Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ БЛОГОСФЕРЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ'

ПОДХОДЫ К ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ БЛОГОСФЕРЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
505
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГОСФЕРА / БЛОГ / БЛОГЕР / ИНТЕРНЕТ / САЙТ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / АККАУНТ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грищенко Г. А.

В настоящее время блоги являются весьма распространенной и удобной формой интернет-коммуникации. Посредством блогов могут выноситься на обсуждение социально значимые вопросы и реализовываться различные потребности общественной жизни. В то же время существенно повысились и угрозы использования блогов в противоправных целях, например, для распространения фейковой информации, вовлечения пользователей сети Интернет в совершение противоправных деяний. В связи с этим попытки российского законодателя по регулированию блогосферы свидетельствуют о пристальном внимании государства к функционированию блогов, правилам размещения информации и деятельности ключевых субъектов на таких интернет-ресурсах.В настоящее время эффективного механизма правового регулирования в блогосфере не существует, несмотря на то, что в последнее время законодателем принят целый ряд нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений в цифровой среде. Анализ законодательства РФ показывает, что ключевые вопросы использования блогосферы (начиная с понятийного аппарата и заканчивая разграничением зон ответственности) должным образом не урегулированы.В связи с этим тщательной проработки со стороны представителей органов государственной власти, экспертов интернет-индустрии, правозащитников требуют вопросы об определении ключевых категорий рассматриваемой темы (блогосфера, блог, блогер и др.) и о регламентации соответствующих общественных отношений в российском законодательстве. Представляется, что оптимальный баланс интересов между обществом и государством может быть достигнут посредством разработки и принятия стратегии правового регулирования в блогосфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO LEGAL REGULATION OF THE BLOGOSPHERE IN RUSSIAN LEGISLATION

Currently, blogs are a very common and convenient form of Internet communication from the point of view of information dissemination. Through blogs, socially significant issues can be discussed and various needs of public life can be realized. At the same time, the threats of using blogs for illegal purposes have also increased significantly, for example, to spread fake information, to involve Internet users in committing illegal acts. In this regard, the attempts of the Russian legislator to regulate the blogosphere indicate the close attention of the state to the functioning of blogs, the rules for posting information and the activities of key actors on such Internet resources. Currently, there is no effective mechanism of legal regulation in the blogosphere, despite the fact that recently the legislator has adopted a number of regulatory legal acts aimed at regulating public relations in the digital environment. The analysis of the legislation of the Russian Federation shows that the key issues of the use of the blogosphere (from the conceptual apparatus to the delimitation of areas of responsibility) are not properly regulated. In this regard, the issues of defining the key categories of the topic under consideration (blogosphere, blog, blogger, etc.) and the regulation of relevant public relations in Russian legislation require careful consideration by representatives of state authorities, experts of the Internet industry, human rights defenders. It seems that an optimal balance of interests between society and the state can be achieved through the development and adoption of a strategy of legal regulation in the blogosphere.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ БЛОГОСФЕРЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

Грищенко Г. А.

Подходы к правовому регулированию блогосферы в российском законодательстве

Киберправо

Подходы к правовому регулированию блогосферы в российском законодательстве1

Аннотация. В настоящее время блоги являются весьма распространенной и удобной формой интернет-коммуникации. Посредством бло-гов могут выноситься на обсуждение социально значимые вопросы и реализовываться различные потребности общественной жизни. В то же время существенно повысились и угрозы использования блогов в противоправных целях, например, для распространения фейковой информации, вовлечения пользователей сети Интернет в совершение противоправных деяний.

В связи с этим попытки российского законодателя по регулированию блогосферы свидетельствуют о пристальном внимании государства к функционированию блогов, правилам размещения информации и деятельности ключевых субъектов на таких интернет-ресурсах. В настоящее время эффективного механизма правового регулирования в блогосфере не существует, несмотря на то, что в последнее время законодателем принят целый ряд нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений в цифровой среде. Анализ законодательства РФ показывает, что ключевые вопросы использования блогосферы (начиная с понятийного аппарата и заканчивая разграничением зон ответственности) должным образом не урегулированы.

В связи с этим тщательной проработки со стороны представителей органов государственной власти, экспертов интернет-индустрии, правозащитников требуют вопросы об определении ключевых категорий рассматриваемой темы (блогосфера, блог, блогер и др.) и о регламентации соответствующих общественных отношений в российском законодательстве. Представляется, что оптимальный баланс интересов между обществом и государством может быть достигнут посредством разработки и принятия стратегии правового регулирования в блогосфере.

Ключевые слова: блогосфера, блог, блогер, Интернет, сайт, социальная сеть, средства массовой информации, аккаунт, правовое регулирование, стратегия.

Галина Андреевна ГРИЩЕНКО,

доцент кафедры информационного права и цифровых технологий Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук gagrischenko@msal.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

DOI: 10.17803/2311-5998.2022.92.4.127-135

1 Исследование выполнено в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

© Г. А. Грищенко, 2022

в М УНИВЕРСИТЕТА

™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

GALINA А. GRISHCHENKO, Associate Professor of the Department of information law and digital technologies of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Cand. Sd. (Law) gagrischenko@msal.ru 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 Approaches to Legal Regulation of the Blogosphere in Russian Legislation Abstract. Currently, blogs are a very common and convenient form of Internet communication from the point of view of information dissemination. Through blogs, socially significant issues can be discussed and various needs of public life can be realized. At the same time, the threats of using blogs for illegal purposes have also increased significantly, for example, to spread fake information, to involve Internet users in committing illegal acts. In this regard, the attempts of the Russian legislator to regulate the blogosphere indicate the close attention of the state to the functioning of blogs, the rules for posting information and the activities of key actors on such Internet resources. Currently, there is no effective mechanism of legal regulation in the blogosphere, despite the fact that recently the legislator has adopted a number of regulatory legal acts aimed at regulating public relations in the digital environment. The analysis of the legislation of the Russian Federation shows that the key issues of the use of the blogosphere (from the conceptual apparatus to the delimitation of areas of responsibility) are not properly regulated. In this regard, the issues of defining the key categories of the topic under consideration (blogosphere, blog, blogger, etc.) and the regulation of relevant public relations in Russian legislation require careful consideration by representatives of state authorities, experts of the Internet industry, human rights defenders. It seems that an optimal balance of interests between society and the state can be achieved through the development and adoption of a strategy of legal regulation in the blogosphere. Keywords: blogosphere, blog, blogger, Internet, website, social network, mass media, account, legal regulation, strategy.

В настоящее время блогосфера занимает значимое место в медиапростран-стве, к блогам начали проявлять интерес представители политических, религиозных, общественных, культурных объединений. В современном обществе стремительно развиваются цифровые технологии, интернет-коммуникации, появляются новые формы виртуального общения.

Первые популярные блоги возникли в середине 90-х гг. прошлого столетия, и появление таких новых форм общения в сетевом пространстве привело к необходимости правового регулирования соответствующих общественных отношений2.

2 Мухачев С. В. Особенности правового регулирования блогосферы // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-blogosfery? (дата обращения: 5 апреля 2022 г.).

в

ЕСТНИК Грищенко Г. А.

УНИВЕРСИТЕТА Подходы к правовому регулированию блогосферы имени o.e. кугафина(мгюд) в российском законодательстве

Действующее российское законодательство не содержит единого определения понятия «блогосфера». При этом в ряде нормативных правовых актов данный термин все же используется, хотя и без раскрытия его содержания. Термин «блогосфера» применяется в подзаконных актах, ни одного указания на блого-сферу на уровне федерального закона не встречается.

Так, например, категория блогосферы упоминается в распоряжении Правительства РФ от 27 ноября 2021 г. № 3363-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года».

Всего можно выделить не более 15 нормативных правовых актов федерального уровня, в которых называется блогосфера как определенная область в сети Интернет, в которой возможно распространение информации, как медиаканал (наряду с телевидением, прессой, радио, Интернетом), как средство распространения информационных и иных материалов или как сетевой ресурс.

Несколько иные подходы используются при определении блогосферы в региональном законодательстве. Так, в постановлении Правительства Москвы от 6 июня 2016 г. № 312-ПП «О Стратегии национальной политики города Москвы на период до 2025 года» исследуемое понятие относят к «технологиям распространения информации посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет». А в постановлении Правительства Москвы от 16 февраля 2010 г. № 132-ПП «О Концепции межрегионального сотрудничества города Москвы в новых экономических условиях» блогосферу определяют как интернет-ресурс, в котором возможно распространение информации.

Таким образом, унифицированные подходы к определению блогосферы в российском законодательстве отсутствуют, более того, нет единого понимания сущности данной категории, поскольку в разных нормативных правовых актах она сводится либо к сетевому ресурсу, либо к средству коммуникации, либо к технологии распространения информации.

Анализ соответствующих документов позволяет выделить некоторые общие черты блогосферы:

1) основное предназначение — распространение информации;

2) сфера распространения — сеть Интернет;

3) ключевая функция — возможность коммуникации.

При этом не раскрывается сущностное содержание данного термина, которое, безусловно, должно учитывать такие понятия, как «блог», «блогер», «контент» и др.

Поскольку блогосфера является одной из важнейших площадок для изучения общественного мнения и динамичной всемирной информационной оболочкой, в рамках которой распространяется огромное количество информации, представляется, что данному понятию следует уделить особое внимание, и прежде всего целесообразно более подробно остановиться на понятии «блог».

Блог является максимально гибкой и многофункциональной формой интернет-коммуникации. Автором блога может быть как один человек, так и группа пользователей (блогеры). Блогерство появилось как результат растущей потребности людей в общении и соучастии, потому что форма сетевого дневника дает возможность фиксировать события и мысли, комментировать, становиться частью любого сообщества. По сути, появилась целая виртуальная культура, п.

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

в которой личность, хотя и бестелесна и анонимна, но при этом автономна в своем действии3.

Так же, как и в отношении блогосферы, единые подходы к определению блога в российском законодательстве отсутствуют. В некоторых нормативных правовых актах блоги упоминаются как некие форматы интернет-пространства, в которых размещается разного рода информация (например, распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2015 г. № 2395-р «Об утверждении Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации»).

При этом определение блога содержится в двух федеральных законах (от 3 апреля 1995 г № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» и от 10 января 1996 г № 5-ФЗ «О внешней разведке»), согласно которым под блогом (микробло-гом) понимаются сетевые сообщества информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в которых размещается информация.

Подходы российского законодателя к определению блога также не дают полного понимания всей сущности данной категории и не позволяют определить основные характеристики блога с точки зрения его правового режима (требования к размещаемой информации, реализуемые функции, субъектный состав, распределение зон ответственности и проч.).

Как правило, под блогами принято понимать сетевые журналы с текстовым, графическим или мультимедийным наполнением (контент), доступ к которому предоставляется неограниченному кругу лиц.

Блог (англ. blog, от weblog, «сетевой журнал или дневник событий») — это небольшой интернет-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа, с очень простой системой управления и возможностью обратной связи с читателями, т.е. для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев) посетителями. Блог также можно определить как периодически обновляемую ленту сообщений, где заметки (посты) располагаются в обратном хронологическом порядке и могут быть прокомментированы читателями4.

Некоторые подходы к определению рассматриваемых понятий можно встретить и в юридической литературе. Например, в монографии «Цифровые следы преступлений»5 даются следующие определения:

— блог (англ. blog, от weblog — интернет-журнал событий, интернет-дневник,

онлайн-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно

добавляемые человеком записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа;

— блогер — человек, ведущий блог;

— блогосфера — совокупность всех блогов Сети.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о классификации блогов, хотя единой и общепринятой типологии блогов не существует. Разные авторы предлагают

3 Евсюкова Т. В., Гермашева Т. М. Основные подходы к определению понятий «блог» и «блогосфера» в лингвистике // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiy-blog-i-blogosfera-v-lingvistike (дата обращения: 5 апреля 2022 г.).

4 Евсюкова Т. В., Гермашева Т. М. Указ. соч.

5 Цифровые следы преступлений : монография / колл. авт. М. : Проспект, 2021. 168 с.

ЕСТНИК 1-рищенк° I-.А л "ЭЛ

УНИВЕРСИТЕТА Подходы к правовому регулированию блогосферы

УНИВЕРСИТЕТА _

имени o.e. кугафина(мгюд) в российском законодательстве

свои критерии для классификации, основанные на жанровом, технологическом или другом принципе разделения. Вопросами классификации блогов занимались, в частности, исследователи И. Н. Шамаев, А. О. Алексеева6. Выделяют индивидуальные блоги, блоги-комьюнити, корпоративные; общие и тематические; текстовые, фото-, видеоблоги, аудиоблоги, мультимедийные блоги и др.

Специалисты в области информационных технологий Р. Скобл и Ш. Израел сформулировали шесть отличий блогов от любых иных каналов коммуникации: легкость публикации и поиска, опора на общество, скорость распространения, возможность прямой связи и взаимосвязанность7. Авторы подчеркивают, что по отдельности каждый признак может быть обнаружен и в иных средствах массовой информации, но все вместе они присущи лишь блогам.

За последние несколько лет значительно увеличилось количество специализированных англоязычных веблогов. Такой формат является инструментом распространения не текстов, а мнений и идей. Интересный факт в журналистике способен «создать» новость. Блог, наоборот, делает ставку не на факт, а на мнение об этом факте8.

Наметилась также новая тенденция — появление блогов административных деятелей разных уровней (от президента страны до главы муниципального образования), основной целью которых является обеспечение обратной связи государственной власти с населением. На страницах таких блогов, как правило, излагаются мнения по различным вопросам, касающимся экономической или политической ситуации в стране; заявляются позиции по законодательным инициативам; анонсируются важные события, касающиеся либо политической карьеры автора блога, либо событий, происходящих в стране и мире; предупреждается распространение дезинформации (фейковой информации).

Например, на официальном сайте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации размещены блоги сенаторов по весьма разнообразным тематикам («Перечитывая Достоевского», «Повышение государственного контроля в сфере защиты данных информационных систем», «О личных фондах», «Российская школа: новый этап» и др.)9.

Важно отметить также и основные функции, которые выполняют блоги, среди которых можно выделить прежде всего коммуникативную, развлекательную, самовыражения и даже психотерапевтическую. Изучением функций блогов занимался, в частности, В. Д. Савенков10.

6 См.: Шамаев И. Н. Классификация блогов рунета // Вестник Волгоградского государственного университета. 2013. № 11. С. 120—124 ; Алексеева А. О. Новые интерактивные медиа в контексте теорий информационного общества : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2006.

7 Scoble R., Israel Sh. Прямое включение. 2006.

8 Революция дневников // URL: https://washprofile. org/?q=ru/node/4540&phpsessid= daef4159969b 7c469d7d978072b867d6 (дата обращения: 5 апреля 2022 г.).

9 URL: http://council.gov.ru/services/discussions/blogs/?page=1 (дата обращения: 5 апреля

2022 г.). ЕЕ

10 Савенков В. Д. Функции блогосферы в РФ и США в XXI веке: сходства и различия // р Социодинамика. 2018. № 3. С. 16—26. ПРАВО

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кутафи на (МПОА)

При этом блоги используются не только с целью общения и распространения социально значимой информации, но могут применяться и в противоправных целях (распространений фейковой информации, мошенничество, призывы к участию в массовых беспорядках и т.д.).

Таким образом, блог — это сайт или страница сайта в сети Интернет, содержащие датированные записи мультимедийного характера (текст блога может комбинироваться с фото-, аудио- и видеоматериалами), расположенные в обратном хронологическом порядке, с возможностью оставления комментариев к записям (возможность стать полноправным оппонентом автора или высказать ему свое одобрение) и просмотра любой из них на отдельной веб-странице.

От блогов следует отграничивать иные интернет-ресурсы, которые принципиально отличаются не только с точки зрения распространяемой информации и субъектного состава, но и с позиции принятия юридически значимых решений, например, в рамках рассмотрения обращений граждан. При таком подходе представляется целесообразным разделять все подобные интернет-ресурсы на три группы:

1) социальные сети;

2) официальные сайты органов государственной власти (органов местного самоуправления);

3) иные сайты (форумы, порталы и проч.).

Блог как форма коммуникации может быть создан на любом из указанных ресурсов, но с позиции обязательности рассмотрения обращений граждан и направления ответов на них подход законодателя различается.

Так, в отношении социальных сетей Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривает возможность создания официального аккаунта государственного органа в социальной сети, в рамках которого могут распространяться различные виды информации (новости, опросы, статистика и проч.). При этом официальные аккаунты в социальных сетях носят информативный характер, посредством них не принимаются и не регистрируются обращения граждан, но обращения могут передаваться в профильные структуры.

В соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» каждый орган государственной власти создает в сети Интернет официальный сайт, который носит обязательный характер и посредством которого принимаются и регистрируются обращения граждан через форму обратной связи. Помимо этого, на официальном сайте должна содержаться информация о порядке направления и рассмотрения обращений граждан, о требованиях к обращениям, обзорах и статистике.

Что касается иных интернет-ресурсов, то, например, согласно постановлению Правительства РФ от 10 ноября 2020 г. № 1802 «О проведении эксперимента по использованию федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" для направления гражданами и юридическими лицами в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам

в

ЕСТНИК Грищенко Г. А.

УНИВЕРСИТЕТА Подходы к правовому регулированию блогосферы имени o.e. кугафина(мгюд) в российском законодательстве

сообщений и обращений, а также для направления такими органами и организациями ответов на указанные сообщения и обращения» с 12 ноября 2020 г. по 30 декабря 2022 г. проводится эксперимент по применению данного портала для рассмотрения обращений граждан. Использование портала носит добровольный характер, обращения граждан принимаются и регистрируются посредством идентификации (что решает вопрос об анонимности обращений), процесс рассмотрения обращения и ответ на него размещается в личном кабинете заявителя.

Представляется, что поддержка общения, ответы на комментарии в сети Интернет в рамках блога позволят создать эффективные механизмы по взаимодействию граждан с органами государственной власти, включая направление и рассмотрение обращений граждан в электронном виде.

В научной среде одним из самых дискуссионных остается вопрос о принадлежности блогов к СМИ.

Некоторые исследователи относят блоги и различные площадки, где происходит общение пользователей и обмен информацией, к онлайн-журналистике, отмечая, что информация посредством блога распространяется таким же образом, как и через СМИ, и это формально дает основания рассматривать данные медиа как сходные форматы распространения информации.

Другие же специалисты придерживаются иной точки зрения, согласно которой блоги не могут быть причислены к СМИ, поскольку представляют собой онлайн-дневники с личными комментариями блогера и являются, скорее, средством коммуникации.

Очевидно, что вопрос о соотношении блогов и СМИ требует дополнительного изучения по ряду параметров, среди которых:

— профессиональный статус журналиста и блогера;

— аудитория СМИ и блога;

— периодичность распространения информации;

— функции, выполняемые СМИ и блогерами;

— методы работы и требования к создаваемому контенту и др.11

Согласно статьям 2 и 8 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон о СМИ) сайт в сети Интернет может быть зарегистрирован как СМИ (сетевое издание) с распространением на него всех юридических гарантий, предусмотренных данным нормативным правовым актом.

При этом блог может быть и сайтом, и страницей сайта, и аккаунтом на видеохостинге. Если в отношении сайта Закон о СМИ допускает возможность его регистрации в качестве СМИ, то ни страница сайта, ни аккаунт на видеохостинге не могут быть зарегистрированы в качестве такового.

Внесение изменений в Закон о СМИ о возможности регистрации блогерами своих страниц сайта, аккаунтов в социальных сетях, мессенджерах и видеохо-стингах в качестве СМИ позволит установить круг прав и обязанностей данных субъектов в цифровой среде и создать дополнительные гарантии при распространении ими информации в сети Интернет. Таким образом, блоги получат статус

И

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е

11 Шерстобоева Е. А, Павленко В. Ю. Тенденции в регулировании российской блогосфе- Р

ры // URL: http://www.mediascope.ru/2039 (дата обращения: 5 апреля 2022 г.). ПРАВО

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

зарегистрированных сетевых изданий, а их владельцы станут учредителями, издателями и редакциями СМИ.

Представляется, что одной из первоочередных задач, которую предстоит решить с позиции законодателя, является правовая характеристика таких категорий, существующих в цифровом пространстве России, как блогосфера, блог, блогер.

Особого внимания заслуживает вопрос об определении понятия «блогер» применительно к существующим правилам пользования цифровым пространством России и международным стандартам регулирования блогерской деятельности.

Среди основных вопросов, которые должны быть решены применительно к определению блогера, следует выделить:

— количественные критерии охвата аудитории;

— качественные критерии размещаемой информации;

— критерии определения юрисдикции, применимой к блогерам.

Помимо этого, в правовом статусе блогера должны быть отражены вопросы обеспечения анонимности в блогосфере, этического регулирования, разграничения юридической ответственности, включая рассмотрение возможности привлечения к ответственности, например за «лайки», которые отражают личное отношение блогера к распространяемой информации, и др.

Среди основных вопросов, требующих тщательной комплексной проработки со стороны представителей государственной власти, экспертов интернет-индустрии, правозащитников и самих субъектов, распространяющих информацию в сети Интернет, выделим следующие:

1) понятие блогосферы;

2) правовой статус блогеров;

3) правовой режим блогов;

4) правовое регулирование рекламы в блогосфере;

5) правовое регулирование налогообложения в блогосфере.

Выработку правовых ориентиров в регулировании вышеуказанных вопросов целесообразно осуществить в рамках разработки и утверждения соответствующей стратегии правового регулирования в блогосфере.

Стратегия правового регулирования в блогосфере позволит выработать комплекс мер, направленных на создание эффективной системы регулирования общественных отношений, возникающих в деятельности блогеров. Основными преимуществами данного подхода к правовому регулированию отношений в блогосфере являются:

— комплексность решения проблемы, достижения цели и задач по правовому регулированию соответствующих отношений;

— определение приоритетности мероприятий, очередности и сроков их реализации, исходя из их социальной и экономической целесообразности;

— обеспечение интеграции мероприятий, носящих различный характер (научно-исследовательский, нормативный, организационный, технический и проч.), при их четкой последовательности в общем процессе достижения конечной цели правового регулирования;

— создание благоприятных условий, необходимых для дальнейшего развития блогосферы.

™^ЕСТНИК

в Я УНИВЕРСИТЕТА

/-имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

Грищенко Г. А.

Подходы к правовому регулированию блогосферы в российском законодательстве

135

Очевидно, что изучаемая тема неизбежно приводит к появлению новой терминологии, например «интернет-блогинг», «блогерство», «блог-тур», «микроблог», «веблог» и др., что, безусловно, подтверждает актуальность данного направления не только с позиции дальнейшего развития общественных отношений, но и с точки зрения эффективного и своевременного правового регулирования.

1. Алексеева А. О. Новые интерактивные медиа в контексте теорий информационного общества : автореф. дис. ... канд. филол. наук. — М., 2006.

2. Евсюкова Т. В., Гермашева Т. М. Основные подходы к определению понятий «блог» и «блогосфера» в лингвистике // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osnovnye-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiy-blog-i-blogosfera-v-lingvistike (дата обращения: 5 апреля 2022 г.).

3. Мухачев С. В. Особенности правового регулирования блогосферы // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-blogosfery? (дата обращения: 5 апреля 2022 г.).

4. Революция дневников // URL: https://washprofile. org/?q=ru/node/4540&PHPSE SSID=daef4159969b 7c469d7d978072b867d6 (дата обращения: 5 апреля 2022 г.).

5. Савенков В. Д. Функции блогосферы в РФ и США в XXI веке: сходства и различия // Социодинамика. — 2018. — № 3. — С. 16—26.

6. Цифровые следы преступлений : монография / колл. авт. — М. : Проспект, 2021. — 168 с.

7. Шамаев И. Н. Классификация блогов рунета // Вестник Волгоградского государственного университета. — 2013. — № 11. — С. 120—124.

8. Шерстобоева Е. А, Павленко В. Ю. Тенденции в регулировании российской блогосферы // URL: http://www.mediascope.ru/2039 (дата обращения: 5 апреля 2022 г.).

БИБЛИОГРАФИЯ

А И Б

m Р

ПРАВО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.