I Case Study
В. И. Белов, Д. Ю. Елкина
социдльно-психологичЕский портрет московского вождтого
DOI: 10.19181/snsp.2018.6.2.5862
Белов Вячеслав Иванович, кандидат философских наук, доцент, НИЯУ «МИФИ».
115409, Россия, Москва, Каширское шоссе, 31 E-mail: slawa289@yandex.ru Тел.: +7 (968) 849 05 01
Елкина Дарья Юрьевна, студентка, НИЯУ «МИФИ». 115409, Россия, Москва, Каширское шоссе, 31 E-mail: dasha217991@gmail.com Тел.: +7 (916) 209 14 16
Аннотация. В статье рассматриваются личностные и профессиональные характеристики вожатых детских оздоровительных лагерей, выявленные в ходе социологического исследования, результаты которого проранжированы и представлены в семи таблицах и комментариях к каждой из них. Было обнаружено, что среди наиболее ценимых человеческих качеств вожатых чаще всего респонденты отмечают честность, доброту и воспитанность. Те же качества называются и как черты, присущие идеалу для подражания. Наиболее предпочтительной жизненной ценностью для будущих вожатых выступает семья, а жизненный успех определяется, прежде всего, посредством самореализации. В тексте представлены выводы по личностным предпочтениям вожатых. Профессиональные качества вожатых выявлялись с помощью ряда специфических вопросов. Анализ полученных данных осуществлялся через корреляционный фактор, которым был выбран опыт работы с детьми в детском лагере. Определяющим мотивом выбора профессии вожатого называют возможность самореализации. Самыми нужными чертами для вожатого являются внимательность, тактичность и ответственность. Причём на ответственность чаще указывают те, кто не имеет опыта работы. Значительное расхождение между мнениями новичков и опытных работников обнаружилось в выборе социальной роли (кем быть в глазах детей). Имеющие опыт чаще хотели бы играть роль старшего товарища, а новички, напротив, чаще предпочитают быть другом ребёнка. Открытый вопрос о смысле выражения «любовь к детям» показал, что она ассоциируется с заботой, уважением, доброжелательностью, справедливостью. Судя по самооценке, основные профессиональные черты вожатого-педагога в целом соответствуют тем, которые хотели бы видеть работодатели в своих работниках.
Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, вожатый, жизненные ценности, качества, «настоящий» вожатый.
Постановка проблемы
Научные работы, посвящённые социально-психологическим характеристикам вожатого и формированию его профессиональных компетенций, представлены в основном диссертациями на соискание учёной степени кандидата педагогических наук [Чагина, 2008; Белов, 2015; Леснов, 2015 и др.]. Работ социологического
направления, профессиональных и достаточно репрезентативных, фактически не существует. Эта статья, надеемся, поможет заполнить данный пробел и положит начало более масштабным исследованиям. Авторы предполагают, во-первых, создать социально-психологический портрет московского вожатого. Во-вторых, сравнить личностные и профессиональные черты, явленные в самооценке, с теми характеристиками, что содержатся в перечне прав и обязанностей вожатого-педагога.
Эмпирическая база
В ноябре-декабре 2017 г. было проведено анкетирование. Анкета, предлагаемая для заполнения респондентами, состоит из трёх частей. Первая содержит вопросы для выявления ценностных ориентаций. Вопросы для этой части в основном идентичны тем, что используются в исследованиях ФНИСЦ РАН [Российское общество.., 2016]. Вторая часть содержит вопросы, касающиеся непосредственно деятельности и качеств вожатого детского оздоровительного лагеря. Они были разработаны авторами данного текста. Третья часть представляет собой традиционную социологическую «паспортичку».
Выборка состояла из 260 учащихся Школ вожатых и педагогических колледжей Москвы, студенты которых должны пройти педагогическую практику в качестве составной части учебной программы. В Школах было опрошено 140 человек (в основном это студенты педагогических университетов), в колледжах — 120 человек. В подавляющем большинстве — это лица женского пола (88,5%), в возрасте 19—21 года (65%). По самооценке — это дети из семей со средним уровнем доходов (75,8%).
Ценности московского вожатого
Респондентам было предложено ответить на несколько вопросов, имеющих цель выяснить жизненные ценности и жизненные ориентации. Один из вопросов: «Какие человеческие качества Вы больше всего цените в людях?». Другой — «Какие черты Вы бы включили в характеристику Вашего идеала для подражания?». В каждом из вопросов 28 качеств или черт, из которых можно было выбрать до пяти позиций. Распределение ответов на эти вопросы представлены в таблицах 1 и 2.
На первый взгляд может показаться, что это вопросы об одном и том же, однако здесь просматривается их смысловое несоответствие. В случае вопроса о качествах, наиболее ценимых в людях, смысл заключается в выяснении того, с какими людьми мне приятно иметь дело, с кем мне наиболее психологически комфортно. Исходя из полученных ответов, мы усматриваем здесь сугубо эгоистическую позицию респондента. Действительно, человек честный, добрый, воспитанный, надёжный и умный является прекрасным коллегой, знакомым, товарищем, другом и любимым. Другое дело, вопрос об идеале для подражания. В этом случае смысл переключается на выяснение того, каким я хотел бы быть. Обратим внимание на то
обстоятельство, что наиболее ценимые качества «в других» и черты в качестве идеала для подражания в первых двух позициях совпадают. И там и там — это честность и доброта. Но они отличаются, причём существенно, количеством тех, кто отмечал эти качества / черты. Честность, как качество, ценимое «в других», отмечают 54%, а как черту для подражания — 73,5%. Доброту, как качество, ценимое «в других», отмечают 48,5%, а как черту для подражания — 77%. Надо понимать, что в эти вопросы действительно вкладываются разные смыслы. Когда речь идёт об идеале для подражания, о том, каким я хотел бы быть, подсознательно фиксируется то, чего мне не хватает. Одновременно это то, чем гордиться вслух считается нескромным, но можно отмечать как идеал для подражания. Вот почему, по нашему мнению, столь существенно отличаются цифры.
Таблица 1
Наиболее ценимые человеческие качества / черты
Наиболее ценимые качества Черты, которые обязательно включили бы в качестве идеала для подражания
Качества Доля опрошенных, % Ранг Черты Доля опрошенных, % Ранг
Честность 54 1 Доброта 77 1
Доброта 48,5 2 Честность 73,5 2
Воспитанность 40,5 3 Гуманность (человечность) 68 3
Надёжность 39 4 Оптимизм 67,5 4
Ум 37 5 Самостоятельность 66,5 5
Таблица 2
Наименее ценимые человеческие качества / черты
Наименее ценимые качества Черты, которые не включили бы ни при каких обстоятельствах в качестве идеала для подражания
Качества Доля опрошенных, % Ранг Черты Доля опрошенных, % Ранг
Следование традициям 0,4 1 Наглость 47 1
Законопослушание 2 2 Изворотливость 35 2
Религиозность, вера в Бога 2 2 Склонность к творчеству 25 3
Патриотизм 3 3 Принципиальность 17,5 4
Предприимчивость, умение добиваться успеха 4 4 Патриотизм 16,5 5
Активная общественная позиция 5 5 Гражданственность 15 6
Наличие твёрдых принципов и идеалов 6 6 Физическая сила 15 6
«Картина» получилась довольно противоречивая. Можно предположить, что данные по наименее ценимым качествам отражают обычный молодёжный максимализм, своего рода «детскую болезнь». Но вполне логично выглядят черты, которые респонденты не включили бы ни при каких обстоятельствах в характеристику идеала. Конечно, наглость и изворотливость являются антиподами честности и доброте, которые ценятся более всего. Обращает на себя внимание оценка такой черты для подражания, как «принципиальность». В таблице 2 мы видим, что эту черту отрицают 17,5%. Это не много, но и не мало. Но если заглянем в данные, где отмечаются черты, которые могут быть включены при определённых условиях, то увидим, что «принципиальность» отметили более 50% от всех опрошенных. Получается, что не менее половины всех опрошенных считают, что при определённых условиях можно и поступиться принципами. Эти данные вполне коррелируют с ответами на вопрос о человеческих качествах, которые более всего ценимы. «Наличие твёрдых принципов и идеалов» ценят лишь 6% от числа опрошенных.
Посмотрим на те черты, которые так или иначе отражают общественную активность: патриотизм, гражданственность, коллективизм. Эти черты занимают довольно «скромное» место в ценностных ориентациях молодых людей, готовящихся стать вожатыми: примерно каждый пятый не включил бы эти черты в качестве идеала для подражания. Но при определённых условиях 63,5% включили бы «гражданственность», а 56,5% включили бы «патриотизм». Скорее всего, здесь имеет место отражение духа, атмосферы сегодняшнего дня. Действительно, сегодня наблюдается существенное снижение социальной активности. А «дух времени», как известно, наилучшим образом впитывает именно молодёжь.
Проанализированные выше ответы респондентов свидетельствуют о жизненных ценностях косвенно. Имелся в анкете и вопрос непосредственно о жизненных ценностях. Всего было предложено 23 позиции, из которых можно было выбрать от одной до пяти. Приведём полную таблицу, где ценности вожатых проранжированы по степени важности (см. таблицу 3).
Ценности — это то, что является важным, что содержит наибольший, наивысший интерес для человека. Ответы на этот вопрос выявили, что наиболее приоритетной ценностью является семья. В представлении респондентов, вероятнее всего, соединилась та семья, где они проживают с родителями, и та, которую им предстоит создать и самим стать родителями. Поскольку респондентами были потенциальные вожатые детских оздоровительных лагерей, мы полагаем, что для работодателя те работники являются наиболее востребованными, которые исповедуют семейные ценности. Вслед за семьёй, которая лидирует с большим отрывом, следуют такие ценности, как дружба, любовь, здоровье и саморазвитие. Эти ценности также немаловажны для характеристики вожатого. С обратным знаком, то есть наименее важные ценности, — это традиции, репутация, общественное признание. А такие ценности, как власть и национальное достоинство, по своей значимости вообще стремятся к нулю.
Таблица 3
Жизненные ценности потенциального вожатого
Ценности Доля опрошенных, % Ранг
Семья 83,0 1
Дружба 59,0 2
Любовь 56,5 3
Здоровье 46,5 4
Саморазвитие 43,0 5
Душевное равновесие 30,0 6
Интересная работа 29,0 7
Яркие впечатления 21,5 8
Творчество 19,5 9
Познание 17,0 10
Комфорт 14,0 11
Справедливость 14,0 11
Личная независимость 13,5 12
Материальное благосостояние 10,0 13
Досуг 8,5 14
Толерантность 8,5 14
Престижная профессия 6,0 15
Традиции 4,0 16
Репутация 4,0 16
Известность, общественное признание 3,0 17
Долг (перед Родиной, перед людьми) 3,0 17
Власть 1,0 18
Национальное достоинство 0,5 19
Другое
Итак, эмпирические данные свидетельствуют, что московский вожатый ориентируется на приватные ценности. Его мало интересуют ценности социального характера, что довольно убедительно соотносится с тем, что мы увидели при анализе ценимых человеческих качеств и черт, выбираемых для подражания.
Интересовались мы и тем, какие ценности важны именно на сегодняшний день, для чего требовалось выставить оценку по пятибалльной шкале от «совсем не важно» до «очень важно». Результаты оказались хорошо прогнозируемы. Предыдущий вопрос о жизненных ценностях предполагал выяс-
нить жизненную ориентацию, что-то вроде мировоззренческой установки. Оценка по пятибалльной шкале предлагала сделать акцент на текущий момент. Оказывается, что ценности мировоззренческого характера не столь уж приватны. Триада «семья, дружба, любовь» непременно сопряжена с «другим или другими». В этом смысле эти ценности социальны, пусть и на уровне малой социальной группы. Посмотрев предпочтения на данный момент, мы увидим сугубо индивидуалистическую, по сути эгоистическую установку. Наивысшее значение имеют такие ценности, как родители, здоровье, душевный покой и комфорт. Родители в этом союзе получили наивысший балл (4,5). Душевный покой и комфорт — 4,3 балла. Здоровье — 4,25 балла. Заметим, что высокие баллы ценностей здоровья, душевного покоя и комфорта мало подходят для возраста наших респондентов (в среднем — это 19 лет). Однако данный факт хорошо вписывается в «дух эпохи», отличающейся замыканием в себя. Вплотную к «тройственному союзу» примыкают такие актуальные ныне ценности, как интересная работа (средний балл — 4,2), материально обеспеченная жизнь (средний балл — 4,0). По 4 балла также получили: профессионализм в своём деле, друзья и любимый человек.
Ещё один вопрос в цикле выявления жизненных ценностей касался выбора факторов, которые могут определить жизненный успех человека (см. таблицу 4). Из 20 вариантов можно было выбрать не более пяти ответов. Речь идёт о факторах, в случае реализации которых человек мог бы воскликнуть: «Жизнь удалась!» Анализ ответов на этот вопрос позволил выделить пять групп факторов.
Как видим, в первую группу опрашиваемые включили позиции, отражающие индивидуалистические установки. Во вторую по значимости группу включаются позиции, где «робко» проявляются социальные составляющие жизненного успеха. К третьей группе относятся те ответы, что располагаются в диапазоне 30—20% от числа опрошенных будущих вожатых. Здесь мы видим некоторое значимое проявление социального контекста жизненного успеха. И только в четвёртой группе появляются те ответы, что связывают жизненный успех индивида более или менее непосредственно с функционированием общества. К последней пятой группе отнесены все остальные факторы, имеющие значение для небольшого количества из тех респондентов, что были опрошены. Некоторые из этих факторов находятся в рамках допустимой погрешности. Кроме упомянутого выше индивидуалистического характера мировоззренческой установки отметим ещё несколько моментов. Среди факторов, определяющих жизненный успех, образование отмечает всего лишь каждый четвертый студент. Такой фактор жизненного успеха, как «жить в более справедливом и разумно устроенном обществе», отметили 18,5%. Это немного, но, тем не менее, получается, что в этой цифре заключено недовольство тем обществом, в котором молодому человеку предстоит добиться жизненного успеха.
Таблица 4
Факторы, определяющие жизненный успех человека, %
Фактор Доля опрошенных
Группа 1
Самореализация, проявление себя 65,0
Создание семьи, рождение детей 49,5
Жить интересно, много путешествовать, развиваться 44,0
Группа 2
Дружба, товарищеские отношения 39,0
Любовь, духовная близость 37,0
Интересная работа 35,5
Здоровье, спорт 32,0
Группа 3
Образование 27,5
Карьера 23,5
Финансовое благополучие 21,0
Группа 4
Жить в более справедливом и разумно устроенном обществе 18,5
Признание, уважение со стороны окружающих 18,0
Обретение важных знакомств, связей, общение 17,5
Быть полезным обществу 16,0
Следование идеалам, принципам, ценностям 11,0
Группа 5
Бизнес 9,5
Красота 8,0
Секс, интимные отношения 4,0
Доступ к информации, общение в социальных сетях 3,5
Политика, участие в работе политических, общественных организаций 1,5
К вопросу о жизненном успехе по смыслу непосредственно примыкает вопрос о предпочтительном жизненном пути в будущем, при ответе на который можно было выбрать до трёх вариантов. Предпочтения были отданы варианту: «работать по специальности, которую я выбрал(а)» — 71,5% от всех опрошенных. Этот ответ далеко опережает все другие варианты предпочтений жизненного пути. Но на эти второстепенные варианты стоит обратить внимание. Более трети всех опрошенных (36%) предпочитают «уехать работать заграницу, в другие страны». Конечно, далеко не все отметившие такую возможность её осуществят в реальности. Но, тем не менее, эти данные отражают умонастроения моло-
дых людей, вступающих в самостоятельную жизнь к 20-м годам нынешнего века. Такой фактор жизненного успеха, как «жить в справедливом, разумно устроенном обществе», отметили 18,5%. При этом 36% предпочтительным жизненным путём называют «уехать работать за границу». Вот в этом диссонансе ответов и «прячется» одно из противоречий современной российской действительности. С одной стороны, недовольство этой действительностью, с другой — неучастие в её изменении и предпочтение искать счастья в других краях. Отсюда всё, что связано с политикой, гражданственностью, патриотизмом, при ранжировании ответов располагается в конце таблиц.
Итак, потенциальный вожатый — молодой человек, тяготеющий чаще всего к семейным ценностям, предпочитающий покой и комфорт в узком кругу, мало интересующейся социально-политической стороной жизни.
«Настоящий» вожатый
Вторая часть анкеты предполагала получить ответы на вопросы, касающиеся представлений потенциальных вожатых о том, каким должен быть «настоящий» вожатый (своего рода идеальный тип) по своим профессиональным качествам. Можно предположить, что вариации ответов будут зависеть от опыта работы в этой профессии (см. таблицу 5). Тогда, отталкиваясь от данных об опыте, можно было бы выявить корреляции.
Таблица 5
Опыт работы с детьми в детском оздоровительном лагере
Опыт работы Кол-во человек Доля, %
Работал(а) неоднократно 58 22,3
Однажды работал(а) 59 22,7
Всего, имеющих опыт 117 45,0
Не работал, но планирую 106 40,8
Не работал, но буду вынужден, чтобы получить зачёт по практике 37 14,2
Всего, не имеющих опыта 143 55,0
Мотивы выбора профессии вожатого. Они, так или иначе, связаны с возможностью самореализации. Это вполне коррелирует с факторами, определяющими жизненный успех. Именно реализация является первейшим таким фактором. Здесь же при ответе на вопрос о мотивах выбора профессии респонденты чаще всего выбирают вариант: «Это важно с точки зрения опыта для себя» — 58,5%. Думается, будет небезосновательным присовокупить к этим данным и долю ответивших: «Это даёт возможность найти себя, применить свои способности» — 39%. Итого 97,5%. Кроме того, отмечается и профессиональный интерес, способствующий вы-
бору: «Это помогает развить профессиональные качества педагога» — 53,5%. Более прагматические варианты — деньги или возможность пожить отдельно от родителей — получили ничтожное количество процентов. В целом мотив выбора профессии вожатого вовсе не коррелирует с опытом работы.
Какие же качества должны быть присущи «настоящему» вожатому? Данный вопрос следует считать основным. Предполагая, что однозначно выделить такие качества затруднительно, мы предложили отметить до трёх вариантов. Ответы проранжированы по степени частоты упоминаний (см. таблицу 6).
Таблица 6
Качества, присущие «настоящему» вожатому, %
Ранг Качества Все опрошенные Не имеющие опыта Имеющие опыт
1 Внимательность и тактичность 52,7 55,9 48,7
2 Ответственность 46,1 55,2 35,0
3 Терпеливость и сдержанность 41,1 43,3 38,5
4 Бодрость и жизнерадостность 38,8 35,7 42,7
5 Доброжелательность 35,4 31,5 40,2
6 Справедливость 26,9 25,9 28,2
7 Искренность и честность 21,1 18,2 24,8
8 Универсальность и многогранность 20,4 16,0 25,6
9 Талантливость 12,7 11,2 14,5
10 Требовательность 6,9 4,2 10,2
Без учёта опыта работы тройка наиважнейших качеств состоит из «внимательности и тактичности», «ответственности», «терпеливости и сдержанности». Если мы будем учитывать опыт работы, то заметим некоторые, а иногда и значительные расхождения. В частности, имеющие опыт на вторую по значимости позицию поставили «бодрость и жизнерадостность». Видимо, осознание важности этих качеств в работе вожатого приходит в основном с опытом. Бодрость и жизнерадостность служат психологической защитой для вожатого, который постоянно находится в ситуации психологических перегрузок . Одновременно бодрость есть непременное условие создания атмосферы отдыха для детей. Вероятно, что такие же функции выполняет и доброжелательность, которую имеющие опыт оценивают выше, чем те, кто не имеют опыта. Довольно значительное различие выявлено по отношению к такому качеству вожатого, как ответственность. Вполне объяснимо, что новички придают большое значение этому качеству (55,2%), их несколько страшит предстоящая работа, опытный вожатый уже попривык к ответственности (35,0%). Гораздо большее значение опытные вожатые придают универсальности, многогранности, талантливости. Отдельно следует остановиться на любопытном факте: такое качество вожатого, как «требовательность», получает самый низкий ранг. Всего лишь около 7% респондентов отмечают это качество. Немыслимо представить себе вожатого, у ко-
торого на попечении 20 и более детей, за которых он несёт полную ответственность, без требовательности. О том, что без требовательности немыслима работа вожатого, косвенно свидетельствует расхождение в оценке этого качества у тех, кто имеет опыт и у тех, кто не имеет такового. Опытные вожатые чаще, чем новички, отмечают это качество (10,2% по сравнению с 4,2%).
Неожиданно для авторов настоящего исследования оказался наполненным многими смыслами простой, на первый взгляд, вопрос, ответы на который представлены в таблице 7.
Таблица 7
Распределение ответов на вопрос: «Будучи вожатым, кем вы предполагаете быть в глазах детей?», %
Ранг В глазах детей предпочитаю быть Все опрошенные Не имеющие опыта Имеющие опыт
1 Старшим товарищем 31,9 24,5 39,2
2 Другом 22,5 32,9 12,0
3 Наставником 15,5 14,0 19,6
4 Примером для подражания 11,5 11,9 11,0
5 Суперменом 5,2 7,0 3,4
6 Учителем 3,75 4,9 2,6
7 Организатором 3,5 2,0 5,1
8 Лидером 2,9 0,7 5,1
9 Жилеткой, в которую можно поплакать 1,6 0,7 2,5
10 Командиром 0,0 0,0 0,0
Вполне предсказуемо выделение самых популярных ответов: быть старшим товарищем и быть другом. Однако предпочтения имеющих опыт и не имеющих опыта различаются довольно основательно. Опытные вожатые чаще предпочитают быть старшим товарищем, наставником, организатором, лидером, чем неопытные. Неопытные чаще упоминают друга, учителя и даже супермена. На первый взгляд может показаться, что нет особого различия между понятиями «старший товарищ» и «друг». Но это не так. Старший товарищ сродни наставнику. Он рядом с детским коллективом, но не сливается с ним. Другое дело — друг. Дружба вообще, как и любовь, требует избыточного сближения, она ревнива, предполагает постоянное подтверждение дружеских чувств и соответствующих поступков. Судя по данным таблицы 7, имеющие опыт вожатые почти в три раза реже в сравнении с новичками хотели бы быть другом для детей (12 и 32,9% соответственно). Различия между позициями «быть старшим товарищем» и «быть другом» хорошо коррелируют с требовательностью как чертой «настоящего» вожатого. Требовательность в глазах потенциального вожатого, как мы видели, находится на довольно низком уровне. Отношения дружбы не предполагают требовательности. Будучи другом, я буду опасаться настаивать, требовать, поскольку в таком случае могу лишиться друга.
Обращает на себя внимание практически нулевой процент отметивших позицию «быть командиром». А между тем, с точки зрения теории организации, детские лагеря относятся к карцерным организациям тоталитарного типа. Таковыми были и есть скаутские, пионерские и детские оздоровительные лагеря. Быть другом, не требовать, не быть командиром — это лукавство. А между тем, сделав немудрёный контекст-анализ одного из пособий для слушателей Школ вожатых — «Настольной книги вожатого», — обнаружим, что часто употребляемыми словами являются: команда, командир, капитан, требовательность, дисциплина [Настольная книга.., 2015]. Без сомнения имеет место лукавство, что по отношению к детям младшего возраста вполне оправдано. На страницах упомянутой книги, посвящённых особенностям работы с трудными подростками, не встретишь слова «друг» по отношению к вожатому. Зато усиливается пафос дисциплины. «Одним из важнейших моментов является установление дисциплины в отряде» [Настольная книга.., 2015: 229]. Другого, в самом деле, не дано. Очень сложная задача встаёт перед вожатым: быть строгим и требовательным, и одновременно авторитетным. Авторитет завоёвывается справедливостью, творческим подходом к постоянно возникающим нестандартным ситуациям и любовью.
Любовь к детям
Респондентам было предложено ответить на вопрос: «Какой смысл вы вкладываете в выражение "любовь к детям"»?На этот вопрос ответили 65% от всех опрошенных (169 ответов), большинство из которых имеют опыт работы в детском оздоровительном лагере. Вопрос был открытым. Тем не менее ответы поддаются своего рода формализации. Чаще всего смысл любви к детям связывается с проявлением заботы, со способностью помочь ребёнку и понять его. Действительно, забота и внимание — самое важное для детей в условиях лагеря. В повседневной жизни большинство детей окружены заботой родителей. Конечно, вожатый не может полностью заменить родителей, но вполне способен создать благоприятные условия для ребёнка. Такая забота наиболее актуальна в случае работы с детьми младшего возраста, когда связь с родителями особенно велика. Довольно часто смысл любви к детям связывают с уважением к личности ребёнка, принятием его «какой он есть». Выбирая такую линию поведения, вожатый может способствовать формированию полноценной личности. Такой ребёнок, вырастая, не будет бояться высказывать собственное мнение, будет уважительно относиться к другим людям, будет уверен в том, что его принимают и любят. И наоборот, неуважение вожатым ребёнка — это благодатная почва для развития у детей отстранённости, замкнутости, появления различных трудностей во взаимодействии с другими людьми. Во многих методических рекомендациях уважение является одним из ключевых качеств педагога, в том числе, конечно, и вожатого. Дети — это маленькие взрослые, и с ними нужно говорить серьёзно, а взрослые — это те же дети, только с большими возможностями, с ко-
торыми и над которыми иногда можно пошутить. При таком подходе могут возникнуть сложности с субординацией, но при взаимном уважении и соблюдении педагогической дисциплины данные трудности можно избежать.
Для довольно многочисленной группы респондентов любовь к детям ассоциируется с терпением, пониманием и справедливостью. Следует заметить, что справедливое отношение к ребёнку содержит в себе дисциплинарный аспект. Справедливость требует соотносить поступки ребёнка не только с правилами внутреннего распорядка лагеря, но и учитывать особенности характера ребёнка. Справедливость не означает постоянную позитивную оценку успехов ребёнка, но предполагает и спокойное обсуждение неудачи. При справедливом отношении к детям вожатый чаще всего имеет авторитет среди подопечных, благодаря чему имеет возможность смягчать детские конфликты.
Около четверти из тех респондентов, которые ответили на вопрос о смысле любви к детям, рассматривают её с точки зрения добра. Доброта многогранна: это и забота, и умение сочувствовать, и неравнодушие, и бескорыстие, и принятие человека со всеми его достоинствами и недостатками. По мнению многих педагогов, доброта является основой воспитания. Московский вожатый не обделён этим качеством. Почти 50% всех опрошенных среди наиболее ценимых качеств назвали доброту. Доброту как черту для подражания отметили 77% от всех опрошенных. Некоторые будущие вожатые находят смысл любви к детям в дарении. Они собираются дарить улыбки, радость, счастье, яркий отдых, своё сердце и, наконец, всего себя. Чаще всего такого рода понимание любви к детям свойственно новичкам. Это призвание, это состояние души. Но, к сожалению, как свидетельствует опыт, такого типа вожатые склонны к эмоциональному выгоранию. Некоторые видят смысл любви в любви. Можно, конечно, посчитать такой ответ пустым. Однако подобного рода формулировка не единственная и не случайная. В такой интерпретации проявляет себя эмоциональное отношение к данному вопросу. Может быть, такое отношение и называется любовью. «Любовь к детям воспитывается только любовью — как огонь зажигается от огня» [Сухомлинский, 1985: 60].
«Любовь к детям», кроме открытого вопроса, фигурирует также как одна из возможных позиций в вопросе о чертах, которые можно включить в характеристику идеала для подражания. Эту черту обязательно бы включили 65,5% всех опрошенных и 27% включили бы при определённых условиях. Арифметическое действие сложения даёт нам цифру 92,5%, которая говорит сама за себя.
Заключение
Необходимые качества вожатого, выявленные в результате исследования, в основном совпадают с теми, которые хотел бы видеть работодатель в своих работниках [Настольная книга.., 2015: 44—50].
Московский вожатый:
♦ оптимистичен, энергичен, креативен, бодр и жизнерадостен;
♦ ответственен и справедлив;
• уравновешен и доброжелателен;
• стремится к самореализации своего личностного и профессионального потенциала.
Список литературы
Белов А. А. Формирование готовности бакалавра к социально-воспитательной деятельности в детском оздоровительном учреждении: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2015 [Электронный ресурс] // Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. URL: http://nauka-pedago gika. com/pedagogika-13-00-08/dissertaciva-formirovanie-gotovnosti-bakalavra-k-sotsialno-vospitatelnov-devatelnosti-v-detskom-ozdorovitelnom-uchrezhdenii#ixzz576TKFHIG (Дата обращения: 01.10.2017).
Леснов А. А. Формирование у будущих учителей начальных классов компетентности в области воспитательной работы в детском оздоровительном лагере. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2015 [Электронный ресурс] // Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciva-formirovanie-u-buduschih-uchitelev-nachalnvh-klassov-kompetentnosti-v-oblasti-vospitatelnov-rabotv-v-detskom-ozdoroviteln#ixzz576U7E4AH (Дата обращения: 02.10.2017).
Настольная книга вожатого / сост. В. Гугнин. М.: Альпина паблишер, 2015. 297 с.
Российское общество и вызовы времени. Книга четвёртая / [М. К. Горшков и др.]; под ред. М. К. Горшкова, В. В. Петухова. М.: Весь Мир, 2016. 400 с.
Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. Новосибирск, 1985. 221 с. Чагина Н. С. Формирование социально-педагогической компетентности вожатого детского оздоровительного лагеря. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008 [Электронный ресурс] // Наука/Педагогика. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciva-formiro-vanie-sotsialno-pedagogicheskov-kompetentnosti-vozhatogo-detskogo-ozdorovitelnogo-lagerva (Дата обращения: 03.10.2017).
Дата поступления в редакцию: 27.02.2018.
DOI: 10.19181/snsp.2018.6.2.5862
A Socio-Psychological Portrait of the Moscow Camp Counsellor
Belov Vyacheslav Ivanovich
Candidate of Psychology, Associate Professor, National Research Nuclear University «MEPhI». Kashirskoye shosse, 31, 115409, Moscow, Russia. E-mail: slawa289@yandex.ru
Elkina Daria Yuryevna
Student, National Nuclear Research University «MEPhI». Kashirskoye shosse, 31, 115409, Moscow, Russia. E-mail: dasha217991@gmail.com
Abstract. This article examines the personal and professional characteristics of counselors at children's camps revealed during sociological research. The results of this research are graded and presented in seven tables, with commentaries for each. It was determined that respondents considered the most highly-valued personal qualities in counselors to be honesty, kindness and politeness. The same qualities are also named as those most desirable for emulation. The most highly-preferred life value for future camp counselors is family, and success in life is determined first and foremost through self-actualization. The text presents findings on the preferred characters of counselors. The professional qualities of counselors were determined using a range of specific questions. Analysis of the data obtained is performed using a correlational factor, which was chosen to be experience of working with children at a children's camp. The determining motive for the choice of the profession of camp counselor is the possibility of self-actualization. The most necessary traits for counselors are attentiveness, tactfulness, and responsibility. Those who specify responsibility have no work experience. A significant disparity between the opinions of those with and without experience was observed in the choice of social role (who to be in the eyes of the children). Those with experience more often wanted to serve as older companions, while new counselors more often wanted to be the children's friend. An open-ended question on the meaning of expressing "love towards children" demonstrated that it is associated with care, respect, benevolence and fairness. Self-assessments appear to indicate that the fundamental professional trains of counselor-teachers in general correspond to those which employers wish to see in their employees.
Keywords: youth health-improving camp, counsellor, life values, qualities of "real" counsellor. References
Belov A. A. Formirovanie gotovnosti bakalavra k social'no-vospitatel'noj deyatel'nosti v detskom ozdorovitel'nom uchrezhdenii. [Formation of readiness of a bachelor of socio-educational activities in the children's recreation facility]. Avtoreferat ... kand. ped. nauk. Moscow, 2015 [Elektronnyj resurs]. Biblioteka avtoreferatov i dissertacij po pedagogike. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/ dissertaciya-formirovanie-gotovnosti-bakalavra-k-sotsialno-vospitatelnoy-deyatelnosti-v-detskom-ozdorovitelnom-uchrezhdenii#ixzz576TKFHIG (Data obrashcheniya: 01.10.2017). (In Russ.).
Chagina N. S. Formirovanie social'no-pedagogicheskoj kompetentnosti vozhatogo detskogo ozdorovitel'nogo lagerya. [Formation of social and pedagogical competence of the children's camp counselor]. Avtoreferat ... kand. ped. nauk. Moscow, 2008 [Elektronnyj resurs]. Nauka/Pedagogika. URL.: http://nauka-pedagogika. com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-sotsialno-pedagogicheskoy-kompetentnosti-vozha-togo-detskogo-ozdorovitelnogo-lagerya (Data obrashcheniya: 03.10.2017). (In Russ.).
Lesnov A. A. Formirovanie u budushchih uchitelej nachal'nyh klassov kompetentnosti v oblasti vos-pitatel'noj raboty v detskom ozdorovitel'nom lagere. [Formation of competence of future primary school teachers in the field of educational work in children's health camp]. Avtoreferat ... kand. ped. nauk. Joshkar-Ola, 2015 [Elektronnyj resurs]. Biblioteka avtoreferatov i dissertacij po pedagogike. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-formirovanie-u-buduschih-uchite-ley-nachalnyh-klassov-kompetentnosti-v-oblasti-vospitatelnoy-raboty-v-detskom-ozdoroviteln#ixz-z576U7E4AH (Data obrashcheniya: 02.10.2017). (In Russ.)
Nastol'naya kniga vozhatogo. [The counselor's handbook]. Sost. V. Gugnin. M.: Al'pina pablisher, 2015. 297 p. (In Russ.).
Rossijskoe obshchestvo i vyzovy vremeni. Kniga chetvyortaya [Russian society and the challenges of the time. Book four]. Ed. by M. K. Gorshkov, V. V. Petuhov. M.: Ves' Mir, 2016. 400 p. (In Russ.).
Suhomlinskij V. A. Roditel'skaya pedagogika. [Parental pedagogy]. Novosibirsk, 1985. 221 p. (In Russ.).
Date received by 27.02.2018.