удк 614.2 : [ 656.2 : 334.722,8] (571.6)
л.в. солохина, в.м. салатник, н.в. Широглазова
тенденции потерь трудового потенциала дальневосточной железной дороги
Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
Проблема сохранения и развития трудовых ресурсов — общегосударственная задача, в решении которой одно из ведущих мест в рыночных условиях, бесспорно, отводится бизнесу.
Социальная корпоративная ответственность за поддержание и укрепление здоровья работников, адекватное медицинское обеспечение, улучшение условий труда и обеспечение безопасности работы, развитие организационных форм и культуры труда, создание позитивного социального климата — эти направления находятся в центре внимания корпоративной стратегии открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»).
Вместе с тем, финансовые ограничения заставляют искать пути наиболее рентабельного вложения материальных ресурсов в мероприятия и программы здравоохранения. В последние годы все чаще в здравоохранении применяется финансовый макроанализ, одной из задач которого является определение потерь, связанных с грузом болезней, позволяющий оценить совокупные потери от заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности и преждевременной смертности и совокупные затраты, направленные на их предотвращение [3, 4]. Экономическая оценка потерь трудового потенциала представляет собой важный этап научного обоснования направлений развития здравоохранения, мониторинга их эффективности [5]. Анализ потерь трудового потенциала дает возможность провести их объективное ранжирование от различных заболеваний, что является первоочередной задачей для выявления приоритетов развития здравоохранения и оценки его эффективности, что особенно актуально в период реформирования здравоохранения ОАО «РЖД». Наиболее важно выявить те направления, где имеются самые благоприятные потенциальные возможности достижения максимального положительного эффекта.
Целью данного исследования явилось экономическое обоснования приоритетов по охране здоровья работников дальневосточной железной дороги и оценка эффективности здравоохранения ОАО «РЖд» в период реформирования.
материалы и методы
Исследование проводилось на базе Региональной дирекции службы медицинского обеспечения дальневосточной железной дороги. Изучение потерь трудового потенциала в результате преждевременной смертности (ПС), первичного выхода на инвалидность (ПИ) и заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) проводилось в соответствии с методическими рекомендациями «Методика расчета медико-социальной и экономической эффективности реализации программ, направленных на улучшение здоровья населения», ут-
резюме
Представлены данные о структуре, динамике потерь трудового потенциала дальневосточной железной дороги в 2001-2006 гг. Проведенный анализ позволяет оценить эффективность охраны здоровья работников оАо «ржд» с позиций конечных результатов, выявить резервы для снижения потерь человеко-лет потенциальной трудовой жизни, что необходимо для повышения качества управленческих решений, определения стратегии развития здравоохранения.
Ключевые слова: трудовой потенциал, преждевременная смертность, первичный выход на инвалидность, временная утрата трудоспособности, эффективность, работники открытого акционерного общества «российские железные дороги»
L.V. solokhina, V.M. salahtnik, N.V. shiroglazova
tendencies of working resources losses at the far east railway
Far Eastern State Medical University, Khabarovsk summary
The survey of the structure, dynamics of the working resources losses amongst railway workers at the Far East Railway in 2001-2006 has been performed on the basis of the theoretical assumption that human resources is one of the main components in the structure of the economy in modern society. As a result of this survey we established efficacy of the Far East Railway Health service, revealing reserves for l working resources reduction. It is necessary for quality of management and medical strategy of Health service development improvement at the Far East Railway.
Key words: working resources, untimely mortality rate, temporary loss of ability to work.
вержденными Минздравсоцразвития РФ 14.03.2005 г., методикой Е.М. Аксель, В.В. Двойрина [1, 2]. В качестве источников информации использовались официальные статистические данные об умерших по полу, возрасту, причинам смерти, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, о первичном выходе на инвалидность работников Дальневосточной железной дороги в 20012006 гг. Данный временной период определен началом структурной реформы на железнодорожном транспорте и реформированием корпоративного здравоохранения ОАО «РЖД».
Результаты и обсуждение
В 2006 г. на Дальневосточной железной дороге было потеряно 6 326,5 человеко-лет потенциальной трудо-
Таблица 1
Потери трудового потенциала по причине преждевременной смертности (Пс), первичного выхода на инвалидность (Пи) и заболеваемости с временной утратой трудоспособности (звут) в 2006 г.
вой жизни, что составило 1 594 278 тыс. руб. косвенного ущерба в результате недопроизведенного валового внутреннего продукта. Из них около половины (676 872 тыс. руб., или 42%) связано с преждевременной смертностью, третья часть (552 258 тыс. руб., или 35%) с временной и (365 148 тыс., или руб. 23%), со стойкой утратой трудоспособности (I и I группа инвалидности).
Социально-экономически обусловленные внешние причины (травмы) занимают первое ранговое место в структуре общих потерь (40%), определяя более половины несостоявшихся человеко-лет трудоспособного периода по причине преждевременной смертности (68%), по причине ЗВУТ — 21,7% и по причине первичного выхода на инвалидность — 14,1% (табл. 1).
Онкозаболевания, составляя десятую часть общих потерь, определяют на треть (30,3%) трудопотери вследствие первичного выхода на инвалидность. Болезни системы кровообращений по-прежнему представляют главную угрозу профессиональному долголетию и трудоспособности железнодорожников. Снижение трудового потенциала по этой причине связано с выходом на инвалидность (36,4%) и преждевременной смертностью (18,4%). В результате в среднем у одного больного период трудоспособности сокращается от 7-8 лет, в том числе от преждевременной смертности — на 9,1 г., первичного выхода на инвалидность — на 7 лет.
За период 2001-2006 гг. общие потери потенциальных лет трудовой жизни снизились на 13%, в том числе по причине временной утраты трудоспособности — на 30%, стойкой — на 5,3% и преждевременной смертности — на 7%.
Вместе с тем, зарегистрирован рост потерь, связанных с временной утратой трудоспособности по отдельным причинам, в частности, вследствие болезней системы кровообращения на 10,5%, в том числе ишемической болезни сердца — на 18,2% и цереброваскулярных заболеваний — на 33,1%.
Учитывая, что на тенденции временной и стойкой утраты трудоспособности значительное влияние оказывают экономические факторы (порядок оплаты листов нетрудоспособности, наличие социальных льгот и т.д.), наиболее объективным критерием оценки эффективности функционирования здравоохранения является показатель смертности.
Следует отметить, что стандартизованное отношение смертности ^МЯ) от всех причин работников Дальне-
Таблица 2
динамика потерь трудового потенциала вследствие преждевременной смертности работников двост ж.д. (на 1 тыс. работающих)
Причина смерти 2001 2006 Р
Р±т Р±т
Все причины 29,4±0,53 30,98±0,58 р>0,05
Травмы и отравления 19,2±0,43 21,1±0,48 р<0,001
Болезни системы кровообращения 5,4±0,25 5,7±0,26 р<0,001
Новообразования 2,5±0,16 1,2±0,12 р<0,001
восточной железной дороги к смертности трудоспособного населения дальневосточного федерального округа у мужчин составляет 0,32, а у женщин — 0,22, т.е. в 3-4 раза ниже.
Несмотря на абсолютное снижение трудопотерь по причине преждевременной смертности, число утраченных человеко-лет потенциальной жизни на 1000 работников дороги осталось на прежнем уровне: 30,98±0,58 в 2006 г. против 29,4±0,53 в 2001 г. (р>0,05).
Установлен достоверный рост потерь трудового потенциала за исследуемый период от внешних причин, болезней системы кровообращения и снижение в 2 раза вследствие новообразований (табл. 2).
В 2006 г. в результате смертности от внешних причин, травм и отравлений экономический ущерб от недопроиз-веденного валового внутреннего продукта составил 460 152 тыс. руб., в том числе от преднамеренного самоповреждения — 91 476 тыс. руб. токсического действия алкоголя — 31 500 тыс. руб.
И если уровень трудопотерь от самоубийств на 1000 работников достоверно снизился на 9%, то по причине токсического действия алкоголя, напротив, возрос. Социально-экономический ущерб от болезней системы кровообращения составил 124 544,45 тыс. руб. (18,4%), из которых 33% приходится на острую сердечно-сосудистую недостаточность, 28,5% — на ишемическую болезнь сердца, 21,7% — на острый инфаркт миокарда, 16,2% — на острое нарушение мозгового кровообращения. отмечается снижение вклада острой сердечно-сосудистой недостаточности с 49% в 2001 г. до 33% в 2006 г. и цереброваскулярных заболеваний с 19,8 до 16,2% соответственно, что позволяет предположить улучшение диагностики на ранних стадиях в результате диспансеризации, реализации программ по профилактике артериальной гипертонии.
Экономическая выгода от снижения трудопотерь вследствие новообразований условно составила в 2006 г. 37 296 тыс. руб.
Среди резервов увеличение продолжительности трудового периода жизни в отдельных возрастах, вплоть до границ пенсионного возраста в потерях, а, следовательно, в потенциальных источниках роста продолжительности жизни, доминируют травмы: у мужчин — абсолютно, у женщин — преимущественно. За счет устранения смертности от травм и отравлений в возрастной группе до 40 лет может быть реализовано около 88% максимальных резервов роста продолжительности жизни в этом периоде для мужчин и 40,7% — для женщин. В старших возраст-
Причины ПС ПИ (1 и 2 гр.) ЗВУТ Общие потери
абс. % абс. % абс. % абс. %
Травмы 1826 68,0 205 14,1 475,8 21,7 2506,8 40,0
БСК 494 18,4 528 36,4 255 11,6 1277 20,2
Онкозаб. 103 3,8 439 30,3 81,3 3,7 623,3 9,9
Прочие 263 9,8 277 19,1 1379,4 63 1919,4 29,9
Всего 2686 100,0 1449 100,0 2191,5 100 6326,5 100
ных группах вклад этой причины снижается до 40,8% для мужчин и 18,6% — для женщин.
Заметный «вклад» в потери трудоспособного периода, начиная с молодых трудоспособных возрастов, вносят болезни системы кровообращения. При предотвращении смертности от них увеличение продолжительности жизни могло бы составить около 5% для мужчин в молодом трудоспособном возрасте и 34,1% после 40 лет — для мужчин и 20,5% — женщин.
Таким образом, использование методов потенциальной демографии позволяет выявить особенности потерь трудового потенциала, ведущие заболевания, приносящие наибольший ущерб, оценить в динамике эффективность деятельности здравоохранения и определить резервы для увеличения продолжительности трудового периода.
Литература
1. Аксель Е.М., Двойрин В.В. // Совет. здравоох. 1987. №10. С. 35-38.
2. Дмитриев В.И., Ощепкова Е.В., Хальфин Р.А. Методика расчета медико-социальной и экономической эффективности реализации программ, направленных на улучшение здоровья населения: Мет. рек. М., 2005. 65 с.
3. Ермаков С.П. Современные возможности интегральной оценки медико-демографических процессов. М.: Медицина, 1996. 61 с.
4. Корчагин В.П. // Экономика здравоохранения. 1999. №2. С. 12-15.
5. Murray C.J.L. et al. // Adult Health in the developing world / Feachem R. et al. Washington: World bank, 1993. P. 67-91.
□□□
удк 614.253 : 613.62] : 656 (571.6) 06.036 Л.в Солохина, к.Р. Аветян, в.м. Салатник
уровень и качество жизни медицинских работников негосударственных учреждений здравоохранения оао «Ржд» на дальневосточной железной дороге
Дальневосточный государственный медицинский университет, Хабаровск
В мировой практике к одним из важнейших ресурсов относятся человеческие. Главное богатство общества — человек, а конечным критерием экономического и социального прогресса выступают мера развития человека и удовлетворение его потребностей, развитие его творческого потенциала.
Актуальность изучения качества и уровня жизни медицинских работников негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» обусловлена тем, что корпоративное здравоохранение — не только важнейший фактор сохранения и укрепления здоровья железнодорожников, медицинского обеспечения безопасности движения поездов, а также тем, что медицинские работники — одна из социальных групп населения, испытывающих на себе все проблемы социально-экономического преобразования общественной жизни, неопределенности и потери льгот при изменении организационно-правовой формы учреждений здравоохранения в период структурной реформы на железнодорожном транспорте и призванная, в известной мере, еще и амортизировать эти проблемы. Следовательно, медицинские работники находятся как в кругу собственных жизненных проблем, так и проблем своих пациентов, испытывая при этом двойную социально-психологическую нагрузку. Кроме того, работа в учреждениях здравоохранения предъявляет значительные требования
к здоровью работающего, его физическому состоянию и выносливости, объему оперативной и долговременной памяти, способности противостоять основным вредным профессиональным факторам: биологическим, психоэмоциональным и эргономическим.
Процессы реструктуризации ведомственного здравоохранения и переориентация в оценках профессиональной деятельности, сокращение численности персонала, коечного фонда и передача части ведомственных учреждений здравоохранения в территориальное здравоохранение привели к тому, что за период 2001-2006 гг. трудовые ресурсы здравоохранения ОАО «РЖД» на Дальневосточной железной дороге (ДВОСТ ж.д.) (врачи и средний медицинский персонал) претерпели значительные и не всегда оправданные изменения.
В связи с вышеизложенным, изучение уровня и качества жизни медицинских работников в период реформирования и явилось целью нашего исследования.
Материалы и методы
Оценка уровня жизни проводилась на основании анализа динамики реальной начисленной заработной платы по всем категориям медицинского персонала в учреждениях здравоохранения Дальневосточной железной дороги в 2004 -2007 гг. На основании серийной выборки