Научная статья на тему 'Эмотивный и экспрессивный нарратив в транспарентном блогинге'

Эмотивный и экспрессивный нарратив в транспарентном блогинге Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
421
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метаиндивидуальное / полиавторское повествование / транспарентный блогинг / эмотивность и экспрессия как ресурсы убедительности / полноты самовыражения и как маркеры пост-правды. / metaindividual / multi-author narrative / transparent blogging / emotivity and expression as resources of persuasive- ness / completeness of self-expression and as markers of post-truth.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ермолин Евгений Анатольевич

Публицистический дискурс в эпоху социальных сетей тяготеет к форме блогинга, который приобретает значимость универсальной повествовательной матрицы, нацеленной на постоянное авторское присутствие и радикальный интерактив. Эволюция блогинга сближает его с традиционными сферами журналистики и литературы, размывая границу между ними, привлекая литературные жанры и жанры прессы и интернета и синтезируя их в метаиндивидуальное, полиавторское повествование. Блогинг стремится к транспарентности. В практике широкого круга авторов русскоязычного Фейсбука искренность концептуализируется как норма. Это среда профессиональных журналистов и литераторов, но в ней есть и люди, которые пришли в блогинг из сферы, лишь косвенно связанной с задачами самовыражения. Транспарентный блогинг в его идейных истоках связывают с концепцией основателя движения радикальной честности Брэда Блэнтона. В современном блогинге тотальная искренность, максимальная информационная открытость сочетается с трендом в сторону эмотивности и экспрессии. Эмоциональное отношение к предмету, нацеленность на эмоциональные реакции, особая чувствительность – популярный язык блогинга. Форсирующий средства выразительности экспрессионизм, как показывает опыт текущей словесности, в наше время может быть как авторским приемом, так и симптомом специфического самоощущения. Это связано и со стремлением к убедительности, и с полнотой самовыражения, проживания жизни онлайн. Другой ракурс эмотивности делает ее маркером пост-правды: аудиторию объединяют эмоции, а разъединяют логические аргументы. Пространством правды в контексте транспарентного блогинга парадоксальным образом становится мир эмоций и экспрессии, корреспондирующих с душевной аурой собеседника-соавтора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotive and Expressional Narrative in Transparent Blogging

Publicistic discourse in the age of social networks is a form of blogging, which becomes an important universal narrative matrix, aimed at the author's constant presence and radical interactive. The evolution of blogging brings it closer to traditional areas of journalism and literature, blurring the line between them, attracting literary genres and genres of the press and the Internet and synthesizing them into metaindividual, polyauthor narrative. Blogging is committed to transparency. In the practice of a wide range of authors of the Russian-speaking Facebook, sincerity is conceptualized as the norm. This is environment of professional journalists and writers, but there are people there who have come to blogging from a field that is only indirectly related to the tasks of selfexpression. Transparent blogging in its ideological origins is associated with the concept of the founder of the radical honesty movement Brad Blanton. In modern blogging, total sincerity, maximum informational openness is combined with a trend towards emotivity and expression. Emotional attitude to the subject, focus on emotional reactions, special sensitivity – a popular language of blogging. Expressionism, which forcing means of expression, as the experience of current literature shows, nowadays can be both the author's method and a symptom of a specific sense of self. This is associated with the desire for persuasiveness, and with the fullness of expression, living life online. Another aspect of emotiveness makes it a post-truth marker: the audience is united by emotions, and logical arguments are separated. The space of the truth in the context of transparent blogging paradoxically becomes the world of emotions and expression, corresponding to the emotional aura of the interlocutor co-author.

Текст научной работы на тему «Эмотивный и экспрессивный нарратив в транспарентном блогинге»

DOI 10.24411/2499-9679-2018-10196

УДК 070

Е. А. Ермолин

https://orcid.org/0000-0001-9249-4551

Эмотивный и экспрессивный нарратив в транспарентном блогинге

Публицистический дискурс в эпоху социальных сетей тяготеет к форме блогинга, который приобретает значимость универсальной повествовательной матрицы, нацеленной на постоянное авторское присутствие и радикальный интерактив. Эволюция блогинга сближает его с традиционными сферами журналистики и литературы, размывая границу между ними, привлекая литературные жанры и жанры прессы и интернета и синтезируя их в метаиндивидуальное, полиавторское повествование. Блогинг стремится к транспарентности. В практике широкого круга авторов русскоязычного Фейсбука искренность концептуализируется как норма. Это среда профессиональных журналистов и литераторов, но в ней есть и люди, которые пришли в блогинг из сферы, лишь косвенно связанной с задачами самовыражения. Транспарентный блогинг в его идейных истоках связывают с концепцией основателя движения радикальной честности Брэда Блэнтона. В современном блогинге тотальная искренность, максимальная информационная открытость сочетается с трендом в сторону эмотивности и экспрессии. Эмоциональное отношение к предмету, нацеленность на эмоциональные реакции, особая чувствительность - популярный язык блогинга. Форсирующий средства выразительности экспрессионизм, как показывает опыт текущей словесности, в наше время может быть как авторским приемом, так и симптомом специфического самоощущения. Это связано и со стремлением к убедительности, и с полнотой самовыражения, проживания жизни онлайн. Другой ракурс эмотивности делает ее маркером пост-правды: аудиторию объединяют эмоции, а разъединяют логические аргументы. Пространством правды в контексте транспарентного блогинга парадоксальным образом становится мир эмоций и экспрессии, корреспондирующих с душевной аурой собеседника-соавтора.

Ключевые слова: метаиндивидуальное, полиавторское повествование; транспарентный блогинг; эмотивность и экспрессия как ресурсы убедительности, полноты самовыражения и как маркеры пост-правды.

E. A. Ermolin

Emotive and Expressional Narrative in Transparent Blogging

Publicistic discourse in the age of social networks is a form of blogging, which becomes an important universal narrative matrix, aimed at the author's constant presence and radical interactive. The evolution of blogging brings it closer to traditional areas of journalism and literature, blurring the line between them, attracting literary genres and genres of the press and the Internet and synthesizing them into metaindividual, polyauthor narrative. Blogging is committed to transparency. In the practice of a wide range of authors of the Russian-speaking Facebook, sincerity is conceptualized as the norm. This is environment of professional journalists and writers, but there are people there who have come to blogging from a field that is only indirectly related to the tasks of self-expression. Transparent blogging in its ideological origins is associated with the concept of the founder of the radical honesty movement Brad Blanton. In modern blogging, total sincerity, maximum informational openness is combined with a trend towards emotivity and expression. Emotional attitude to the subject, focus on emotional reactions, special sensitivity - a popular language of blogging. Expressionism, which forcing means of expression, as the experience of current literature shows, nowadays can be both the author's method and a symptom of a specific sense of self. This is associated with the desire for persuasiveness, and with the fullness of expression, living life online. Another aspect of emotiveness makes it a post-truth marker: the audience is united by emotions, and logical arguments are separated. The space of the truth in the context of transparent blogging paradoxically becomes the world of emotions and expression, corresponding to the emotional aura of the interlocutor co-author.

Keywords: metaindividual, multi-author narrative; transparent blogging; emotivity and expression as resources of persuasiveness, completeness of self-expression and as markers of post-truth.

Современный публицистический дискурс все более очевидно тяготеет к тому, чтобы принять форму блогинга, в эпоху социальных сетей он реализуется как перманентно обновляемый постинг, в системе «пост - комментарий - лайк». Традиционные средства и формы публицистики отступают на задний план, теряют аудиторию и лишаются

нарративного целеполагания (если исходить из того, что нарратив преследует цель «не просто донести информацию до слушателя, но произвести впечатление, заинтересовать, заставить слушать, вызвать определенную реакцию» [7]). Наоборот, блогинг приобретает значимость универсальной повествовательной матрицы, нацелен-

© Ермолин Е. А., 2018

ной на постоянное авторское присутствие (блог-пост) и радикальный интерактив (полиавторство). Традиционная колонка в газете, журнале, на сайте зачастую выглядит теперь частным случаем постинга в социальной сети, несовершенным преддверием технологий и возможностей бло-госферы.

Характерно и такое наблюдение о судьбе читательских комментариев на сайтах профессиональных медиа: «Близится закат периода комментариев. Множество мировых СМИ убрали возможность комментирования, ссылаясь на то, что теперь роль канала для высказывания мнений играют соцсети. Комментарии убрали и крупные бло-ги, например Huffington Post и Copyblogger. По мнению последних, 90 % всех комментариев - это спам и троллинг, а остальные 10 % заслуживают того, чтобы стать поводом для авторского контента, который читатель может разместить у себя в соцсетях со ссылкой на материал блога. Принцип такой: если вам есть что сказать - говорите это у себя, а не у нас» [3].

Характеристики блогинга очень сильно зависят от личностным качеств и намерений его автора (разумея под таковым инициатора интерактива, создателя исходного поста). Блогинг персонален. Оказывается первостепенным акцент на прямое высказывание от первого лица. Сетевой авторский продукт максимально персонифицирован. Личность автора является гарантом качества в смыс-лопроизводстве. Глобальные коммуникации переходят в персонифицированные коммуникации конкретного автора с конкретной аудиторией, состоящей из реальных людей.

В то же время блогинг экстраиндивидуален, то есть направлен на внешний мир, нацелен на коммуникацию и реализуется в итоге как коммуникативный процесс. (Концепция экстра- и метаинди-видуальности в аспекте психологии была развернута Л. Я. Дорфманом [28], ее понятийный аппарат, как представляется, применим и в нашем случае). Спецификой этого процесса является его полиавторская текучесть, часто сродни аморфности, но и с элементами жесткой смысловой фокусировки. Блог - метаиндивидуальный феномен, он открыт соучастию. В нем реализуются интенции «Авторства», «Обладания», «Принятия» и «Зависимости». «Эти области функционируют по принципу «и» (а не по принципу «или»); они дополняют (а не исключают) друг друга» [5, 29].

Эволюция блогинга в социальных сетях сближает его с традиционными сферами журналистики и литературы, по ходу дела практически раз-

мывая границу между ними, привлекая и переваривая и литературные жанры (письмо, дневник), и жанры прессы и интернета (газетная статья чат, интернет-форум) и синтезируя их в повествование нового типа: метаиндивидуальное, полиавторское, тотально импровизационное, имеющее условное начало (то есть пост, катализирующий процесс) и потенциально бесконечное (non finito как техническая возможность, перерабатываемая в творческий принцип) в ситуации максимальной публичности.

В какой-то степени здесь в новой среде работает и эффект метафикшн, который прежде находили [19, 29, 31] преимущественно в постмодернистской пост-борхесовской прозе. Читатель оказывается «поставлен в положение со-участника творческой игры», но, впрочем, не только наблюдая, как было прежде, за «процессом конструирования и реконструирования» текста, но и легко меняя роль читателя на роль соавтора [13, с. 46-47]. Журналистика и литература приходят к эффективному блогингу. Их отличают готовность к коммуникации, диалогу/полилогу в режиме диа-логичности (в традиции Сократа и Дени Дидро), сетевой резонанс. Блогер выступает полиагентом: и как писатель, и как журналист, и как «пользователь сети».

В своей парадоксальной гиперактуальности блогинг уверенно тяготеет к тому качеству, которое с недавних пор определяют как транспарентность. Теоретические основы транспарентного блогинга не вполне осмыслены, чаще о нем говорят в контексте практических рекомендаций для блогеров, занимающихся катализом тем, сюжетов и проблем.

Ключевое определение транспарентного бло-гинга - прозрачность. О чем речь?

Первое. Верно замечено, что монетизация, коммерциализация блогинга (как синоним профессионализма) завязала проблемный узел. Как замечает отечественный теоретик Е. Н. Иванова, ключевым вопросом, разделяющим блогосферу, «является не аудитория и не содержательный компонент, - основным аргументом является превращение медиа в товар. <.. .> Дискурс деградирует в паблисити. <...> В Рунете насчитывается порядка 180 корпоративных блогов и трудно поддающееся подсчету количество блогеров, не декларирующих себя как корпоративные, но, тем не менее, либо на постоянной, либо на заказной основе работающих на определенного заказчика. Этот сегмент бло-госферы развивается в рамках культурных инду-стрий, где средства массовой информации рас-

сматриваются как продукт фильтрации, дизайна и упаковки для потребителей, базирующийся на маркетинговой статистике, которая создает медиа-культуру. <...>. Коммерциализация публичной сферы, распространение культурного производства, включая рекламу и паблик рилейшнз, приводит к рефеодализации публичной сферы, когда публика в одночасье утрачивает статус наблюдателя, очевидца, а мнение экспертов вновь превращается в «истинное» общественное мнение» [8, с. 187-188]. Особенно это относится к персональным блогам вне социальных сетей. Они выглядят качественно, технически выполнены умело, красиво, но «чистая честность и неподдельный интерес к теме во многих случаях уже не единственная причина для ведения блога <.> в настоящее время очень сложно увидеть разницу между подлинным содержанием и тем, что спонсировалось или контролировалось рекламодателем» [27]. Появление неафишируемого «спонсорского контента» как рефлекса адверториала подрывает доверие аудитории к блогеру. Поэтому в сети мы и находим призывы к блогерам легализовать факт спонсорства [27].

Однако это лишь один из аспектов прозрачности. В понимании практиков и теоретиков транс-парентного блогинга она приобретает гораздо более общий смысл. Это тотальная искренность блогера, максимальная информационная открытость, упразднение личных секретов, тайн, многоаспектный аутинг.

Когда-то В. Померанцев требовал искренности от литератора, зажатого идеологической цензурой: «Я хочу, чтобы тоска моя, жажда моя по большому правдивому слову тебя подняла... Ни в каком случае не производи „переоценку ценностей", не думай, что, например, ценность любви должна заступить для меня ценность труда. Но решительно измени, пересмотри, улучши твое отношение ко мне как человеку... Ни от чего не отрекайся во мне, ничего мне не навязывай и ищи новый синтез, центром которого стал бы я, мой труд, мои думы и все то в моем жизнеощущении, чего сам я не знаю и что новые высоты тебе помогут открыть. А главное, поднимай меня к себе на эти высоты, чтобы мир стал мне виднее» [17]. Полвека с лишним спустя на новом витке исторической спирали искренность снова стоит во главе угла, но уже как знак отторжения от давления рынка (а иногда по-прежнему и как показатель авторской отваги в противостоянии диктату среды, будь то властное принуждение или сила общественного мнения). Альтернативные отсылу к искренности

средства письма (недоговоренности, подтексты, знаточеские намеки, «постмодернистские» ирония, стеб, гуру-стиль и пр.) оказываются не востребованы.

Круг авторов русскоязычного Фейсбука, которые постоянно решают эту задачу, довольно велик. Упомяну здесь Алексея Белякова, Максима Горюнова, Андрея Десницкого, Владимира Ермолина, Николая Кащеева, Александра Морозова, Валерию Пустовую, Андрея Ракина, Александра Самарцева, Диляру Тасбулатову, Марину Шаповалову, ярославцев Людмилу Дискову, Людмилу Шабуеву. Это среда профессиональных журналистов, литераторов, но в ней есть и люди, которые пришли в блогинг из сферы, лишь косвенно связанной с задачами самовыражения.

Искренность, радикальное самовыговаривание, «выворачивание себя наизнанку» концептуализирует как норму американский блогер и предприниматель Джеймс Альтушер, связав эту практику с перманентным выбором себя, необходимым для успешной самореализации в новой исторической ситуации. «Я должен перечислить те вещи, которые дали изобилие моей жизни. Пересчитать их. Если я не буду этого делать - они начнут исчезать. Я уже видел, как они исчезали. Я не хочу этого снова» [1].

Транспарентный блогинг в его идейных истоках связывают с концепцией американского психотерапевта и эксперта по стресс-менеджменту Брэда Блэнтона, основателя движения радикальной честности. По Блэнтону, выговаривание правды является необходимым и естественным фундаментом для психического здоровья [26]. Он выделяет три ракурса правдоговорения: демаскировка, раскрытие фактов и действий (обманов и недосказанности); выражение своих чувств и мыслей в режиме реального времени», честность перед собой (развенчание фантазий) [11]. С одной стороны, по Блэнтону, самый действенный способ изменить свою жизнь к лучшему - это всегда, невзирая ни на какие обстоятельства, говорить правду. По его утверждению, ложь оставляет негативный эмоциональный след. Нужно проговаривать каждую эмоцию и каждое ощущение - даже если речь идет о гневе, недовольстве или простой и яркой ненависти [25]. С другой стороны, Блэнтон предлагает исходить из интенции доброжелательности. Как пишет участница его семинара, «в момент разговора важно поддерживать человека своим теплом и участием, чтобы он понял, что ты, говорящий ему болезненную вещь, принимаешь его с его недостатками и все равно, по большом

счету, любишь и готов ему помочь, и в любом случае не отталкиваешь от себя, а наоборот, искренне хочешь, чтобы он преодолел эту проблему быстро и сразу, чтобы в дальнейшем вы могли стать более открытыми и близкими. Нужна теплота и открытое сердце» [20, ср.: 9].

Такая открытость сочетается с эмотивностью и экспрессивностью как ресурсами убедительности, как выражением спонтанной органичности творческого блогинга на грани гонзо-стиля.

Эмоциональное отношение к предмету, открытая эмоция, нацеленность на эмоциональные реакции; как вариант - особая чувствительность, которую находит у эмотивной личности Карл Леонгард, - это едва ли не самый популярный язык блогинга. «Искренний блоггер делится с аудиторией личными взглядами и эмоциями. Его открытость заставляет читателя сопереживать, критиковать, опровергать, спорить. Главное, искренность заставляет аудиторию читать материал <...>. Если вы манипулируете информацией, не делитесь секретами, боитесь потерять монополию на важные сведения, ваши публикации не привлекут внимания потребителей. Дело даже не в фальши. Ее можно спрятать без особых усилий. Без эмоциональной и/или информационной откровенности в ваших публикациях не будет добавленной стоимости, которая делает ваши посты заметными и востребованными» [4].

В журналистике вопрос о допуске эмоций в ткань повествования дебатировался, как известно, в связи с проблемой объективности. Чаще казалось, что эмоции хороши там, где целью является сообщение не фактов, а мнений. Хотя на уровне высокой абстракции против них никто не возражал и в принципе. Теоретик публицистики советского времени М. С. Черепахов писал, что «эмоциональное, неразрывно связанное с процессом познания, выступает чаще всего в составе понятий, как их элемент, дающий то тепло, без которого понятия журналистики были бы мертвы. Любое понятие, возникшее в процессе познания, непременно содержит в себе эмоциональный элемент» [23, с. 148].

Форсирующий средства выразительности экспрессионизм, как показывает опыт текущей словесности, в наше время может быть как авторским приемом, так и симптомом специфического самоощущения (напр., блог Dmitry Shipilov).

Современный тренд в сторону эмотивности и экспрессионизма связывает это как со стремлением к убедительности, так и с полнотой самовыражения, проживания жизни онлайн [12]. Вторую сто-

рону характеризует Андрей Мирошниченко: «Управление своим персонажем в Сети насыщает оператора такими переживаниями, которые - с такой концентрацией - в реальной жизни ему недоступны. Офлайн слишком неуклюж, чтобы дать человеку столько эмоций от общения и самовыражения. Делегируя свои личные качества виртуальному персонажу, мы преодолеваем свои физические ограничения - примерно так же, как преодолевал свою инвалидность спецназовец, переселявшийся в аватар нави в одноименном фильме. Там можно гораздо больше, там полнота ощущений. Новый мир действительно дивный. Ведь офлайно-вая обыденность новых авторов <...> сера и неказиста. А вот их персонажи могут участвовать в каких угодно политических, романтических и прочих событиях. Небывалая полнота ощущений, концентрация переживаний, доступность недоступных событий - вот что стимулирует человека раз за разом переселяться в аватар, досадуя при этом на еду, работу и сон, все еще необходимые физическому телу, покуда оператор сидит в нем» [15].

Другой важный ракурс движения к эмотивно-сти связан с парадигмой пост-правды: аудиторию объединяют эмоции, а разъединяют логические аргументы. Пространством правды парадоксальным образом становится мир эмоций и экспрессии, корреспондирующих с душевной аурой собеседника-соавтора в контексте транспарентного блогинга. Переживание этого парадокса порождает разные, в том числе и критические реакции, вроде принадлежащей блогеру Марине Шаповаловой: «.бурление деструктивных чувств, которым в реальности люди не находят канализации. Поэтому максимум перепостов - у текстов типа «эмоциональный выплеск». Не всегда искренних, потому что на этом легко паразитировать, привлекая к себе массы фрустрированных, благо - они все здесь. Раньше им негде было подпитываться или спускать бессильную злобу - кошку, разве что, пнуть да оторваться на близких дома. Теперь для этой цели у них - перепосты и срач в коммен-тах. Или же связь есть, но она - в возможности ничего не делать и не думать. Прокричал тут что-то буквами о своем, тревожащем, болезненно волнующем, забанил очередного врага (как бы убил), и - полегчало. Можно идти спать. Фейсбучные страсти, наверно, показывают вырезанный и изъятый из реальности кусок. Растет он подобно раковой опухоли, его клетки в метаболизме живого организма не участвуют и никакой функции не исполняют» [24].

Библиографический список

1. Альтушер Альтушер, Д. Выбери себя. Введение [Электронный ресурс] / Джеймс Альтушер. - URL: http://jamesaltucher.ru/knigi-dzhejmsa-altushera/vyberi-sebj a-dzhej ms-altusher-avtorskij -perevod-na-russkij/vyberi-sebja-dzhejms-altusher-vvedenie/

2. Базикян, С. А., Фильченкова, А. А. Гонзо-журналистика в России [Электронный ресурс] / С. А. Базикян, А. А. Фильченкова // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. - 2015. - № 2. - URL: http://www.novsu.ru/file/1165963

3. Войтович, М. Пора вырасти. Подростковые болезни российского блогинга [Электронный ресурс] / М. Войтович. - URL: https://texterra.ru/blog/pora-vyrasti-podrostkovye-bolezni-rossiyskogo-bloginga.html

4. Дементий, Д. Что такое транспарентный блог-гинг и как его использовать [Электронный ресурс] / Дмитрий Дементий. - URL: https://texterra.ru/blog/chto-takoe-transparentnyy-blogging-i-kak-ego-ispolzovat.html

5. Дорфман, Л. Я. Концепция метаиндивидуально-го мира: современное состояние [Текст] / Л. Я. Дорфман // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2006. - Т. 3. - № 3. - С. 3-34.

6. Дорфман, Л. Я. Метаиндивидуальный мир. Методологические и теоретические проблемы [Текст] / Л. Я. Дорфман. - М. : Смысл, 1993. - 456 с.

7. Заречнева, М. Нарратив - что это такое? Нарративные источники и техники [Электронный ресурс] / М. Заречнева. - URL: http://fb.ru/article/192513/narrativ—chto-eto-takoe-narrativnyie-istochniki-i-tehniki

8. Иванова, Е. Н. Профессионализация новых медиа и этос публичной сферы [Текст] / Е. Н. Иванова // Журнал исследований социальной политики. - 2011. -№ 2. - Т. 9. - С. 169-195.

9. Каптерев, А. Радикальная честность (не наш метод) [Электронный ресурс] / А. Каптерев. - URL: https://kapterev.livejournal.com/562610.html

10. Копов, С. Практика радикальной честности [Электронный ресурс] / С. Копов. - URL: https://snob.ru/selected/entry/36596

11. Курапов, А. Радикальная честность [Электронный ресурс] / А. Курапов. - URL: https://kurapov.ee/rus/lab/control/psycho/radical_honesty/

12. Леонгард, К. Акцентуированные личности [Электронный ресурс] / К. Леонгард. - URL: https://psy.wikireading.ru/58095

13. Липовецкий, М. Н. Русский постмодернизм: очерки исторической поэтики [Текст] / М. Н. Липовецкий. - Екатеринбург : УрГУ, 1997. -317 с.

14. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / В. С. Мерлин. - М. : Педагогика, 1986. - 256 с.

15. Мирошниченко, А. Франкенштейны интернета [Электронный ресурс] / А. Мирошниченко. - URL:

http ://www.chaskor. ru/article/frankenshtej ny_interneta_22 016

16. Плетнева, Н. С. Эмотивный компонент медиа-пространства [Электронный ресурс] / Н. С. Плетнева // Коммуникация в современном поликультурном мире: прагматика лингвистического знака. - М., 2015. - С. 253-263. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23913197

17. Померанцев, В. Об искренности в литературе [Электронный ресурс] / В. Померанцев // Новый мир. - 1953. - № 12. - URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/LITRA/MEMO/ POMER. HTM

18. Попов, А. А. Кожемякин, Е. А. Журналистский блоггинг как новая форма профессиональной журналистики: опыт сравнения с традиционной журналистикой [Текст] / А. А. Попов, Е. А. Кожемякин // Журналистика и медиаобразова-ние-2010: сб. тр. IV междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 22-24 сент. 2010 г. / под ред.

A. П. Короченского, М. Ю. Казак. - Белгород, 2010. -С. 89-94.

19. Сегал, Д. М. Литература как вторичная моделирующая система [Текст] / Д. М. Сегал // Slav^ Hierosolymitana. - 1979. - № 4. Р. 1-35.

20. Терентьева, И. Радикальная честность (Radical Honesty by Brad Blanton) [Текст] / Ирина Терентьева. -URL: https ://irater. livej ournal.com/483052. html

21. Тулупова, К. В. Публицистический и художественный тексты: общее и различное [Текст] / К

B. Тулупова // Журналистика, реклама, СО: новые подходы: Мат-лы всеросс. науч.-практ. конф. «Коммуникация в современном мире» ( Воронеж, 12-13 ноября 2002 г.). - Воронеж: ВГУ 2002. - С. 196-198.

22. Удалова, Н. А., Удалова, Л. В. Стиль «гонзо» в современной журналистике [Текст] / Н. А. Удалова. Л. В. Удалова. - URL: https ://scienceforum. ru/2015/article/2015015379

23. Черепахов, М. С. Таинства мастерства публициста [Текст] / М. С. Черепахов. - М.: Мысль, 1984. -150 с.

24. Шаповалова, М. [Текст] / Марина Шаповалова. - URL: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=16 95304767258131&id=100003358718259

25. Шульман, Н. Радикальная честность [Текст] / Нелли Шульман. - URL: https://www.dp.ru/a/2010/10/01/Radikalnaja_chestnost

26. Blanton, Brad. Radical Honesty, The New Revised Edition: How to Transform Your Life by Telling the Truth [Текст] / Brad Blanton. - Sparrow Hawk Publications; Revised edition, 2005. - 310 p.

27. Blueloafers. Transparency is key - sponsored content on blogs. 5.April 2017 [Текст] / Blueloafers. -URL: http://blueloafers.com/blogging/transparency-key-sponsored-content-blogs/

28. Dorfman L. A metaindividual model of creativity [Текст] / L. Dorfman // P. Locher, C. Martindale,

L. Dorfman (eds.). New directions in aesthetics, creativity, and the arts. - Amityville, New York: Baywood Publishing Co, 2005. - P. 105-122.

29. Hutcheon, Linda. Narcissistic Narrative: The Metafictional Paradox [Текст] / Linda Hutcheon. - Ontario: Willford UP, 1981. - 188 p.

30. Jacobs, A. J. I Think You're Fat [Текст] / A. J. Jacobs. - URL: https://www.esquire.com/news-politics/a26792/honesty0707/

31. Waugh, P. Metafiction. The Theory and Practice of Self-Conscious Fiction [Текст] / Patricia Waugh. -New York / London: Methuen, 1984. - 175 p.

Reference List

1. Al'tusher, D. Vyberi sebja. Vvedenie = Choose yourself. Introduction [Jelektronnyj resurs] / Dzhejms Al'tusher. - URL: http://jamesaltucher.ru/knigi-dzhejmsa-altushera/vyberi-sebja-dzhejms-altusher-avtorskij-perevod-na-russkij/vyberi-sebja-dzhejms-altusher-vvedenie/

2. Bazikjan, S. A., Fil'chenkova, A. A. Gonzo-zhurnalistika v Rossii = Gonzo journalism in Russia [Jel-ektronnyj resurs] / S. A. Bazikjan, A. A. Fil'chenkova // Uchenye zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo uni-versiteta imeni Jaroslava Mudrogo = Scientific notes of Novgorod state university named after Yaroslav the Wise. - 2015. - № 2. - URL: http://www.novsu.ru/file/! 165963

3. Vojtovich, M. Pora vyrasti. Podrostkovye bolezni rossijskogo bloginga = It is time to grow up. Teenage diseases of the Russian blogging [Jelektronnyj resurs] / M. Vojtovich. - URL: https://texterra.ru/blog/pora-vyrasti-podrostkovye-bolezni-rossiyskogo-bloginga.html

4. Dementij, D. Chto takoe transparentnyj blogging i kak ego ispol'zovat' = What is transparent blogging and how to use it [Jelektronnyj resurs] / Dmitrij Dementij. -URL : https ://texterra. ru/blog/chto -takoe-transparentnyy-blogging-i-kak-ego-ispolzovat.html

5. Dorfman, L. Ja. Koncepcija metaindividual'nogo mira: sovremennoe sostojanie = Concept of the metaindi-vidual world: current state [Tekst] / L. Ja. Dorfman // Psi-hologija. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki = Psychology. Zhurnal Vysshei Shkoly Ekonomiki. - 2006. - T. 3. -№ 3. - S. 3-34.

6. Dorfman, L. Ja. Metaindividual'nyj mir. Metodo-logicheskie i teoreticheskie problemy = Metaindividual world. Methodological and theoretical problems [Tekst] / L. Ja. Dorfman. - M. : Smysl, 1993. - 456 s.

7. Zarechneva, M. Narrativ - chto jeto takoe? Narra-tivnye istochniki i tehniki = Narrative - what is it? Narrative sources and techniques [Jelektronnyj resurs] / M. Zarechneva. - URL: http://fb.ru/article/192513/narrativ—chto-eto-takoe-narrativnyie-istochniki-i-tehniki

8. Ivanova, E. N. Professionalizacija novyh media i jetos publichnoj sfery = Professionalizing of new media and ethos of the public sphere [Tekst] / E. N. Ivanova // Zhurnal issledovanij social'noj politiki = Zhurnal issledo-vani socialnoi politiki - 2011. - № 2. - T. 9. - S. 169-195.

9. Kapterev, A. Radikal'naja chestnost' (ne nash metod) = Radical honesty (not our method) [Jelektronnyj resurs] / A. Kapterev. - URL: https ://kapterev. livej ournal.com/562610.html

10. Kopov, S. Praktika radikal'noj chestnosti = Practice of radical honesty [Jelektronnyj resurs] / S. Kopov. -URL: https://snob.ru/selected/entry/36596

11. Kurapov, A. Radikal'naja chestnost' = Radical honesty [Jelektronnyj resurs] / A. Kurapov. - URL: https://kurapov.ee/rus/lab/control/psycho/radical_honesty/

12. Leongard, K. Akcentuirovannye lichnosti = Accentuated persons [Jelektronnyj resurs] / K. Leongard. -URL: https://psy.wikireading.ru/58095

13. Lipoveckij, M. N. Russkij postmodernizm: ocherki istoricheskoj pojetiki = Russian postmodernism: essays of historical poetics [Tekst] / M. N. Lipoveckij. -Ekaterinburg : UrGU, 1997. - 317 s.

14. Merlin, V. S. Ocherk integral'nogo issledovanija individual'nosti = Essay of the integrated research of the identity [Tekst] / V S. Merlin. - M. : Pedagogika, 1986. -256 s.

15. Miroshnichenko, A. Frankenshtejny interneta = Frankensteins of the Internet [Jelektronnyj resurs] / A. Miroshnichenko. - URL: http://www.chaskor.ru/article/frankenshtejny_interneta_22016

16. Pletneva, N. S. Jemotivnyj komponent me-diaprostranstva = Emotive component of media space [Jelektronnyj resurs] / N. S. Pletneva // Kommunikacija v sovremennom polikul'turnom mire: pragmatika lingvisticheskogo znaka = Communication in the modern polycultural world: pragmatics of the linguistic sign. -M., 2015. - S. 253-263. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23913197

17. Pomerancev, V. Ob iskrennosti v literature = On sincerity in literature [Jelektronnyj resurs] / V. Pomerancev // Novyj mir = Novy mir - 1953. -№ 12. - URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/LITRA/MEMO/ POMER. HTM

18. Popov, A. A. Kozhemjakin, E. A. Zhurnalistskij blogging kak novaja forma professional'noj zhurnalistiki: opyt sravnenija s tradicionnoj zhurnalistikoj = Journalistic blogging as a new form of professional journalism: experience of comparison with traditional journalism [Tekst] / A. A. Popov, E. A. Kozhemjakin // Zhurnalistika i me-diaobrazovanie-2010: sb. tr. IV mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Belgorod, 22-24 sent. 2010 g. = Journalism and media education-2010: collection of works of the IV International scientific practical conference, Belgorod, September 22-24, 2010./ pod red. A. P. Korochenskogo, M. Ju. Kazak. - Belgorod, 2010. - S. 89-94.

19. Segal, D. M. Literatura kak vtorichnaja modeliru-jushhaja sistema = Literature as the secondary modeling system [Tekst] / D. M. Segal // Slavisa Hierosolymitana. -1979. - № 4. R. 1-35.

20. Terent'eva, I. Radikal'naja chestnost' = Radical honesty (Radical Honesty by Brad Blanton) [Tekst] /

I. Terent'eva. - URL:

https ://irater. livej ournal.com/483052. html

21. Tulupova, K. V. Publicisticheskij i hudozhestven-nyj teksty: obshhee i razlichnoe = Publicistic and art texts: general and various [Tekst] / K. V. Tulupova // Zhurnalis-tika, reklama, SO: novye podhody: Mat-ly vseross. nauch.-prakt. konf. «Kommunikacija v sovremennom mire» (Voronezh, 12-13 nojabrja 2002 g.) = Journalism, advertizing, SO: new approaches: Materials of the All-Russian scientific practical conference «Communication in the modern world» (Voronezh, on November 12-13, 2002). - Voronezh: VGU, 2002. - S. 196-198.

22. Udalova, N. A., Udalova, L. V. Stil' «gonzo» v sovremennoj zhurnalistike = Gonzo style in modern journalism [Tekst] / N. A. Udalova. L. V. Udalova. - URL: https://scienceforum. ru/2015/article/2015015379

23. Cherepahov, M. S. Tainstva masterstva publicista = Sacraments of the publicist's skill [Tekst] / M. S. Cherepahov. - M. : Mysl', 1984. - 150 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Shapovalova, M. Facebook [Tekst] / Marina Shapovalova. - URL: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=16 95304767258131&id=100003358718259

25. Shul'man, N. Radikal'naja chestnost' = Radical honesty [Tekst] / Nelli Shul'man. - URL: https ://www. dp. ru/a/2010/10/01 /Radikalnaj a_chestno st

26. Blanton, Brad. Radical Honesty, The New Revised Edition: How to Transform Your Life by Telling the Truth / Brad Blanton. - Sparrow Hawk Publications; Revised edition, 2005. - 310 p.

27. Blueloafers. Transparency is key - sponsored content on blogs. 5.April 2017 [Tekst] / Blueloafers. -URL: http://blueloafers.com/blogging/transparency-key-sponsored-content-blogs/

28. Dorfman L. A metaindividual model of creativity [Tekst] / L. Dorfman // P. Locher, C. Martindale, L. Dorfman (eds.). New directions in aesthetics, creativity, and the arts. - Amityville, New York: Baywood Publishing Co, 2005. - P. 105-122.

29. Hutcheon, Linda. Narcissistic Narrative: The Metafictional Paradox [Tekst] / Linda Hutcheon. - Ontario : Willford UP, 1981. - 188 p.

30. Jacobs, A. J. I Think You're Fat [Tekst] / A. J. Jacobs. - URL: https://www.esquire.com/news-politics/a26792/honesty0707/

31. Waugh, P. Metafiction. The Theory and Practice of Self-Conscious Fiction [Tekst] / Patricia Waugh. - New York / London : Methuen, 1984. - 175 p.

Дата поступления статьи в редакцию: 03.09.2018 Дата принятия статьи к печати: 11.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.