Научная статья на тему 'ЛИЦА ТАТАРСТАНА НА ПРОСТОРАХ ИНТЕРНЕТА'

ЛИЦА ТАТАРСТАНА НА ПРОСТОРАХ ИНТЕРНЕТА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
100
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЛИНГВИСТИКА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА / СОЦИОЛИНГВИСТИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ЧАСТНЫЕ ЛИЦА / БЛОГОСФЕРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванова Т. К., Аржанцева Н. В., Шигин Л. Б.

Влияние интернета на формирование общественного мнения последовательно растет. Интернет является важнейшим механизмом взаимодействия различных слоев населения, публичных деятелей и общественных организаций. Увеличение количества адресных публикаций, возможность прямого общения, доступность информации и ее индивидуализация во Всемирной Сети, а также развитие новых форм предоставляют широкие возможности для популяризации, распространения разного рода данных и формирования общественного мнения. Данная статья посвящена изучению посещаемости блогов общественно-политических деятелей Республики Татарстан. В качестве основного параметра для мониторинга выбрано количество подписчиков (общее количество посещений пользователей Сети). Исследуются формальный и неформальный характер общения, структура записей, наличие обратной связи или отклика читателей, а также дополнительные элементы привлечения пользователей. При изучении блогосферы привлекался также статистический материал общедоступного характера по блогам общественных деятелей и известных инфлюэнсеров. Установлено, что специфика текстовых форм общественно-политической блогосферы Татарстана обусловлена культурно-национальным своеобразием и склонна к повышенной формальности в отличие от авторских блогов отдельных частных лиц. Исходя из сопоставительного анализа уже существующих моделей взаимодействия представителей властных структур, а также отдельных блогеров, для республики необходимо расширять и разнообразить формы подачи информации. При разработке национальной стратегии необходимо учитывать особенности взаимодействия с различными социальными группами, равно как и персонализацию информации в блогах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Иванова Т. К., Аржанцева Н. В., Шигин Л. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLOGS OF СIVIL SERVANTS OF THE REPUBLIC ON THE INTERNET WEB-SITES

The influence of the Internet on the formation of public opinion is consistently growing. The Internet is the most important mechanism of interaction between various segments of the population, public figures and public organizations. The increase in the number of targeted publications, the possibility of direct communication, the availability of information and its individualization on the World Wide Web, as well as the development of new forms provide ample opportunities for popularization, dissemination of various kinds of data and the formation of public opinion. This article is devoted to the study of the attendance of blogs of public and political figures of the Republic of Tatarstan. The number of subscribers (the total number of visits of Network users) is selected as the main parameter for monitoring. The formal and informal nature of communication, the structure of records, the presence of feedback or feedback from readers, as well as additional elements of user engagement are investigated. When studying the blogosphere, statistical material of a publicly available nature on the blogs of public figures and well-known influencers was also involved. It is established that the specificity of textual forms of the socio-political blogosphere of Tatarstan is due to cultural and national identity and is prone to increased formality, unlike the author's blogs of individual individuals. Based on a comparative analysis of existing models of interaction between representatives of government structures, as well as individual bloggers, it is necessary for the republic to expand and diversify the forms of information submission. When developing a national strategy, it is necessary to take into account the specifics of interaction with various social groups, as well as the personalization of information in blogs.

Текст научной работы на тему «ЛИЦА ТАТАРСТАНА НА ПРОСТОРАХ ИНТЕРНЕТА»

© Иванова Т.К., Аржанцева Н.В., Шигин Л.Б., 2021

УДК 327

Научная статья Политические науки

ЛИЦА ТАТАРСТАНА НА ПРОСТОРАХ ИНТЕРНЕТА

Т.К. Иванова1, Н.В. Аржанцева2, Л.Б. Шигин3

1https://orcid.org/0000-0001-5355-6430 2https://orcid.org/0000-0002-0631-3513

1 2 Казанский (Приволжский) федеральный университет 3 Научный центр безопасности жизнедеятельности г. Казань, Россия 1 [email protected], 2 [email protected], 3 [email protected]

Аннотация. Влияние интернета на формирование общественного мнения последовательно растет. Интернет является важнейшим механизмом взаимодействия различных слоев населения, публичных деятелей и общественных организаций. Увеличение количества адресных публикаций, возможность прямого общения, доступность информации и ее индивидуализация во Всемирной Сети, а также развитие новых форм предоставляют широкие возможности для популяризации, распространения разного рода данных и формирования общественного мнения. Данная статья посвящена изучению посещаемости блогов общественно-политических деятелей Республики Татарстан. В качестве основного параметра для мониторинга выбрано количество подписчиков (общее количество посещений пользователей Сети). Исследуются формальный и неформальный характер общения, структура записей, наличие обратной связи или отклика читателей, а также дополнительные элементы привлечения пользователей. При изучении бло-госферы привлекался также статистический материал общедоступного характера по блогам общественных деятелей и известных инфлюэнсеров. Установлено, что специфика текстовых форм общественно-политической блогосферы Татарстана обусловлена культурно-национальным своеобразием и склонна к повышенной формальности в отличие от авторских блогов отдельных частных лиц. Исходя из сопоставительного анализа уже существующих моделей взаимодействия представителей властных структур, а также отдельных блогеров, для республики необходимо расширять и разнообразить формы подачи информации. При разработке национальной стратегии необходимо учитывать особенности взаимодействия с различными социальными группами, равно как и персонализацию информации в блогах.

Ключевые слова: медиалингвистика, политическая лингвистика, социолингвистика, социальные сети, частные лица, блогосфера

Для цитирования: Иванова Т.К., Аржанцева Н.В., Шигин Л.Б. Лица Татарстана в блогах: общественно-политическая сфера между частной и публичной жизнью // Российские исследования. 2021. Том 2. № 4. С. 52-64.

Original article Political Sciences

BLOGS OF CIVIL SERVANTS OF THE REPUBLIC ON THE INTERNET WEB-SITES

T.K. Ivanova1, N.V. Arzhantseva2, L.B. Shigin3

1https://orcid.org/0000-0001-5355-6430 2https://orcid.org/0000-0002-0631-3513

1 2Kazan Federal University, Kazan, Russia 3 Scientific Center for Life Safety Kazan, Russia

Abstract. The influence of the Internet on the formation of public opinion is consistently growing. The Internet is the most important mechanism of interaction between various segments of the population, public figures and public organizations. The increase in the number of targeted publications, the possibility of direct communication, the availability of information and its in-dividualization on the World Wide Web, as well as the development of new forms provide ample opportunities for popularization, dissemination of various kinds of data and the formation of public opinion. This article is devoted to the study of the attendance of blogs of public and political figures of the Republic of Tatarstan. The number of subscribers (the total number of visits of Network users) is selected as the main parameter for monitoring. The formal and informal nature of communication, the structure of records, the presence of feedback or feedback from readers, as well as additional elements of user engagement are investigated. When studying the blogosphere, statistical material of a publicly available nature on the blogs of public figures and well-known influencers was also involved. It is established that the specificity of textual forms of the socio-political blogosphere of Tatarstan is due to cultural and national identity and is prone to increased formality, unlike the author's blogs of individual individuals. Based on a comparative analysis of existing models of interaction between representatives of government structures, as well as individual bloggers, it is necessary for the republic to expand and diversify the forms of information submission. When developing a national strategy, it is necessary to take into account the specifics of interaction with various social groups, as well as the personalization of information in blogs.

Keywords: medialinguistics, political linguistics, sociolinguistics, social media, civil servants, blogosphere

For citation: Ivanova T.K., Arzhantseva N.V., Shigin L.B. Blogs of civil servants of the republic on the internet web-sites. Journal of Russian Studies. 2021;2(4):52-64. (In Russ.)

С начала XXI века Интернет активно вторгся в социально-политическую сферу российской действительности как пространство для новых форм социального взаимодействия. Интернет-коммуникация, как известно, тесно связана с социокультурными характеристиками информационного общества, представленными в работах многих зарубежных и российских исследователей (Д. Белла, Т. Ван Дейка, Дж. Гэлбрейта, М. Маклю-эна, Н. Фарклоу, С.В. Бондаренко, В.Л. Иноземцева, В.П. Карасика и др.).

Исследование блоговых сообщений как особой сферы живого общения осуществляется сегодня с точки зрения разных наук: медиевистики, прагмалингвистики, дискурс-анализа, психологии, информатики и т.д. Блог относится к личностно-ориентированной коммуникативной сфере, которая так востребована в обществе. Речевые жанры неформального общения, менее изучены в настоящее время, чем жанры формальной коммуникации Блог же в процессе своего развития может приобретать признаки и той, и другой сферы.

«В связи с развитием интернета особую социальную актуальность приобретает идея создания единой информационной среды и предоставления равных возможностей получения доступа к информационным ресурсам для всех его пользователей. Таким образом, он становится важным фактором социокультурного и экономического развития общества. По мере расширения круга пользователей интернета происходит адаптация к новому коммуникативному пространству различных социальных институтов, диверсифицируется образ пользователя, активизируется потребность в появлении новых сервисов, сайтов и технических решений, что приводит к расширению социально-коммуникативного функционала интернет-пространства» [7, с. 5-6]. В этом случае изучению подлежит не только сам блог как форма общения, а его функциональный потенциал, характеристики и особенности реализации в той или иной среде, т.е. его текстовая реализация, соотнесенная с интерактивным интерфейсом.

Интернет как особая система имеет особые требования к текстовой части, а также способам реализации различных форм подачи материала. В дискурсивном исследовании учитывается их специфика. Изучение блогосферы как специфической среды интернет-коммуникации, выполняющей особые социокоммуникативные функции, является одним из наиболее активно развивающихся направлений современной лингвистики [7, с 6]. Тексты блогов («блоговые посты» - отдельные сообщения, опубликованные для публичного чтения) также активно востребованы как материал анализа различных гуманитарных наук: политологии и культурологии. Важной для исследователей является фиксация актуальных тенденций блогосферы, отражающих текущее состояние совре-

54

менного общества в одном из аспектов. Однако темпы развития бло-госферы опережают темпы появления научных публикаций, посвященных данной теме. В связи с этим, чтобы представить состояние текущего периода, важно проследить динамику развития блогосферы. Учет функциональной специфики блогосферы как особого дискурса и динамики его развития также определяет актуальность данной работы.

Специфика текстовых форм дискурса блогосферы рассматривается в жанровом аспекте - одном из самых востребованных аспектов исследования блогового текста.

Блог как жанр интернет-дискурса уже активно рассматривался исследователями (И.Г. Ахметзянов, Е.А. Баженова, Т.М. Гермашева, Е.И. Го-рошко, И.Н. Загоруйко, Я.В. Трепак и др.), однако социально обусловленная динамика развития блогосферы еще не была рассмотрена.

В ходе исследования были рассмотрены чуть более десятка блогов, принадлежащих известным общественно-политическим лидерам республики Татарстан, а также проведено сравнение по лидирующим ин-флуенсерам Татарстана и зарубежья с целью установления стратегии дальнейшего развития блогосферы. К анализу привлекаются тексты авторов личных блоговых журналов (персональных авторских блогов, ведущихся одним лицом), созданных и функционирующих в блогосфере Рунета с 2001 г. (приблизительная дата начала использования блог-платформ в кириллическом сегменте интернета) по настоящее время. Для Татарстана активное использование блогосферы в политической сфере началось около 2012 года.

Блоги, будучи продуктом медиа (совокупности текстовой, звуковой и визуальной информации, воспроизводимой как традиционными средствами массовой коммуникации, так и средствами, использующими цифровые и сетевые технологии коммуникации), являются именно «новыми медиа» и, следовательно, представляют собой в первую очередь платформу для коммуникации. Обращение к дискурсу блогосферы в заявленном аспекте предполагает необходимость учета социальных факторов ее развития в двух аспектах: (1) влияние социальных потребностей использования интернет-пространства; (2) влияние внутренних коммуникативно-функциональных и технических изменений интернет-пространства, отвечающих заявленным потребностям.

Характеристика дискурса блогосферы осуществляется в двух аспектах: во-первых, в социолингвистическом аспекте, реализация которого опирается на социолингвистическое положение о зависимости языка от социальных условий его существования (Ш. Балли, В.Е. Голь-дин, Л.К. Граудина, Т.В. Кочеткова, У. Лабов, Н.Б. Мечковская, О.Б. Сиро-тинина, Е.Н. Ширяев, Д.Н. Шмелев и др.); во-вторых, на основании значимости канала связи, через который осуществляется социальная коммуникация (А.А. Кибрик, Ф.И. Шарков и др).

Прежде всего необходимо понимать, что представляет перед собой блог. В переводе с английского blog (или web log) означает «интернет-журнал», «онлайн-дневник». В нем пользователь делится своими мыслями, рассказывает о своей жизни, публикует новости или просто информационный материал. Тип и характер публикуемого контента определяет сам бло-гер - отправитель текста. Особой отличительной черной этого жанра медиа является интонация. Удивительно, что если сначала людям просто нравилось делиться с друзьями и окружающими своей жизнью, то позже бло-госфера стала популярной площадкой для людей - специалистов в определённой сфере, стремящихся донести знания и актуальную информацию в массы. Более того, блог также стал популярен для представителей официальных локальных и международных организаций, что непосредственно соотносится с политической жизнью общества [4].

Термин «блогосфера» (автор неологизма - Брэд Грэм) появился в 1989 г. и обозначал «совокупность всех блогов», которых на тот момент было несравнимо меньше, чем сейчас. Тогда их во всем мире насчитывалось всего несколько сотен, а сейчас, по некоторым экспертным оценкам, более ста миллионов [8].

В политике взаимосвязь СМИ и политического пространства получила название медиатизации политики. Эта тенденция имеет ряд преимуществ, например, можно назвать доступность информации, расширение аудитории. Этот процесс призван значительно укрепить демократию. Несомненным плюсом является и тот факт, что блогосфера позволяет читателям рассмотреть блогера-политика со всех сторон - как личность, в целом.

Однако, при рассмотрении вопросов медиакоммуникации, становится очевидным, что в целях привлечения большей аудитории посты нередко превращаются в некую «игру», которая действует на аудиторию обратным образом, отталкивая читателей и тогда они теряют интерес к ним интерес, и к серьезным политическим вопросам, в частности.

В этой связи очень важно обратить внимание на понятие «ме-диаобраз». Под этим словом подразумевается «особый образ реальности, предъявляемый массовой аудитории медиаиндустрией». Каждая политическая личность пытается создать свой уникальный медиаобраз, путем использования различных техник манипуляции.

Особое внимание следует уделить следующей особенности презентации информации в медиапространстве, как использование псевдонимов и прозвищ. При этом необходимо понимать, что частое их употребление оставляет свой след на репутации личности.

Согласно данным, приводимым на сайте интернет-издания «Идель» [11], первое место в блогосфере среди руководителей Татарстана занимает Президент Татарстана Рустам Минниханов. Его блог является лидирующим в Instagram. У него нет определенного стиля, но в бло-

ге отражено все, что происходит в республике. Стартом блога считается

56

11 марта 2013 года, и за этот период сделано около 12 тыс. публикаций. Легко узнаваемым является традиционное фото Площади свободы рабочего места Президента. Президент делает акцент на посты, сторис публикуются редко.

Блог Министра молодежи РТ Д.И. Фаттахова, который Дамир Иль-дусович завел 8 лет назад, также привлекает подписчиков. Традиционно в своем аккаунте он публикует отчеты ведомства, но также есть и личный контент, например рубрика по выходным #Папиндень, где есть походы на рыбалку с детьми, супруга. Каждый день публикуется обычно один пост. Есть личная позиция по на актуальным темам, сторис, в сопровождении опросов и гивков.

Одним из лидеров в рейтинге популярности аккаунта в республике является Наталья Фишман-Бекмамбетова [11]. Она старается вести блог в определенном стиле. Среди публикаций - информация о реализованных проектах Татарстана, также о будущем республики, немного личной жизни с мужем (аккаунт Тимура Бекмамбетова имеет 142 тыс. подписчиков). Также у нее есть милые лабрадоры, которые любят позировать для фото. Подписчики могут найти в аккаунте и цепляющие фразы о любви, о городе, о жизни. Наталия больше выкладывает сторис, чем посты.

Министр цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи РТ Айрат Ринатович Хайруллин тоже является активным инстаблогером. В описании аккаунта сказано: «В чем смысл жизни? Делать добро!» Определенного стиля ведения у него нет, но Айрат Ринатович открыт для обратной связи, в конце поста всегда обращается к подписчикам: «А вы как думаете? Пишите в комментариях». Посты, конечно, публикует не каждый день, но раз в неделю точно делает пост.

Также активно инстаблог ведет Министр спорта РТ. Владимир Александрович, который делится с подписчиками предстоящими спортивными событиями, а также показывает свою активную деятельность. Публикует интервью спортсменов, которые выиграли в соревнованиях. Первый пост министр выложил в далеком 2012 году. Министр меньше публикует личную жизнь, но зато вы всегда будете в курсе спортивных событий РТ. Занимаясь плаванием, иногда Владимир Александрович выкладывает сторис, но посты делает регулярно.

Через соцсети с населением общаются и главы районов, например Альметьевского. Еженедельно Тимур Дмитриевич проводит прямые эфиры с рассказами о своей деятельности, делает заявления и отвечает на вопросы подписчиков. В его аккаунте фото Альметьевска или жителей чередуются с сохраненными прямыми эфирами. Не отстают Глава администрации Кировского и Московского районов Казани Сергей Миронов, Глава Кукморского района Сергей Димитриев.

В соцсетях активно работают депутаты Госдумы РФ от Татарстана, например, заместитель председателя Комитета по экономической поли-

тике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательства Альфия Гумаровна Когогина.

Муфтий РТ Камиль Самигуллин не входит в список инстаполити-ков, но через подписку обнаруживает высокую социальную активность в разных группах.

Объединяющей чертой вышеперечисленной подборки блогов является выбор сети Instagram в качестве площадки для коммуникации, пространственно-временная привязка аккаунтов к особенностям республики Татарстан (язык, культура, традиции и др...), а также профессиональные взвешенные и выверенные публикации. Обращает на себя внимание факт ретрансляции информации.

В рейтинге популярности YouTube - блогов Татарстана, опубликованного Интернет-изданием Реальное время [3] нет аккаунтов лиц, связанных с официально - политической сферой республики. Однако по популярности и оказываемому влиянию на общественное мнение данная сеть постоянно наращивает обороты.

Итак, данные по сети Instagram для республик Татарстан с населением 3 894 120 человек по данным сети Интернет (данные от 17.09.2021):

Рустам Минниханов , @rusminnikhanov , 568 000 подписчиков Дамир Фаттахов @damirfattakhov 30 000 подписчиков Наталия Фишман-Бекмамбетова @nataliafishmanbekmambetova 38 000 Айрат Хайруллин @ khayrullinayrat 31,5 тыс. подписчиков Владимир Леонов @vleonov 28,1 тысяч подписчиков Тимур Нагуманов @nagumanovtd 25,7 тыс. подписчиков Альфия Когогина @akogogina 15,9 тыс. подписчиков Камиль Самигуллин @kamilhazrat 51 тыс. подписчиков (ср. данные в статье А. Хабибуллиной от 19.02.2021, [11]).

Сами по себе показатели количества подписчиков аккаунтов в нашем случае не могут быть однозначно интерпретированы, кроме как по параметру популярности среди аудитории, что, конечно, важно. Однако разные социальные сети могут иметь разные соотношения и критерии. Для понимания стратегии дальнейшего развития необходимо понимать, что количество подписчиков, которое образует рейтинговые показатели, может быть связано и с территориально-административными признаками и индивидуальными интересами подписчиков, а также популярностью той или иной социальной сети.

Для сравнения, официальный канал Президента РФ В.В. Путина (https://twitter.com/KremlinRussia), имеет 3,4 млн читателей. При этом имеется параллельный официальный канал на Yutube, где статистика приводится по каждой тематике в отдельности и может варьироваться от нескольких тысяч подписчиков до десятков тысяч (https://www.youtube.com/user/kremlin). Даже по параметру численности населения Российской Федерации, которое, согласно официальным

58

данным Росстата, составляет 146 млн. человек, невозможно определить важность и успешность коммуникации властных структур и конкретной аудитории.

Однако можно отметить определенные элементы, которые влияют на интерес и привлекают, таким образом, подписчиков, что напрямую ведет к распространению идей и увеличению влияния на аудиторию.

Например, в числе ТОП-10 самых влиятельных политически ориентированных блогеров России White Squer Journal названы Артемий Лебедев, Юрий Дудь, Илья Варламов, Никина Михалков, Антон Пивоваров, Леонид Парфенов, Ксения Собчак и др. [1]. В структуре публикаций данных блогов в дополнение к информационной части присутствует более широкая палитра инструментов: ярко выраженная личностная позиция, более широкое предоставление обратной связи, возрастная градация материалов, использование разных видов соцсетей.

Особенно важно обратить внимание на такую особенность публичных политических высказываний в блогах, как их определенная структура. Она обеспечивает четкий, ясный и логичный поток информации, упорядочивая мысли. Здесь отправитель может позволить себе написать только главную мысль, для краткости. Отчасти это объясняется тем, что аудитория в социальных сетях не всегда дочитывает тексты большого объема. Например, что касается социальной сети «Instagram», то исследование «Popsters» [https://popsters.ru/] свидетельствует, что именно посты средней длины (160-1000 символов) имеют наибольшую способность к вовлеченности аудитории. Число реакций на такие посты выше на 56% по сравнению с длинными постами и на 18% выше, чем на короткие [2]. Как правило, язык политических выступления сухой и краткий, богатый на обобщенную терминологию, со своеобразным использованием эмотивных единиц.

Нельзя отрицать и влияние фактора формальности / неформальности аккаунта (в нашем случае ведение частного блога и блога от официального лица как представителя властных структур). Так, при анализе аккаун-тов зарубежных политических лидеров обнаруживается возможность более «интимного» общения с населением путем создания параллельных ак-каунтов, где политическое лицо может проявить большую степень близости с «обычным человеком» - показать свои эмоции, иметь те же проблемы, что и «среднестатистический гражданин». Чаще всего такие элементы присутствуют не у политиков, а у популярных «инфлюэнсеров» с коммерческими проектами. Особым спросом пользуется сеть YouTube.

За рубежом многие политики все шире применяют блоги как средство коммуникации и повышения своей популярности. Есть дневники, открытые от имени Хиллари Клинтон, Ангелы Меркель, Сеголен Руаяль и даже Махмуда Ахмадинежада. Возрастает также информационная роль блогов как своеобразной альтернативы официальным СМИ. В частности,

во время войны в Ираке появились блоги американских солдат, сообщавших о том, что реально происходило на театре военных действий [8].

Использование в социально-политических целях сетевых структур позволяет, с одной стороны, организовать широкую трансляцию информации и ее обсуждение, с другой - дает возможность учета индивидуальных потребностей пользователей фокус-групп.

Вхождение политики в Интернет приводит к тому, что любые серьезные проблемы в «национальных» секторах блогосферы немедленно получают резонанс. Аудитория блогов имеет непосредственно реагирует на публикуемые в сети материалы.

Разнообразие мнений и информации, представляемой в них, очень высоко и чтобы не упустить возможность формирования связи с населением даже при существенных показателях количества подписчиков у представителей властных структур, в Республике Татарстан следует 1) расширить использование различных социальных сетей и видов контента, что может быть достигнуто ведением параллельных блогов на нескольких платформах (имеют активные пользователи сетей - Р.Н. Миннеханов, Дамир Фаттахов...); 2) разнообразить контент блогов по целевому принципу (информирование, популяризация и др.), а также по возрастным критериям (традиционная социальная ориентированность или ее расширение); 3) использовать накопленный положительный опыт коммерческих проектов, успешных инфлюэнсеров, а также зарубежных коллег. Ведению аккаунтов в соцсетях нужно тоже обучать, и не только студентов-политологов, так тенденции и тренды настолько быстро меняются, что при полноценном рабочем дне среднестатистического политика для успешного присутствия в сетях требуется помощь.

Список источников

1. «Рейтинг ТОП-10 самых влиятельных политических блогеров России», 19 марта 2021, https://wsjournal.ru/rejting-top-10-samyh-vliyatelnyh-politicheskih-blogerov-rossii/

2. Активность аудитории в социальных сетях: Исследование активности в 2020 году [сайт]. Текст: электронный. URL: https://popsters.ru/blog/post/aktivnost-auditorii-v-socialnyh-setyah--issledovanie-aktivnosti-v-2020-godu?ref=vc.ru (дата обращения: 27.04.2021).

3. Голыжбина Ольга, Артемьев Александр, Кощеев Сергей. «Татарский феномен» YouTube: проекты мирового уровня при дефиците героев». Текст электрон. // - https://realnoevremya.ru/artides/172671-reyting-populyarnosti-youtube-blogov-tatarstana 24.04.2020

4. Евсюкова Т.В., Гермашева Т.М. Основные подходы к определению

понятий «блог» и «блогосфера» в лингвистике. Текст : электронный //

https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-opredeleniyu-

60

ponyatiy-blog-i-blogosfera-v-lingvistike (дата обращения: 19.09.2021) Tat'yana V. Evsyukova, Tat'yana M. Germasheva the main approaches to the definition «blog» and «blogosphere» in linguistics

5. Иванова Л. В. К вопросу о кризисе критического мышления в дискурсе политической блогосферы. Текст электрон. // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 1 (35). С. 102-111. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10113

file:///C:/Users/User/Desktop/Дискурс+Политика/блог/k-voprosu-o-krizise-kriticheskogo-myshleniya-v-diskurse-politicheskoy-blogosfery.pdf Ivanova L. V. To the question of the crisis of critical thinking in the discourse of the political blogosphere // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. № 1 (35), pp. 102-111. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10113

6. Кашин, О. Интернет: здесь маленькие кажутся большими. Политические возможности блогосферы - феномен XXI века. Текст электрон. // http://www. ng.ru/ng_politics/2007-04-26/6_internet.html

7. Кочеткова М.О. Жанровая динамика дискурса блогосферы : социолингвистический аспект : дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Кочеткова М. О. [Место защиты: Нац. исслед. Том. гос. ун-т]. -Томск, 2016. - 252 с., диссертация, 2016, с.5-6.

8. Крестинина Е.С., Чернышов Ю.Г. Использование интернет-блогов и «социальных сетей» в российской публичной политике. Текст : электронный // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-internet-blogov-i-sotsialnyh-setey-v-rossiyskoy-publichnoy-politike/viewer

9. Подробнее: URL http://idel-tat.ru/news/kultura/top-10-chinovnikov-chinovnikov-blogerov-tatarstana-1 // (19.02.2021).

10. Полонский А.В. Массмедийность как качество текста современных массмедиа. Текст электрон. // URL https://www.researchgate.net/publication/345087711_Massmedijnost_kak_ kacestvo_teksta_sovremennyh_mass-media

11. Хабибуллина А. Топ-10 чиновников-блогеров Татарстана + 1. Текст электрон. URL http://idel-tat.ru/news/kultura/top-10-chinovnikov-chinovnikov-blogerov-tatarstana-1

12. Akhmetzyanov I.G., Mullagaliev N.K., Garaeva A.K., (2020). The position of the politicians to the current situations (based on linguistic representation of emotional and evaluative modality in the speech of M. Sh. Shaimiev and M. H. Thatcher) / I.G. Akhmetzyanov, N.K. Mullagaliev, A.K. Garaeva // Applied linguistic research journal. - 2020. 4 (8). P. 103-111. (in English).

13. Bronstein, Jenny (2013). Personal blogs as online presences on the internet: Exploring self-presentation and self-disclosure in blogging // Aslib Proceedings: new information perspectives. Vol.65, No.2, 2013, pp.161-181. DOI -10.1108/00012531311313989 (in English).

14. Thompson, G. (2003). Weblogs, Warblogs, the Public Sphere, and Bubbles. In: ZMiga, H., Puig-I-Abril, E., Rojas, H. (2009). Weblogs, traditional sources

online and political participation: An assessment of how the internet is changing the political environment. New Media Society, 11: 553-574. (in English).

15. Web-site: https://goodbye-office.com/

16. Yazdanifard, R., Obeidy, W., Yusoff, F., Babaei, H. (2011). Social Networks and Microblogging; The Emerging Marketing Trends & Tools of the Twenty-first Century. [Electronic resource]. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/15ca/4f6a672e37ca130419d1f4f3e9bb8bd 7d39c.pdf (in English).

17. You, X., Ma, Y., Liu, Z., Hu, B., Dong, X. (2017). Micro-blog public sentiment propagation model based on complex network theory. Agro food industry hi-tech, 28: 1223-1227. Thompson, G. (2003). Weblogs, Warblogs, the Public Sphere, and Bubbles. In: Zuniga, H., Puig-I-Abril, E., Rojas, H. (2009). Weblogs, traditional sources online and political participation: An assessment of how the internet is changing the political environment. New Media Society, 11: 553-574. (in English).

References

1. The audience activism in social networks: the research of the activity in 2020. URL: https://popsters.ru/blog/post/aktivnost-auditorii-v-socialnyh-setyah--issledovanie-aktivnosti-v-2020-godu?ref=vc.ru (date of access: 27.04.2021). (in Russian).

2. Evsyukova, T.V. , Germasheva, T.M. (2015) The main approaches to the definition «blog» and «blogosphere» in linguistics // Humanities, socio-economic and social sciences , 2015, No. 11-2, pp. 234-239. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiy-blog-i-blogosfera-v-lingvistike (date of access: 19.09.2021) (in Russian)

3. Galiakberova Rimma R., Garifullina Dilyara B., Khismatullina Lyutsiya G., (2019). speech portrait of a political leader (based on the inaugural addresses of the russian and us presidents)//revista genero & direito. - 2019. -Vol.8, Is.7. - P.347-357

4. Golyzhbina, O., Artem'ev, A., Koscheev, S. (2020). "Tatar phenomenon". YouTube: world projects while experiencing heroes deficit. URL: https://realnoevremya.ru/articles/172671-reyting-populyarnosti-youtube-blogov-tatarstana (date of access 24.04.2020) (in Russian).

5. Ivanova, L.V. (2020). To the question of the crisis of critical thinking in the discourse of the political blogosphere // Znak: problemnoe pole me-diaobrazovanija. 2020. № 1 (35), pp. 102-111. DOI: 10.24411/2070-06952020-10113 (in Russian)

6. Kashin, 0. (2007). Internet: here the small seem big. Political capacity of blogosphere as a XXI century phenomenon URL: http://www.ng.ru/ng_politics/2007-04-26/6_internet.html. (in Russian).

7. Khabibullina, A. (2021). Top-10 Ton-10 civil servants-bloggers in Ta-

tarstan URL: http ://idel-tat.ru/news/kultura/top-10-chinovnikov-chinovnikov-

62

blogerov-tatarstana-1 // (date of access 19.02.2021) (in Russian).

8. Kochetkova, M.O, (2016). Genre dynamics of the blogosphere discourse: socio-linguistic aspect. Dissertation thesis. Tomsk, 2016. 252 p. (in Russian).

9. Krestinina, E.S., Chernyshov, U.G. (2008). The usage of Internet blogs and social networks in Russian public politics. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-internet-blogov-i-sotsialnyh-setey-v-rossiyskoy-publichnoy-politike/viewer

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Polonskiy, A.V. Massmediity as the characteristics of the text in modern mass media URL: https://www.researchgate.net/publication/ 345087711_Massmedijnost_kak_kacestvo_teksta_sovremennyh_mass-media (in Russian)

11. Rating of Top-10 the most influential political bloggers of Russia, March, 19, 2021. URL: https://wsjournal.ru/rejting-top-10-samyh-vliyatelnyh-politicheskih-blogerov-rossii (in Russian).

12. Akhmetzyanov I.G., Mullagaliev N.K., Garaeva A.K., (2020). The position of the politicians to the current situations (based on linguistic representation of emotional and evaluative modality in the speech of M. Sh. Shaimiev and M. H. Thatcher) / I.G. Akhmetzyanov, N.K. Mullagaliev, A.K. Garaeva // Applied linguistic research journal. - 2020. 4 (8). P. 103-111. (in English).

13. Bronstein, Jenny (2013). Personal blogs as online presences on the internet: Exploring self-presentation and self-disclosure in blogging // Aslib Proceedings: new information perspectives. Vol.65, No.2, 2013, pp.161-181. DOI -10.1108/00012531311313989 (in English).

14. Thompson, G. (2003). Weblogs, Warblogs, the Public Sphere, and Bubbles. In: ZMiga, H., Puig-I-Abril, E., Rojas, H. (2009). Weblogs, traditional sources online and political participation: An assessment of how the internet is changing the political environment. New Media Society, 11: 553-574. (in English).

15. Web-site: https://goodbye-office.com/

16. Yazdanifard, R., Obeidy, W., Yusoff, F., Babaei, H. (2011). Social Networks and Microblogging; The Emerging Marketing Trends & Tools of the Twenty-first Century. [Electronic resource]. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/15ca/4f6a672e37ca130419d1f4f3e9bb8bd 7d39c.pdf (in English).

17. You, X., Ma, Y., Liu, Z., Hu, B., Dong, X. (2017). Micro-blog public sentiment propagation model based on complex network theory. Agro food industry hi-tech, 28: 1223-1227. Thompson, G. (2003). Weblogs, Warblogs, the Public Sphere, and Bubbles. In: ZMiga, H., Puig-I-Abril, E., Rojas, H. (2009). Weblogs, traditional sources online and political participation: An assessment of how the internet is changing the political environment. New Media Society, 11: 553-574. (in English).

Авторы публикации

Authors of the publication

Иванова Татьяна Константиновна

- доктор филологических наук, доцент кафедры иностранных языков в сфере международных отношений, Казанский федеральный университет, Казань, Россия.

Аржанцева Наталья Валерьева -

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков в сфере международных отношений, Казанский федеральный университет, Казань, Россия.

Шигин Леонид Борисович - кандидат технических наук, заместитель директора ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности», г. Казань, Россия.

Tatiana K. Ivanova - Doctor of Sciences (Philology), Associate Professor, Department of Foreign Languages in the field of International Relation, Kazan Federal University, Kazan, Russia.

Natalia Valerjeva Arzhantseva -

PhD (Linguistics), Associate Professor, Department of Foreign Languages in the field of International Relations, Kazan Federal University, Kazan, Russia.

Leonid Borisovich Shigin - Candidate of Technical Sciences, Deputy Director of GBU "Scientific Center for Life Safety", Kazan, Russia.

Статья поступила в редакцию 02.10.2021; одобрена после рецензирования 08.10.2021; принята к публикации 14.10.2021.

The article was submitted 02.10.2021; approved after reviewing 08.10.2021; accepted for publication 14.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.