Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЛОГЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГУМАНИТАРНЫЙ АСПЕКТ)'

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЛОГЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГУМАНИТАРНЫЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
информационно-коммуникативная (блогерская) деятельность / субъект информационно-коммуникативной (блогерской) деятельности / блогеры / блогерская деятельность / правовое регулирование. / information and communication (blogging) activities / the subject of information and communication (blogging) activity / bloggers / blogging activity / legal regulation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковалишина Ксения Викторовна, Евсикова Елена Витальевна

В статье анализируется действующее законодательство Российской Федерации, затрагивающее регулирование осуществления блогерской деятельности. Авторы приходят к выводу о необходимости разработки и принятия Федерального закона «Об информационно-коммуникативной (блогерской) деятельности в Российской Федерации», а также о внесении изменений отдельные нормативно-правовые акты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NEED TO IMPROVE THE LEGAL REGULATION OF BLOGGING ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION (HUMANITARIAN ASPECT)

This article analyzes the current legislation of the Russian Federation affecting the regulation of blogging activities. The authors come to the conclusion that it is necessary to develop and adopt the Federal Law “On Information and Communication (Blogging) activities in the Russian Federation”, as well as to amend certain regulatory legal acts.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЛОГЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГУМАНИТАРНЫЙ АСПЕКТ)»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-335-339 NIION: 2018-0076-11/23-905 MOSURED: 77/27-023-2023-11-905

КОВАЛИШИНА Ксения Викторовна,

магистрант Крымского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», e-mail: kovalishina_ksenia@mail.ru

ЕВСИКОВА Елена Витальевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и финансового права Крымского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», e-mail: Helen_yevsikova@mail.ru

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЛОГЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГУМАНИТАРНЫЙ

АСПЕКТ)

Аннотация. В статье анализируется действующее законодательство Российской Федерации, затрагивающее регулирование осуществления блогерской деятельности. Авторы приходят к выводу о необходимости разработки и принятия Федерального закона «Об информационно-коммуникативной (блогерской) деятельности в Российской Федерации», а также о внесении изменений отдельные нормативно-правовые акты.

Ключевые слова: информационно-коммуникативная (блогерская) деятельность, субъект информационно-коммуникативной (блогерской) деятельности, блогеры, блогерская деятельность, правовое регулирование.

KOVALISHINA Ksenia Viktorovna,

student,

Crimean Branch, Russian State University of Justice

EVSIKOVA Elena Vitalievna,

Candidate of Law, docent, Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law, Crimean Branch, Russian State University of Justice

ON THE NEED TO IMPROVE THE LEGAL REGULATION OF BLOGGING ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION (HUMANITARIAN ASPECT)

Annotation. This article analyzes the current legislation of the Russian Federation affecting the regulation of blogging activities. The authors come to the conclusion that it is necessary to develop and adopt the Federal Law "On Information and Communication (Blogging) activities in the Russian Federation", as well as to amend certain regulatory legal acts.

Key words: information and communication (blogging) activities, the subject of information and communication (blogging) activity, bloggers, blogging activity, legal regulation.

Повсеместное распространение информационных технологий привело к преобразованию старых и возникновению новых форм обмена информацией между людьми. Особое место в этом отведено информационно-телекоммуникационной cети - Интернет [11, с. 49; 12, с. 49]. На сегодняшний день, процессы

информационного обмена происходящие, в частности, с применением возможностей Сети-Интер-нет, различных социальных сетей и площадок оказывают колоссальное влияние не только на представителей гражданского общества, но и в определённой степени влияют на функционирование наиболее значимых государственных сфер, в том

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

числе на оборону и безопасность, экономическую и политические сферы [13, с. 131-132; 14, с. 42-49]. Особого внимания, в этой связи, заслуживают современные «лидеры мнений» - блогеры, чья деятельность до настоящего времени остаётся не урегулированной на законодательном уровне.

Примечательно, что законодателями неоднократно предпринимались попытки урегулировать деятельность блогеров, однако, они не увенчались успехом. Как справедливо отмечает С.В. Мухачёв: «В 2014 г. Госдума Российской Федерации приняла закон, который во многом приравнивает блогеров к средствам массовой информации» [10, с. 21]. Указанный законопроект неоднократно подвергался критике со стороны как теоретиков, так и практиков в сфере информационных технологий.

Так, А.М. Дорский в своём исследовании приходит к выводу о: «... практической бессмысленности «закона о блогерах», что связано с неопределённостью и двусмысленностью его нормативного содержания, юридической необеспеченностью применения и отсутствием социальных условий для применения тех норм, которые применить было бы возможно» [9, с. 58]. В последствии законопроект был отменён, а вопрос правового регулирования блогосферы остался открытым.

Отметим, что нормативно-правовыми актами, которые в той или иной степени относятся к урегулированию деятельности блогеров относятся: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [2], Уголовный кодекс Российской Федерации [4], Налоговый кодекс Российской Федерации [3], Гражданский кодекс Российской Федерации [1], Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [8] Федеральный закон «О рекламе» [7], Федеральный закон «О защите конкуренции» [5] и др.

На сегодняшний день в Российской Федерации отсутствует федеральный закон, регулирующий деятельность блогеров, что приводит к многочисленным нарушениям в указанной сфере. С целью устранения имеющихся пробелов в действующем законодательстве, а также улучшения административно-деликтной и криминогенной ситуации на территории Российской Федерации, систематизации уже имеющихся нормативных актов, представляется логичным разработать единый нормативный документ, устанавливающий основы правового регулирования осуществления блогерской деятельности, определения правового статуса блогеров. Мы считаем необходимым принять Федеральный закон «Об информационно-коммуникативной (блогерской) деятельности в Российской Федерации».

В такого рода нормативно-правовом акте представляется необходимым определить ряд понятий, используемых для урегулирования данной области общественных отношений.

Так, под информационно-коммуникативной (блогерской) деятельностью авторы предлагают понимать деятельность по созданию и (или) распространению пользовательского контента с применением возможностей информационно-коммуникационных технологий (сети «Интернет»), в том числе на онлайн-платформах, осуществляемая в некоммерческих и (или) коммерческих целях.

Субъектом информационно-коммуникативной (блогерской) деятельности является блогер. В свою очередь, под субъектом информационно-коммуникативной (блогерской) деятельности (блогером) следует понимать лицо, которое в некоммерческих и (или) коммерческих целях осуществляет информационно-коммуникативную деятельность посредством создания и (или) распространения пользовательского контента, с целью размещения для конкретно определённого или неопределённого круга лиц, реализуемого с применением возможностей информационно-коммуникационных технологий (сети «Интернет»), в том числе и на онлайн-платформах.

Одним из многочисленных препятствий на пути к урегулированию блогосферы в России является отсутствие закреплённых на законодательном уровне критериев, которые смогли бы дать чёткий ответ на вопрос «Кого можно считать блогером?».

В современных реалиях существует достаточно большое количество блогов, в которых аудитория не превышает отметку в 1000-2000 подписчиков, однако, это никак не влияет на возможность таких лиц привлечь определённое количество единомышленников, соответственно, необходимо предусмотреть некоторую «градацию» блогеров, при этом, необходимо учитывать не только количество подписчиков, но и другие количественные характеристики.

Так, в зависимости от количества подписчиков, охвата и посещаемости страниц, мы предлагаем выделять:

- крупных субъектов информационно-коммуникативной (блогерской) деятельности (блоге-ров)- блогеры, с аудиторией более 100-а тысяч подписчиков;

- средних субъектов информационно-коммуникативной (блогерской) деятельности (блоге-ров)- блогеры с аудиторией от 10-ти до 100-а тысяч подписчиков;

- мелких субъектов информационно-коммуникативной (блогерской) деятельности (блогеров) - блогеры с аудиторией не менее 10-ти тысяч подписчиков.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

Также, мы считаем, что необходимо чётко определить перечень прав и обязанностей блоге-ров, предусмотреть гарантии судебной защиты для блогеров.

С целью повышения эффективности реализации предлагаемых нами положений, мы предлагаем также создать два реестра:

- Единый электронный реестр субъектов информационно-коммуникативной (блогерской) деятельности (блогеров) - с целью учёта лиц, осуществляющих информационно-коммуникативную (блогерскую) деятельность, а также закрепить перечень сведений, фиксируемых при осуществлении учёта, определить порядок включения, отказа во включении и исключении из указанного реестра;

- Реестр недобросовестных субъектов информационно-коммуникативной (блогерской) деятельности (блогеров)- с целью исключения возможности осуществления блогерской деятельности тех, субъектов информационно-коммуникативной (блогерской) деятельности, которые являются нарушителями действующего законодательства РФ.

Также, мы считаем необходимым ввести лицензирование отдельных видов информационно-коммуникативной (блогерской) деятельности (в этом вопросе, как нам кажется, необходимо последовать положительному опыту Китайской Народной Республики). В этой связи, мы считаем необходимым дополнить ч. 1. ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ» [6] п.п. 59 следующего содержания; «информационно-коммуникативная (блогерская) деятельность».

При этом, для отдельных категорий блоге-ров, обязательным требованием является наличие диплома о высшем образовании с присвоением соответствующего образовательно-квалификационного уровня и стажа работы не менее пяти лет в соответствующей сфере.

В рамках настоящего исследования нами также были проанализированы положения действующего налогового законодательства, что позволили нам прийти к выводу о том, что на сегодняшний день нет необходимости вносить изменения в Налоговый кодекс РФ [3], поскольку в нём содержатся все необходимые положения или инструменты, касающиеся вопросов налогообложения, в том числе и блогеров. Авторы считают, что основная проблема, которую необходимо устранить в этом аспекте-нежелание блогеров добросовестно выполнять обязанности налогоплательщиков перед государством.

В этой связи, представляется целесообразным приравнять деятельность блогеров к профессии, следовательно, возникает необходимость

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

дополнить соответствующими положениями Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (далее - ОКПДТР) и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (далее- ОКВЭД).

Так, мы считаем необходимым дополнить ОКПДТР следующей позицией: «лицо, осуществляющее информационно-коммуникационную (блогерскую) деятельность (блогер)».

В свою очередь, дополнение ОКВЭДа видится следующим образом: необходимо включить в раздел «J» позицию с новым кодом: «Информационно-коммуникативная (блогерская) деятельность по созданию и (или) распространению пользовательского контента».

Таким образом, полагаем, что обозначенные предложения по приравниванию деятельности блогеров к профессии будут способствовать формированию у лиц, осуществляющих блогер-скую деятельность более ответственного отношения к налагаемых на них обязанностям.

Подводя итог, отметим, что с точки зрения социально-экономических и иных последствий, ожидается, что принятие Федерального закона «Об информационно-коммуникативной (блогер-ской) деятельности в Российской Федерации» позволит усовершенствовать, в том числе за счёт повышения числа участников легальных правоотношений, получения субъектами информационно-коммуникативной блогерской) деятельности-блогерами статусов, которые в действительности отвечают целям их деятельности, снижения числа лиц, нарушающих действующее законодательство, повышение уровня доверия граждан к институтам публичной власти.

Также прогнозируется, что принятие данного законопроекта, в целом, будет способствовать упорядочению системы законодательства Российской Федерации в сфере осуществления информационно-коммуникативной (блогерской) деятельности.

Внедрение указанных предложений будет способствовать снижению количества публикуемой в интернет-пространстве деструктивной информации, что также будет иметь положительный эффект способствовать улучшению админи-стративно-деликтной и криминогенной ситуации в Российской Федерации в целом, так и в её субъектах.

Кроме того, нормативно-правовое урегулирование осуществления блогерской деятельности в Российской Федерации имеет также и положительные гуманитарные последствия, которые, по нашему мнению, поспособствуют формированию как у самих блогеров, так и у «потребителей» распространяемого блогерами контента чувства

ответственности и осознания влияния, оказываемого на формирование ценностных установок и ориентиров у пользователей социальных сетей, будет способствовать создания безопасного контента на различных онлайн-площадках, что в долгосрочной перспективе позволит уйти от создания и распространения деструктивного контента, с последующей заменой его на действительно имеющий ценность.

Список литературы:

[1] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 05.09.2023).

[2] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_34661/ (дата обращения: 05.09.2023).

[3] Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 05.09.2023).

[4] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 05.09.2023).

[5] Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения: 05.09.2023).

[6] Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_113658/ (дата обращения: 05.09.2023).

[7] Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_58968/ (дата обращения: 05.09.2023).

[8] Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 05.09.2023).

[9] Дорский А.Ю. «Закон о блогерах»: правоприменительная практика [Электронный ресурс] // Интерактивная наука. 2016. № 7. - URL: https:// interactive-science.media/ru/article/112865/ discussion_platform (дата обращения: 05.09.2023).

[10] Мухачев С.В. Особенности правового регулирования блогосферы // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2015. № 1.

- С. 20-23.

[11] Прончев Г.Б. Становление электронно-цифровой цивилизации: ключевые понятия. Ч.

1 // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 6 (98). - С. 47-57.

[12] Прончев Г.Б. Становление электронно-цифровой цивилизации: ключевые понятия. Ч.

2 // Теория и практика общественного развития. 2022. № 7. - С. 47-56.

[13] Прончев Г.Б. Трансформация моделей социальной коммуникации в цифровую эпоху // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2022. Т. 28. № 4. - С. 167-191.

[14] Прончев Г.Б., Лонцов В.В., Монахов Д.Н., Монахова Г.А. Проблемы безопасности информационного общества современной России: монография. - М.: Экон-Информ, 2014. - 215 с.

Spisok literatury:

[1] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.11.1994 № 51-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs].

- URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_5142/ (data obrashcheniya: 05.09.2023).

[2] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administra-tivnyh pravonarusheniyah» ot 30.12.2001 № 195-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (data obrashcheniya: 05.09.2023).

[3] Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 № 146-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_19671/ (data obrashcheniya: 05.09.2023).

[4] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs].

- URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_10699/ (data obrashcheniya: 05.09.2023).

[5] Federal'nyj zakon "O zashchite konkurencii" ot 26.07.2006 № 135-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_61763/ (data obrashcheniya: 05.09.2023).

[6] Federal'nyj zakon "O licenzirovanii otdel'nyh vidov deyatel'nosti" ot 04.05.2011 № 99-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_113658/ (data obrashcheniya: 05.09.2023).

[7] Federal'nyj zakon "O reklame" ot 13.03.2006 N 38-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_58968/ (data obrashcheniya: 05.09.2023).

[8] Federal'nyj zakon "Ob informacii, informa-cionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii" ot

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

27.07.2006 № 149^ ^1. [Elektronnyj

resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_61798/ (data obrashcheniya: 05.09.2023).

[9] Dorskij A.Yu. '^акоп о Ыодега^': pravoprimenitel'naya praktika [Elektronnyj resurs] // Interaktivnaya nauka. 2016. № 7. - URL: https:// interactive-science.media/ru/article/112865/discus-sion_platform (data obrashcheniya: 05.09.2023).

[10] Muhachev S.V. Osobennosti pravovogo regulirovaniya blogosfery // Vestnik ига^одо yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2015. № 1. - S. 20-23.

[11] Pronchev G.B. Stanovlenie е1еМгоппо-cifrovoj civilizacii: klyuchevye ponyatiya. Ch. 1 //

Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2022. № 6 (98). - S. 47-57.

[12] Pronchev G.B. Stanovlenie е1еМгоппо-cifrovoj civilizacii: klyuchevye ponyatiya. Ch. 2 // Тео-riya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2022. № 7. - S. 47-56.

[13] Pronchev G.B. Transformaciya modelej social'noj kommunikacii V cifrovuyu epohu // Vestnik Moskovskogo ипмеге^а. Seriya 18: Sociologiya i роМо^а. 2022. Т. 28. № 4. - S. 167-191.

[14] Pronchev G.B., Loncov V.V., Monahov D.N., Monahova G.A. Problemy bezopasnosti Пог-macionnogo obshchestva sovremennoj Rossii: топодга%а. - M.: Ekon-Inform, 2014. - 215 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.