Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОСТРАНСТВ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОСТРАНСТВ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
207
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / пространство самопрезентации молодежи / блогосфера / глобальная сеть Интернет / интернет-среда / социальные сети / социальная структура / цифровое общество / социокультурная парадигма / youth / self-presentation space of youth / blogosphere / global Internet / Internet environment / social networks / social structure / digital society / sociocultural paradigm.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грабельных Татьяна Ивановна, Багрий Екатерина Ивановна, Мохрякова Евгения Александровна

В статье рассматриваются процессы трансформации пространств самопрезентации молодежи, отличительной особенностью которых является развитие блогосферы. Обосновывается, что блогосфера, которая формируется в пространстве социальных сетей, глубоко интегрируется в социальную структуру. Выявлено, что трансформация пространств самопрезентации молодежи в цифровом обществе во многом является результатом конвергенции реального и виртуального миров, развития информационно-технических средств и цифровых технологий, смены социокультурной парадигмы. С использованием методов невключенного наблюдения, вторичного анализа данных социологических исследований и пилотажного онлайн опроса (анкетирования) сделан вывод о перспективах развития блогосферы в качестве дискурсивной площадки для самопрезентации молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF SELF-PRESENTATION SPACES OF YOUTH IN THE DIGITAL SOCIETY

The article discusses the processes of transformation of self-presentation spaces of young people, a distinctive feature of which is the development of the blogosphere. It is substantiated that the blogosphere, which is formed in the space of social networks, is deeply integrated into the social structure. It has been revealed that the transformation of self-presentation spaces of young people in a digital society is largely the result of the convergence of the real and virtual worlds, the development of information technology tools and digital technologies, and a change in the sociocultural paradigm. Using the methods of non-involved (external) observation, secondary analysis of sociological research data and a pilot online survey (questionnaire), a conclusion was made about the prospects for the development of the blogosphere as a discursive platform for self-presentation of young people

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОСТРАНСТВ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ»

Грабельных Т.И., Багрий Е.И., Мохрякова Е.А.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОСТРАНСТВ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ

РО!: 10.26907/2079-5912.2023.1.16-20

Аннотация. В статье рассматриваются процессы трансформации пространств самопрезентации молодежи, отличительной особенностью которых является развитие блогосферы. Обосновывается, что блогосфера, которая формируется в пространстве социальных сетей, глубоко интегрируется в социальную структуру. Выявлено, что трансформация пространств самопрезентации молодежи в цифровом обществе во многом является результатом конвергенции реального и виртуального миров, развития информационно-технических средств и цифровых технологий, смены социокультурной парадигмы. С использованием методов невключенного наблюдения, вторичного анализа данных социологических исследований и пилотажного онлайн опроса (анкетирования) сделан вывод о перспективах развития блогосферы в качестве дискурсивной площадки для самопрезентации молодежи.

Ключевые слова: молодежь, пространство самопрезентации молодежи, блогосфера, глобальная сеть Интернет, интернет-среда, социальные сети, социальная структура, цифровое общество, социокультурная парадигма.

Развитие глобальной сети Интернет привело к трансформации систем общественных отношений и виртуализации коммуникационных процессов, характерных для становления цифрового общества. Уже с конца 90-х гг. XX в. Интернет становится универсальным средством общения, обмена информацией и активно внедряется во все сферы социальной жизни. Применяя новые технологии, человек не только получает доступ к любой нужной информации, но и расширяет коммуникативные возможности. Уже на этапе становления цифрового общества проявляется феномен виртуальной личности. В значительной степени эти процессы затронули «¿-поколение» - людей, чья социализация проходила в эпоху новых информационных революций. Стремительное внедрение во все сферы общественной жизни информационных технологий привело к кардинальной трансформации механизмов формирования идентичности и самопрезентации личности. Как следствие, наметились процессы перехода от реальной идентичности к виртуальной, реализуемой в интернет-среде.

Одним из феноменов цифрового общества выступает процесс самопрезентации в социальных сетях. Социальные сети, став дополнительной площадкой для самопрезентации молодого поколения, предопределили появление нового формата ведения аккаунтов в виде личных блогов, отличительной чертой которых является максимальная при-

ближенность создаваемого виртуального образа к реальной личности. Кроме того, интернет-блоги являются той средой, в которой молодежь выражает свою точку зрения, самовыражается и выстраивает процессы коммуникации в зависимости от интересов, стиля мышления, оценок и мнений. Блоги стали привычным элементом повседневной жизни, а не только формой коммуникации и воздействия на пользователей виртуальной реальности. Проявляясь в формате интернет-активности, блоги на этом этапе сочетают в себе стиль ведения авторских колонок в СМИ со спецификой ведения личных дневников.

Развитие блогосферы в России приходится на 2000-е годы и связано с запуском таких платформ, как LiveJournаl, Diary.ru, Liveinternet и проч. Блоги появляются как ответ на потребности пользователей сети Интернет, связанные с необходимостью получения большего объема информации, увеличения скорости распространения информационных сообщений, осуществления коммуникаций с большей аудиторией, возможностью выражать собственное мнение.

«Являясь элементом социальной структуры, блогосфера обладает достаточно чёткими границами во времени и пространстве, а также, представляя собой результат деятельности элементов глобальной сети Интернет, она демонстрирует и подсистемы социальной структуры, к числу которых относится поведенческий организм, система

культуры, система личности и т.д.» [1, с. 173]. Блогосфера становится и социально-культурным феноменом, особенным информационно-коммуникативным пространством, в котором происходит самопрезентация молодежи - воспроизводство идентичности в личном блоге.

Блогосфера, которая формируется в пространстве социальных сетей, глубоко интегрируется в социальную структуру. С развитием социальных сетей, блоги окончательно закрепили за собой место самого популярного способа самовыражения в сети Интернет. Благодаря появлению различных технологий сетевой коммуникации блог становится всё более сложным механизмом, а значит требует большей включенности, большего запаса знаний от пользователя и определенной степени идентификации себя в пространстве сети Интернет. В связи с этим, блог перестает быть лишь площадкой для свободной демонстрации своей личности, а становится инструментом, с помощью которого можно не только построить свой имидж в сети Интернет, завести новые знакомства, собрать единомышленников в одном коммуникационном пространстве, но и влиять, управлять и, при желании, даже манипулировать общественностью.

В цифровом обществе блогосфера, как продукт глобальной сети «Интернет», меняет все традиционные представления о процессах социализации. Посредством социализации молодого поколения через блогосферу возникают изменения в рамках межпоколенческой коммуникации, ведь именно данный вид коммуникаций позволяет молодому поколению ускорить процесс вхождения во взрослую самостоятельную жизнь там, где они наиболее адаптированы, нежели старшее поколение. Блогосфера меняет не только уклад жизни населения, но и трансформирует способы передачи культурных норм и моделей социального поведения и взаимодействия. Молодежь в процессе социализации начинает ориентироваться не на социальный опыт предыдущих поколений и традиционных институтов социализации, а на мнение известных блоге-ров, которые стали лидерами мнений.

Блогосфера является динамично развивающейся системой, подверженной влиянию изменений социальной реальности. Говоря о трансформации блогосферы как пространства самопрезентации молодежи, нельзя не отметить влияние пандемии COVD-19 и геополитических процессов. Так как самопрезентация личности в сети являет собой конструирование виртуального «Я» посредством показа индивидуальных черт автора и желаемых характеристик, то такое масштабное социальное явление как пандемия COVD-19 ускорила процессы цифровизации и интегрирования пользователей в медиапространство. Данная тенденция только усилилась в период самоизоляции, что стало следствием пандемии и позволило создать условия

для безопасной коммуникации. Цифровые коммуникации стали имманентно интегрированы в повседневную реальность. Блогеры адаптировались под новые запросы пользователей социальных сетей, что расширило сам феномен самопрезентации в сети «Интернет» и сделало его частью повседневности практически всех участников современного общества. Кризис реальной коммуникации усилил трансляцию в социальных сетях аспектов личной жизни, сделав блогосферу неотделимой частью новой социальной реальности.

Любое событие межнационального значения не может не отразиться на реальной, а теперь и занимающей значительную часть жизни виртуальной повседневности. Также, как и в период пандемии COVID-19, в рамках новых внешних вызовов формируются новые социальные потребности в обществе. Потребность в обсуждении актуальной не только для определенного группы людей, а для общества в целом темы, в информационной обогащенности рождают новый виток поступающего в сеть «Интернет» материала. В статье «Развитие digital-пространства России с учетом санкций 2022 года» Н. А. Стефанова и А. А. Евсюкова отмечают, что введенные в конце февраля-начале марта 2022 г. Евросоюзом и США ограничительные меры в отношении Российской Федерации в связи со специальной операцией на Украине оказывают колоссальное влияние по своему масштабу, воздействующие в том числе на сферу интернет-пространства в России [2]. Под удар попали такие популярные социальные сети, как Instagram, Facebook, Twitter, сервис для создания коротких видео TikTok, которые на данный момент до сих пор являются запрещенными на территории Российской Федерации. Деятельность на остальных платформах регулируется с целью выявления публикации заведомо ложной информации в рамках политического дискурса, что сильно отражается на формировании общего портрета виртуального «Я» как активного пользователя сети «Интернет», на свободу его самопрезентации.

Проведенное в 2020 году по общероссийской репрезентативной выборке Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ) исследование «От блогеров - к инфлюенсерам: борьба за внимание и влияние на аудиторию. Новые тренды» также подтверждает, что молодежь является основной аудиторией блогеров. Доля молодежи в возрасте от 18 до 24 лет, просматривающих видеозаписи и читающих блоги, составляет 63 %. Причина этого процесса состоит в массовом притоке блогеров из молодежной среды. Как показали результаты, полученные ВЦИОМ, если изначально блогерство являлось элементом самовыражения людей и основывалось на принципах бескорыстной увлечённости, то в настоящее время блогер-ство несет рыночные цели, связанные с извлечением при-

были. Современный блогер - это не только лидер мнений, но и активный рыночный игрок. Блогосфера, функционирующая в высококонкуретной среде, требует от блогеров постоянной адаптации к изменяющейся действительности и высокой степени креативности. С этим утверждением согласны 66 % респондентов, особенно молодежь в возрасте 18-24 лет (79 %). Современные блогеры оперативно реагируют на изменение информационной повестки и, по мнению 77 %, используют «хайп». При этом для современного общества характерен высокий интерес к профессии блогерства: 14 % респондентов хотели бы видеть своих детей и внуков в профессии блогера [3].

Исследования показали, что блогосфера заслуживает все большее доверие, в особенности среди молодежи, и стремительно интегрируется в социальные процессы. Такие выводы подтверждают и результаты проведенного авторами пилотажного исследования - анкетного онлайн опроса с использованием стихийной выборки населения Иркутской области на тему «Состояние и специфика развития блогосферы в пространствах самопрезентации молодежи в России». Исследование проводилось на базе Социологической лаборатории региональных проблем и инноваций ИСН и НИЧ ФГБОУ ВО «ИГУ» в октябре-декабре 2021 г. Цель пилотажного исследования состояла в получении дополнительной информации о состоянии и факторах влияния блогосферы на самопрезентацию российской молодежи (на примере Иркутской области) и уточнении гипотезы исследования, которая заключалась в предположении о том, что в современных условиях активно происходит трансформация пространств самопрезентации молодежи, отличительной особенностью которой является развитие блогосферы, а идентификация молодежи является способом развития блогосферы в пространствах самопрезентации молодежи.

Учитывая актуальность темы, недостаточную научную проработанность проблемы и неоднородность предмета исследования выборочная совокупность составила 200 человек (из них, 97 чел. - мужчин, 103 чел. - женщин в возрасте от 18 лет и старше), а именно: от 18 до 25 лет - 36,0 %; от 26 до 35 лет - 23,5 %; от 36 до 45 лет - 29,0 %; от 46 до 60 лет -9,0 %; от 61 и старше - 2,5 %. По наличию у респондентов собственного блога: 8,5 % имеют собственный блог, 91,5 % -не имеют. Анкета была размещена в свободном доступе на сайте lAnketa. В онлайн-опросе использовались открытые, закрытые и полузакрытые вопросы. Закрытые и полузакрытые вопросы содержали вопросы с множественными вариантами ответа и вопросы с ранжированием.

По данным проведенного пилотажного исследования, 34,5 % респондентов ответили утвердительно на вопрос о том, разделяют ли они мнение, что одним из следствий развития информационного (цифрового) общества высту-

пает появление блогосферы, 56,9 % респондентов скорее разделяют это утверждение, чем нет. Полученные данные позволяют предположить, что блогосфера при развитии информационных технологий прочно вошла в социально-культурное пространство человека и стала играть важную роль в коммуникативно-информационных процессах современного общества. Также выявлено, что блогосфера является видом социального пространства, определяющим механизм идентификации и самопрезентации личности (31 %). То есть блогосфера в понимании респондентов является не просто продуктом развития цифровых интернет-технологий, а важным элементом социально-психологического пространства личности, в котором происходит её социализация, идентификация и самоопределение.

По вопросу об уровне развитости блогосферы в России, 94,5% среди всех опрошенных говорят о развитости блогосферы в России в той или иной степени. Полученные данные свидетельствуют о том, что блогеры, которых также можно назвать активными контент-мейкерами, оказывают все большее влияние на социальные процессы, обладают свежим взглядом на актуальные темы, умеют адаптировать свой контент под запросы аудитории и пользуются доверием подписчиков.

Быстрые процессы цифровизации существенным образом влияют на качество жизни. Сегодня блог - это не только альтернативный источник информации, но и средство самопрезентации личности, возможность творческой самореализации. При этом, молодежь становится именно той целевой аудиторией, на которую блогосфера оказывает существенное влияние, привлекая её большими возможностями для самопрезентации. Примечательно, что большая часть респондентов при ответе на вопрос «Как долго, на взгляд респондента, блогосфера сможет привлекать внимание молодежи как дискурсивная площадка для самопрезентации?», придерживается точки зрения, что происходить это будет эпизодически в зависимости от ситуаций и событий (30,5 %). Вторым по популярности вариантом ответа является - «в силу сформировавшейся потребности в обсуждении проблемы» (25,0 %). Из всех опрощенных, среди тех, кто имеет собственный блог 35,3 % считают, что блогосфера сможет ещё достаточно длительное время привлекать внимание молодежи как дискурсивная площадка для самопрезентации.

Блогосфера как новое динамичное социальное явление во многом зависит от характера и природы социальных трансформаций, изменения индивидуальных и групповых предпочтений и интересов, модных тенденций. Такой вывод подтверждается и данными проведенного исследования. Респондентам был задан полузакрытый вопрос, подразумевающий несколько вариантов ответа о том, какими категориями они мыслят понятие «блогосфера».

44,5 % всех опрошенных мыслят блогосферу как модную социальную сферу, отличающуюся стилями поведения его представителей.

Процессы интернетизации превращают блогосферу в социальное пространство с присущими ей характеристиками, которое влияет на выбор технологий самопрезентации молодежи. Отвечая на вопрос о том, какие особенности блогосферы как социального пространства влияют на выбор технологии самопрезентации молодежи, 39 % от всех респондентов считают, что именно способность к изменению, трансформации влияет на выбор технологии самопрезентации молодёжи в блогосфере, тогда как 31 % респондентов указывают на появление трендов как вызов.

Говоря о внешних факторах, влияющих на формирование и развитие пространств самопрезентации молодёжи в современном обществе, на первой позиции — «глобализация». Такого мнения придерживается 40 % респондентов. 32 % респондентов указывают на влияние интеграционных и дезинтеграционных процессов в формировании и развитии пространств самопрезентации молодёжи. Также респондентами были выделили следующие факторы воздействия: «интернационализация»; «спрос на креативные индустрии»; «формирование новых молодёжных солидар-ностей»; «новые конкурентные стратегии и условия их реализации»; «информационные войны».

Нами сделан вывод, что внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на формирование и развитие пространств самопрезентации молодёжи, приводят к трансформациям блогосферы как социального пространства, в основе которых лежит не только информационно-технологический, но и социокультурный контекст [4]. Говоря о социальных трансформациях, которые претерпела блогосфера как пространство самопрезентации молодёжи в России за последние 3 года, результаты исследования подтвердили наше предположение, полученное в результате не включенного (внешнего) наблюдения и вторичного анализа данных проведенных социологических исследований, о расширении границ, повышении темпов, масштабности развития и появления новых форм идентификации молодежи. По данным пилотажного ис-

следования больше всего изменения блогосферы коснулись повышения темпов и масштабности развития - такого мнения придерживаются 45,0 % респондентов (доля ответов - 13,3 %). 39,5 % респондентов говорят о появлении новых форм идентификации молодежи и столько же об актуализации вопросов управления и саморегулирования внутри блогосферы (доля ответов по 11,7 %). По мнению опрошенных, среди других отличительных особенностей трансформации пространств самопрезентации молодежи (всего получено 676 ответов, принято за 100 % ): произошло искажение пространств (смена типов, форм, методов и т.д.) (11,1 %); появились новые лидеры в блогосфере региона (10,4 %); усилилась региональная специфика в механизмах идентификации молодежи (9,8 %); обострились вопросы регулирования взаимодействий представителей блогосферы с властью (9,6 %); появились новые групповые идентификации молодежи (9,2 %); сформировались новые стратегии общественных молодёжных организаций в Интернет-пространстве (4,7 %) и др. Мы видим, что больше всего изменения связаны с процессами институциона-лизации блогосферы.

В заключение необходимо отметить, что в современных условиях активно происходит трансформация пространств самопрезентации молодежи, отличительной особенностью которой является развитие блогосферы. Эти процессы во многом являются результатом конвергенции реального и виртуального миров, развития информационно-технических средств и цифровых технологий, смены социокультурной парадигмы. Несмотря на то, что блогос-фера сегодня занимает существенное место в информационном пространстве и увеличивается её роль в становлении и формировании личности российской молодёжи, говорить о значительной реализации функции активной самопрезентации молодёжи посредством блогосферы пока рано. Тем не менее, блогосфера имеет явные перспективы развития в качестве дискурсивной площадки для самопрезентации и, по результатам исследования, сможет поддерживать уровень своей актуальности и востребованности среди молодёжи достаточно продолжительное количество времени.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998. С. 15-20.

2. Стефанова Н.А., Евсюкова А.А. Развитие digital-пространства России с учетом санкций 2022 года [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/razvitie-digital-prostranstva-rossii-s-uchetom-sanktsiy-2022-goda (дата обращения: 23.12.2021).

3. Всероссийский центр изучения общественного мнения «ВЦИОМ» [Электронный ресурс]. - URL: http://wciom.ru/ (дата обращения: 31.01.2023).

4. Грабельных Т.И. Глобальные и региональные воздействия на современные общества: новые социальные трансформации / Т.И. Грабельных, Н.А. Саблина, В. В. Зырянов // Социологические исследования. - 2022. - № 4. - С. 152-154. DOI: 10.31857/S013216250018918-2.

Информация об авторах

Грабельных Татьяна Ивановна, заведующая кафедрой, Иркутский государственный университет, Институт социальных наук, кафедра социальной философии и социологии, доктор социологических наук, профессор.

E-mail: tagr@bk.ru

Багрий Екатерина Ивановна, старший преподаватель, Иркутский государственный университет, Институт социальных наук, кафедра социальной философии и социологии, кандидат социологических наук.

E-mail: ekaterina.bagriy@yandex.ru

Мохрякова Евгения Александровна, выпускница Института социальных наук Иркутского государственного университета по направлению «Социология».

E-mail: mohryakova99@mail.ru

Grabelnykh T.I., Bagriy E.I., Mohriakova E.A.

TRANSFORMATION OF SELF-PRESENTATION SPACES OF YOUTH IN THE DIGITAL SOCIETY

Abstract. The article discusses the processes of transformation of self-presentation spaces of young people, a distinctive feature of which is the development of the blogosphere. It is substantiated that the blogosphere, which is formed in the space of social networks, is deeply integrated into the social structure. It has been revealed that the transformation of self-presentation spaces of young people in a digital society is largely the result of the convergence of the real and virtual worlds, the development of information technology tools and digital technologies, and a change in the sociocultural paradigm. Using the methods of non-involved (external) observation, secondary analysis of sociological research data and a pilot online survey (questionnaire), a conclusion was made about the prospects for the development of the blogosphere as a discursive platform for self-presentation of young people.

Keywords: youth, self-presentation space of youth, blogosphere, global Internet, Internet environment, social networks, social structure, digital society, sociocultural paradigm.

Literature

1. Parsons T. System of modern society. M., 1988. P. 15-20.

2. Stefanova N.A., Evsiukova A.A. The development of the digital space in Russia, taking into account the sanctions of 2022 [Electronic resource] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-digital-prostranstva-rossii-s-uchetom-sanktsiy-2022-goda (date of access: 23.12.2021).

3. All-Russian Center for the Study of Public Opinion "VOOM" [Electronic resource]. - URL: http://wciom.ru/ (date of access: 31.01.2023).

4. Grabelnykh T.I. Global and regional impacts on modern societies: new social transformations / T.I. Grabelnykh, N.A. Sablina, V.V. Zyryanov // Sociological research. - 2022. - No. 4. - P. 152-154. DOI: 10.31857/S013216250018918-2.

Аuthors

Grabelnykh Tatiana Ivanovna, Head of the Department, Irkutsk State University, Institute of Social Sciences, Department of Social Philosophy and Sociology, Doctor of Sociology, Professor.

E-mail: tagr@bk.ru

Bagriy Ekaterina Ivanovna, Senior Lecturer, Irkutsk State University, Institute of Social Sciences, Department of Social Philosophy and Sociology, Candidate of Sociology.

E-mail: ekaterina.bagriy@yandex.ru

Mokhryakova Evgenia Aleksandrovna, Graduate of the Institute of Social Sciences of the Irkutsk State University with a degree in Sociology.

E-mail: mohryakova99@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.