ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2016. № 2
Роман Зиновьевич Близняк,
кандидат политических наук, доцент кафедры общей психологии и социальных коммуникаций Сочинского государственного университета (Россия), e-mail: [email protected]
Игорь Алексеевич Герасимов,
кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета (Россия), e-mail: [email protected]
Антон Сергеевич Хлыбов,
блогер (Россия), e-mail: [email protected]
БЛОГОСФЕРА КАК ЧАСТЬ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)
В статье обосновывается актуальность выделения регионального уровня блогосферы, обозначаются его пространственные границы, предлагаются критерии выделения как самостоятельной единицы коммуникационного пространства: наличие собственной информационно-событийной тематики; деятельность регионального сообщества, активно обсуждающего данную тематику и создающего на этой основе новый контент; осознание региональным сообществом себя как отдельной социальной группы. В исследовании актуализируется вопрос о механизмах влияния блогосферы на региональный политический процесс, взаимодействии с такими акторами, как СМИ и политическая элита. Выявлена динамика становления блогосферы Краснодарского края как элемента коммуникационного пространства. Определено, что региональная блогосфера характеризуется существенной дифференциацией по месту и темам общения, при этом наибольшей популярностью пользуется обсуждение общественно-политических событий. Политический сегмент блогосферы края отличается сравнительно низким уровнем расколов при наличии значимого критического потенциала по отношению к деятельности органов власти.
Ключевые слова: коммуникационное пространство, блогосфера, политика, СМИ, Краснодарский край.
Roman Zinovievich Bliznyak,
Kandidat of Political Science, Associate Professor, Genera! Psychology and Social Communications Program, Sochi State University (Russia), e-mail: rbliznyak@mail. ru
Igor Alekseevich Gerasimov,
Kandidat of Political Science, Senior Lecturer, Political Science and Political Management Program, Kuban State University (Russia), e-mail: lykurgus89@ mail.ru
Anton Sergeevich Khlybov,
Blogger (Russia), e-mail: [email protected]
THE BLOGOSPHERE AS PART OF A REGION'S COMMUNICATION SPACE: THE CASE OF KRASNODAR KRAI
This article substantiates the relevance assigned to the blogosphere at the regional level, highlighting its spatial borders and suggesting criteriafor its selection as an independent unit of the communication space, including: the presence of private information and event-driven topics; the activities of a regional community that discusses this subject and creates new content on this basis; and awareness by the regional community of itself as a distinct social group. The authors also address the issue of the mechanisms of the blogosphere's influence on the regional political process and its interaction with actors such as the media and the political elite. The dynamics of the formation of the blogosphere in the Krasnodar Krai as a communication space element are also examined. The authors conclude that the regional blogosphere is characterized by significant differentiation by place and topic of communication, and that the most popular discussions are those of social and political events. The political segment of the region's blogosphere has a relatively low level of dissidence, notwithstanding the presence of significant critical potential in relation to the activities of the authorities.
Key words: communication space, blogosphere, politics, mass media, Krasnodar Krai.
Развитие информационных технологий приводит к трансформации коммуникационного пространства России и ее регионов. Так, существенное влияние на сферу политики оказывает блогосфера. Благодаря ее появлению меняются электоральные технологии, механизмы формирования политической повестки, способы взаимодействия между политическими лидерами и рядовыми гражданами и т.д. Интерес к политической тематике в российской блогосфере вырос в контексте федеральных выборов 2011-2012 гг. События
этого периода выявили значительное влияние коммуникаций в сети интернет на политические процессы в стране и регионах. Изучение особенностей и механизмов такого влияния представляется актуальной исследовательской задачей.
Понятие «коммуникационное пространство» в настоящее время является дискуссионным. Наряду с ним в российской научной традиции применяются такие понятия, как «информационное пространство» и «коммуникативное пространство». В зависимости от позиции конкретного автора содержательные характеристики данных категорий могут как существенно различаться между собой, так и рассматриваться в качестве тождественных.
Обстоятельный анализ соотношения указанных выше понятий представляет собой самостоятельную исследовательскую задачу и не является предметом рассмотрения данной статьи. Поэтому мы будем исходить из определения А.В. Родина, который, понимая под коммуникационным пространством систему многообразных коммуникативных связей, возникающих между различными агентами коммуникации, выделяет три уровня такого пространства: глобальный, региональный и локальный. Их выделение подразумевает наличие соответствующих уровней социального контроля — центральной, региональной и местной власти1.
Вместе с тем, рассматривая блогосферу как часть коммуникационного пространства региона, важно понимать различия между терминами «коммуникационный» и «коммуникативный». С достаточной полнотой подобный анализ проведен в статье Б.П. Яковлева и Л.С. Чистовой2. Авторы утверждают, что «коммуникационный» следует относить к ситуации, когда социальное взаимодействие происходит посредством информационного канала, средства связи, в то время как «коммуникативный» в большей мере относится к непосредственному общению. Кроме того, исследователи различают данные категории по следующим критериям: количество участвующих в процессе единиц, основные смысловые единицы, цель речевых установок, условия протекания, содержание действий, функции, место (формат) развития.
Значимым сегментом российского коммуникационного пространства является блогосфера3. Блогосфера включает в себя
1 Родин А.В. Коммуникационное пространство как социальная реальность: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 2009. С. 15, 18-19.
2 Яковлев Б.П., Чистова Л.С. Теоретический анализ коммуникационной и коммуникативной компетентностей // Успехи современного естествознания. 2009. № 6. С. 80-83.
3 Гордеев А.И. Интернет-реклама в коммуникационном пространстве российского общества: функции, специфика и перспективы развития: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2013. С. 24.
разнообразные связи между блогерами, выступающими агентами коммуникации. При этом блогосфера, так же как и любая социальная сеть, состоит из сообществ. Такие сообщества носят довольно стабильный характер, внутри них наблюдается увеличенная плотность связей4.
Блогосфера трактуется исследователями как:
- объединение блогов, «обладающее своей культурой»5;
- «совокупность всех блогов, представляющая собой сообщество или социальные сети участников блогов»6;
- социальная среда, «сформированная в ходе перекрестного чтения, комментирования и обмена ссылками»7;
- «сложная социальная система, <.. .> фрагмент медийного пространства»8;
- «динамичная всемирная информационная оболочка»9.
На сегодняшний день имеется достаточно большое число определений понятия «блог», предложенных русскоязычными авторами10. Их анализ позволяет выявить ряд элементов и характерных черт, выделяющих блоги среди других средств интернет-
4 Babutsidze Z, Lomitashvili T., Turmanidze K. The Structure of Georgian Blo-gosphere and Implications for Information Diffusion // International Journal of Social Network Mining. 2013. No. 1 (3/4). Р. 280-297.
5 Загоруйко И.Н. Языковые клише в блогосфере интернет-дискурса: функционально-прагматический аспект: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ижевск, 2013. С. 11.
6 Лазуткина Е.В. Проблемно-объектный комплекс регулирования новостной информации в блогосфере Рунета: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2010. С. 15.
7 Кульминская А.В. Социальная общность блогеров: становление и развитие в российском обществе: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2013. С. 11.
8 Шамыкина В.М. Управленческие взаимодействия в социоинформационной блогосфере: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2012. С. 13.
9 КочетковаМ.О., ТубаловаИ.В. Динамика развития блога как жанра дискурса блогосферы: социолингвистический аспект // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2014. № 1 (27). С. 39.
10 Антанович Н.А. Коммуникативное измерение современной политики: блоги и форумы // Вестк Вестк Беларускага дзяржаунага утверсиэта. Серыя 3. Псторыя. Эканомша. Права. 2014. № 1. С. 80; Вокуев Н.Е. Феноменология притворства в современной культуре: на материалах блогосферы: Автореф. дис. ... канд. культурологии. Сыктывкар, 2012. С. 17-18; Загоруйко И.Н. Указ. соч. С. 11; Казнова Н.Н. Трансформация языковой личности в интернет-коммуникации: на примере французской блогосферы: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Пермь, 2011. С. 10-11; Кольцова Е.Ю., Маслинский К.А. Выявление тематической структуры российской блогосферы: автоматические методы анализа текстов // Социология: Методология, методы, математическое моделирование. 2013. № 36. С. 115; Сидорова И.Г. Коммуникативно-прагматические характеристики жанров персонального интернет-дискурса: сайт, блог, социальная сеть, комментарий: Дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2014. С. 118.
коммуникации: веб-сайт; совокупность текстовых материалов и мультимедиа; периодическое обновление; персонализированный характер (за исключением коллективных блогов); возможность комментирования сообщений (может быть ограничена автором блога); наличие гиперссылок; обратный хронологический порядок.
В контексте нашей статьи наиболее подходящим следует признать лаконичное определение Кевина Уоллстена из Калифорнийского университета, цитируемое некоторыми отечественными исследователями: блог — это регулярно обновляемый персональный веб-сайт, на котором сообщения (посты) размещаются в обратном хронологическом порядке11.
Авторы блогов составляют общность блогеров. По мнению А.В. Кульминской, данная общность представляет собой основанную на интернет-коммуникации взаимосвязь людей, объединенных сходным образом жизни, наличием осознанных мотивов для вступления в общность, значимым социально-политическим потенциалом, нерегулярной солидарностью, а также наличием такого ресурса, как репутация12.
Важным представляется рассмотреть политическую составляющую блогосферы. Ю.И. Нестеренок определяет ее как «совокупность блогов политической ориентации»13, А.А. Давыдов дополняет определение тем, что это взаимодействие блогеров14. По мнению К.О. Квятковского, возникновение феномена политической блого-сферы в русскоязычном сегменте всемирной сети носило стихийный характер15. П.В. Ушанов выделил следующие этапы его развития. Первый этап — 2005-2011 гг., характеризовался увеличением количества блогов, в результате чего произошло качественное изменение политической коммуникации. Второй этап завершается в 2014 г., его особенностью стало «активное инструментальное использование блогов в рамках политических и коммерческих коммуникационных кампаний и проектов» при ведущей роли СМИ. Начало третьему
11 Wallsten K. Political Blogs and the Bloggers Who Blog Them: Is the Political Blogosphere and Echo Chamber? [Paper Presented at the American Political Science Association Annual Meeting. Washington, September 1-4, 2005]. URL: http://www. journalism.wisc.edu/~dshah/blog-club/site/Wallsten.pdf
12 Кульминская А.В. Указ. соч. С. 6-7.
13 Нестеренок Ю.И. Политический блогинг в политико-коммуникативных процессах современной России: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. Ростов н/Д., 2013.С. 11-12.
14 Давыдов А.А. Социология изучает блогосферу // Социологические исследования. 2008. № 11. C. 96.
15 Квятковский К.О. Проблемные точки в исследованиях политической блогосферы // Сборник материалов по итогам IV Всероссийской Ассамблеи молодых политологов (Пермь, 25-26 апреля 2011 г.). Пермь: Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2012. С. 37.
этапу, в 2014 г., по мнению П.В. Ушанова, положило принятие поправок к закону об информации, когда наиболее популярные блоги были приравнены к СМИ, что подняло статус общественно-политических блогов16.
Далее охарактеризуем региональную блогосферу в России. Российские регионы существенно различаются между собой по многим параметрам: размеру территории и климатическим условиям, уровню развития, укладу и отраслевой структуре экономики, социально-демографической, этнической и конфессиональной структуре населения, доминирующим культурным образцам, уровню проникновения сети интернет и т.д. Весомое значение политической власти в структурировании коммуникационного пространства ведет к тому, что одним из наиболее важных факторов дифференциации региональных сообществ становится политико-административное деление. Такая неоднородность субъектов Российской Федерации оказывает существенное влияние на формирование локальных информационно-событийных контекстов.
Сравнительный анализ тематик блогов в регионах юга России позволяет выдвинуть две гипотезы: во-первых, темы, преобладающие в блогах разных субъектов Российской Федерации, могут существенно различаться между собой; во-вторых, в региональной блогосфере доминирует обсуждение тех проблем, которые непосредственно касаются развития данного регионального сообщества.
Количество и разнообразие субъектов Российской Федерации приводит к тому, что информационная повестка на федеральном уровне оказывается не в состоянии включить в себя и удержать интерес к ключевым событиям, происходящим в них. Так, О.А. Фокина отмечает непропорциональность в освещении федеральными СМИ событий в различных регионах, игнорирование острых тем, избирательное отношение к медиаперсонам, отсутствие аналитики17.
Именно поэтому мы считаем, что в структуре российской блогосферы необходимо выделить два уровня — федеральный и региональный: первый из них представлен коммуникационными практиками одного сообщества, в рамках которого обсуждается общенациональная тематика, второй — складывается из конгломерата сообществ, формирующихся вокруг различных политических, социальных и экономических центров. Наличие популярных тем, обсуждаемых в регионах, но не представленных в федеральной по-
16 Ушанов П.В. Коммуникационные стратегии современной российской власти: бинарность и конвергентность структурных элементов: Дис. ... д-ра филол. наук. Владивосток, 2015. С. 313-314, 318.
17 Фокина О.А. Региональная повестка дня в общероссийских печатных СМИ: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2013. С. 16-17.
вестке, доказывает, на наш взгляд, существование разных уровней блогосферы. При этом нет противоречия в том, что один и тот же блогер может принимать участие в дискуссиях на разных уровнях блогосферы одновременно.
В регионах возникают сообщества блогеров, формирующие контент в соответствии с собственным пониманием наиболее важных сюжетов, имеющих место на данной территории. Для таких сообществ характерна повышенная интенсивность связей внутри них. По нашему мнению, о наличии региональной блогосферы можно говорить при соблюдении трех условий (критериев): во-первых, наличия собственной информационно-событийной тематики; во-вторых, деятельности регионального сообщества, активно обсуждающего данную тематику и создающего на этой основе новый контент; и, в-третьих, осознания региональным сообществом себя как отдельной социальной группы.
Вместе с тем анализ блогосферы Краснодарского края позволяет утверждать, что в ней отражены ключевые темы блогов субрегионального (локального) уровня, а блогеры на субрегиональном уровне обсуждают наиболее важные краевые события. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в структуру региональной блогосферы входят субрегиональные сообщества блогеров.
Региональная блогосфера оказывает влияние на политические процессы в субъектах Российской Федерации посредством изменения информационной повестки и участия в формировании общественного мнения. Она оказывает корректирующее воздействие на активность органов власти в пространстве публичной политики регионов, приоритетность ключевых тем, в рамках которых осуществляется коммуникация власти и региональных сообществ. На механизмах такого воздействия следует остановиться более подробно.
В соответствии с теорией установления информационной повестки ("agenda-setting")18, существует три ее разновидности: медиаповестка, содержание которой определяют СМИ; публичная повестка, сформированная в общественном мнении (темы, обсуждаемые в блогосфере, являются одним из ее компонентов); и политическая (стратегическая) повестка, основа которой детерминируется решениями представителей политической элиты. Данные повестки оказывают взаимное влияние на тематическое содержание друг друга.
По нашему мнению, применение постулатов теории установления информационной повестки при исследовании коммуникационного
18 См.: Dearing J., Rogers E. Agenda-setting, Where Has It Been, Where Is It Going? // Communication Yearbook 11. 2nd ed. New York; London: Routledge, 2012. P. 556.
пространства российских регионов обладает определенным эвристическим потенциалом. Ключевая роль политической элиты субъекта Федерации, региональных органов государственной власти в формировании информационной повестки имеет значимые следствия для развития региональной блогосферы. Во-первых, увеличивается дифференциация информационно-событийных контекстов в различных регионах, это усиливает специфику обсуждаемого спектра наиболее значимых тем. Во-вторых, чрезмерное, в ряде случаев, влияние региональных органов власти на медиаповестку приводит к тому, что материалы местных СМИ теряют объективность, становятся менее интересными для общественности. Это усиливает потребность в независимой оценке событий, происходящих на данной территории, создает благоприятные предпосылки для развития региональной блогосферы.
Блогеры также оказывают влияние на информационную повестку, в том числе политическую. Блоги выступают удобным каналом обратной связи19, позволяющим оперативно отследить реакцию общественности на принятое политическое решение. Сегодня в блогосфере представлены и сами органы государственной власти и местного самоуправления. При этом следует учитывать наличие
внутри нее значительного критического потенциала по отношению
20
к ним20.
Важным является вопрос о соотношении влияния СМИ и блогосферы на информационную повестку в регионе. Как коммуникационный феномен, блогосфера оказала существенное влияние на развитие новостной журналистики. Качественные изменения начались тогда, когда новости стали оперативно размещаться в сети интернет, когда газеты, телевидение и иные традиционные СМИ начали ссылаться на сообщения блогеров. Оказалось, что телеканалы, реализующие стратегию 24-часового вещания новостей, вынуждены конкурировать с блогосферой. Газеты стали подвергаться критике за недостаточную оперативность, все чаще высказывалась идея о том, что их значимость будет стремительно падать в эпоху мгновенных новостей21.
19 Жуков И.К., Мельникова И.В., Балацкий A.M. Восприятие региональной политической элиты ключевыми социальными группами регионального сообщества Омской области (на материале контент-анализа региональной блогосферы) // Вестник Омского университета. 2014. № 1. С. 199.
20 Усманова Д.Ш. Региональная блогосфера как дискуссионная политическая и социальная площадка (на примере Республики Башкортостан) // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2015. № 2. С. 3-16.
21 Hussey T. Create Your Own Blog: 6 Easy Projects to Start Blogging Like A Pro. 2nd ed. Indianapolis: Sams Publishing, 2012. Р. 13.
Помимо ссылок на сообщения в блогах, традиционные СМИ регулярно привлекают к обсуждению в качестве экспертов их авторов, поскольку зачастую те неплохо разбираются в узкоспециализированных темах. В ряде случаев блогеры переходят на работу в традиционные СМИ; иногда журналисты заводят довольно влиятельные блоги. На сайтах некоторых газет обозревателям предоставляется возможность вести блоги, материалы которых не попадают в печатные издания. Такие процессы, называемые медиаконвергенцией (интеграция нескольких коммуникационных платформ в единую систему для передачи медиаконтента22), происходят и в коммуникационном пространстве Краснодарского края.
В контексте данной статьи представляют интерес результаты исследования, проведенного Бренданом Уотсоном из Университета Миннесоты. Он пришел к выводу, что аналогично тому, как местная пресса, публикуя статьи по вопросам общенационального характера, чаще ссылается на публикации информационных агентств, так и местные блогеры, информируя аудиторию о событиях подобного рода, в большей мере склонны ссылаться на материалы традиционных СМИ, что связано с ограниченностью их ресурсов. В то же время, публикуя сообщения, связанные с локальными информационными поводами, местные блогеры чаще ссылаются на первоисточники, включая документы и собственные репортажи. Особенно это касается тех тем, которые не охвачены традиционными местными СМИ23. Как отмечает Л.Г. Антонова, современный региональный блогер «частично наделен функционалом "лидера мнения" и создает особый коммуникативный продукт»24.
Выводы Б. Уотсона подтверждаются и на материалах российской региональной блогосферы, где блогеры зачастую «являются первоисточниками информации о том или ином событии, происшествии в городе»25. При этом, по мнению М.А. Суркова, наиболее влиятельные из них «отбирают и интерпретируют контент локальной новостной
22 Гусейнова З.В. Развитие конвергентных процессов СМИ Краснодарского края // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2014»: [Электронный ресурс] / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. М.: МАКС Пресс, 2014. URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/ Lomonosov_2014/2556/2200_68139_dc60f3.pdf
23 Watson B.R. Bloggers Rely on Sources Outside Traditional Media // Newspaper Research Journal. 2012. Vol. 33. No. 4. P. 31.
24 Антонова Л.Г. «Коммуникативный портрет» автора в региональном блого-дискурсе // Медиалингвистика. Вып. 3: Речевые жанры в массмедиа: сб. статей. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций», 2014. С. 181.
25 Серебрянская В.А. Региональная блогосфера как поле социального взаимодействия: акторы, ресурсы, контент // IV Международная научно-практическая социологическая конференция «Продолжая Грушина», 27-28 февраля 2014 г.: Материалы конференции. М.: ВЦИОМ, 2014. С. 185.
ленты, а на базе уже их рефлексии появляются записи и других акторов сети касательно события»26. Данное утверждение, по нашему мнению, справедливо и для блогов политической тематики.
Таким образом, источники информации и информационная повестка в рамках обсуждения локальных информационных поводов в региональных СМИ и блогосфере различаются. При этом темы, обсуждаемые в блогах, зачастую не получают общерегионального общественного резонанса до тех пор, пока к ним не обратятся традиционные медиа27. С другой стороны, журналистам необходимо периодически их освещать для повышения востребованности собственного информационного продукта. В результате блогосфера оказывает определенное влияние на СМИ, что позволяет избежать критического разрыва между информационными повестками.
Определим основные этапы развития блогосферы Краснодарского края как части коммуникационного пространства региона. Начало ее формирования было положено в 2007 г. и имело свои предпосылки: во-первых, расширение зоны охвата сети интернет и рост числа ее пользователей в крае; и, во-вторых, появление и распространение в российском интернет-пространстве культуры ведения онлайн-дневников на платформе LiveJournal («Живой журнал»).
В октябре 2006 г. российская компания SUP Media получила лицензию на управление кириллическим сегментом LiveJournal. Данный ресурс предоставлял возможность публиковать свои и комментировать чужие записи, вести коллективные блоги («сообщества»), добавлять в друзья других пользователей и следить за их записями в «ленте друзей». Русскоязычный сегмент «Живого журнала» имел значительную посещаемость и был при этом интересен в равной степени мужчинам и женщинам.
В 2007 г. российские социальные сети «Одноклассники» и «ВКонтакте» еще не приобрели широкой популярности и воспринимались пользователями в первую очередь как удобный и дешевый канал коммуникации между членами сложившихся офлайн социальных групп. Аудитория «Живого журнала» к этому времени уже стала общероссийской (федеральной), и ее представители преимущественно не были знакомы друг с другом в реальной жизни. В результате произошло осознание ими себя как некой отдельной
26 Сурков М.А. Региональная политическая повестка дня в условиях развития новых медиа // Материалы Международного молодежного научного форума «Л0М0Н0С0В-2011»: [Электронный ресурс] / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андрия-нов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. М.: МАКС Пресс, 2011. URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2011/1428/32250_2def.pdf
27 Сетевое сообщество прогнозирует прорыв в саратовской блогосфере // Новости Саратова. 2012. 21 июня. URL: http://www.vzsar.ru/news/2012/06/21/setevoe-soobschestvo-prognoziryet-proryv-v-saratovskoi-blogosfere.html
социальной группы, общение которой может происходить только в сети интернет. Поэтому «Живой журнал» стал восприниматься аудиторией как площадка для выражения собственных оценок и мнений, как инструмент для передачи неких опыта и знаний.
Отдельным фактором развития блог-культуры в «Живом журнале» следует признать наличие возможностей создавать сообщества по различным тематическим направлениям. Именно в этот период появляются блоги, посвященные преимущественно политической проблематике. Свои блоги появились у традиционных лидеров общественного мнения, а также у российских политических партий, общественных движений и организаций.
Наряду с представителями других субъектов Российской Федерации, блогеры из Краснодарского края, ведущие дневники в «Живом журнале», были также активно вовлечены в этот процесс. Именно с ними связано формирование уже непосредственно регионального сообщества, самоидентификация которого стала стержневым основанием второго этапа развития блогосферы края (конец 2008 — конец 2011 г.).
С 2008 по 2009 г. социальные сети постепенно перестали восприниматься только как канал коммуникации между членами социальных групп. Начался активный процесс формирования крупных тематических интернет-сообществ, участники которых объединены друг с другом не посредством личных знакомств, а общими интересами или территорией проживания. В региональном сегменте сети также возникали различные сообщества: профессиональные, политические, этнические, субкультурные, посвященные туризму, спорту, отдыху, хобби (рис. 1).
400 350
я
3 300
I 250
§ 200
и
а>
^ 150
I 100
50
—
—
_ „ ,—, 1—1 гп гп гп
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Текущие годы
Рис. 1. Динамика прироста тематических интернет-сообществ Краснодарского
края по годам
В «Живом журнале» появляются сообщества блогеров городов Краснодара и Сочи, в регионе создаются первые блог-площадки — «Живая Кубань», «ПриветСочи» и «БлогСочи», которые достаточно быстро приобретают популярность.
Сайт «Живая Кубань» был одним из трех наиболее популярных новостных сайтов региона (два другие — «ЮГА.ру» и «Югополис»), ориентированных на освещение событий, связанных преимущественно с Краснодарским краем28. При этом на ресурсе был представлен раздел «Блоги», где любой желающий мог вести свой персональный блог. В итоге на нем сформировался целый пул оппозиционно настроенных региональных блогеров, пишущих на различные общественно-политические темы.
Сайт «ПриветСочи» создавался как блог-площадка для обсуждения событий г. Сочи29. Открытый формат публикаций достаточно скоро привел к формированию на ней значительной группы блогеров, специализирующихся исключительно на политической тематике.
«БлогСочи» был еще одной городской площадкой30, однако ее аудиторию составляли преимущественно те, кто интересовался непосредственно политическими событиями в городе, что несколько ограничивало потенциал ее развития. Ресурс предоставлял возможность различным политическим силам вести активную критику друг друга, а также администрации города. К его характерным темам следует отнести: ответственность чиновников, деятельность политических сил, факты коррупции, подготовка к Олимпиаде.
С течением времени общение блогеров края начинает выходить в офлайн, встречи друг с другом приобретают регулярную основу. Их наиболее интересные материалы цитируют федеральные блогеры, так постепенно они становятся медийно значимыми фигурами.
Период с конца 2011 г. по настоящий момент следует обозначить как третий этап развития блогосферы Краснодарского края. Его специфика связана с активным развитием и распространением социальных сетей («ВКонтакте», Facebook, Twitter, Instagram) в стране и, в частности, в крае. Численность их пользователей продолжает динамично расти и к этому времени насчитывает уже десятки миллионов человек. В результате аудитория региональных блог-площадок (даже несмотря на появление новых, в частности «Кублога.ру») и «Живого журнала» сужается и начинает восприниматься блогерами как микроскопическая. В октябре 2011 г. газета
28 Живая Кубань. URL: http://www.livekuban.ru
29 ПриветСочи. URL: http://www.privetsochi.ru
30 БлогСочи. URL: http://www.blogsochi.ru
«Ведомости» впервые отмечает падение популярности «Живого журнала»: по данным исследования Comscore, с января по август того года месячное число уникальных пользователей российского сегмента «ЖЖ» снизилось на 2,8 млн — до 8,6 млн31.
Теперь в социальных сетях становится проще расширить круг подписчиков, тем самым увеличить свою медийную значимость, стать влиятельным лидером мнений. Поскольку за пять прошедших лет в «Живом журнале» уже появились свои топовые блогеры, конкурировать с которыми за аудиторию довольно сложно, новички все чаще переключают свое внимание именно на социальные сети, стараясь реализовать себя в формате этих ресурсов. Впрочем, опасность утраты своего влияния ставит блогеров из «ЖЖ» перед необходимостью также вести свои аккаунты в сетях.
Характерной для этого периода является активность в сетевом пространстве и лидеров общественного мнения региона, уже успевших накопить определенный социальный капитал в офлайн среде. При выборе площадок для изложения общественно-политических взглядов и позиций предпочтение отдается таким ресурсам, как Face-book и Twitter. С течением времени их приоритет перед российскими социальными сетями становится традиционным.
Активно ведут свои блоги сразу несколько депутатов Законодательного собрания края, транслируя как события, происходящие на заседании парламента, так и собственное восприятие ситуации в регионе, оценку работы мэров и местных администраций. Часть депутатов организовала работу интернет-приемных, куда граждане обращаются со своими проблемами. В рамках деятельности в крае блоги ведут такие политические силы, как КПРФ, ЛДПР, Демократическая коалиция, Коммунистическая партия «Коммунисты России», Партия «Великое Отечество», экологи, националисты.
Другими словами, в социальных сетях постепенно формируется самостоятельный, активно функционирующий политический сегмент, представленный региональными блогерами и общественно-политическими деятелями, которые начинают предлагать своим подписчикам «информационную повестку дня» и моделировать у них «картину мира». Фактически на данном этапе развития блогосфера Краснодарского края достигла определенной зрелости. Она приобрела известную самодостаточность, а также потенциал влияния на общественное мнение и поведенческие установки пользователей.
31 Кодачигов В. ЖЖ теряет аудиторию // Ведомости. 2011. 12 октября. № 2958. URL: http://www.vedomosti.ru/technology/articles/2011/10/12/poluzhivoj_zhurnal
Вместе с тем современное состояние региональной блогосферы характеризуется существенной дифференциацией. С одной стороны, она дифференцирована по месту общения (Facebook, Twitter — основные и «ВКонтакте», Instagram — второстепенные площадки), с другой — по темам общения. Внутри каждого тематического направления сложился собственный круг авторов, которые выступают одновременно и блогерами, и лидерами общественного мнения в пределах своего сегмента. События, имеющие непосредственное отношение к обсуждаемой ими теме, пользуются приоритетным вниманием. Впрочем, практика показывает, что интерес к событиям общественно-политической жизни, который, как правило, испытывает значительная часть блог-сообщества региона, способен вовлечь в их обсуждение представителей самых разных тематических направлений и привести к активной коммуникации между ними.
Характерной особенностью блогосферы Краснодарского края является ее дифференциация на основную часть и удаленную. Последнюю составляют блогеры из г. Сочи, которые позиционируют себя отдельно от блогосферы региона. Черноморское побережье и особенно столица Зимних Олимпийских игр 2014 г. традиционно представляют собой политико-культурную лакуну на карте Краснодарского края. Серьезную роль в формировании такой ситуации сыграло и появление в городе собственных блог-площадок «При-ветСочи» и «БлогСочи» на втором этапе развития блогосферы региона.
Блогосферу края вполне возможно рассматривать как систему, поскольку она обладает свойственными ей признаками: во-первых, совокупностью элементов, обусловливающих ее структуру, — блогеров, лидеров общественного мнения, и, во-вторых, наличием взаимосвязей — регулярной коммуникации — между ними. Устойчивость системы основана на слабой ротации наиболее популярных блогеров в рамках тех или иных тематических направлений. Сама система не является замкнутой, однако скорость продвижения новичков внутри нее ограничена текущим авторитетом наиболее влиятельных субъектов. Таким образом, в сообществе реализуется определенный набор своеобразных социальных ролей.
Спецификой политического сегмента блогосферы Краснодарского края является относительно низкий уровень поляризации интернет-сообщества в сравнении с блогосферой федерального уровня, которая представляет собой коммуникационное пространство с постоянным противоборством блогеров, исповедующих различные политические убеждения. В некоторой степени это можно объяснить
общей ситуацией в регионе, где отсутствует жесткое публичное противостояние политических сил и центров власти, относительно слаба политическая конкуренция.
При этом блог-сообщество достаточно критично оценивает деятельность региональных органов власти и местного самоуправления. Тенденция в целом соответствует общероссийской. Так, согласно сравнительному исследованию К.Л. Зуйкиной, в политической блогосфере страны доминирует контент с нейтральными оценками, а негативные материалы в значительной мере преобладают над позитивными32. Данный вывод совпадает с результатами, полученными И.К. Жуковым, И.В. Мельниковой и А.М. Балацким в результате исследования региональных политических блогов, которые подтвердили, что блогеры чаще всего оценивают деятельность региональной власти нейтрально или негативно33.
Численный состав регионального сообщества в период с 2007 по 2015 г. непрерывно пополнялся. В настоящее время его структурную основу составляют около 150 наиболее популярных блогеров. Фактически блогосфера края представляет собой большую социальную группу, которая в свою очередь делится на малые группы (по тематикам, политическим взглядам или отношениям между субъектами). В любой такой группе есть свои лидеры — число контактов с ними со стороны других блогеров стремится к максимуму, и есть аутсайдеры, количество контактов с которыми, напротив, исчисляется минимальными значениями. Наконец, как и в любой другой социальной группе, претензии на рост статуса в ней здесь также вызывают конфликты. В целом примером визуализации сообщества в блогосфере может служить схема, изображенная на рис. 2.
По результатам проведенного исследования представляется возможным сделать следующие выводы. В отечественной научной традиции понятия коммуникационного, информационного и коммуникативного пространств могут содержательно совпадать и в то же время существенно различаться, что является следствием их контекстуальных интерпретаций теми или иными авторами. Согласно одной из точек зрения, термин «коммуникационный» следует применять при анализе социального взаимодействия, осуществляемого посредством информационного канала, средства связи, в то время как термин «коммуникативный» относится непосредственно
32 Зуйкина К.Л. Особенности блогинга в системе политической коммуникации России, США и Великобритании // Медиаскоп. 2015. № 1. URL: http://www. mediascope.ru/node/1680
33 Жуков И.К., Мельникова И.В., Балацкий A.M. Указ. соч. С. 201.
к описанию общения. Данная точка зрения позволяет трактовать коммуникационное пространство как систему многообразных коммуникативных связей, возникающих между различными агентами коммуникации.
Рис. 2. Пример визуализации сообщества в блогосфере. Звездами обозначены блогеры, стрелками — их контакты друг с другом. Лидеры расположены ближе к центру круга, аутсайдеры — по окраинам
Структура российской блогосферы включает в себя два уровня: федеральный (представлен коммуникационными практиками одного сообщества, в рамках которого обсуждается общенациональная тематика) и региональный (складывается из конгломерата сообществ, формирующихся вокруг различных политических, социальных и экономических центров).
Блогосфера, наряду с такими субъектами, как политическая элита и СМИ, влияет на политические процессы в субъектах Российской Федерации в первую очередь посредством воздействия на информационную повестку. Правящая в регионе элита формирует политическую (стратегическую) повестку, а также оказывает существенное воздействие на повестку медийную. Такое влияние усиливает потребность в локальной информационной альтернативе,
важную роль в выработке которой играют региональные блогеры. Ее востребованность вынуждает местные СМИ периодически к ней обращаться; в то же время без их участия возможности блогеров по формированию общественного мнения носят ограниченный характер. Присутствие журналистов в блогосфере, наряду с представителями региональных органов власти, также оказывает на нее определенное влияние.
Блогосфера Краснодарского края прошла в своем развитии ряд этапов, превратившись к настоящему времени из набора разрозненных блогов в самостоятельное интернет-сообщество, внутри которого осуществляется перманентная коммуникация, и которое осознает себя отдельной социальной группой. Она характеризуется существенной дифференциацией по месту и темам общения, при этом наибольшей популярностью пользуется обсуждение общественно-политических событий. Особенностью блогосферы края является ее разделение на две части — основную и удаленную (субрегиональную).
Политический сегмент блогосферы Краснодарского края характеризуется активностью целого ряда политических лидеров региона, которые, наряду с авторитетными блогерами, влияют на формирование информационной повестки и восприятие аудиторией ключевых политических событий. Его особенностью является относительно низкий уровень конфликтности при сохранении значительного критического потенциала блог-сообщества по отношению к деятельности региональной власти.
Исследование блогосферы имеет первоочередное значение для таких областей научного знания, как коммуникативистика и политическая наука. Ее влияние на СМИ, проявляющееся в феномене медиаконвергенции, существенно изменяет всю среду массовых коммуникаций в регионах. В политологическом аспекте интерес представляют эффекты ее использования при проведении избирательных кампаний, особенно последних, когда рекламная и РЯ-активность кандидатов и партий стала смещаться в область сети интернет. В условиях выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации в 2016 г., выборов депутатов Законодательного собрания Краснодарского края в 2017 г. и выборов Президента Российской Федерации в 2018 г. региональная блогосфера будет выступать важным ресурсом влияния на общественное мнение и поведенческие установки интернет-сообщества. Значимые изменения, происходящие в коммуникационном пространстве регионов под ее воздействием, требуют совершенствования как категориального
аппарата, так и методов прикладных исследований в области технологий массовых коммуникаций.
ЛИТЕРАТУРА
Антанович Н.А. Коммуникативное измерение современной политики: блоги и форумы // Весшк Беларускага дзяржаунага ушверсиэта. Серыя 3. Псторыя. Эканомша. Права. 2014. № 1. С. 79-82.
Антонова Л.Г. «Коммуникативный портрет» автора в региональном блого-дискурсе // Медиалингвистика. Вып. 3: Речевые жанры в массмедиа: сб. статей. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций», 2014. С. 180-183.
Вокуев Н.Е. Феноменология притворства в современной культуре: на материалах блогосферы: Автореф. дис. ... канд. культурологии. Сыктывкар, 2012.
Гордеев А.И. Интернет-реклама в коммуникационном пространстве российского общества: функции, специфика и перспективы развития: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2013.
Гусейнова З.В. Развитие конвергентных процессов СМИ Краснодар -ского края // Материалы Международного молодежного научного форума «Л0М0Н0С0В-2014»: [Электронный ресурс] / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Ан-дриянов, Е.А. Антипов. М.: МАКС Пресс, 2014. URL: http://lomonosov-msu.ru/ archive/Lomonosov_2014/2556/2200_68139_dc60f3.pdf
Давыдов А.А. Социология изучает блогосферу // Социологические исследования. 2008. № 11. C. 92-101.
Жуков И.К., Мельникова И.В., Балацкий A.M. Восприятие региональной политической элиты ключевыми социальными группами регионального сообщества Омской области (на материале контент-анализа региональной блогосферы) // Вестник Омского университета. 2014. № 1. С. 199-201.
Загоруйко И.Н. Языковые клише в блогосфере интернет-дискурса: функционально-прагматический аспект: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ижевск, 2013.
Зуйкина К.Л. Особенности блогинга в системе политической коммуникации России, США и Великобритании // Медиаскоп. 2015. № 1. URL: http://www. mediascope.ru/node/1680
КазноваН.Н. Трансформация языковой личности в интернет-коммуникации: на примере французской блогосферы: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Пермь, 2011.
Квятковский К.О. Проблемные точки в исследованиях политической блогосферы // Сборник материалов по итогам IV Всероссийской Ассамблеи молодых политологов (Пермь, 25-26 апреля 2011 г.). Пермь: Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2012. С. 36-39.
Кодачигов В. ЖЖ теряет аудиторию // Ведомости. 2011. 12 октября. № 2958. URL: http://www.vedomosti.ru/technology/articles/2011/10/12/poluzhivoj_zhurnal
Кольцова Е.Ю., Маслинский К.А. Выявление тематической структуры российской блогосферы: автоматические методы анализа текстов // Социология: Методология, методы, математическое моделирование. 2013. № 36. С. 113-139.
КочетковаМ.О., ТубаловаИ.В. Динамика развития блога как жанра дискурса блогосферы: социолингвистический аспект // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2014. № 1 (27). С. 39-52.
Кульминская А.В. Социальная общность блогеров: становление и развитие в российском обществе: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2013.
Лазуткина Е.В. Проблемно-объектный комплекс регулирования новостной информации в блогосфере Рунета: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2010.
Нестеренок Ю.И. Политический блогинг в политико-коммуникативных процессах современной России: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. Ростов н/Д., 2013.
Родин А.В. Коммуникационное пространство как социальная реальность: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 2009.
Серебрянская В.А. Региональная блогосфера как поле социального взаимодействия: акторы, ресурсы, контент // IV Международная научно-практическая социологическая конференция «Продолжая Грушина», 27-28 февраля 2014 г.: Материалы конференции. М.: ВЦИОМ, 2014. С. 184-186.
Сетевое сообщество прогнозирует прорыв в саратовской блогосфере // Новости Саратова. 2012. 21 июня. URL: http://www.vzsar.ru/news/2012/06/21/setevoe-soobschestvo-prognoziryet-proryv-v-saratovskoi-blogosfere.html
Сидорова И.Г. Коммуникативно-прагматические характеристики жанров персонального интернет-дискурса: сайт, блог, социальная сеть, комментарий: Дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2014.
Сурков М.А. Региональная политическая повестка дня в условиях развития новых медиа // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2011»: [Электронный ресурс] / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Ан-дриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. М.: МАКС Пресс, 2011. URL: http:// lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2011/1428/32250_2def.pdf
Усманова Д.Ш. Региональная блогосфера как дискуссионная политическая и социальная площадка (на примере Республики Башкортостан) // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2015. № 2. С. 3-16.
Ушанов П.В. Коммуникационные стратегии современной российской власти: бинарность и конвергентность структурных элементов: Дис. ... д-ра филол. наук. Владивосток, 2015.
Фокина О.А. Региональная повестка дня в общероссийских печатных СМИ: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2013.
Шамыкина В.М. Управленческие взаимодействия в социоинформационной блогосфере: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2012.
Яковлев Б.П., Чистова Л.С. Теоретический анализ коммуникационной и коммуникативной компетентностей // Успехи современного естествознания. 2009. № 6. С. 80-83.
Babutsidze Z., Lomitashvili T., Turmanidze K. The Structure of Georgian Blo-gosphere and Implications for Information Diffusion // International Journal of Social Network Mining. 2013. No. 1 (3/4). Р. 280-297.
Dearing J., Rogers E. Agenda-setting, Where Has It Been, Where Is It Going? // Communication Yearbook 11. 2nd ed. New York; London: Routledge, 2012. P. 555-594.
Hussey T. Create Your Own Blog: 6 Easy Projects to Start Blogging Like A Pro. 2nd ed. Indianapolis: Sams Publishing, 2012.
Wallsten K. Political Blogs and the Bloggers Who Blog Them: Is the Political Blogosphere and Echo Chamber? [Paper Presented at the American Political Science Association Annual Meeting. Washington, September 1-4, 2005]. URL: http://www. journalism.wisc.edu/~dshah/blog-club/site/Wallsten.pdf
Watson B.R. Bloggers Rely on Sources Outside Traditional Media // Newspaper Research Journal. 2012. Vol. 33. No. 4. P. 20-33.
REFERENCES
Antanovich, N. A., "Kommunikativnoe izmerenie sovremennoi politiki: blogi i fo-rumy," VesnikBelaruskaga dziarzhaynaga universiteta. Seryia 3. Gistoryia. Ekanomika. Prava, No. 1, 2014, pp. 79-82.
Antonova, L. G., " 'Kommunikativnyi portret' avtora v regional'nom blogodis-kurse," Medialingvistika, Vol. 3: Rechevye zhanry v massmedia: sbornik statei. St. Petersburg: St. Petersburg State University Press, 2014, pp. 180-183.
Babutsidze, Z.; Lomitashvili, T.; Turmanidze, K., "The Structure of Georgian Blogosphere and Implications for Information Diffusion," International Journal of Social Network Mining, No. 1 (3/4), 2013, pp. 280-297.
Davydov, A. A., "Sotsiologiia izuchaet blogosferu," Sotsiologicheskie issledovaniia, No. 11, 2008, pp. 92-101.
Dearing, J.; Rogers, E., "Agenda-setting, Where Has It Been, Where Is It Going?" Communication Yearbook 11. 2nd ed. New York; London: Routledge, 2012, pp. 555-594.
Fokina, O. A., Regional'naiapovestka dnia v obshcherossiiskikhpechatnykh SMI: Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Moscow, 2013.
Gordeev, A. I., Internet-reklama v kommunikatsionnom prostranstve rossiiskogo obshchestva: funktsii, spetsifika i perspektivy razvitiia: Avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. Rostov on Don, 2013.
Guseinova, Z. V., "Razvitie konvergentnykh protsessov SMI Krasnodarskogo kraia," Materialy Mezhdunarodnogo molodezhnogo nauchnogo foruma 'LOMONOSOV-2014', eds. A. I. Andreev, A. V. Andriianov, and E. A. Antipov. Moscow: MAKS Press, 2014, URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2014/2556/2200_68139_ dc60f3.pdf
Hussey, T., Create Your Own Blog: 6 Easy Projects to Start Blogging Like A Pro. 2nd ed. Indianapolis: Sams Publishing, 2012.
Iakovlev, B. P.; Chistova, L. S., "Teoreticheskii analiz kommunikatsionnoi i kom-munikativnoi kompetentnostei," Uspekhi sovremennogo estestvoznaniia, No. 6, 2009, pp. 80-83.
Kaznova, N. N., Transformatsiia iazykovoi lichnosti v internet-kommunikatsii: na primere frantsuzskoi blogosfery: Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Perm', 2011.
Kochetkova, M. O., and Tubalova, I. V., "Dinamika razvitiia bloga kak zhanra diskursa blogosfery: sotsiolingvisticheskii aspect," Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiia, No. 1 (27), 2014, pp. 39-52.
Kodachigov, V., "ZhZh teriaet auditoriiu," Vedomosti, No. 2958, 2011, 12 oktiabria, URL: http://www.vedomosti.ru/technology/articles/2011/10/12/poluzhivoj_zhurnal
Kol'tsova, E. Iu., and Maslinskii, K. A., "Vyiavlenie tematicheskoi struktury rossi-iskoi blogosfery: avtomaticheskie metody analiza tekstov," Sotsiologiia: Metodologiia, metody, matematicheskoe modelirovanie, No. 36, 2013, pp. 113-139.
Kul'minskaia, A. V., Sotsial'naia obshchnost' blogerov: stanovlenie i razvitie v rossiiskom obshchestve: Avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. Ekaterinburg, 2013.
Kviatkovskii, K. O., "Problemnye tochki v issledovaniiakh politicheskoi blogosfery," Sbornik materialovpo itogam IV Vserossiiskoi Assamblei molodykhpolitologov (Perm', 25-26 aprelia 2011 goda). Perm': Izdatel'skii dom «Tipografiia kuptsa Tarasova», 2012, pp. 36-39.
Lazutkina, E. V., Problemno-ob"ektnyi kompleks regulirovaniia novostnoi infor-matsii v blogosfere Runeta: Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Krasnodar, 2010.
Nesterenok, Iu. I., Politicheskii bloging vpolitiko-kommunikativnykh protsessakh sovremennoi Rossii: Avtoref. dis. ... kand. polit. nauk. Rostov on Don, 2013.
Rodin, A. V., Kommunikatsionnoe prostranstvo kak sotsial'naia real'nost': Avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. Saransk, 2009.
Serebrianskaia, V. A., "Regional'naia blogosfera kak pole sotsial'nogo vzaimo-deistviia: aktory, resursy, content," IV Mezhdunarodnaia nauchno-prakticheskaia sotsiologicheskaia konferentsiia 'Prodolzhaia Grushina', 27-28 fevralia 2014 goda: Materialy konferentsii. Moscow: VTsIOM, 2014, pp. 184-186.
"Setevoe soobshchestvo prognoziruet proryv v saratovskoi blogosfere," Novosti Saratova, 2012, June 21, URL: http://www.vzsar.ru/news/2012/06/21/setevoe-soobschest-vo-prognoziryet-proryv-v-saratovskoi-blogosfere.html
Shamykina, V. M., Upravlencheskie vzaimodeistviia v sotsioinformatsionnoi blogosfere: Avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. Moscow, 2012.
Sidorova, I. G., Kommunikativno-pragmaticheskie kharakteristiki zhanrov personal'nogo internet-diskursa: sait, blog, sotsial'naia set', kommentarii: Dis.... kand. filol. nauk. Volgograd, 2014.
Surkov, M. A., "Regional'naia politicheskaia povestka dnia v usloviiakh raz-vitiia novykh media," Materialy Mezhdunarodnogo molodezhnogo nauchnogo fo-ruma 'LOMONOSOV-2011', eds. A. I. Andreev, A. V. Andriianov, E. A. Antipov, and M. V. Chistiakova. Moscow: MAKS Press, 2011, URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/ Lomonosov_2011/1428/32250_2def.pdf
Ushanov, P. V., Kommunikatsionnye strategii sovremennoi rossiiskoi vlasti: bi-narnost' ikonvergentnost'strukturnykh elementov: Dis. ... d-rafilol. nauk. Vladivostok, 2015.
Usmanova, D. Sh., "Regional'naia blogosfera kak diskussionnaia politicheskaia i sotsial'naia ploshchadka (na primere Respubliki Bashkortostan)," Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 10. Zhurnalistika, No. 2, 2015, pp. 3-16.
Vokuev, N. E., Fenomenologiiapritvorstva v sovremennoi kul 'ture: na materialakh blogosfery: Avtoref. dis. ... kand. kul'turologii. Syktyvkar, 2012.
Wallsten, K., Political Blogs and the Bloggers Who Blog Them: Is the Political Blogosphere and Echo Chamber? [Paper Presented at the American Political Science Association Annual Meeting. Washington, September 1-4, 2005], URL: http://www. journalism.wisc.edu/~dshah/blog-club/site/Wallsten.pdf
Watson, B. R., "Bloggers Rely on Sources Outside Traditional Media," Newspaper Research Journal, Vol. 33, No. 4, 2012, pp. 20-33.
Zagoruiko, I. N., Iazykovye klishe v blogosfere internet-diskursa: funktsional'no-pragmaticheskii aspekt: Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Izhevsk, 2013.
Zhukov, I. K.; Mel'nikova, I. V.; Balatskii, A. M., "Vospriiatie regional'noi polit-icheskoi elity kliuchevymi sotsial'nymi gruppami regional'nogo soobshchestva Omskoi oblasti (na materiale kontent-analiza regional'noi blogosfery)," Vestnik Omskogo universiteta, No. 1, 2014, pp. 199-201.
Zuikina, K. L., "Osobennosti bloginga v sisteme politicheskoi kommunikatsii Rossii, SShA i Velikobritanii," Mediaskop, No. 1, 2015, URL: http://www.mediascope. ru/node/1680