Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ В ПРАКТИКЕ НАСТАВНИЧЕСТВА ВОЖАТЫХ'

ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ В ПРАКТИКЕ НАСТАВНИЧЕСТВА ВОЖАТЫХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
информационно–коммуникационные технологии / коммуникативная среда / деятельность вожатых / вожатые / педагогическая деятельность / наставничество. / information and communication technologies / communication environment / activity of counselors / counselors / pedagogical activity / mentoring.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсеева Юлия Алексеевна

В настоящей статье рассматриваются особенности применения информационно-коммуникативной среды в практике наставничества вожатых. Для этого автор исследует сущность наставничества вожатых как одного из направлений педагогической деятельности вожатых, акцентирует внимание на значении этого направления педагогики. Во второй части статьи автор приводит конкретные практические примеры использования возможностей информационно-коммуникативной среды в практике наставничества вожатых, кратко анализирует, исследует их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF THE DIGITAL INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT IN THE PRACTICE OF MENTORING COUNSELORS

This article discusses the features of the application of the information and communication environment in the practice of mentoring counselors. To do this, the author explores the essence of mentoring counselors as one of the areas of pedagogical activity of counselors, focuses on the importance of this area of pedagogy. In the second part of the article, the author gives specific practical examples of using the possibilities of the information and communication environment in the practice of mentoring counselors, briefly analyzes and explores them.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ В ПРАКТИКЕ НАСТАВНИЧЕСТВА ВОЖАТЫХ»

ЕВСЕЕВА Юлия Алексеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева», e-mail: yu.evseewa2018@yandex.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ В ПРАКТИКЕ НАСТАВНИЧЕСТВА

ВОЖАТЫХ

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются особенности применения информационно-коммуникативной среды в практике наставничества вожатых. Для этого автор исследует сущность наставничества вожатых как одного из направлений педагогической деятельности вожатых, акцентирует внимание на значении этого направления педагогики. Во второй части статьи автор приводит конкретные практические примеры использования возможностей информационно-коммуникативной среды в практике наставничества вожатых, кратко анализирует, исследует их.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, коммуникативная среда, деятельность вожатых, вожатые, педагогическая деятельность, наставничество.

EVSEEVA Julia Alekseevna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, M. E. Evseviev Mordovian State Pedagogical University

THE POSSIBILITIES OF THE DIGITAL INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT IN THE PRACTICE OF MENTORING

COUNSELORS

Annotation. This article discusses the features of the application of the information and communication environment in the practice of mentoring counselors. To do this, the author explores the essence of mentoring counselors as one of the areas of pedagogical activity of counselors, focuses on the importance of this area of pedagogy. In the second part of the article, the author gives specific practical examples of using the possibilities of the information and communication environment in the practice of mentoring counselors, briefly analyzes and explores them.

Key words: information and communication technologies, communication environment, activity of counselors, counselors, pedagogical activity, mentoring.

Прежде всего, определимся с сущностью самих по себе информационно-коммуникативных технологий (далее - ИКТ). В теории под данным термином понимается определенная система, совокупность разного рода методов, инструментов, процессов, которые применяются для работы с информацией, различными данными, в конечном итоге -используются для обеспечения коммуникации (схема 1).

Кратко обозначим, в чем заключаются ключевые характеристики ИКТ, определяющие их

особую практическую значимость и широкое распространение в деятельности.

Во-первых, это непосредственная связь с компьютерами, применение разного рода программного обеспечения, информационно-коммуникационных сетей [6]. Собственно, это и есть главный и самый существенный признак системы ИКТ [2].

Во-вторых, ИКТ имеют четко определенное, конкретное целевое предназначение - производить какие-либо действия с информацией в разных ее форматах - в тексте, изображении, звуке, видео и т.д. [7].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

Схема 1. Структура системы информационно-коммуникативных технологий

В-третьих, ИКТ - сегодня это наиболее эффективный и простой способ коммуникации, в т.ч. это касается коммуникации между людьми и компьютерами. На практике это может быть выражено через использование мессенджеров, социальных сетей, различных средств коммуникации, видеоконференций и других [8].

В-четвертых, именно ИКТ отвечает за хранение информации, предоставляет максимальные возможности для этого, причем позволяют хранить данные эффективно, легко, доступно [4].

В-пятых, с помощью ИКТ обеспечивается так называемая автоматизация процессов, что на

практике позволяет реализовать значительное упрощение работы с процессами, операциями, информацией, серьезно ускорить процедуры [15].

Таким образом, можно говорить о том, что в современном обществе ИКТ играют достаточно серьезную, возможно, даже значительную роль, поскольку выполняют ряд существенных функций, ускоряя, упрощая, обеспечивая жизнедеятельность человека.

Очевидным выступает тот факт, что ИКТ имеют широкое распространение в самых разных профессиях, не является исключением и педагогическая среда. В данной работе рассмотрим

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

педагогику на примере деятельности вожатого, его наставнических функций [14].

Итак, ИКТ в практической деятельности вожатого играют достаточно важную роль. Это связано, в первую очередь, с тем, что вожатый обладает крайне широким спектром различных

характеристикам, требующих иногда буквально одновременного выполнения [13]. ИКТ в работе вожатого - это комплексная, уникальная система различных педагогических (и не только) инструментов, используемых вожатым в своей деятельности (схема 2).

Схема 2. Направления деятельности вожатого в детском лагере

Обозначим, в чем заключаются особенности применения ИКТ в работе вожатого по конкретным направлениям:

- обмен информацией, коммуникативная функция. У вожатого и без наставничества достаточно широкий перечень субъектов, с которыми он вступает в коммуникацию: это коллеги, педагоги, родители, дети, другие лица. И ни в одном из представленных случаев нет неважной коммуникации, в каждом случае вожатому крайне значимо эффективно общаться. Поэтому ИКТ значительно упрощают коммуникативные функции вожатого, ускоряют процесс [9].

- организация, планирование. Это самый важный функционал вожатого, и квалифицированный специалист обязательно должен обладать данными компетенциями. При этом важно понимать, что объем деятельности по организации и

планировании в работе вожатого, в его наставнических функциях всегда высокий. ИКТ в этом очень помогают [5].

- обучение, развитие, иные образовательные направления. Здесь широкий перечень ИКТ предоставляет вожатому практически неограниченный функционал для деятельности, конечный результат которого зависит только от степени креативности конкретного специалиста [3].

- мониторинг, оценка. Еще одно важное направление деятельности вожатого, которое основывается на том, что вожатому необходимо отслеживать процесс работы с детьми, его результат, особенности, проблемы и перспективы. Здесь для вожатого имеют смысл ИКТ, связанные с получением обратной связью, аналитикой и т.д. [11].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

- развлечение. Безусловно, ИКТ в работе вожатого было бы странно не применять по одному из самых прямых назначений. Причем вожатый может не обязательно брать именно сам по себе формат «ничегонеделания», развлекательные ИКТ могут быть интересными, познавательными, важными для ребенка [1; 10].

Таким образом, можно говорить о том, что ИКТ совершенно заслуженно выступают важной составляющей деятельности вожатого, помогают ему реализовывать свой функционал более эффективно, действенно. В конечном итоге, ИКТ позволяют улучшать коммуникативные навыки, способствуют более качественному обмену

информацией между собеседниками, развитию и обучению детей. В результате позитивно изменяется и вся работа вожатого целиком.

По итогам представленного в работе исследования обозначим ключевые выводы.

Цифровая информационно-коммуникативная среда предлагает множество возможностей для вожатых в их работе с детьми и подростками. Кратко перечислим некоторые примеры в работе вожатого, где могут быть применены ИКТ.

1. Организация и планирование программы;

2. Коммуникация с родителями;

3. Обучение и развитие (рисунки 1, 2).

Рисунок 1. Пример программы для вожатого «Справочник вожатого»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

Рисунок 2. Пример программы для вожатого «Методичка вожатого»

Методичка вожатого

4. Онлайн-ресурсы для активностей и игр;

5. Мониторинг и оценка [12].

Иными словами, ИКТ в работе вожатого использовать не только можно, но даже нужно. В конечном итоге, также важно помнить, что эти и другие инструменты должны быть использованы в соответствии с целями и потребностями детей, а также с учетом их безопасности и конфиденциальности.

Благодарность:

Статья подготовлена в рамках государственного задания Минпросвещения России на выполнение научно-исследовательских работ по теме «Разработка научно-методического обеспечения использования цифровой информационно-коммуникативной среды наставничества вожатых».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

Список литературы:

[1] Дрозд К.В., Плаксина И.В. Педагогическая деятельность вожатого: теория и практика: учеб. - метод. пособие; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: ВлГУ, 2019. -472 с.

[2] Кулаченко М.П. Основы вожатской деятельности: учебник для вузов. - 3-е изд. - М.: Юрайт, 2023. - 490 с.

[3] Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р. Теория и методика работы вожатого в детском лагере: учебно-методическое пособие. - Нижневартовск: НВГУ, 2023. - 100 с.

[4] Мареева А.С. Дополнительное образование в детском оздоровительном лагере в контексте неформальности и информальности // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 11. - С. 321-324.

[5] Помазкина Т.В. Опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду детского оздоровительного лагеря «Гренада» [Электронный ресурс]. - URL: https://elar.urfu.ru/bitstr eam/10995/97510/1/978-5-7996-3165-9_2020_069.pdf

[6] Прончев Г.Б. Становление электронно-цифровой цивилизации: ключевые понятия. Ч.

1 // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 6. - C. 47-57.

[7] Прончев Г.Б. Становление электронно-цифровой цивилизации: ключевые понятия. Ч.

2 // Теория и практика общественного развития. 2022. № 7. - C. 47-56.

[8] Прончев Г.Б. Трансформация моделей социальной коммуникации в цифровую эпоху // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2022. Т. 28. № 4. - С. 167-191.

[9] Профессиональная этика и коммуникативная культура вожатого: методические рекомендации [Электронный ресурс] / Н.П. Болотова, Н.Ю. Галой, И.А. Горбенко [и др.]; под. ред. Е.А. Левано-вой, Т.Н. Сахаровой. - М.: МПГУ, 2017. - 66 с. -URL: https://znanium.com/catalog/product/1341000 (дата обращения: 07.12.2023).

[10] Психологическая подготовка к работе вожатого в детском оздоровительном лагере: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / сост. Ю.С. Пежемская, Е.В. Алексеева, О.Р. Веретина, П.Н. Виноградов. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. - 152 с. - URL: https://znanium. com/catalog/product/1172088 (дата обращения: 07.12.2023).

[11] Романова М.В., Чернова Е.В. Хрестоматия по организации внеурочной деятельности.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

Информатика и ИКТ: учебно-практическое пособие [Электронный ресурс]. - 3-е изд., стер. - М.: Флинта, 2023. - 160 с. - URL: https://znanium.com/ catalog/product/2091328 (дата обращения: 07.12.2023). -

[12] Савельев Д.А., Симпнрович, С.В. Мастер-класс для вожатых : Пособие для педагогов дополнительного образования [Электронный ресурс]. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 127 с. - URL: https://znanium.com/catalog/ product/1052564 (дата обращения: 07.12.2023).

[13] Федосов Г.Г. Подготовка вожатых к работе в детском оздоровительном лагере: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс]. - М.: МГТУ им. Баумана, 2020. - 60 с. -URL: https://znanium.com/catalog/product/2031723 (дата обращения: 07.12.2023).

[14] Царапкина Ю.М. Информационные технологии в инклюзивном образовании детского оздоровительного лагеря как новые возможности создания доступной среды // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2018. № 16. - С. 154-159.

[15] Шинкарецкая Г.Г. Цифровизация - глобальный тренд мировой экономики // Образование и право. 2019. № 8. - С. 119-123.

Spisok literatury:

[1] Drozd K.V., Plaksina I.V. Pedagogicheskaya deyatel'nost' vozhatogo: teoriya i praktika: ucheb. -metod. posobie; Vladim. gos. un-t im. A.G. i N.G. Stoletovyh. - Vladimir: VlGU, 2019. - 472 s.

[2] Kulachenko M.P. Osnovy vozhatskoj deya-tel'nosti: uchebnik dlya vuzov. - 3-e izd. - M.: YUrajt, 2023. - 490 s.

[3] Kruglikova G.G., Linker G.R. Teoriya i meto-dika raboty vozhatogo v detskom lagere: uchebno-metodicheskoe posobie. - Nizhnevartovsk: NVGU, 2023. - 100 s.

[4] Mareeva A.S. Dopolnitel'noe obrazovanie v detskom ozdorovitel'nom lagere v kontekste nefor-mal'nosti i informal'nosti // Mir nauki, kul'tury, obra-zovaniya. 2019. № 11. - S. 321-324.

[5] Pomazkina T.V. Opyt vnedreniya informa-cionno-kommunikacionnyh tekhnologij v obrazova-tel'nuyu sredu detskogo ozdorovitel'nogo lagerya «Grenada» [Elektronnyj resurs]. - URL: https://elar. urfu.ru/bitstr

eam/10995/97510/1/978-5-7996-3165-9_2020_069.pdf

[6] Pronchev G.B. Stanovlenie elektronno-ci-frovoj civilizacii: klyuchevye ponyatiya. Ch. 1 // Obsh-chestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2022. № 6. - C. 47-57.

[7] Pronchev G.B. Stanovlenie elektronno-ci-frovoj civilizacii: klyuchevye ponyatiya. Ch. 2 // Teor-iya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2022. № 7. - C. 47-56.

[8] Pronchev G.B. Transformaciya modelej social'noj kommunikacii v cifrovuyu epohu // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18: Sociologiya i politologiya. 2022. T. 28. № 4. - S. 167-191.

[9] Professional'naya etika i kommunikativnaya kul'tura vozhatogo: metodicheskie rekomendacii [Elektronnyj resurs] / N.P. Bolotova, N.Yu. Galoj, I.A. Gorbenko [i dr.]; pod. red. E.A. Levanovoj, T.N. Saha-rovoj. - M.: MPGU, 2017. - 66 s. - URL: https://zna-nium.com/catalog/product/1341000 (data obrash-cheniya: 07.12.2023).

[10] Psihologicheskaya podgotovka k rabote vozhatogo v detskom ozdorovitel'nom lagere: uchebno-metodicheskoe posobie [Elektronnyj resurs] / sost. Yu.S. Pezhemskaya, E.V. Alekseeva, O.R. Veretina, P.N. Vinogradov. - SPb.: RGPU im. A.I. Gercena, 2018. - 152 s. - URL: https://znanium. com/catalog/product/1172088 (data obrashcheniya: 07.12.2023).

[11] Romanova M.V., Chernova E.V. Hrestoma-tiya po organizacii vneurochnoj deyatel'nosti. Infor-matika i IKT: uchebno-prakticheskoe posobie [Elek-

tronnyj resurs]. - 3-е izd., ster. - M.: Flinta, 2023. -160 s. - URL: https://znanium.com/catalog/prod-uct/2091328 (data obrashcheniya: 07.12.2023). -

[12] Savel'ev D.A., Simpnrovich, S.V. Master-klass dlya vozhatyh : Posobie dlya pedagogov dopol-nitel'nogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. - M.: Gumanitarnyj izd. centr VLADOS, 2015. - 127 s. -URL: https://znanium.com/catalog/product/1052564 (data obrashcheniya: 07.12.2023).

[13] Fedosov G.G. Podgotovka vozhatyh k rabote v detskom ozdorovitel'nom lagere: uchebno-metodicheskoe posobie [Elektronnyj resurs]. - M.: MGTU im. Baumana, 2020. - 60 s. - URL: https:// znanium.com/catalog/product/2031723 (data obrashcheniya: 07.12.2023).

[14] Carapkina Yu.M. Informacionnye tekh-nologii v inklyuzivnom obrazovanii detskogo ozdoro-vitel'nogo lagerya kak novye vozmozhnosti sozdaniya dostupnoj sredy // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya. 2018. № 16. - S. 154159.

[15] Shinkareckaya G.G. Cifrovizaciya - glob-al'nyj trend mirovoj ekonomiki // Obrazovanie i pravo. 2019. № 8. - S. 119-123.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.