Научная статья на тему 'Болезни системы кровообращения у работников железнодорожного транспорта'

Болезни системы кровообращения у работников железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
645
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЕЗНИ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ / АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПРОФИЛАКТИКА / ИНВАЛИДНОСТЬ / ВРЕМЕННАЯ НЕТРУДОСПОСОБНОСТЬ / ПРЕДРЕЙСОВЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ / DISEASES OF CIRCULATORY SYSTEM / ARTERIAL HYPERTENSION / RAILWAY TRANSPORT / PREVENTION / DISABILITY / TEMPORARY DISABILITY / PRE-REGULAR ROUTE MEDICAL EXAMINATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Молодцов Р. Н., Шеметова Г. Н.

В статье приведены эпидемиологические и медико-социальные аспекты болезней системы кровообращения у работников железнодорожного транспорта (на примере Приволжской железной дороги) за 2000—2010 годы. Выявленные тенденции распространения патологии сердечно-сосудистой системы у железнодорожников выдвигают на первый план вопросы практической реализации приоритета профилактики в организации медицинской помощи этой категории пациентов. Приводятся основные направления комплексной профилактики болезней сердечно-сосудистой системы у работников железнодорожного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Молодцов Р. Н., Шеметова Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DISEASES OF CIRCULATORY SYSTEM IN EMPLOYEES OF RAILWAY TRANSPORT

The article presents the epidemiologic and medical social aspects of diseases of circulatory system in employees of railway transport in 2000-2010 exemplified by Privolzhskiy railroad. The established tendencies in prevalence of pathology of cardio-vascular system in railroad workers makes the issues of practical implementation of priority of prevention in the organization of medical care to this group of patients to come to foreground. The main directions for complex prevention of diseases of circulatory system in employees of railway transport are presented.

Текст научной работы на тему «Болезни системы кровообращения у работников железнодорожного транспорта»

© Р. Н. Молодцов, Г. Н. Шеметова, 2013 УДК 616.62:616.1]:656.2:312.6

Р. Н. Молодцов, Г. Н. Шеметова БОЛЕЗНИ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ У РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России, 410028, Саратов, ул. 53й стрелковой дивизии, 6/9, Россия

В статье приведены эпидемиологические и медико-социальные аспекты болезней системы кровообращения у работников железнодорожного транспорта (на примере Приволжской железной дороги) за 2000—2010 годы. Выявленные тенденции распространения патологии сердечно-сосудистой системы у железнодорожников выдвигают на первый план вопросы практической реализации приоритета профилактики в организации медицинской помощи этой категории пациентов. Приводятся основные направления комплексной профилактики болезней сердечно-сосудистой системы у работников железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: болезни системы кровообращения, артериальная гипертензия, железнодорожный транспорт, профилактика, инвалидность, временная нетрудоспособность, предрейсовые медицинские осмотры

THE DISEASES OF CIRCULATORY SYSTEM IN EMPLOYEES OF RAILWAY TRANSPORT

R.N. Molodtsov, G.N. Shemetova

The V.I. Rasumovskiy Saratov state medical university, 410028 Saratov, the 53th infantry division str., 6/9,

Russia

The article presents the epidemiologic and medical social aspects of diseases of circulatory system in employees of railway transport in 2000-2010 exemplified by Privolzhskiy railroad. The established tendencies in prevalence of pathology of cardio-vascular system in railroad workers makes the issues of practical implementation of priority ofprevention in the organization of medical care to this group ofpatients to come to foreground. The main directions for complex prevention of diseases of circulatory system in employees of railway transport are presented.

Key words: diseases of circulatory system, arterial hypertension, railway transport, prevention, disability, temporary disability, pre-regular route medical examination

Железнодорожный транспорт как отрасль нуждается в высококлассных специалистах, способных обеспечить безопасность движения поездов и решение насущных народнохозяйственных задач. В связи с этим охрана здоровья железнодорожников разных профессиональных групп становится приоритетным направлением в общей системе мер по обеспечению максимальной надежности железнодорожного транспорта. Особое место в состоянии здоровья работников железнодорожного транспорта принадлежит болезням системы кровообращения.

Объективная медико-социальная оценка сердечнососудистой патологии у работников железнодорожного транспорта является необходимым условием целенаправленной деятельности ведомственной медицинской службы при разработке комплексных программ профилактики и повышения качества специализированной помощи.

Цель исследования — оценка состояния и динамики заболеваемости болезнями системы кровообращения (БКС) работников железнодорожного транспорта (на примере Приволжской железной дороги ОАО "РЖД") по материалам обращаемости в ЛПУ, а также медико-социальной значимости этой патологии в состоянии здоровья данной категории населения.

Материалы и методы исследования

Проведено изучение динамики заболеваемости БСК работников Приволжской железной дороги за 2000— 2010 гг. по материалам обращаемости в ЛПУ, по данным госпитализации; была уточнена структура этой патологии, проанализированы показатели инвалидности и смертности.

Р. Н. Молодцов — аспирант (Nenadyk@yandex.ru); Г. Н. Шеметова — д-р мед. наук, зав. каф. (Nenadyk@yandex.ru)

Результаты исследования

Было установлено, что в течение последних 11 лет отмечается значительный рост общей заболеваемости БСК (в 2,01 раза) — с 227,2 на 1000 работающих в 2000 г. до 458,8 в 2010 г. Показатели первичной заболеваемости БСК работников железнодорожного транспорта возросли на 13% — с 32,6 до 46,8 на 1000 работающего населения. Динамика показателей общей и первичной заболеваемости БСК на ведомственном уровне за 2000—2010 гг. представлена на рис. 1.

Следует отметить, что в общей структуре заболеваемости работников железнодорожного транспорта БСК поднялись с 3-го рангового места в 2000 г. на 2-е в 2005 г. и 1-е — в 2010 г. Удельный вес БСК в 2010 г. составил 16,9% в общей структуре заболеваемости.

Уровни первичной заболеваемости БСК работников Приволжской железной дороги на протяжении ряда лет существенно превышают показатели по Саратовской области и по Российской Федерации в целом (рис. 2). В частности, в 2010 г. показатели первичной заболеваемости по Приволжской железной дороге составили 46,8 на 1000 работающего населения, по Саратовской области — 38,4 и по России — 31,2.

В структуре БСК среди работников Приволжской железной дороги наибольший удельный вес составили артериальная гипертензия (56,5%) и ишемическая болезнь сердца (21,3%); 22,2% приходилось на прочие БСК.

Более детальное изучение заболеваемости БСК выявило наличие заметных различий у представителей различных железнодорожных профессий. Так, наибольший уровень заболеваемости БСК по обращаемости в поликлинику отмечен среди работников локомотивных бригад (машинистов и помощников машинистов) и инженерно-технических работников — 162,6; 102,1 и

500 450 400 350 300 250 200 150 100 50

458,8

227,2

255,4

243,8

256,5

274,3

291,0

325,0

359,4 371 '9

398,4

32,6

39,8

45,1

46,1

45,8

47,2

47,0

46,8

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Общая заболеваемость

Первичная заболеваемость

Рис. 1. Динамика общей и первичной заболеваемости БСК работников Приволжской железной дороги за 2000—2010 гг.

(на 1000 работающих).

105,6 на 1000 работающих соответственно; несколько ниже — у представителей рабочих профессий (рабочие депо, монтеры пути) и специалистов — 85,3 и 65,5 соответственно; наименьший — среди проводников — 3,5 на 1000 (см. таблицу).

Нами были проанализированы не только частота обращаемости железнодорожников в поликлинику в связи с БСК, но и частота госпитализаций. Обращает на себя внимание рост с 2000 по 2010 г. уровня госпитализаций по поводу БСК на 54%. Частота заболеваемости по данным стационаров за последние 10 лет неуклонно увеличивалась — с 80,0 в 2000 г. до 110,4 в 2005 г. и достигла 145,9 на 1000 работающего населения в 2010 году; зарегистрировано ежегодное увеличение числа госпитализированных пациентов в среднем в 1,2 раза. Среди всех причин госпитализации железнодорожников сердечно-сосудистая патология занимала 1-е ранговое место. Удельный вес БСК в структуре госпитализаций составил в 2010 г. 19,8% от всех классов болезней, опережая болезни мочеполовой системы (14,4%) и новообразования (12,5%). При анализе возрастной структуры заболеваемости по данным стационаров установлено, что среди пациентов с патологией системы кровообращения преобладали лица от 40 до 55 лет — 62,7%; 26,3% составили пациенты в возрасте 20—39 лет. Изучение гендерных особенностей показало преобладание мужчин (65%) над женщинами (35%).

Изучение динамики показателей временной нетрудоспособности, обусловленной БСК, показало их снижение за последние 10 лет в дд 1,5 раза в случаях (с 4456 до ' 2986) и в 1,4 раза в днях нетрудоспособности (с 67 498 до 49 301). Временные трудо-потери в связи с БСК на 1000 работающих снизились с 63,1 до 53,4 случая и с 956,2 до 882,6 дня нетрудоспособности. Отмечается небольшой рост показателя средней продолжительности случая нетрудоспособности с 15,1 до 16,5 дня. В целом временная нетрудоспособность в связи с БСК у работников железнодорожного транспорта на протяжении ряда лет занимает стабильное 4-е место в днях и случаях среди всех

классов болезней, уступая травматизму, болезням органов дыхания и болезням костно-мышечной системы и соединительной ткани и составляя 9,1% в случаях и 10,7% в днях.

В ходе исследования изучались также особенности динамики временной нетрудоспособности в зависимости от возраста и пола. Установлено, что среди работников, обращающихся за листком нетрудоспособности по поводу БСК, преобладали мужчины среднего возраста от 40 до 59 лет, составляя 64,2% в 1998 г., 59,6% в 2003 г. и 61,3% в 2008 г.

Одним из значимых показателей, отражающих состояние здоровья железнодорожников, условий их жизни, труда, быта является инвалидность. В структуре причин первичного выхода на инвалидность БСК стабильно занимали 1-е место (в 2002 г. БСК составляли 41,2%, в 2004 г. — 36,6%, в 2006 г. — 35,8%, в 2008 г. — 38,9%), опережая новообразования, удельный вес которых оказался ниже (в 2002 г. — 22,6%, в 2004 г. — 30,5%, в 2006 г. — 32,6%, в 2008 г. — 31,2%) и болезни костно-мышечной системы. Только в 2010 г. БСК уступили 1-е место новообразованиям, заняв 2-е место, составляя 28,8%. За 2002—2010 гг. показатели первичного выхода на инвалидность вследствие БСК снизились с 1,17 до 0,61 на 1000 работающих. В структуре инвалидности по группам за 2010 г. инвалиды I группы составили 7%, II группы — 41,3% и III группы — 51,7%. Среди причин инвалидности преобладали ИБС, гипертониче-

46,1

47,2

46,8

2000

2002

2004

2006

2008

2010

Россия [:::j Саратовская область

Приволжская железная дорога

Рис.

2. Динамика первичной заболеваемости на ведомственном, региональном уровнях и по Российской Федерации за 2000—2010 гг. (на 1000 работающих).

Обращаемость представителей различных железнодорожных профессий в поликлиники НУЗ на Приволжской железной дороге в связи с наиболее распространенными заболеваниями (на 1000 человек) в 2010 г.

Профессиональная группа БОД БСК БНС БОП ТО Всего

Машинисты 287,3 162,6 116,3 131,5 109,3 807

Помощники машинистов 369,1 102,1 65,2 82,3 74,3 693

Инженерно-технические работники 214,8 105,6 66,3 46,5 29,4 462,6

Диспетчеры стрелочного поста 136,8 85,3 118,6 8,9 49,6 399,2

Рабочие депо 198,3 68,2 55,1 35,2 31,5 388,3

Железнодорожные рабочие 134,1 32,4 16,3 56,3 71,2 310,3

Специалисты 169,7 65,5 18,2 41,2 14,1 308,7

Строители 108,3 31,2 24,6 49,6 48,3 262

Прочие специальности 78,2 17,9 42,2 15,6 29,9 183,8

Руководители 16,2 25,6 14,3 7,5 7,1 70,7

Проводники 8,1 3,5 5,1 3,5 5,6 25,8

Среднее число обращений 143,4 58,3 45,2 39,8 39,2 325,9

Примечание. БОД — болезни органов дыхания; БНС — болезни нервной системы; БОП — болезни органов пищеварения; ТО — травмы

равления.

ская болезнь и сосудистые поражения мозга. В целом уровень инвалидности работников железнодорожного транспорта Приволжской железной дороги ниже, чем в среднем по Российской Федерации.

Причины профессиональной непригодности машинистов и помощников машинистов железнодорожного транспорта приведены на рис. 3.

Общеизвестно, что важность любой медико-социальной проблемы с позиции здравоохранения определяется главным образом способностью уменьшать продолжительность предстоящей жизни, вызывать преждевременную смертность. В структуре всех причин смерти среди прикрепленного к негосударственному учреждению здравоохранения населения на Приволжской железной дороге (из них около 45% работники железнодорожного транспорта и 18% пенсионеры железнодорожники), смертность от БСК занимает 1-е место, опережая все остальные классы заболеваний. За 2000— 2010 гг. отмечается некоторый рост показателей смертности вследствие БСК работающих на Приволжской железной дороге — с 1,1 на 1000 работающих в 2000 г. до 1,98 в 2010 г., хотя эти показатели существенно ниже среднероссийского показателя (в Российской Федерации — 8,04). За тот же период на рабочих местах среди работников Приволжской железной дороги, зафиксировано 5 летальных случаев, связанных с внезапной коронарной смертью.

Высокая заболеваемость БСК работников железнодорожного транспорта трудоспособного возраста — это не только важная медицинская, но и экономическая проблема, поскольку сопровождается возрастающими экономическими потерями для государства, уменьшает экономический потенциал, отрицательно сказывается

Прочие болезни -16,8%

Болезни глаз -14,2%

Болезни нервной системы -19,0%

Болезни системы кровообращения -38,1%

Болезни системы пищеварения -2,4%

Болезни

костно-мышечной системы -9,5%

Рис. 3. Причины профессиональной непригодности работников локомотивных бригад.

на производстве валового внутреннего продукта. По методике Э.Н.Кулагиной нами была рассчитана общая сумма экономических потерь от заболеваемости с временной утратой трудоспособности работников железнодорожного транспорта в связи с БСК; она составила более 256 млн рублей (в ценах 2010 г.).

Таким образом, проведенное исследование патологии системы кровообращения у работников Приволжской железной дороги за 2000—2010 гг. установило следующие тенденции: рост заболеваемости (коэффициент прироста 49,8%), высокую распространенность артериальной гипертензии и ИБС у пациентов наиболее работоспособного возраста, серьезные социально-экономические последствия — значительные расходы, связанные с госпитализацией, лечением, реабилитацией этих больных, а также инвалидизацией и выплатой социальных пособий. По многим показателям заболеваемость БСК на ведомственном уровне превышает аналогичные показатели на территориальном уровне и по стране.

Анализ причин наиболее распространенных БСК у железнодорожников свидетельствует, что они связаны с комплексным воздействием неблагоприятных и вредных производственных факторов — шума, вибрации и др., но в первую очередь с наличием больших физических и нервно-эмоциональных нагрузок у работающих, особенно работников локомотивных бригад, диспетчер-ско-операторских профессий, руководящего состава. Высокая интенсивность нервно-эмоционального напряжения нередко обусловлена работой машиниста без помощника, в ночные смены, в условиях дефицита времени, ослепления и т. п. Имеют значение и такие факторы, как наличие гиподинамии и монотонии, курение на рабочих местах, частая смена временных и климатических поясов, что способствует развитию утомления.

Устойчивая динамика роста заболеваемости железнодорожников наиболее распространенными БСК может быть объяснена активизацией работы по выявлению указанной патологии в рамках проводимых скрининго-вых программ (в частности, внедрение автоматизированной системы предрейсовых медицинских осмотров АСПО) и диспансеризации работающих. В частности, за период работы АСПО (2007—2011) создана база ге-модинамических и психофизиологических данных на каждого работника локомотивной бригады. Накопленные данные параметров частоты сердечного ритма и артериального давления используются цеховым терапевтом в следующих направлениях: мониторирование состояния здоровья работников локомотивных бригад, формирование групп риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, контроль эффективности терапии у

лиц с установленным диагнозом артериальной гипер-тензии, разработка и контроль за эффективностью индивидуальных программ наблюдения и реабилитации.

Одним из критериев эффективности наблюдения за состоянием здоровья работников локомотивных бригад с помощью системы АСПО и внедрения новой методики определения индивидуальных допусков в рейс может служить уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности по причине артериальной гипертен-зии, которая в 2011 г. снизилась на 55% по сравнению с предыдущими годами.

Вместе с тем проблема БСК у работников железнодорожных профессий, и особенно связанных с обеспечением безопасности движения, по-прежнему входит в число первоочередных медико-социальных проблем, требующих своего решения; необходимо совершенствование мероприятий первичной профилактики, оздоровления, а также диспансеризации и восстановительного лечения. Безусловно, перспективным направлением является развитие предиктивной медицины, в том числе по отношению к наиболее распространенным БСК, за счет внедрения исследований биомаркеров — предвестников повреждений сердечно-сосудистой системы (выявления дисфункции эндотелия и других ранних признаков атеросклероза), позволяющих определять

донозологические стадии заболеваний, своевременно проводить их коррекцию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Серьезное улучшение необходимо в статистическом и информационном обеспечении профилактических мероприятий. Оптимизация аналитических материалов по статистике БСК является одним из путей продвижения в стратегии профилактической кардиологии.

Таким образом, практическая реализация приоритета профилактической стратегии в организации специализированной медицинской помощи пациентам с БСК должна включать раннее, своевременное выявление этой патологии путем проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, основанных на скрининговых технологиях (в том числе компьютеризированных и анкетных), неформальное проведение диспансеризации, качественное оздоровление и восстановительное лечение, в том числе санаторно-курортное. В первую очередь обследование должны проходить лица с высоким риском (в том числе профессиональным) развития поражений сердечно-сосудистой системы: железнодорожники водительских профессий — машинисты, помощники машинистов, диспетчерско-опера-торских профессий, руководящего состава, а также учащиеся железнодорожного техникума.

Поступила 10.04.12

© Е. И. Петрова, О. В. Медведева, 2013 УДК 614.2:618.2-08(470.313)

Е. И. Петрова, О. В. Медведева СЛУЖБА РОДОВСПОМОЖЕНИЯ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБУ Рязанской области "Областной клинический перинатальный центр"; ГБУ ВПО Рязанский государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова Минздрава РФ; 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, 9, Россия

Важнейшими задачами приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения являются повышение доступности и качества первичной и высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе во время беременности и родов, а также профилактика и снижение материнской, перинатальной заболеваемости и смертности. Реорганизация службы родовспоможения будет способствовать и рациональному использованию коечного фонда учреждений родовспоможения, включая оптимальную обеспеченность, рациональную структуру, правильный отбор и регулирование потока для госпитализации, этапность оказания медицинской помощи.

Ключевые слова: служба родовспоможения, коечный фонд, обеспеченность койками, показатель средней занятости койки, рентабельность коечного фонда

THE SERVICE OF OBSTETRICS IN RYAZAN OBLAST

Ye.I. Petrova, O.V. Medvedeva,

The Ryazan oblast clinical perinatal center, Ryazan, Russia The I.P. Pavlov Ryazan state medical university of Minzdrav of Russia, 390026 Ryazan, the Visokovoltnaya str., 9, Russia

The article emphasizes that the major purposes ofpriority national project in health care field are increase of availability and quality ofprimary and high-tech medical care, including period during pregnancy and delivery. The prevention and decrease of maternal, perinatal morbidity and mortality are among these priorities too. The reorganization of obstetrics service will promote rationale using of bed stock of obstetrics institutions including the optimal supply, rationale structure, proper selection and regulation of flow for hospitalization and stages of medical care delivery.

Key words: obstetrics service, bed stock, bed supply, indicator of mean bed occupancy, cost-effectiveness of bed stock

Разработка и утверждение комплекса мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", что предполагает необходимость системных изменений в отрасли, определены Указом Президента Российской Феде-

Петрова Елена Игоревна — гл. врач; Медведева Ольга Васильевна — д-р мед. наук (o.medvedeva@rzgmu.ru)

рации от 7 мая 2012 г. № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" [1].

В Рязанской области стабильно регистрируются низкие показатели рождаемости (от 7,8%о в 1995 г. до 10,1%о в 2011 г.), что на 12,8% ниже, чем в целом по России (12,6%). На долю женщин в общей численности населения области приходится 54,5%. Женщины репродуктивного возраста составляют 25,4% от всего населения области и 46,5% от женского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.