Научная статья на тему 'Блогинг как технология социальной и политической коммуникации в регионе (на материалах Краснодарского края)'

Блогинг как технология социальной и политической коммуникации в регионе (на материалах Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
933
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГИНГ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / АУДИТОРИЯ / СМИ / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / BLOGGING / SOCIAL AND COMMUNICATIVE TECHNOLOGY / POLITICAL COMMUNICATION / AUDIENCE / MEDIA / KRASNODAR REGION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Близняк Роман Зиновьевич, Герасимов Игорь Алексеевич, Хлыбов Антон Сергеевич

Статья посвящена выявлению специфики применения блогинга как технологии общественной и политической коммуникации на уровне российского региона. Были решены следующие исследовательские задачи: проведено сравнение применения блогинга как инструмента и как социально-коммуникативной технологии; выявлены особенности событийно-тематической повестки в блогосфере региона; сегментирована аудитория политических блогов в крае. Блогинг в регионе характеризуется посредством идентификации и анализа деятельности субъектов, которые в наибольшей степени формируют событийно-тематическую повестку онлайн. Доказано, что для российских регионов все более характерной становится тенденция применения блогинга как технологии политической коммуникации, это предполагает существенное расширение применяемого инструментария. Определено, что выборы становятся своеобразной «точкой роста» для политической блогосферы региона, площадкой для тестирования новых форматов политической коммуникации в онлайн-среде. Выявлены ограничения блогинга как социально-коммуникативной технологии в аспекте воздействия на региональные сообщества. Дано определение блогинга с учетом субъективных интересов блогеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Blogging As a Technology of Regional Social and Political Communication: The Krasnodar Region

This article is devoted to the identification of the specifics of blogging as a technology of public and political communication at the level of the Russian region. The authors address three research tasks: a comparison of the use of blogging as a tool and as a socio-communicative technology; identification of the features of the event-thematic agenda in the blogosphere of the region; and a segmentation of the audience of political blogs in the province. Blogging in the region is characterized by identifying and analyzing the activities of the subjects that most shape the eventthematic agenda online. The authors demonstrate that the tendency of using blogging as a technology of political communication is becoming increasingly characteristic for Russian regions; this implies a significant expansion of the tools used. The article further maintains that elections are becoming a kind of “growth point” for the political blogosphere of the region, a platform for testing new formats of political communication in the online environment. Further, the limitations of blogging as a socio-communicative technology in terms of the impact on regional communities are discussed and a definition of blogging is offered that accounts for the subjective interests of bloggers.

Текст научной работы на тему «Блогинг как технология социальной и политической коммуникации в регионе (на материалах Краснодарского края)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2018. № 3

Роман Зиновьевич Близняк,

кандидат политических наук, доцент, начальник научного отдела Краснодарского государственного института культуры (Россия), e-mail: rbliznyak@mail. ru

Игорь Алексеевич Герасимов,

кандидат политических наук, специалист научного отдела Краснодарского государственного института культуры (Россия), e-mail: lykurgus89@ mail.ru

Антон Сергеевич Хлыбов,

блогер (Россия), e-mail: misher_07@mail.ru

БЛОГИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В РЕГИОНЕ (НА МАТЕРИАЛАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Статья посвящена выявлению специфики применения блогинга как технологии общественной и политической коммуникации на уровне российского региона. Были решены следующие исследовательские задачи: проведено сравнение применения блогинга как инструмента и как социально-коммуникативной технологии; выявлены особенности событийно-тематической повестки в блогосферерегиона; сегментирована аудитория политических блогов в крае. Блогинг в регионе характеризуется посредством идентификации и анализа деятельности субъектов, которые в наибольшей степени формируют событийно-тематическую повестку онлайн. Доказано, что для российских регионов все более характерной становится тенденция применения блогинга как технологии политической коммуникации, это предполагает существенное расширение применяемого инструментария. Определено, что выборы становятся своеобразной «точкой роста» для политической блогосферы региона, площадкой для тестирования новых форматов политической коммуникации в онлайн-среде. Выявлены ограничения блогинга как социально-коммуникативной технологии в аспекте воздействия на региональные сообщества. Дано определение блогинга с учетом субъективных интересов блогеров.

Ключевые слова: блогинг, социально-коммуникативная технология, политическая коммуникация, аудитория, СМИ, Краснодарский край.

Roman Zinovievich Bliznyak,

Kandidat of Political Science, Associate Professor, Head of the Department of Science, Krasnodar State Institute of Culture (Russia), e-mail: rbliznyak@ mail.ru

Igor Alekseevich Gerasimov,

Kandidat ofPolitical Science, Senior Lecturer, Specialist of the Department of

Science, Krasnodar State Institute of Culture (Russia), e-mail: lykurgus89@

mail.ru

Anton Sergeevich Khlybov,

Blogger (Russia) , e-mail: misher_07@mail.ru

BLOGGING AS A TECHNOLOGY OF REGIONAL

SOCIAL AND POLITICAL COMMUNICATION: THE

KRASNODAR REGION

This article is devoted to the identification of the specifics of blogging as a technology of public and political communication at the level of the Russian region. The authors address three research tasks: a comparison of the use of blogging as a tool and as a socio-communicative technology; identification of the features of the event-thematic agenda in the blogosphere of the region; and a segmentation of the audience of political blogs in the province. Blogging in the region is characterized by identifying and analyzing the activities of the subjects that most shape the event-thematic agenda online. The authors demonstrate that the tendency of using blogging as a technology of political communication is becoming increasingly characteristic for Russian regions; this implies a significant expansion of the tools used. The article further maintains that elections are becoming a kind of "growth point" for the political blogosphere of the region, a platform for testing new formats of political communication in the online environment. Further, the limitations of blogging as a socio-communicative technology in terms of the impact on regional communities are discussed and a definition of blogging is offered that accounts for the subjective interests of bloggers.

Keywords: blogging, social and communicative technology, political communication, audience, media, Krasnodar region.

Определение научной задачи. Целенаправленное применение блогинга как технологии позволяет существенно повысить эффективность политических кампаний. В то же время его значение в политическом процессе, набор используемых инструментов, спектр субъектов политической коммуникации постоянно меняются. Исследование этой динамики, а также специфики применения блогинга как технологии общественной и политической коммуникации на уровне российского региона представляет собой цель данной статьи.

Повсеместное использование блогинга в последние годы привело к существенным трансформациям сферы политических коммуникаций, способствовало значительному расширению числа субъектов информационного воздействия («новые технологии создают отдельным индивидам и группам возможности выступать наравне с

социальными институтами»)1, а также появлению новых форматов трансляции контента (как технологических2, так и языковых3).

Ключевым условием доверия к трактовке политических событий и явлений служит личный авторитет блогера среди целевой аудитории4. Этим обусловлена необходимость решения такой исследовательской задачи, как выявление наиболее влиятельных блогеров — «лидеров мнений». Это позволяет существенно увеличить прикладную значимость исследований блогосферы5. Поэтому в рамках данной статьи блогинг в регионе характеризуется посредством идентификации и анализа деятельности субъектов, которые в наибольшей степени формируют событийно-тематическую повестку онлайн.

Одной из важнейших тенденций развития блогосферы в последние годы стало увеличение ее роли в политических процессах. Следует признать справедливым утверждение А.Л. Коданиной, согласно которому «виртуальная активность трансформируется в реальный политический дискурс, становясь полноправным элементом политико-коммуникационной среды»6. Закономерным следствием подобного явления становится активизация сотрудничества с блогерами представителей политической элиты7. Следует отметить, что данный процесс происходит на разных уровнях: «вслед за федеральными функционерами блогерами становятся региональные и даже муниципальные чиновники»8. В данном контексте представляется значимым установить, как данная тенденция проявляется в исследуемом регионе.

1 Расходников А.Н. Информационно-коммуникационное взаимодействие власти и общества: в поиске эффективных технологий // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 2. С. 266.

2 Коптяева Н.Н., Юферева А.С. Политический блог в период медиаконвер-генции: жанровый аспект // Вестник Московского государственного областного университета: (Электронный журнал). 2017. № 1. С. 8. URL: https://evestnik-mgou. ru/ru/Articles/Doc/801

3 Hirschkind C. New Media and Political Dissent in Egypt // Revista de Dialectología y Tradiciones Populares. 2010. Vol. 65. No. 1. P. 137.

4 Чекунова М.А. Блогосфера политико-административного медиадискурса в аспекте текстологии // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12. № 5. С. 78.

5 Khan H.U., DaudA., Malik T.A. MIIB: A Metric to Identify Top Influential Blog-gers in a Community // PLOSE ONE. 2015. Vol. 10. No. 9. URL: http://journals.plos.org/ plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0138359

6 Коданина А.Л. Социально-политические аспекты блоггинга: российский опыт // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 3. С. 177-178.

7 Савенков В.Д. Функции блогосферы в РФ и США в XXI веке: сходства и различия // Социодинамика. 2018. № 3. C. 16-26. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/ article_25568.html

8 Халиуллина М.С. Блог как средство коммуникации региональных политических деятелей с электоратом // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. T. 6. № 4. С. 605.

Исследовательская часть. Важно понимать, что в коммуникационном пространстве представители правящей элиты блогосферы оказываются в заведомо слабой позиции, поскольку политические процессы и явления здесь традиционно оцениваются преимущественно негативно. Данный эффект можно отнести к универсальным свойствам политической блогосферы, который проявляется на материалах разных стран9. Однако, самоустраняясь от участия в политической коммуникации в рамках таких форматов, политики упускают возможность оказывать влияние на альтернативную событийно-тематическую повестку, не представленную в доминирующих СМИ.

Политическая блогосфера структурно включает в себя различные сообщества, характеризующиеся собственной групповой динамикой. «Они появляются, исчезают, сливаются, разделяются, к ним присоединяются новые участники или покидают существующие группы»10. Важной особенностью политической блогосферы является слабая связь конкурирующих в идеологическом плане сообществ, что ведет к политической поляризации11. Хотя в некоторых случаях блогинг может способствовать повышению качества политических дискуссий, углублению критического анализа, высказыванию различных идей и мнений12, такая поляризация существенно ограничивает выработку взвешенной оценки политического процесса в рамках отдельных сообществ.

По мнению авторов, блогинг может применяться и как инструмент, и как технология. В первом случае он позволяет субъекту решать задачи коммуникационного присутствия в пространстве блогосферы; во втором — под блогингом понимается система целенаправленно и планомерно совершаемых субъектом действий для достижения информационного присутствия в пространстве блогосферы, имиджевого позиционирования, а также коммуникационного взаимодействия с аудиторией, выраженных в форме ведения электронного дневника (блога)13.

9 Зуйкина К.Л. Особенности политической коммуникации в блогосфере России и США: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2017. С. 83.

10 SaganowskiS., GliwaB., BrodkaP., ZygmuntA., Kazienko P., Kozlak J. Predicting Community Evolution in Social Networks // Entropy. 2015. Vol. 17. No. 5. P. 3053-3096. URL: https://res.mdpi.com/entropy/entropy-17-03053/article_deploy/entropy-17-03053-v2.pdf?filename=&attachment=1

11 Saito K., Masuda N. Two Types of Well Followed Users in the Followership Networks of Twitter // PLOS ONE. 2014. Vol. 9. No. 1. URL: http://journals.plos.org/ plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0084265

12 Godwin-Jones R. Tag Clouds in the Blogosphere: Electronic Literacy and Social Networking // Language Learning & Technology. 2006. Vol. 10. No. 2. P. 10-11.

13 Близняк Р.З., Герасимов И.А. Блоггинг как технология социальной и политической коммуникации: уточнение понятия и характеристика эвристических возможностей // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 40. С. 224.

Следует отметить, что применение блогинга как технологии требует наличия соответствующей инфраструктуры: определенной (минимальной) численности аудитории блогосферы (важным здесь является активное использование авторами контента социальных сетей, позволяющих существенно расширить круг читателей/сторонников); определенной самодостаточности и потенциала влияния регионального блог-сообщества на общественное мнение и поведенческие установки пользователей.

Мы уже писали о том, как формировалась блогосфера Краснодарского края, какие этапы она прошла в своем развитии14. Здесь же мы на материалах региона рассмотрим практику использования собственно блогинга как технологии социальной и политической коммуникации.

В России интерес к блогингу значительно возрос в контексте федеральных выборов 2011-2012 гг. События этого периода определили масштабы влияния коммуникации в сети Интернет на политические процессы, происходящие в стране и регионах. Сама политическая блогосфера в русскоязычном сегменте сети, складывающаяся стихийным образом, появилась несколько раньше.

В Краснодарском крае использование блогинга в пространстве общественно-политической коммуникации примерно до конца 2010 г. носило, скорее, инструментальный характер. Уровень развития блогосферы региона на тот момент и отсутствие громкой событийной повестки не давали оснований к применению блогинга здесь в долгосрочных, стратегических целях.

В ноябре 2010 г. в ст. Кущевской произошла трагедия — убийство 12 человек, включая 4 детей, совершенное членами местной организованной преступной группировки15. Это событие приобрело широкий общественный резонанс и привело к качественному усилению влияния блогеров на формирование общественного мнения в крае.

Кущевская трагедия послужила «спусковым механизмом», который привел в движение скапливающийся годами негатив по отношению к региональным властям. «Электоральная усталость» от губернатора А. Ткачева за десятилетие его правления, раздражение деятельностью некоторых членов его команды, социальные проблемы на фоне экономического кризиса 2008-2009 гг. — все это стало выливаться в жесткую, порой агрессивную критику, приобретающую более открытый и постоянный характер. Если ранее обсуждение таких событий в сети масштабной поддержки не получало,

14 Близняк Р.З., Герасимов И.А., Хлыбов А.С. Блогосфера как часть коммуникационного пространства региона (на примере Краснодарского края) // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2016. № 2. С. 35-56.

15 Ковалевская Е. Трагедия в станице // Российская газета. 2010. 8 ноября.

то теперь, напротив, становится популярным и вызывает широкий отклик у аудитории. Тема «Кущевки», например, обсуждалась в соц-сетях, на региональных блог-площадках и форумах более полугода, при этом ежедневно ей посвящалось несколько тысяч комментариев.

В итоге деятельность блогеров, их роль в распространении альтернативной точки зрения на происходящие события была оценена аудиторией. Некоторые из них становятся узнаваемыми и в определенной степени влиятельными. Внимание на ситуацию обратила и региональная власть, вследствие чего стали появляться блогеры, лояльные ей. Численно они значительно уступали блоге-рам-оппозиционерам, тем не менее активно дискутировали с ними на региональных площадках.

Дальнейшее развитие блогосферы края предопределило и форматы использования блогинга, по крайней мере, в ее политическом сегменте.

Ключевым предметом обсуждения на этом этапе становятся первые лица края и их экономические интересы. Здесь наибольшую активность проявила группа оппозиционных блогеров, состоящая из членов общественной организации «Экологическая Вахта по Северному Кавказу» — Андрея Рудомахи, Сурена Газаряна и Евгения Витишко16. Ими было опубликовано несколько репортажей о жилых объектах, расположенных на черноморском побережье, к которым, по их словам, имели отношение те или иные представители власти17. Отмечалось также, что при строительстве и функционировании этих жилых объектов нарушалось и нарушается действующее законодательство. Блогеры старались привлечь к репортажам максимальное внимание; они широко обсуждались в социальных сетях. В результате с визитами на объекты стали приезжать различные лидеры общественного мнения, в том числе федерального уровня: Сергей Митрохин, Евгения Чирикова и др.

Тесное сотрудничество продолжилось и позже — А. Рудомаха возглавил региональное отделение партии «Яблоко» на Кубани. Это был первый в крае серьезный прецедент перехода блогера в реальную политику. Экологи продолжали проводить акции под брендами партии и «ЭкоВахты»: сотрудничали с «Гринпис» и заявляли, что олимпийская стройка нанесет ущерб экосистеме Красной Поляны и Большого Сочи; в Туапсе выступали против компании «ЕвроХим»,

16 Экологическая Вахта по Северному Кавказу. URL: http://www.ewnc.org

17 См., например: Рудомаха А. Активисты Экологической Вахты, члены партии «Яблоко» и журналисты задержаны на «даче Ткачева» в Голубой бухте // Экологическая Вахта по Северному Кавказу. 2011. 27 февраля. URL: http://www. ewnc.org/node/6310; Газарян С. Как «зеленые» купались и обнимались с охраной на путинском пляже // LiveJournal. 2011. 26 июня. URL: http://gazaryan-suren.livejournal. com/5493.html

чья деятельность, по их словам, опасна нарушением экологии города18. Итогом такой активности стало выдвижение А. Рудомахи лидером регионального списка «Яблока» на выборах в Государственную Думу в декабре 2011 г.

Содержательную основу информационной кампании составил пул уже используемых тем — экологические проблемы, коррупция и кумовство во власти — и тем, традиционно возникающих во время проведения выборов: использование административного ресурса, манипулятивных технологий, фальсификация итогов голосования и т.д. Блогерами велась активная агитационная работа, при этом основной упор был сделан на присутствие в глобальной сети. И несмотря на то что результаты выборов оказались для партии весьма скромными19, перспективы технологического использования бло-гинга в крае уже ни у кого не вызывают сомнений.

На основе практического опыта постепенно складывается представление о блогинге уже не как о наборе неких действий, а как о целостной их системе. Использование такой системы позволяет теперь ставить и достигать цели более высокого стратегического порядка, а не ограничиваться текущими задачами, для которых достаточным, по сути, оказывается поиск верного инструментального решения.

Данная технология все чаще рассматривается в качестве неотъемлемого элемента системы прикладных технологий, не столько рекомендуемых, сколько обязательных к применению для тех, кто всерьез намерен заниматься публичной общественно-политической деятельностью. При этом отметим, что использование блогинга в комплексе не только определяет его эффективность в процессе реализации функциональных возможностей, но и оказывает влияние на конечный результат действия других технологий. Обращение к нему приобретает целенаправленный и относительно регулярный характер. Рост численности блог-аудитории и интенсификация событийно-тематической повестки, в свою очередь, усиливают проявление данных тенденций.

Одним из следствий «болотного протеста» и объявленной властью политической реформы стало резкое увеличение числа малых партий в стране. Для них блогинг становится самым доступным

18 В Туапсе состоялась акция против химтерминала компании «ЕвроХим». Задержаны Евгений Витишко и Евгения Чирикова // Экологическая Вахта по Северному Кавказу. URL: http://www.ewnc.org/node/7487

19 Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. Сводная таблица результатов выборов // Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. URL: http://www.vybory. izbirkom.ru/region/region/izbirkom?action=show&root=1&tvd=100100028713304&vr n=100100028713299&region=0&global=1&sub_region=0&prver=0&pronetvd=null&v ibid=100100028713304&type=233

способом коммуникации с аудиторией. В крае деятельность таких партий («Народный альянс», позже «Партия Прогресса», «РПР-ПАРНАС») освещается не только руководством их региональных отделений, но и сторонниками. Впрочем, сами отделения в это время создают крайне мало оригинальных информационных поводов, предпочитая транслировать контент федеральных лидеров посредством своих аккаунтов.

Выборы Президента РФ в 2012 г. — важнейшее событие общественно-политической жизни в масштабах страны, имеющее знаковый характер, в пространстве блогосферы Краснодарского края как отдельное тематическое направление тем не менее не рассматривалось. Оно становится частью или, вернее, продолжением обсуждения итогов выборов депутатов Государственной Думы, с инициативой чего ожидаемо выступают блогеры от оппозиции.

В 2013 г. в региональной блогосфере происходит смена основных обсуждаемых тем. Общее сокращение политической активности в стране после распада «белоленточного движения» вызывает и снижение интереса граждан к политическому процессу в целом. Акценты смещаются на общественную проблематику, обсуждаются: уровень и качество жизни, застройка городских микрорайонов, пробки на дорогах, работа ЖКХ и др. Расширяется круг лидеров блогосферы; среди них выделяются представители региональных интернет-изданий, лидеры общественного мнения: Мирослав Валькович, Антон Смертин, Евгений Руденко, Сергей Галицкий, Евгений Титов, Евгений Машкарин, Александр Валов, Артем Беседин, Сергей Бурцев, Нина Шилоносова20. Преимущественно на политические темы пишут: Александр Топалов, Евгений Витишко, Андрей Рудомаха, Виктор Чириков, Михаил Абрамян21. Впрочем, следует отметить, что «специализация»

20 Мирослав Валькович. URL: https://www.facebook.com/zedsys; Мирослав Валькович (@Miroslav_Valko). URL: https://twitter.com/miroslav_valko; Антон Смертин. URL: https://www.facebook.com/anton.smertin; Антон Смертин. URL: https://vk.com/smertin42; Евгений Руденко. URL: https://www.facebook.com/eugene. rudenko; Евгений Руденко. URL: https://vk.com/e_rudenko; Сергей Галицкий (@sergeygalitskiy). URL: https://twitter.com/sergeygalitskiy; YevgeniyTitov. URL: https://www.facebook.com/tvnoga; EvgeniyTitov (@estitov). URL: https://twitter.com/ estitov; Евгений Машкарин. URL: https://www.facebook.com/emashkarin; Евгений Машкарин (@emashkarin). URL: https://twitter.com/emashkarin; Александр Валов. URL: http://blogsochi.ru/users/aleksandr-valov; Александр Валов. URL: https://www. facebook.com/AlexandrValov; Артем Беседин. URL: https://www.facebook.com/artem. besedin; Артем Беседин. URL: https://vk.com/artembesedin; Сергей Бурцев (Sivkin). URL: https://www.facebook.com/sivkin; Нина Шилоносова. URL: https://www.facebook. com/profile.php?id=100001689460334; Нина Шилоносова (@pionerpa). URL: https:// twitter.com/pionerpa

21 Alexander Topalov. URL: https://www.facebook.com/aatopalow; Alexander Topalov (@atopalow). URL: https://twitter.com/atopalow; Евгений Витишко. URL: https://www.facebook.com/evgeny.vitishko; Евгений Витишко. URL: https://vk.com/e.

носит весьма условный характер, поскольку любое резонансное событие, как правило, обсуждается всеми участниками сообщества.

Со второй половины 2013 г. особым интересом пользуется тема подготовки к Олимпиаде в Сочи. Блогеры обсуждают ее ход, количество и качество строящихся объектов, целесообразность выделенных на них средств и т.д. В марте 2014 г. тематика резко меняется — причиной этого стали события в Крыму и последовавшее за ними вхождение полуострова в состав России. Введение санкций, равно как и военные действия на Донбассе, которые приводят к появлению в крае значительного числа беженцев, — все это обсуждается в блогосфере. Переключение на краевую повестку происходит только осенью 2014 г., что связано с проведением впервые в Сочи Гран-при России «Формула 1».

В 2015 г. начинается очередной избирательный цикл и в топ тем возвращается внутриполитическая проблематика. В сентябре в Краснодаре должны были пройти выборы депутатов городской думы VI созыва. Оппозиционные партии, активно участвуя в проведении агитационной кампании, делают ставку на присутствие в сети Интернет, рассматривая ее в качестве основного канала связи с электоратом. Позицию партий здесь представляют «свои» блогеры, некоторые из них сами баллотируются в депутаты. В этом смысле характерным стал пример лидера регионального отделения «Партии Прогресса» Леонида Запрудина22. Впрочем, наблюдается и обратный процесс: личности, пользующиеся известностью оффлайн, приходят в блогосферу, где до того были известны мало. Подобной стратегии, например, следовал действовавший на момент выборов депутат Государственной Думы от КПРФ Сергей Обухов23.

В глобальной сети С. Обухов действует весьма энергично. В популярных соцсетях от его имени ведутся аккаунты, в которых освещается деятельность как самого депутата, так и партии в целом. Он не только регулярно публикует отчеты о встречах с горожанами, результатах депутатских запросов в органы власти по тем или иным проблемам населения, но и непосредственно собирает информацию о наличии и характере таких проблем. Логическим продолжением этого стало появление отдельной группы в ВКонтакте «Народная

vitishko; Андрей Рудомаха. URL: http://a-rudomakha.livejournal.com; Виктор Чириков. URL: https://www.facebook.com/profile.php?id=100002878482862&fref=ts; Чириков (@mason_62). URL: https://twitter.com/mason_62; Виктор Чириков. URL: https:// vk.com/id49629170; Михаил Абрамян. URL: https://www.facebook.com/bryumer; Михаил Абрамян (@bryumer). URL: https://twitter.com/bryumer

22 Леонид Запрудин. URL: https://www.facebook.com/zzzamk; Леонид Запрудин (@zzzamk) https://twitter.com/zzzamk

23 Сергей Обухов. URL: https://www.facebook.com/spobuhov; Сергей Обухов. URL: https://vk.com/spobuhov

приемная Сергея Обухова в Краснодаре»24. Другим назначением аккаунтов депутата были представление и продвижение партийной команды кандидатов по различным избирательным округам.

Более широко сеть Интернет использовалась КПРФ как способ презентации своих проектов. Так, каждый желающий мог зайти на сайт «PROBKI23.NET», указать на конкретную пробку или плохое состояние дороги в городе и предложить свое решение. Именно таким образом, через вовлечение в деятельность, партия стремилась привлечь к себе электорат.

Самостоятельно свои блоги вели кандидаты Ольга Заруба, Дмитрий Коломиец, Вадим Лось, Игнатий Панеш25. Впрочем, интересно отметить и другой факт. Светлана Минц за годы работы преподавателем Кубанского госуниверситета приобрела в городе определенную узнаваемость. Когда стало известно о ее намерении баллотироваться в депутаты, ряд блогеров принял деятельное участие в агитации за нее — и есть основания полагать, что оно носило безвозмездный характер. При этом самостоятельной агитационной работы в сети С. Минц не вела.

Важным элементом блогосферы края к 2015 г. становятся популярные новостные группы (паблики) в социальных сетях, в частности на платформе ВКонтакте. В краевой столице это — «Типичный Краснодар», «Мой Краснодар», «Туподар — Краснодар» и др.26 Размещение материалов в них гарантировало как привлечение внимания, так и широкий охват интернет-аудитории города. Оценив выгоды от использования такого инструмента коммуникации, различные политические партии начинают публиковать не только новости о собственных акциях, но и информацию, способную представить конкурентов в «невыгодном свете».

Помимо групп, рассчитанных на массового читателя, в соцсетях представлены специальные тематические группы, аудиторию которых составляют лидеры общественного мнения, блогеры, эксперты, журналистский пул (на платформе БасеЪоок — «Помоги городу», «Кубанская жаба»; на платформе ВКонтакте — «Кубань! Открой глаза!»)27. Именно в таких сообществах публикуются проекты, вы-

24 Народная приемная Сергея Обухова в Краснодаре. URL: https://vk.com/ krasnodar_narod

25 Дмитрий Коломиец. URL: https://www.facebook.com/profile.php?id= 100009609343998; Вадим Лось. URL: https://vk.com/id310931181; Игнатий Панеш. URL: https://vk.com/paneshim

26 Типичный Краснодар. URL: https://vk.com/typical_krd; Мой Краснодар. URL: https://vk.com/my_krd; Туподар — Краснодар. URL: https://vk.com/typodar

27 Помоги городу. URL: https://www.facebook.com/groups/helpcity/; Кубанская жаба. URL: https://www.facebook.com/groups/1660584467494106/; Кубань! Открой глаза! URL: https://vk.com/club101973379

носимые на обсуждение блогосферой. Их значение для распространения информации представляется существенным.

Среди методов, активно используемых в ходе данной кампании, следует выделить и такой, как размещение в сети общественных петиций. Публикуемые первоначально на специальных сайтах, петиции в дальнейшем обсуждаются не только в тематических группах, но даже в региональной прессе. Возможности в плане влияния на формирование общественного мнения делают общественные петиции все более популярным и востребованным инструментом в блогерской среде.

Параллельно с выборами депутатов городской думы в Краснодаре впервые в истории проходили выборы сити-менеджера. Основным претендентом на должность был действующий мэр Владимир Евланов, с ним конкурировали несколько человек, в том числе действующие чиновники администрации города. Тема обратила на себя внимание блог-сообщества: в частности, утверждалось, что это технические кандидаты, их цель — создать видимость реальных выборов28. Определенным образом на развитие ситуации повлияли и действия блогера Олега Забары29, который, будучи официально безработным, выдвинул свою кандидатуру на соискание вакантной должности. Весь ход событий он подробно освещал в социальных сетях, чем привлек большой интерес аудитории к выборам и приобрел персональную известность в блогосфере.

Наконец, знаковым событием 2015 г. для региона стала смена губернатора края: взамен ушедшего на повышение в Москву Александра Ткачева новым исполняющим обязанности главы администрации был назначен, а потом избран Вениамин Кондратьев. И если тема возможного ухода первого на протяжении последних нескольких лет звучала неоднократно, то появление второго для многих стало действительно неожиданным. К тому же новый лидер привел с собой новую команду, а потому каждая отставка и каждое назначение приобретали, без преувеличения, статус «темы дня».

Данное событие или, вернее, ряд событий, связанных между собой общей логикой развития, получил, таким образом, широкий общественный резонанс и находился в фокусе внимания блогосферы на протяжении нескольких месяцев.

В сентябре 2016 г. состоялись очередные выборы депутатов Государственной Думы РФ. За все время существования региональной

28 Берило С. Неслучайный конкурс, или Деликатная борьба за администрацию Краснодара // ФедералПресс. 2015. 19 августа. URL: http://pda.fedpress.ru/news/ polit_vlast/reviews/1439997501-nesluchainyi-konkurs-ili-delikatnaya-borba-za-admin-istratsiyu-krasnodara

29 Олег Забара. URL: https://www.facebook.com/oleg.zabara

блогосферы участие в них ее представителей непосредственно в качестве кандидатов в депутаты еще не было таким значительным. Ниже приведем наиболее характерные примеры.

Блогер Александр Валов, долгое время руководящий региональной площадкой «БлогСочи» и хорошо известный своей критической позицией по отношению к администрации города-курорта, одним из первых заявил о решении баллотироваться по Сочинскому одномандатному избирательному округу. Предполагалось, что на выборы он пойдет как кандидат от «Яблока»30, однако за несколько дней до дня голосования партия отказала ему в выдвижении. Вынужденный завершить свою кампанию, А. Валов принял деятельное участие в агитационной кампании в сети Интернет другого кандидата, идущего по этому округу, — Дмитрия Новикова (партия «Зеленые»).

Сергей Обухов, кандидат от КПРФ, выдвинулся по Краснодарскому одномандатному избирательному округу. По окончании кампании в думу города он не прекратил системной критики в адрес муниципальных властей, транслируя ее в том числе и в блогосфере. Целенаправленная работа, начатая заблаговременно, принесла свои плоды—С. Обухов вошел в пул самых медийно известных кандидатов от оппозиции. Конкуренцию ему, среди прочих, составили Михаил Абрамян (партия «Коммунисты России»), Леонид Запрудин («РПР-ПАРНАС») и Илья Шакалов (ЛДПР) — все трое активные участники блогосферы.

Цель кампании первого из них, как показало дальнейшее развитие событий, заключалась скорее в противодействии С. Обухову, нежели в достижении собственной победы. Для этого использовалась в том числе и глобальная сеть. Л. Запрудин к моменту выдвижения уже был одним из самых заметных блогеров, представляющих в регионе либеральную несистемную оппозицию. Что же касается И. Шакалова, то политической деятельностью до того как стать координатором регионального отделения партии он не занимался, тем не менее был публичной фигурой и пользовался определенной известностью. В данном случае его личный имиджевый ресурс был задействован в интересах партии.

Эколог Евгений Витишко возглавил региональный список партии «Яблоко» и выдвинул свою кандидатуру по Туапсинскому одномандатному избирательному округу, который включал в себя не только одноименный район, но и г. Новороссийск. По условиям досрочного освобождения, он не имел права покидать пределы района, другими словами, не мог встречаться с избирателями округа, проживающими в городе-герое. В итоге большую часть своей аги-

30 Кандидаты в депутаты Госдумы по Сочинскому одномандатному округу. URL: http://blogsochi.ru/content/kandidaty-v-deputaty-gosdumy-po-sochinskomu-odnomandatnomu-okrugu

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тационной кампании блогер был вынужден вести непосредственно в сети Интернет.

Отметим, что в результате состоявшихся выборов ни один из названных кандидатов так и не смог добиться успеха и получить желаемый мандат депутата Государственной Думы РФ31. Впрочем, это не является признаком неэффективности блогинга как технологии и не всегда свидетельствует о неумелом его использовании. Результаты объясняются, скорее, особенностями политической ситуации в крае, заданными условиями электоральной борьбы и ресурсными возможностями каждого из кандидатов. Технология как таковая, напротив, становится все более востребованной, получают развитие новые формы ее применения.

По итогам кампании 2016 г. обращают на себя внимание два параллельно развивающихся процесса. С одной стороны, это рост числа блогеров, желающих конвертировать свой имиджевый и/или социальный онлайн-капитал в реальный политический капитал, в том числе посредством аффилированных отношений с политическими партиями; с другой — реализация стремления самих партий использовать личный капитал блогеров в собственных партийных целях, прежде всего для привлечения внимания электората. Однако уже итоги кампании 2017 г. дают новую пищу для размышлений.

В 2017 г. состоялись очередные выборы депутатов регионального парламента. В отличие от предыдущих, они проходили по смешанной, а не по партийной системе, что давало блогерам больше возможностей для реализации собственных политических амбиций. Тем не менее эти возможности были ими практически не использованы.

Так, несмотря на участие в партийных праймериз «Единой России», Евгений Змиев32 и Алексей Гусак33 проиграли предварительное голосование и не были выдвинуты в качестве основных кандидатов.

Партии системной оппозиции включили в списки/привлекли в качестве одномандатников ограниченное число блогеров. Из всех кандидатов-блогеров только Александр Сафронов34 (КПРФ) пользовался определенной известностью — вел программу «Красный Политобзор»35 на YouTube, в которой анализировал политические события, происходящие в Краснодаре.

31 Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Сводная таблица результатов выборов по одномандатному избирательному округу // Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. URL: http://www.vybory.izbirkom.ru/region/izbirkom?action =show&global=1&vrn=100100067795849&region=0&prver=0&pronetvd=0

32 Евгений Е. Змиев. URL: https://www.facebook.com/zmiev

33 Алексей Гусак. URL: https://www.facebook.com/bib.ded

34 Александр Сафронов. URL: https://vk.com/am_safronov

35 Красный Политобзор. URL: https://www.youtube.com/channel/UCPgI5XZ7Jm-hqG37Au_XTIDQ

«Коммунисты России» участвовали в выборах, но в силу ряда причин их лидер блогер Михаил Абрамян был отстранен от руководства региональным отделением. Партия «Яблоко» не смогла подготовить должным образом документы, требуемые для регистрации, и потому блогеры-экологи Андрей Рудомаха и Евгений Витишко не выступили ее кандидатами.

В итоге в 2017 г. число блогеров, участвующих в избирательном процессе в качестве кандидатов в депутаты от той или иной политической партии, по сравнению с 2016 г. снизилось. Является ли это коренным изменением тенденции, которая складывалась на протяжении предыдущих нескольких лет, или же речь идет о ситуативной ее корректировке, покажет время. Однако значение, которое приобретают объем и качество специфического онлайн-капитала, накопленного тем или иным блогером путем осуществления соответствующей деятельности в глобальной сети, вряд ли следует отрицать. В сочетании с имеющимися для этого знаниями и умениями, а также практическим опытом и возможностями, такой капитал становится конкурентным товаром на рынке услуг. Указанное сочетание предлагается определять как блог-капитал. Технологическим способом его накопления является не что иное, как блогинг.

Результаты исследования. Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы. Для российских регионов все более характерной становится тенденция применения блогинга как технологии политической коммуникации. Это более эффективный формат, нежели использование блогинга как инструмента, но он требует наличия соответствующей инфраструктуры в регионе.

На инструментальном этапе коммуникационное присутствие в блогосфере регионов осуществлялось через ведение интернет-дневника, в том числе и в форме репортажей о политических событиях и явлениях, а также воздействия на формирование общественного мнения посредством участия в обсуждении контента. Блогинг как социально-коммуникативная технология предполагает существенное расширение применяемого инструментария: это и ведение аккаунтов общественных и политических лидеров на коммерческой основе, и различные форматы, позволяющие собирать информацию об актуальных запросах избирателей, вовлекать их в деятельность субъектов политики, и формирование информационной повестки дня через новостные и тематические группы в социальных сетях, и размещение в сети Интернет общественных петиций. Кроме того, блогинг как технология позволяет оказывать на аудиторию длительное воздействие в рамках отдельных политических проектов.

Следует отметить, что событийно-тематическая повестка в бло-госфере Краснодарского края довольно динамична. В межвыборный

период федеральная повестка становится предметом обсуждения в той мере, в какой предмет дискуссии оказывает влияние на региональное сообщество. В период выборов доминирует политический контент, наиболее широкое обсуждение получают выборы, на которых баллотируются сами блогеры. Выборы становятся своеобразной «точкой роста» для политической блогосферы региона, площадкой для тестирования новых форматов политической коммуникации в онлайн-среде. Именно они обусловили переход от использования блогинга как инструмента к применению его как технологии с конца 2010 г., а уже в 2015 г. на выборах депутатов городской думы Краснодара блогинг стал для оппозиционных кандидатов основным механизмом воздействия на электорат.

Аудитория политических блогов в Краснодарском крае относительно невелика, небольшая часть блогосферы создает политический контент, в то же время и аудитория, и блогосфера постоянно расширяются. В результате блогинг как социально-коммуникативная технология имеет определенные рамки воздействия на региональные сообщества — профессиональные, возрастные, территориальные; он охватывает только некоторые сегменты электората. Блогинг в регионе в наибольшей степени востребован политической оппозицией. Она использует такие его преимущества, как доступность и скорость передачи информации и создания информационных поводов. Представители правящей региональной элиты ориентируются в первую очередь на технологии, связанные с традиционными СМИ, которые позволяют охватить более широкую аудиторию, но и требуют больших ресурсов. В совокупности с особенностями политического дискурса в блогосфере это обусловливает в целом критичное отношение авторов блогов к действующей власти.

В то же время возникновение практик конвертации блог-капитала в капитал политический и наоборот является показателем значимости блогинга как технологии для ключевых субъектов в регионе. В данном контексте сформулируем еще одно определение блогнга как технологии, описывающее ее с учетом субъективных интересов блогеров. Блогинг — это социально-коммуникативная технология, в результате целенаправленного и системного применения которой субъект приобретает собственный уникальный блог-капитал, а также возможность эффективной презентации и продвижения себя на рынке политических услуг; критериями эффективности такого продвижения могут выступать качественный рост влияния субъекта в онлайн-пространстве и/или его востребованность в реальной политике офлайн.

ЛИТЕРАТУРА

Близняк Р.З., Герасимов И.А. Блоггинг как технология социальной и политической коммуникации: уточнение понятия и характеристика эвристических возможностей // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 40. С. 223-232.

Близняк Р.З., Герасимов И.А., Хлыбов А.С. Блогосфера как часть коммуникационного пространства региона (на примере Краснодарского края) // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2016. № 2. С. 35-56.

ЗуйкинаК.Л. Особенности политической коммуникации в блогосфере России и США: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2017.

Коданина А.Л. Социально-политические аспекты блоггинга: российский опыт // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 3. С. 177-182.

Коптяева Н.Н., Юферева А.С. Политический блог в период медиаконвер-генции: жанровый аспект // Вестник Московского государственного областного университета: (Электронный журнал). 2017. № 1. С. 1-11. URL: https://evestnik-mgou. ru/ru/Articles/Doc/801

Расходников А.Н. Информационно-коммуникационное взаимодействие власти и общества: в поиске эффективных технологий // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 2. С. 263-273.

Савенков В.Д. Функции блогосферы в РФ и США в XXI веке: сходства и различия // Социодинамика. 2018. № 3. C. 16-26. URL: http://www.e-notabene.ru/ pr/article_255 68 .html

Халиуллина М.С. Блог как средство коммуникации региональных политических деятелей с электоратом // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. T. 6. № 4. С. 603-614.

Чекунова М.А. Блогосфера политико-административного медиадискурса в аспекте текстологии // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12. № 5. С. 76-82.

Godwin-Jones R. Tag Clouds in the Blogosphere: Electronic Literacy and Social Networking // Language Learning & Technology. 2006. Vol. 10. No. 2. P. 8-15.

Hirschkind C. New Media and Political Dissent in Egypt // Revista de Dialectología y Tradiciones Populares. 2010. Vol. 65. No. 1. P. 137-154.

Khan H.U., DaudA., Malik T.A. MIIB: A Metric to Identify Top Influential Blog-gers in a Community // PLOSE ONE. 2015. Vol. 10. No. 9. URL: http://journals.plos.org/ plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0138359

Saganowski S., Gliwa B., Bródka P., Zygmunt A., Kazienko P., Kozlak J. Predicting Community Evolution in Social Networks // Entropy. 2015. Vol. 17. No. 5. P. 3053-3096. URL: https://res.mdpi.com/entropy/entropy-17-03053/article_deploy/entropy-17-03053-v2.pdf?filename=&attachment=1

Saito K., Masuda N. Two Types of Well Followed Users in the Followership Networks of Twitter // PLOS ONE. 2014. Vol. 9. No. 1. URL: http://journals.plos.org/plosone/ article?id=10.1371/journal.pone.0084265

REFERENCES

Blizniak, R. Z., and Gerasimov, I. A. "Blogging kak tekhnologiia sotsial'noi i politicheskoi kommunikatsii: utochnenie poniatiia i kharakteristika evristicheskikh voz-mozhnostei," Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiia. Sotsiologiia. Politologiia, No. 40, 2017, pp. 223-232.

Blizniak, R. Z., Gerasimov, I. A., and Khlybov, A. S. "Blogosfera kak chast' kom-munikatsionnogo prostranstva regiona (na primere Krasnodarskogo kraia)," Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 12: Politicheskie nauki, No. 2, 2016, pp. 35-56.

Chekunova, M. A. "Blogosfera politiko-administrativnogo mediadiskursa v aspekte tekstologii," Gumanitarnyi vector, Vol. 12, No. 5, 2017, pp. 76-82.

Godwin-Jones, R. "Tag Clouds in the Blogosphere: Electronic Literacy and Social Networking," Language Learning & Technology, Vol. 10, No. 2, 2006, pp. 8-15.

Hirschkind, C. "New Media and Political Dissent in Egypt," Revista de Dialectología y Tradiciones Populares, Vol. 65, No. 1, 2010, pp. 137-154.

Khaliullina, M. S. "Blog kak sredstvo kommunikatsii regional'nykh politicheskikh deiatelei s elektoratom," Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki, Vol. 6, No. 4, 2017, pp. 603-614.

Khan, H. U., Daud, A., and Malik, T. A. "MIIB: A Metric to Identify Top Influential Bloggers in a Community," PLOSE ONE, Vol. 10, No. 9, 2015, URL: http://journals.plos. org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0138359

Kodanina, A. L. "Sotsial'no-politicheskie aspekty blogginga: rossiiskii opyt," Znak: problemnoepole mediaobrazovaniia, No. 3, 2017, pp. 177-182.

Koptiaeva, N. N., and Iufereva, A. S. "Politicheskii blog v period mediakonvergent-sii: zhanrovyi aspect," Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta: (Elektronnyi zhurnal), No. 1, 2017, pp. 1-11, URL: https://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/ Doc/801

Raskhodnikov, A. N. "Informatsionno-kommunikatsionnoe vzaimodeistvie vlasti i obshchestva: v poiske effektivnykh tekhnologii," Monitoring obshchestvennogo mneniia: Ekonomicheskie i sotsial'nyeperemeny, No. 2, 2017, pp. 263-273.

Saganowski, S. et al. "Predicting Community Evolution in Social Networks," Entropy, Vol. 17, No. 5, 2015, pp. 3053-3096, URL: https://res.mdpi.com/entropy/ entropy-17-03053/article_deploy/entropy-17-03053-v2.pdf?filename=&attachment=1

Saito, K., and Masuda, N. "Two Types of Well Followed Users in the Followership Networks of Twitter," PLOS ONE, Vol. 9, No. 1, 2014, URL: http://journals.plos.org/ plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0084265

Savenkov, V. D. "Funktsii blogosfery v RF i SShA v KhKhI veke: skhodstva i razlichiia," Sotsiodinamika, No. 3, 2018, pp. 16-26, URL: http://www.e-notabene.ru/ pr/article_255 68 .html

Zuikina, K. L. Osobennostipoliticheskoi kommunikatsii v blogosfereRossii i SShA: Postgraduate Thesis. Moscow, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.