УДК 34.002
Особенности правового регулирования блогосферы
Мухачев Сергей Валентинович,
начальник кафедры информационного обеспечения
огранов внутренних дел
Уральского юридического института МВД России, кандидат физико-математических наук, доцент
e-mail: msv62@yandex.ru
Статья посвящена вопросам правового регулирования правоотношений в сети Интернет. Рассмотрены вопросы, связанные с обязанностями и ограничениями в отношении распространителей информации - блогеров, возникшие с вступлением в силу поправок в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Отмечены некоторые трудности, связанные с исполнением закона. Приведены примеры реализации таких правоотношений.
Ключевые слова: информация; Интернет; блог; блогер; правовое регулирование.
Peculiarities of law regulation of the blogosphere
Mukhachev Sergey Valentinovich,
Chef of the Department of Information support of Internal Affairs bodies of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation, Gandidate of physical-mathematical sciences, Аssistant professor
The article is devoted to the question of law regulation of Internet relations, connected with the responsibilities and limitations of the information distributors- bloggers that have arisen since the entry into force of the amendments to the law «About information, information technologies and information protection».
Key words: information; Internet; blog; blogger; law regulation.
В последние годы в сети Интернет активно используется сервис, называемый «блог». Блог (от англ. blog) - это личный дневник, представленный в сети Интернет на публичное обозрение. Чтение блогов стало популярным средством получения и распространения новостей, обмена мнениями по различным вопросам, развлечением. Появилось понятие блогосферы.
История блогосферы, по нынешним меркам, уже достаточно продолжительна. Первые популярные блоги возникли в середине 90-х гг. прошлого столетия.
В интернет-среде появился и закрепился термин «блогер» - это человек, систематически ведущий свой интернет-дневник, который пользуется популярностью у интернет-пользователей. Некоторые блоги с интересом читает множество людей. Читатели могут стать подписчиками, т. е. автоматически отслеживать появление новых записей в дневнике. Как правило, ими становятся люди, которых интересуют те же вопросы, что и автора блога. И таких подписчиков может быть очень много - тысячи и даже десятки тысяч.
В связи с развитием свободного распространения информации в сети Интернет стала развиваться гражданская журналистика, в т. ч. с использованием блогов [1]. Особенность гражданской журналистики в
том, что какие-то события, новости, мысли воплощаются в виде записей в блогах, читаются другими людьми, сопровождаются комментариями, перерастающими в обсуждение. Интернет дает возможность читать любой дневник из любой точки мира. Распространяется информация очень быстро, за ее получение не нужно платить. Кроме того, информация, распространяемая блогерами, как правило, оперативно сопровождается видео- и фотоматериалами, что играет важную роль в ее восприятии.
Таким образом, возникли новые правоотношения, связанные с деятельностью блогеров. Законодатель, наряду с регулированием других подобных отношений по поводу информации, в 2014 г. обратился и к блогосфере. Поэтому в продолжение начатого ранее обсуждения [2] остановимся на некоторых обязанностях и ограничениях в сети Интернет, связанных с блогосферой.
В качестве блогеров выступают как непрофессионалы, которыми движет заинтересованность обсуждаемым вопросом, так и журналисты, использующие блогосферу в качестве средства публикации. Блогер становится известным, если его дневник актуален для большого количества людей: в нем обсуждаются спор-
ные или жизненно важные вопросы; актуальные новости, имеющие общественный резонанс, и т. п.
Блог фактически стал общедоступной трибуной для распространения информации среди читателей и для общественных дискуссий. Это обусловлено тем, что в блогосфере велика скорость обмена информацией и нет контроля за ее содержанием.
Однако такая свобода имеет и негативные последствия. Если говорить об общих тенденциях, то следует иметь в виду, что лишь часть блогеров проверяют факты, о которых пишут. Подавляющее же большинство тех, кто ведет блог, пишут о том, что их волнует и о чем они думают, вообще не заботясь о достоверности тех или иных сведений. В то же время записи в популярных блогах могут восприниматься читателями как источник, заслуживающий доверия, и описываемые факты и идеи признаваться без всякой проверки. Популярным блогерам доверяют, они пользуются определенным авторитетом, на них ссылаются, обращаются к ним как к специалистам в том или ином вопросе. В российском сегменте Интернета таких блогов немало. Фактически они являются средством массовой информации, т. к. имеют множество подписчиков, оказывают влияние на своих читателей. Кстати, сам термин «подписчик» характерен для средств массовой информации, поэтому и здесь имеется определенная аналогия.
Если обратиться к истории вопроса, то можно констатировать, что попытки ввести регулирование бло-госферы на законодательном уровне предпринимались неоднократно. В феврале 2008 г. представители Совета Федерации заявили о работе над подготовкой поправок к закону «О средствах массовой информации» [3]. Предлагалось регистрировать в качестве средства массовой информации все онлайн-ресурсы с посещаемостью более 1000 человек в день. Согласно предлагавшимся поправкам к средствам массовой информации приравняли бы, например, как минимум несколько сотен блогеров российского сегмента Живого Журнала. В июле 2008 г. представители МВД России предложили приравнять к средствам массовой информации весь Интернет в целом, т. к. он является источником информации. Такие поправки предлагались с целью борьбы с проявлениями экстремизма, терроризма и другими видами противоправной деятельности с использованием сети Интернет. Однако от этой идеи также отказались.
Обратившись к практике других стран в рассматриваемой области, можно найти примеры контроля деятельности пользователей сети Интернет. Например, в Республике Казахстан в 2009 г. принят ряд нормативных правовых актов о регулировании интернет-пространства, ключевым из которых является закон Республики Казахстан от 10 июля 2009 г. № 178-М «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей». Портал, форум, блог, чат приравниваются к средствам массовой информации и, следовательно, к ним могут применяться те же требования и ограничения, которые установлены для традиционных средств массовой информации.
В качестве еще одного примера можно рассмотреть закон «О внесении изменений и дополнений
в некоторые нормативно-правовые документы Республики Узбекистан», опубликованный 4 сентября 2014 г., которым внесены поправки о блогерах в закон от 11 декабря 2003 г. «Об информатизации» [4]. В частности, добавлено понятие «блогер» и дано его определение; приведен список видов информации, запрещенной для распространения веб-сайтами и их владельцами, в т. ч. блогерами; формулируется общее требование «обязательно проверять информацию до ее размещения для всеобщего свободного пользования».
В 2014 г. Госдума Российской Федерации приняла закон, который во многом приравнивает блогеров к средствам массовой информации [5]. Согласно букве закона лицо, размещающее открытую для всеобщего доступа массовую информацию на персональной странице в Интернете, записи которого читают более 3 тыс. пользователей в сутки, должно включаться в реестр Роскомнадзора. Блогер может либо подать заявку на регистрацию самостоятельно, заполнив электронную форму на специальном сайте, либо дождаться уведомления о включении в реестр от Роскомнадзора.
При невозможности идентифицировать личность блогера Роскомнадзор направляет провайдеру хостинга уведомление о необходимости предоставления соответствующих данных. Ответить на него требуется в течение трех рабочих дней с момента получения уведомления.
Согласно закону Роскомнадзор обязан вести учет блогеров в специальном реестре, а сами блогеры обязаны регистрироваться как средство массовой информации. Эти положения распространяются также на пользователей социальных сетей и других подобных интернет-сервисов, т. к. и они являются распространителями информации. Покинуть реестр Роскомнадзора можно в том случае, если ежедневная посещаемость блога за три месяца будет менее 3 тыс. человек. Однако автор должен заявить об этом, либо при отсутствии подобного заявления страница исключается из реестра автоматически через полгода.
Авторы популярных блогов также обязаны проверять достоверность информации до ее размещения и незамедлительно удалять в случае недостоверности; не допускать распространения информации экстремистского характера; не допускать распространения информации о частной жизни граждан; маркировать свои издания по возрастной категории; соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах и референдуме. Кроме того, не заниматься агитацией накануне дня голосования.
В сети, согласно закону, не может содержаться запрещенная к распространению информация [6]. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Принятие обсуждаемых законодательных норм было неоднозначно воспринято интернет-сообществом. Некоторые блогеры посчитали, что им ограничи-
вают свободу слова. Интересна реакция популярного портала «Яндекс» - закрытие проекта, дававшего возможность просматривать рейтинги блогеров и блог-хостингов на сервисе поиска по блогам, а также количество читателей на страницах блогеров [7]. Сервис действовал с 2004 г. Предлогом для ликвидации проекта послужило мнение «Яндекса», что сервис создан в других условиях и к настоящему времени рейтинги блогов не являются каким-либо объективным показателем, т. к. «данные на сервисе отображаются не вполне корректно». Теперь на главной странице поиска по блогам будет доступна только функция поиска.
В прессе принятие закона вызвало споры. С разъяснениями и комментариями выступили председатель комитета Госдумы по информационной политике А. Митрофанов и председатель думского комитета по безопасности и противодействию коррупции И. Яровая.
Обязанности, которые возлагаются на блогеров, не полностью совпадают с обязанностями средства массовой информации. Общее требование связано лишь с ограничением на распространение экстремистских материалов; информации, содержащей публичные призывы к терроризму; сведений о частной жизни лиц без их согласия.
В сети Интернет высказываются предположения, что ряд блогеров могут отказаться от своей деятельности в силу появления вышеперечисленных обязанностей.
Имеется также ряд технических трудностей при реализации норм закона. Сложно оценивать посещаемость интернет-ресурса, а это существенно для реализации закона. Кроме того, как правило, статистика большинства социальных интернет-ресурсов - закрытая информация. Понятно, что на российские компании государство может воздействовать для получения таких данных, однако подобных рычагов воздействия на иностранные хостинги нет, а технически разместить тот или иной ресурс за границей России очень просто. Поэтому часть блогеров может уйти за пределы юрисдикции Российской Федерации. Однако и здесь предприняты определенные усилия для обеспечения исполнения закона: Роскомнадзор в конце сентября 2014 г. уведомил Facebook, Gmail и Twitter о необходимости регистрации в России в качестве «организаторов распространения информации» [8].
Кроме технических трудностей имеются и организационные препятствия, обусловленные различными причинами. Известен громкий скандал с регистрацией Сергеем Мухамедовым своего Живого Журнала «Оттенки серого» как средства массовой информации [9]. Тогда LiveJournal выразил свое неудовольствие из-за нарушения исключительного права компании на использование товарного знака Livejournal.
Интересна статистика регистрации в реестре Ро-скомнадзора, который был создан после вступления закона в силу 1 августа 2014 г. Социальная сеть «ВКон-такте» первой была зарегистрирована в нем как «организатор распространения информации» [10]. В первый день Роскомнадзор зарегистрировал 9 аккаунтов в социальных сетях. За неделю в Роскомнадзор поступило 486 заявок от блогеров. Ряд заявок, поступивших
от граждан, а не от самих блогеров, были отклонены в связи с недостаточной посещаемостью указанных в них интернет-ресурсов.
Приведем примеры реализации правового регулирования блогосферы, имевшие определенный общественный резонанс и связанные с обсуждаемой проблематикой.
О том, что сервис микроблогов Twitter отказался предоставить Роскомнадзору данные о статистике ак-каунта Ксении Собчак [11], она сообщила, опубликовав официальное письмо, полученное от администрации сервиса. В нем говорится, что Роскомнадзор потребовал предоставить информацию о статистике ее акка-унта в Twitter. Речь идет о данных, касающихся посещаемости страницы Собчак. В опубликованном письме также отмечается, что Twitter не располагает данными, которые потребовались российскому ведомству, и отказался удовлетворить запрос. В приведенном примере проявляется одна из трудностей, отмеченных выше: ресурс находится под юрисдикцией иного государства и этим, по-видимому, обусловлен отказ.
В сентябре 2014 г. Роскомнадзор запросил сведения о посещаемости страницы http://twitter.com/TramEkb -твиттера екатеринбургского блогера Ивана Соломина, известного как TramEkb. Об этом он написал в своем микроблоге [12]. Там же приведена копия запроса, полученного Соломиным. Следует отметить, что у TramEkb имеется 5 953 читателя в микроблоге и несколько тысяч друзей в Facebook, чем и обусловлен запрос.
В настоящее время Роскомнадзор в соответствии с п. 2.1 ст. 7 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» создал ресурс [13], на котором размещена электронная форма для получения информации о сайтах и (или) страницах сайтов в сети Интернет, содержащихся в реестре сайтов или страниц сайтов в сети Интернет, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более 3 тыс. пользователей сети Интернет. Поиск осуществляется по доменному имени или URL-адресу сайта или страницы сайта в сети Интернет.
Полностью контролировать деятельность интернет-ресурсов по распространению информации вряд ли возможно и необходимо. Добиться такого контроля достаточно сложно даже силами государства с его возможностями. Обусловлено это особенностями организации и функционирования глобальной сети Интернет.
Однако, безусловно, государство должно контролировать и регулировать обращение информации различного характера в глобальном сетевом пространстве. Связано это с недопустимостью распространения информации экстремистского содержания, призывов к насилию, порнографических материалов и т. д. Реализовать контроль и регулирование возможно различными средствами, в т. ч. правовыми. Именно на реализацию целей регулирования и контроля распространения информации посредством блогов и направлены нововведения, вступившие в силу 1 августа 2014 г.
Список литературы
1. Рублев С. Гражданская журналистика на службе интересов общества / С. Рублев. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.lenta.ru/articles/2005/05/17/ blogs/ (дата обращения: 28.11.2014).
2. Голышев И. А. Некоторые особенности правового регулирования сети Интернет / И. А. Голышев, С. В. Мухачев // Труды Северо-Кавказского филиала Московского технического университета связи и информатики. - Ростов-на-Дону: ПЦ «Университет» СКФ МТУСИ, 2014. - Ч. I.
3. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 28.11.2014).
4. Узбекистан: юристы анализируют новые поправки в закон о блогерах. - [Электронный ресурс]. URL: http:// www.fergananews.com/articles/8251 (дата обращения: 28.11.2014).
5. О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей: Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 97-ФЗ. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 28.11.2014).
6. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ. - [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru(дата обращения: 28 ноября 2014 г.).
7. Закрытие кнопок для блогеров и рейтингов поиска по блогам. - [Электронный ресурс]. URL: http://
webmaster.ya.ru/replies.xml?item_no=18640 (дата обращения: 28.11.2014).
8. От Facebook и Twitter потребовали зарегистрироваться в России. - [Электронный ресурс]. URL: http:// lenta.ru/news/2014/09/26/roscomnadzor/ (дата обращения: 29.10.2014).
9. Российский блогер зарегистрировал свой ЖЖ как СМИ. - [Электронный ресурс]. URL: http://www. rg.ru/2009/01/28/blog-anons.html (дата обращения: 28.11.2014).
10. «ВКонтакте» будет делиться со спецслужбами информацией о пользователях. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.mk.ru-/social/2014/09/05/vkontakte-budet-delitsya-so-specsluzhbami-informaciey-opolzo-vatelyakh.html (дата обращения: 06.09.2014).
11. Twitter отказался раскрыть Роскомнадзору данные об аккаунте Ксении Собчак. - [Электронный ресурс]. URL: http://hitech.newsru.com/article-/19aug2014/ rknsobchak (дата обращения: 28.11.2014).
12. Роскомнадзор заинтересовался екатеринбургским блогеромTramEkb. - [Электронный ресурс]. URL: http://66.ru/news/internet/162528-/tcomments (дата обращения: 28.11.2014).
13. Реестр организаторов распространения информации в сети «Интернет» и сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети «Интернет». - [Электронный ресурс]. URL: http://97-fz. rkn.gov.ru/website-owner/viewregistry (дата обращения: 05.12.2014).