

1. Давыдов А. А. Социология изучает блогосферу // Соц. исслед. - 2008. - № 11. - С. 92-101.

2. Ефимов Е. Г. Социальные интернет-сети // Методология и практика исследования. - Волгоград: Волгоград. науч. изд-во, 2015. - 169 с.

3. Максимова Т. О. Блог в интернет-коммуникации: структура, функции, литературный потенциал // Вестн. Череповец. гос. ун-та. - 2017. - Вып. 1. - С. 124-130.

4. Петросян В. Г. Блоги: СМИ или платформа свободного выражения? // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2014. - Т. 1, № 5. - С. 134-137.

5. Попов А. А. Блоги. Новая сфера влияния. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. - 336 с.

6. Родионова Л. Д. Блоги в Интернете. - СПб.: Изд-во С.-Петербург. гос. ун-та, 2005. - 240 с.

7. Текутьева И. А. Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга [Электронный ресурс]. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/zhanrovo-tematicheskaya-klassifikatsiya-videobloginga (дата обращения: 11.08.2019).

8. Ушанов П. В. Русскоязычная блогосфера в национальной системе СМИ // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Серия: Филология. Журналистика. - 2015. - № 1. - С. 143-145.

References

1. Davydov A.A. Sotsiologiya izuchaet blogosferu [Sociology studies the blogosphere]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies], 2008, no. 11, pp. 92-101. (In Russ.).

2. Efimov E.G. Sotsial'nye internet-seti [Social Internet networks]. Metodologiya i praktika issledovaniya [Methodology and research practice]. Volgograd, Volgogradskoe nauchnoe izdatel'stvo Publ., 2015. 169 p. (In Russ.).

3. Maksimova T.O. Blog v internet-kommunikatsii: struktura, funktsii, literaturnyy potentsial [Blog in Internet communication: structure, functions, literary potential]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Cherepovets State University], 2017, iss. 1, pp. 124-130. (In Russ.).

4. Petrosyan V.G. Blogi: SMI ili platforma svobodnogo vyrazheniya? [Blogs: Media or the platform of free expression?]. Fundamental'nye iprikladnye issledovaniya v sovremennom mire [Fundamental and applied research in the modern world], 2014, vol. 1, no. 5, pp. 134-137. (In Russ.).

5. Popov A.A. Blogi. Novaya sfera vliyaniya [Blogs. New sphere of influence]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2008. 336 p. (In Russ.).

6. Rodionova L.D. Blogi v Internete [Blogs on the Internet]. St. Petersburg, St. Petersburg State University Publ., 2005. 240 p. (In Russ.).

7. Tekutyeva I.A. Zhanrovo-tematicheskaya klassifikatsiya videobloginga [Genre-thematic classification of video blogging]. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/nzhanrovo-tematicheskaya-klassifikatsiya-videobloginga (accessed 11.08.2019).

8. Ushanov P.V. Russkoyazychnaya blogosfera v natsional'noy sisteme SMI [The Russian-speaking blogosphere in the national media system]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika [Bulletin of the Voronezh State University. Series: Philology. Journalism], 2015, no. 1, pp. 143-145. (In Russ.).

УДК 73.04 (571.54)

ОБРАЗ-КОНЦЕПТ ДОМ В БУРЯТСКОМ ИСКУССТВЕ КАК КУЛЬТУРНАЯ КОНСТАНТА

Бороноева Татьяна Анатольевна, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, директор Национального музея Республики Бурятия (г. Улан-Удэ, Республика Бурятия, РФ). E-mail: [email protected]

Объектом культурологического анализа в статье послужили произведения бурятской художественной культуры - литературы, живописи, театра. В них выделен образ дома, отражающий особый тип национального мироустройства. Кроме того, в нем содержится еще и понятийный смысл, то есть образ-концепт, и одновременно обнаруживается экзистенциальное, бытийное значение. Благодаря выражаемым в данном образе сущностным началам бытия он выступает культурной константой, так как встраивается в систему высших целей и ценностей национальной культуры. Утверждается, что данный образ актуализируется в связи с переломными периодами в жизни бурятского этноса. Представлены такие периоды, как возникновение бурятской художественной словесности в процессе сохранения ее создателями фольклорной эстетики и одновременного интереса к ценности отдельной личности, вовлечение национальной элиты в советскую и мировую художественную культуру с одновременной тягой к национальному образному мышлению. На этом этапе прослеживается, как образ дома, пронизанный чувством тоски и ностальгии по ушедшему, утраченному, становится культурной константой. В творче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.