Научная статья на тему 'Тенденции постановки внутреннего контроля в кредитных организациях'

Тенденции постановки внутреннего контроля в кредитных организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции постановки внутреннего контроля в кредитных организациях»

Е.В- Пронина

доцент Астраханского гос.технического университета

ТЕНДЕНЦИИ ПОСТАНОВКИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Реформирование существующей системы бухгалтерского учета и аудита в России, связанное с применением Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в учете, аудите и анализе деятельности кредитных организаций, актуализировало проблему организации системы внутреннего контроля в кредитных организациях. Стоит заметить, что роль МСФО и их влияние на экономическую ситуацию мирового финансового рынка за последние годы резко возросли. При этом совершенствование системы внутреннего контроля (СВК) в кредитных организациях является одним из важных факторов их эффективной деятельности и устойчивости банковской системы страны в целом.

В «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на 2004 год и на период до 2008 года», одобренной Правительством РФ, отмечается, что «важным элементом реформирования банковского дела в России является совершенствование подходов кредитных организаций к построению систем корпоративного управления и внутреннего контроля, прежде всего системы управления всеми видами банковских рисков. Кредитные организации должны реализовать меры по формированию и совершенствованию систем управления рисками, адекватных характеру совершаемых операций, а также эффективных информационных систем мониторинга рисков, одним из обязательных требований к которым является своевременное доведение необходимой и достаточной информации до органов управления кредитных организаций и соответствующих уполномоченных сотрудников» [1]. Поэтому можно сказать, что построение СВК в кредитных организациях является важным условием эффективного управления банковской деятельностью, так как действенный контроль позволяет отслеживать возникающие риски и рационально использовать имеющиеся ресурсы для обеспечения стабильности кредитной организации и ее развития, создавая тем самым условия для стабильности всей банковской системы.

Правильно организованная СВК позволяет руководству кредитных организаций, а также аудиторам, как внутренним, так и внешним, и контролерам оценивать качество корпоративного менеджмента, адекватность применяемых процедур реальной ситуации и оказывает позитивное влияние на функционирование всей системы управления рисками. Вместе с тем следует отметить, что неправильно организованная СВК не только не обеспечивает эффективность управления, но и является фактором, подавляющим развитие кредитной органи-

зации и ее конкурентоспособности; вместо процесса, оказывающего информационную поддержку управления на всех уровнях, а в случае необходимости и его корректировку, она может превратиться в инструмент наказания, зачастую не всегда справедливого. Так как контроль влияет на всю систему управления, то неудачно спланированная СВК вынуждает работников подстраиваться под нее, т.е. ориентироваться на удовлетворение требований СВК, а не на достижение поставленных целей.

Вопросы организации и задачи контроля, связанного с банковской деятельностью, затрагиваются в ряде федеральных законов, в том числе: «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1, «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ, «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ, «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ, «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, а также в ряде нормативных и инструктивных актов, в том числе ЦБ РФ.

Спектр задач по организации СВК в кредитных организациях, определяемых в действующих законодательных и нормативных документах, весьма широк и разнообразен. Однако, подчеркивая значимость внутреннего контроля, действующее законодательство вместе с тем не определяет его статус и четкие требования к организации. Кроме того, нет единого понимания сущности контроля вообще и внутреннего контроля в частности. Анализируя требования к внутреннему контролю, можно отметить, что наряду с особой важностью и значимостью контроля, осуществляемого в кредитных организациях, широтой контролируемых направлений и видов деятельности наблюдаются неопределенность статуса контроля внутри кредитной организации по отдельным направлениям и видам работ и отсутствие четких требований к его принципам и проведению. Это является одной из причин, затрудняющих организацию эффективного контроля любых видов банковской деятельности, а также недостаточной координации действий различных субъектов, осуществляющих контроль и его мониторинг.

Повышенный интерес к осуществлению внутреннего контролирования работы банка объясняется и существенными убытками, понесенными рядом кредитных организаций в периоды кризисов, и явлениями банкротств отдельных банков в настоящее время. Важность системы эффективных мер контроля подтверждается и опытом мировой практики банковского регулирования [2]. Проведенный в ходе аудиторских проверок анализ проблем, вызвавших банкротство и существенные убытки в отдельных банках, показал, что их можно было бы избежать при наличии у банков эффективных систем внутреннего контроля.

Формирование рыночных отношений, усиление конкуренции, финансовой либерализации, диверсификации и дезинтеграции в экономике порождают новые проблемы и инициируют возникновение у банков новых рисков. В этой связи организация, методы и техника контролирования должны непрерывно развивать-

ся, отбрасывая бюрократические традиции, и совершенствоваться, с тем чтобы предотвращать возникновение кризисных ситуаций и минимизировать ошибки в управленческой деятельности. При этом контролирование, на наш взгляд, позволяет проводить оценку качества корпоративного управления и оказывать активное влияние на функционирование всей системы мер управления рисками, оценивать адекватность применяемых процедур реальной ситуации.

Осуществляя оценку современного состояния организации внутреннего контроля банков, можно прийти к выводу, что организация системы внутреннего контроля должна соответствовать изменяющимся условиям рыночной экономики и хозяйственным условиям, при этом ее совершенствование предполагает непрерывность процесса выявления и устранения недостатков.

Существенный элемент в организации СВК — выработка этических норм и стандартов, которые определяют культуру контроля. Стоит отметить, что важность и значимость деятельности по осуществлению контроля должна признаваться всеми сотрудниками банка. При этом необходимо осознание, что контролирование направлено на стимулирование эффективного выполнения служебных обязанностей каждым сотрудником банка. А это предполагает выявление и своевременное доведение до сведения руководства соответствующего уровня любых возникающих проблем, а также случаев несоблюдения профессиональной этики или других нарушений и злоупотреблений. Основой для такого поведения сотрудников может стать: четкое описание операционных процедур и правил во внутренних регламентах банка; эффективное распределение обязанностей и контроля, исключающих возможность неправильного использования ресурсов или сокрытия отрицательных показателей; рациональная схема вознаграждения сотрудников; справедливое и адекватное воздействие за нарушения и злоупотребления; снижение акцента на достижение операционных результатов и показателей, имеющих краткосрочный эффект и способных привести к рискам в будущем [3].

Заметим, однако, что проводившийся автором ранее анализ информации о неудовлетворительном финансовом состоянии ряда банков свидетельствует о незначительном внимании, уделявшемся вопросам организации работы по осуществлению контролирования [4]. К недостаткам и проблемам в его организации можно отнести и формальный подход к контролированию со стороны менеджмента, и неумение профессионально сформировать культуру контроля, и отсутствие должного воздействия на улучшение работы банка. Нередки случаи некомпетентных или недостаточно строгих проверок, проводимых как специализированными службами внутреннего контроля, так и менеджментом; проведение проверок по факту возникновения критической ситуации или чрезвычайного происшествия, либо фрагментарное контролирование по программам для проверки одного подразделения, включающих последовательность разрозненных проверок отдельных операций в данном подразделении.

К причинам неэффективности внутреннего контроля в банках можно отнести и неудовлетворительную, а иногда и недостоверную информацию по результатам деятельности, особенно при доведении ее до вышестоящего

уровня управления, недостаточное внимание к разработке и периодическому пересмотру внутренней нормативной базы. Кроме того, не всегда своевременно разрабатываются или обновляются общая банковская стратегия и документы по различным аспектам политики банка, не выявляются возможные риски, а также риски, которые банк планирует принимать на себя, не устанавливаются приемлемые уровни этих рисков до возникновения критических ситуаций или значительных потерь. Проведенный анализ [см. 4] также показал, что во многих банках не разработана система доведения документов, определяющих политику банка и внутренние процедуры, до всех сотрудников, причастных к осуществлению контроля, что значительно снижает полезность и действенность указанных документов и контролирования.

Встречаются случаи некомпетентности и недостаточной подготовки сотрудников структурного подразделения внутреннего контроля, особенно тогда, когда небольшое их число должно охватывать при проверке широкий спектр различных банковских операций. Отсутствие необходимого опыта и знаний, особенно в области новых финансовых инструментов, систем электронной информации, учета, налогообложения, права и в других областях, не позволяет упомянутым сотрудникам выявить проблему и весь спектр определяющих ее факторов, провести ее комплексный анализ, объективно и критически осмыслить полученные разъяснения исполняющих операцию специалистов. Внутренние контрольно-ревизионные органы зачастую утрачивают независимое положение в банке, превращаясь в пассивных регистраторов фактов и процессов на контролируемых объектах, совершенствование же их деятельности сводится к незначительным организационным изменениям. Не внедряются системы автоматизированной обработки информации, полученной в процессе контроля и ревизий.

Основные недостатки, характерные для неэффективной деятельности по контролированию в банках, можно охарактеризовать следующим:

❖ невнимание, а нередко и пренебрежение руководства к организации контролирования, отсутствие культуры контроля в банке и понимания его важности;

❖ отсутствие или недостаточный управленческий контроль;

❖ нерациональная система управленческой подотчетности без четкого разграничения задач, обязанностей и разделения полномочий;

❖ неэффективная система стимулирования осуществления руководством линейного контроля;

❖ недостаточное внимание к работе по выявлению и оценке рисков — как уже известных (традиционных), так и появляющихся в связи с освоением новых банковских продуктов и направлений деятельности;

❖ отсутствие адекватного контролирования над системой управления рисками и оценки рисков, учитывающих изменения в условиях банковской деятельности;

❖ неразвитость и нечеткая определенность структур, обеспечивающих контролирование; формальный подход при его осуществлении;

❖ отсутствие систематизации опыта и разработанных методик по эффективному применению тех или иных методов и инструментов контролирования для различных ситуаций;

❖ неудовлетворительное информационное обеспечение между различными уровнями руководства в банке и отсутствие обратной связи в процессе контролирования и управления;

❖ отсутствие внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность по осуществлению контролирования;

❖ неадекватная объему работы и деятельности банка численность контролеров; низкая требовательность со стороны субъектов контроля;

❖ игнорирование руководителями кредитных организаций информации о выявленных в результате контроля нарушениях банковских процедур и возникновении значительных рисков в деятельности банка, а также непринятие мер по результатам контроля;

❖ отсутствие постоянного мониторинга устранения недостатков и эффективной системы наблюдения за контролированием, в том числе через аудит;

❖ преобладание констатирующего контроля при недостатке активных форм упреждающего контролирования и мер превентивного характера;

❖ отсутствие комплексной оценки деятельности при определении ее состояния и перспектив для обеспечения раннего реагирования и принятия мер воздействия;

❖ отсутствие комплексных методик контролирования, позволяющих отслеживать весь процесс банковских операций с начала до конца и их взаимосвязи, то есть контролировать необходимо все элементы операции, включая контроль ее отражения в бухгалтерской и финансовой отчетности;

❖ отсутствие координации действий различных субъектов при осуществлении контролирования (контролирование операционной системы; системы кредитования; осуществление валютного контроля; контроля за деятельностью на рынке ценных бумаг; контроля противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и др.).

Одним из способов разрешения сложившейся ситуации, на наш взгляд, является определение основных задач системы контролирования в банке.

При этом нельзя забывать, что организовать эффективное контролирование можно только преодолев выявленные в процессе анализа недостатки и решив основные задачи по переходу от традиционного констатирующего контроля к активным формам, обеспечивающим упреждающий характер мер, и гармоничному встраиванию контроля во все процессы банковской деятельности.

Контролирование призвано содействовать соблюдению законов и регулятивных норм, способствовать реализации целей и задач политики банка в различных областях деятельности, принятых планов и установленных процедур [5]. При этом контролирование должно иметь широкий характер и из инструмента минимизации случаев хищений, ошибок и мошенничества трансформироваться

в процесс, снижающий риск непредвиденных убытков или подрыва репутации банка. Кроме того, при контролировании необходимо осуществлять оценку рисков, способных оказать отрицательное влияние на достижение целей банка на системной основе, что позволяет предотвратить или заранее выявить проблемы и принять адекватные меры, ограничивающие потенциальный ущерб кредитной организации.

Организация эффективного контролирования предполагает создание условий для бесперебойного функционирования кредитных организаций и выполнения ими целей по достижению прибыльности при обеспечении соблюдения законодательства (и самим банком, и в соответствующих случаях его клиентами). Поэтому в банке должно быть организовано контролирование не только собственной внутренней деятельности, но и отдельных аспектов деятельности клиентов, при этом для достижения наибольшей эффективности надо скоординировать деятельность внутренних и внешних субъектов, осуществляющих контроль.

Таким образом, к основным задачам контролирования можно отнести создание системы, обеспечивающей интегрированный подход к проведению контроля различными субъектами, имеющими специфические «собственные» цели в отношении различных направлений деятельности одного объекта контроля. Такой подход предполагает взаимодействие субъектов и консолидацию разнообразных методов контролирования для обеспечения комплексной оценки деятельности при определении ее состояния и перспектив, контроля над системой управления рисками, обеспечения раннего реагирования для принятия превентивных мер воздействия [6]. Можно прийти к выводу, что контролирование должно активно способствовать повышению качества управленческой деятельности с учетом новых требований к его организации. При этом в его практику также необходимо внедрять системы предупреждения проблем и реагирования на них.

Кроме того, как уже говорилось, необходим переход от пассивного констатирующего контроля к активным формам, в частности, к контрольно-аналитическому обеспечению управления информацией, прогнозированию и обоснованию организационных и экономических решений. Необходимо совершенствование форм, организации, методов и техники контролирования, с тем чтобы оно соответствовало изменяющимся хозяйственным условиям и минимизировало бы ошибки предпринимательской деятельности. Стоит отметить, что важная особенность современных задач контролирования заключается в том, что банк обязан исключить вовлечение кредитной организации и участие ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, а также своевременно предоставлять сведения в государственные органы и Банк России в соответствии с законодательством РФ. В этой связи наблюдается пристальное внимание к СВК в кредитных организациях и банковских группах.

Можно сказать, что правильно организованное в банке контролирование за размещением средств в кредитных организациях может существенно осложнить действия криминальных элементов. При этом важно создать в банках для хозяйствующих субъектов такие условия, чтобы сам процесс отмывания денег

был сложным, невыгодным и опасным. Правила же внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, разрабатываемые и реализуемые ответственным сотрудником, должны быть неотъемлемой частью единой системы внутреннего контроля кредитной организации, мониторинг за процессом функционирования которой осуществляется службой внутреннего контроля.

С учетом задач и недостатков организации внутрибанковского контроля в современных условиях основные правила и характеристики организации действенного и результативного контролирования могут быть сформулированы следующим образом [7].

❖ Ответственность за создание и функционирование внутренней системы контролирования несет совет директоров.

❖ За осуществление процесса контролирования и отслеживание его адекватности и результативности отвечает исполнительное руководство банка.

❖ Деятельность по контролированию должна осуществляться на постоянной систематизированной основе, охватывая все уровни управления, структурные подразделения, направления деятельности банка и возможные риски. Особенно важен адекватный надзор за принятием ключевых решений и за предоставлением отчетности о характере и результатах проводимых в связи с такими решениями операций.

❖ Контролирование должны осуществлять компетентные руководители, а также имеющие соответствующую подготовку специалисты всех уровней деятельности банка.

❖ Кредитная организация обязана обеспечить условия для беспрепятственного и эффективного проведения контролирования соответствующими субъектами.

❖ Службы контролирования должны обладать независимостью и быть беспристрастными.

❖ При организации контролирования необходимы: четкое согласование и делегирование прав; распределение полномочий на совершение банковских операций и сделок в соответствии с установленными на них лимитами; подотчетность руководителей всех уровней.

❖ Распределение должностных обязанностей должно исключать ситуации, при которых предоставленные права и сфера ответственности допускают возможность конфликта интересов служащего и банка, либо его клиентов.

❖ Процесс контролирования предполагает комплексное сочетание различных методов, приемов и инструментов контроля и их соответствие сложившейся ситуации.

❖ Для эффективной организации контролирования необходимо четкое разграничение функции управления рисками и функций контроля над рисками. При этом следует учитывать, что управление рисками предполагает выработку стратегии по выявлению и оценке всех рисков, принимаемых на себя банком, и

установление приемлемых уровней этих рисков. Организуемое на основе понимания основных рисков контролирование, сравнивая их с установленным уровнем, должно отслеживать соблюдение допустимых уровней отклонений.

❖ Контролирование должно иметь превентивный, упреждающий характер.

❖ Контролирование должно обеспечиваться адекватной, надежной, своевременной, доступной и правильно оформленной информацией финансового, операционного, правового характера, сведениями о процедурах, регулирующих обязанности, подлежащие проверке, а также данными о внешней банковской среде.

❖ Общая эффективность контролирования должна отслеживаться на постоянной основе специализированными службами контроля (аудита); выявляемые недостатки должны доводиться до руководителей соответствующего уровня и оперативно устраняться. Информацию о существенных недостатках необходимо сообщать исполнительному руководству и совету директоров.

❖ Мониторинг и оценка внутреннего контролирования должны осуществляться постоянно в соответствии с четкими критериями и показателями и являться основой для выработки решений по совершенствованию контролирования адекватно целям и задачам кредитной организации.

❖ Необходимо обеспечить тесную обратную связь контролирования и управления для принятия соответствующих мер по результатам выявленных нарушений.

❖ Важным элементом контролирования является формирование культуры контроля, основанной на этических нормах и принципах, т.е. осознание важности контролирования на всех уровнях, непрерывности, многогранности этой деятельности и необходимости полноценного участия в данном процессе каждого сотрудника.

Процесс контролирования предполагает одновременность и оптимальное сочетание комплекса различных направлений: так называемый контроль соответствия, т.е. контроль соблюдения действующего законодательства и порядка, установленного внутренними нормативными документами банка, и т.д.; управленческий контроль, контроль над управлением, контроль управления рисками; агентский контроль — контроль, осуществляемый в отношении деятельности клиентов по законодательству. Следует отметить, что чем больше направлений деятельности затрагивается в ходе контролирования, тем выше потребность в привлекаемых ресурсах на проведение контрольных мероприятий и значимее координация субъектов контролирования и их взаимодействия с субъектами управления.

Эффективное контролирование при этом должно предусматривать рациональное использование всех ресурсов в сочетании с оптимизацией численности контролеров. При этом нельзя допускать, чтобы отдельные направления проверялись неоправданно часто и в то же время оставались направления вне контроля. Следует также принимать во внимание, что, во-первых, проверить абсолютно

все невозможно, а во-вторых, такой необходимости просто нет. Кроме того, тотальный контроль, требуя значительных затрат, не дает гарантий и абсолютной уверенности в том, что все недостатки устранены.

Чрезмерный контроль отвлекает контролируемых субъектов от выполнения поставленных задач и снижает значение самоконтроля и личную ответственность исполнителя за результаты, перекладывая ее на контролеров.

При этом стоит отметить, что обеспечение реальной координации субъектов контролирования является одной из актуальных задач повышения эффективности системы внутреннего контроля в банке. За счет устранения дублирования и параллельности функций, избежания нерационального использования сил и средств возможно сокращение ресурсных затрат на контрольную деятельность и повышение роли самоконтроля. Согласованное функционирование субъектов, осуществляющих контроль, позволит, кроме того, оптимизировать полноту, гибкость и необходимую адекватность в реализации мер воздействия и регулирования деятельности по результатам контроля, что обеспечит высокое качество реализации функций менеджмента в системе управления кредитной организацией.

Завершая краткий обзор организации и характеристики системы внутреннего контроля банковской деятельности в современных условиях, необходимо отметить, что имеющиеся проблемы должны разрешаться на основе четких научно обоснованных правил рациональной организации деятельности по осуществлению контроля с учетом комплексного подхода, охватывающего взаимодействие контролирования с системой управления и внешним надзором.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на 2004 год и на период до 2008 года». 2003.

2. Антипова О.Н. и др. Международные стандарты банковского надзора.

М.: изд. Центра подготовки персонала ЦБ РФ. 2003.

3. Положение Банка России № 509 от 28.08.97 «Об организации внутреннего контроля в банках».

4. Банк В.Р., Пронина Е.В. Анализ эффективности банковской деятельности: Монография. М.: ООО «Экономист», 2005.

5. Белоглазова Г.Н. Современные тенденции развития банковского бизнеса // Вестник ОГУ. 2005. № 4.

6. Масленченков Ю.С. Управление устойчивостью коммерческого банка //

Бизнес и банки. 2003. № 49.

7. Пронина Е.В. Анализ финансово-экономических показателей деятельности коммерческих банков: Сб. статей. Астрахань: ООО «ЦНТЭП», 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.