Научная статья на тему 'ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЧНОЙ ИСТОРИИ: ОТ ЗРИТЕЛЬСКОГО ВНИМАНИЯ К ПОЛИТИЧЕСКОМУ ДИСКУРСУ'

ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЧНОЙ ИСТОРИИ: ОТ ЗРИТЕЛЬСКОГО ВНИМАНИЯ К ПОЛИТИЧЕСКОМУ ДИСКУРСУ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
184
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГ / БЛОГОСФЕРА / ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО / ПУБЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ / ЛИДЕРЫ МНЕНИЙ / НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ / КОНТЕНТ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / СМИ / BLOG / BLOGOSPHERE / POLITICS / STATE / PUBLIC HISTORY / OPINION LEADERS / RECENT HISTORY / CONTENT / HISTORICAL MEMORY / MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Токарева Елена Анатольевна

Предметом исследования, результаты которого представлены в статье, является культура исторической памяти в российском обществе. Это справедливо и в контексте прошлого, и в свете современного формирования новейшей истории. Особенностью социальной структуры российского общества является то, что культурно-историческое формирование, а также проблемы исторической памяти являются предметом диалога не общества и историков, а находятся под авторитетом государства, властей или отдельных влиятельных политических деятелей. С началом нового тысячелетия большую популярность приобрели альтернативные способы коммуникации, а именно интернет-платформы и блоги. Быстрое распространение и популяризация этой сферы привели к тому, что по влиянию авторов сообщений в социальных сетях на формирование общественного мнения интернет-ресурс стал соизмерим с телевизионными и бумажными средствами распространения информации. Задача статьи - рассмотреть блоги как явление новой интерактивной политической культуры в процессе политической коммуникации, а также роль блогов в формировании новой истории России. Основными методами научного исследования стали информационный и аналитический подходы к изучению развития блогов как платформы общественной журналистики; метод синтеза использован для определения уровней изученности очерченного вопроса, обобщения полученных результатов и для выявления перспектив дальнейших исследований. Дискурс-анализ текстовых (и визуальных) материалов, вместе с контент-анализом, составили стандартный методологический инструментарий работы с содержимым блогосферы. Уменьшение авторитетности академических знаний в области истории обозначило постепенное формирование нового стиля исторического мышления и новых аналитических подходов. Эту новую конфигурацию принято называть «социальной формой знаний» об истории. На наших глазах происходит процесс легитимации этих новых для историка источников информации. Особое место среди них принадлежит материалам блогосферы, где роль лидеров мнений берут на себя представители отдельного сектора блогосферы, которые поднимают важные мировоззренческие и социокультурные вопросы и формируют мнения аудитории по данным проблемам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPACE OF CONTEMPORARY PUBLIC HISTORY: FROM VIEWER’S ATTENTION TO POLITICAL DISCOURSE

The subject of the article is the culture of historical memory in Russian society. This is true in the context of the past, and in the light of modern formation of recent history. The specificity of Russian social structure is that cultural and historical formation aspects as well as problems of historical memory are discussed by politicians, rather than society and historians. The new millennium began with the advent of alternative communication via Internet platforms and blogs that gained popularity. The rapid dissemination and popularization of this sphere resulted in manipulations with the public opinion through messages on social networks, which became alternative to the impact of television and newspapers. The purpose of the article is to examine blogging as a phenomenon of a new interactive political culture and their role in shaping the new history of Russia. The study uses information and analytical approaches to investigate the development path of blogging platforms as a ground for public journalism. The synthesis method was used to summarize the knowledge of the matter, generalize findings, and to identify prospects for further research. Textual and visual materials were exposed to discourse and content analyses, constituting the standard methodological toolkit for working with the blogging content. The authority of academic knowledge of history decreases, assuming the gradual formation of a new style of historical thinking and new analytical approaches. This new configuration is commonly called the “social form of knowledge” about history. We are witnessing the legitimization of these sources of information that are new to historians. A special place among them belongs to materials emerging and found within the blogosphere, where opinion leaders are representatives of a particular sector of the blogosphere raising important philosophical and socio-cultural questions and forming the audience’s opinion on them.

Текст научной работы на тему «ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЧНОЙ ИСТОРИИ: ОТ ЗРИТЕЛЬСКОГО ВНИМАНИЯ К ПОЛИТИЧЕСКОМУ ДИСКУРСУ»

УДК 930.2+32.019.51 001: 10.31862/2073-9613-2020-2-255-265

ББК 63.3(4Рос)

ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЧНОЙ ИСТОРИИ: от зрительского внимания к политическому дискурсу

Е.А. Токарева

Аннотация. Предметом исследования, результаты которого представлены в статье, является культура исторической памяти в российском обществе. Это справедливо и в контексте прошлого, и в свете современного формирования новейшей истории. Особенностью социальной структуры российского общества является то, что культурно-историческое формирование, а также проблемы исторической памяти являются предметом диалога не общества и историков, а находятся под авторитетом государства, властей или отдельных влиятельных политических деятелей. С началом нового тысячелетия большую популярность приобрели альтернативные способы коммуникации, а именно интернет-платформы и блоги. Быстрое распространение и популяризация этой сферы привели к тому, что по влиянию авторов сообщений в социальных сетях на формирование общественного мнения интернет-ресурс стал соизмерим с телевизионными и бумажными средствами распространения информации. Задача статьи — рассмотреть блоги как явление новой интерактивной политической культуры в процессе политической коммуникации, а также роль блогов в формировании новой истории России. Основными методами научного исследования стали информационный и аналитический подходы к изучению развития блогов как платформы общественной журналистики; метод синтеза использован для определения уровней изученности очерченного вопроса, обобщения полученных результатов и для выявления перспектив дальнейших исследований. Дискурс-анализ текстовых (и визуальных) материалов, вместе с контент-анализом, составили стандартный методологический инструментарий работы с содержимым блогосферы. Уменьшение авторитетности академических знаний в области истории обозначило постепенное формирование нового стиля исторического мышления и новых аналитических подходов. Эту новую конфигурацию принято называть «социальной формой знаний» об истории. На наших глазах происходит процесс легитимации этих новых для историка ис-

255

© Токарева Е.А., 2020

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

точников информации. Особое место среди них принадлежит материалам блогосферы, где роль лидеров мнений берут на себя представители отдельного сектора блогосферы, которые поднимают важные мировоззренческие и социокультурные вопросы и формируют мнения аудитории по данным проблемам.

Ключевые слова: блог, блогосфера, политика, государство, публичная история, лидеры мнений, новейшая история, контент, историческая память, СМИ.

THE SPACE OF CONTEMPORARY PUBLIC HISTORY: From Viewer's Attention to Political Discourse

I E.A. Tokareva

256

Abstract. The subject of the article is the culture of historical memory in Russian society. This is true in the context of the past, and in the light of modern formation of recent history. The specificity of Russian social structure is that cultural and historical formation aspects as well as problems of historical memory are discussed by politicians, rather than society and historians. The new millennium began with the advent of alternative communication via Internet platforms and blogs that gained popularity. The rapid dissemination and popularization of this sphere resulted in manipulations with the public opinion through messages on social networks, which became alternative to the impact of television and newspapers. The purpose of the article is to examine blogging as a phenomenon of a new interactive political culture and their role in shaping the new history of Russia. The study uses information and analytical approaches to investigate the development path of blogging platforms as a ground for public journalism. The synthesis method was used to summarize the knowledge of the matter, generalize findings, and to identify prospects for further research. Textual and visual materials were exposed to discourse and content analyses, constituting the standard methodological toolkit for working with the blogging content. The authority of academic knowledge of history decreases, assuming the gradual formation of a new style of historical thinking and new analytical approaches. This new configuration is commonly called the "social form of knowledge" about history. We are witnessing the legitimization of these sources of information that are new to historians. A special place among them belongs to materials emerging and found within the blogosphere, where opinion leaders are representatives of a particular sector of the blogosphere raising important philosophical and socio-cultural questions and forming the audience's opinion on them.

Keywords: blog, blogosphere, politics, state, public history, opinion leaders, recent history, content, historical memory, media.

Сегодня масс-медиа и исследования в области истории, особенно новейшего периода, являются взаимосвязанными [1; 2]. Это обусловлено тем, что историко-политическая тематика представляет все большую актуальность для медиа, что, в свою очередь, повлекло за собой формирование историко-политического дискурса и подачу обществу все большего количества информационной нагрузки этого тематического направления [3; 4].

СМИ можно рассматривать в двух ракурсах: во-первых, как средство распространения информации для широкой и неоднородной аудитории. Во-вторых, они зачастую выступают в роли социального института, заданием которого является сбор, обработка и распространение информации для общественного потребления [5]. Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что СМИ, история и политика объединяются посредством собственной институционности, а также благодаря синергии или, наоборот, полному антагонизму этих трех общественных и социально ориентированных механизмов. Они могут выступать в роли как конструктивных элементов построения национальной идеологии страны, так и политического субъекта в широком смысле этого слова. А также, такие категории общественного внимания, как СМИ, история, политика, могут обрести деструктивный характер, особенно в то время, когда происходит подтасовка исторических фактов в политических интересах не столько нации, а в интересах определенных кругов, которые путем привлечения средств массовой коммуникации пытаются манипулировать сознанием общества [6; 7].

В современном информационном обществе СМИ играют основную роль в формировании взглядов, менталь-ности и мировоззрения человека, а поэтому идут в ногу с мировыми тенденциями в развитии информационного пространства [3; 8]. С началом нового тысячелетия большую популярность приобрели альтернативные способы коммуникации, а именно интернет-платформы и блоги. Блогом принято называть интернет-сайт или страницу пользователя соцсети, основным содержанием которых являются записи, изображения или другие регулярно размещаемые мультимедийные материалы [9]. Также неотъемлемой частью блога можно назвать взаимосвязь с читателями, то есть возможность публикации отзывов, так называемых комментариев посетителями [10; 11]. Быстрое распространение и популяризация этой сферы привели к тому, что по влиянию авторов сообщений в социальных сетях на формирование общественного мнения интернет-ресурс практически приравнивается к телевизионным и бумажным средствам распространения информации. Сегодня Россия занимает первое место в Европе по количеству интернет-пользователей, которые составляют более 66% граждан. Четверть пользователей применяют для этого более, чем один гаджет, в том числе и мобильные устройства [12]. Следует отметить, что больше половины активных пользователей сетей — это люди молодого возраста, преимущественно до 35 лет, но в последнее время наблюдается существенное увеличение доли старшего поколения [13].

Стремительное развитие Сети и сверхвысокая динамичность этого про-

цесса приводят к тому, что в отечественном научном дискурсе недостаточно освещена проблематика блог-гинга в контексте формирования новой истории [14]. Ведь формирование проблемы, процесс научного исследования и верификация требуют больших временных затрат. Поэтому такие исследования имеют высокий уровень новизны и формируют ответ на научные потребности и вызовы современности.

Целью нашего исследования является анализ исторической тематики, историографии и их представления в блогосфере, их роли в процессе политической коммуникации и формировании новой истории России. Для реализации поставленной цели анализу подвергается контент-наполнение современных российских блогов, тематика которых раскрывает вопросы современной истории. Одной из задач следует выделить определение блог-гинга как вида деятельности, инструмента и технологии, в частности — инструмента политического влияния.

Основными научными методами ПЕО при проведении анализа стали ин-258 формационный и аналитический, при обработке полученных материалов применялась процедура обобщения. Дискурс-анализ текста и контент-анализ публикаций использовались как стандартные методологические инструменты работы с содержимым блогосферы. Использование метода контент-анализа позволило выявить основные закономерности информационных потоков в сети Интернета, в частности, на платформах для размещения блогов.

Во внимание принимались количество размещенной информации за период четвертого квартала 2019 года, форма отображения освещенно-

го материала, количество отзывов, в том числе комментариев, частота их появления, частота репостов одного материала. При исследовании самих текстов анализу подвергались жанровая специфика постов, тематические аспекты, освещенная сфера деятельности, география дискуссии или уровень рассмотрения вопроса, виды визуальных материалов. К визуальным материалам мы относили иллюстративный материал (фото, графики, таблицы, карикатуры, рисунки, скриншоты) и видео-контент. Отдельно выделяли уровень оригинальности опубликованного материала: оригинальный и вторичный контент.

Данные обрабатывались статистически с использованием компьютерных программ: программы статистической обработки данных SPSS, табличного процессора Microsoft Excel и пакета прикладных программ Sta-tistica 10.0 (StatSoft, США). Рассчитывались основные статистические параметры: среднее арифметическое (М), коэффициент корреляции (r) Спирме-на, использовались таблицы сопря-женносты (кросс-Табуляция), которые позволили определить наличие зависимости характеристик друг от друга и степень силы их связи.

Для анализа было отобрано 34 блога с раскрытой исторической тематикой и ориентированных на освещение современных политических событий в стране. Среди них анализировались блоги профессиональных ученых-историков, таких как Алексей Исаев, Сергей Цветков, Алексей Сергеев и Алексей Лобин, которые создают профессиональный контент, причем каждый из авторов прицельно рассматривает тематику определенного исторического периода. Пред-

метом анализа выступили также Youtube-каналы, в которых отображены как аналитический, информационный, юмористический контенты, так и образовательные видеоматериалы, например, каналы «История России для чайников» или «Россия на крови». В процессе формирования выборки была изучена специфика функционирования блога и профессиональная компетентность авторов. Основным критерием отбора послужила тематическая ориентированность контента (историческая и политическая направленность). Рей-тинговость по количеству посещений блога и общее количество подписчиков были вторичными факторами.

В ходе проведения анализа удалось получить следующие результаты. Дискуссия об истории в современном обществе уже не укладывается в категориальные рамки истории как науки и тесно граничит со смежными дисциплинами, такими как политология, психология и социальная философия. Это определяет наличие в обществе вызовов методологического характера и актуальность проблемы источников исторического знания. Последние характеризуются неустойчивостью, они постоянно обновляются и находятся в состоянии перманентного благоустройства. Вопрос верификации фактов формирует проблему способов использования имеющихся источников информации. Вопрос расширения источников исторических знаний является довольно дискуссионным. До сих пор предметом обсуждения выступает статус оцифрованного и выложенного в Сеть документа и проблема определения структур, ответственных за сохранение историче-

ских источников такого формата. Таким образом, прослеживается вхождение в процедуру легитимации вполне новых для историка источников получения профессиональных знаний. Среди западных ученых сейчас активно ведется разработка методологии анализа данных информационных сетей, что облегчит их использование исследователями современности. В правовое поле РФ блогосфера окончательно вошла после внесения поправок к закону «Об информации», которые вступили в силу 1 августа 2014 г. [15].

Обоснованным является анализ деятельности блогеров не как творческих личностей, а как правомерных представителей так называемой четвертой власти, которые формируют сознание и взгляды общества. Среди исследованной нами выборки блоге-ров мы можем выделить профессионалов в области исследования истории, то есть ученых-экспертов в этой отрасли. Таких оказалось 28,0%, которые публикуют материалы преимущественно на платформах «Живого „.-п Журнала» livejournal.com, реже — 259 формируют определенный контент на своих Youtube-каналах. В российской политической блогосфере популярны также и блоги самих политических деятелей, среди которых можно выделить личности В.В. Путина, Д.А. Медведева, известных политиков — В.В. Жириновского, С.Е. Нарышкина, С.М. Миронова, А.А. Кадырова. Отдельной группой следует выделить журналистов, политологов и профессиональных обозревателей в этой сфере, среди которых Э.В. Лимо-нова, Д.А. Митиной, В.Р. Соловьева, С.Б. Пархоменко Б.И. Макаренко и другие. Еще одним видом блогов яв-

260

ляются те, которые ведутся от имени политических партий, общественных организаций и государственных структур, активно освещают актуальные проблемы общества, влияя на формирование гражданской позиции жителей России.

Непрофессиональные обозреватели политических событий или исследователи исторических вопросов высказывают собственное мнение с точки зрения наблюдателя или с позиции рядового представителя современного общества. Большинство из них публикуют свои материалы в популярных социальных сетях, где не представляет особой сложности достижение высоких рейтингов популярности.

Стоит отметить, что влиятельность и авторитетность того или иного блог-гера определяется ролью «лидера мнения». Однако на эту роль могут претендовать только так называемые социальные блоггеры, поднимающие в своих публикациях общественно значимые вопросы, что формирует мнение аудитории. Они отличаются от «лидеров интереса», которые только показывают определенные образы поведения, имеют развлекательный характер и не касаются вопросов политики, идеологии, культуры или общих социальных проблем.

Таким образом, можно утверждать, что активные участники блого-сферы именно исторического дискурса являются, по сути, лидерами мнений. Поднимая и анализируя вопросы исторических аспектов общественной деятельности, как современной, так и прошлой, они создают контент соответствующей смысловой нагрузки, который играет формотворческую роль в отношении социального сознания аудитории читателей. Здесь сле-

дует также отметить, что лидеры мнений имеют меньший уровень охвата аудитории, ведь информация, которую они подают, требует определенного умственного труда читателя, поэтому она не настолько востребована, особенно теперь, когда аудитория отдает предпочтение развлекательному медийному жанру. Однако такой тип информации все же способен качественно менять взгляды общества, в отличие от демонстрации пустых поведенческих образов. Поэтому важно не количество представленного материала в сфере формирования исторического и политического наполнения этой ветви блогосферы, а качество смысловой нагрузки.

Анализируя контент и жанровую специфику публикаций двух выделенных нами категорий блогеров (профессионалов и аматоров), которые публикуют материалы на историческую или политическую тематику, можем проследить определенные закономерности. Так, например, ученые и профессиональные историки чаще публикуют аналитические материалы, обобщающий взгляд на события настоящего сквозь призму исторического опыта (около 57,8% текстового материала). Наиболее характерной чертой такого материала можно определить его ограниченную целевую аудиторию. Более двух тре-тих комментариев является освещением тематических дискуссий таких же компетентных специалистов по рассматриваемой теме, остальные — характерное для такого рода публицистического жанра выражение поддержки или, наоборот, осуждение позиции автора. Одной из тематик, освещенных в таких блогах, является своеобразный исторический экс-

курс, попытки переосмысления истории сквозь призму современности с целью формирования так называемой политики памяти. Хотя блогос-фера официально не относится к средствам политического влияния и является наиболее независимым средством распространения информации, все же пренебрегать ее влиятельностью и в этом вопросе не стоит. Блогосфера также участвует в образовательном процессе, в области создания политики памяти, цель которой заключается в консолидации общества вокруг национальных идей. Такие виды блогов выступают своеобразным аналогом ток-шоу, а блоге-ры — экспертами выбранной отрасли или конкретной темы.

Интересно, что запросы на такой контент не имеют временных границ, то есть комментарии под одним и тем же постом имеют разные временные промежутки. Это свидетельствует в пользу того, что такой вид публицистической деятельности является сопоставимым с обычными печатными источниками информации.

Анализируя жанровую специфику публикаций блогеров-любителей, было отмечено, что 83,4% из опубликованного материала носит информационный характер, даже если в нем и есть юмористически-развлекательная составляющая, процент аналитического подхода остается минимальным. Однако это никак не влияет на рейтинговые показатели. Напротив, публикации об актуальных новостях вызывают большой интерес у аудитории, порождают оживленные обсуждения и дискуссии среди комментаторов и активное распространение.

Однако следует отметить и то, что подобный информационный контент

имеет определенный срок популярности, как и актуальность освещенной новости. После спада интереса и волны бурного обсуждения того или иного события материал становится, так сказать, архивным. Таким образом, мы наблюдаем практически в 2—3 раза большую общую активность аудитории именно под информативными публикациями, что не является тождественным с общей заинтересованностью тематикой блога.

Если в целом оценить раскрытие политической составляющей блогов о современной истории России, можно проследить определенные структурные, семантические стереотипы и устоявшиеся способы подачи информации. Мы предлагаем рассматривать объектом анализа не саму политическую часть блогосферы, а порожденный ею дискурс. Это позволяет концентрировать внимание на ее роли в политическом пространстве. В результате агенты блогосферы формируют дискурсы, которые в своей сущности являются способами определения феноменов реальности и порождают мнения в общественном ком- 261 муникативном пространстве. На основе этого происходит формирование дискурсивного аспекта существования различных точек зрения и подходов к восприятию действительности. Таким образом, дискурс политической бло-госферы является способом определения феноменов реальности и во взаимодействии с другими дискурсами формирует общую картину политического мира.

Одну из весомых ролей в формировании именно такого политического дискурса играет тематическое наполнение. Говоря о тематике блогов в российском интернет-пространстве,

ВЕК

262

можно выделить две темы: актуальные новости и выборы (в соответствующий период), в процентном соотношении они составляют 41,2% и 26,4% информационного контента блогов соответственно. Следует отметить также, что информационное наполнение 26% блогов связано с локальной информацией. Меньший интерес аудитории и, как следствие, меньше освещения в публикациях блогеров имеют темы судебной реформы (7,5%), законодательной политики (8,2%), а также те, которые посвящены общим вопросам реформирования (10,3%).

Если анализировать визуальное и структурное наполнение тех материалов, которые публикуются в современной российской блогосфере, то в 71% случаев публикация имеет вид «картинка + текст», реже — «текст + видео» (26%) и «текст» (3%). Среди средств визуализации чаще всего можно встретить фотографии, отражающие место или событие, которые являются темой опубликованного текстового материала, совсем редко встречаются карикатуры и иллюстрации. Показательно и то, что удачно проиллюстрированный актуальной картинкой текстовый материал всегда набирает большее количество отзывов и распространений среди аудитории, по сравнению с теми материалами, которые не проиллюстрированы (г = 0,69; р < 0,05).

Возвращаясь к контекстуальной составляющей, стоит обратить внимание на такой факт: формирование исторически ориентированной тематики блогосферы тесно переплетается с проблематикой политики памяти. Последняя тема все чаще обсуждается в российском обществе как

актуальная проблема современности. Определение основных тенденций, внедрение общегосударственной образовательной программы по вопросу формирования национального сознания и идеи, переосмысление фактов прошлого являются приоритетными задачами активных общественных деятелей. И не последнее место в этом списке занимают именно блогеры, те, которые способны влиять на формирование сознания и ценностей тех, кто доверяет их мнению и экспертности. Зачастую их воспринимают как альтернативный, незаангажированный источник получения информации об окружающем положении вещей, политической ситуации в стране и мире в целом.

Тем не менее, нынешняя ситуация такова, что уровень исторических знаний общества ограничивается только известными правителями, военачальниками и опорной точкой самосознания общества — периодом Великой Отечественной войны. И это подтверждается статистическим, историческим и лингвистическим анализами публикаций. Упоминания имен правителей, соответствующих исторических дат, характера правления или других атрибутов определенной эпохи свидетельствуют о том, что наиболее часто авторы возвращаются в период середины ХХ века (32%); современной истории уделяется практически четверть по количеству опубликованного материала (23%), а третье место разделяют между собой периоды правления Ивана Грозного и Петра I. Таким образом, можем наблюдать преобладание запросов на сильную власть, социальную справедливость, а также носталь-

гию по советскому прошлому и его ключевым идейным постулатам.

Культура исторической памяти и в контексте прошлого и в свете современного формирования в российском обществе имеет некоторые отличия. Общемировые тренды тяготеют к тому, что предмет культурно-исторического формирования, а также проблемы исторической памяти являются предметом диалога общества и историков. В России же основными проводниками и авторитетами в этих вопросах выступают государство, правление или отдельные влиятельные политические деятели. Они все шире начинают использовать бло-госферу как средство политического воздействия на общество, понимая под этим словом все же электорат будущих избирателей. Но можем с уверенностью сказать, что деятельность современных лидеров мнений в политической блогосфере станет предметом исследований будущих поколений историков и аналитиков.

Проведенный анализ позволил прийти к выводу, что вопрос культурно-исторического формирования, а также проблемы исторической памяти являются одними из важнейших предметов диалога общества и государства. В России на смену политизации приходит политика истории. История представляется как арена борьбы с противниками, как внутренними, так и внешними. Такое положение вещей становится толчком для

ускорения формирования публичной истории, которая пока не имеет четких дисциплинарных границ.

На наших глазах происходит процесс легитимации новых для историка источников информации. Особое место среди них принадлежит материалам блогосферы, ее контента, статистике комментариев, ссылок, цитирования и т.п. Роль лидеров мнений берут на себя представители отдельного сектора бло-госферы, которые поднимают важные мировоззренческие и социокультурные вопросы и формируют мнения аудитории по поводу данных проблем.

Современная историческая и политическая блогосфера в России характеризуется тем, что в подавляющем большинстве имеет характер платформы для обсуждения новостей (41,2%), однако среди публикаций профессиональных историков все же находим качественный аналитический контент. До сих пор нуждаются в публичном обсуждении и формировании общественного мнения много временных промежутков в отечественной истории.

Перспективы дальнейших исследований мы видим в изучении параметров и особенностей развития, расширении горизонтов деятельности блогосферы. Постоянное сближение блогов с традиционными СМИ приводит к рождению новых жанров, новых тенденций в освещении информации, новых механизмов формирования имиджа государства, что требует дополнительного исследования.

263

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛИТЕРАТУРЫ

1. Allen, C. Political blogging and social media // Journal of Global Business Management. 2010. № 6 (2). P. 1-6.

2. Токарева, Е.А. Культурный проект, культурная практика и дискурс о культуре и революции в советской России 1920-30-х гг.: к постановке проблемы // Текст, контекст, интертекст.

264

Сборник научных статей по материалам Международной научной конференции «XIV Ви-ноградовские чтения», 2016. С. 157-164.

3. Лазуткина, Е.В. Лидеры мнений в информационном пространстве блогосферы Рунета // Вестник Новосибирского государственного университета. 2016. № 15 (6). С. 51-59.

4. Смирнова, Ю.В., Токарева, Е.А. Ожидания, ценности и ментальные «разрывы» в политической культуре российской либеральной интеллигенции в начале XX века // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Исторические науки. 2017. № 2 (26). С. 18-27.

5. Витвинчук, В.В., Фотиева, И.В., Семилет, Т.А., Лукашевич, Е.В. Проблема лидеров мнений в публичной коммуникации // Сибирский философский журнал. 2017. № 15 (4). С. 91-101.

6. Ливен, Д., Соловьев, А. Политическому лидеру необходимо тщательно управлять общественным мнением // Россия в глобальной политике. URL: https://globalafFairs.ru/number/ Politicheskomu-lideru-neobkhodimo-tschatelno-upravlyat-obschestvennym-mneniem--20330 (дата обращения: 17.02.2020).

7. Малышева, О.Г. Выборы в первую государственную думу: Взгляд через столетие // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Исторические науки. 2015. № 4 (20). С. 13-20.

8. Жолудь, Р.В. Блогинг и профессиональная журналистика в современных массовых коммуникациях: противостояние или симбиоз? // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2011. № 2. С. 177-180.

9. Небыков, И.А., Ефимов, Е.Г. Блоги как вид социальных интернет-сетей (социальный аспект) // Вестник Волгоградского государственного университета Серия 7: философия, социология и социальные технологии. 2012. № 2. С. 119-124.

10. Elega, A., Ozad, B. Blogs: A 21st Century Digital Publishing Phenomenon // Official Proceedings of ICMC 2018 - 1st International Conference on Media and Communication, 19-21 March 2018, Abu Dhabi, UAE. 2018. P. 81-90.

11. Близняк, Р.З., Герасимов, И.А. Блоггинг как технология социальной и политической коммуникации: уточнение понятия и характеристика эвристических возможностей // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 40. С. 222-228.

12. Ирхин, Ю.В. Коммуникативный, политический и управленческий потенциал блогосферы // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2015. Т. 8. № 5 (37). С. 6-17.

13. Зуйкина, К.Л. Особенности блогинга в системе политической коммуникации России, США и Великобритании // Медиаскоп. 2015. № 1. URL: http://www.mediascope.ru/node/1680 (дата обращения: 17.02.2020).

14. Ho, S. Blogging as Popular History Making, Blogs as Public History: A Singapure case study // Public history review. 2007. № 14. P. 64-79.

15. Ушанов, П.В. Русскоязычная блогосфера в национальной системе СМИ // Вестник ВГУ Серия: Филология. Журналистика. 2015. № 1. С. 143-149.

REFERENCES

1. Allen C. Political blogging and social media, Journal of Global Business Management, 2010, No. 6 (2), pp. 1-6.

2. Bliznjak R.Z., Gerasimov I.A. Blogging kak tehnologija socialnoj i politicheskoj kommunikacii: utochnenie ponjatija i harakteristika jevristicheskih vozmozhnostej, Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo universiteta. Filosofija. Sociologija. Politologija, 2017, No. 40, pp. 222-228. (in Russian)

3. Elega A., Ozad B. "Blogs: A 21st Century Digital Publishing Phenomenon", in: Official Proceedings of ICMC 2018 —1st International Conference on Media and Communication, 19-21 March 2018, Abu Dhabi, UAE, 2018, pp. 81-90.

4. Ho S. Blogging as Popular History Making, Blogs as Public History: A Singapure case study, Public history review, 2007, No. 14, pp. 64-79.

5. Irhin Ju.V. Kommunikativnyj, politicheskij i upravlencheskij potencial blogosfery, Kontury glo-balnyh transformacij: politika, jekonomika, pravo, 2015, Vol. 8, No. 5 (37), pp. 6-17. (in Russian)

6. Lazutkina E.V. Lidery mnenij v informacionnom prostranstve blogosfery Runeta, Vestnik Novosi-birskogo gosudarstvennogo universiteta, 2016, No. 15 (6), pp. 51-59. (in Russian)

7. Liven D., Solovev A. Politicheskomu lideru neobhodimo tshhatelno upravljat obshhestvennym mne-niem, Rossija v GlobalnojPolitike. URL: https://globalaffairs.ru/number/Politicheskomu-lideru-neobkhodimo-tschatelno-upravlyat-obschestvennym-mneniem--20330 (accessed: 17.02.2020). (in Russian)

8. Malysheva O.G. Vybory v pervuju gosudarstvennuju dumu: Vzgljad cherez stoletie, Vestnik Mos-kovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Istoricheskie nauki, 2015, No. 4 (20), pp. 13-20. (in Russian)

9. Nebykov I.A., Efimov, E.G. Blogi kak vid socialnyh internet-setej (socialnyj aspekt), Vestnik Vol-gogradskogo gosudarstvennogo universiteta Serija 7: filosofija, sociologija i socialnye tehnologii, 2012, No. 2, pp. 119-124. (in Russian)

10. Smirnova Ju.V., Tokareva E.A. Ozhidanija, cennosti i mentalnye "razryvy" v politicheskoj kulture rossijskoj liberalnoj intelligencii v nachale XX veka, Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Istoricheskie nauki, 2017, No. 2 (26), pp. 18-27. (in Russian)

11. Tokareva E.A. "Kulturnyj proekt, kulturnaja praktika i diskurs o kulture i revoljucii v sovetskoj Rossii 1920-30: K postanovke problem", in: Sbornik Tekst, kontekst, intertekst. Sbornik nauchnyh statejpo materialamMezhdunarodnojnauchnojkonferencii "XIV Vinogradovskie chtenija", 2016, pp. 157-164. (in Russian)

12. Ushanov P.V. Russkojazychnaja blogosfera v nacionalnoj sisteme SMI, Vestnik VGU. Serija: Filologija. Zhurnalistika, 2015, No. 1, pp. 143-149. (in Russian)

13. Vitvinchuk V.V., Fotieva I.V., Semilet T.A., Lukashevich E.V. Problema liderov mnenij v publi-chnoj kommunikacii, Sibirskijfilosofskij zhurnal, 2017, No. 15 (4), pp. 91-101. (in Russian)

14. Zholud R.V. Bloging i professionalnaja zhurnalistika v sovremennyh massovyh kommunikacijah: protivostojanie ili simbioz?, Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Filologija. Zhurnalistika, 2011, No. 2, pp. 177-180. (in Russian)

15. Zujkina K.L. Osobennosti bloginga v sisteme politicheskoj kommunikacii Rossii, USA i Veliko-britanii, Mediaskop, 2015, No. 1, available at: http://www.mediascope.ru/node/1680 (accessed: 17.02.2020). (in Russian)

265

Токарева Елена Анатольевна, кандидат исторических наук, профессор, кафедра отечественной истории, Московский городской педагогический университет, tokareva.7458@gmail.com Tokareva E.A., PhD (in History), Professor, Department of National History, Moscow City University, tokareva.7458@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.